Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мысли испарились: что происходит, когда наш внутренний голос замолкает

Мысли испарились: что происходит, когда наш внутренний голос замолкает

Многочисленные задачи мозга разнообразны и жизненно важны, как и роль внутреннего голоса. Но чтобы полностью осознать его ценность, мы должны представить себе, что все мысли вдруг испарились. Как бы невероятно это ни звучало, нам даже не придется напрягать воображение. Оказывается, такое действительно случается.

Волшебная страна

Утро 10 декабря 1996 года началось для тридцатисемилетней Джилл Тейлор как обычно. Джилл работала в лаборатории Гарвардского университета и изучала устройство мозга.

На интерес Джил к головному мозгу, природе клеточного взаимодействия и его влиянию на поведение повлияли семейные обстоятельства. Брат Джилл страдал шизофренией, и хотя женщина не могла вылечить его, ей хотелось проникнуть в дебри сознания брата. Джилл была на верном пути — до того дня, когда ее мозг отказался нормально функционировать

Джилл проснулась и приступила к утренней зарядке на кардиотренажере, но что-то пошло не так. Голова пульсировала от боли, похожей на мигрень: она то появлялась, то исчезала. Женщина почувствовала себя странно: движения замедлились, а сознание словно сжалось. «Я не ощущала границ тела, — вспоминала Джилл. — Не могла понять, где оно начинается, а где заканчивается».

Джилл не только утратила ощущение себя в физическом смысле, но и перестала понимать, кто она. Эмоции и воспоминания стали утекать, словно решили сменить место жительства. С каждой секундой восприятие и реакции, характерные для нормальной деятельности мозга, угасали. Мысли Джилл, а с ними и слова, становились размытыми.

Вербальный поток иссякал, словно пересыхающая река. Лингвистическое устройство в мозгу сломалось.

С левой стороны ее мозга лопнул сосуд. Джилл перенесла инсульт.

Физическое состояние и вербальные функции стремительно ухудшались, но женщина успела позвонить коллеге. Та догадалась, что что-то случилось. Вскоре машина скорой помощи везла Тейлор в Массачусетскую больницу общего профиля. «Я чувствовала себя духовно сломленной, — вспоминает она. — Я больше не управляла собой». Джилл была уверена, что умирает, и прощалась с жизнью.

Но Джилл не умерла. Через несколько часов она очнулась на больничной койке, удивляясь тому, что еще жива. Жизнь Джилл на какое-то время изменилась. «Мысли были противоречивыми, бессвязными и время от времени прерывались периодами молчания, — вспоминает Джилл. — Я была одна — ничего, кроме ритмичного биения сердца». Она даже не могла сказать, что осталась наедине со своими мыслями, потому что мысли словно улетучились.

Кратковременная память отказала, даже простейшие задачи стали непосильными. Фонологическая петля разрушилась, внутренний голос умолк. Джилл больше не могла мысленно путешествовать во времени, вспоминая прошлое или фантазируя о будущем. Она чувствовала себя непривычно уязвимой, будто в одиночку вышла в открытый космос. Она молча гадала, вернутся ли вербальные навыки ее сознания в полном объеме. Без мысленного самоанализа Джилл перестала ощущать себя человеком в полном смысле этого слова. «Лишившись языка и нормального функционирования, я как будто оторвалась от жизни», — отмечала женщина.

Но самое страшное — Джилл утратила представление о себе. Стерлась история, которую внутренний голос создавал почти четыре десятилетия. «Голоса, звучащие в голове», как называла их Джилл, заставляли ее ощущать себя собой, но теперь они смолкли. «Я ли это? Как я могу быть Джилл Тейлор, если мне недоступен ее жизненный опыт, мысли и эмоции?»

Представляя то, что довелось испытать этой женщине, я паникую. Потерять способность общаться с собой, полагаться на интуицию, на цельный опыт прошлого, планировать будущее — все это намного хуже, чем письмо от безумного преследователя. И тут история Джилл становится еще интереснее.

Джилл не испугалась, как я полагал. Удивительно, но с прекращением внутреннего диалога женщина почувствовала себя спокойно, как никогда. «Пустота, разливающаяся в моем травмированном мозгу, была так привлекательна, — писала Джилл позже. — Я была рада паузе, прервавшей внутреннюю болтовню».

Джилл оказалась, как описывала сама, «в волшебной стране». С одной стороны, женщина чувствовала себя одиноко, лишившись языка и памяти. С другой — ощущала пьянящую свободу. Освободившись от прошлого, Джилл отделалась от периодически возникающих болезненных воспоминаний, мучивших ее последствий стресса и постоянной тревоги. Сделка того стоила. Позже Джилл осознала, что до инсульта она не умела управлять своим неспокойным внутренним миром. Погрузившись в неприятные размышления, Джилл, как и все мы, не справлялась с контролем над эмоциями.

Читайте так же:
Шизотипическое расстройство отличие от шизофрении

Через две с половиной недели женщине сделали операцию, удалив из мозга кровяной сгусток размером с мячик для гольфа. Окончательно восстановиться Джилл удалось лишь через восемь лет. Она продолжает исследовать мозг и рассказывает о собственном опыте. Джилл отмечает благодать и покой, которые ощутила, однако полагает, что «для душевного здоровья все-таки важно слушать внутренний голос».

Опыт Джилл — яркое свидетельство власти внутреннего голоса. Мысли не только негативно влияют на наше восприятие мира, но и могут заслонить от нас реальность. Результаты исследования, опубликованные в 2010 году, ясно это иллюстрируют. Ученые выяснили, что внутреннее восприятие часто затмевает внешнее Речь о том неприятном явлении, которое знакомо многим: человек, казалось бы, должен чувствовать себя счастливым (например, общаясь с друзьями или празднуя какое-то событие), но в голове крутятся навязчивые мысли. Настроение формируется не под влиянием действий, а под влиянием мыслей.

Хотя мы испытываем облегчение, когда внутренний голос умолкает, все же не стоит считать его проклятием эволюции. Мы уже убедились, что мысленный оратор — это уникальный дар, который связывает улицы Нью-Йорка с миром наших грез. Он позволяет нам функционировать, достигать целей, творить, общаться и определять собственную сущность, и это замечательно. Плохо, когда внутренний голос без умолку тараторит и мешает нам воспринимать реальность — иногда настолько, что болтуна хочется придавить.

Прежде чем перейти к описанию научных методов контроля, необходимо понять природу вредоносного воздействия потока мыслей и почему нам следует вмешаться в этот процесс. Если вы узнаете, каким образом разрушительные мысли воздействуют на наше сознание, тело и взаимоотношения, то придете к выводу, что пролить пару слез на улицах города — значит легко отделаться.

Внутренний диалог

Вну́тренний диало́г — понятие в психологии, описывающее процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой, внутриличностной аутокоммуникации   (англ.) русск. . Одним из элементов, который обеспечивает диалогизм самосознания, является рефлексия — обращение внимания субъекта на своё собственное состояние и опыт. Внутренний диалог — результат присутствия внутри сознания сразу нескольких субъектов общения. Одно из возможных объяснений лежит в области трансактного анализа, внутренний диалог может быть объяснён как взаимодействие разных эго-состояний (внутреннего ребёнка, внутреннего взрослого и внутреннего родителя).

Содержание

Психологические исследования

Внутренний диалог в психологических исследованиях (в частности, в таких областях, как психология сознания, психология речи, и др.) выступает как: [1]

  • феномен сознания и самосознания (диалогическое сознание), мышления и речи,
  • неотъемлемая составляющая изменённых состояний сознания, а также их возникновения и развития,
  • психотерапевтический приём,
  • приём художественного изображения внутреннего мира литературных героев,
  • психотехнический инструмент, применяемый в различных религиозных и медитативных практиках.

Понятие

А. В. Визгина предлагает под внутренним диалогом понимать в различной мере развёрнутую речевую активность субъекта, направленную на значимые для него аспекты действительности и собственного «Я». Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом. [2]

Согласно определению А. В. Россохина, внутренние диалог — это «интрапсихический процесс, протекающий в речевой диалогической форме, направленный на разрешение интеллектуально-неоднозначной, личностно-эмоционально-значимой, конфликтной проблематики». Однако, в согласии с позицией данного автора, внутренний диалог — это не столкновение противоположных смысловых позиций вследствие наличия неразрешимой проблемы, но «способ „вживания“ и переработки субъектом эмоционально насыщенных, личностно и/или интеллектуально значимых содержаний сознания, которые могут быть и позитивно заряжены». [3]

Признаки

Структура внутреннего диалога включает интериоризованные образы значимых других («внутренних собеседников») и различные (патологические, нейтральные, позитивные) формы взаимоотношений между ними.

Также, к признакам внутреннего диалога относят:

  • активность его участников
  • смену смысловых позиций, голосов (по М. М. Бахтину), речевых субъектов (внутренних, интериоризированных собеседников)

Основные функции (значение)

Согласно представлениям А. В. Россохина, внутренний диалог — это механизм личностной трансформации, и в соответствии с этим, к его основным функция следует отнести: [3]

  1. Реализацию процессов мышления и рефлексии.
  2. Осознание содержаний и некоторых компонентов структуры самосознанияличности.
  3. Изменение структуры самосознания, иерархии мотивов.

Классификации

Г. М. Кучинский выделяет явный — когда вербализована только одна из позиций дискусии, и скрытый внутренний диалог, при котором вербализованы обе позиции. [4]

А. В. Визгина различает 3 основные формы внутреннего диалога: [2]

  1. Генетически исходные, зачаточные формы, характеризующие сознание и самосознание ребёнка.
  2. Развитые (сформированные, ставшие) формы, к которым относятся — мыслительные — реализаторы процессов мышления, и личностные внутренние диалоги.
  3. Диалоги конфликтных личностей, эмпирически выделенные в гештальттерапии, транзактном анализе и когнитивной психотерапии.
Читайте так же:
Шизофрения как это определить сам человек

Эзотерическое понимание

В учении Карлоса Кастанеды

Термин используется в эзотерических учениях, в том числе в книгах Карлоса Кастанеды.

Согласно учению Кастанеды внутренний диалог является инструментом, с помощью которого человек создаёт и фиксирует свою картину мира, что делает его невосприимчивым или слабо восприимчивым к новой информации. Остановка внутреннего диалога является одной из основных задач для воина, достижение которой необходимо для изменения картины мира и получения шаманских знаний.

— Карлос Кастанеда «Колесо времени»

— Карлос Кастанеда «Колесо времени»

Техники остановки внутреннего диалога
  • Прислушивание к окружающим звукам (активное слушание)
  • Активное смотрение
  • Походка силы — описывается у Кастанеды как ходьба с подогнутыми пальцами и основным вниманием на периферийном зрении
  • Бег силы — описывается у Стрекалова С. А. как бег с попеременным вдохом через ступню одной и выдохом через ступню другой ноги, с использованием техники по четырём областям жизни «концентрация-внимание-ритм-движение»
  • Контроль движений
  • Использование техники шаманского колеса по четырём областям жизни «концентрация-внимание-ритм-движение» — по разработке Стрекалова С. А.

См. также

Литература

  • Кучинский Г. М.Психология внутреннего диалога. — Минск, 1988.
  • Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5

Примечания

  1. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 152.
  2. 12Визгина А. В.Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дисс. … к.психол.н.. — М. 1987. — С. 6.
  3. 12Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 154.
  4. Кучинский Г. М.Психология внутреннего диалога. — Минск, 1988.
    Карлос Кастанеда
КнигиУчение дона Хуана (1968)  · Отдельная реальность (1971)  · Путешествие в Икстлан (1972)  · Сказки о силе (1974)  · Второе кольцо силы (1977)  · Дар орла (1981)  · Огонь изнутри (1984)  · Сила безмолвия (1987)  · Искусство сновидения (1994)  · Активная сторона бесконечности (1995)  · Колесо Времени (1998)  · Магические пассы (1998)
ПерсоналииДон Хуан Матус  · Флоринда Доннер  · Тайша Абеляр  · Кэрол Тиггс
Основные понятияВнутренний диалог  · Нагваль
  • Психические процессы
  • Учение Кастанеды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Внутренний диалог» в других словарях:

внутренний диалог — сущ., кол во синонимов: 1 • мысленная болтовня с самим собой (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

внутренний диалог — см. диалог … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Внутренний диалог (Кастанеда) — Внутренний диалог термин в психологии, описывающий процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой. Одним из элементов, который обеспечивает диалогизм самосознания, является рефлексия обращение субъекта на своё собственное… … Википедия

Диалог — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалог (значения) … Википедия

Внутренний мир — Содержание 1 Психология и биология 2 Философия и религия … Википедия

диалог — (греч. dialogos) в художественном произведении разговор двух или нескольких лиц. В более широком смысле диалогом называется особая форма построения литературного произведения или научного сочинения как беседы двух лиц. Рубрика: язык.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ДИАЛОГ КУЛЬТУР — ДИАЛОГ КУЛЬТУР понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их… … Философская энциклопедия

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … История Философии: Энциклопедия

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующи ми сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … Новейший философский словарь

диалог — ДИАЛОГ1, а, м Языковое явление, представляющее собой разговор между двумя или несколькими лицами. Диалог учителя с учеником отличался живостью, эмоциональностью. ДИАЛОГ2, а, м Взаимодействие и взаимопонимание, переговоры, контакты между двумя… … Толковый словарь русских существительных

Читайте так же:
Простая шизофрения что это такое

О, этот голос в голове

Пациенты с шизофренией уверены, что голоса в их голове поступают извне. Почему они не способны понять, что голоса, которые они слышат — лишь плод воображения?

Здоровый человек легко проводит линию между своей собственной личностью и другими людьми. Но бывают и «сбои системы», когда внутренний голос, который по сути и являет собой наши мысли, заглушается голосами чужими, которые, тем не менее, являются также частью нашего сознания. Как это объяснить?

Больные шизофренией часто жалуются на звучащие в их голове чужие голоса, которые могут требовать, угрожать, запугивать и даже внушать человеку мысли, зачастую противоречащие его ценностям и привычной ему модели поведения. Чужаки в голове больных шизофренией вторгаются в их сознание, обманывают, подчиняют их волю себе, могут подтолкнуть к суициду или убийству. Всё это кажется мистикой, если не изучить природу такого явления, как внутренняя речь.

image_image

Наш внутренний голос и речевой аппарат

Читайте также :

Наш мозг устроен так, что когда мы воображаем себе какое-то действие, активизируются те же его участки, что и в ситуации, когда мы выполняем это действие в реальности. Спортсмены, особенно в те неприятные периоды, когда они не могут тренироваться усиленно из-за травмы, используют эту способность мозга, чтобы не потерять навыки, наработанные тяжким физическим трудом. Фактически они заменяют упражнения физические упражнениями мысленными.

Нейронные связи, ответственные за тот или иной вид деятельности, будут сохраняться, а навыки не утратятся, для этого лишь нужно представлять выполнение конкретного действия в подробностях.

Но даже если мы не задаёмся целью сохранить свои умения, устроив себе мысленные тренировки, наш мозг отсылает сигналы к мышцам в том случае, если мысль косвенно связана с необходимостью произвести какое-либо движение. Просто мышцы напрягаются не так сильно, как если бы мы твёрдо приняли решение пошевелиться.

Наш речевой аппарат тоже состоит из мышц. Если вы решаете что-либо произнести вслух, то сигнал из лобной доли посылается в долю височную, которая отвечает за речь, а также в моторный кортекс, регулирующий движения мышц. Затем электрический сигнал идёт к гортани, после чего приводятся в действие мышцы губ и языка.

Вот только мы, оказывается, почти никогда не молчим. Наш внутренний голос, то есть наша мысленная речь, подчиняется тем же принципам, что были упомянуты при описании мысленных тренировок.

image_image

Читайте также :

Когда у вас в голове возникают мысли, мышцы речевого аппарата начинают сокращаться, но не так сильно, как при произнесении слов вслух. Это легко проверить при помощи электромиографии. Электроды подключают ко внутренним мышцам гортани, таким образом можно зарегистрировать электрическую активность мышечных клеток. Активность можно обнаружить и тогда, когда человек ведёт свой внутренний монолог, не издавая при этом ни звука.

На начальных этапах изучения феномена внутренней речи учёные даже выдвигали гипотезу о том, что мышление — это один из его видов. Однако позже они выяснили, что пациенты с параличом речевых мышц очень даже способны думать.

По сути, наши мысли можно читать в прямом смысле этого слова, и для этого не нужны никакие экстрасенсорные способности, о которых частенько любят кричать не слишком честные граждане. Если подсоединить к речевому аппарату микрофон и усилить звук, можно услышать тихий шепот — «озвучку» наших мыслей.

Но какое отношение феномен внутренней речи имеет к больным шизофренией?

image_image

Голоса в голове и сбой системы

Читайте также :

Пациенты с шизофренией нередко слышат голоса, ведут с людьми в их голове диалоги, будучи твердо уверенными в том, что эти голоса вовсе не у них голове, а поступают извне. Разумеется, голоса в их голове — это их собственные голоса. Но почему шизофреники не способны понять, что голоса, которые они слышат — лишь плод воображения?

person_image

Читайте также :

Чтобы понять, почему так происходит, стоит посмотреть, как вообще работает наш мозг на распознавание своего и чужого голоса. Элиэзер Штернберг приводит в пример работу мозга электрических рыб — мормирид. Мормириды общаются друг с другом при помощи электрических сигналов. Испуская электрический сигнал, они дожидаются, пока тот отразится от препятствий, чтобы получить обратный сигнал и таким образом сориентироваться в пространстве при помощи электрорецепторов. Примерно такой же принцип заложен в работу гидролокаторов подводных лодок.

Читайте так же:
Известные люди которые страдали шизофренией

Самцам мормирид живётся непросто: чтобы привлечь самку, им нужно подобрать сигнал конкретной частоты. Каждая из самок «клюёт» только на определенную частоту. Напоминает людские отношения, не правда ли? И это далеко не всё, что нас объединяет.

Когда мозг рыбы отсылает сигнал, он отправляет не только команду в электрический орган, но ещё и отсылает его копию сенсорной системе, чтобы та знала, что сигнал испущен самой рыбой, и понимала, чего ждать дальше. Предсказание сенсорной системы о том, какой именно будет команда, называется сопутствующим разрядом.

Когда электрический сигнал уже испущен, мозг сравнивает это предсказание с реальным сигналом, и если они равны по форме и силе, то он рассматривается рыбой как её собственный. Если же сопутствующий разряд и испущенный сигнал не совпадают, что для рыбы это уже будет сообщением от другой рыбы.

Мозг работает чётко, как компьютер, и нам не составляет особого труда понять, когда говорим мы, а когда что-то произносит другой человек. Но иногда система дает сбой.

image_image

Случай с чужими голосами в голове у больных шизофренией — хорошая иллюстрация такого сбоя. Дефект кроется в системе сопоставления сигналов. Сообщение о том, что есть совпадение между испущенным сигналом и сопутствующим разрядом просто-напросто блокируется, и вместо этого мозг выдаёт несовпадение. А значит, шизофреник уже воспринимает свой голос как чужой. Мысли в его голове и его внутренняя речь определяется как сигнал извне. Отсюда и многообразие личностей, с которыми пациент, по его собственным рассказам, может иметь дело.

Куда занятнее тот факт, что глухие шизофреники также могут испытывать слуховые галлюцинации и жаловаться на то, что они СЛЫШАТ голоса. При этом голоса, разумеется, чужие, не свои. Это ещё раз доказывает, что их внутренняя речь трактуется мозгом как набор чужих сигналов. Ведь описать акустические особенности глухие шизофреники не в состоянии. Они не могут вспомнить ни частоты, ни громкости, ни тембра голосов, которые они якобы слышат.

image_image

Так ли важна форма сообщения?

Внутренняя речь — это то универсальное, что отличает сознание человека, независимо от того, является ли он слепым, глухим или немым. Когда слепой слышит, как с ним разговаривают, а глухой видит, как ему показывают что-то на языке жестов, активируются одни и те же речевые зоны мозга. Они же помогают осмыслить сообщение. Поэтому не столь уж важна форма сообщения, мозг способен адаптироваться под ситуации и обработать сигнал.

А наша внутренняя речь — это, пожалуй, один из тех языков, о которых мечтают многие глобализаторы: он универсален в том смысле, что может существовать почти в любой форме, важно лишь то, что сигнал в мозг поступает и обрабатывается, и что человек может мыслить.

Феномен внутренней речи ещё требует дальнейшего изучения, но то, что уже удалось выяснить об этом явлении учёным, стало большим шагом вперед в разгадке природы человеческого сознания. Такая ли это теперь мистика — способность читать чужие мысли?

Маскотерапия

В клинике Rehab Family применяется маскотерапия по методу Г. М. Назлояна. Особенностью данного комплекса психотерапевтических технологий является то, что пациент изначально рассматривается не как носитель психопатологических симптомов, а как личность, имеющая целый ряд различных психологических проблем, приводящих к социальной дезадаптации. В первую очередь, это внутриличностные конфликты, возникающие нарушения самоидентификации и патологическое одиночество (общий симптом для всех психических расстройств).

«Потеря своего лица» приводит к искажению восприятия себя и своей жизни, своего места в мире, к искажению осознания себя и понимания других людей. В финале происходит разрыв адекватных взаимодействий с самим собой, с людьми и со всем материальным миром, возникают проблемы в личной, семейной, профессиональной или общественной жизни. Нарушения самоидентификации могут достигать крайних форм, когда человек настолько отрицает свою сущность, что предпочитает называться другим именем, и даже воспринимает себя представителем другого пола.

С помощью маскотерапии пациент получает возможность восстановить гармонию между осознаваемой реальностью и своим подсознанием. Это уникальный способ реконструкции утраченного образа «Я», позволяющий пациенту наладить внутренний диалог с самим собой, а, впоследствии, и с окружающим миром, что приводит к исчезновению болезненных симптомов.

В маскотерапии преимущественно применяется скульптурный портрет, обладающий неоспоримым преимуществом по сравнению с живописным или графическим. Он позволяет полностью воссоздать лицо больного, тогда как живопись или графика не дают объемного изображения и затрудняют процесс отождествления пациента со своим портретом.

Читайте так же:
Острое полиморфное расстройство с элементами шизофрении

Особенностью маскотерапии, по сравнению с другими видами психотерапевтической работы, является и тот факт, что в процессе реабилитации участвуют психотерапевт, пациент и его маска, что позволяет врачу не навязывать свою волю пациенту, а лишь направлять его эмоциональные и рациональные переживания в нужном направлении. Терапия, основанная на равноправии и доверии, позволяет добиться лучших результатов, чем директивные методы.

Являясь учеником и последователем Г.М. Назлояна, С.А. Кравченко адаптировал данный метод для психологической практики и модифицировал его (лечение осуществляется поэтапно, согласно юнгианской теории развития личности)

Методы маскотерапии

В современной культуре личность перестала быть объектом внимания, тенденция к обезличиванию, бессубъектности приводит к возрастанию проблем самоидентификации, нарушениям внутреннего диалога, психологическим проблемам и психическим расстройствам.

  • словесный портрет
  • фотопортрет
  • графический портрет
  • живописный портрет
  • скульптурный портрет
  • словесный и фотопортрет используются при краткосрочном консультировании, наиболее эффективен— скульптурный портрет.

Маскотерапия является развивающим и корректирующим методом. В клинике Rehab Family данный метод используется для лечения депрессий, неврозов, различных форм химической зависимости и др. Так, улучшение эмоционального фона при депрессии достигается уже после 3-4 сеансов маскотерапии. Эффективность метода позволяет значительно снизить потребность пациента в базовой медикаментозной терапии и повышает ее эффективность. Уже на первой встрече, в течение 1–2 часов человек пробует воспроизвести себя, используя скульптурный пластилин. Начинает моделировать образ своего лица, являющегося образом его души. Ведь именно на лице отражаются все чувства и эмоции. Важной частью маскотерапии является групповая работа. Другие клиенты в группе также фиксируют выдающиеся черты характера в портрете, что способствует объективному восприятию своей личности. Работа проходит при открытых дверях, чтобы и родственники могли подтвердить принадлежность скульптурного лица пациенту, его несомненное сходство с ним, что ускоряет процессы обретения «своего лица».

Модификацией метода маскотерапии Г. М. Назлояна, предложенной и используемой С.А. Кравченко является этапность лечения, заключающаяся в инициации личности пациента для перехода на следующий уровень развития, через кризисные состояния, возникающие в ходе создания им своего лица.

  1. этап — животный уровень (яйцо) — пренатальные и постнатальные вредности, родовые травмы. Интуитивно на физиологическом уровне человек отражает проблемы раннего возраста, при тяжелом психическом расстройстве он не может слепить яйцо.
  2. этап — общечеловеческий (напоминает примитивные скульптуры древних людей).
  3. этап — родовой уровень — человекоподобное лицо с признаками пола (часто пациенты испытывают трудности в выражении пола, что может указывать на проблемы в психосексуальной сфере).
  4. этап — семейный, в скульптуре проступают родовые признаки (черты бабушек, дедушек и др.).
  5. этап — индивидуальный (считается завершением лечения — стадия душевного благополучия) — открытие своего лица.

Начинается работа с маленького яйца. Каждый следующий этап начинается с увеличения формы, при этом предыдущий портрет не уничтожается, а остается внутри (в идеале к окончанию работы размер должен совпадать с истинным). Переход к следующему этапу происходит только после успешного воплощения образа в предыдущем.

Основой для психотерапевтической работы на сеансах маскотерапии являются образы и ассоциации, возникающие во время создания скульптурного портрета собственного лица. Для психотерапевта не столько важен автопортрет пациента, сколько ассоциативные связи клиента при его создании, образы и личности, всплывающие синхронно портретированию. Так женщины часто видят образ любимого мужчины, у кого-то обнаруживается сходство с известным актером, деятелем искусства или родственником (часто значимыми только на подсознательном уровне). Человек начинает реально осознавать, что живет по чужому сценарию (например, в основе алкогольной зависимости внука может лежать большая значимость для него личности деда, также страдавшего алкоголизмом) и у него возникает желание «очиститься», жить собственной жизнью. По мере увеличения сходства, скульптура обеспечивает присутствие «двойника», к портрету возникают нежные чувства, возрождается внутренний диалог. Нахождение пациентом особенностей в своем лице приводит к катарсису («душевному очищению»), пониманию и принятию себя и своих проблем.

Работа психотерапевта заключается в создании среды и направляющей помощи, когда появляется привязанность пациента к своему лицу, он может прервать отношения с психотерапевтом. Созданный портрет остается в клинике, расставаясь с ним, пациент расстается и со своей болезнью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector