Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение неврозов у детей

Лечение неврозов у детей

Перед лечением неврозов у детей, сначала следует узнать — что стало причиной невроза. Важно понять, что лечение невроза не будет эффективным, пока не будет прекращено воздействие на ребенка конкретного психотравмирующего фактора. Возможно это частые ссоры в семье, или к нему частенько придираются и ругают. А если есть влияние из вне, т.е. от родителя на ребенка (что так обычно и бывает), то тогда взрослым надо задуматься о своем лечении невроза. Ведь психически здоровый родитель — здоровые дети, и это аксиома.

Увы, в наше время воспитание «хромает», поэтому и становимся жертвами жертв (неосознанно). Если вы готовы увидеть иной взгляд на воспитание детей, то в этом вам помогут невероятные книги писателя Жана Ледлоффа «Как вырастить ребенка счастливым» ( скачать), и бестселлер Гордона Ньюфелда и Габора Матэ «Не упускайте своих детей» ( купить).

Ну а теперь перейдем к быстрым методам снятия симптомов невроза у детей.

В помощь лечению

Многие родители для лечения покупают дорогостоящие препараты при неврозах детям. Но все мы понимаем, что они состоят из химии. А зачем использовать химию, когда есть натуральные средства? Не стоит губить здоровье ребенка с малых лет, это никогда не поздно. Зато можно поддержать психическое здоровье простыми, натуральными и недорогими способами (можно применять как детям, так и взрослым, если не имеется противопоказаний):

Таблетки, витамины

В помощь лечению неврозов у детей некоторые взрослые используют пустырник. Что очень не плохо (только не на спирту), ведь он является натуральным успокаивающим средством. Так же можно давать ребенку глицин (0,5 таблетки на ночь).

При неврозе происходит усиленная работа мозга , и недостаток витаминов группы В может спровоцировать нервный срыв. Поэтому детям следует давать в пищу витамины группы В — можно купить аптечные, а так же получать из пищи (свежие овощи, фрукты, орехи).

Зарядка

Так же физические упражнения позволяют выплеснуть негативные эмоции, что снимает симптомы невроза. Причем это очень полезно для организма как для поддержания здоровья, так и для развития тела. Благотворно действует и любая другая деятельность, например, лепка, рисование, танцы и т.д.

Ванны на травах

Седативными свойствами обладают ромашка, корень валерьяны, мята, лаванда, пустырник, шалфей, крапива двудомная, хвоя. Они оказывают умиротворенное действие на психику ребенка . Вот несколько рецептов:

  • По 1 ст.л. пустырника, спорыша и седативного сбора № 2 (спрашивайте в аптеках) смешиваем и заливаем стаканом горячей воды. Настаивается 30-40 мин, далее процеживаем и разводим в 10 литрах воды. Малыша купать 10-15 минут. Допускается повторять купание 12-15 раз, каждые 2 дня.
  • По 50 г душицы, цветков календулы и мяты настоять в 3 литрах горячей воды. Далее процедить, развести в 10 литрах воды. Купать по 10 минут перед сном 3 раза в неделю.
  • В отвар подмаренника настоящего 5 ст.л. добавляем 1 литр горячей воды. Через 30 минут разбавляем в 10 литрах воды. Время купания — 10 мин.
  • 500 г измельченных сухих соцветий ромашки заливают водой комнатной температуры (использовать эмалированную или стеклянную посуду). Закрыть крышкой и в течение 10 минут прогреть на слабом огне. Далее отвар процеживают и выливают в полную водой ванну.

Чай на травах

Седативные травы способны успокоить малыша не только через ванны, но и с помощью чаев. Найдите вкус, который понравится ребенку больше всего:

    Ромашка и мелисса

1 ст.л. ромашки заваривается по инструкции на упаковке. В отвар не более 40%добавляется 2 ч.л. меда, иначе мед потеряет свои свойства. Чтобы чай не был очень крепким, развести со свежекипяченой водой. Если отвар добавить в черный чай, тогда его можно не разводить с водой. Давать детям 3 раза в день.

Ароматерапия

Анис, базилик, бензоин, бергамот, гвоздика, герань, грейпфрут, жасмин, иланг-иланг, пачули, роза, ромашка, сандал — все эти ароматы способны успокоить психику через благовония.

Атмосфера перед сном

Главное создать спокойную обстановку, и тогда ребенок успокоиться. Если будет играть танцевальная мелодия и при этом вы зажжете аромалампу, приглушите свет, то ребенок все равно не успокоиться. Так же важно не кричать на ребенка, приказывая ему спать, так ребенок точно не уснет.

Можно попробовать комплексный подход :

  • Набрать ребенку тепленькую ванну с успокаивающими травами. После ванны промокнуть кожу малыша мягким полотенцем и уложить в кровать;
  • В кроватке у изголовья можно всегда держать ситцевый мешочек с седативными травами — мелисса, шишки хмеля, цветки лаванды и зверобоя;
  • В комнате создать спокойную атмосферу: ароматерапия, тишина, приглушенный свет или ночник;
  • Если ребенок совсем маленький, то его можно укачать, напевая монотонную песню — так даже взрослые впадают в состояние, подобное транса.

Ребенок не устоит перед этой умиротворяющей атмосферой и быстро провалиться в сон.

P.S.: Для профилактики неврозов у детей можно периодически применять вышеперечисленные методы.

В случае появления непонятных симптомов, стоит прекратить лечение. Если же симптомы не проходят — обратитесь к врачу.

Для поднятия настроения вам и ваших детей, предлагаем к просмотру смешное видео:

Профилактика неврозов у детей

Если вы стали замечать беспричинную смену настроения у ребенка, наличие бессонницы или других нарушений сна, потерю интереса к привычным удовольствиям, стоит задуматься, что еще изменилось в его поведении. Возможно, это первые признаки появления невроза. Зачастую они сопровождаются недержанием, острыми реакциями на любые изменения, раздражением из-за запахов и оттенков.

Читайте так же:
Щелкает в ухе при неврозе

Невроз представляет собой заболевание, в основе которого лежат нарушения работы нервной системы, возникающие из-за моментов, травмирующих психику. Недуг сказывается на качестве коммуникации, самооценке, а первопричиной имеет проблемы в самопознании, отсутствии любви и взаимопонимания. Такую реакцию организм дает при неспособности найти выход из возникших переживаний. Причины невроза могут скрываться в стрессах, наследственности, психических травмах, попадании в катастрофу.

Невроз

Если взрослые могут быстрее справиться с потрясениями за счет самоконтроля и умения управлять гневом, то детям потребуется помощь. Часто такие реакции начинаются с эмоциональных расстройств, спровоцированных отношениями внутри семьи. У детей и подростков неврозы выражаются по-разному. Ход реакции также зависит от пола и темперамента.

Психологи разделяют причины возникновения детских неврозов на три группы:

  • социально-психологические;
  • социально-экономические;
  • социально-культурные.

У ребенка может быть диагностирован тревожный невроз в виде приступов страха, например, боязнь темноты. Он чаще всего встречается у наиболее чувствительных малышей.

Тайшет24 в соцсети ВКонтакте

Невроз навязчивых состояний проявляется в непроизвольных движениях, которые осуществляются в момент эмоционального напряжения. Например, в нервных тиках, которые ребенок не замечает.

Депрессивные неврозы актуальны для возраста полового созревания. Они связаны со снижением самооценки, потребностью в повышенном внимании, которые спровоцированы гормональной перестройкой, переоценкой мира и ценностей.

Истерические неврозы свойственны дошкольникам. Они часто свидетельствуют о том, что ребенку не хватает внимания со стороны родителя.

Чрезмерные нагрузки в школе могут привести к астеническому неврозу, который проявляется в утомляемости, раздражительности и проблемах со сном и аппетитом. Появление ипохондрии свойственно мнительным детям, а заикание и логоневроз чаще диагностируются в результате психотравмы. Нервная анорексия, энурез и энкопрез также свидетельствуют о появлении психологической проблемы.

Как помочь ребенку при неврозе?

Невроз

При обнаружении проблем можно помочь ребенку самостоятельно или при помощи специалиста, но стоит понимать, что агрессивная и тревожная реакция в таком случае будет нормой. Это эмоции защиты, и им необходимо давать выход, а затем проговаривать.

Замещающие задания с систематическими действиями станут отличным приемом профилактики для подавления невроза. Ребенок может заняться коллекционированием или начнет следовать определенным ежедневным ритуалам. Разнообразные хобби считаются профилактикой неврозов у детей. Они создают спокойную атмосферу, а также приносят удовлетворение и удовольствие.

Профилактикой неврозов у детей дошкольного возраста могут стать занятия, связанные с мелкой моторикой, а также спокойные игры. К более взрослым детям стоит подходить с иными предложениями, предлагая творческие увлечения.

Человек обладает гибкой психикой и нередки случаи, когда неврозы проходят сами собой. Так энурез пропадает к подростковому периоду, когда происходит переоценка того, что допустимо в своем возрасте, а что нет.

Родители должны помнить, что нельзя ругать ребенка за невроз, ведь он не всегда осознает, что и почему происходит, а также не всегда способен справиться с проявлениями этого состояния.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) видеомониторинг дневного сна — отзыв

Видеомониторинг сна ребёнку 6 лет при неврозе навязчивых движений

Мою шестилетнюю дочь (с диагнозом Невроз навязчивых движений) направили на видеомониторинг сна после безрезультатно проведенной ЭЭГ в условиях поликлиники. Но у ребёнка эпилепсии нет, и меня наша невролог успокоила: «Настраивайтесь сразу на положительный результат». Обследование действительно патологии не выявило. По словам врача, подтвердилось, что мозг дочки уже полностью готов к школе. И можно было обойтись просто ЭЭГ в условиях областной детской больницы (ОДБ).

Но обо всём по порядку.

Что нас привело на обследование

У дочки невроз впервые ярко себя проявил, что невозможно уже было не заметить, в 4 года с хвостиком. С мужем мы поняли, что домашняя атмосфера усталости после рождения второго ребёнка сказалась на всех по-разному. И нельзя отрицать тот факт, что старшие очень сильно переживают появление в семье младших, особенно, когда до этого были единственными.

Дочка наша, как потом я поняла, осознала и приняла, — высокочувствительный ребёнок (термин Элейн Эйрон, автора одноимённой книги). Это особенность её нервной системы. Как и моей. Яблоко от яблони. Работы моей внутренней и внутрисемейной было проделано немеряно. И сколько ещё делается (об этом в конце).

Тогда, в её 4 года, невроз навязчивых движений (ННД) проявился дёрганием нижней челюсти и тянущими движениями уголков рта. Теперь я знаю, что это называется «насильственное открывание рта».

Также я рассматриваю отрицательное воздействие нездоровой муниципально-садичной атмосферы как влиятельный фактор развития и усугубления детских неврозов (меня никто не сможет переубедить в обратном!). Муниципальный детский сад в наше время является местом для формирования больной нервной системы в виду его искажённого и перевёрнутого подхода к детству в принципе. На это же работает и человеческий фактор, это что касаемо темы педагогического «подхода» эмоционально выгоревших воспитательниц.

В тот период наше лечение было такое: домашний режим на 1 месяц, Глицин, Тенотен, настойка пустырника. И через месяца 1,5-2 симптомы прошли.

Но спустя 2 года у ребенка гораздо сильнее проявился ННД на фоне усиления образовательной программы сада (с ограничением двигательной активности из-за подготовки к школе) и завидной регулярной смены воспитательниц.

В этот раз симптомы усугубились. Уже всё тело начало реагировать: непроизвольно дёргались плечи (до хруста в лопатках), ноги, ягодицы, активнее шея с поворотом головы в сторону плеча, уголки губ тянулись вниз, появились гримасы.

Внутри я запаниковала. Невролог в поликлинике снова рекомендовала домашний режим не менее месяца. Она одобрила, что мы пришли к ней. По её словам, невроз нужно лечить, а не ждать, когда пройдёт само. Из препаратов врач назначила пустырник в каплях (столько капель — сколько лет ребёнку) и Пикамилон.

Читайте так же:
3d резня кровавый психоз java

Мы и к остеопату обратились, и ванны с морской солью принимали, и много-много гуляли.

Все меры стали ослаблять симптомы и тревожность.

На приём пришли через месяц после начала лечения. Плечи и ноги к тому моменту успокоились, но остальные дёргания остались, хотя и проявлялись гораздо менее интенсивно. С приёма ушли с назначением пить сироп Эдас 306 и с направлением пройти ЭЭГ в поликлинике.

Вопросы к надлежащему качеству его проведения у меня остались. Во-первых, ребёнок с закреплёнными электродами сидел за спиной специалиста. Во-вторых, у дочки страх сменился смехом. В-третьих, один из электродов больно давил ухо. Но того, чтобы шея, рот да и всё тело дёргались (именно это называется «артефактами»), не было. Я сидела напротив дочери и весь процесс наблюдала воочию.

Врач кряхтела, чтобы обследуемая ей не мешала. И через минут 5 стала снимать электроды, разводя руками: мол, сделала всё, что в её силах, но «артефакты затрудняют анализ ЭЭГ, поэтому она нечитабельна». Мы вышли с рекомендацией сделать видеомониторинг сна. И, конечно, желательно платно за 3000р. Ведь это быстрее, точнее, грамотнее и т.п. Мол, можно и в областной детской больнице, но, вы же сами понимаете, это длинные очереди. Однако нужно отдать этой врачу должное: она очень хорошо проинструктировала меня, как правильно подготовиться, чтобы получить объективную картину. Чего, увы, не сделала невролог.

Очереди очередями. Но спустя 2 месяца мы провели видеомониторинг сна именно в ОДБ (о чём не пожалела), который, как сам проводивший врач сказал, можно было заменить на ЭЭГ у них же. Шапочка для процедуры в ОДБ уже с электродами, хорошо фиксируется, поэтому помехи для снятия ЭЭГ невозможны.

Как проходит обследование

Медсестра надела на голову ребёнку шапочку с электродами и отверстиями, чтобы под электроды наносить гель-проводник, потом уже к ним она подключала проводки. На щеках электроды закрепили на клейкой основе. Все провода соединяются в один толстый шнур, который подключён к прибору регистрации. Он передаёт данные на компьютер беспроводным способом.

После фиксации шапочки врач проводил нас в прохладную тёмную комнатку, где под видеокамерой уложил ребёнка на кушетку с подушкой и накрыл одеялом. Руки нужно было положить поверх одеяла, чтобы при необходимости при расшифровке ЭЭГ можно было соотносить с движениями рук.

Что меня впечатлило, так это подход врача к маленькому пациенту. В помещении была естественная тишина (как в санатории), мы слышали только стук каблуков по коридору за стеной. Всё, что аккуратно делал врач, он для пациентки комментировал очень! спокойным и очень! тихим голосом, почти вкрадчивым. Причём без сюсюкания, но с уважением. Тихонько помог ей улечься, накрыл одеялом, поправил шнур прибора, спросил, на каком боку ей нравится спать. На этом этапе я сама наконец расслабилась и выдохнула. Нас оставили одних под мигающей лампочкой видеокамеры, направленной на кушетку, прикрыв дверь до тоненькой щёлки.

Полчаса у дочки ушло на привыкание к обстановке, успокоению и естественному засыпанию (читала в Интернете, что при необходимости вводят снотворное). Я сидела на стуле рядом с её головой. Примерно 45 минут она спала, иногда шевеля руками. Ближе к пробуждению она укрылась по самое лицо, я уже не стала её открывать. Она честно пыталась снова уснуть. Но через 20 минут нервное напряжение заставило её расплакаться, да и электроды уже надавили нестерпимо.

Я предупредила медперсонал, что дочь проснулась. На продолжительности 1ч50мин остановили запись, и всё закончилось. Можно было окончательно выдохнуть. Врач пролистал при мне дочкину поликлиничную карточку, задал уточняющие вопросы по диагнозу ННД (когда началось, как проявлялось, когда рецидив, какое лечение). На 3й день после обследования, не считая дня проведения, мне отдали на руки заключение.

Как подготовиться, чтобы всё прошло максимально успешно

Конечно, процесс облегчается тем, что шестилетний ребёнок всё-таки вменяемый и адекватный, если сравнивать с малышом и новорождённым.

Однако залог успеха видеомониторинга сна в том, чтобы на обследовании пациент спал хотя бы какую-то часть времени.

Когда мне в поликлинике проводившая ЭЭГ врач давала рекомендации по подготовке к платному обследованию, она имела в виду, что оно будет проходить ближе к вечеру. Нужно было

  1. накануне поздно лечь спать;
  2. в день икс встать утром гораздо раньше обычного;
  3. дать ребёнку максимум возможных впечатлений: кино, батут, гости и т.п.

У нас запись была на 11 утра. Поэтому

  1. накануне с 10 до 15 часов мы были в гостях;
  2. легли спать 22 часа, что для нас очень поздно. Дочь уснула, конечно, мгновенно;
  3. утром я разбудила её в 4.30. Посмотрели 2 полнометражных мультфильма. Чтобы сон не так сильно одолевал, сидели в прохладной кухне: дочь рисовала, я пила кофе, потому что боялась уснуть на ходу. И все усилия оправдались: дочь уснула! в чужом месте. Мои опасения были вполне оправданы, ведь дочь не спит днём с 4 лет. А сон — это залог успеха всего мероприятия.
  4. обязательно идти без сопровождения младших детей. Только обследуемый и вы!

Мы прошли не очень длинный, но и непростой путь.

Чтобы вам избежать лишнего стресса, хочу порекомендовать хорошо и самостоятельно и с неврологом разобраться, действительно ли нужен в вашем случае видеомониторинг сна (особенно если у ребёнка нет подозрений на эпилепсию).

Читайте так же:
Как лечить неврозы в гомеопатии

Наша врач, оказывается, первоначально выписала направление на ЭЭГ, но в отсутствии записи в регистратуре срок его действия истёк. Я пошла за новым, предварительно записавшись на ЭЭГ сна (как было и указано обоснование направления в карточке). При записи меня спросили код обоснования направления, сказали, что нужно врачу указать другое. Получилось, я в какой-то степени сама поспособствовала этой нервотрёпке. Ведь только за час до мероприятия мне удалось найти наконец, с кем оставить младшую дочь.

Детский психолог рассказала, какими расстройствами страдают герои «Винни-Пуха»

Детский психолог рассказала, какими расстройствами страдают герои «Винни-Пуха»

14 октября исполняется 93 года с тех пор, как вышло первое издание книги книга Алана Милна «Winnie-the-Pooh». Канадские ученые проанализировали книгу и мультфильмы, снятые по ней, и пришли к выводу: каждый персонаж произведения страдает от определенного психического расстройства. «Вечерняя Москва» с помощью детского психолога Полины Гераськиной разбиралась, так ли это, и стоит ли менять отношение к любимому медвежонку.

«Где-то на вершине леса играют маленький мальчик и его медведь. К сожалению, лес — на самом деле, является не местом радости, а местом разочарования, где трудности развития и психосоциальные проблемы остаются незамеченными и непроработанными», — так начиналось исследование «Винни Пуха» группой психиатров из Канады. Проведено оно было в 2000 году, но популярно до сих пор и всячески обыгрывается другими исследователями. Так, в этом году в сети появился тест, предлагающий определить свой психотип в соответствии с одним из восьми персонажей сказки.

Согласно исследованию, Винни Пуху свойственны гиперактивность, невроз навязчивых состояний (постоянное желание есть мед). Навязчивая идея часто приводит к его импульсивному поведению, созданию опасных для жизни ситуаций. Пятачку свойственны нарушения, связанные с тревогой, гиперчувствительностью, Сова явно страдает от нарциссического расстройства личности, считает, что во всем превосходит других. У Кролика — обсессивно-компульсивное расстройство, а может быть, и паранойя — он никому не доверяет, боится дверь открывать, создает себе и другим массу ограничений. Кристофер Робин — по видению авторов, шизофреник. Он общается с игрушками, слышит голоса, является режиссером собственного мира.

Тигра, по мнению ученых, страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не забыли даже Кенгу и Ру — мать-одиночку и ее сына, который, по мнению психиатров, имеет все шансы попасть в дурную компанию и закончить плохо. Не лучшие примеры для маленьких детей.

Но может, не надо зря пилить опилки: предположения психиатров — просто домыслы?

Как говорит руководитель исследования Сара Ши, целью проекта было напомнить о том, в мире множество чудесных людей со своими «заскоками», и нет ничего страшного в том, что у кого-то из наших знакомых могу быть диагностированы подобные нарушения. Это еще не приговор — в Волшебном лесу ведь как-то справляются… Однако, стоит отметить, что большой акцент авторы делали на необходимости клинического наблюдения «пациентов» и медикаментозного лечения. Так что одной из причин создания данного опуса вполне могло быть продвижение тех или иных психотропных лекарств.

Как отмечает детский психолог Полина Гераськина, возможно, не стоит принимать на веру результаты этого исследования.

— Психиатр чаще предлагает медикаментозное лечение, лечит симптомы. А психотерапевт работает с причинами. Однако «Винни Пух» вполне может быть полезен как материал для сказкотерапии — это довольно успешный метод психологической работы с детьми. С его помощью можно расположить к себе ребенка, раскрыть его травму. Родителям обсуждение сказочных персонажей тоже может помочь в коммуникации со своими детьми.

— В чем отличие диснеевского Винни-Пуха от совесткого?

— Что привлекает детей в диснеевском «Винни Пухе»? Он яркий, заводной; советский по сравнению с ним может казаться мрачноватым. Но если говорить не о подаче, а о философии, то «наш» «Винни Пух» — добрее. В его героях мы можем увидеть наших детей. В то время как в мультфильме Disney мы можем ярче увидеть их проблемы.

Советский «Винни Пух и все-все-все» показывает нам социально адаптированных детей. Пух — среднестатистический ребенок, которому все интересно, он активный, общительный, любит ходить в гости, есть сладости, сочинять стихи; не обижается, если его называют глупым. По темпераменту сангвиник. Пятачок — ребенок тревожный, постоянно о чем-то беспокоится. Его «оболочка» очень нежная, но несмотря на малый рост и кажущуюся слабость, он довольно смел, может выражать поддержку — например, в серии, где Пуху нужно было ружье, умеет дружить. По темпераменту он, пожалуй, флегматик.

— А как бы вы оценили психологическое состояние других персонажей?

— Кролик – это «маленький профессор», он любит умничать, довольно грамотный, рациональный, привык действовать по плану, в соотвествии. Для Кролика важен порядок — все должно лежать по полочкам. Вы посмотрите, как он Пятачку рот вытирает, воспитывает. Это холерик. Сова — ребенок, который делает умный вид. Есть такие дети, которые заполняют собой пространство, создают видимость, что они чем-то заняты, но если спросить, чем именно, они обычно теряются. По природе сова —мудрая птица, но в мультике —довольно безграмотна. И в целом, ее образ расплывчат.

Ослик Иа-Иа — депрессивный, подавленный, ничто его не радует в современном обществе. Он любит вызывать жалость к себе, транслирует окружающим: «Я ничего не могу, пожалейте меня». Это защитный механизм, который не дает ему действовать, мешает удовлетворить реальную потребность в любви, заботе, внимании. Это типичный меланхолик.

Читайте так же:
Что такое невроз и психоз отличие

В мультфильме Disney есть, помимо этого, образ матери — заботливая, хоть и гипертрофированно, Кенга, которая опекает и Тигру, и Пятачка. Ру — активный ребенок, на мой взгляд, развивается согласно возрасту, нуждается во внимании, но ни о каких плохих наклонностях здесь речи нет. У Тигры, конечно, можно диагностировать СДВГ, а у Винни — обнаружить пищевую зависимость. Но в советском мультике мы видим, скорее, проблемы, чем ярко выраженные расстройства. По сути, Тигра — ребенок, который ищет родительской любви. В головы таких, как Пятачок, чаще всего тревогу вносят сами родители. Ребенок только начинает жить, а от него уже что-то требуют, «отдают» куда-то, не разговаривают… У Кролика похожая ситуация — он демонстрирует «синдром отличника» и тоже в некотором смысле «затюкан». Глядя на персонаж ослика, замечу, что сейчас депрессия процветает у детей от 11 лет — и это не «грустно, устал», а самая настоящая. В современном мире высокий темп жизни, много информации, а что с ней делать, ребенку понять сложно. Родителям, занятым зарабатыванием денег, проще дать ему в руки телефон — чтобы мультики смотрел.

— И как же не допустить детской депрессии?

— Все проблемы, в том числе тревожность, депрессия и другие — в основном, от отсутствия коммуникации с родителями, их неконтактности, порой и лени. А если говорить откровенно, детям вообще не стоит без разбору смотреть диснеевские мультики. Или как минимум их просмотр стоит ограничить. Многие родители отмахиваются от проблемы: «ой, мы смотрим и ничего», «ему нравится, не оторвать». Но если проанализировать истории, характеры героев, в этих мультфильмах очень много боли, порой и грязи, в них дети постоянно решают какие-то взрослые вопросы. Многие персонажи действительно изранены, травмированы психологически. Скажем, «Губка Боб», изначально созданный для детей с психическими отклонениями. Эти мультфильмы могут влиять негативно на детскую психику, формировать неправильную линию поведения. Вот спросите детей постарше: «А что ты сейчас посмотрел? Правильно ли поступают герои? Чему можно у них научиться? Тебе нравится этот стиль поведения?». Социально адаптированный ребенок, у которого есть контакт с родителями, даст верную оценку происходящему на экране, пусть и простыми словами. А дети, которые постоянно смотрят все подряд — от «Трансформеров» до «Губки Боба», просто не видели других вариантов.

В зарубежных мультфильмах, да и в современных наших, часто стирается граница между добром и злом. Советский «Винни Пух» куда больше похож на сказку. Конечно, как бы мы не хотели приучить малышей к старым, добрым мультикам – это сложно, Disney привлекает красками, «движухой». Но все же, выбирая видео для просмотра, смотрите, чтобы в сюжете жестокости не было, и чтобы контент соответствовал возрасту. А еще лучше — приучайте детей читать, читайте им сами. И задавайте вопросы, чтобы они думали, анализировали.

Каталог статей

К малой, или пограничной, психиатрии относятся неврозы и психопатии. Трудности дифференциальной диагностики между неврозоподобными и психопатоподобными состояниями, развивающимися вследствие различных соматических и психических заболеваний, требуют от врача-эксперта четкого представления о сущности невроза и психопатий, их клинических проявлениях и функциональной характеристике. Без динамической оценки клинической симптоматики и анамнеза больного дифференциальный диагноз между психопатиями и неврозами часто представляется затруднительным.
Нередко имеет место упрощенный подход к оценке трудоспособности таких больных, причем в одних случаях они без достаточных оснований признаются инвалидами, в других, несмотря на психические нарушения, препятствующие выполнению того или иного вида труда,— трудоспособными.

Экспертиза трудоспособности при неврозах. Под неврозами понимаются психогенно обусловленные нервно-психические функциональные расстройства, возникающие в результате невозможности разрешить жизненные трудности. Среди неврозов принято различать неврастению, истерию, психастению и невроз навязчивых состояний.

Неврастения характеризуется повышенной истощаемостью при физических и умственных нагрузках, слабостью, утомляемостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью. Настроение у больных постоянно снижено, имеются разнообразные неопределенные неприятные соматические ощущения, на фоне которых возникает ипохондрическая настроенность.

В формировании неврастении большое значение имеют не только переутомление, но и различные трудно разрешимые ситуации, приводящие иногда к элементам «бегства в болезнь» и уходу от поисков путей их разрешения. Когда конфликтная ситуация исчерпывается или переутомление после отдыха и лечения проходит, серьезных последствий заболевания не остается.

Обратимый характер заболевания, хорошая курабельность, тесная связь с психогенной ситуацией дают все основания расценивать неврастению как заболевание, не приводящее к стойкому снижению трудоспособности. Более того, признание таких больных инвалидами может способствовать углублению их болезненного состояния.

Истерический невроз является заболеванием, более сложным и многообразным по клинической картине, чем неврастения. Несмотря на то, что истерия развивается преимущественно при психопатическом складе характера, она может встречаться и у лиц, не обладающих чертами такового. Поведение больных определяется прежде всего ярко выраженными эмоциональными реакциями, превалирующими над интеллектуальной, рассудочной деятельностью.

Клинически истерия проявляется в виде капризности, демонстративности, легкой внушаемости и самовнушаемости. Переживания больных легковесны, изменчивы, театральны, направлены на «публику». Многие симптомы истерии можно рассматривать как подсознательные защитные реакции по типу «двигательной бури» или «мнимой смерти». Так, «двигательная буря» отмечается у больных в виде демонстративности, хаотических движений, вплоть до истерической «дуги», криков, плача. Реакция «мнимой смерти» проявляется в параличах, парезах, амаврозе, афонии, отсутствии кожной чувствительности, иногда в форме летаргического сна. Психогенно при истерии могут возникать разнообразные неврологические и соматические стигмы, имитирующие симптомы самых различных заболеваний.

Читайте так же:
Распирание головы изнутри при неврозе

Во МСЭ при определении трудового прогноза у больных истерией необходимо учитывать стадию заболевания и степень выраженности симптоматики. Психогенный характер заболевания, лабильность симптоматики, стремление к «бегству в болезнь» от конфликтной ситуации требуют осторожного подхода к установлению группы инвалидности при истерии, так как признание таких больных инвалидами способствует фиксации болезненных переживаний. Без длительного и упорного лечения больные даже с частыми истерическими припадками, парезами и параличами не должны направляться на МСЭ.

Однако в случаях длительного течения заболевания и безуспешной стационарной терапии, выраженной фиксации и автоматизации истерической симптоматики, стойкости и длительности истерических параличей, парезов, афоний, амавроза, частых припадков или сумеречных расстройств сознания больные, несмотря на психогенный характер этих нарушений, должны признаваться инвалидами. Группа инвалидности (III или II) зависит от степени выраженности нарушений в двигательной сфере или органов чувств.

Психастения занимает как бы промежуточное положение между неврозом и психопатией. Психастения как невроз возникает преимущественно у лиц психастенического склада характера и проявляется в нерешительности, неуверенности в себе в виде тревожных опасений, повышенной склонности к самоанализу, бесплодному мудрствованию, «умственной жвачке». Если у больных психастенией возникают навязчивые страхи, мысли, воспоминания, представления и т. д., то можно говорить о неврозе навязчивых состояний. Наряду с этим у больных полностью сохранено критическое отношение к своим переживаниям.

Психастения и невроз навязчивых состояний малокурабельны и могут длиться в течение ряда лет. При экспертизе трудоспособности в большинстве случаев таких больных не следует признавать инвалидами. Психогенный характер клинической симптоматики и критическое отношение к своим переживаниям позволяют больным компенсировать болезненное состояние и продуктивно трудиться. Однако в небольшом числе случаев при резко выраженной симптоматике или специфическом характере навязчивостей, затрудняющих работу по специальности (например, навязчивый страх высоты у монтажника-высотника), на период переквалификации больной может быть признан инвалидом III группы.

В целом, следует подчеркнуть, что основой для экспертной оценки больных неврозами являются четкая клиническая диагностика с указанием нозологической формы заболевания, степени выраженности и динамики ведущего синдрома.

В практике МСЭ наибольшее значение имеют истерическая, возбудимая и паранойяльная формы психопатий. Большие колебания в удельном весе инвалидности при психопатиях указывают либо на различные критерии диагностики, либо оценки трудоспособности при данной нозологической форме.

Под психопатией понимается патология личности за счет врожденных или приобретенных аномалий темперамента и характера. Психопатия не ведет к снижению интеллекта или познавательных способностей. При отсутствии единой классификации наиболее принятыми являются следующие формы психопатий: истерическая, возбудимая, паранойяльная, астеническая, психастеническая, дистимическая, перверзная, причем первые три наиболее важны для МСЭ.

Истерическая психопатия проявляется выраженным эгоцентризмом, повышенной эмоциональной лабильностью, склонностью к фантазиям и пссвдологии, внушаемостью, театральностью, демонстративностью, расчетом на внешний эффект. Одновременно при некоторых жизненных трудностях возникает тенденция уйти от них, отмечается склонность к слезам. В случае какого-либо заболевания больные нередко переоценивают тяжесть своего состояния, требуют специального подхода, особого внимания и т. д.

При возбудимой психопатии на первый план выступают взрывчатость, эксплозивность, импульсивность, склонность к агрессии, иногда самоистязанию.

Паранойяльная форма психопатии характеризуется переоценкой личности своих способностей и возможностей, повышенным стремлением к «справедливости», желанием без достаточных оснований критиковать работу других и не видеть своих ошибок. Больные недоверчивы, подозрительны, и в связи с этим у них легко возникают сутяжно-паранойяльные тенденции.

Ни одна из указанных форм психопатий сама по себе не является достаточным основанием для направления на МСЭ.
При истерической форме психопатии критерием определения группы инвалидности чаще всего являются затяжные фиксированные психогенно обусловленные истерические реакции (параличи, парезы). Вместе с тем следует учитывать, что признание больного инвалидом может углубить истероидные психопатические черты характера.

При психопатии возбудимого типа основанием для направления больных на МСЭ с целью установления инвалидности является наличие агрессивности, конфликтности в поведении, а при паранойяльной — сутяжно-кверулянтские тенденции, мешающие работе коллектива и порождающие дезорганизацию.

Как при возбудимой, так и при паранойяльной формах психопатии самой действенной формой профилактики инвалидности являются рациональное трудоустройство, правильный выбор вида труда, включая рекомендации ВК о переводе на другую работу или предоставлении облегченных условий в прежней профессии. К стойкому снижению трудоспособности при паранойяльной психопатии, установлению III, а иногда и II группы инвалидности приводит развитие стабильных систематизированных паранойяльных сверхценных или бредовых идей (сутяжничества, кверулянтства, изобретательства и т. д.).

К основным причинам ошибок при МСЭ больных психопатней относятся: 1) переоценка тяжести патологии; необоснованность установления факта инвалидности и ошибочное определение группы инвалидности; 2) недостаточное внимание к изучению личности освидетельствуемого; 3) нечеткое разграничение неврозов, требующих активного лечения, и психопатиях, требующих в основном рационального трудоустройства; 4) недостаточно четкое разграничение психопатий и психопатоподобных состояний различного генеза; 5) неполное использование возможностей рационального трудоустройства по рекомендации ВК лечебных учреждений.

Поскольку инвалидность (как правило, III группа) при психопатиях устанавливается только на период декомпенсации или переквалификации, во всех случаях показаны активное лечение, динамическое наблюдение и рациональное трудоустройство больных. При психопатиях возбудимого и истерического круга не рекомендуется административная работа, а также работа, связанная с вождением автотранспорта, ношением оружия и т. п. При выраженной психопатии паранойяльного круга предпочтительнее работа в небольшом коллективе (например, чертежника в конструкторском бюро, переводчика в кабинетных условиях, слесаря по индивидуальной сборке, пчеловода и т.п.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector