Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неврозы в современном обществе

Неврозы в современном обществе

Каковы причины невроза в современном обществе? И как понять, что это невроз? Одна из причин возникновения невроза у современных людей — непомерные нагрузки и переутомление, причем эта причина вызывает невроз как у взрослых, так и у детей. Причем у детей- в связи с растущей нагрузкой в школе и отсутствием опыта защитить себя в достаточно проявляющейся сейчас агрессивной среде сверстников. Обилие проблем, которые не может решить человек длительное время, из — за взятых потребительских кредитов и ипотечных средств. В качестве причины возникновения неврозов можно рассматривать очень быстрый ритм жизни мегаполисов и городов, в результате чего человек просто «выдыхается», пытаясь успеть все. Высокие нагрузки ослабляют иммунную систему человека, в связи с чем возникают вирусные и инфекционные заболевания, долго не лечатся, тратится масса времени и материальных средств. На человека оказывает психотравмирующее влияние ситуации: смерть близкого человека, длительное отсутствие дома одного из членов семьи (в результате отсутствия работы рядом с местом проживания и необходимость заработка вахтовым методом, при этом отсутствие дома несколько месяцев, создание другой семьи); развод родителей, воспитание в неполной семье, недостаток родительского внимания, заботы, любви. К чему могут привести наличие длительно существующих психотравмирующих переживаний? К отсутствию реализованности потребностей личности, завышаются требования личности к себе и окружающим. Следствием всего вышеперечисденного могут быть многовариантные признаки невроза в виде физических и психических симптомов.

Физические: головные, сердечные боли, боли в области живота, усталость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, вегетососудистая дистония, головокружения и потемнения в глазах, нарушения вестибулярного аппарата, нарушения аппетита, сна, излишняя забота о своем здоровье, потливость, сердцебиения, колебания цифр артериального давления и т. д. Симптомы можно перечислять до бесконечности.

Психические симптомы: эмоциональное неблагополучие, нерешительность, проблемы в общении, завышенная или заниженная самооценка, частое переживание чувства тревога, страха, неопределенность или противоречивость системы ценностей, представления о себе, о других, о жизни, нестабильность настроения, раздражительность, плаксивость, обидчивость, ранимость, зацикленность на психотравмирующей ситуации, чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры. Недостаточная информированность о возникшем заболевании, долгие обследования у многочисленных докторов приводят в лучшем случае пациента на больничную койку в отделение неврозов. Назначается комплексное лечение, в структуре которого на первое место выходит медикаментозная терапия, она помогает снизить тревогу, стабилизировать настроение, нормализовать сон, переработать страхи. Однако психотропные препараты не научат человека реагировать по-новому, поэтому важное значение имеет проведение психотерапевтическитх мероприятий, которые помогают выяснить сущность проблем, переработать негативные переживания, по-другому, более позитивно относиться к жизни. Важными процедурами являются гипноз, аутогенная тренировка, физиотерапия. Вовремя проведенный комплекс психотерапевтических мероприятий позволит человеку вернуться в социум с более адаптивными реакциями в стрессовых ситуациях. Человек становится как-будто новый, прощая и отпуская свое прошлое в процессе переработки своего психотравмирующего опыта, наполняет свое настоящее и будущее позитивным содержанием и научит этому своих детей.

Что способствует возникновению неврозов у детей

Актуальность проблемы. Неврозы у детей и подростков – самый распространенный вид нервно-пси-хической патологии в современном мире. Какие могут быть причины?

Читайте так же:
Травматический невроз по з фрейду возникает вследствие

Непродуманная, неэффективная организация процесса обучения (развития) детей. Дети перегружены различными занятиями уже с дошкольного возраста. Конечно, развивать детей – это наш долг. Но нельзя слепо верить рекламам. Подозрительно выглядят предложения для 3 — летних детей по изучению английского языка. Родители забывают о том, что в этом возрасте у ребенка должна активно формироваться речевая функция родного языка. Но амбиции, желание доказать, что твой ребенок особенный (индиго), заставляют родителей «грузить» детей не нужной им информацией, не соответствующей их возрастным потребностям.

Актуально также то, что для больных с невротическими расстройствами наиболее характерны такие виды межперсональных трудностей в супружеской сфере как трудности недостаточного взаимопонимания, недоразумения из-за разного отношения к деньгам и нарушения сексуальных отношений. Больных с невротическим развитием личности в наибольшей степени характеризуют трудности недоразумения из-за разного отношения к деньгам.

Цель исследования: изучение расстройств в период подросткового и юношеского возраста, способствующих формированию невротического расстройства.

Особенности невротических расстройств, с точки зрения большинства психиатров, зависят от стадий развития психики ребенка, от возрастного уровня нервно-психического реагирования (Ковалев В.В., 1973, 1995). Автор выделил следующие уровни: 1) соматовегетативный 2) психомоторный 3) аффективный 4) эмоционально — идеаторный.

Возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в критические периоды онтогенеза — кризы в 2 — 4 года, 7 — 8 лет, 12 — 15 лет, по Г.Е. Сухаревой (1955), (1966), может иметь определенное этиологическое значение и способствовать возникновению невротического заболевания.

Возникновение невротических расстройств у детей и подростков.

  1. Сильные физические или умственные нагрузки, выражающиеся в постоянной работе, без возможности отдыха в течение длительного времени.
  2. Сильное истощение нервной системы.
  3. Плотный рабочий график, без возможности отдыха или неумение отдыхать (например, репетиторы).
  4. Врожденная склонность к утомлению.

Ребенок, заболевающий впоследствии неврозом, выглядит повышенно впечатлительным., эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным чувством «я». Такие качества, как импульсивность, эгоцентризм, упрямство, сензитивность, интровертированность, впечатлительность, возбудимость присущи им в силу их особенностей. Помимо внутренних предпосылок возникновения невроза можно выделить те, которые зависят от внешних факторов: 1) снижение биотонуса в результате действия ослабляющих защитные силы организма факторов; 2) формирование неудачного личностного опыта, преломляемого беспокойством, напряжением и аффективно-защитным типом реагирования; 3) возникновение внутреннего неразрешимого конфликта под влиянием неудачного и драматически переживаемого опыта межличностных отношений и обусловленная этим дезинтеграция процесса формирования личности; 4) перенапряжение психофизиологических, адаптационных возможностей организма и критическое нарастание эмоциональной напряженности под влиянием стрессовых условий развития, подавленного внешнего раздражения и неразрешимой жизненной ситуации; 5) «срыв» высших нейрорегуляторных функций с появлением развернутой клинической картины невроза. В качестве «пускового», или «разрешающего», фактора выступает острая психическая травма. Под воздействием дистресса, подрывающего защитные силы организма, в еще большей степени снижаются биотонус, жизненная активность и вера в себя, исчезает самобытность и прекращается процесс творческого саморазвития.

Причины высокой невротичности у подростков.

Читайте так же:
Психоз может возникнуть от страха

Подростки попадают в группу риска по формированию невротического расстройства по причине как минимум двух факторов. Первый – нервно-физиологические и психические особенности конституции. Второй – неправильные психотравмирующие фак­торы в воспитании и образовании.

Обобщая исследования особенностей детей, к группе биологических факторов, провоцирующие невротические изменения личности, можно отнести эмоциональную лабильность, подвижность нервной системы, хорошую долговременную и эмоциональную память, асинхронность развития ряда функции и систем организма (например, опережение умственного развития при отставании моторного), трудносовместимую генетическую корреляцию отдельных свойств и признаков (например, совмещение яркой эмоциональности и холерического темперамента со способностями к математике или шахматам).

К группе психологических факторов можно отнести также черты характера, типичные в целом для детей подростков, как эмоциональная чувствительность, жалостливость, наивность, доверчивость, застенчивость, неуверенность в себе, обостренное чувство собственного достоинства, самолюбие, недостаток спонтанности и естественности в проявлении чувств, рефлексивность.

К группе социально-педаго­ги­ческих факторов можно отнести психотрав-мирующее воспитание: требования взрослых, превышающие возможности, способ-ности и потребности детей; порицания, угрозы, крик; недостаток любви, ласки, терпения, прощения; несогласованные, непоследовательные, противоречивые требования; тревожность о ребенке, выражаемая гиперопекой. Этот список может быть дополнен специфическими невротизирующими факторами, к которым особенно чувствительны одаренные дети: 1. Зажимание ребенка нормами, требованиями, расписаниями и всем тем, что не дает ребенку возможности спокойной, беззаботной жизни. Для одаренного ребенка важны не только периоды активности, но и отдых, покой для восстановления сил. 2. Принуждение ребенка только к исполнительной позиции. Не предоставление свободы для разворачивания собственной активности, замыслов. Свободомыслие и инициативность являются важнейшими факторами одаренности. 3. Манипулирование ребенком. Если ребенком манипулируют для достижения своих осознаваемых или неосознаваемых целей, значит, его личность сама по себе перестает быть ценностью, что негативно отражается на личности ребенка. 4. Оценочная любовь, любовь за что-то. Например, за победы, успехи, за пятерки. А за все остальное – непринятие, безразличие.

Таким образом, Одаренные дети часто попадают в группу риска по формированию невротических состояний, т.к. психофизиологические, социальные и педагогические факторы возникновения и развития невротических состояний ребенка в общих чертах совпадают с предпосылками возникновения и развития одаренности.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №51 по изучению невротических состояний у подростков.

Методы исследования: 1) Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.Х Яхин, Д.М.Менделевич); 2) Диагностика уровня личностной невротизации (В.В.Бойко), обработка и интерпретация данных.

По обработке данных учитывались результаты по показателям, указывающим на уровень здоровья, и уровень болезненного характера выявляемого расстройства. А по другой методике — уровни невротизации. В исследовании приняли учащиеся 11 классов, подростки 16-18 летнего возраста, общий состав — 20 человек, пол:11 девочек, 9 мальчиков.

В результате исследования у 60% (12 чел.) выявлен высокий уровень, а у остальных 40% (8 чел.) низкий уровень невротизации, а по методике «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» (К.Х Яхин, Д.М Менделевич) у 55% учащихся результат указывает на уровень здоровья, а у 45% учащихся на болезненный характер выявляемых расстройств.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. По результатам проведенного исследования можно сделать следующее заключение о провоцирующей роли психологических, педагогических и биологических факторов, в развитии невротических расстройств у подростков: выделенные факторы: чувствительность, высокий умственный и творческий потенциал, психическое напряжение, возбудимость, увлеченность, повышенная мозговая активность, низкая стрессоустойчивость, склонность к психической ригидности, внутренняя противоречивость, потребность в социальном признании – могут стать причиной формирования невротического расстройства под воздействием неблагоприятных условий образовательной среды.

Читайте так же:
Состояние как во сне при неврозе

Ваш личный психолог

Темп современной жизни достаточно быстрый и требует множества знаний, точных реакций и стрессоустойчивости. Зачастую даже нам взрослым бывает непросто, а каково же ребенку? Следует признать, что количество детских неврозов увеличилось по сравнению с прошлыми годами. Необходимо обсудить их причины и способы профилактики. Для этого нужно понять, что же такое невроз?

Неврозы — это психическое заболевание, которое возникает из-за перенапряжения нервной системы: сильного или длительного стресса, физических и умственных перегрузок. Проявления невроза у ребенка достаточно разнообразны: страхи, тревога, колебания настроения, навязчивые движения, нарушением сна, а также изменением общего самочувствия. Главная опасность возникновения невроза— неправильная реакция или ее отсутствие у родителей, что, в свою очередь, может закрепить невроз или усугубить его последствия.

Симптомы и виды неврозов у детей.

1. Невротический страх (фобия) — это панический страх перед чем-либо, возникающий после перенесенного сильного стресса.

2. Истерическое состояние — проявляется в виде эмоциональных припадков: падание на пол, громкий плач или крик, удары, самоагрессия. В данной ситуации требуется консультация психолога для выявления причины подобного поведения и его коррекция.

3. Навязчивые состояния. Заболевание проявляется в виде постоянных навязчивых мыслей, действий (тики, заикание), движений (подергивание ногой). Подобное поведения проявляется у ребенка при сильных эмоциональных нагрузках. Такие неврозы у детейтребуют обязательной консультации невролога и психолога.

4. Депрессивное состояние. Проявляется в виде снижения настроения, отстраненности от окружающих, заторможенностью. В данной ситуации обязательно требуется медикаментозное лечение. Депрессивное состояние у детей может иметь серьезные последствия в виде чувства неполноценности, неуверенности в себе, суицидальных мыслей.

5. Неврастения. Проявляется в виде частых и резких перепадов настроения и эмоциональных состояний (быстрый переход от раздражения к плачу, от чрезмерно веселого настроения к подавленному) и психологической истощенности.

Очень часто причина невроза кроется в микросоциальных условиях, т. е. в психологическом климате в семье, в отношении к ребенку, в предъявляемых к нему требованиям. Также детские неврозы возникают в результате психической травмы, сильной стрессовой ситуации, эмоциональной и физической перегрузки. Вероятность возникновения заболевания зависит от типа нервной системы: если ребенок обладает подвижной нервной системой, то вероятность возникновения невроза значительно выше.

Причины детских неврозов:

  • стрессовая ситуация: конфликты со сверстниками, с родителями, авария, нападение животного;
  • некомфортные для ребенка отношения в семье: развод родителей, частые ссоры, смерть одного из родителей;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями: непринятие, завышенные требования;
  • недостатки воспитания: гиперопека, авторитаризм.

Рекомендации родителям

  • Создайте эмоциональную близость с ребенком: проявляйте свою любовь, хвалите, будьте внимательны к ребенку, проявляйте интерес к его увлечениям, считайтесь с его мнением.
  • Интересуйтесь делами и проблемами ребенка. Спрашивайте о его трудностях со сверстниками и поддерживайте доверительные отношения. Ребенок должен знать, что чтобы не случилось ему есть к кому обратиться за помощью и поддержкой. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы обсудить с ним прошедший день. Если у ребенка возникли сложности в отношениях с другими детьми, то спокойно обсудите ситуацию и способы ее решения.
  • Никогда не обсуждайте ребенка в его присутствии, не показывайте свои сомнения в его успехах в детском саду и, тем более, не насмехайтесь над ним.
  • Никогда не повышайте голос на ребенка, будьте спокойным и пытайтесь понять мотивы ребенка. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, становятся непослушными, нервными и невосприимчивыми к замечаниям. Когда начнете спокойно общаться с ребенком, то вскоре заметите, что он тоже стал более уравновешенным и послушным.
  • Пересмотрите свои требования к ребёнку. Не слишком ли вы придирчивы, не пытаетесь ли реализовать собственные амбиции, не многого ли хотите от маленького человека? Такая непосильная ноша может эмоционально перегружать и нервировать ребенка. Он будет думать, что не соответствует вашим требованиям.
  • Уделяйте должное внимание режимным моментам ребенка. При лечении невроза у ребенка должен быть полноценный сон, не менее 9 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
  • Ребёнку необходимо эмоционально расслабляться. В этом случае полезны ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.
  • Оградите ребёнка от просмотра телевизора и видеоигр, а также от различных экстремальных видов времяпровождения.
Читайте так же:
Что такое психоз и как его лечат

В целом, все рекомендации при лечении детского невроза сводятся к тому, что в семье должна быть положительная атмосфера, полная любви и взаимопонимания, что способствует развитию гармоничной личности ребенка.

Невропатические расстройства

Среди психических расстройств, которые встречаются в детском возрасте, невротические расстройства составляют 65%. Невротические расстройства (невропатия, невроз, неврастения, детская нервность) у детей проявляется широким спектром клинических симптомов, среди которых на первое место выступает вегетативная дисфункция и эмоциональные расстройства.

К невротическим расстройствам относятся обратимые эмоциональные, поведенческие нарушения, а также изменение со стороны всего организма, которые возникают на почве особенностей центральной нервной системы под воздействием психотравмирующих факторов. К возникновению заболевания предрасполагают: наследственность, органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития, патологическое течение беременности и заболевания матери, неблагоприятное течение родов, родовая черепно-мозговая травма, внутриутробные инфекции, интоксикации, ослабление организма ребенка и нервной системы в связи с частыми простудными заболеваниями, травмы. Для детей характерны возрастные особенности невротического реагирования.

Невроз у детей раннего возраста (до 2-3лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Так, в этом возрасте для формирования ребенка важны взаимоотношения с матерью, их нарушения проявляются через беспокойство, вздрагивание, расстройство сна, питания и пищеварения (ребенок неохотно берет грудь, плохо сосет, часто срыгивает, характерны неустойчивость аппетита, запоры, сменяющиеся поносами).
В дошкольном возрасте невротические проявления выражаются в страхах, состояниях тревоги, появлении двигательных (тики), поведенческих нарушений (бурный негативизм, агрессия), недержание мочи и кала (энурез, энкопрез), таким детям очень сложно сосредоточить свое внимание на чем-то, они беспокойны и неусидчивы, гиперактивны, постоянно совершают какие-то действия. Во время еды плохо жуют и часто выплевывают пищу. Дети часто кричат и плачут без причины, требуют постоянного внимания со стороны родителей, не могут оставаться одни, не могут себя чем-то занять и увлечь.
В младшем школьном возрасте часто возникают состояния дезадаптации — страх школы, нарушения сна и аппетита, вялость, слезливость, заторможенность в новой обстановке, повышение температуры тела, боли в животе, не связанные с отклонениями со стороны желудочно-кишечного тракта, навязчивые привычки (выдергивать волосы, грызть ногти). Обращает на себя внимание и внешний вид таких детей: они часто бледны, причем бледность кожных покровов может быстро смениться гиперемией, зрачки у них расширены. Характерен неустойчивый лабильный пульс, аритмичное дыхание. Часто отмечается повышение температуры тела.
У подростков в картине неврозов преобладают эмоциональные нарушения, проявляющиеся в навязчивых страхах, подавленном настроении, утрате интересов, снижении успеваемости или агрессивном протестном поведении.
Необходимо отметить личностные черты детей, способствующие возникновению невроза, — тревожность, ощущение незащищенности, внутренняя напряженность, агрессивные тенденции, проблемы общения. Личность ребенка формируется в тесной зависимости от близких взрослых, которые его окружают. Семья является моделью взаимоотношений для ребенка со сверстниками, взрослыми в школе, обществе. Семейные отношения могут создать условия для возникновения психических травм или благоприятствовать их уменьшению.
В соответствии с определенным набором симптомов, неврозы делятся на несколько видов:
— Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
— Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость).
— Невроз навязчивых состояний. К нему часто относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
— Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение (больше всего проявляется в подростковом воздасте).
— Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

Читайте так же:
Что то с головой при неврозе

В случае проявлений нескольких, даже на первый взгляд незначительных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к детскому неврологу, с целью дообследования ребенка, уточнения диагноза и назначения адекватного и грамотного лечения.
В «Медицинском центре Берсенева» работают квалифицированные детские неврологи, имеющие большой опыт работы с детьми, которым выставлен диагноз «ранняя детская нервность». Метамерные подходы в диагностике и лечении детей с врожденной невропатией способствуют исчезновению психоневрологических расстройств и препятствуют формированию неврозоподобных состояний и психопатий в дальнейшем.
Лечение невропатии у детей – это сложная задача, и ответственность за положительный результат ложится и на плечи родителей, в том числе. От Вашей любви, внимания и заботы, а также от выполнения всех врачебных рекомендаций зависит здоровье и будущее Вашего ребенка.
Записаться на консультацию Вы можете по телефону контакт центра (044) 238-22-31 или по телефону детского отделения (044) 272-11-82.
Подумайте о будущем своего малыша!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector