Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Депрессия нужна для перемены ума

Депрессия нужна для перемены ума

Депрессия, печаль, уныние, тоска или плохое настроение? Как понять, где болезнь, которую нужно лечить медикаментозно, где последствия психологической травмы, требующие вмешательства специалиста, а где грех, на который указывали ещё древние святые отцы? Как выйти из состояния апатии и научиться радоваться жизни? Об этом нам рассказала православный психолог Вера Стоякова.

— Вера Викторовна, для начала хотелось бы прояснить: депрессия, о которой говорят психологи и психиатры, и смертный грех уныния – это разные вещи или всё-таки одно и тоже?

— Начнём с того, что в православии уныние рассматривается как страсть и грех. Это то, что необходимо преодолевать, с чем нужно расставаться. Как мы знаем, грех – это то, что разделяет тебя с Богом, а страсть – то, что стало для тебя уже привычным. По сути, ты попадаешь в зависимость от этого состояния, и оно мешает тебе приблизиться к Богу. То есть, когда мы говорим об унынии – то рассуждаем о духовном. Если человек создан по образу Божиему, а Господь есть Любовь, Творец и Создатель, то уныние мешает творить, созидать, любить, мешает быть на связи с Богом, не даёт воплотиться высшему замыслу в человеке.

В то же время депрессия рассматривается медиками и врачами как состояние, которое мешает человеку быть социально активным, включённым в общественную жизнь. Эта болезнь никогда не понималась как духовная, в аспекте взаимоотношения с Богом. Некоторое время назад я анализировала, что есть у святых отцов по этой теме. Так вот, уныние и депрессия схожи по своим проявлениям, однако секулярная психология, на мой взгляд, игнорирует основные корни и первопричины депрессивного состояния. Я имею в виду духовную и нравственную составляющую, понимание цели и смысла своей жизни в соответствии с замыслом Творца.

Светская психология свою основную задачу видит в социализации клиента, для чего торопится быстрее избавить его от негативных переживаний, научить получать удовольствие от жизни, стать успешным в обществе, зараженным философией гедонизма. А если брать святых отцов, то это как раз противоречит смыслу того, ради чего человеку попущено состояние уныния и депрессии – ради перемены ума, встречи с собой, с Богом, закалки души и победы над страстями.

Соответственно, страдающий недугом должен совершить выбор. Он может встать на путь бегства – сменить работу, семью, людей, окружение, примерить новую маску, притвориться успешным человеком… Но духовно он не принимает себя, не встречается с Богом, не выходит за рамки своего эго. По сути, это разница между «быть» и «казаться», потому что стремление быть успешным в глазах общества – своего рода зависимость. То же самое мы можем наблюдать и в Церкви. Я хожу в храм с 1988 года, и только в последнее время начала осознавать разницу между «быть собой» и «быть хорошей для Бога».

Раньше для меня на первом месте было соблюдать законы, заповеди, правила, посты, тогда Бог тебя будет любить, а то, что ты ценен сам по себе, — понимание этого пришло уже намного позднее.

Конечно, это всё идёт из детства, из отношений в семье. Если родители относились к ребёнку требовательно, ему непонятно, что такое «безусловная любовь», он знает, что хорошее отношение к себе нужно заслужить. Быть собой настоящим – безумно страшно, потому что таким тебя не любили и не принимали, не радовались с тобой, когда ты был естественным, и поверить, что Бог тебя любит и таким, без прикрас, очень сложно…

У меня без предварительной работы это как-то не получилось. Я сама впала в уныние и депрессию, когда в моей жизни внешне было всё хорошо, я находилась внутри Церкви, а состояние было такое, что хотелось выйти в окно – никакой благодарности, радости, счастья. Уже потом я нашла у святых, что уныние как духовное упражнение укрепляет веру, надежду и учит радоваться и за всё благодарить. Я сидела и думала: как это можно делать, когда я не чувствую ни радости, ни благодарности и не хочу молиться, у меня просто нет на это сил.

Депрессия нужна для перемены ума

И вот однажды ты понимаешь, что ты либо слышишь слова Евангелия и начинаешь выполнять то, чему учит Господь, либо делаешь то, что от тебя ждут люди и социум. Я как психолог консультирую уже 10 лет и, увидев это сначала в себе, замечаю теперь, как это происходит у других – на словах регламентируются ценности быть с Богом, а на деле люди внутренне терзаются из-за того, что не столько зарабатывают, не замужем, не та фигура и внешность, дети не такие.

И получается, что, пребывая в унынии и депрессии, большинство всё равно не ищет встречи с Богом, не жаждет перемены ума, а по совету светских психологов стремятся как можно быстрее избавиться от этого состояния, приняв лекарства и убежав от себя, от своих немощей и страстей.

Это самообман, который очень трудно увидеть самому. А когда кто-то начинает подсказывать – психолог, духовник или Господь различными жизненными ситуациями – это всегда больно. Ведь если родители нас критиковали, стыдили, отвергали, всегда остаётся страх быть неуслышанным, отвергнутым, нелюбимым… Нет базового доверия людям и миру. И когда человек попадает в Церковь, начинается духовный рост через различные испытания, ему сложно довериться священнику и Богу. Человеку кажется, что его везде отвергают, что он какой-то не такой, плохой. Он стремится уйти в изоляцию.

— Правильно ли я понимаю, что корни негативных состояний всегда уходят в детство? И в чём ещё, по-Вашему, могут скрываться причины уныния и депрессии?

— Когда я изучала вопрос о духовных причинах возникновения уныния, что меня удивило – они совершенно разные у подвижников и у маловерных. Так, если брать маловерных, то тут причинами становятся и потеря веры, и пустота в душе, и ропот на Бога, и гордыня, и уязвленное самолюбие, вкупе с тщеславием, когда что-то происходит не по-нашему, и, безусловно, тут присутствуют зависть, самонадеянность. Гордец не может вынести свою слабость, когда у него что-то не получается, он впадает в уныние. Святые говорят и о неудовлетворённости страстей, когда человек уже заболел унынием, этому состоянию необходима подпитка – и даже когда вроде бы всё есть, он уже привык служить этой страсти и поэтому начинает выискивать, чего ему ещё не хватает, чтобы пребывать в этом мрачном настроении.

Читайте так же:
Депрессии у детей и подростков статьи

Евагрий Понтийский писал, что уныние – это сочетание гнева и зависти. Даже могу привести цитату полностью: «Уныние – это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Яростная неистовствует по поводу того, что находится в её распоряжении, вожделеющая напротив тоскует по тому, что недостаёт. Всё доступное ненавистно, всё недоступное вожделенно. Отвращение ко всему, что есть в сочетании со смутным желанием того, чего нет, парализует природные способности души, ума, тела».

Я знаю случай, когда у человека в собственности был собственный остров, огромная вилла, штат прислуги, свой авиапарк, деньги, слава, и всё это его не только не радовало, но и неимоверно раздражало. Он проходил лечение в психиатрической клинике после нескольких попыток суицида.

В то же время, Иннокентий Херсонский пишет, что у подвижников другие причины уныния. Например, оставление благодатью Божией, чтобы не привыкать, что она всё время есть. Человек понимает, как тяжело жить без Бога и начинает Его искать. Или от духа тьмы – то есть, прямые бесовские нападения. От того, что для очищения души нужны скорби.

У всех бывают различные печальные случаи в жизни, например, смерти, потери, несчастья, войны. Когда человек начинает за эти мысли цепляться и слишком вязнуть в них, переставая замечать Божьи милости, а концентрируется на том, сколько в мире зла и насилия, это тоже может обернуться тоскливым, безрадостным настроением. Однако, унынием подвижника могут быть и болезненные состояния тела, здесь, возможно имелась в виду как раз клиническая депрессия, как её понимают врачи, вызванная, например, онкологией, когда в организме происходят определённые биохимические изменения.

Причинами эндогенной (клинической) депрессии, лечением которой занимаются врачи, могут быть наследственно-биологические факторы – это различные невысыпания, гиподинамия, побочное действие фармакологических веществ, соматических болезней, эндокринные патологии, опухоли мозга, генетическая предрасположенность и так далее.

А у реактивной депрессии чаще бывают психологические причины – это как раз то, что уже упоминалось выше: насилие в детстве, эмоциональное отвержение, недолюбленность. Например, когда честолюбивые родители ставили перед ребёнком такую высокую планку, которой он не мог соответствовать. Сюда же относятся частые конфликты в семье, потеря близких, разводы, различные дисфункции, подавленные чувства и эмоции, алкоголизм. Но если человек всё-таки справляется с психологической травмой, внешняя обстановка тому благоприятствует и у него хватает на это внутреннего ресурса, депрессии может не случиться.

Депрессия нужна для перемены ума

— Если человек впал в депрессию, можно дать какие-то практические советы, как ему из нее выбираться?

— Нужно отметить, что во многих случаях депрессия – это подавленные чувства гнева и обиды. Мы часто не выражаем эти эмоции, потому что христианин как будто не должен раздражаться или гневаться. Но чувства не могут быть хорошими или плохими, они служат индикаторами нашего состояния. Если мы испытываем злость или обиду, нам важно не подавлять их, а осознать, принять и правильно выразить, одним словом, прожить. А у христиан порой в голове возникает путаница, мол, я должен быть «белым и пушистым», раздражаться и гневаться – это грех, в итоге мы надеваем на себя маску, лицемерим, изображаем. Прячем свои настоящие чувства вместо того, чтобы понять, что с ними делать. Просто изображаем, что их нет. А потом это всё уходит в психосоматику.

Иногда человек начинает искать выгоду в своей болезни, когда депрессия становится поводом ничего не делать, снять с себя ответственность за происходящее. Ещё один вариант – постоянное самобичевание, ложная убеждённость в том, что страдать хорошо и полезно. По-настоящему, за этим скрывается страх жизни, страх принятия решений. Тогда человек не будет прикладывать усилия, чтобы выйти из этого состояния. Депрессия преодолевается только через понуждение себя, через небольшие усилия, маленькие шаги каждый день.

Не нужно требовать от себя каких-то больших подвигов, но нужно набраться терпения, мужества и решимости, и идти вперед.

Самый первый шаг — это не прятаться от депрессии, принять это состояние как подарок от Бога и начать искать способы преодоления. Любые трудности можно использовать как тренировку веры и духовный урок. На мой взгляд, смысл депрессии заключается в перемене ума и встрече с Богом. Нужно перестать требовать от жизни того, чего нет, а поблагодарить Господа и окружающих за то, что есть. Мы не можем всё время жить в удовольствиях, такого никогда не будет, реальность совершенно иная. Надо просто понять это и начать отслеживать свои дела, мысли и чувства. Очень полезно замечать, в каких ситуациях у нас возникает комплекс жертвы, мы начинаем жалеть себя, впадаем в печаль и апатию и учиться действовать по-другому.

Ещё один важный шаг – довериться Промыслу Божию. Нужно понимать, что Господь всегда с тобой рядом, Он никогда не покидает тебя и всегда поддержит, как любящий Отец. При этом некоторые христиане в этот момент начинают с головой уходить в псевдо-религиозную жизнь, пытаясь убежать от своей боли, от необходимости принимать решения и – по сути — от Бога. Это такая ловушка псевдо-духовности.

Есть две крайности: когда человек говорит «я всё смогу сделать сам, без Бога», а вторая – в чём-то инфантильная позиция, когда человек решает «Бог всё сделает за меня, если я полностью откажусь от своей воли», снимая с себя ответственность за происходящее. В последнем случае внешне религиозная жизнь порой бьёт ключом – человек ходит в церковь, участвует в Таинствах, молится дома, но он сам как личность отсутствует. Это бегство от себя и от честных отношений с Богом.

Мы начинаем делать «как надо», «как правильно», «как учат святые отцы», но не слышим себя, перестаём быть собой. А в депрессии и в унынии важно найти себя.

Мы все люди, дети Божии, а не набор «правильных» или «неправильных» функций. Надо всегда помнить, что Господь нами не пользуется, он любит нас и видит в каждом уникальную, неповторимую личность.

Читайте так же:
Атипичные нейролептики нового поколения при депрессии и неврозе

Выход из депрессии обязательно предполагает такие вещи, как забота о себе и любовь к себе. Человек не может дать Богу и людям того, чего у него нет. Если ты не знаешь себя, не ценишь себя, не любишь себя, не заботишься о себе – ты не исполняешь заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Ведь Господь не сказал: «возлюби ближнего», Он дал важное уточнение: «как самого себя». Если ты сам забываешь нормально поесть, поспать, отдохнуть, как после этого ты сможешь заботиться о ближнем?

Мы же как привыкли? То бросаемся в паломнические поездки по монастырям, то пытаемся изо всех сил заработать, то идём на какие-нибудь психологические тренинги, не понимая, кто мы есть и что нам по-настоящему нужно. А надо идти тихо, спокойно, средним, царским путём – в нём нет гордыни. Принять себя, понять Божий замысел о себе, оценить свои ресурсы и научиться их разумно использовать. А когда у меня самого ничего нет, мне плохо, но при этом я бегу кого-то «спасать», изображая из себя жертву – это не про любовь. Могу провести аналогию: если вы хотите напоить кого-то, кто испытывает жажду, надо чтобы в чаше была чистая живая вода, а не засохшая плесень.

Как ни странно, эта мысль про заботу в первую очередь о себе некоторыми православными до сих пор очень негативно воспринимается. Им сразу хочется быть святыми, творить великие дела, и многие потом на этом ломаются. На мой взгляд, это происходит от непонимания реальности, отсутствия какой-то эмоциональной трезвости, духовной адекватности. Делайте то, что вы можете сегодня, даже если это что-то маленькое, а не такое грандиозное, как хотелось бы. Да просто вымойте за собой посуду, если обычно привыкли оставлять её грязной в раковине. Улыбнитесь тому, кто рядом. Скажите тёплое слово. Порой именно этого и не хватает и нам, и нашим близким.

Что такое депрессия с православной точки зрения

6 октября, 13:33 9340

Осенью, когда на улице холодно, а батареи пока еще не прогрели квартиры, хочется, завернувшись в плед, писать грустные посты с хэштегом «Пичалька». Но есть немало способов избежать уныния и депрессии, а также понять, когда депрессия- не просто настроение, а симптом психического заболевания.

Корреспондент Делового Казахстана попросил совета у специалиста — врача-нарколога, председателя общества православных врачей Казахстана, духовника общества «Трезвение» Алма-Атинской епархии протоиерея Анатолия Измерова.

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 млн человек во всем мире страдает от депрессивного расстройства. Из них 40 миллионов живут в Европейском регионе, к которому относится и Казахстан. Не секрет, что депрессивное расстройство встречается среди всех возрастных групп, и чаще всего оно «нападает» на человека в октябре-ноябре.

«Если у человека обострение, то симптомы этого, как правило — маниакально-депрессивный синдром. Это депрессия, либо, наоборот, излишняя подвижность, гипер-реакция на все происходящее. Человек может либо уйти в изоляцию, либо, наоборот, активно проявлять себя. Какие советы давать этому человеку? Его образ жизни может резко измениться в связи с заболеванием. Врачу, главное, посмотреть: если у человека действительно есть этот диагноз, он должен находиться на учете. Его должен вести психиатр или психотерапевт. Есть у нас клинические психологи. Вот они тоже помогают в выявлении этой патологии. Потом еще нужно обратить внимание, что особенно среди молодежи неадекватные поступки, наличие галлюцинаций, непонятных движений – всегда должно вызывать настороженность. Это ведь может быть связано с употреблением психоактивных веществ. Возможно, дело тут в наркомании. Это тоже нужно научиться увидеть. И чем раньше будет обращение к специалистам, тем легче человеку будет справиться с этой болезнью. Я считаю, что на сегодняшний день лекарственные препараты могут быть различными. Химические, травяные, гомеопатические – но это должны быть именно препараты. Без них сложно будет купировать обострение. Поэтому терять время я бы не советовал», — считает Анатолий Измеров.

Хорошо, если человеку просто грустно, и он может самостоятельно или с помощью любимых, родных и близких быстро выходить из состояния депрессии. А что делать, если депрессия осложнена психическими заболеваниями или сама стала синдромом? В таких случаях мы как раз видим, как «весеннее» и «осеннее» обострение у людей приводит к тому, что они нестандартно ведут себя в общественном транспорте, в магазинах, общаются сами с собой или окружающими.

«Если есть проявление диагноза, это болезнь в ее расцвете, это обострение. Если это первичное, то это острое проявление болезни, ее надо диагностировать специалистам. Наша задача как верующих людей, священников – увидеть и подсказать людям, что нужно обращаться к врачам. И не надо стесняться. Многие боятся, что психиатры залечат до состояния овоща, и так далее. Это, конечно, чаще всего ложь. Люди специально учились, знают, как и что назначать. Есть острые периоды, которые снимаются лекарственными способами, специальными средствами. Конечно, если человек это не выполняет, отрицает свою болезнь, и не хочет принимать лечение. Вот в этом проблема. Тогда, конечно, приходится применять какие-то методы уговора, разговоров. И родственникам, близким бывает очень тяжело, учитывая, что человеку нельзя насильно оказать помощь, уговорить на прием этой медицинской помощи», — констатирует Измеров.

В нашей стране на текущий год более 200 тысяч человек с психическими заболеваниями состоят на учете, количество лиц с умственной отсталостью достигло 4 481 человек на 100 тысяч населения. Специализированная медицинская помощь при острых нарушениях психического здоровья в Казахстане оказывается в 35-ти центрах психического здоровья с общим количеством в 10 тысяч больничных коек.

«В период обострения человек навряд ли будет слушаться, куда ходить, а куда не ходить. Если он ведет себя неадекватно, то надо вызывать «скорую». А если он стоит на учете — обращаться к лечащему врачу. Болезнь души – она более тонкая, нежели заболевание тела. Ведение и лечение пациентов, у которых есть психиатрическая патология, и они, как правило, наблюдаются у специалистов, и им прописано лечение. С точки зрения православия и здравого смысла такие люди, которых можно условно назвать душевнобольными, должны выполнять предписания врачей, которые им делаются. Ведь не вдруг, не сразу, не по календарю возникает обострение. Скажем, 1 октября – всё, у всех обострение. У каждого это индивидуально. Но все зависит от приема правильной терапии. Если человек знает, что он больной, и выполняет рекомендации врачей, то возможно избежать обострения или, по крайней мере, резкого ухудшения», — говорит Анатолий Измеров.

Если с депрессией у взрослых все более-менее понятно, то подростки, находящиеся в переходном возрасте, также могут грустить осенью или весной, переживать из-за чего-то.

«Переходный возраст – это не болезнь, а состояние взросления. Советую родителям учитывать, что перед ними личность, что ребенок уже становится взрослым. И переход от детства во взрослость – это важный период в жизни. Побольше самостоятельности, побольше ответственности. Чтобы дети могли принимать собственные решения и нести за них ответственность. Дай Бог, чтобы детки наши, подростки и взрослые не болели, выздоравливали. Если у кого-то есть такие патологии, чтобы могли справиться с этой немощью. Осень закончится, будет зима, весна, лето – это повторяющийся круг. Поэтому каждый день – это радость. Современному человеку нужно научиться радоваться каждому дню», — посоветовал Измеров.

Православная церковь о депрессии и унынии: отношение и мнение

Депрессия, с точки зрения православия, является болезнью, контролируемой духом уныния. Одна из ее причин — потеря веры в силу молитвы и искупительную любовь Иисуса. Депрессия лечится при помощи поста и молитвы под ведением Духа Святого, но при этом не отрицается помощь врачей.

Читайте так же:
Как полюбить себя и выйти из депрессии

Основные причины и признаки депрессивного состояния

Депрессия, как болезнь, о которой знает каждый, появилась совсем недавно. Каких-то 50 лет тому назад хандру, уныние называли блажью, которая лечится работой. Врачи всего мира доказали, что депрессия — это заболевание, связанное с нарушением душевного и психического состояния человека с потерей желания жить.

Церковь со времен Соломона предостерегает, что уныние подрывает здоровье (Притчи 17:22)

Ученые характеризуют депрессию, как синдром перегорания, хроническую усталость, уныние, хандра, невротические состояния. Все это касается души и тела только тогда, когда побежден дух, нарушена духовная жизнь и общение с Богом.

Почему это происходит или основные причины заболевания

Как уныние и разочарование, во время которого уходит чувство радости, превращает жизнь в серое существование?

Потерять полноценное восприятие жизни может каждый человек, у которого «выбита почва из-под ног».

  • наследственное заболевание;
  • увольнение с работы;
  • нищета;
  • долги;
  • предательство;
  • трудные роды;
  • больной ребенок;
  • измена;
  • постоянная критика в семье.

Этому перечню нет конца, любой стресс может стать причиной заболевания.

Когда надо обратиться к специалистам

Телевидение наполнено сплошными катаклизмами и страшилками, и выход закрыт за семью печатями, но только для тех, кто не читает и не пытается разобраться в Библии.

Одной из составляющих проявлений депрессивного состояния являются душевные нарушения:

  • Больной человек часто тоскует без причины, страдает из-за самой малой мелочи, постоянно находится в подавленном состоянии, граничащем с отчаянием.
  • От нездорового душевно человека постоянно исходит чувство тревоги, кажется, что все нервы в нем внутренне напряжены. Эти люди живут с мыслями о смерти в депрессии.
  • Постоянное состояние раздражительности перемешивается с чувствами вины и самобичевания.
  • Больной человек постоянно недоволен собой, у него снижена самооценка и совершенно нет самоуверенности.
  • Депрессионное состояние не позволяет больному наслаждаться даже самыми приятными воспоминаниями и снижает интерес к окружающей жизни.

Любое недомогание самого больного или кого — то из членов его семьи вызывает страх, панику и самые пессимистические прогнозы.

Реагирует на изменение психики и тело:

  • Регулярное не высыпание в результате плохого сна, бессонницы, сонливость в течение рабочего времени, — характерные признаки уныния и хандры.
  • При депрессии человек либо ничего не ест, доводя себя до анорексии, либо занимается обжорством, заедая каждый момент кажущейся неприятности.
  • Неправильное отношение к приему пищи сказывается на работе органов желудочно-кишечного тракта.
  • Пониженная самооценка сводит к минимуму сексуальную жизнь.

Изменения в поведении и мыслительной способности:

  • пассивность;
  • уединение; ;
  • мысли о суициде;
  • торможение в реакциях и высказывании мыслей.

Каждому христианину знакомы все эти проявления на определенном этапе жизни.

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: пастырем церковным — святую ревность о спасении пасомых; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающихся в бедах и озлоблениях — совершенное их избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и довольстве живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаянное исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Божие надежду. О, Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждения на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небес низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница, неимущим крова и пристанища буди Покров и Прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и от неправд страждущим — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемо подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл. От внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судищи Христове даруй, преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли; о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки Веков. Аминь.

Читайте так же:
Как вывести жену из депрессии после родов

О, Пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога, Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде: темже Убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица. Предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити: ради с верою сердечною и любовию припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице: слыши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо Радосте всех верных, яко мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:
Я молодая а у меня депрессия как быть

Анализируя заболевание, которое по своим объемам уже приравнивают к уровню сердечно-сердечных поражений, трудно не заметить, что среди психически неуравновешенных людей нет представителей счастливых христианских семей. Эти люди научились радоваться в любой ситуации. В Библии 365 раз сказано «Радуйтесь», Сам Бог дает установку находить крупицу радости в каждой мелочи.

Людям, страдающим унынием и потерей радости в жизни, следует прочитать книгу или посмотреть фильм «Поллианна» о девочке, которая в каждой ситуации умеет находить зерно радости. Так на вопрос, чему радоваться, если сломана нога, прозвучал обезоруживающий ответ — радуйтесь, что вторая нога здорова.

По словам богословского врача — психиатра Василия Каледы перед наступлением болезни христиане теряют связь с Богом, пренебрегают молитвами, постами и Таинствами.

Особенно страшна депрессия для детской и юношеской психики, у которых православные ценности недостаточно сформированы. В этом случае вся надежда в выздоровлении ложится на любовь семьи и мудрого душепопечителя.

Даже самые верные православные в дни глубоких потрясений испытывают душевную боль, тоску и растерянность, но ощущение Божьей защиты дает силы жить дальше.

Для некоторых верующих православие при депрессии становится религией страха, скорби во главе со Страшным Судьей. Это ложь сатаны. Бог есть Любовь, мы Его дети и Он никогда не даст испытаний больше того, что мы можем перенести.

Святые Отцы с четвертого века предостерегали от духа уныния и разочарования в Церкви.

Окруженному любовью больному надо показать его ценность в этом мире через милость и добрые дела, творимые для других пострадавших, каким еще более трудно.

Благодарность других людей поднимет самооценку христианина, вернет самоуважение. Только духовный наставник может найти первопричину заболевания, поможет разобраться с ней, простить и отпустить все, что разрушает жизнь при депрессивном отношении к жизни.

«Добрые» друзья советуют клин выбивать клином или отвлечься через алкоголь или наркотики. Очередная ложь дьявола загонит в непроходимое болото. Вернуть веру в себя помогут друзья, постоянно стимулируя душевнобольного к занятиям, будь то спорт, изменение имиджа, любимое хобби.

Всегда в мире есть люди, которым намного хуже и они очень нуждаются в помощи:

  • в доме престарелых не хватает элементарной любви и общения, приди и поговори с ними;
  • в детской онкологии дети проводят месяца, не выходя с больницы, проведи с ними мастер-класс или организуй веселые игры, ведь они остаются детьми даже при раковом заболевании;
  • в сиротинцах остро не хватает еды, даже если ты потерпел финансовый крах, попробуй организовать для голодных хоть раз материальную помощь.

Наш милостивый Господь Бог дарует радость в любой ситуации, только это надо уметь увидеть и молиться, непрестанно молиться за больных и немощных.

Будет ли Русская православная церковь отпевать самоубийц?

Церковные купола

По его словам, нужно изучить вопрос и унифицировать практику, чтобы избежать злоупотреблений "как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений".

Сейчас запрет на отпевание самоубийц в Русской православной церкви — это правило с целым рядом исключений. В одних приходах священники наотрез отказываются отпевать добровольно ушедших из жизни, в других идут навстречу их родственникам.

Патриарх Кирилл намерен упорядочить эту церковную процедуру, тем более актуальную, что число самоубийств в России, по оценкам экспертов, составляет от 30 до 40 человек на сто тысяч населения. Это значит, что каждый день счеты с жизнью сводят примерно сто россиян.

Вопрос, с религиозной точки зрения, весьма неоднозначен.

Протоиерей Георгий Митрофанов из Санкт-Петербургской духовной академии говорит, что самоубийства бывают разные: "Надо сказать, что понятие самоубийства с религиозной точки зрения не является таким простым и ясным. Самоубийством, которое не допускает отпевания, является сознательное желание человека лишить себя жизни".

Иногда человек болен, поясняет Митрофанов, и совершает самоубийство в состоянии аффекта. Поэтому "раньше существовала практика, которая предполагала, чтобы была предоставлена, например, справка о том, что человек действительно имел то или иное психическое заболевание".

Умственное расстройство, алкогольное отравление, передозировка лекарствами или наркотиками — это, по его словам, своего рода извиняющие обстоятельства.

Значит ли это, что за "случайных" самоубийц будут молиться на литургии? Священник Георгий Рощин из отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества отвечает на этот вопрос отрицательно: "Это не церковное поминовение, не за литургией. Такая молитва будет устанавливаться единой, для того чтобы люди имели возможность либо на домашней, либо на келейной молитве помянуть своих родственников, которые вот таким образом покончили со своей жизнью".

За други своя

Но есть еще одна категория самоубийц: люди, жертвующие своей жизнью ради других. Например, мать, спасающая своего ребенка. Или солдат, закрывающий грудью амбразуру.

Доктор медицинских наук из Барнаула Александр Строганов призывает вспомнить время Гражданской войны в России: "Ведь многие самостоятельно уходили из жизни. Офицеры морского флота — они были доблестные, честные, верующие люди".

По его мнению, отпевание таких самоубийц — "мудрый и дружественный по отношению к людям поступок со стороны Церкви".

"У нас на воинском кладбище есть часовня, куда люди могут прийти и поставить свечку за усопшего, который ушел из жизни добровольно. Это было еще и пять, и десять лет назад. Я считаю, что это прежде всего психотерапевтический акт", — рассуждает эксперт.

В христианском взгляде на самоубийство не все однозначно. Например, многие раннехристианские мученики добровольно шли на смерть — впрочем, лишали себя жизни, как правило, не сами. Иоанну Златоусту приписывают восхваление римской мученицы Пелагии, которая, стремясь сохранить девство, выбросилась из окна. Однако многие сомневаются в аутентичности именно этой проповеди.

Как бы то ни было, а протоиерей Георгий Митрофанов любые сомнения призывает трактовать в пользу человека: "Если неизвестны обстоятельства смерти, обстоятельства гибели, то лучше человека отпеть, нежели не отпеть. Когда есть сомнения, лучше соизмерять свои действия с законом любви и всепрощения".

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Ежегодное число суицидов приближается к миллиону.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector