Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Другие школы психоанализа: психотерапия Карен Хорни

Другие школы психоанализа: психотерапия Карен Хорни

Screen-Shot-2016-11-12-at-8.02.22-AM

Карен Хорни была выдающейся ученицей З. Фрейда, ее деятельности приписывают создание такого направления, как неофрейдизм. Ее работы повлияли на развитие современной психологии личности. Написанные ею книги созданы прекрасным художественным языком, знакомство с ними производит положительное действие и помогает читателю разобраться в себе.

В то время, когда Хорни начала развивать свои теории, они были новаторскими и вызывали много споров. На сегодняшний день они уже стали классикой. Карен родилась в Гамбурге, с 1911 года занималась психоанализом. Принимала участие в съездах Международного психоаналитического общества. Затем в 30-х ей пришлось переехать в США, где она продолжила практику, помогая пациентам, у которых был совсем другой взгляд на мир и национальные ценности. По началу было сложно, но Хорни на своем примере поняла, как важны социальные условия для появления и роста невротических проблем личности.

Много работая, общаясь с пациентами, параллельно Карен создавала книгу, которая была опубликована в 1937 году — «Невротическая личность нашего времени». Главная мысль произведения — «невротик является пасынком нашей культуры». В дальнейшем Карен были создан ещё ряд талантливых работ, но ее теории и высказывания шли вразрез с общепринятыми положениями психоанализа в Американской психологической ассоциации, поэтому ее исключили из неё в 1941. Хорни не растерялась и тут же организовала свою Ассоциацию развития психоанализа.

Карен выдвинула теорию, что невротические расстройства не всегда возникают по биологической причине, что являлось тогда главенствующей теорией. Она считала, что в появлении невротических установок огромную роль играет влияние культуры. Она изучила характер неврозов в культуре европейцев и выявила три противоречия, которые лежат в основе расстройств:

Разногласие, возникающее между соперничеством, стремлением к успеху и братской любовью.

Между увеличением потребностей и практическими преградами при попытке их удовлетворения

Между провозглашенной независимостью человека и реальными социальными ограничениями.

Современный человек постоянно находится на распутье — отступать или пробовать пробиваться, он страдает от пропасти между количеством своих желаний и возможностью их реализовать, балансирует между чувством контроля и власти над своим будущим и пониманием абсолютного бессилия.

Все эти противоречивые моменты глубоко уходят корнями в нашу культуру, и отражают все те конфликты, которые старается урегулировать в себе невротик — вспышки агрессии и желание уступить; высокие запросы и боязнь не получить ничего; стремление возвеличить себя и состояние собственной беспомощности.

Здоровая личность справляется со всеми этими моментами без проблем для себя, невротик же приписывает им такую степень важности, что любое разрешение ситуации становится неудовлетворительным. Как итог — появляется болезнь.

Ранние предпосылки невроза Хорни, как и все, относила к периоду детства. У ребенка появляются и противоречат 3 позиции — «к», «от», «против». Если воспитание идет правильно, то все направления находятся в гармонии. Периодически индивид стремится «к» общению с окружающими, порой настроен «против» близких людей, доказывая свою правоту, в иные моменты возникает необходимость остаться наедине с собой и немного закрыться «от» всех.

При неблагополучных условиях и неверном воспитании вместо позиции «мы» возникает чувство беззащитности и постоянного страха, которое Хорни определила как «базальная тревога». Она развивается на основе враждебности, которая ребенком не осознается и уходит в бессознательное. Появляется она в процессе воспитания, ребенок одновременно любит родителей и ему необходима их забота, но также злится на них за те рамки, в которые его вгоняют всеми правилами и нормами. Эту внутреннюю злость ребенок не может ни показать, ни даже осознать, она сразу же подавляется в бессознательное. На уровне сознания начинает появляться защитная реакция — тревога. Исследования и наблюдения жизни показывают нам, что тревога приводит к враждебности к человеку, о котором тревожатся. Например, тревожная мать будет всё время одевать своего ребенка слишком тепло, переживая, что он может заболеть, таким образом ослабляя его иммунитет и делая его менее приспособленным к вирусам.

Читайте так же:
Всд при депрессии и неврозе

В другой ситуации может вытесняться из сознания тревога. В таком случае ее проявления будут отражаться вегетативными признаками — усталостью, сменой настроения, учащенным сердцебиением, потливостью.

Укореняется и главенствует одна из позиций. Если это позиция «к», то развивается мазохистская направленность, если позиция «против» — появляются садистские наклонности, если «от» — ненависть к людям. В сознании этим чувствам нет доступа, они существуют в бессознательном и проявляются в поведении. При мазохистской направленности человек будет выражать слишком сильную любовь, послушность, в любую минуту будет готов, не задумываясь, сделать что угодно для любимого человека.

Садистские наклонности проявятся в жажде власти и подчинения всех вокруг, такие люди часто говорят «я могу быть суров, но только для вашего блага, это для того, чтобы вы научились жизни».

Позиция «от» выражается в желании быть в одиночестве, человеком выбирается та сфера деятельности, которая предполагает минимальное общение с людьми.

При преобладании одной из позиций образуется «идеальное Я». Его требования и представления о себе слишком завышены, они не совпадают с реальным я и начинается конфликт. Человек не умеет вести себя естественно и быть собой. Если это невротик, то он не чувствует реальности, не живет сейчас, находится в постоянном напряжении, пытаясь слепить из себя идеал. Такой конфликт между воображаемым идеальным и реальным «Я» Хорни обозначила как «базальный конфликт». У невротика в такой борьбе чаще побеждает идеальное «Я», а реальное «я» служит желаниям и прихотям воображаемого. Таким образом разрастается невроз.

Хорни разделяла невроз на два типа, в зависимости от причины возникновения бывает ситуационный и характерный. Первый невроз поддается лечению и проходит со временем, стоит человеку лишь прожить и отпустить ситуацию, осмыслить ее и найти способы решения проблемы. Невроз характера сложнее исправить, он может протекать почти бессимптомно, но при нем необходимо длительное лечение.

Хорни подробно расписала невротические состояния и проблемы поведения. Невротик всегда стремится быть счастливым, он мечтает об удаче во всех делах. Он жаждет любви от всех людей, хочет, чтобы его принимали и обожали. Поэтому любые свои неудачи невротик переживает болезненно, даже мелочь может вывести его из состояния равновесия. Также он желает быть не просто любимчиком, а получить славу, признание, не может смириться с положением обычного человека. Невротик крайне зависим от мнения окружающих, на него сильно влияют чужие мысли и высказывания относительно его личности. Если ему не отвечают взаимностью на чувства – для него разражается ужасная катастрофа, он не может это принять.

Такие поведенческие привычки приводят вскоре к тупику. Ведь невозможно не совершать ошибки и вести идеально все дела. Поэтому невротик, опасаясь не справиться и не заблистать, не будет браться за сложную работу, на которую нужно потратить много энергии и сил. Значит, он перестает расти вверх и не раскрывает свои способности, нереализованные они будут мучить его и всегда беспокоить. Часто невротик считает, что может всё, просто сейчас не хочет, но вот когда захочет – все прекрасно получится.

Любовь невротика также больна, как и он. Он будет добиваться ее любыми путями и методами. Не принимая отказ, он будет применять все невротические техники – истерики, намеки на жалость и честность, шантаж, оскорбления.

Среди женщин часто встречается такая установка – я тебя так сильно и беззаветно люблю, как никто, поэтому ты должен обо всем забыть ради такой любви. Это классическая позиция невротика, так называемый подкуп. Он также может маскироваться под кажущемся пониманием человека и его особенностей, вниманием к нему и чуткостью, помощью в работе и развитии. Если взаимности всё же добиться не удается, тогда невротик взывает к жалости, он считает, что его обязаны любить, ведь он делал так много, жертвовал собой, страдал ради любви. А если с невротиком пытаются расстаться, то тут наступает период предъявления несоразмерных претензий и требований. Он не отпускает человека без скандалов и истерик. Затем идут угрозы и предупреждения, но невротик не будет делать ничего опасного до тех пор, пока будет надеяться выиграть. Но если отчается, то может со злости что-нибудь натворить. Невротик не может смириться с тем, что его могут не любить.

Читайте так же:
Старческий психоз лечение в домашних условиях

Карен Хорни не создала своего особого метода, она лечила с помощью психоаналитических техник, но ее теории принесли много пользы и послужили толчком для развития целого ряда направлений. Ее работы повлияли на многих, их влияние отразилось в трудах Берна, в методах когнитивной терапии, экзистенциальной психотерапии.

Причины и признаки базальной тревоги

Неприятное эмоциональное состояние, которое знакомо многим — это тревога. Если она является реакцией на определенную опасность, то тревожность выражается в ощущении дискомфорта и неясного предчувствия несчастья. Если чувство становится постоянным, оно отнимает у человека физические и душевные силы, ухудшает качество его жизни. Выделяют вид тревожности, которая закрепляется с детства и носит название базальная.

базальная тревога

Причины базальной тревоги

В психологии принято различать понятия «страх» и «тревога». Первое чувство возникает из-за реальной угрозы, а вот второе является эмоциональным переживанием.

Определенный уровень тревожности — нормальное явление для человеческой личности. Ситуативная тревожность — это беспокойное нервозное состояние, возникающее вследствие стрессовых ситуаций и проявляющееся в разной степени интенсивности.

Личностная тревожность — это индивидуальная предрасположенность человека испытывать тревогу по малейшему поводу, во всем видеть угрозу своему благополучию, даже если нет реальной опасности. Состояние постоянного беспричинного беспокойства сопровождает человека по жизни и влияет на его решения и поступки.

Темой тревоги интересовались многие психологи, а первым ее исследователем стал Зигмунд Фрейд. Он ввел в психологию понятия «тревога» и «тревожность». Американка Карен Хорни стала использовать термин «базальная тревога» для состояния, которое развивается с детства. Она считала, что тревожность связана с вымышленной опасностью и формируется с раннего детства.

Причиной невротического поведения ребенка становятся нарушенные отношения с родителями, когда малыш воспитывается под строгим контролем и давлением родительского авторитета. Для нормального формирования личности, кроме обслуживания биологических нужд, должна быть удовлетворена ее потребность в безопасности.

Эмоционально холодный отец и мать не дают ребенку ощущения любви и защищенности, и у него начинает развиваться базальная враждебность как к близким, так и ко всему миру. Но если враждебные чувства к родителям ребенок подавляет, чтобы выжить, то они в полной мере проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.

Базальная тревога закрепляется у подростков с накоплением негативного опыта. Они считают себя слабыми, неспособными противостоять возможным трудностям. В дальнейшем это приводит к неврозам у взрослых, а такие дети превращаются в мягкотелых невротиков или агрессивных деспотов.

Человек испытывает чувство беспомощности, незначимости, одиночества, а окружающий мир видится ему полным обмана, предательства и зависти. Иногда способом заглушить базальную тревожность становятся алкоголь или наркотики, прием таблеток, переедание.

Защитные стратегии

Чувство беспомощности заставляют ребенка использовать защитные стратегии, имеющие название невротические потребности:

  • желание быть любимым и достойным восхищения;
  • чрезмерная восприимчивость к критике и недружелюбию;
  • сильная зависимость от других, подчинение;
  • потребность в определенном порядке жизни;
  • желание контролировать других людей;
  • стремление приукрасить свой образ;
  • страх неудач, боязнь ответственности.

В дальнейшем Хорни выделила три основных типа личности.

  1. «Против людей» — агрессивный вид людей, постоянно все контролирующий. Все действия направлены на получение общественного признания.
  2. «От людей» — это обособленный тип. Такие люди ведут уединенный образ жизни, ничем не увлекаются, отстраняются от всех проблем.
  3. «К людям» — уступчивый тип. Это нерешительные, зависимые и беспомощные люди. Робкие, нуждающиеся в любви и защите, но способные на враждебность и ярость.

Такие стратегии присущи и здоровым личностям, но они не имеют сильного эмоционального накала. Невротики выбирают в основном одну стратегию, используют ее постоянно, не проявляя гибкости и превращая в способ жизни.

Читайте так же:
Как не уйти в невроз

базальная тревога

Физиологические признаки и лечение

Базальная тревожность проявляется и физиологическими признаками:

  • усталость, бессонница;
  • сердцебиение, головные боли;
  • расстройство желудка, частое мочеиспускание, диарея;
  • мышечные боли или спазмы;
  • потливость.

Есть ряд факторов, влияющих на развитие тревожности: генетическая предрасположенность, негативный опыт, неправильное питание, окружающая среда, заболевания, недостаток физической активности.

Установление точной причины тревожности — это начальный этап в ее лечении. Если при обследовании не выявляются заболевания, а внутренняя тревога и эмоциональное напряжение продолжают мешать нормальной жизни, то необходимо обратиться за помощью к психологу или психиатру. Специалист проводит диагностику эмоционального состояния и назначает индивидуальное лечение различными препаратами и антидепрессантами. Повышенная базальная тревожность постепенно проходит, на душе становится спокойно и легко.

базальная тревога

Смена образа жизни, умеренные физические нагрузки, медитации повысят настроение и жизненный тонус. Человек должен серьезно поработать над собой: пересмотреть свои жизненные установки, избегать негатива и учиться жить здесь и сейчас, не забегая вперед в ожидании негативных иллюзий.

Базальная тревога как этиология неврозов

ХОРНИ ( Horney ) Карен (1885-1952) – немецко-американский психоаналитик и психолог. Реформатор психоанализа и фрейдизма. Один из основателей и лидеров неофрейдизма. Сооснователь женской психологии. Доктор медицины Берлинского университета (1911). Один из первых членов Берлинского психоаналитического общества.

Окончила медицинский факультет Фрейбургского университета.

После получения образования начала медицинскую практику. Занималась психоанализом. Сотрудничала с К.Абрахамом и испытала его влияние. Была членом Берлинского психоаналитического общества. В 1918-1932 работала в Берлинском психоаналитическом институте. Преодолевая известную односторонность классического психоанализа, разрабатывала основы психологии женщин (женской психологии).

В 1932 эмигрировала в США. Работала в Чикагском институте психоанализа. С 1934 в основном работала в Нью-Йорке как практикующий психоаналитик. Читала лекции в Нью-Йоркской школе социальных исследований. Сотрудничала с Ф.Александером, Э.Фроммом, Г.Салливаном и др.

Обнаружила некоторую разницу в этиологии неврозов в Европе и США. Подвергла сомнению и критической переработке некоторые принципы и концепции З.Фрейда, в том числе теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах и инстинктивной природе бессознательного, концепцию неврозов и пр.

Начала активную реформацию психоанализа и фрейдизма путем отказа от ряда положений и дополнения учения З.Фрейда культурологическими, социологическими и интерперсональными компонентами. Разработала программу модернизации психоанализа. Вскоре вышла из традиционных психоаналитических обществ.

В 1941 основала в Нью-Йорке Ассоциацию развития психоанализа, Американский институт психоанализа и «Американский журнал психоанализа».

Считая, что бессознательные импульсы несут отпечаток определенного типа культуры и сообщаются индивиду социальной средой, утверждала, что «неврозы вызываются культурными факторами» и что внутриличностные конфликты отражают социальные антагонизмы и фактически провоцируются обществом.

Исследовала психоаналитические аспекты сексуальности, агрессии, влечения к смерти, невротического конфликта и др.

Создала концепцию «базального конфликта», под которым понимала вызываемый несовместимыми типами установок основной конфликт, выступающий в качестве динамического центра, порождающего неврозы и являющийся «ядром невроза».

Полагала, что мотивация поведения человека обусловливается чувством «базальной тревоги» («коренной тревоги») из-за бытия во враждебном мире и стремлением к безопасности и самореализации.

Считала, что блокировка реализации личностного потенциала вызывает невротический конфликт, а сами неврозы с течением времени меняются и для каждого исторического периода характерно доминирование определенной группы неврозов.

Оказала влияние на развитие психоанализа, фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитического движения, психологии, социологии и т.д.

Автор книг «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Неврозы и развитие человека» (1950) и других работ.

Базальная тревога

Как было описано в предыдущей статье Травма рождения, ребенок, по причине своего рождения на свет, испытывает стресс, который порождает тревогу. При определенных неблагоприятных обстоятельствах, которым посвящена эта и следующие статьи, тревога оказывается спутницей его жизни. Такую тревогу в психоанализе принято называть базальной тревогой.

Именно базальная тревога является ядром депрессии. Она окрашивает все вокруг в темные тона, отравляя жизнь человека. Все мрачные философские рассуждения о бренности бытия и бессмысленности существования, соломонова мудрость и экзистенциализм, пессимизм и фатализм являются следствием такой интоксикации тревогой. Хотя тревога, сама по себе как тревога, может и не осознаваться, а только проявляться в симптомах депрессии, мрачных мыслях, кошмарных сновидениях.

Читайте так же:
Какие препараты нужны при неврозе

Тревога

В психоанализе принято отличать тревогу от страха. В отличие от страха, тревога характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, она связана с беспомощностью перед неизвестным. Такое разделение восходит к фрейдовскому определению тревоги:

«Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Когда тревога находит свой объект, то это слово заменяется в нашей речи словом страх
(“Торможение, симптом, тревога”)

Младенец, только что родившийся на свет, в силу своей психической неразвитости, не может испытывать страх, т.е. боятся чего-то конкретного, например огромных людей в белых одеждах, его окружающих. В силу незрелости своего восприятия он даже еще не может дифференцировать окружающих его людей как объекты, в первые минуты после рождения младенец видит только ослепительный свет, зажмуривает глаза и кричит.

Тревога, таким образом, оказывается самым первым переживанием, которое мы испытываем в своей жизни. У младенца еще не сформирована психика, и он не может самостоятельно справляться с тревогой. Только мать или лицо ее замещающее может ослабить эту тревогу. С этой точки зрения, нарушение развития можно рассматривать как следствие переживания непереносимости тревоги.

Рождение разрывает изначальное физиологическое единство между матерью и ребенком. И последствия этого могут быть катастрофические, если эта связь не восстановится вновь. Каким будет это новое единство, зависит от отношения матери к младенцу. Удовлетворены должны быть не только его физиологические потребности, но также и постоянная потребность в эмоциональном и телесном контакте, которые заменяют ему физиологическое единство с матерью.

Мать представляет для младенца окружающий мир. Своим отношением она должна доказать своему младенцу, что мир прекрасен. Как мать относится к ребенку – такое же представление об окружающем мире у него и формируется. Именно благодаря первым представлениям об окружающем мире у ребенка формируются (или не формируются) первые невротические страхи.

Невротические страхи

Очень быстро тревога начинает рядиться в одежды невротических страхов, находя, как говорил Фрейд, свои объекты. Первым из страхов в восьмимесячном возрасте появляется страх чужака.

страх чужака

По достижении восьми месяцев младенец способен отличать лицо матери и близких родственников от посторонних лиц. Такая способность формирует новую реакцию младенца на постороннего человека, которая может варьироваться от поведения, которое можно назвать застенчивостью (ребенок отворачивается, закрывает лицо руками), до проявлений паники (ребенок громко плачет, забивается в угол). Очевидно, что в последнем случае мы можем смело говорить о страхе перед чужаком. Если младенец не был реально когда-либо испуган чужим человеком – очевидно, что такая паника связана с его изначальной тревожностью, базальной тревогой, преодолеть которую не смогла помочь ему мать.

Тревога порождает страхи, цепляясь за любые объекты или события, могущие оказаться для этого подходящими. Это может быть страх перед дикими животными (которых ребенок никогда не видел вживую) или страх потеряться (даже если он никогда не терялся на самом деле). И объекты, пригодные для проявления страха не обязательно должны существовать в реальности. Самым ярким примером фантазийного страха ребенка является страх темноты и чудовищ в ней обитающих.

Детские страхи называются невротическими в том случае, если они не являются результатом травматического события, пережитого ребенком. Так, например, страх собак не является невротическим, если ребенок реально пережил нападение собаки – в этом случае такой страх называется травматическим или актуальным страхом. Страшные мультфильмы и фильмы, показанные ребенку без соответствия возрастным ограничениям, также могут вызывать травматические страхи.

Невротические страхи являются проявлением базальной тревоги. Чем больше страхов имеет ребенок – тем более сильная базальная тревога стоит за ними. С другой стороны, травматические страхи могут усиливать базальную тревогу и порождать новые невротические страхи.

Читайте так же:
Что можно применять при неврозах

Базальная тревога

Базальный – анатомический термин означающий основание, происходящий от греческого слова basis (основа), взятый психоаналитиком Карен Хорни для обозначения переживаний, составляющих основу невроза или депрессии: базальное чувство беспомощности, базальное недоверие, базальная тревога, базальный страх.

Младенец рождается беспомощным, поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности. Станет ли это чувство базальным ядром, вокруг которого будет формироваться психика ребенка, или будет скомпенсировано любовью матери в ближайшие месяцы его развития, зависит от того, насколько мать окажется способной удовлетворять физиологические и психологические потребности своего младенца.

Если мать не справляется должным образом со своими обязанностями, ребенок испытывает хроническое чувство беспомощности. Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: Окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие. Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным – так формируется низкая самооценка. Непосредственным следствием этого является то, что Карен Хорни назвала базальной тревогой – это общий термин обозначающий чувство внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.

Базальное чувство беспомощности и тревога формирует особую потребность в защите и привязанности, что закономерно порождает страх потери такой защиты или страх брошенности – такие страхи Хорни назвала базальными страхами. Таким образом, невротическая потребность в привязанности, цепляние ребенком за мать, является средством устранения тревоги.

Базальная тревога остро повышает чувствительность к любому последующему опыту, который может быть действительным или лишь возможным повторением первоначальной травмы рождения, символизирующей потерю объекта любви, что вызывает страх перед жизнью, способствуя развитию депрессии.

Детская депрессия

Детская депрессия, по своей сути – всегда анаклитическая (от греческого anaklitos – отзывный). Анаклитическая депрессия возникает у ребенка в связи с отсутствием отзывного отклика на его физиологические и психологические потребности. Для развития анаклитической депрессии не обязательно, как описывал психоаналитик Рене Шпиц, оставлять ребенка в приюте на несколько месяцев.

детская депрессия

Анаклитическая депрессия является следствием эмоциональной атмосферы отвержения, в которой растет ребенок. В атмосфере тепла, заботы и внимания он расцветает, но в обстановке холодности, безразличия и тревоги у него развивается нарушение пищеварения, появляются болезни, он даже может умереть от общего истощения организма.

Клиническая картина детской депрессии отличается от таковой у взрослого и, в основном, состоит в том, что ребенок имеет плохой аппетит и сон, а его, астеничность, апатичность и плохое настроение могут выглядеть как последствия плохого физического состояния, вызванного болезнью, всегда сопровождающей развитие детской депрессии. Нередко ребенок бесцельно бродит по квартире, говоря, что ему скучно – это тоже является признаком депрессии. Но, родители, как правило, уделяют внимание болезни, а не ребенку, проявляя заботу только о его физическом состоянии. Учитывая, что лечение болезни связано с посещениями медицинских учреждений и проведением манипуляций, это только усиливает тревогу ребенка и, как следствие, депрессия только прогрессирует, порождая новые соматические заболевания.

В подростковом возрасте депрессия тоже, чаще всего, оказывается незамеченной ни самим подростком, ни его родителями. Подростковая депрессия тоже, как правило, не имеет явной клинической картины, а то, что подросток растет спокойным, послушным, тихим и замкнутым, может даже устраивать родителей; если только этот подросток убедительно не продемонстрирует свою депрессию попыткой к самоубийству.

Детская депрессия оставляет в психике незаживающую рану, вызывающую боль в течение всей жизни. Все последующие депрессии могут являться следствием этой анаклитической травмы. Но взрослый уже не помнит детских переживаний – поэтому депрессия для него всегда оказывается беспричинной. Этим депрессия отличается от горя.

В следующих статьях мы подробнее проанализируем, как формируется базальная тревога в результате недостатка внимания и заботы или неадекватного поведения родителей, которое психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector