Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Читайте так же:
Эффективное средство для лечения невроза

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Читайте так же:
Что такое психозы позднего возраста

Навязчивые состояния у детей

Навязчивые состояния у детей – это очень распространенная разновидность невроза. Она диагностируется у детей самого различного возраста и связана, зачастую, с эмоциональным состоянием. Навязчивые состояния имеют медицинское название – обсессивный невроз. Такая разновидность невроза характеризуется повышенной мнительностью ребенка, нерешительностью и пугливостью. Ребенок начинает совершать движения, которые не в силах контролировать.

В чем заключаются особенности навязчивых движений у детей? По каким симптомам и признакам можно определить невроз? Какие существуют разновидности расстройства, и стоит ли бить тревогу?

Описание и характеристика навязчивых состояний

Синдром навязчивых состояний у детей характеризуется совершением разного рода действий, носящих навязчивый характер. Малыш не может объяснить, зачем и почему он повторяет их снова и снова.

Кроме действий и поступков, невроз может проявляться в навязчивых мыслях, от которых сложно избавиться. Чаще всего, это страхи и фобии. На первый взгляд, в детских страхах нет ничего опасного, и большинство людей хотя бы однажды с ними сталкивались. Однако, если проблему пустить на самотек, она может обернуться достаточно серьезными состояниями в будущем. Среди них депрессивное состояние и тому подобное.

В том случае, если малыш постоянно повторяет навязчивые действия, вероятно, речь идет об обсессивном расстройстве. Если же ребенка преследуют страхи – это фобический невроз. Однако, как показывает практика, два эти расстройства часто сопутствуют друг другу.

Особенности невроза навязчивых движений

Для детей дошкольного возраста характерно такое проявление навязчивых движений, как тик. У подростков и школьников он обычно заключается в простых движениях.

Группа невротических тиков включает в себя:

  • Движения плечами
  • Частое моргание и сморщивание лба
  • Щелчки и однотипные движения пальцами
  • Шмыгание носом, хмыкание и покашливание – так называемые, респираторные тики
  • Облизывание губ.

Подобными признаками достаточно часто проявляют себя серьезные патологии головного мозга. По этой причине при их появлении необходимо обратиться к специалисту для прохождения детального исследования проблемы.

Основная особенность невротических движений, связанных с обсессивным расстройством заключается в том, что они регулярны, промежуток времени, проходящий между ними практически стабилен. Если по каким-либо обстоятельствам ребенок не может повторить движение, это доставляет ему существенный дискомфорт. Например, если малыш хочет шмыгнуть носом, но кто-либо из взрослых его останавливает, это приносит достаточные неудобства для того, чтобы проявить протест. Дети более взрослого возраста часто замечают свои невротические особенности и пытаются самостоятельно их скрыть либо подавить, что может вполне хорошо получаться. В том случае, если причина движений кроется в нарушении работы головного мозга, подавить движения своими силами не удастся.

Симптомы и признаки

Симптомы невроза у детей могут сильно отличаться и зависят, в первую очередь, от стадии патологии и ее формы.

Для того, чтобы точно установить диагноз и понять, какая форма невроза беспокоит малыша, необходимо при обнаружении первых тревожных признаков обратиться к врачу. При своевременной диагностике и правильном лечении обсессивные расстройства достаточно легко поддаются коррекции.

Признаки невроза:

  • Снижение или полная потеря аппетита
  • Неконтролируемая мимика лица
  • Появление страхов и фобий, появление приступов паники
  • Резкое снижение веса
  • Возникновение проблем с концентрацией внимания, рассеянность
  • Появление проблем со стороны сердечно-сосудистой системы
  • Раздражительность, вялость и капризность
  • Неконтролируемые движения, частичная потеря контроля над собственным телом
  • Ухудшение памяти и ночного сна
  • Постоянная потребность ребенка в уединении, проблемы с общением с ровесниками и взрослыми
  • Недержание мочи
  • Постоянные головные боли.

При обнаружении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов у ребенка специалисты лечебно-диагностического центра «ДиЛУЧ» рекомендуют обратиться за консультацией к врачу, чтобы избежать возможных последствий патологии.

Разновидности невроза

Современная медицина разделяет неврозы на большое количество разновидностей. Многим из них подвержены как взрослые, так и дети. В случае с детьми, навязчивые движения бывает просто перепутать с обыкновенными плохими привычками.

Самые распространенные виды невроза у детей:

Непроизвольные неконтролируемые движения тела.

Бессонница, лунатизм, разговор во сне и тому подобные симптомы.

Проблема наиболее распространена на этапе активного формирования речи.

Нарушение аппетита, зачастую вплоть до полного отказа от еды.

Страха и тревоги

Ребенок боится темноты, тишины или одиночества. В сложных случаях могут возникать галлюцинации и нарушения сознания.

Астенический невроз, неврастения

Повышенная утомляемость, нарушения сна. Более распространена у подростков.

Недержание кала. Более распространено у мальчиков дошкольного возраста.

Недержание мочи. Чаще всего непроизвольное мочеиспускание происходит в ночное время.

Дыхательный невроз

Под «дыхательным неврозом» подразумевают патологическое состояние, которое характеризуется возникновением нарушений при поглощении кислорода и выделении углекислого газа. Врачи употребляют термин «гипервентиляционный синдром». При неврозе дыхательных путей наблюдается нестабильность дыхания, изменение соотношения между длительностью вдоха и выдоха. В Юсуповской больнице проводят диагностику дыхательного невроза с помощью современных методов исследования.

Для лечения пациентов применяют новейшие лекарственные средства и методики психотерапии. Врачи каждому пациенту подбирают индивидуальную схему терапии. Медицинский персонал внимательно и уважительно относится к каждому пациенту.

Читайте так же:
Невроз и как можно лечить его

Дыхательный невроз

Причины и механизмы развития невроза дыхательных путей

Основной причиной дыхательного невроза являются тревожные, тревожно-депрессивные расстройства, реже – истерические. Психические расстройства дезорганизуют нормальное дыхание и приводят к усиленной вентиляции. Дыхательная система обладает не только высокой степенью автономности, но и высокой степенью обучаемости, тесной связью с эмоциональным состоянием, особенно тревогой. Крайне редко причиной дыхательного невроза являются органические соматические неврологические и соматические заболевания – легочные, сердечно-сосудистые и эндокринные.

При нарушении дыхания происходят сложные биохимические изменения, особенно в системе кальций-магниевого равновесия. Нарушение минерального баланса приводит дисбалансу дыхательных ферментов, способствует развитию гипервентиляции.

Привычка неправильно дышать формируется у человека под влиянием культуральных факторов, прошлого жизненного опыта, стрессовых ситуаций, перенесенных в детстве. Дети часто становятся свидетелями драматических проявлений приступов бронхиальной астмы, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Пациенты, страдающие дыхательным неврозом, нередко в прошлом испытывали повышенную нагрузку на дыхательную систему: занятия плаванием, бегом, игра на духовых инструментах.

Механизм развития невроза дыхательной системы многоуровневый и многомерный. Тревога дезорганизует нормальное дыхание. В результате этого усиливается вентиляция. Увеличение легочной, альвеолярной вентиляции приводит к следующим биохимическим сдвигам:

  • Избыточному выделению углекислого газа из организма;
  • Развитию гипокапнии (повышенного напряжения углекислого газа в артериальной крови и тканях организма) со снижением парциального давления со2 в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови;
  • Респираторному алкалозу (нарушению кислотно-щелочного равновесия организма, которое характеризуется абсолютным или относительным избытком оснований).

Эти сдвиги способствуют формированию патологических симптомов: нарушению сознания, функции вегетативной системы, мышечно-тоническим, болевым, чувствительным расстройствам. В результате усиливаются психические расстройства, формируется патологический круг.

Симптомы дыхательного невроза

Невроз дыхательных путей может протекать в виде спонтанных кризов, но чаще гипервентиляционные расстройства отличаются непрерывностью. Для дыхательного невроза характерна классическая триада симптомов:

  • Дыхательные нарушения;
  • Эмоциональные нарушения;
  • Мышечно-тонические расстройства (нейрогенная тетания).

Известны следующие типы дыхательных нарушений при неврозе:

  • «Пустое дыхание»;
  • Затруднённое дыхание;
  • Нарушение автоматизма дыхания;
  • Гипервентиляционные эквиваленты.

Эмоциональные нарушения проявляются чувством страха, тревоги, внутреннего напряжения. Мышечно-тонические расстройства представлены следующими нарушениями:

  • Чувствительными расстройствами;
  • Судорожными феноменами;
  • Синдромом Хвостека II–III степени;
  • Положительной пробой Труссо.

При первом типе дыхательных расстройств – «пустом дыхании» основным ощущением является ощущение нехватки воздуха, неудовлетворенность вдохом, что приводит к глубоким вдохам. Пациентам постоянно недостает воздуха, они открывают форточки, окна. Дыхательные расстройства усиливаются в агорафобических ситуациях (метро) или социофобических (на экзамене, во время публичного выступления). Дыхание у таких пациентов глубокое и частое.

При нарушении автоматизма дыхания пациенты ощущают остановку дыхания, поэтому они непрерывно следят за актом дыхания и постоянно активно включаются в его регуляцию. Синдром затруднённого дыхания отличается от первого варианта дыхательных нарушений тем, что дыхание ощущается пациентами как трудное, совершается с напряжением. У них появляется ощущение «кома» в горле, непрохождения воздуха в лёгкие, зажатости дыхания. Этот вариант дыхательного невроза называется «атипичной астмой». Объективно отмечается усиление и неправильный ритм дыхания. В акте дыхания используются дыхательные мышцы. Больной напряжён, беспокойный, но при исследовании лёгких патологии выявить не удаётся.

Гипервентиляционные эквиваленты проявляются периодически наблюдаемыми вздохами, кашлем, зевотой, сопением. Указанные проявления достаточны для поддержания длительной гипокапнии и алкалоза в крови.

Эмоциональные нарушения при дыхательном неврозе носят в основном фобический или тревожный характер. Наиболее часто наблюдается генерализованное тревожное расстройство. Оно не связано с конкретной стрессовой ситуацией. У пациента в течение продолжительного времени (более шести месяцев) отмечаются различные как психические (беспокойство по мелочам, неспособность расслабиться, ощущение постоянного внутреннего напряжения), так и соматические проявления.

Во время панической атаки дыхательные нарушения достигают значительной степени – развивается так называемый гипервентиляционный криз. Чаще отмечается затруднённое дыхание и потеря автоматизма дыхания, у пациента возникает страх задохнуться. Эффективным методом купирования гипервентиляционного криза является дыхание в бумажный или целлофановый мешок. Пациент дышит собственным выдыхаемым воздухом с повышенным содержанием углекислого газа. Это приводит к уменьшению дыхательного алкалоза и симптомов невроза.

Повышение нервно-мышечной возбудимости у пациентов, страдающих дыхательным неврозом, проявляется тетанией. К признакам тетании относят чувствительные расстройства в виде онемения, покалывания, ползания «мурашек», ощущения гудения или жжения, и судорожных мышечно-тонических феноменов:

  • Спазмов;
  • Сведений;
  • Тонических судорог в руках;
  • Феномена «руки акушера»;
  • Карпопедальных спазмов.

Наряду с классическими проявлениями дыхательного синдрома, пароксизмальными и перманентными, имеются и другие расстройства, которые характерные для психовегетативного синдрома в целом.

Диагностика невроза дыхательных путей

Сложность диагностики дыхательного невроза заключается в том, что клинические проявления заболевания схожи с симптомами множества патологий. По этой причине процесс проведения дифференциальной диагностики может быть долгим. Для подтверждения диагноза врачи назначают капнографию. Это исследование, с помощью которого измеряют концентрацию углекислого газа, который выделяет пациент. Для того чтобы спровоцировать начало приступа, врач предлагает больному дышать как можно чаще, затем фиксирует данные исследования.

Диагностику невроза дыхательных путей проводят с помощью Наймигенского вопросника. Это тест, разработанный голландскими пульмонологами. Пациенту предлагают ответить на 16 вопросов. На основании результатов врач оценивает степень прогрессирования дыхательного невроза.

Дыхательный невроз

Лечение невроза дыхательных путей

Врачи Юсуповской больницы проводят комплексное лечение дыхательного невроза, направленное на коррекцию психических расстройств, устранение нарушения минерального баланса, обучение пациентов правильному дыханию. Психотерапевты объясняют пациенту сущность заболевания, происхождение симптомов, взаимосвязь соматических проявлений с психическим состоянием, убеждают, что нет органической патологии.

Читайте так же:
Как лечить неврозы без лекарств

Дыхательную гимнастику начинают с регуляцией глубины и частоты дыхания. Для правильного её проведения нужно соблюсти несколько принципов:

  1. Перейти на диафрагмальное брюшное дыхание, во время которого включается «тормозной» рефлекс Геринга–Брейера. Он обуславливает снижение активности ретикулярной формации ствола мозга, мышечную и психическую релаксацию;
  2. Выдержать определённые соотношения между вдохом и выдохом: вдох должен быть в 2 раза короче выдоха;
  3. Дыхание должно быть нечастым;
  4. Дыхательная гимнастика должна проводиться на фоне положительных эмоций. И психической релаксации. Вначале продолжительность дыхательных упражнений несколько минут, в последующем они продолжаются довольно длительное время, формируя новую психофизиологическую модель дыхания.

Пациенту рекомендуют при выраженных гипервентиляционных расстройствах дышать в пакет. Высокоэффективным методом лечения дыхательного невроза является психотерапевтический метод биологической обратной связи. Он позволяет достигать более эффективной психической и мышечной релаксации, успешней, чем при аутогенной тренировке и дыхательно-релаксационном тренинге, регулировать шаблон дыхания.

Приоритет в лечении дыхательного невроза имеет психотропная терапия. Пациентам с тревожными расстройствами назначают антидепрессанты с выраженными седативными или анксиолитическими свойствами (пароксетин, амитриптилин, миртазапин, флувоксамин). Пациенты хорошо переносят селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

Психотропные препараты наряду с положительным терапевтическим действием обладают нежелательными эффектами, вызывают аллергические реакции. При их длительном применении развивается привыкание и зависимость. В связи с этим используют альтернативные средства, в частности препараты, корригирующие минеральный дисбаланс. Для снижения нервно-мышечной возбудимости врачи назначают препараты, которые регулируют обмен кальция и магния (эргокальциферол, кальций–Д).

В ряде случаев к повышенной нервно-рефлекторной возбудимости приводит дефицит магния. Стрессы увеличивают потребность этого минерала в организме и служат причиной внутриклеточной магниевой недостаточности. Состояние стресса приводит к истощению запасов внутриклеточного магния и потере его с мочой. В качестве дополнительного средства лечения дыхательного невроза используют препарат Магне В6.

Чтобы установить точный диагноз и пройти эффективный курс лечения дыхательного невроза, звоните по номеру телефона Юсуповской больницы. Специалисты контакт центра запишут вас на приём к врачу в удобное вам время.

Неврозы у детей

Неврозы у детей

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10

Неврозы у детей

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Неврозы у детей

Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Читайте так же:
Ноотропные препараты назначают при психозах

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector