Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ У ПОДРОСТКОВ

Вегетососудистая дистония (ВСД) — самый популярный сегодня диагноз, который ставят врачи-терапевты. Вегетососудистая дистония — это не болезнь, а совокупность различных симптомов, связанных с нарушением работы центральной нервной системы: головокружение, повышенная потливость, учащенное или замедленное сердцебиение, затруднения при дыхании, нарушение сна, неприятные ощущения в конечностях, быстрая утомляемость, метеочувствительность — все эти признаки указывают на наличие ВСД.

Говоря понятным языком, ВСД имеет черты разных заболеваний: психологических, неврологических, кардиологических, сосудистых. Могут страдать и другие внутренние органы. Этот недуг не смертельный, но довольно неприятный. Ученые до сих пор не могут договориться о наиболее подходящем названии для этой патологии. В различных источниках болезнь употребляется под названиями нейро-циркуляторная дистония, вегето — сосудистая астения, невроз сердца и др.

Учащиеся школ испытывают достаточно большие перегрузки — как физические, так и психологические, и зачастую они и являются пусковым механизмом большинства болезней. Поэтому причины, способствующие распространению ВСД у подростков, представляют интерес для будущих медицинских работников.

Целью данной работы мы поставили изучить причины, способствующие появлению вегетососудистой дистонии у школьников, и способы их преодоления.

Исходя из целей данной работы поставлены следующие задачи: (1) изучить соответствующую литературу, описывающую вегетососудистую дистонию как заболевание; (2) уточнить симптомы проявления вегето-сосудистой дистонии, (3) провести анализ распространения ВСД среди учащихся гимназии; (4) выяснить влияние школьных нагрузок на утомляемость учеников и факторы, способствующие ухудшению и улучшению самочувствия школьников; (5) по результатам исследования сделать выводы и сформулировать рекомендации.

Объект исследования: Вегетососудистая дистония как совокупность симптомов, связанных с нарушением работы центральной нервной системы Предмет исследования: распространенность вегетососудистой дистонии у школьников. Гипотеза исследования: школьные нагрузки способствуют появлению у школьников симптомов ВСД.

Методы решения поставленных задач: работа с медицинскими карточками учащихся совместно с медицинским работником гимназии; проведение анкетирования учащихся; статистическая обработка полученных данных; формулировка выводов и разработка рекомендаций по преодолению утомляемости.

Главной причиной ВСД является нарушение тонуса сосудов вследствие расстройства вегетативной нервной системы, регулирующей сужение и расширение сосудов.

Факторами риска возникновения ВСД являются: гормональная перестройка организма вследствие переходного возраста; хронический стресс и неврозы; переутомление вследствие чрезмерной физической или эмоциональной нагрузки; злоупотребление алкоголем; тяжелые и хронические болезни(панкреатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки); последствия травм, инфекций, интоксикации; нарушения в работе эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз); гиподинамия с детских лет; аллергические заболевания; табакокурение — является не главной, но всё же причиной вегетососудистой дистонии.

Первые проявления ВСД возникает обычно в детстве. Симптомы болезни и их проявления крайне разнообразны и сугубо индивидуальны.

Трудно найти двух больных ВСД, которые одинаково описывали бы свой недуг. Относительно универсальными являются лишь следующие моменты:

— состояние улучшается при отвлечении внимания, при выполнении важного дела, — особенно если деятельность сопровождается общением сприятными эмоциями;

люди, болеющие ВСД, часто являются метеочувствительными, плохо переносят как сильную жару, так и холод, не выносят душных помещений; приступ болезни может спровоцировать поездка в забитом транспорте, сауна, избыточная инсоляция;

ухудшение состояния сопровождается обычно тягостным чувством тревоги, страхом смерти, иногда люди впадают в панику, боятся оставаться в одиночестве.

Ощущения у страдающих ВСД очень сильные и яркие, что заставляет их подозревать у себя тяжелую и неизлечимую патологию. Эти подозрения еще больше усугубляют течение ВСД и нередко являются единственным препятствием на пути излечения.

Таким образом, сама по себе вегетососудистая дистония является доброкачественным и полностью обратимым заболеванием.И, хотя ВСД резко снижает качество жизни, от этой патологии еще никто и никогда не умирал.

Характер отклонений в состоянии здоровья современных школьников зависит от многих факторов. Коренные изменения образа жизни населения, обусловленные научно-техническим прогрессом, имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. Специфика ритма жизни в крупных городах, стремительный рост потока информации, малая двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия), большая суммарная учебная нагрузка, нарушение режима дня способствуют формированию ряда отклонений (гипертония, ожирение, близорукость, нарушения осанки, болезни органов пищеварения, нервной системы и др.). Существенное влияние на заболеваемость учащихся оказывает и внутренняя среда школьных зданий, в первую очередь вентиляция и освещение классов.

Распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений, их структура у школьников в значительной степени зависят от возраста и пола детей. Возраст 10—12 и 13—16 лет — сложные в жизни ребенка. В этом возрасте происходят существенные изменения в работе желез внутренней секреции, меняется и их взаимодействие. Для этих периодов характерны быстрый рост половых желез и интенсификация их деятельности, сопровождающиеся трансформацией внешнего облика школьника, его поведения. Однако эта перестройка у некоторых школьников протекает атипично, и развитие отдельных важнейших систем организма имеет особенности, которые в свою очередь нередко способствуют формированию патологии.

Статистика указывает, что всего 100 лет назад доля физического труда в общественно полезной деятельности человека составляла 90%, а сегодня — лишь около 1 %. Низкая двигательная активность — гиподинамия — ждет детей и когда они подрастут. Именно поэтому так важно компенсировать развивающийся, особенно часто у детей школьного возраста, двигательный голод, привить им любовь к движениям, к спорту. Пусть дети больше двигаются. Нужно не только дать им двигательную свободу, но и всячески помогать им в рациональной организации двигательного досуга.

И, самое важное, для подрастающего организма крайне важно, чтобы распорядок его дня был грамотно спланирован, учитывая все нагрузки; чередование занятий и отдыха на свежем воздухе; полноценное питание и достаточное количество сна. Ведь причиной усталости и плохого самочувствия, указанной многими респондентами, является недосыпание и ранние подъемы.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

На первом этапе исследования совместно с медицинским работником МАОУ Гимназия №5 г.Новороссийска были проанализированы медицинские карты учащихся 8,9,10 и 11 классов (всего 222 карты) и получены данные по состоянию здоровья школьников на 2011-2012 учебный год в динамике за три года. Выяснилось, что в течение последних трех лет наблюдается тенденция к уменьшению здоровых или почти здоровых детей и растет количество детей с различными заболеваниями.

На втором этапе был проведен опрос среди учеников 8-х, 9-х, 10-х и 11-ых классов гимназии (137 респондентов). По результатам анкетирования мы выяснили, что существует масса факторов, влияющих на ухудшение самочувствия, но, также, существует и множество факторов, способствующих устранению усталости. Среди респондентов, ощущающих вялость и сонливость занимаются спортом в 8-х классах 51%, в 9-х классах 62%, в 10-х классах 41%, и в 11-х классах 60%; не занимаются спортом в 8-х классах 49%, в 9-х классах 38%, в 10-х классах 59%, и в 11-х классах 40%. Из этого следует сделать вывод: либо спорта очень много и дети устают от нагрузок, либо его просто катастрофически мало. Но сравнивая процент занятости спортом между 8, 9, 10 и 11 классами, можно сделать вывод, что в 8 классах дети занимаются спортом больше

Читайте так же:
Отличие сердечной недостаточности от всд

Большинство учащихся имеют хобби, иногда по несколько. Из чего следует сделать вывод, что не все неподвижно сидят за компьютером или телевизором. Вредных привычек тоже достаточно. Опрос показал, что учащиеся 8 и 10 классах их имеют больше, чем в 11 классе. А вот у девятиклассников их не оказалось. По нашему мнению ребята просто ответили на этот вопрос неискренне.

На вопрос о том, принимают ли алкоголь, табачные изделия, наркотические вещества, в 9 классе ответили да – 25%, нет – 75%; в 10 классе ответили да – 12%, нет – 88%; в 11 классе ответили да – 13%, нет – 87%; в 8 классе на этот вопрос никто не ответил. Многие покривили душой и ответили неискренне.

Во время уроков плохое самочувствие наблюдается в 8 классе у 80%, в 9 классе – у 62%, в 10 классе – у 59%, в 11 классе – у 73%.

Влияние времени года на самочувствие распределилось так: в 8 классе – зима – 45%, осень – 41%, весна и лето – по 7%; в 9 классе – осень – 100%; в 10 классе – зима – 20%, осень – 40%, весна и лето – по 20%; в 11 классе – зима – 33%, осень – 11%, весна – 56%.

Разнообразие симптомов утомляемости больше проявляется в 8 классе: головная боль – 26%, сонливость – 23%, усталость – 6%; в 9 классе — головная боль – 13%, сонливость, усталость, плохое самочувствие – по 7%; в 10 классе — головная боль – 5%, сонливость – 57%, усталость, ломка в теле, слабость, невнимательность, боль в сердце, апатия – по 5%; в 11 классе — головная боль – 27%, сонливость, усталость, вялость – по 15%, раздражительность, недомогание – по 8%, голод – 4%.

Частота проявления симптомов утомляемости распределилась так: 8 класс – часто – 29%, каждую неделю – 24%; в 9 классе 100% ответили что часто; в 10 классе – к концу недели – 50%, часто – 29% и 21% — редко; в 11 классе – часто- 42%, редко и к концу недели – по 17%.

Нам также удалось выявить предметы, на которых симптомы усталости проявляются сильнее, и выглядит это так: в 8 классе – первые места заняли русский язык – 19%, история – 18%; в 9 классе — ИВТ – 22%, алгебра и биология – по 11%; в 10 классе – русская литература – 17%, русский язык -13%; в 11 классе – химия и геометрия – по 10%, английский язык – 31%. А также утвердились в том, что самыми тяжелыми для учеников являются последние 5-6 уроки и вторая смена.

И тот факт, что с возрастом усталость проявляет себя все больше и больше, позволяет сделать вывод, – главное упорядоченный режим, правильное питание, свежий воздух и спорт.

В ходе опроса мы пытались выяснить факторы, влияющие на ухудшение самочувствия школьников. На первых местах оказались в 8 классе — школа – 61%, погода — 18%, недосыпание – 7%, в 9 классе — школа – 75%, погода — 12%, бездействие – 13%; в 10 классе — школа – 67%, ранний подъем — 28%, физические нагрузки – 5%; в 11 классе — школа – 61%, умственные нагрузки — 22%, физические нагрузки – 11%.

Факторами, влияющими на улучшение самочувствия, на первых местах оказались: в 8 классе — еда – 26%, прогулки, отдых – по 13%, друзья – 12%; в 9 классе — отдых, друзья, ТВ, дом, любимое занятие и наркотики – по 17%; в 10 классе – еда, прогулки, отдых – по 24%, спорт, кофе, дом – по 10%; в 11 классе — отдых – по 33%, друзья, спорт, музыка, выходные – 13%, успех – 7%.

И, самое интересное, что были выявлены те главные инструменты, с помощью которых учащиеся поддерживают свой боевой дух: в 8 классе – сон – 17%, еда – 16%, музыка – 12%, отдых – 11%; в 9 классе – отдых – 43%, еда – 29%, сон и кофе – по 14%; в 10 классе – сон – 33%, отдых – 24%, еда – 14%, прогулки – 10%; в 11 классе – сон – 35%, музыка – 22%, отдых – 17%, спорт и прогулки – по 9%.

На основе данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что школьники очень мало бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом и тратят драгоценные часы на просмотр телевизора, игры на компьютере и сидение дома. Исследование показывает, что большинство учащихся страдают хронической усталостью, сонливостью, вялостью. У многих нарушена осанка, страдает зрение. И таких фактов можно назвать очень много.

Очень хочется помочь ребятам, ведь для того, чтобы улучшить осанку, зрение, поднять настроение и стать бодрым необходимо совсем немного: утренняя зарядка; контрастный душ; регулярные занятия физкультурой и спортом; прогулки на свежем воздухе и, самое главное, больше двигаться.

Вегето-сосудистаядистония эффективно лечится. Все лечебные мероприятия и подбор лекарств должны контролироваться лечащим врачом.

Мы хотим поблагодарить всех учителей и учащихся за внимание и участие в проведении исследовательской работы и пожелать всем прекрасного настроения, здоровья, бодрости и любви к себе и ближним своим. Цените то богатство, которое подарила вам Природа – Своё Здоровье!

Лечение неврастении у подростков

Астения относится кчислу распространенных патологических состояний. A. Farmer etal. (2004) регистрировали признаки астении у1,3% подростков [1]. Поданным K. Rimes etal. (2007), S. Nijhof etal. (2011), данная патология достоверно чаще встречается удевочек [2, 3]. Слово «астения» впереводе сгреческого означает бессилие, слабость. Под астенией понимают патологическую усталость после нормальной активности, сопровождающуюся недостатком энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности ивнимания, резкое снижение работоспособности. Ведущим проявлением астенических состояний является так называемая «раздражительная слабость», включающая, содной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, асдругой— повышенную раздражительность, готовность каффективным вспышкам (обусловленную прежде всего истощаемостью процессов активного торможения реакций нанезначимые раздражители).

В детской и подростковой практике очень часто встречаются астении преимущественно психогенного происхождения. Данное состояние принято называть неврастенией. Ряд авторов считает невозможным возникновение астении под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания [4]. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.

Выраженные проявления неврастении встречаются чаще на фоне соматической ослабленности. Их проявлению способствуют наличие длительно действующих или постоянных конфликтов в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка. Психологический генез неврастении заключается в противоречии между завышенной самооценкой и большими притязаниями, с одной стороны, и реальностью, с другой стороны. В этой связи следует отметить внутриличностный конфликт по типу «хочу, но не могу» или «хочу, но болен», лежащий в основе неврастении [5].

Читайте так же:
Что такое всд что это такое у детей

Целями данного исследования являлись уточнение клинической картины неврастении у подростков со школьной дезадаптацией и оценка эффективности применения препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в лечении данной патологии. Нооклерин обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14–17 лет, жители г. , обратившиеся к врачу с жалобами на утомляемость и низкую успеваемость в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев . Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении () c подшкалами. Интенсивность утомления оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) ( вариант).

Уровень тревожности оценивался с помощью теста самооценки в обработке .

Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ ( вариант).

Регистрация электроэнцефалографии (ЭЭГ) проводилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц) диапазонах.

Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).

Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин в дозе 2 г/сут (по 1 ч. л. 2 р./сут — утром и днем) в течение 1 мес. Другой терапии в этот период не проводилось. Эффективность терапии анализировалась при контрольном исследовании, проведенном через 1 мес. после завершения курса лечения. Доля респондеров определялась количеством больных, чьи исходные показатели общей астении () уменьшились более чем на треть.

Контрольную группу составили 64 практически здоровых подростка.

Результаты исследования

Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. Регистрировалась повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к ощущениям от внутренних органов, что находило отражение в многочисленных соматических жалобах. Собственно астенические явления (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость) сочетались с коморбидными нарушениями. Количественная оценка астенических нарушений отражена в диаграмме (рис. 1).

Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями и такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).

В зависимости от частоты возникновения приступов ГБ было выделено 2 группы: подростки с частой (эпизодической) формой ГБН (ЧГБН) и подростки с хронической формой ГБН (ХГБН).

ЧГБН регистрировалась в 30 случаях (46,9% от общего количества пациентов). Частота приступов ГБ составляла 3–10 р./мес. Данные приступы, как правило, возникали на фоне психотравмирующих обстоятельств, стрессов. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества пациентов). У подростков в данной группе ГБ отмечались от 4 до 7 р./нед., чаще в будние дни, после занятий в школе. Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.

По данным вегетологического обследования по анкетной методике , средний балл у подростков из исследуемой группы составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).

Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов из исследовавшейся группы отмечалось повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращали на себя внимание существенное возрастание количества ошибок и увеличение времени реакции во половине теста (табл. 2).

Результаты количественной ЭЭГ свидетельствовали о том, что биоэлектрическая активность головного мозга у подростков с неврастенией характеризовалась достоверным снижением спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе (табл. 3).

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов). Необходимо отметить, что отсутствие динамики регистрировалось у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При оценке состояния пациентов с помощью регистрировалось значительное улучшение показателей по шкалам общей астении, психической астении, пониженной активности (рис. 1). Достоверного улучшения по шкале снижения мотивации не регистрировалось. Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).

Переносимость терапии в основной группе можно в целом охарактеризовать как хорошую. В 3 случаях появились жалобы на трудности при засыпании. Через 3–4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно, без медикаментозной коррекции. Других побочных явлений отмечено не было.

Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.

Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрировалось достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях (табл. 3).

Обсуждение

Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации, а одной из наиболее частых форм соматизированных расстройств называется ГБ [6]. Результаты вегетологического обследования показали, что средний балл у пациентов с неврастенией свидетельствовал о наличии у них вегетативной дисфункции и был достоверно выше, чем в группе здоровых испытуемых. Данные психофизиологического исследования свидетельствуют о снижении уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.

Читайте так же:
Зарядка при всд с тахикардией

При анализе функционального состояния нервной системы большое значение придается α-активности головного мозга, характеризующей состояние расслабленного бодрствования. Проведенные исследования показывают, что подростки с неврастенией характеризуются меньшими величинами мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению со здоровыми сверстниками, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга.

Использование Нооклерина в лечении астенических проявлений на фоне школьной дезадаптации характеризуется высокой эффективностью. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений.

Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями.

Необходимо отметить, что после окончания курса Нооклерина отмечается уменьшение таких коморбидных нарушений, как дистония и ГБН. Больший эффект достигнут при лечении ХГБН. Данное наблюдение можно объяснить проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что если ЧГБН больше сочетаются с тревожными расстройствами, то ХГБН часто встречаются у детей с астеническими нарушениями [7].

Ограничением данного исследования является отсутствие длительного катамнестического наблюдения.

Таким образом, применение препарата Нооклерин в лечении астенических нарушений у подростков характеризуется высокой эффективностью. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

  1. Farmer A., Fowler T., Scourfield J., Thapar A. Prevalence of chronic disabling fatigue in children and adolescents // Br J Psychiatry. 2004. Vol. 184. Р. 477–481.
  2. Rimes K.A., Goodman R., Hotopf M., Wessely S., Meltzer H., Chalder T. Incidence, prognosis, and risk factors for fatigue and chronic fatigue syndrome in adolescents: a prospective community study // Pediatrics. 2007. Vol. 119 (3).
  3. Nijhof S.L., Maijer K., Bleijenberg G., Uiterwaal C.S., Kimpen J.L., van de Putte E.M. Adolescent chronic fatigue syndrome: prevalence, incidence, and morbidity // Pediatrics. 2011. May. Vol. 127 (5). Р. 169–1175.
  4. Крейндлер А. Астенический невроз: Пер. с рум. Бухарест, 1963. 410 с.
  5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
  6. Гиндикин В.Я. Справочник: Соматогенные и соматоформные расстройства (клиника, дифференциальная диагностика, лечение). М.: Триада-Х, 2000. 256 с.
  7. Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д., Яковенко Е.А. Педиатрия из XIX в XXI век: Материалы конф. ВМедА. СПб., 2005. С. 209–210.

alt=»Лицензия Creative Commons» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вегетососудистая дистония у подростков и ее лечение

Вегетососудистая дистония у подростков и ее лечение

Что кроется за вегетососудистой дистонией? Представьте, что вашему ребенку-подростку врач поставил такой диагноз при обследовании и вы в замешательстве. То есть вы не знаете, болезнь ли это или норма для организма. Понять, чем же всё-таки болен или здоров человек, помогут симптомы. Вегетососудистая дистония и ее лечение — важная информация, которую должны знать все родители подростков.

Важно понять каждой мамочке, что это не заболевание. Это норма нервной системы организма. Например, человек рождается с зелёным цветом глаз, склонный к полноте по наследственным признакам. А другой человек склонен к худобе. Это особенности организма. Поэтому важно адекватно реагировать на полученную информацию. И не говорить окружающим, что ваш ребенок чем-то болен и не утрировать состояние его нервной системы.

Вегетососудистая дистония и ее признаки довольно традиционны.

  • слабость
  • головные боли
  • бессонница
  • нервное напряжение
  • головокружения (умеренные)
  • низкое давление
  • реагирование организма на погодные явления
  • тошнота
  • потребность во сне больше, чем у других

Иногда, ребенок из-за таких симптомов, которые не подвергаются его контролю, способен неправильно реагировать на окружающий мир и события, которые с ним или с его близкими людьми происходят. Более того, постоянная слабость и головные боли, а также угнетённое состояние духа, способно вывести из себя любого. Но нужно с этим что-то делать, а именно — понять, что делать ничего не нужно. Стоит смириться и больше отдыхать. Соблюдать режим и распорядок дня.

Вегетососудистая дистония. Лечение

Рассмотрим его по пунктам:

  • не повышать ни на кого голос
  • не нервничать по возможности
  • больше гулять на свежем воздухе
  • ходить на танцы, плавание, заниматься фитнессом
  • высыпаться
  • поменять способ реагирования на определенные ситуации и окружение
  • как можно больше бегать и уделять внимание собственному здоровью
  • укреплять организм физически, занимаясь плаванием
  • повышать настроение любыми способами
  • больше уделять внимание собственной внешности и фигуре
  • больше отдыхать, релаксировать, менять обстановку
  • ездить в профилактории и санатории
  • принимать успокаивающие ванны

Также врачи рекомендуют записаться на определённый вид фитнеса, выполнять больше упражнений или регулярно делать зарядку, таким образом, регулируя обмен веществ в нормальном состоянии. Для этого важно использовать физические нагрузки и дополнительные упражнения. Также стоит употреблять больше продуктов, способствующих поднятию давления. Это такие продукты, как кофе, чай, горчица, хрен. Для взрослых — это алкоголь в небольших дозах. Не стоит пренебрегать и советами врачей, а именно следить за внутренним состоянием сознания, больше двигаться, меньше фиксироваться и не реагировать на негатив.

Предпринимая все эти шаги на пути к стабилизации организма ребенка, подросток будет не только более крепок и здоров духовно, но и физически способен быстро реагировать на любые ситуации, меньше нервничать и понимать, что мир — это дар, подарок, который стоит воспринимать с легкостью и душевной гармонией.

Вегето-сосудистая дистония у подростков

В настоящее время диагноз вегето-сосудистая дистония у подростков не является такой уж редкостью, к сожалению, многие дети в возрасте от 11 до 15 лет сталкиваются с этим заболеванием в повседневной жизни. При этом врачи не всегда могут определить причину возникновения болезни, в результате чего назначают неверное лечение. Важно досконально разобраться в причинах и симптомах ВСД у подростков, провести качественную диагностику и после этого начать эффективное лечение неприятных симптомов. Все это позволит избежать осложнений, а также улучшить свое самочувствие, избавившись от головных болей, тошноты, недомогания, слабости, учащенного сердцебиения, расстройства желудка и других признаков нарушения вегетативных функций.

ВСД – болезнь переходного возраста?

Вегето-сосудистая дистония, как известно, может возникнуть практически в любом возрасте как у мужчин, так и у женщин. Учитывая этот фактор, будет неуместно считать, что она является заболеванием только переходного возраста, однако у подростков ее зачастую связывают именно с этим периодом жизни молодых людей.

Нередко бывает так, что болезнь исчезает сама собой после того, как завершено формирование половых функций парня или девушки. При этом специалисты не советуют сидеть на месте, ничего не делая и дожидаясь, пока недуг уйдет сам собой. Требуется лечение, которое не только уменьшит проявление симптомов, но и положительно повлияет на главную причину их возникновения.

Читайте так же:
Бывают ли головокружения при всд

Стоит отметить, что ВСД у подростков – это не отдельное заболевание, а синдром с целым набором разнообразных симптомов.

Когда следует волноваться?

Данная болезнь не является смертельно опасной для молодого человека, но это не должно стать поводом к тому, чтобы не лечить ее. Более того, следует обратить на нее особое внимание в том случае, если она влечет за собой серьезные последствия в виде заболеваний сердца, депрессии, гипертонии, ослабления иммунной системы. Из-за недуга может заметно снизиться успеваемость в школе или техникуме, это приведет к различным социальным проблемам, с которыми будет достаточно тяжело справиться в дальнейшем.

Необходимо внимательно смотреть на признаки вегето-сосудистой дистонии у подростков, и при малейших осложнениях срочно бить тревогу, обращаясь за помощью к высококвалифицированным врачам.

Стоит волноваться в том случае, если ВСД вызывает серьезные осложнения в виде головных болей, проблем с сердцем и т.д.

Признаки заболевания

ВСД симптомы у подростков будут различаться в зависимости от того, каким типом дистонии болен молодой человек. Хотя есть и общие для всех типов признаки, по которым можно распознать этот синдром:

  • Головные боли и головокружение.
  • Резкое повышение и снижение артериального давления.
  • Учащенный пульс.
  • Дискомфорт в области сердца.
  • Одышка, тяжесть в груди.
  • Чувство тошноты.
  • Повышенное потоотделение, непереносимость жары и холода.
  • Нестабильный эмоциональный фон, раздражительность и агрессия.
  • Боли в животе, расстройство желудка.
  • Отсутствие аппетита.
  • Общая слабость, апатия, сонливость.
  • Чувство страха или паники, депрессия.

Каждый из этих симптомов в отдельности может стать признаком любого другого заболевания, поэтому крайне важно провести качественную диагностику для выявления недуга и постановки точного диагноза.

Признаки ВСД у подростков могут возникать так же неожиданно, как и исчезать. Как раз это и является едва ли не главной отличительной чертой синдрома от других болезней. Как правило, врачи проводят полноценное обследование, и если не выявлено одно заболевание, которое бы могло вызвать появление вышеупомянутых симптомов, ставится диагноз вегето-сосудистая дистония.

Почему ВСД бывает у подростков?

Как уже отмечалось выше, заболевание может появиться в результате полового созревания у парня или девушки, после чего исчезнуть как ни в чем не бывало. Однако есть и другие причины возникновения синдрома:

  1. Неустойчивая психика молодых людей в их подростковом возрасте, и связанные с этим стрессы, депрессивное настроение.
  2. Повышенные физические и умственные нагрузки.
  3. Инфекционные заболевания.
  4. Нездоровый образ жизни, включая курение, употребление алкоголя в молодом возрасте.
  5. Гормональные изменения в организме.
  6. Сложности в отношениях с родителями, своими сверстниками.
  7. Не слишком активный образ жизни, включая долгое нахождение дома перед экраном компьютера.

Усугубить ситуацию может и несоблюдение распорядка дня, когда подросток кушает тогда, когда ему удобно, ложится спасть слишком поздно, употребляет энергетические напитки для бодрости и т.п.

ВСД пубертатного периода – довольно распространенное заболевание, поэтому не стоит сразу впадать в отчаяние после постановки диагноза, однако следует как можно скорее начинать лечение, чтобы добиться положительных результатов.

Как проводится диагностика?

Мало знать симптомы вегето-сосудистой дистонии у подростков, важно пройти качественное обследование в больнице, чтобы специалисты могли поставить четкий диагноз. В современных условиях диагностика проводится следующим образом:

  • Первоначальная консультация у лечащего терапевта.
  • Сдача необходимых анализов в лаборатории.
  • При необходимости терапевт направляет молодого пациента к узкопрофильным специалистам: кардиологу, психотерапевту, невропатологу, эндокринологу и т.д.
  • УЗИ щитовидной железы.
  • Электрокардиограмма, томография.

Необязательно подростку придется проходить всех вышеперечисленных врачей и проводить процедуры, все будет зависеть от того, какие меры предпримет ваш лечащий врач для постановки правильного диагноза.

В большинстве случаев опытный доктор определяет наличие вегето-сосудистой дистонии по нескольким симптомам, а также по результатам анализов, которые показывают уровень гормональной активности организма.

В любом случае, не стоит пренебрегать диагностикой, ведь это единственно верный путь к дальнейшему эффективному лечению болезни.

Лечение: общие принципы

После того, как вы изучили причины и симптомы ВСД у подростков, настало время разобраться в наиболее эффективных методах лечения болезни. Многие врачи рекомендуют молодым людям соблюдать общие правила, которые позволят избавиться от симптомов недуга в кратчайшие сроки:

  1. Достаточно времени уделять отдыху и полноценному сну.
  2. Не стоит много времени проводить за компьютером или за физическими упражнениями, необходимо чередовать разные виды деятельности.
  3. Чаще находиться на свежем воздухе, желательно в том месте, где действительно чистый воздух без загрязнений.
  4. Осуществлять домашнюю гимнастику, закаливать организм при помощи определенных упражнений, контрастного душа.
  5. Проводить массаж головы и других частей тела.
  6. Стараться не нервничать, избегать стрессовых ситуаций.
  7. Отказаться от употребления спиртных напитков и курения.

В подростковом возрасте молодые люди не хотят заботиться о собственном здоровье, полагая, что это лишняя трата времени и сил. Тем не менее, следует прислушаться к вышеперечисленным рекомендациям, поскольку они помогут не столкнуться с вегето-сосудистой дистонией, а если такая неприятность уже случилась, то эти правила позволят избежать серьезных осложнений.

Медикаментозное лечение

В настоящее время разработаны специальные препараты для лечения симптомов ВСД у подростков, такие средства нередко используются и для лечения других заболеваний:

  • Седативные препараты. Представляют собой группу лекарственных средств на основе растительных веществ. К ним можно отнести валериану, боярышник, средства с экстрактом пиона, медикаменты с содержанием барбитуратов, например, Валокордин или Корвалол. Их главное предназначение заключается в ликвидации симптомов дистонии, успокоении нервной системы, нормализации вегетативных функций.
  • Препараты, оказывающие благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Это и гипотензивные средства (Бета-адреноблокаторы, Верапамил), и антиаритмические лекарства, применяющиеся при нарушении сердечного ритма (Блокаторы натриевых, калиевых, кальциевых и прочих каналов).
  • Транквилизаторы. Лечение вегето-сосудистой дистонии у подростков при помощи транквилизаторов может иметь определенные побочные эффекты, поэтому они используются крайне редко, и только по назначению врача. Для этого существуют специальные детские транквилизаторы, обладающие слабой токсичностью.
  • Антидепрессанты. Действие таких препаратов направлено на снятие симптомов тревожности и усиление стойкости к стрессовым ситуациям.

Кроме того, используются и другие препараты для лечения ВСД у подростков: витамины, диуретики, антиоксиданты и т.д. Лечение должен назначать лечащий врач после того, как проведет полноценное исследование организма пациента.

Настоятельно не рекомендуется заниматься самолечением, ведь это может вызвать побочные эффекты у подростка, внутренние органы и системы которого еще не приспособлены к подобным нагрузкам.

Устранение симптомов народными методами

Лечение ВСД у подростков народными способами предполагает, в первую очередь, правильное питание. Необходимо скорректировать ежедневный рацион питания, убрав из него жирную пищу, разнообразные выпечки, также нужно минимизировать употребление сладостей. Лучше всего употреблять в пищу свежие овощи, каши, орехи, добавлять в блюда зелень, пить чай, а не кофе, натуральные соки, молоко, кефир.

Желательно выпивать каждый день не менее 2 л жидкости, что позволит поддерживать водный баланс в организме и не допустить распространения токсинов. Обязательно включите в свой рацион свежие соки их апельсина и яблок при отсутствии противопоказаний к их употреблению.

Некоторые врачи рекомендуют приготовить для молодого человека отвар из лечебных трав: боярышника, пустырника, ромашки, календулы. Расслабляющее и успокаивающее действие оказывают также некоторые эфирные масла, морковный сок. Для нормализации давления стоит попробовать женьшень, свежевыжатые соки.

Читайте так же:
Как себя вести при приступе всд

Дополнительные методы лечения у подростков лечится и другими, не менее эффективными способами:

  1. Контрастный душ. Для многих подростков такая процедура становится своего рода увлекательной игрой, к которой они с удовольствием возвращаются каждый день. Важно не переохлаждаться, не принимать душ, если у вас ОРВИ или грипп.
  2. Процедура иглоукалывания. Процедура должна проводиться только в специализированном медицинском учреждении, помогает восстановить вегетативные функции организма, придает дополнительной энергии.
  3. Резонансно-волновая ДМВ терапия. Процедура оказывает положительное воздействие на молодой организм, снимая напряжение и нагрузки, а также укрепляя иммунную систему.
  4. Массаж. При этом используются различные виды массажа: точечный, расслабляющий, самомассаж и пр.
  5. Специальная лечебная гимнастика. Она направлена на восстановление работы вегетативной нервной системы, улучшение настроения и общего самочувствия.
  6. Лечебные ванны. Необходимо добавлять в воду морскую соль, также корни целебных трав. Такая процедура не просто помогает чувствовать себя бодрым и энергичным, но и снимает усталость, головные боли и другие признаки заболевания.

Стоит понимать, что вегето-сосудистая дистония пубертатного периода не лечится за 1 день или за 1 неделю, нужно пройти комплексное лечение, после чего будут видны первые положительные результаты. Не следует останавливаться лишь на устранении симптомов болезни, поскольку они могут вернуться в любой момент, необходимо победить главную причину заболевания, и тогда оно больше никогда не побеспокоит вас.

Мы подробно разобрали вопрос о том, как лечить ВСД у подростков, теперь вам осталось только применить полученные знания на практике и поделиться своим опытом лечения болезни с другими людьми. Путь этот неприятный синдром никоим образом не повлияет на качество жизни молодого человека.


Диагноз вегето-сосудистая дистония.

К врачам часто обращаются больные с жалобами на слабость, головные боли, головокружения, потливость, дискомфорт при дыхании, гиперемии лица, тяжести в голове, тошноты и головокружения, звон в ушах и плохой сон.
У 70% из них по статистике вегето-сосудистая дистония.

Медики не определились с тем, как относиться к этому болезненному состоянию. Одни считают, что это самодостаточная болезнь. Другие убеждены в ее отсутствии, а связанные симптомы для них это комплекс более глубоких проблем человека, которые необходимо диагностировать.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии (ВСД):
  • неврозы. На почве стрессов развивается необъяснимая тревожность, беспокойство, страхи, бессонница;
  • повышенная чувствительность — тяжело переносите смену погоды или повышение физической нагрузки, быстро утомляетесь;
  • ускоренный пульс и нестабильное давление;
  • панические атаки, напряжение в теле, потливость, бледность, тошнота, головокружение, обмороки.

В диагностике ВСД у детей есть сложности. В младшем возрасте они очень подвижны, перемены настроения являются нормой. Нервная система человека формируется к 13 годам. До этого возраста пульс всегда учащен и по нему нельзя точно диагностировать болезнь.

Что происходит в организме при вегето-сосудистой дистонии

В моменты стресса у нас растет эмоциональное напряжение, это нормальная защитная реакция организма. В запущенных случаях эмоции зашкаливают. Это ведет к сбоям нервной системы, которая управляет процессами ускорения и замедления кровотока в организме.

В случае разлада этих процессов и возникает вегето-сосудистая дистония — сосуды расслабляются в моменты напряжения и напрягаются во время отдыха, оставляя человека опустошенным и больным. Помочь наладить работу сосудов могут стимуляторы кровообращения.

Как понять, что у ребенка ВСД и что делать

К симптомам вегето-сосудистой дистонии у детей относятся такие факторы:

  • Малоподвижность, апатичность. Если по подвижности определить что-либо сложно, то малоподвижность это верный симптом нарушения;
  • Плаксивость. Если ребенок часто плачет и причину найти сложно, у него может быть ВСД;
  • Неравномерный сон. Ребенок то много спит, то не может уснуть;
  • Повышение температуры без причины, одышка.

Каждый симптом по отдельности не говорит о проблеме, но весь комплекс говорит о необходимости посетить врача и следовать его рекомендациям.

Симптомы ВСД у подростка. Что делать

  • Агрессивность или зажатость. Эмоциональные крайности это всегда признак плохого самочувствия. Поговорите с ребенком, обсудите его тревоги и волнения, но не ругайте его. Важно сохранить или создать дружеские отношения;
  • Проблемы в общении со сверстниками, окружающими. Чужие люди могут быть не такими понимающими, могут не знать о болезненном состоянии ребенка, что ведет к неустроенности в обществе. В период полового созревания с ребенком особенно сложно. Необходимо наблюдение врача, психолога;

  • Плохая успеваемость. Проанализируйте учебную нагрузку на ребенка, если она не превышает нормы, то есть повод беспокоиться и обратиться к врачу;
  • Нарушение биоритмов происходит вследствие малоподвижного образа жизни и информационной перегрузки в школе или кружках. Мир ребенка насыщен информацией и без этого — компенсируйте нагрузки на мозг физической активностью, но без фанатизма. Отлично подходит плавание.

Режим и диета

В час ночи происходит выработка важных для организма человека гормонов, но только когда мы спим. Даже если вы не уверены в диагнозе, помогите ребенку наладить режим дня. Ложиться спать следует не позднее 23 часов, спать не меньше 8 часов.

Другой фактор успеха лечения от ВСД — еда. Меню должно исключать сладкое и кофе, содержать много овощей, рыбы, фруктов и творога. В этих продуктах высокое содержание витаминов группы B, при ВСД наблюдается их недостаток.
И самое важное — стоит избегать стрессов и учить ребенка с ними справляться. Объясните, что страх это нормально, ненормально не бояться, не совершает ошибки только тот, кто ничего не делает. Не возлагайте на ребенка непосильных надежд, будьте объективны и учитывайте его взгляды на мир. Он такой же его участник.

Вегето-сосудистая дистония у взрослых

Спровоцировать ВСД у взрослого человека могут:
  • Тяжело протекающие болезни и инфекции;
  • Неравномерный ритм жизни, когда нет времени спать, не получается нормально отдыхать и восстанавливаться;
  • Депрессия, сильное переживание или протекающий фоном, постоянный стресс;
  • Несбалансированное питание, обеды “на ходу”, перебор с кофе или алкоголем;
  • Повышенная или пониженная физическая нагрузка;
  • Смена часовых поясов;
  • Беременность или климакс у женщин дестабилизируют гормональный фон.

Лечение вегето-сосудистой дистонии. Правильные привычки и занятия

В качестве профилактики ВСД взрослым хорошо подойдут занятия в бассейне. Плавание укрепляет весь организм целиком, не только нервную систему. Выделяйте 1-2 вечера на короткие заплывы, и ваше качество жизни улучшится.

К бегу при симптомах ВСД стоит относиться осторожно. Перебор с бегом грозит повышением давления, одышкой. Если любите или хотите побегать, следует делать это сниженными темпами.

А вот езда на велосипеде оказывает благоприятное воздействие. Происходит насыщение организма кислородом, укрепляется иммунитет, давление стабилизируется. Но от продолжительных велозаездов лучше отказаться, хорошо в меру.

Пусть у вас на столе рядом с кроватью всегда будет бутылка воды — делайте пару глотков сразу при подъеме и мобилизируйте его с помощью зарядки, а потом примите контрастный душ.

Лечебная гимнастика, йога, медитации помогут расслабить организм и снять нервозность, напряжение. Особенно присмотритесь к йоге, при ВСД ее рекомендуют все специалисты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector