Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности течения шизофрении в юношеском возрасте

Особенности течения шизофрении в юношеском возрасте

Особенности течения шизофрении в юношеском возрасте

Начиная с 60-х годов психические расстройства в подростковом возрасте стали особенно актуальной проблемой психиатрии. Возможно, это было связано с начавшейся в те же годы акселерацией развития, возможно,— с бурными социально-экономическими сдвигами, сопровождавшимися для значительной части популяции резкой ломкой прежнего уклада жизни (урбанизация, миграция населения и др.). Наиболее распространенное эндогенное психическое заболевание — шизофрения— стало чаще начинаться в возрасте 15—18 лет, и заметно изменилось его клиническая картина и течение. Более редкими сделались острые дебюты, особенно с нарушениями сознания, и более частыми — медленно нарастающие нарушения.

Во многих случаях симптомы и течение шизофрении в подростковом возрасте схожи с таковыми у взрослых, однако существуют некоторые особенности.

Провоцирующие факторы

Роль пубертатного периода как провоцирующего фактора наиболее важна. Бурные эндокринные изменения в этом возрасте могут выявлять скрытые до этого «наследственные задатки» шизофрении. В силу этого на подростковый возраст падает большое число дебютов шизофрении. В тех же случаях, когда шизофрения началась еще в детстве, в подростковом возрасте могут наступать обострения. Согласно исследованиям (Личко А.Е., 1982), в 32 % начало болезни было спровоцировано лихорадочным заболеванием, еще в 16 % толчком послужил первый в жизни подростка прием большой дозы алкоголя с тяжелым опьянением или употребление других дурманящих средств и в 22 % — черепно-мозговая травма (легкая или средней степени тяжести). В 20% пусковым фактором послужила психическая травма, обычно остро возникающая. Однако следует помнить, что в 15-50% случаев заболевание развивается без видимых пусковых факторов.

Аутизм. Основным признаком этого синдрома является нарастание замкнутости, сочетающееся, с одной стороны, с заметным снижением успеваемости и неспособностью к систематическому труду, а с другой стороны,— с появлением патологических увлечений («патологические хобби»). Замкнутость проявляется молчаливостью, формальным контактом с окружающими, некоторым охлаждением к близким, а также тем, что прежних приятелей теряют, а новых не заводят. Учеба постепенно забрасывается. Поначалу иногда, казалось бы, по многу часов могут сидеть за домашними заданиями, но они оказываются или невыполненными, или сделанными на крайне низком уровне. На уроках пассивно присутствуют, а затем вообще могут бросить посещать занятия.

Патологические увлечения отличают три особенности: 1) вычурность и необычность для данного возраста и поколения; 2) напряженность, крайнее озлобление, когда «мешают» заниматься любимым делом; заполнение им всей жизни подростка в ущерб не только учебе, но и отдыху, сну, здоровью; 3) непродуктивность — никакого реального результата, тем более успеха, в излюбленной области не достигается; иногда даже обнаруживается поразительная неосведомленность в ней, несмотря на каждодневные многочасовые занятия (увлекающийся химическими опытами не знает элементарных школьных основ этой дисциплины и т. п.).

Среди патологических увлечений особенно часто встречаются вычерчивание различных планов, составление никому не нужных расписаний, стереотипные рисунки самолетов, автомашин и т. п. Коллекционирование также может быть нелепым — например, собирание образчиков испражнений разных видов животных, но может оказаться опасным для окружающих (домашний склад неразорвавшихся патронов, гранат, мин, найденных в местах бывших боев). Патологическим увлечением могут стать и каждодневные многочасовые блуждания по городу с целью, например, изучить маршруты транспорта, или по зоопарку якобы для исследования жизни животных, по лесам и болотам, чтобы «познать природу» — ничего связного о своих впечатлениях при этом рассказать не могут.

Довольно характерным для данного синдрома является нарастающая неприязнь к родителям, особенно к матери или к тому из членов семьи, кто ранее был наиболее близок. Иногда выявляется неряшливость, небрежность в одежде, нежелание причесываться, мыться, менять белье.

Сексуальная активность обычно ограничена интенсивным онанизмом. При мастурбации не слишком заботятся, чтобы остаться незамеченными, но при укорах или расспросах с озлоблением ее отрицают.

Эпилептоидный синдром. Данный синдром характеризуется холодной жестокостью, нарушениями влечений, иногда склонностью к тяжелому пьянству, а также сочетанием чрезмерного внимания к своему здоровью с подозрительностью ко всяким лечебным процедурам. Жестокость бывает совершенно не связана со злобой, но быть тем не менее изуверской. Причины жестоких поступков либо вообще не объясняются, либо приводятся совершенно невразумительные доводы. Например, 14-летний подросток нанес кухонным ножом тяжелое ранение своей матери, потому что она «гремела на кухне кастрюлями и мешала ему спать». После крайне агрессивных или аутоагрессивных действий больные ведут себя, как ни в чем не бывало. Нарушения влечений чаще всего касаются сексуального инстинкта. Объектом влечения могут стать члены семьи, даже малолетние дети, а способы удовлетворения отличаются либо инфантильностью (например, страсть раздевать донага маленьких детей), либо склонностью к фетишизму (желание стирать белье матери), но особенно часто проявляется садизм. Сексуальное удовлетворение могут получать, зверски мучая животных, например забивая бродячих кошек или потроша птицу и рыбу. Нарушения влечений могут также распространяться на пищевой инстинкт, что проявляется как вычурными диетами, так и поеданием несъедобного.

Синдром неустойчивого поведения. Состояние проявляется тяготением к праздности и безделью, желанием уклониться от учебы и всякого труда, от любых обязанностей, поиском примитивных развлечений и удовольствий, употреблением алкоголя и наркотиков, легкостью приобщения к асоциальным компаниям, равнодушием к близким, безразличием к благополучию семьи. Иногда таких подростков долго считают не больными, а «плохо воспитанными», асоциальными, продуктом «семейной и педагогической запущенности». Семья для подростков с неустойчивой психопатией служит прежде всего источником средств для удовольствий и развлечений; к семейным трудностям и невзгодам они относятся просто с безразличием. Для этого синдрома особенно характерны уходы из дома и бродяжничество.

Истероидный синдром. Данный синдром характерен для девочек. Его характеризуют претенциозность, театральность манеры держаться, наигранность чувств и переживаний, желание обратить на себя внимание окружающих, произвести впечатление, сочетающиеся с высказываниями, свидетельствующими о высоком уровне притязаний. При этом поведение напоминает игру плохого актера. Слова, интонации, мимика, позы приобретают гротескный, вычурный и даже нелепый характер. У сверстников они вызывают не интерес и любопытство, а презрение и насмешки. Нередко непрерывно разыгрывается какая-то одна и та же роль. При этом неспособны учитывать обстановку, вкусы и интересы окружения, отрицательное впечатление, которое они производят. Эмоциональную выразительность заменяют грубое кривляние, манерность. Фальшь чувствуется в голосе, мимике, жестах. В отношении к близким сочетаются холодность, безразличие и черствость к одним и патологическая ревность к другим, например к матери, за каждым шагом которой следят и приписывают ей самые неблаговидные поступки.

Читайте так же:
Операция на мозге при шизофрении

Патологическое фантазирование бывает ярко выражено. Любят сочинять о себе не только украшивающие, но и пугающие близких истории. Свои фантазии охотно рассказывают другим, не заботясь об убедительности выдуманных историй, поэтому легко оказываются разоблаченными — смущения и стыда при этом не испытывают.

Синдром дисморфомании. Главным признаком является страстная убежденность в наличии у себя какого-то физического недостатка, неприятного для окружающих, воображаемого или чрезвычайно преувеличиваемого, а на самом деле совершенно незначительного. Чаще всего такой недостаток находят у себя на лице: нос кажется уродливо огромным, разрез глаз — неправильным, рот — безобразным, кожа — некрасивой и т. д. Представления об уродстве могут быть сосредоточены на фигуре: чрезмерная полнота или, наоборот, худоба; слишком большие ягодицы, толстые ляжки; кривые или тонкие, как соломинки, ноги. Среднего роста мальчики считают себя невероятно маленькими; у девочек, наоборот, непереносимым становится высокий рост. У подростков мужского пола переживания бывают связаны с половым членом, который они считают слишком маленьким, уродливо изогнутым и т. п. Воображаемые неприятные запахи (изо рта, от ног, кишечных газов, спермы и др.), якобы постоянно исходящие от подростка и замечаемые окружающими, также могут стать предметом болезненной озабоченности.

Реже в основе страстной убежденности лежит какой-то действительный, но на самом деле совершенно незначительный недостаток, отнюдь не создающий у окружающих неблагоприятного впечатления. Чаще же дефект вообще является воображаемым. Иногда у больного имеется другой действительный физический недостаток, на который не обращается никакого внимания; мысли же целиком поглощены уродством воображаемым.

Характерен симптом непереносимости чужого взгляда. Подростки не выносят, когда на них пристально смотрят, считая, что разглядывают их недостаток. Поэтому в общественных местах они стараются остаться незамеченными, избегают появляться перед глазеющей по сторонам публикой. При дисморфоманиях, касающихся гениталий, мальчики не ходят в бани и общественные туалеты. Больным все более начинает казаться, что окружающие взглядами, улыбками, недомолвками, намеками дают знать, как им неприятен замеченный недостаток. Подростку кажется, что он становится предметом насмешек.

Совершаются действия, направленные на то, чтобы избавиться от воображаемого уродства или постараться его замаскировать. Такие больные иногда впервые обращают на себя внимание, когда являются к косметологам или хирургам с требованием устранить дефект —«вырезать лишний жир из ягодиц», «исправить форму носа», «выпрямить половой член» и т. п. К эндокринологам обращаются за гормоном роста, если считают себя малорослыми, или за лечением половыми гормонами. Бывают чрезвычайно настойчивы и упорны в своих претензиях. Тайком от родителей уезжают в крупные города, в научные центры в поисках помощи. При отказе грозят суицидом, способны на любой обман. Следует заметить, что никакие операции, действительные или мнимые, чтобы «успокоить больного» — никогда не дают эффекта. Больные всегда оказываются разочарованными, а врачи, пожалевшие их и попытавшиеся что-то сделать, могут стать объектом их преследования и несправедливых обвинений.

Иногда больные сами начинают совершать над собой калечащие манипуляции с целью выправить мнимый дефект. Болевые ощущения при этом переносятся с поразительной стойкостью.

Синдром метафизической интоксикации. Ведущим симптомом являются непрерывные размышления о философских и социальных проблемах: о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям, о соотношении мозга и сознания, о матери и душе, о пятом измерении, о шестом чувстве и т. п. Путем раздумий и фантазий подросток «разрабатывает» свои собственные философские принципы, этические нормы, проекты социальных реформ. Отличительными признаками подобных «теорий» являются примитивность и отрыв от реальной жизни. Суждения противоречивы, сумбурны, вычурны и порой нелепы, чего сам подросток не замечает. Например, 17-летний больной рассуждал о том, что мир на Земле можно установить только путем распространения вегетарианской диеты, так как мясная пища пробуждает в человеке хищника, делает его агрессивным. Все доводы против, вроде того, что вегетарианцем был Гитлер, отвергались, как не имеющие значения. В отличие от патологических увлечений активной деятельности здесь нет.

Они могут читать по интересующей проблеме, даже запоем, но чаще без особого выбора. Прочитанное толком пересказать не могут, основного смысла в нем не улавливают, выхватывают отдельные случайные детали или цитаты.

Активности в распространении своих идей не проявляют, единомышленников не ищут. Пытаются беседовать на излюбленную тему со сверстниками, но не встречая интереса, замыкаются. Вскоре вообще о своих размышлениях начинают говорить только, если о них спрашивают. Иногда пишут нелепые воззвания и расклеивают их в самых неподходящих местах.

Особенности течения шизофрении у подростков

Течение шизофрении у подростков имеет мало отличий от течения этой болезни у взрослых. В целом шизофрения, начавшаяся в детском и подростковом возрасте, чаще имеет злокачественное течение, особенно у мальчиков и юношей. Кроме того, многие психиатры отмечают, что возникший в этом возрасте психоз почти всегда ведет к задержке психического развития и больной 24 лет по своему психическому облику может выглядеть 16-летним.

Особенности лечения шизофрении у подростков

В подростковом возрасте все психотропные средства вызывают более выраженные, чем у взрослых, побочные эффекты. Некоторые же из применяемых лекарств представляют угрозу в отношении возможности их использования подростками в токсикоманических целях.

Дозировки в возрасте 16—17 лет дозы не отличаются от таковых у взрослых. В 14—15 лет лучше использовать минимальные из рекомендованных для взрослых величины дозировок, в возрасте 12—13 лет — начинать с 2/3 — 3/4 этих доз.

Психотерапия находит ограниченное применение при шизофрении и наиболее эффективна при мягком, медленном течении.

Использованная литература:

1. Личко А. Е. Шизофрения у подростков. — Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1989. — 214 с.

2. А.В. Снежневский. Шизофрения (цикл лекций1964 г)/Отв. ред. проф. В.С. Ястребов. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 196 с.

Читайте так же:
От кого передается шизофрения от матери или отца

Признаки и лечение шизофрении у подростков

В цену стационара ВКЛЮЧЕНО ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ: диагностика, лечение, пребывание, питание.

1-местная VIP-палата

Возможность размещения с родственником*: +1 чел

(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)

В цену VIP-паланы дополнительно включено:

  • спальная кровать+постельные принадлежности;
  • ортопедический матрас;
  • письменный стол;
  • кресло;
  • предметы личной гигиены (зубная паста и щетка, мыло);
  • фрукты и вода в палату.

Цена услуги

  • СТАЦИОНАР
    • Дневной стационар 5 000
    • Дневной стационар с интенсивной терапией 8 000
    • Круглосуточный стационар (все включено, стоимость за сутки) 12 000
    • Круглосуточный стационар (все включено, стоимость за сутки). Одноместное размещение 24 000
    • Круглосуточный стационар (все включено, стоимость за сутки). Одноместное размещение в палате повышенного комфорта 36 000
    • Первичное семейное консультирование для родственников пациентов, находящихся на стационарном лечении бесплатно
    • Групповая психотерапия для родственников пациентов, находящихся на стационарном лечении бесплатно
    • Групповая психотерапия для пациентов круглосуточного и дневного стационара бесплатно
    • Индивидуальный пост для пациента стационара (при наличии показаний) 6 000
    Шизофрения — одно из наиболее серьезных психических расстройств, которое вызывает множественные личностные изменения и характеризуется нарушениями восприятия, мышления, эмоциональной и волевой сферы, однако на фоне резкого гормонального всплеска в подростковом периоде, который часто сопровождается негативными проявлениями в поведении и характере, симптомы болезни могут оказаться смазанными. Они воспринимаются родителями как проявления подросткового возраста, которому свойственен уход в себя, и поэтому своевременная диагностика оказывается невозможной.
    Шизофрения — болезнь, которая отличается постепенным нарастанием и усилением выраженности симптомов. Первые признаки шизофрении у подростков легко списать на обычные проявления подростковой замкнутости и общей негативной настроенности. На начальной стадии, в возрасте от 12-14 лет и старше, нужно обратить внимание на такие признаки как:
    • снижение успеваемости и пропуски занятий в школе, проблемы с памятью, мышлением, вниманием;
    • агрессивность, раздражительность, стремление ограничить контакты;
    • изменение прошлых увлечений или появление новых, особенно опасно увлечение наркотиками, алкоголем, психотропными веществами, эзотерикой, мистикой и т. п.
    • апатия, безразличие к тому, что раньше имело определенную важность;
    • резкое ограничение круга друзей, вплоть до полного разрыва контактов.

    С развитием болезни симптомы шизофрении у подростков приобретают все более выраженный и тревожащий характер. При появлении этих признаков уже можно с высокой долей вероятности заподозрить шизофреническую наклонность.

    • нарушения речи: бессвязность, зацикленность на одной теме, метафизическая интоксикация (стремление бесконечно рассуждать на философские темы);
    • паталогическое неприятие своей внешности, вплоть до психических расстройств, анорексии, булимии;
    • появление необычных страхов,
    • чрезмерная возбудимость, активность которая может чередоваться с приступами апатии вплоть до кататонии;
    • выраженные трудности, связанные с когнитивными процессами.

    Кроме этого рано или поздно, примерно к возрасту 15-16 лет к этим симптомам присоединяется и так называемая продуктивная симптоматика, которая точно указывает на характер заболевания. При шизофрении в подростковом возрасте ею являются появление «голосов» в голове, которые управляют поведением, бред, а также другие зрительные и слуховые галлюцинации, мания преследования, гебефрения (дурашливость, детское поведение), кататонический ступор (застывание) и возбуждение.

    На последних, выраженных стадиях болезни подростку необходима госпитализация. Услуги лечения шизофрении у подростков предлагает клиника РОСА в Москве. Нашим пациентам мы предлагаем целый ряд определенных преимуществ:

    Подростковые побеги из дома: Куда? Зачем? Что делать? И как это предвидеть.

    По статистике, около 50% семей сталкиваются с побегами детей из дома (уход на несколько часов с намерением убежать также считается побегом).
    Дом, в котором ребенок растет и развивается, это не просто помещение с письменным столом и кроватью. Это место, где дитя должно чувствовать безопасность и любовь родителей. Статистика подростковых побегов (а это возраст 10-15 лет) говорит о невозможности ребенка ощущать комфорт в семье. Даже самые скромные жилищные условия могут быть «местом силы» и наоборот, замки со всеми условиями могут не задержать подростка в семье.
    Побег из дома – это побег не из помещения, а уход от проблем, которые ребенок не может больше терпеть.

    I. Причины подростковых побегов
    Основной причиной всегда является дискомфорт. При этом неудовлетворен-ность достигает такого уровня, что не остается ничего другого как просто убежать.
    Побеги могут быть:
    1. Мотивированные.
    2. Немотивированные.
    Первая категория свидетельствует о наличии видимой причины, чаще психо-логической. Ребенок не выдерживает напряжения и перестает бороться. Среди мотивированных побегов:
    • Насилие в семье: физическое и психологическое. Над ребенком издева-ются, используют изощренные методы наказания, кричат, скандалят, унижают, насмехаются. В эту категорию входит также поведение по отношению к ребенку, определяемое как унижение чести и достоин-ства человека;
    • Отсутствие внимания со стороны родителей (гипоопека- это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоцио-нальное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебнос-ти, чрезмерной требовательности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равнодушном попустительстве..). Тогда ребенок принимает решение уйти, ощущая свою ненужность;
    • Гиперопека родителей — чрезмерная родительская забота о ребенке, выражающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Дети находятся в центре внимания, они объект восхищения, завышен-ных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод, когда дитя «залюбили». Подросток стремится проявить самостоятельность, выпить запрещенной кока-колы или встретиться с друзьями;
    • Авторитарное воспитание, когда ребенок воспринимается не отдельной личностью, а неким дополнением к взрослым. Исключается право выбора, собственного мнения и желаний, отличительных от взрослых;
    • Страх рассказать о проблемах, которые не касаются домашних дел. Например, мальчик влюбился в девочку из высшего общества, а родители внушают, что нужно искать себе ровню и т.д.;
    • Зависимости родителей. Подросток убегает от запоев родителей, сборищ наркоманов в квартире и т.д.;
    • Вступление в деструктивную группу: религиозную секту, связь с местной бандой, когда уход из дома позволит полностью посвятить себя новому сообществу.

    Немотивированные побеги из дома – это неадекватная реакция на обстоятельства, когда побегом ребенок реагирует на любые трудности. Причины:
    — Отказ родителей исполнить желание (купить что-то, сводить на концерт);
    — Скука. Когда от нечего делать подросток ищет приключений на свою голову.
    В отдельную категорию следует выделить побеги, как результат болезни, когда подросток не осознает своих действий (шизофрения, маниакальный психоз и другие психические расстройства). В таких случаях побеги мотивированны болезнью, а не решением ребенка. Уходить из дома могут и подростки с девиантным поведением.
    Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

    Осмотрите дом и комнату ребенка

    Созвонитесь со всеми друзьями подростка и их родителями

    Обзвоните собственных родственников

    Свяжитесь с учителями, тренерами

    Напишите заявление о пропаже ребенка в полицию

    Организуйте группу поиска из друзей и знакомых

    Сразу же сделайте пост в социальных сетях с фото и описанием сына или дочки

    Совершайте вышеперечисленные действия ежедневно и без остановки

    Возможно, вы найдете записку или определите, каких вещей нет: одежда, деньги, техника. Отсутствующая, например, теплая одежда говорит о планировании побега на долгое время.

    Узнайте, возможно ваше чадо у кого-то из них или они знают/предполагают о местонахождении. Акцентируйте внимание детей на том, что вы не злитесь. Именно друзья подростков при таком подходе «сдают» сбежавших.

    Часто дети, желающие убежать от домашних проблем, обращаются к родственникам, которые им нравятся или близки.

    Возможно, вы сами упустили что-то из виду или забыли об уроке английского с репетитором. Адекватно оцените временной промежуток. Если ребенок задержался на полчаса – это не повод звонить в МЧС.

    Уточняйте, не поступал ли к ним похожий на вашего ребенка.

    Изменения в законодательстве позволяют не выжидать сутки-трое, а действовать в первый же день. Не хотят брать – звоните в прокуратуру.

    Ищите в наиболее вероятных местах, где он чаще всего бывает или может пойти.

    Максимально его распространите. Это очень действенный способ.

    Это поможет находиться в курсе событий если подростка кто-то заметит.

    III.Подросток вернулся домой: как реагировать родителям
    Первое, что стоит предпринять после возвращения – поблагодарить за то, что живой. Родителей одолевают разноплановые эмоции: злость, обида, разо-чарование. Хочется по приходу ребенка высказать все от негодования, но тем не менее, задача взрослых иная:
    1. Обнять.
    2. Сообщить о том, как вы рады, что подросток нашелся.
    3. Успокоить чадо, ведь момент прихода домой – это стресс. Он не знает, как вы будете реагировать, боится скандалов и разборок. Избавьте его от нравоучений и истерики.
    4. Если ребенок хочет поговорить – слушайте и внимайте каждому слово. Не перебивайте, не высказывайте мнение или недовольство.
    5. Обогрейте и накормите.
    6. Сообщите всем, что подросток уже дома, чтобы не беспокоились.
    7. Скажите ему: «Я так волновалась за тебя. Несмотря на все причины, мы все решим. Дороже тебя у меня нет и не будет никого. Мы найдем компромисс и все наладим».
    Самое важное – дать понять, что его семья и дом именно то место, где его действительно любят, он нужен и не хотят потерять.
    IV. Что запрещается делать, когда ребенок вернулся
    Хотите все испортить и подвигнуть на новые побеги? Тогда выражайте негодование, критикуйте его умственные способности (раз решил убежать) и докапывайтесь до причин, если ребенок разговаривать не желает.
    Какие бы негативные чувства вы не испытывали по возвращению подростка домой, нельзя их показывать.
    Запрещено:
    • Наказывать за побег. Наказание не устранит причину ухода ребенка, а лишь докажет, что решение было верным;
    • Использовать физическую силу, быть, швырять предметы в ребенка;
    • Внушать подростку, как плохо он поступил с родителями, какой он неблагодарный тиран и выступать в роли жертвы. Если ребенок ушел из семьи, значит, обстановка в семье и условия невыносимы для него. За это отвечают взрослые, а не дети;
    • Игнорировать подростка и не реагировать на произошедшее никак (как на уход, так и на возвращение). Этим вы продемонстрируете лишь без-различие и нежелание вникнуть в его проблемы, помочь и поучаство-вать. Такой подход – вклад в новые побеги.

    V. Признаки, по каким можно предугадать побег
    Уход из дома – это сложный выбор. Он дается нелегко и психологически крайне тяжел. Поэтому не заметить изменений в поведении ребенка очень трудно. Это:
    1. Игнорирование не только просьб, но и родителей как сожителей в доме в принципе.
    2. Открытая критика взглядов, мнений, действий родителей.
    3. Уход из дома под любым предлогом: к друзьям, в магазин, подышать свежим воздухом и т.д.
    4. Замкнутость, когда от подростка и слова не вытянешь. Со стороны выглядит, как будто ребенок «в космосе», думает о чем-то, погрузился в свой мир.
    5. Ни один из признаков не гарантирует, что подросток действительно сбежит, но в комплексе с основными причинами должны насторожить. Особенно если раньше ребенок никогда себя не вел подобным образом.
    Если 13-летний домосед вдруг начал больше времени проводить где угодно, но только не дома – сигнал того, что ему не комфортно находиться дома.

    VI. Что делать, чтобы дети никогда не убегали
    Быть родителями непросто. Ведь главное – не накормить или шортики выстирать, а передать маленькому человеку ценности и окутать любовью. Иногда это не удается и дети уходят. Дело не в ребенке, а в системе семей-ных отношений, которые не выполняют своих функций. Поэтому:
    • Стройте дружеские отношения с ребенком, доверительные. Подумайте, какие качества вам важны в дружбе? И проявляйте их по отношению к чаду: выслушивайте, уважайте его позицию, смейтесь вместе, дурачьтесь, полагайтесь друг на друга.
    • Относитесь к ребенку как к личности. Некоторые родители убежде-ны, что их ребенок мыслит и будет действовать как они. Но это не так. У взрослых свои взгляды, у детей могут быть иные. Это нормально, по-этому дайте ребенку свободу проявляться не так, как вы хотите.
    • Никогда не бейте ребенка. Это показатель слабости и неумения до-нести свою мысль человеческим способом. Работайте над собой, учитесь сдерживаться. Иначе – прямой путь потерять чадо.
    • Будьте динамичными. Вам не нравится пирсинг, татуировки или розовые волосы дочери? Бывает, но это ваш ребенок. Так он адаптируется к миру и самовыражается. Вместо критики, обсудите достоинства такого антуража и помогите быть красивым: купите качественную краску для волос или найдите безопасный тату-салон. В скором времени имидж ребенка изменится (только 1% людей носят кольца в носу до конца жизни), а доверие к вам и благодарность, «что вынесли внешний вид» останется.
    • Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Часто родители так заняты и устают в погоне за материальными благами, что совсем не общаются с детьми. Полагают, что физического нахождения в одном помещении достаточно.
    Выделяйте каждый день время (пусть 15 минут), чтобы узнать как дела у подростка, что его волнует, чем помочь. Слушайте и реагируйте, ищите совместные решения. Это позволяет понимать «в каком мире» ребенок и вовремя реагировать на необходимость помочь.
    • Давайте свободу. Не отпускать 2-летнего малыша играть на детской площадке без присмотра правильно. Но по отношению к подростку – неправильно. 10-15 лет – период активной социализации, и общение со сверстниками важно. Отпускайте ребенка к друзьям, приглашайте к себе в гости. Но только не вмешивайтесь в разговоры, не подслушивайте у двери и, тем более, потом не сообщайте ребенку «Я тут подслушала такое…»
    • Не ограничивайте нормальные вещи. Прослушивание музыки, молодежный жаргон, манера общения – это нормальные штуки подростка, который только «прощупывает» жизнь, ищет варианты и подходы. Не нравится музыка? Попросите сделать потише, но не выключить. Не понимаете значения половины слов, которые говорит ваш ангелок? Попросите разъяснить. Ищите подход через искренний интерес и желание понять, а не через запреты.
    Делитесь своими проблемами и жизнью. Это один из лучших способов выстроить доверительные отношения.
    Рассказывайте подростку о том, как у вас на работе дела, что говорила ваша подруга или родственница, о том, как вы злились на соседа или не хотели вставать рано утром. Это демонстрирует вашу «живость», и ребенок увидит не только роль родителя-надзирателя, но обычного человека со своими горестями или радостями. А ваш собственный пример быть открытым направит делать тоже самое и открываться вам. Кому захочется сбегать, если дома мама с невероятными историями, и с которой можно поделиться своими?
    Невозможно представить чувства родителей, которые не знают, где их ребенок… Жив ли, в тепле, никто ли не посмел обидеть…
    От побега детей из дома не застрахован никто, даже если внешняя картинка счастливой семьи умиляет окружающих. Самое неправильное в такой сложной ситуации – это искать виноватых. Если уж случилось или вы подозреваете побег, сделайте все возможное, чтобы запомнить этот урок на всю жизнь. А это именно ваш, а не детский, урок.

    Грозит любому из нас: ростовский психиатр рассказал главное о душевных болезнях подростков

    Ростовская область, 29 июня 2021. DON24.RU. Любое необычное поведение подростка может говорить о его психическом заболевании. Или об особенностях воспитания и развития. Когда родителям стоит бить тревогу и с какими симптомами ребенка нужно показать психиатру, информационному агентству «ДОН 24» рассказал врач-психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии РостГМУ Алексей Перехов.

    – Алексей Яковлевич, какие симптомы говорят о том, что ребенка или подростка нужно вести к психиатру?

    – Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Конечно, если подросток не спит много ночей подряд, говорит о самоубийстве или жестоко убивает животных, нужно. Но такие случаи – редкость. Чаще дети не слушаются, поздно приходят домой, не хотят учиться, употребляют алкоголь. Почему это происходит, нужно разбираться. Возможно, сначала без врачей, с педагогами, психологами.

    – Как быть, если родители считают, что подростка все же необходимо показать психиатру, а он ни в какую этого не хочет?

    – Ответственность за ребенка, подростка лежит на его родителях или опекунах. Что вы будете делать, если он откажется ходить в школу? Как-то договариваться, убеждать, искать подход. Так и здесь. Несовершеннолетние должны все же подчиняться родителям. Со взрослыми более четкая ситуация – он либо сам идет, либо лечится только по решению суда. Конечно, если подросток совсем сошел с ума, а такое бывает, к счастью, редко, тогда речь идет о вызове скорой психиатрической помощи. А если молодой человек бегает с ножами, бьет стекла, то придется вызвать полицию.

    – Есть ли способы профилактики психических болезней?

    – Я сейчас буду говорить прописные истины. Нужно обращать внимание на то, как человек себя ведет. Если появляются разговоры о смерти, об убийствах, на это должна обращать внимание семья. Но этого часто не замечают. У нас очень многие родители заводят детей непонятно для чего. Они занимаются своими делами, хобби, романами, а на детей внимания не обращают, сыт и ладно. Но ведь далеко не у всех этих детей потом будут проблемы. При этом огромное количество совершенно здоровых подростков могут играть в жестокие игры или демонстративно говорить о каких-то страшных вещах.

    Конечно, все серийные убийцы, с которыми мне приходилось общаться как специалисту-эксперту-психиатру, переносили серьезные психологические травмы, часто подвергались насилию – психическому, сексуальном или физическому. Потом они отыгрывались на других людях, своих жертвах. Еще есть состояния, которые возникают после поражения головного мозга во время болезни, энцефалита к примеру. Но чаще всего возникновение психических расстройств предсказать невозможно. Есть фильм по реальным событиям «Что-то не так с Кевином» (реж. Лин Рэмси, 2011 год) о том, как 15-летний мальчик жестоко убивает отца и младшую сестру. И его мать все время пытается понять, что же она сделала не так, где допустила ошибку. Но она все делала правильно, а мальчика таким сделала болезнь. Есть основания считать, что последний резонансный случай с убийством в школе в Казани может быть повторением именно истинно психиатрического заболевания, возникшего изнутри, а особенности воспитания и общения только направили «жало» этого заболевания именно на такие страшные насильственные действия, а не, например, на самоповреждение или самоубийство.

    – А если внимательный родитель замечает, что с подростком творится неладное…

    – Нужно разбираться, это болезнь или особенности поведения, воспитания. Самим, с привлечением психологов, педагогов, врачей. Вот, к примеру, девочка-подросток начинает худеть, отказывается от еды. Это не значит, что она больна, большинство девочек-подростков недовольны своей внешностью. А вот если она слишком сильно худеет, выбрасывает еду, вызывает рвоту, то внимательные родители, опекуны, учителя, друзья должны бить тревогу. При этом больной человек сам не понимает, что слишком потерял в весе, появились проблемы со здоровьем, и продолжает худеть.

    – Окружение человека может спровоцировать психическую болезнь?

    – Важно понимать, что все психические расстройства берут поведенческие признаки в окружении. В средние века никто не бегал и не кричал, что его прослушивают с помощью компьютера. Тогда была только религиозная тематика, и голоса в голове шли либо от бога, либо от дьявола. А сейчас, когда из каждого утюга кричат о смене пола, в обществе есть культ худобы и так далее, именно это может подталкивать к нарушениям или направлять имеющееся психическое заболевание по какому-то сценарию.

    – Внутреннее состояние человека, частое плохое настроение нужно как-то корректировать, чтобы оно не спровоцировало более серьезные заболевания? Или нужно потерпеть, и пройдет?

    – Если говорить о депрессии, то ее, безусловно, нужно лечить. Ведь когда на имеющуюся депрессию накладываются какие-то другие проблемы, человек может навредить себе или окружающим. Вот, к примеру, приходит девушка и говорит, что она хочет сменить пол. Если она с раннего детства отказывалась носить платье, играла с мальчишками и так далее, то ей и нужно было родиться мальчиком, есть такие люди, их называют истинными транссексуалами, но их немного. А бывает, с человеком никто не общается. Он не понимает, что это следствие психического заболевания, и считает: вот сменю пол, и все наладится. Но это состояние не исчезнет после операции. Так же и с несчастной любовью. Если у девочки нормальное душевное состояние и ее бросил мальчик, она справится. А если эта ситуация наложится на депрессию, то может стать последней каплей и подтолкнуть ее к непоправимым поступкам.

    – Как проявляется депрессия у подростков? Какие есть признаки, кроме сниженного настроения?

    – Есть расстройства, которые опасны для других, когда человек может проявить жестокость, агрессивность к другим людям, а есть те, которые опасны для него самого, то есть могут спровоцировать суицид или самоповреждение. Так, некоторые подростки режут себя, им это нужно для уменьшения душевной боли, это тоже депрессия. Или злоупотребление психоактивными веществами: алкоголем, наркотиками. Раньше считали, что алкоголики – это какие-то психопаты, деграданты. Но выяснилось: примерно в 30–40% случаев алкоголь и наркотики употребляются с целью исправления своего душевного состояния. Так люди пытаются справиться с тревогой, бессонницей, депрессией. И если подросток стал все чаще приходить домой пьяным, нужно выяснить, что это: влияние старших, которые специально спаивают, или за этим стоит сложное душевное состояние? Если его исправить, то уйдут и алкоголь, и наркотики. Сейчас нередко встречается игровая зависимость. Это всегда заболевание? Нет. Но если человек очень много времени проводит у компьютера, если меняется его поведение, то и здесь причина может быть в сниженном настроении.

    – Депрессию можно вылечить?

    – Теоретически, у детей такие нарушения лечатся в 100%, но на практике всегда есть сложные случаи, ситуации атипичные, запущенные. Или человек не переносит лекарство. Но их можно и нужно лечить. Некоторые депрессии, к примеру послеродовая, могут возникать из-за изменения гормонального статуса. Но если со временем настроение не меняется, нужно лечить уже медикаментозно, ведь и женщине плохо, и ребенок не так воспитывается. Он чувствует, что мама в депрессии. Лечиться могут с большим эффектом и определенные формы шизофрении. Но обратите внимание, что среди больных психическими расстройствами были великие ученые, писатели, художники, лауреаты Нобелевской премии. Да, они окружающими воспринимались как странные люди, но у мира есть и Николай Гоголь, и Ван Гог, и Роберт Фишер, и так далее.

    – Психические заболевания передаются по наследству?

    – Передаваться может предрасположенность к заболеванию. Сейчас у нас и в Германии примерно одинаковый уровень заболеваемости. При этом фашисты истребляли людей с психическими отклонениями как на оккупированных территориях, так и у себя в Германии, хотели сделать здоровую нацию, провели так называемую программу эвтаназии, уничтожив физически 200 тысяч человек и кастрировав еще 300 тысяч людей, чтобы они не дали «нездорового потомства». А у нас в СССР такого никогда не было. Так вот, уровень заболеваемости главными ведущими психиатрическими заболеваниями (шизофрения, аффективные расстройства) один и тот же. Никто из нас точно не знает, к какому заболеванию он предрасположен.

    – Можно ли как-то выявлять заболевших людей? К примеру, при продаже оружия.

    – Если человек совсем сошел с ума, это сразу видно. А если не совсем, то выявить очень сложно. Только если он сам об этом захочет рассказать. К примеру, серийные убийцы лучше всех проходили обследование на полиграфе, никто из окружающих даже предположить не мог о тяжкой психической болезни по типу патосексуальной зависимости, которая у них была.

    Но есть еще одна очень важная задача: нужно понять и принять, что у очень хороших родителей могут быть нездоровые дети. И нужно обязательно оказывать помощь и этим родителям, если их сын или дочь совершит что-то страшное. Потому что они не виноваты. Это болезнь сделала человека таким. Любой из нас может заболеть, но это не повод все время об этом думать.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector