Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УСПЕВАЕМОСТИ

НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УСПЕВАЕМОСТИ

Ключевые слова. Невротические состояния, психопатизация, невротизация, успеваемость.

Korotaeva A.E. 1 , Ovsyanikova A.V. 2

1 Student; 2 student; Perm State Medical University named after Academician E. A. Wagner

UNDERGRADUATE STUDENTS’ NEUROTIC STATE IN ACCORDANCE WITH THEIR ACADEMIC PROGRESS

Abstract

The article describes the influence of undergraduate students’ academic progress on their personality.

Keywords: neurotic state, neuroticism, psychopathia, academic progress.

Введение

Актуальность изучения проблемы невротических состояний связана в первую очередь с увеличением их количества за последние годы. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. [1,2]

При высоком уровне невротизации может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость.

Высокий уровень психопатизации свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Этим лицам присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций. [1,2]

Однако при выявлении данных расстройств может возникнуть проблема, связанная с нечеткой клинической картиной данных патологий и сложностью организации исследования различных крупных контингентов.

Поэтому, важным становится развертывание исследовательской и практической работы в области психогигиены и психопрофилактики невротических состояний.

Все это ставит перед психологом задачу создания экспресс – методов, которые, будучи обоснованными и чувствительными при достаточной простоте, обеспечили бы возможность обследования крупных контингентов на предмет выявления «группы риска», подлежащей детальному исследованию психоневрологом. [2]

В связи с этим были разработаны и апробированы такие опросники как: клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Яхин, Менделевич) и опросник, предназначенный для определения уровня невротизации и психопатизации (институт им. Бехтерева). [2,4]

Цель исследования – изучить влияние успеваемости студентов старших курсов на их личностные особенности.

Материалы и методы исследования

Проведено анкетирование 71 студента пятого курса лечебного факультета Пермского Государственного Медицинского Университета им. академика Е.А.Вагнера. Студенты были разделены на 2 группы: студенты со стабильно высоким уровнем успеваемости, средний балл зачетной книжки которых составил более 4,0 (1ГР) и студенты со средним и низким уровнем успеваемости, средний балл которых составил менее 4,0 (2ГР).

Исследование невротических состояний проводилось с помощью двух основных методик: клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Яхин, Менделевич), уровень невротизации и психопатизации (институт им. Бехтерева).

Каждая анкета обрабатывалась по оценочным шкалам данных методик. По первой методике проводились выявление и оценка невротических состояний по шести шкалам: уровни тревоги, невротической депрессии, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических и вегетативных нарушений. Показатель больше +1,28 указывает на уровень здоровья, меньше -1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств, а показатель от -1,28 до +1,28 свидетельствует о неопределенном результате.

По второй методике определялись уровни невротизации и психопатизации.

Итоговая оценка по каждой шкале представляет собой алгебраическую сумму всех диагностических коэффициентов. Оценки, не выходящие за пределы от -10 до +10 по шкале невротизации, и от -5 до +5 по шкале психопатизации, попадают в зону неопределенного результата. Отрицательная величина коэффициента свидетельствует о патологии, положительная – о норме.

Общие результаты обработаны с помощью программы Microsoft Excel 2010 c использованием формул из раздела «статистическая категория» и построением графического изображения результатов.

Читайте так же:
Как избавится от тревожности и беспокойства

Результаты и их обсуждение

Изучение полученных данных по первой методике выявило следующие закономерности.

По шкале тревоги уровень здоровья у студентов 2ГР составил 85,3%, что превысило соответствующие показатели студентов 1ГР (67,6%). Соотношение болезненного характера выявляемых расстройств у студентов 1ГР ко 2ГР составил соответственно 13,5 % к 2,9%.

Шкала невротической депрессии показала, что болезненный характер выявляемых расстройств у студентов 1ГР превышает данный показатель у 2ГР почти в 2 раза (1ГР – 21,6%, 2ГР – 11,8%).

Уровень здоровья по шкале астении у 2ГР (85,3%) выше, чем у 1ГР (75,7%). Вместе с этим болезненный характер выявляемых расстройств у студентов 1ГР (10,8%) выше, чем у 2ГР (2,9%).

У студентов 2ГР истерический тип реагирования встречался значительно реже. Так, болезненный характер выявляемых расстройств в этой группе составил всего 8,8%, а данный критерий по 1ГР составил 18,9%. Выявлено также, что уровень здоровья студентов 1ГР (70,3%) меньше, чем уровень здоровья студентов 2ГР (79,4%).

Зафиксировано, что по шкале обсессивно-фобических нарушений количество студентов 2ГР с нормальными показателями, соответствующими уровню здоровья, оказалось больше, чем количество таких же студентов 1ГР (2ГР – 79,4%, 1ГР – 67,6%). Промежуточное значение по данному показателю у 1ГР составило 24,4%, а у 2ГР – 14,6%.

При сравнении двух групп по шкале вегетативных нарушений были выявлены следующие результаты. Уровень здоровья студентов 1ГР составил 67,4%, что ниже соответствующего показателя у студентов 2ГР (88,2%). Вместе с тем промежуточное значение во 2ГР (20,9%) значительно выше, чем в 1ГР (2,9%). Болезненный характер вегетативных реакций у 1ГР – 11,6%, а у 2ГР – 8,8%.

Особое внимание заслуживают полученные данные средних значений показателей по всем 6 шкалам.

Так, уровень всех значений в 1ГР превышает тот же уровень во 2ГР (рис. 1)

07-07-2015 14-30-39

Рис. 1 – Средние значения показателей по всем 6 шкалам в двух группах.

Полученные данные по второй методике показали, что низкий уровень невротизации у студентов 2ГР (70,6%) выше, чем у студентов 1ГР (59,5%). Кроме того, низкий уровень психопатизации оказался почти в два раза выше во 2ГР при сравнении его с низким уровнем в 1ГР (2ГР – 52,9%, 1ГР – 21,6%). К тому же высокий уровень психопатизации выше в 1ГР (35,1%), чем во 2ГР (29,4%).

Выводы

Согласно полученным результатам студенты с завышенными требованиями к своей успеваемости более подвержены стрессовым воздействиям, в том числе со стороны учебной деятельности. Когда как студенты со средним и низким уровнем успеваемости менее восприимчивы к такому роду воздействиям. Вследствие этого невротические состояния студентов наблюдаются гораздо чаще при их ответственном отношении к учебе в ВУЗе.

Обзор систем, методов и методик оценки персонала

Условно все методы исследования организации можно подразделить на три основных подхода: гуманитарный, инженерный и эмпирический. Методы оценки персонала в наибольшей степени относятся к эмпирическому подходу, так как основываются на распространении успешного отраслевого или функционального опыта, использовании прецедентного опыта в принятии решений. В большинстве случаев оценка — это сравнение полученных в ходе исследования характеристик с характеристиками ‘эталонного образца’. Методы эмпирических исследований принято разделять на количественные и качественные.

Количественные методы
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.

Наиболее распространенным количественным методом является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа — анкеты. Благодаря простоте использования и обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые, предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях работника в рамках системы оценки ‘360 градусов’. В данном случае анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который занимается обработкой полученных данных.

Читайте так же:
Определение уровня и характера школьной тревожности

Одним из видов анкетирования, применяемых для оценки персонала, являются личностные опросники — класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. По форме они представляют собой списки вопросов, при этом ответы испытуемого представлены количественно. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы. С этой целью применяются конкретные методики. Приведем наиболее популярные из них:
1)Многофакторные личностные опросники (предназначены для описания широкой сферы индивидуально-личностных характеристик):
-Опросник Кеттела (16-PF): основными факторами являются общий уровень интеллекта, уровень развития воображения, восприимчивость к новому радикализму, эмоциональная устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности, открытость, замкнутость, смелость, отношение к людям, степень доминирования — подчиненности, зависимость от группы, динамичность;
-Опросник MMPI: к основным шкалам относятся соматизация тревоги, тревога и депрессивные тенденции, вытеснение факторов, вызывающих тревогу, реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, выраженность мужских/женских черт характера, ригидность аффекта, фиксация тревоги и ограничительное поведение, аутизация, отрицание тревоги, гипоманиакальные -тенденции, социальные контакты;
-Опросник FPI: данный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения;
-Характерологический опросник Леонгарда: тест предназначен для выявления типа акцентуации (определенного направления) характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. Диагностируются следующие типы акцентуации личности: демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимный.
2)Опросники мотивационных особенностей:
-Опросник Реана: диагностируется мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи;
-Тест на педантичность предназначен для диагностики уровня педантичности. С одной стороны, педантичность — это стремление следовать принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение различных мелочей, упущение из виду сущности дела. С другой стороны, педантичность проявляется и в исполнительности, ответственности, добросовестном отношении к обязанностям, строгости и точности, стремлении к истине.
3)Опросники психического благополучия (оценивается уровень нервно-психической адаптации, тревожности, нервно-психической устойчивости, невротизации, социальной адаптации):
-Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге: доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности;
-Методика экспресс-диагностики невроза Хека и Хесса: предварительная и обобщенная диагностика вероятности невроза;
-Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера: выявление уровня личностной и реактивной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность сотрудника к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий набор ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
4)Опросники самоотношения (изучаются особенности отношения сотрудника к самому себе):
-Методика самооценки личности (Будасси): определяется уровень самооценки (завышенная, заниженная или нормальная);
-Опросник Стефансона: методика используется для изучения представлений работника о себе самом. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное ‘я’, а не соответствие/несоответствие статистическим нормам и результатам других людей.
5)Опросники темперамента:
-Личностный опросник Айзенка: тест направлен на диагностику личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии;
Опросник Стреляу: диагностируется сила процессов возбуждения, процессов торможения, подвижность нервных процессов.
6)Опросники ценностей (применяются для изучения ценностно-смысловой сферы личности):
-Тест Рокича ‘Ценностные ориентации’: методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
7)Опросники эмоциональных особенностей:
-Тест ‘Эмоциональное выгорание’: выявляется степень психологической защиты в форме ‘эмоционального выгорания’ (данная методика особенно актуальна для работников, задействованных в сфере взаимодействия с людьми);
-Шкала оценки значимости эмоций: методика, предложенная Б.И. Додоновым, направлена на выявление эмоциональных состояний человека, которые доставляют ему удовольствие.
8)Тесты на активность поведения:
-Методика ‘Выход из трудных жизненных ситуаций’: определяется доминирующий у человека способ решения жизненных проблем.

Читайте так же:
Деменция и сахарный диабет 2 типа

Следует отметить, что многие из вышеуказанных методик изначально разрабатывались и использовались в клинической психологии и лишь затем стали использоваться на предприятиях для оценки персонала. Однако эти методики в большинстве своем не были в достаточной мере адаптированы для оценки сотрудников, поэтому для того, чтобы использовать их в организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний в сфере психологии.

Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например, к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.) разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
-Тест структуры интеллекта Амтхауэра: предназначен для определения способности к абстрактному мышлению, памяти, пространственному воображению, языковому чутью, математическому мышлению, образованию суждений и т.п.
-Тест Гилфорда: позволяет измерить социальный интеллект, который является профессионально важным качеством и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
-Тест Равена: позволяет при помощи прогрессивных матриц не только оценить сам интеллект, но и дает возможность составить представление о способности сотрудника к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.

Анкета уровня тревожности и невротизации

Пс ихолог и ческое тестирование все шире и шире используется в различных сферах общественной практики.

Первоначально тесты были созданы для выявления умственно отсталых индивидов. В дальнейшем они получили распространение в клинике при д ифф еренциальной диагностике психических отклонений, выявлении последствий травм нервной системы, обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств.

Тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже и в старших группах детского сада. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областей использования тестов в системе образования.

Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия — тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.

Читайте так же:
Лечение заикания у взрослых ростов на дону

Развитие практики психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист порой касается чуть ли не всех аспектов жизни человека. Все чаще люди обращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых процедур: от популярных, нередко шуточных опросников до слабо структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики.

Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. — М.:ООО «Издательство АСТ», 1997.

Активизирующая Профориентационная методика «Будь готов»(Н. Пряжников) /test/akprof.rar

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога /test/aonp.rar

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) /test/asv.rar

Бланк «Ваш сексуальный профиль» /test/sexprof.rar

Бланк теста нервно-психической адаптации /test/npa.rar

Бланк теста фиксации результатов (Hands-тест) /test/hads.rar

Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии /test/wippf.rar

Диагностика интеллекта ребенка. Тест Гудинаф-Харриса /test/intgudhar.rar

Диагностика состояния агрессии /test/das.rar

Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана /test/motmex.rar

Исследование уровня эмпатийных тенденций /test/etmem.rar

Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кэттела (CFIT) /test/cfit.rar

Личностный опросник бехтеревского института (ЛОБИ) /test/lobi.rar

Личностная шкала проявления тревоги /test/ldtrev.rar

Методика Будасси (Самооценка) /test/bud.rar

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО — полный) /test/pdo.rar

Метод «Незаконченные предложения» /test/MNP.rar

Метод исследования уровня субъективного контроля /test/usk.rar

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга (взрослый и детский варианты) /test/rozen.rar

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера /test/port.rar

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания /test/vygor.rar

Методика исследования ригидности /test/rigid.rar

Методика «Тревожность и депрессия» /test/tid.rar

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) /test/rokich.rar

Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» — родитель глазами подростка /test/drop.rar

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса /test/elers.rar

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса /test/elers1.rar

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса И Р. Даймонда /test/daymond.rar

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности /test/frust.rar

Методика диагностики уровня субъективного ощущения /test/mduso.rar

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири /test/liri.rar

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса /test/filips.rar

Методика «Индекс жизненного стиля» /test/indexlsi.rar

Методика исследования коммуникативных установок личности (А. Н. Ивашов, Е.В. Заика) /test/kommust.rar

Методика «Особенности общения между супругами» («Общение в семье») Ю. Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская /test/semobsh.rar

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге /test/moasa.rar

Методика оценки качества жизни (SF-36 HEALTH STATUS SURVEY) + обработка /test/sf36.rar

Методика «ПРОГНОЗ» (Нервно-психическая устойчивость) /test/prognoz.rar

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса /test/hekhes.rar

Многофакторный личностный опросник (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан).Исследование личностных особенностей младших школьников /test/mloketko.rar

Морфологический тест жизненных ценностей /test/mtjc.rar

Опросник Айзенка по определению темперамента /test/temp.rar

Определение направленности личности /test/onl.rar

Определиние психологического климата группы /test/opkg.rar

Методика диагностики личностных черт Г. Айзенка (Опросник EPI) /test/epi.rar

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) (Опросник EPQ) /test/epq.rar

Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» /test/harsemkonf.rar

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)/test/oounp.rar

Опросник невротических расстройств (ОНР-BVNK) /test/bvnk.rar

Опросник Плутчика — Келлермана — Конте (Life Style Index)/test/lsi.rar

Опросник личностных отношений Шутца /test/omo.rar

Определение преобладающего типа темперамента /test/optt.rar

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре /test/rop.rar

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (Мужской вариант) /test/sopmale.rar

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (Женский вариант) /test/sopfemale.rar

Опросник структуруы темперамета В.М. Русалова (ОСТ) /test/ost.rar

Оценка отношений подроска с классом /test/podr.rar

Оценка уровня общительности (Тест В.Ф. Ряховского) /test/ouo.rar

Павловский темпераментальный опросник /test/pts.rar

Пятифакторный личностный опросник МакКрае–КОСТА («Большая пятерка») /test/makkrae-kosta.rar

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н. Г. ХИТРОВОЙ /test/ristest1.rar

Самоактуализационный тест (САТ) /test/sat.rar

Тест «Исследование тревожности» (Опросник Спилбергера) /test/spb.rar

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) /test/samai.rar

Тест «Способность к обучению в школе» (Г. Вицлак) /test/viclak.rar

Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) /test/ass.rar

Читайте так же:
Какими препаратами лечится заикание у

ТЕСТ Кеттелла (Детский вариант 8-12 лет) /test/kettel8-12.rar

ТЕСТ Кеттелла (Подростковый вариант 12-18 лет) /test/kettel8-12.rar

Аналитическая справка по результатам диагностики 5 класса

Согласно с годовым планом работы практического психолога была проведена диагностика в 5-ом классе. Целью диагностики было изучение уровня адаптации учеников к обучению в среднем звене школы, чтоб наметить целостную программу индивидуальной работы и дать рекомендации педагогам и родителям по сопровождению процесса адаптации и работе педагогического коллектива с классом в целом и при необходимости индивидуально с каждым ребенком.

Задачами диагностики было определение:

1. Определение уровня тревожности, мотивации школьного обучения и наличия неврозов у детей;

2. Определение социометрического статуса школьника;

3. Анализ полученных результатов;

4. Выявление характера адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;

5. Разработка выводов и рекомендаций для учеников, родителей и педагогов.

Для решения данных задач была проведена диагностика учеников 5-А класса методиками:

— Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

— Тест школьной тревожности Филлипса

— Тест – опросник «ДОН»

— Социометрическое исследование Дж. Морено.

Всего в исследовании приняло участие – 27 человек, из них 17 девочек и 10 мальчиков (далее Д. и М.).

По результатам проведенной диагностики получены такие результаты:

— школьная мотивация: высокий уровень школьной мотивации (4-ый и 5-ый уровень) имеют – 13 человек – 48,1% (из них 10 Д. и 3 М.) средний (3-ий уровень) — 5 человек 18,5% (2 Д. и 3 М.) и низкий (1-ый и 2-ой уровень) – 9 человек 33,3% (5 Д. 4 М.)

— Тест школьной тревожности: недостоверные результаты – 3 человека 11,1%, низкий уровень школьной тревожности (Норма) – 14 человек 51,8% (11 Д. и 3 М.), повышенный уровень – 6 человек 22,2% (2 Д. и 4 М.) высокий уровень школьной тревожности – 3 ученика 11,1% (1 Д. и 2 М.).

— Детский опросник неврозов: шкала лжи – 9 учеников 33,3%, не проявились симптомы – 16 учеников 59,2% (12 Д. и 4 М.), есть проявления симптомов невроза – 8 учеников 29,6% (7 Д.и 1 М.).

2. Изучая социометрический статус учеников в 5-А классе были получены следующие результаты: высокий социометрический статус имеют – 11 учеников (40,7%), положительный статус – 10 человек (37%), низкий статус – 6 человек 22,2%.

Изучая адаптированность пятиклассников к обучению в средней школе получены следующие результаты:

— адаптированных – 22 человека 81,5% , неадаптированных -5 человек 18,5%.

В результате проведенной работы, изучив и проанализировав адаптированность к обучению в средней школе, социометрический статус в классе, уровень тревожности, мотивацию школьного обучения и проявление симптомов невротизации, можно сделать следующие выводы:

почти половина пятиклассников имеют высокую мотивацию школьного обучения;

половина детей имеет низкую тревожность, т.е. находятся в пределах нормы;

чуть больше половины школьников не имеют проявления симптомов невротизации;

высокий социометрический статус имеют большинство пятиклассников;

большая часть пятиклассников, а именно 81, 5% успешно адаптировались к обучению в средней школе.

Рекомендации учителям:

Классному руководителю разработать воспитательные мероприятия для улучшения психологического климата в классном коллективе.

Классному руководителю включить учеников с низким социальным статусом в КТД.

Обратить внимание классного руководителя на учеников с повышенным и высоким уровнем тревожности по шкале страхи в отношениях с учителями.

Провести консультацию с учителями предметниками по поводу дополнительного внимания детям с повышенной тревожностью, для улучшения эмоционального состояния учеников.

Рекомендации родителям:

Родителям учеников с повышенным уровнем тревожности обратиться за консультацией к психологу.

Обратить внимание на режим дня детей (особенно для детей с выраженными симптомами тревожности или невротизации).

Провести беседу с детьми об адекватном способе реагирования на успехи и неудачи.

Если у ребенка выявлен страх несоответствовать ожиданиям, снизить контроль требования к ребенку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector