Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина

Опросник представляет собой весьма надежный и информативный инструмент для измерения тревожности как индивидуального свойства личности и как состояния в какой-либо определенный момент в прошлом, настоящем, будущем.

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т. е. о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня.

Как реактивная диспозиция личностная тревожность активизируется при восприятии определенных «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида.

Высокий показатель личностной тревожности дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны психотерапевта.

Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно значимых случаях

_____________________________Диагностика в психосоматике

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени.

Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента. Этот показатель чутко реагирует на изменения психоэмоционального состояния пациента в процессе лечения и является одним из наиболее удобных для оценки эффективности психотерапевтической коррекции.

Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б).

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.

Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени.

Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждый из опросников включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности.

Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы).

На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.

Бланк опросника

Инструкция:Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в

данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

УтвержденияВовсе нет 1Пожалуй, такВерноСовершенно верно
1.Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя спокойно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11.Я уверен в себез
12. Я нервничаюз
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряженности4
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно"2
20. Мне приятно4

Инструкция:Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете

Диагностика в психосоматике

обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

УтвержденияПочти никогдаj Иногдаi ЧастоПочти всегда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я обычно устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким счастли-
вым, как и другие
5. Нередко я проигрываю из-за того,
что недостаточно быстро прини-
маю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7.Я спокоен,хладнокровен и собран
8. Ожидаемые трудности обычно
очень тревожат меня
9. Я слишком переживаю из-за пус-
тяков
10. Я вполне счастлив
11. Я принимаю все слишком близко к
сердцу
12. Мне не хватает уверенности в себе
13. Обычно я чувствую себя в безопас-
ности
14. Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей
15. У меня бывает хандра
16.Я доволен
17. Всякие пустяки отвлекают и волну-
ют меня
18. Я так сильно переживаю свои раз-
очарования, что потом долго не
могу о них забыть
19. Я уравновешенный человек
20. Меня охватывает сильное беспо-
койство, когда я думаю о своих де-
лах и заботах
Читайте так же:
Что поможет при деменции

Обработка результатов

При ответах на высокотревожные вопросы «1» означает отсутствие либо легкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.

Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

Тр = Ерп — Еро + 50, где:

Тр — показатель реактивной тревожности;

Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

Тл = Елп — Ело + 35, где:

Тл — показатель личностной тревожности;

Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов — об умеренной, свыше 45 баллов — о высокой.

Личностный опросник Айзенка

Данная методика используется для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

Для экстравертов наиболее характерны такие черты, как общительность, отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимистически настроены, добродушно-веселы, но иногда бывают вспыльчивы, несдержанны.

Интроверты в большинстве своем спокойны, уравновешенны, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, контролируют свои поступки, действия их всегда продуманны, рациональны. Круг друзей небольшой, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят «эстетические нормы».

_____________________________Диагностика в психосоматике

Нейротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, сенситивность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Если показатель экстра-/интровертированности является достаточно стабильной характеристикой личности пациента и имеет значение лишь для выбора тактики поведения психотерапевта в процессе общения с ним, то показатель уровня ней-ротизма коррелирует с выраженностью его психоэмоциональной напряженности и помогает объективизировать эффективность психотерапии.

Бланк опросника и методика обработки и оценки результатов легко доступны во многих справочниках по психологии.

Ситуативная и личностная тревожность интраверта

В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.

Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина. 1 Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :

Проанализировать литературу по теме исследования.

Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

Обобщить сделанные выводы.

Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.

Глава 1. Теоретические аспекты темы

1.1. Характеристика интровертного типа

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. 2

Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог. Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.

Читайте так же:
Старческая деменция галлюцинации лечение

Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя собственная компания» 3

Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.

Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.

1.2. Понятие тревожности

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте — неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

Читайте так же:
Рекомендации по устранению школьной тревожности

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события». Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу — как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

Сходную точку зрения имеет функциональный подход в изучении состояния тревоги. В. М. Астапов, утверждает, что для развития общей теории тревоги, как приходящего состояния и личностного свойства, необходимо выделить и проанализировать функции тревоги.

Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина

шкала реактивной и личностной тревожности

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю.Л.Ханин приводит в этой связи мысль А.А.Ухтомского: «…Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

Читайте так же:
Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46… – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:

1.Вы спокойны1 2 3 4
2.Вам ничто не угрожает1 2 3 4
3.Вы находитесь в напряжении1 2 3 4
4.Вы испытываете сожаление1 2 3 4
5.Вы чувствуете себя свободно1 2 3 4
6.Вы расстроены1 2 3 4
7.Вас волнуют возможные неудачи1 2 3 4
8.Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком1 2 3 4
9.Вы встревожены1 2 3 4
10.Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения1 2 3 4
11.Вы уверены в себе1 2 3 4
12.Вы нервничаете1 2 3 4
13.Вы не находите себе места1 2 3 4
14.Вы взвинчены1 2 3 4
15.Вы не чувствуете скованности и напряжения1 2 3 4
16.Вы довольны1 2 3 4
17.Вы озабочены1 2 3 4
18.Вы слишком возбуждены и Вам не по себе1 2 3 4
19.Вам радостно1 2 3 4
20.Вам приятно1 2 3 4

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда.

1.Вы испытываете удовольствие1 2 3 4
2.Вы быстро устаете1 2 3 4
3.Вы легко можете заплакать1 2 3 4
4.Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие1 2 3 4
5.Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения1 2 3 4
6.Вы чувствуете себя бодрым человеком1 2 3 4
7.Вы спокойны, хладнокровны и собраны1 2 3 4
8.Ожидание трудностей очень тревожит Вас1 2 3 4
9.Вы слишком переживаете из-за пустяков1 2 3 4
10.Вы бываете вполне счастливы1 2 3 4
11.Вы принимаете все слишком близко к сердцу1 2 3 4
12.Вам не хватает уверенности в себе1 2 3 4
13.Вы чувствуете себя в безопасности1 2 3 4
14.Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей1 2 3 4
15.У Вас бывает хандра, тоска1 2 3 4
16.Вы бываете довольны1 2 3 4
17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас1 2 3 4
18.Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть1 2 3 4
19.Вы уравновешенный человек1 2 3 4
20.Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах1 2 3 4

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =

ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Понятие ситуативной (актуальной), – то есть реактивной тревожности и понятие личностной, – то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.

Источник — Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

ТЕСТ САМООЦЕНКИ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

(реактивная тревожность) и тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги.

Читайте так же:
Коррекционная программа тревожность детей дошкольного возраста

Реактивная тревожность — состояние тревоги, характеризующееся напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Тревожность вовсе не является изначально негативной чертой, определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. При этом для каждого из нас существует свой оптимальный уровень "полезной тревоги". Оценка уровня тревожности представляется важным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

ПРОЦЕДУРА. Шкала самооценки (получить у преподавателя) состоит из двух частей, реально оценивающих реактивную (РТ, пункты 1-20) и личностную (ЛТ, пункты 21-40) тревожность. Внимательно прочтите инструкцию шкал самооценки и действуйте в соответствии с ней.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются отдельно по формулам:

где Е1 — сумма записанных цифр на бланке по пунктам шкалы

3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 — сумма остальных записанных цифр по пунктам 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

где Е1 — сумма записанных цифр на бланке по пунктам

22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40; Е2 — сумма остальных цифр по пунктам 21,26,27,30,33,36,39.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки: до 30 — низкая, 31-45 — умеренная, 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения величин показателей от уровня умеренной тревожности требуют специального внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению у человека тревожности в ситуациях оценки его компетентности, подготовленности или престижа.

В этом случае необходимо несколько сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а также формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, большего внимания к мотивации деятельности, возбуждении заинтересованности и чувства ответственности и необходимости решения тех или иных задач. Высказанные положения относятся как к саморегуляции,так и индивидуальному подходу в руководстве другими людьми.

ТЕСТ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ(В.А.Ананьев)

ОБОСНОВАНИЕ. Личностная зрелость — это развитый самоконтроль и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям. Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций, поступков, гармоничном ощущении мира и себя в этом мире. Зрелая личность поступает так, чтобы "заслужить любовь ближнего своего": делает добрые дела и не ждет выгоды от этого; не возмущается критикой, не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела; несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так.

ПРОЦЕДУРА. Получите тест у преподавателя. Постарайтесь искренне ответить на предложенные вопросы. Ответ "Да" оценивается 3 баллами, ответ "Нет" — 1 баллом.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Просуммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице "взросления личности".

40-70 — начало " зрелости" (впереди трудная, но нужная работа над собой);

70-100 -умеренная "зрелость" (есть еще резервы к совершенствованию);

100-120 — уверенная "зрелость" (Вам удалось выйти на новый виток человеческого существования). Вот такая высокая планка! Соответствие всем перечисленным качествам рисует нам портрет чуть ли не святого. А что-то их в нашей жизни маловато. От уровня реализации "зрелых" черт зависит масштаб личности. Не отчаивайтесь, если Вам до зрелой личности далековато, это должно Вам дать стимул к самосовершествованию.

ТЕСТ НА СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ.

ОБОСНОВАНИЕ. Специалисты утверждают: продолжительность и сила стрессовых воздействий на психику нашего населения за последнее время явно превысила норму. Люди остро, зачастую неадекватно, воспринимают не только тяжелые испытания, но любые осложнения, возникающие в их жизни. Расплачиваться за такую реакцию приходится здоровьем.

Данный тест поможет в какой-то степени понять, не было ли чрезмерным влияние стрессов, пережитых Вами за последние месяцы.

ПРОЦЕДУРА.Получите у преподавателя тест. Ознакомьтесь с таблицей и выпишите баллы позиций, относящиеся лично к Вам.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Сложите полученные баллы.

Если получившаяся цифра менее 10 баллов можно считать, что стрессов на Вашу долю пришлось мало, Вас можно поздравить с оптимистичным прогнозом здоровья на ближайшие месяцы.

Если Вы набрали от 10 до 17 баллов: есть повод заняться своим здоровьем, постараться забыть о пережитом и запастись спокойствием на случай возможных осложнений.

Итоговые цифры 18 и более свидетельствуют, что пережитые стрессы угрожают Вашему здоровью. Постарайтесь установить для себя щадящий режим, побольше отдыхайте. Если Вам не удастся самостоятельно справиться со стрессом, Обратитесь за помощью к психотерапевту.

ПРИМЕЧАНИЕ. Данную балльную оценку стрессовых ситуаций врачу полезно учитывать при сборе анамнеза жизни пациентов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector