Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экзистенциальный вакуум, как одна из основных проблем современного общества

Экзистенциальный вакуум, как одна из основных проблем современного общества

Замена реальной жизни на виртуальное общение, невозможность остаться наедине с собой, привычное пролистывание чужих жизней в социальных сетях изо дня в день формируют ложное представление человека о себе и своем внутреннем мире, теряется система ценностей, что приводит к ощущению внутренней пустоты. Высокий темп развития технологий предоставляет нам все больше свободного времени, упростилась бытовая жизнь, появилась большая защищенность в материальном плане, но как это не парадоксально все чаще можно увидеть глубоко несчастных людей, все реже можно встретить улыбающегося человека на улице. Люди словно заворачиваются в коконы своей усталости, апатии, безнадежности. Уменьшилось количество человеческих контактов, спрятаться под маской аватарок и смайлов в телефоне и компьютере стало намного проще. Мы как будто ставим свою жизнь в режим ожидания лучших возможностей, лучшего момента вместо того, чтобы проявлять любознательность и заинтересованность. Таким образом человек лишает себя главного, лишает себя возможности участвовать в жизни, лишает себя способности занимать активную жизненную позицию. Жизнь день за днем стала для многих комфортной и удобной.

Рутина поглощает нас, изо для в день люди встают и идут на работу, надев на себя маски безразличия. Есть полный распорядок дня, когда каждое действие предсказуемо: встать, умыться, одеться, доехать на работу, выполнить свои трудовые обязанности, таким образом мы, как бы, позволяем жизни идти своим чередом, своим ходом, без нашего активного участия. Начиная с понедельника, мы начинаем думать о пятнице и тех днях, когда нам кажется, что мы сможем отдохнуть и расслабиться. Но после бессмысленно проведенных выходных днях, нас окутывает еще большая усталость и вялость, при полном расслаблении, которое, как нам кажется, наступает при полном бездействии, меланхолия все глубже проникает в наши сердца.

Эрих Фромм установил следующее:«Мы часами смотрим телевизор, едем куда-нибудь, путешествуем, ходим на вечеринки и т.д. Мы заняты каждую минуту с момента, как проснемся, и до того, как заснем. Сознательно мы на самом деле не скучаем; однако я хочу спросить, как ужасно надо скучать, чтобы воспринимать по большей части абсолютно пустое развлечение у телевизора, бессмысленную болтовню, лживые и сентиментальные фильмы как приятное «расслабление»? Мы очень стараемся сэкономить время, но потом мы не знаем, что с ним делать, кроме как «убивать» его. Скука связана с отсутствием внутренней живости, продуктивной активности, подлинной связи с миром и искреннего интереса во всем, что нас окружает». [1]

Скука вызывает не только психологические расстройства и приводит к депрессивному состоянию, но также по результатам исследований ученых университета Ватерлоо у скучающих людей наблюдалось увеличение гормона стресса кортизола, который стимулирует усталость, которая в дальнейшем может перерасти в хроническую хотя никакой физической деятельности у человека не происходило, человек ощущает отсутствие сил.В дальнейшая такая усталость может перерасти в хроническую форму и лишить человека способности сосредоточиться на одном деле, концентрация на важном теряется и человек начинает переключаться на любые раздражители, окружающие его и заполнять себя ненужной информации, лишь бы избавиться от ощущения внутри себя.

Все эти признаки являются характерными для экзистенциальной фрустрации. Аверьянов дал следующее определение: «Экзистенциальная фрустрация – состояние человека, когда его воля к смыслу фрустрирована, когда возникает чувство бессмысленности и пустоты, что может привести к проблемам с психическим здоровьем». [2, с. 72]

Таким образом человек озадачившийся своими действиями и поступками, задумывающийся о смысле своей жизни, задающий вопросы: «Для чего я существую, что я должен реализовать?» стоит перед вопросом выбора: он может увидеть в этом вызов и увидеть в первую очередь достижение человеком определенной духовной зрелости, это готовность встретиться лицом к лицу со своей экзистенцией и менять привычный образ жизни, готовность принять ответственность за себя, свое окружение и за будущее, которое ждет активного участия. Всегда есть надежда, что человек с энтузиазмом и воодушевлением встретит свой новый опыт, который откроет для него пути, наполненные смыслом. Или же в такие моменты люди могут повернуться лицом к острым ощущениям, наркотической и алкогольной зависимости, таким образом погружаясь в процессы поиска удовольствий и развлечений, которые принесут им мимолетное удовлетворение. Но все больше погружаясь в самого себя, совершая неверные действия день за днем, упуская возможности, которые предоставляет ему жизнь, расширяя внутреннюю пустоту, опасаясь будущего и своей ответственности за него, человек вступает уже на путь, ведущий к экзистенциальному вакууму. Это проблема современного общества, которую Виктор Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. «Всё больше пациентов жалуется на то, что они называют внутренней пустотой, вот почему я назвал это состояние «экзистенциальным вакуумом». В противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны». [3, с. 308-320]. Элизабет Лукас отмечает: «К одним из самых безнадежных терапевтических попыток относится работа с людьми, замурованными в равнодушии. Под этим подразумевается, что они находятся в разладе со своей душой, потому что броня жестокости покрыла мягкое ядро их внутреннего мира. Конечно, эта броня когда-то выполняла защитную функцию, но в итоге приросла к ним; и как же им от нее избавиться? Не существует какого-либо эффективного рецепта. Тот, кто игнорирует своих близких теряет уважение к вещам, не следует правилам приличия, превращается в аутсайдера и нуждается в еще более толстой броне, чтобы жить дальше. Вскоре он теряет контакт со своим внутренним миром, не говоря уже о том, что и другие люди давно его потеряли. Нежные порывы души погибают в ценностном вакууме».[4, с. 167]

Александр Баттиани выделил основную характеристику экзистенциального вакуума, как следующую: «Поэтому возможно, самым явным признаком этого синдрома является, прежде всего, недостаточность чего-либо – например, способности испытывать воодушевление, идти на контакт, готовности брать на себя личную и разделенную с другими, совместную ответственность, а также включаться в жизнь, формируя ее, то есть принимать в ней активное участие, выходя за рамки самого необходимого, действовать вместе с другими и быть заинтересованным».[5]

Читайте так же:
Я хочу но я боюсь невроз

Виктор Франкл выделил людей, столкнувшихся с экзистенциальным вакуумом в определенную группу, которую назвал как «Скучающие». Аверьянов предложил следующее определение:

«Скучающие, это как правило, клиенты, испытывающие экзистенциальный вакуум (скуку, апатию, пустоту, «усталость от жизни», отсутствие желаний и хотений, им чего-то недостает в жизни, она как будто проходит мимо) или переживающие ноогенный невроз (конфликты, возникшие из духовных проблем, включая экзистенциальную фрустрацию)». [2, с.47]

Если обратиться к истокам формирования экзистенциального вакуума, то необходимо заметить, что образование играет не последнюю роль в обезличивании человека и тем самым с самого школьного возраста ребенок может потерять ориентиры в мире и представлять себя, как существо, не имеющее свободы выбора и не жаждущее привнести в него лепту своего участия. «Как было сказано, в эпоху экзистенциального вакуума образование не должно ограничиваться и удовлетворяться передачей традиций и знаний, оно должно совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей. Эта способность человека находить смысл, содержащийся в уникальных ситуациях,-совесть. Следовательно, образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов. Вместо этого, однако, образование часто вносит свою лепту в экзистенциальный вакуум. Чувство пустоты и бессмысленности у студентов часто усиливается из-за того, как им представляются достижения науки, а именно из-за редукционизма. В сознание студентов внедряются механическая теория человека и релятивистская философия жизни». [3, с.163]

Загубленная вера в себя, вера в лучшее будущее, потеря надежды и безынициативная позиция стали главными проблемами современного общества. Потеря восприятия ценностного мира, страх и неуверенность глубоко проникла в сознание нашего общества. Психологи и социологи сегодня часто говорят о новом развитии духа времени, набирающем обороты, — о гневе и отказе от жизненной позиции.

Логотерапия предлагает пути выхода из состояния экзистенциального вакуума. В первую очередь необходимо взглянуть со стороны на себя прошлого, вспомнить те области интересов, которые приносили радость, вспомнить те свои мечты, которые когда-то хотелось осуществить, но которые всегда откладывались в долгий ящик и возможно развить те таланты, которые есть у человека. «При исследовании жизненного прошлого с точки зрения положительного «приданного» и старых структур смысла всплывают связи с настоящим, что позволяет пациенту воскресить содержание, которое, поскольку оно ему уже знакомо и имеет связь с его душой, вполне может получить значение «жизненного важного содержания».[4, с. 161]

Также немаловажно обратить внимание на тех людей, жизнь который представляется наполненной смысла, на тех соответствовать которым хотелось бы, тех, кто своей жизнью и поступками оставил следы в сердцах людей. Таким образом, проведя параллели со своей жизнью можно увидеть четкую позицию, которые соответствующие идеалы заняли по отношению к своей жизни. Они самозабвенно отдавали себя.«Почти без исключения при поиске соответствующих идеалов возникают непосредственные связи между самоотдачей и счастьем и осознается банальный факт, что счастье не в том, чтобы человеку было комфортно, но, чтобы он для чего-то сам был годен!».[4, с. 161]

И основное на что необходимо, чтобы человек взглянул, это не на себя, а на то, что ждет его непосредственного участия. Это могут быть, нуждающиеся в его внимании, любви, заботе люди, это могут поступки, ждущие активных действий, это может быть дело, требующее инициативности или же наоборот терпения, это может быть творчество, вдохновляющее сердца. Таким образом умело и со смыслом использовать все то, чем наградила человека природа, чтобы привнести в мир себя же самого во всем своем лучшем проявлении.

1. Fromm, E. (1968). Der geistige Zustand Amerikas, в: Собрание сочинений Эриха Фромма, том XI. Изд. R. Funk. Munchen: DVA, 398.

2. А.И. Аверьянов Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности. Учебное пособие. Московский институт психоанализа, Москва, 2015.

3. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии // Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

4. Элизабет Лукас «Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. Московский институт психоанализа Серия: Логотерапия и экзистенциальный анализ, Москва, Новый Акрополь, 2017.

5. Александр Баттиани. Преодоление безразличия. Нахождение смысла во время перемен. Preprint. Перевод с немецкого М.Матвеевой. Вена, 2018. С. 27

Автор: Сеиткулова А.под руководством Махмутов А.Э. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. e-mail: aliti2008@mail.ru

Источник: Материалы международной научной конференции студентов и молодых учёных «Фараби әлемі», Алматы, Казахстан, 02-11 апреля 2019 г. Том 2. – Алматы: Қазақ университеті, 2019. – 588 с.

Бездна изобилия. Как человек оказался «в поисках смысла»?

Ван Гог. На пороге вечности. 1890
Человек в XXI веке в ходе исторического развития оказался «выброшенным на обочину» времени. Классический капитализм оторвал его от традиции, религии, универсальных ценностей, оставив его наедине с миром. До эпохи Модерна (XVI — XIX вв.) человек жил в обществе, где ему было понятно для чего он живет, ответ на этот вопрос был ему очевиден, он знал на что опереться: на Бога или традицию.

Оставшийся наедине с самим собой и жестоким миром человек для того, чтобы не раствориться в хаосе окружающих событий, вынужден опираться в своей жизни на бытовой прагматизм. Однако, это очень неустойчивая опора. В небольшой мирок, кажущийся человеку устойчивым, неизбежно рано или поздно вторгается внешнее событие, такое, например, как пандемия коронавируса и от его устойчивости не остается и следа.

Если для верующего человека достаточно было объяснения «на то воля божья», то для секуляризованного современного человека в глубине души этот ответ не кажется удовлетворительным и вынуждает его продолжать искать ответы на вечные вопросы, искать смысл в происходящем вокруг него и с ним.

Читайте так же:
Терапия при маниакально депрессивном психозе

Человек задает вопросы о том, кто он, почему эти события валятся на его голову, зачем он нужен в этом мире? Но безрезультатность поиска ответов на эти вопросы образует так называемый «экзистенциальный вакуум». Этот вопрос подробно разобрал известный австрийский психолог Виктор Франкл во второй половине ХХ века в своей работе «Человек в поисках смысла».

Виктор Франкл
Что такое экзистенциальный вакуум? Франкл описывает это состояние как страдание от бессмыслицы и ощущения «внутренней пустоты». Главными его проявлениями являются апатия и скука.

«Всё больше пациентов жалуется на то, что они называют внутренней пустотой, вот почему я назвал это состояние „экзистенциальным вакуумом“. В противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать „переживанием бездны“, — пишет Франкл.

Обращаясь к истокам образования экзистенциального вакуума, Франкл говорит о том, что человек оказался без духовной, метафизической почвы, на которую мог бы опереться:

«Как было сказано, в эпоху экзистенциального вакуума образование не должно ограничиваться и удовлетворяться передачей традиций и знаний, оно должно совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей».

Франкл констатирует распад универсальных ценностей, более того, проблематизирует возможность их передачи сегодня. Подчеркнем, что, если они выхолощены, передать возможно лишь форму, что современное образование, по Франклу, с успехом и осуществляет. И это в лучшем случае. В худшем, оно не занято и передачей формы, а напротив, поддерживает экзистенциальный вакуум и способствует отсутствию напряжения.

«Образование, которое основывается на гомеостатической теории придерживается такого принципа, что к детям и студентам следует предъявлять как можно меньше требований. Как студент может проявить интерес, с чего он вдруг озаботится идеалами и ценностями, если ему внушают, что они лишь реактивные образования и защитные механизмы?»

Система образования избегает сталкивать молодых людей с идеалами и ценностями, а также требованиями к себе. От них держатся в стороне. Среди молодежи наблюдается панический страх того, что смысл и цель могут быть им навязаны, а требования к себе перестали быть необходимы.Таким образом, ребенок оказался выплеснутым вместе с водой, идеалы и ценности были в целом изгнаны.

Далее, такой лишенный идеалов и ценностей человек оказывается в обществе изобилия, в первую очередь — изобилия свободного времени.

«Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и предоставляет возможность для осмысленной организации жизни, в действительности же лишь еще сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума».

В наше время «общества изобилия», большая часть людей страдают не от избытка, а от недостатка требований. Общество потребления — это общество с пониженными требованиями, которое лишает людей напряжения, высвобождая энергию и время для духовной жизни, которую образование с успехом редуцировало. Это порождает положительную обратную связь и лишь наращивает внутреннюю пустоту. Рассмотрим этот парадокс подробно.

Здоровая доза напряжения, которая порождается смыслом, необходима человеку для душевного благополучия. Прежде всего ему нужно такое напряжение, которое создается его направленностью. Фраза Зигмунда Фрейда о том, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею», нашла свое подтверждение в концлагерях. А в обычных жизненных условиях сильная ориентация на смысл нужна не только для сохранения здоровья, но и для продления жизни.

Внутренняя пустота образует в человеке некую «дыру», которую необходимо как-то заполнить. Он не видит возможностей осуществления смысла, т. к. не воспринимает ценности, благодаря которым этот смысл мог бы быть найден — он «привит» от их восприятия с детства.

Можно выделить несколько вариантов заполнения человеком экзистенциального вакуума, которые, вероятно, покажутся вам знакомыми по окружающему обществу.

Ощущение пустоты может скрываться за различными «масками», такими как конформизм и тоталитаризм. В связи с тем, что экзистенциальная фрустрация связана с отсутствием у человека способности самостоятельно ориентироваться в жизни, то человек склонен делать все так, как делают другие люди (конформизм), либо вести себя так, как диктуют ему другие (тоталитаризм).

Часто, вытесняя экзистенциальный вакуум, люди ускоряют темп своей жизни и с головой уходят в профессиональную деятельность, в информационные потоки, переключаются на чтение детективных романов, просмотр телесериалов, то есть, заменяют реальную жизнь на виртуальное общение. Они просто не могут остаться наедине с собой, вести внутренний диалог. Вместо этого происходит перелистывание чужих жизней в соцсетях и интернете. И мы видим, что даже «бунт» человека против системы выражается лишь в чатах, комментариях, а не на улице. Одурманивание себя алкоголем и наркотиками является часто встречающимся случаем заполнения апатии, безнадежности и скуки.

Наконец, стремление к власти и к удовольствию также выступают компенсацией экзистенциального вакуума. Наиболее простая форма стремления к власти — это одержимость желанием заработать как можно больше денег, получить экономическую власть. Также это касается и повышенной сексуальности: «Сексуальное либидо процветает в условиях экзистенциального вакуума», — констатирует Франкл.

Однако, он констатирует, что экзистенциальный вакуум — это не болезнь, не простой невроз. Это ноогенный невроз, т. е. духовный поиск своего смысла жизни в экзистенциальном вакууме. То есть экзистенциальный вакуум может быть не только вытесненным, но и осознанным — ноогенным неврозом.

«Мы определяем ноогенный невроз как такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом, каким может быть, например, конфликт между „Суперэго“ и истинной совестью, когда последняя по необходимости противостоит первому. Не в последнюю очередь ноогенная этиология может быть представлена экзистенциальным вакуумом».

Такое состояние может быть, например, связано с катастрофами вроде войны или перестройки. Ведь для человека, который отличается от животных тем, что традиции и моральные ценности ему очень важны, их разрушение и дискредитация может привести к потере высокого смысла жизни и к редукционизму.

Читайте так же:
Эдас при неврозах для детей

Это заставляет посмотреть на рассматриваемую проблему более оптимистично, поскольку если экзистенциальный вакуум есть ноогенный невроз, то есть осознаваемый и проявляющий себя через внутренний моральный или этический конфликт, то человек, пораженный им, находится в поиске или в готовности к поиску универсальных ценностей. Он, выражаясь языком капитализма, проявляет к ним повышенный спрос, их цена в его глазах неизмеримо повышается.

Где же выход из сложившейся ситуации? Рассматривая довольно глубоко этот вопрос, в своих работах Франкл полагает, что выход можно найти в логотерапии, т. е. в поиске смысла жизни. При этом он говорит, что этот смысл можно находить в самых простых своих действиях, наполнять смыслом каждый миг жизни, осознавая его уникальность и свою ответственность за то, как ты им распорядишься, что ты дашь миру и каким ты выйдешь из него.

«Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя. Я бы сказал, что сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции. Быть человеком — значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит».

Однако хотя Франкл дает ответ как найти смысл для одного конкретного человека, он вообще не рассматривает общество в целом. Проще говоря, хотя экзистенциальный вакуум, по Франклу, порождается утратой универсальных ценностей, ответа, как их вновь обрести, он не дает. Тем не менее именно вопрос реконструкции этих ценностей стоит на повестке дня человечества. От того, какие универсальные ценности будут ему предложены, что заполнит экзистенциальный вакуум дня нынешнего, зависит дальнейший ход человеческой истории.

Попытку дать ответ для общества в целом сделали в начале ХХ века большевики. Вопрос смысла жизни решался путем революционного созидания коллективной жизни. Человек, который жил в Советском Союзе, чувствовал, как писал Владимир Маяковский, как «мой труд вливается в труд моей республики».

Однако распад великого государства обнажил оставленный в его недрах вопрос о предельном смысле человеческой жизни. И экзистенциальный вакуум с новой силой, подогретый поражением СССР, всплыл уже в постсоветской жизни. Теперь ответ на этот вопрос придется искать новому, постсоветскому, поколению. Поколению, судьба которого быстро уничтожается той самой «дырой», полученной в наследство от поколения перестройщиков. А мир в это время стремительно меняется далеко не в лучшую сторону, и смысловой вакуум играет в этом совсем не последнюю роль.

ЛитЛайф

Франкл различал две стадии бессмысленности – экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, – феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма. Экзистенциальный, или ноогенный невроз, развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую клиническую форму, но его главная характеристика – блокированная воля к смыслу[157]. Дилемма современного человека, утверждал Франкл, состоит в том, что инстинкты не говорят ему, что он должен делать, а традиция больше не подсказывает, что ему следует делать. Наиболее типичные варианты реагирования на возникающий экзистенциальный вакуум – конформизм и подчинение тоталитарности.

Один из представителей логотерапии, Сальвадор Мадди описал три клинические формы экзистенциальной патологии.

1. Крусадерство («идеологический авантюризм») – выискивание для себя наиболее престижных и выигрышных дел и погружение в них с головой.

2. Нигилизм – активная тотальная склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. Мадди так описывает нигилиста: «Он проворно докажет, что любовь не альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации, скрывающий монстра в каждом из нас» (цит. по: Ялом, 1999, с. 504).

3. Вегетативность – крайнее состояние бессмысленности, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент состоит в хронической неспособности поверить в полезность какого–либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в умиротворении и скуке, перемежающихся эпизодическими депрессиями. Поведенческая активность колеблется между средним и низким уровнем, но для нее характерно отсутствие избирательности поведения: человеку все равно, чем он занят.

Согласно Франклу, непонимание и недооценка значения смысла в жизни человека ведут к тому, что пациентам со стороны психотерапевтов навязываются упрощенные и конформистские «схемы» мира, маскируемые под ту или иную метафору психотерапии. Кроме того, применение критериев «норма–патология» к духовным творениям, а не к личностям их создателей, приводит к вульгаризации, упрощению и релятивности любых социальных, моральных и нравственных ценностей. «Философская структура не является просто продуктом больной души ее создателя. У нас нет права выводить из психической болезни личности, создающей определенное видение мира, то, что ее философия не является значимой» (цит. по: Руткевич, с. 163).

Соглашаясь с христианской традицией, Франкл утверждает, что существует идеальное царство истин и ценностей, которое не зависит от субъекта. На них направлено «духовное зрение» человека, которое не детерминируется ни биологическими, ни социальными, ни психологическими закономерностями. Внешнее окружение или психическая болезнь могут искажать «сущностное видение», преувеличивать или преуменьшать значимость той или иной идеи, но они не способны затронуть ее содержание.

Такой «сверхсмысл» вообще превосходит познавательные способности человека. «Он доступен скорее для акта свершения, который исходит из глубин и центра человеческой личности и, таким образом, коренится в тотальной экзистенции. Мы имеем дело не с интеллектуальным или рациональным процессом, а с целостным экзистенциальным актом, который… я называю базисным доверием бытию». Тремя основополагающими принципами логотерапии являются свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Читайте так же:
Этнический психоз и его виды

Свобода воли, считает Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта. Ее можно феноменологически описать, но невозможно свести к причинным связям. Благодаря ей, когда человек «поднимается над плоскостью соматических и психологических детерминант своего существования. он свободен менять позицию по отношению в этим условиям; он всегда сохраняет свободу выбирать свою установку и отношение к ним» (цит. по: Руткевич, с. 165), он выходит в «ноологическое» или «ноэтическое» измерение, образуя вместе с соматическим и психологическим измерением «антропологическое целое».

Воля к смыслу противопоставляется Франклом «принципу удовольствия» психоанализа и «воле к власти» индивидуальной психологии. Он считает, что человеческие мотивы и цели всегда осознанны, поэтому «в конечном счете оказывается, что воля к удовольствию и воля к власти являются производными первоначальной воли к исполнению смысла» (цит. по: Руткевич, с. 168)[158]. При этом он проводит различие между влечениями, подталкивающими человека изнутри, и смыслом, действующим на человека извне и создающим стремление. Стремление предполагает свободу – свободу принимать или отвергать цель, которая притягивает. Стремление также телеологично, т. е. ориентировано на будущее.

Только при наличии воли к смыслу человек способен оказаться лицом к лицу со смыслом. Тогда он становится свободным и ответственным за свои деяния, причем подлинно ответственной, с точки зрения Франкла, является позиция «интерпретирующих свое существование в терминах ответственности. перед кем–то, а именно Богом» (цит. по: Руткевич, с. 168).

Смысл жизни, согласно Франклу, «это то, что содержится в ситуации, подразумевающее вопрос и требующее ответа. У каждой проблемы есть только одно решение, и оно правильное; у каждого решения – только один смысл, и он подлинный» (цит. по: Ялом, 1999, с. 519). Таким образом, осмысленной является абсолютно любая жизнь, в том числе полная лишений и страданий.

Все уникальные смыслы делятся на три основные категории: 1) состоящие в том, что именно личность дает миру как творение; 2) состоящие в том, что личность берет у мира в форме опыта; 3) состоящие в позиции личности по отношению к страданию и судьбе, которую она не может изменить.

Во всех своих работах Франкл утверждает: «Смысл – это скорее то, что надо найти, чем то, что дается. Человек не может его изобрести, а должен открыть» (цит. по: Ялом, 1999, с. 519). Веру в самодельный смысл жизни Франкл уподобляет карабканью по канату, который мы же сами подкинули в воздух. Как в связи с этим пишет И. Ялом, такая «позиция Франкла по сути религиозна и основывается на представлении о существовании Бога, предначертавшего смысл для каждого из нас, который мы должны обнаружить и осуществить» (Ялом, 1999, с. 519).

Действительно, Франкл утверждал, что истинная осмысленность существования возможна лишь у религиозного человека. «С психологической точки зрения религиозная личность такова, что она испытывает не только то, что говорится, но и говорящего: слух ее более чуткий, чем у нерелигиозной личности. В диалоге с собственной совестью – этом интимнейшем из диалогов – Бог является ее собеседником» (цит. по: Руткевич, с. 169).

Психотерапию Франкл называл «медицинским священничеством». Под этим он понимал то, что «медицинское священничество оперирует вдоль великой разделительной линии, разделяющей медицину и религию» (цит. по: Руткевич, с. 171)[159]. Поэтому Франкл и его последователи в основном работали с вполне здоровыми с медицинской точки зрения людьми, ведя их к «религиозному возрождению», предпочитая лечить психические заболевания традиционными медицинскими средствами.

Соответственно и логотерапевтические техники отличаются ярко выраженной религиозной специфичностью. Как отмечает Ялом, с точки зрения психотерапевта–практика, не существует ясной логотерапевтической системы: логотерапия заключается в импровизированных попытках помочь пациенту обнаружить смысл. Так, например, техника толкования сновидений состоит в «трансформации религиозного опыта – от скрытого в тумане и тьме Бога к Богу явленному».

Б. Уолман определяет экзистенциальный невроз как «неспособность найти смысл жизни, чувство, что человеку не для чего жить, не за что бороться, не на что надеяться… он не может найти цель или направление в жизни, ощущение, что как ни выдыхайся на работе, вдохновляться нечем» (цит. по: Ялом, 1999, с. 471).

Правда, несколько позже он утверждал, что мотивирующая сила в человеке закономерно меняется в процессе индивидуального развития, и три Венские школы отражают эту эволюцию. «Фрейдовский принцип удовольствия – это ведущее мотивирующее начало для маленького ребенка, адлеровский принцип власти – для юноши, а воля к смыслу – ведущая мотивация зрелого возраста».

Недаром в США первыми последователями логотерапии стали не психологи и психиатры, а теологи.

Экзистенциальная психология. Чудеса логотерапии

logoterapia

Конечно, не стоит обольщаться, что мы стали ближе к ответу на вечный вопрос, в чем смысл жизни. Виктор Франкл, основатель терапии, сравнивает этот вопрос с вопросом к чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?» И сразу отвечает, что для каждого существует неповторимый смысл, который он взращивает в своей душе. Что каждая жизненная миссия и пути ее осуществления уникальны. Любая проблемная ситуация бросает вызов человеку, и, принимая решение, он должен принимать и ответственность за свою жизнь. Другими словами, осознать ее , обнаружить смыслы, на которые он опирается. В этой ответственности логотерапия усматривает суть человеческого существования. Подробно о Франкле и его непростой судьбе читайте тут.

Согласно терапии, искать подлинный смысл жизни стоит в окружающем мире, а не в самом человеке или его психике. Человеческое существование рассматривается как самотрансцендирование , выход за пределы самого себя, а не как самореализация. Франкл соглашается с Карлом Ясперсом, сказавшим: «Что представляет собой человек, каким он становится, зависит в конечном итоге от дела, которое он сделал своим собственным ». Он отрицает возможность развития личности, стремящейся лишь к развитию. И говорит о том, что совершенствование возможно только путем посвящения себя делу, что важнее и величественнее человека.

Читайте так же:
Психоз при онкологии 4 стадии

logoterapia

Жан-Поль Сартр говорил, что человек сам создает собственные ценности, Франкл же считает, что смыслы не изобретаются, а раскрываются человеком. Они скорее притягивают его, нежели движут им. Привлекательность же ценностей подразумевает, что у человека всегда остается свобода выбора: он волен как принять , так и не принять это в свое духовное измерение.

Болезнь нашего времени

У каждой эпохи свои проблемы и неврозы. Логотерапия изобрела термин « ноогенный невроз», « ноос » по-гречески — ум как носитель смыслов. Корни таких неврозов лежат в духовной сфере. Стоит отметить, что терапия не рассматривает духовность как религиозность. Духовность тут — обязательная мера человеческой жизни.

В ХХ веке люди массово начали ощущать внутреннюю пустоту. Явление называется экзистенциальным вакуумом. Фран кл сч итает его последствием потери инстинктов и традиций, ранее обеспечивающих безопасность и жизненную ориентацию. Человеку стало нечем руководствоваться в решениях. И для становления настоящим человеческим существом ему было необходимо стать сознательным.

logoterapia

Обычно экзистенциальный вакуум проявляется в апатии или скуке. Сегодня скука доставляет больше проблем, чем сексуальная неудовлетворенность . Возник даже такой вид депрессии, как «воскресный невроз». Им страдают люди, которые освободившись от будничных забот, осознают свою внутреннюю пустоту. Франкл утверждает, что в этом причина многих самоубийств, юношеской преступности, алкоголизма и психологических кризисов пожилых людей. Другим неврозом современности считается экзистенциальная фрустрация , то есть фрустрированное стремление к смыслу жизни.

Возникает вопрос, а не слишком ли тяжел путь поиска? Ведь он скорее лишит, чем принесет внутреннее равновесие. Логотерапия считает такое напряжение необходимым условием психического здоровья. Оно неизбежно возникает, когда человек задумывается, кто он есть и кем желает стать. Так рождается воля к смыслу.

logoterapia

Три пути смысла

Логотерапия предлагает жизненную максиму: «Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!» Она помогает пациенту понять конечность жизни и постоянную ответственность за то , кем он станет. А перед кем отвечать, перед совестью, обществом или Богом, каждый решает сам.

logoterapia

Терапия говорит о трех путях поиска смысла: через деятельность и творчество, через переживание ценностей, через страдание. Второе — это переживание природы, культуры или любви. Любовь не рассматривается как вид полового влечения, тут секс — способ единения с возлюбленным. Только полюбив, можно понять другого во всей глубине его существа и тем самым найти свой смысл жизни и обрести свободу.

В страдании усматривается глубочайший жизненный смысл. Один из принципов логотерапии гласит, что человек готов страдать, если страдание имеет смысл. Самое важное — отношение к страданию.

logoterapia

logoterapiav

Сила смеха

Из всех живых существ только человек может смеяться, более того — над самим собой. В логотерапии чувством юмора лечат. Случай из практики: один бухгалтер страдал от судорог при письме, которые стали столь сильными, что он боялся потерять работу. Врачи не могли ему помочь, он впал в ужасное отчаяние. Логотерапевт порекомендовал ему не стараться писать аккуратно, а, наоборот, писать самые безобразные каракули. И говорить: «Сейчас я покажу людям, какой я хороший писарь!» Когда он в следующий раз попытался писать каракулями, то не смог. За 48 часов судороги прошли.

Это метод парадоксальной интенции. Юмор — уникальное средство отстранения. Смех над проблемой помогает изменить отношение к ней. Обычно человек, страдающий фобией, старается избегать страшных ситуаций . Человек с синдромом навязчивых состояний пытается подавить пугающие мысли. Но это ведет лишь к усилению симптомов. Если человек будет стараться не избегать, а усиливать такие состояния, то невроз может просто исчезнуть.

logoterapia

Парадоксальная интенция иногда помогает при тяжелых неврозах. Женщина 24 года боялась высоты, подниматься на лифте, переходить мосты, падать в обморок, выходить из дома. Она боялась открытых пространств, одиночества и стать парализованной. Ее лечили электрошоком, клали в палату для буйных, лечили амфетаминами и барбитуратами, собирались делать лоботомию. Ничего не работало.

Логотерапевт начал шаг за шагом устранять страхи пациентки. Ей советовали стараться падать в обморок, паниковать и становиться парализованной.

Женщина использовала методику 5 месяцев и смогла освободиться от всех симптомов. Важно, что терапевту не понадобилось искать истоки страхов и копаться в прошлом, как принято в психотерапии.

logoterapia

Также существует метод дерефлексии . Когда не достаточно сделать смешным то, что тревожит, нужно перенаправить внимание на внешние цели. Например, при бессоннице усиленное стремление заснуть сопровождается усиленным вниманием к тому, удается это сделать или нет. Отвлечься от страха ожидания поможет концентрация на важных вещах. Это все те же личные смыслы жизни, способные вдохновить, принести легкость и силы для борьбы с проблемой.

Неизбежность смерти

То, что мы все когда-нибудь умрем , никак не лишает нашу жизнь смысла. Осознание того, что мы исчезнем в потоке времени, должно, скорее, стимулировать чувство ответственности за настоящее. А дыхание смерти даже может усилить волшебные ароматы жизни. Каждый момент человек должен выбирать между добром и злом и, обращаясь к бессмертным ценностям, возводить памятник своего существования.

logoterapia

Логотерапия считает, что человек, ответственно и полно проживший свою жизнь, не должен сожалеть о том, что она уходит. Если в жизни была любовь, страдания, радости и преодоленные трудности, то не будет никаких причин завидовать молодым. Если человек осознает , что ничего не упустил, то конечность жизни перестает пугать его. Даже если жизнь была не идеальной , она была настоящей, а это и есть самая большая драгоценность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector