Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи

Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи

Исследование посвящено изучению особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 6 – 7 лет. В эксперименте принимали участие 43 ребенка, обучающихся в двух первых классах прогимназии №1811 г. Москвы. В связи с поставленной целью эмпирическое исследование было разделено на три части: изучение уровня речевого развития первоклассников; изучение особенностей адаптации к школе у детей 6-7-ми лет; сопоставление полученных данных диагностики речевого развития с результатами исследования процесса адаптации. Для подтверждения выдвинутой гипотезы о наличии взаимосвязи между особенностями адаптации и уровнем речевого развития экспериментальные данные были подвергнуты статистической обработке, включающей анализ различий полученных количественных характеристик и их корреляционных связей. В результате была выявлена зависимость между успешностью адаптации и речевым развитием. Изучение особенностей адаптации к школе у первоклассников с разным уровнем речевого развития проводилось с помощью беседы, наблюдения, социометрии, методик «Рисунок школы», «Две школы» (модифицированная методика Т. А. Нежновой «Беседа о школе»). Полученные в ходе исследования результаты позволили выделить типы адаптации, отражающие результат процесса, типы нормальной адаптации и типы дезадаптации.

Ключевые слова: адаптация к школе, типы адаптации, типы дезадаптации, нарушения речи, младший школьный возраст

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976.

Бадалян Л. О. Невропатология. М., 2001.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А . Заикание / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М., 1998.

Волкова Г. А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М., 2001.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Сборник методических рекомендаций. Сост.: В.П.Балобанова, Л.Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб., 2001.

Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1993.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б . Логопедия.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.

Исаев Д.Н . Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984.

Ковшиков В. А . Экспрессивная алалия. Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, М., 2001.

Коновалова Н. Л . Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений // Дефектология. СПб., 1994.

Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

Коробейников И. А . Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

Мамайчук И. И . Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

Мастюкова Е. М . Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников образования. М., 2001.

Морозова Е. И . Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д . Психолого-педагогическия готовность ребенка к школе. М., 2001.

Панфилова М. А . Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.

Психолог в детском саду. // Под ред. Л.А. Венгер, Е.Л. Агаевой, Р. И Бардиной, В. В. Брофман // Российская академия образования. Исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера, М., 1995.

Читайте так же:
Ястребова коррекция заикания у дошкольников

Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях/ Под. ред. Р. В., Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер , А. М. Атанасовой-Вуковой, 1980.

Фирсанова Е. Ю . Исследование мотивов учения у детей 6 – 7 лет с нарушениями речи. // Психология и школа. 2003. №3.

Фирсанова Е. Ю . Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе // Психология и школа. 2005. №2.

Эльконин Д. Б . К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды М., 1989.

Заикание у детей

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Список литературы

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.М.,1975.

Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997.

Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986.

Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. — 1990.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. —1959.

Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—1994.

Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

Шкловский В.М Заикание М — 1994.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Похожие рефераты:
  • Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Теоретические исследования проблемы заикания. Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания. Формы и течение, причины и механизмы заикания. Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.

Изучение нормального и патологического развития речевого дыхания, которое представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Виды упражнений и методик по устранению недостатков речевого дыхания.

Заикание как тяжелое расстройство речи, основные причины его возникновения у детей дошкольного возраста, формы и особенности течения заболевания. Значение лечебно-педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия в преодолении заикания.

1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ 1.1. Условия формирования фонетической стороны речи Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 1. Причины заикания 9 2. Обследование заикающихся 12 3. Профилактика 17 4. Содержание логопедических занятий 19 5. Наглядность и технические средства обучения 27

Система тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию. Характеристика процесса дыхания, его взаимосвязь с артикуляцией при речевом высказывании. Особенности вдоха и выдоха у детей с патологией речи, упражнения для формирования речевого дыхания.

Читайте так же:
Сахарный диабет и энурез у детей

Определение понятия "заикание" как нарушения темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата, его предрасполагающие и производящие причины. Лечение дыхательных, голосовых и артикуляционных судорог.

Моторная алалия. Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе. Особенности речевого развития заикающихся детей. Диагностическая модель исследования нарушений речевого развития у детей.

Современный комплексный подход к преодолению заикания. Коррекционно-воспитательная работа.

Стертая дизартрия как распространенное речевое нарушение среди детей дошкольного возраста, основные причины его возникновения и диагностика. Классификации форм стертой дизартрии, особенности их проявления. Понятие и дифференциальная диагностика дислалии.

Министерство образования РФ Самарский государственный университет Факультет Социальной Педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету Моделирование социально-педагогической поддержки развития личности в микросреде

Проблемы совершенствования логопедической работы, определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи. Формирование функции словоизменения существительных у дошкольников с нарушением речи.

Характеристика дефектов звукопроизношения: дислалии, ринолалии, ринофонии, дизартрии. Причины возникновения, формы их проявления. Диагноз, лечение и логопедическая коррекция. Нарушения голоса, устной и письменной речи. Факторы ее улучшения или ухудшения.

Оглавление. Введение. Глава 1 . Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. Определение понятия «выразительность речи».

Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, изучение их дисгармоничного развития. Причины и проявления нарушений темпа и ритма речи и комплексный лечебно-педагогический подход к их преодолению.

Виды заикания, причины возникновения. Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста. Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике.

Понятие заикания и изучение подходов к оценке его клинической картины в логопедии. Невротическая и неврозоподобная формы заикания, их особенности. Подбор методики для выявления и преодоления темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников.

Причины возникновения и характер развития речевых патологий у детей, страдающих церебральным параличом. Факторы, влияющие на протекание и степень выраженности данных патологий. Особенности и разновидности проявления дизартрии у данной группы детей.

История изучения проблемы заикания и причин его возникновения. Методы устранения заикания. Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников. Коррекция заикания с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Введение Причины и механизмы развития заикания Клиническая характеристика заикания Распространенность заикания Заключение Литература Введение.

Тема: Логопедическая работа с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
Предмет: Логопедия

Если вас есть вопросы по данному плану или библиографии, вы можете задать их специалисту, заполнив форму.

Диплом по теме:
«Логопедическая работа с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста»

Вы можете взять этот план и библиографию как основу для своей самостоятельной работы по данной теме, или же связаться со специалистом и получить консультацию.

Перед публикацией образца работы специалисты проверяли списки использованной литературы на актуальность и заменяли источники современными, но для поиска самых свежих источников лучше воспользоваться сервисом подбора списка использованной литературы:

Подходящая библиография по данной теме

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. В 2 частях. Часть 1. Мир вокруг. – М.: Владос, 2006. – 164 с.
  2. С.В. Кирсанова. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.
  3. В.В. Коноваленко. Пишем и читаем. Тетрадь №4. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.: ГНОМ, 2012. – 48 с.
  4. О.С. Гомзяк. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР 3 уровня. – М.: ГНОМ, 2013. – 128 с.
  5. А.И. Колобанова. Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст. – М.: Учитель, 2013. – 64 с.
  6. В.А. Козлова. Математика для малышей. Складываем и вычитаем в пределах десяти. Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 32 с.
  7. Ирина Суббота. Снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. – М.: , 2014. – 64 с.
  8. Елена Акулова. Освоение логических отношений в старшем дошкольном возрасте. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 144 с.
  9. В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. Наши дети учатся сочинять сказки. Наглядно-дидактический материал по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2005. – 28 с.
  10. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 с.
  11. И.В. Сидорова. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
  12. Л.И. Федорова. Учимся общаться. Пособие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и трудностями освоения русского языка. В 2 частях. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 64 с.
  13. Л.И. Федорова. Учимся общаться. Пособие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и трудностями освоения русского языка. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 64 с.
  14. Н.Ю. Хаперская, М.С. Степанова. Картотека предметных картинок. Выпуск 46. Часть 1. Развитие мыслительной деятельности дошкольников в работе с тематическими таблицами. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 30 с.
  15. О.Э. Литвинова. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 132 с.
  16. Н.А. Черепкова. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста. 6-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 64 с.
  17. Е.И. Щербакова. Знакомимся с математикой. Развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 144 с.
  1. ФНС России: работа с обращениями граждан. интервью И.В. Акуновой, и.о. начальника Управления делами ФНС России, советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса. «Налоговая политика и практика», № 12, декабрь 2007.
  2. Процедуры минимизации рисков при работе с платежными картами. А.В. Пухов, «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  3. Автоматизация работы крупного многофилиального банка — задачи и варианты их решения. интервью с Д. Назиповым, старшим вице-президентом ВТБ. А. Воронин, «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  4. Взаимодействие с клиентами: работа с инициирующими событиями. И.В. Чичмели, «Банковское кредитование», № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  5. Услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми. П.С. Кораблев, «Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», № 20, октябрь 2007.
  6. Оптимизация процедур принятия решений по розничным кредитам и работа с задолженностью. В.В. Кардашов, «Банковский ритейл», № 4, IV квартал 2007.
  7. Состояние работы с персоналом на современном российском предприятии. Н. Овчинникова, «Управление персоналом», № 18, сентябрь 2007.
  8. Новые правила работы с ККТ. Е. Игнатова, «Практическая бухгалтерия», № 9, сентябрь 2007.
  9. Планирование, организация и порядок работы с химическими веществами в учреждениях здравоохранения. А.Г. Соловьев, Ю.Е. Барачевский, «Главврач», № 9, сентябрь 2007.
  10. Порядок работы с должниками-бюджетниками регламентируется законом. О. Бочарова, Л. Скачкова, «Бюджет», № 9, сентябрь 2007.
  11. Банковский call-центр как инструмент работы с «проблемными» клиентами. А. А. Крылов, «Банковское кредитование», № 5, сентябрь-октябрь 2007.
  12. Банковские реформы в Казахстане: международные достижения и тенденции развития. интервью с Д. Мажитовым, директором Департамента по работе с наличными деньгами Национального Банка Республики Казахстан. В.М. Ионов, «Международные банковские операции», № 5, сентябрь-октябрь 2007.
  13. Судимость как фактор риска: установлены ограничения на работу с детьми и подростками. И. Савельева, «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2011 г.
  14. Питание часто болеющих детей дошкольного возраста. А.Ю. Макарова, Ж.Ю. Горелова, С.Б. Соколова, «Справочник педиатра», № 7, июль 2010.
Читайте так же:
Исследование уровня школьной тревожности по методике филлипса

Описание предмета: «Логопедия»

Логопедия (от греч. l?gos — слово, речь и paide?a — воспитание, обучение) — отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. Современная логопедия исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия, логопедия подростков и взрослых.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Нарушение речи определяют как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

Читайте так же:
Прогрессирующая деменция после инсульта

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.

Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.

Прямое назначение логопедии состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.

Логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

Научные исследования в области логопедии ведутся в Научно-исследовательских институтах дефектологии, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.

Заикание. Профилактика заикания 2

Пример готовой курсовой работы по предмету: Логопедия

Введение

1. Развитие речи. Описание заикания как нарушения речевого развития

1.1. Психолого-педагогическое и анатомо-физиологическое обоснование речи

1.2. Заикание как форма нарушения речевого развития

Выводы по главе 1

2. Профилактика заикания

Выдержка из текста

Научные навыки, теоретическая и практическая значимость состоит в том, что она базируется на научных работах таких ученых: Н.А.Рычкова, Л.М.Белякова, Г.А.Волкова, Г.Р.Шашкина, Л.С.Волкова и другие., в которых заикание рассматрив

Список источников информации

1.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 2004. – 296 с.

2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 2001. – 370 с.

Читайте так же:
Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

3.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.

4.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.

5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1998. – 240 с.

6.Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 2003. – 176 с.

7.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. – 245 с.

8.Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 2003.-224 с.

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,2005. – 245 с.

10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.,2001. – 215 с.

11.Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И., М. — 2002. – 145 с.

12. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1998. – 92 с.

13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М. — 1997. – 340 с.

14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.

15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 2006. – 94 с.

16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 2002. – 280 с.

17. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. — М., 2000. – 290 с.

18. Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).

М., 1998. – 176 с.

19.Неткачев Г.Д. Заикание Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. — М., 1999 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.

20. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной — М.,1999. – 310 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector