Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог рассказала о “цифровой деменции” среди латвийцев

Психолог рассказала о “цифровой деменции” среди латвийцев

Поделиться:

“Дигитальная деменция” – это новый термин, означающий расстройство памяти, вызванное чрезмерным использованием гаджетов. Об угрозе, последствиях и возможной профилактике “цифрового слабоумия” в эфире радио Baltkom рассказала психолог Наталия Ледскалныня.

“Термин “цифровая деменция” появился совсем недавно, в последнее десятилетие. Ее также называют дигитальной деменцией, цифровым слабоумием, информационной псевдодебильностью. Это специфическое состояние человека, который пребывает в новой цифровой среде или с самого рождения пользуется гаджетами”, – объяснила она.

По словам Наталии, наиболее активно интернет-гаджеты в Латвии используют люди от 16 до 34 лет – то есть именно представители этих вопросных групп в большей степени могут быть подвержены расстройству. Врач добавила, что в 2018 году Всемирная организация здоровья признала дигитальную зависимость реальным заболеванием и отметила, что термин будет включен в следующее издание международного классификатора болезней.

“Это проблема в основном для молодых людей – у взрослых мозг уже развился. Человеческий мозг развивается до 25 лет, но нейронные связи, могут перестраиваться в течение всей жизни. Информации много, и ее необходимо правильным образом фильтровать. Люди разучились мыслить – они поглощают огромное количество информации, их мозг становится гиперактивным, но для того, чтобы это обдумать, необходимо время. А мы этих пауз себе не даем, потому что мы просматриваем информацию за информацией”, – рассказала Ледскалныня.

В результате дигитальной деменции, по словам психолога, у человека может ухудшаться память, появляться некоторые отклонения в развитии, а также могут возникать определенные физиологические заболевания – например, искривление позвоночника. Также из-за постоянного пребывания в цифровом информационном пространстве у человека может появиться расстройство сна.

Чтобы избежать негативных последствий использования гаджетов, Ледскалныня посоветовала не использовать их перед и после сна, оставлять мобильный телефон за пределами спальни и подходить к нему только в случае необходимости, а также по возможности не использовать его во время учебы или работы.

“Перед сном не нужно использовать мобильные телефоны и любые другие гаджеты как минимуму два часа и около 30-40 минут – после пробуждения. Моменты засыпания и пробуждения – это очень важные процессы для мозга. Во время сна происходит обработка огромного количества информации. И если мозг в это время находится в возбужденном состоянии, это процесс не происходит должным способом”, – предупредила психолог.

Поделиться:

Путин распорядился поддержать госпрограмму борьбы с «цифровой деменцией»

Российская академия наук разработала программу исследования головного мозга до 2029 г., которая получила поддержку Президента России Владимира Путина. Актуальность программы вызвана появлением у молодежи нового психоневрологического расстройства «цифровой деменции» и возможностью создания нейроморфного искусственного интеллекта.

Президент Академии наук обратился к Путину относительно исследований мозга

В распоряжении CNews оказалось письмо президента Российской академии наук Александра Сергеева, направленное Президенту России Владимиру Путину относительно разработанного Академией проекта научно-технической программы исследований мозга «Мозг, интеллект, инновации на 2021-2029 гг». Программа была разработана после обращения академика Сергеева и ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего от 2019 г.

Для чего нужно исследовать мозг

«Сегодня исследования головного мозга (так называемые «нейронауки») становятся все более приоритетной областью исследований во всем мире не только в биологии и медицине, но и среди широкого круга естественных и социальных наук, — говорится в письме. — В США, Европейском союзе, Китае, Японии, Корее, Израиле и ряд других стран дан старт беспрецедентным программам в области нейронаук с ежегодным объемом финансирования в сотни миллионов долларов и евро». В США объем государственного финансирования в национальные программы по мозгу составляет $5-6 млрд, в Китае — $3 млрд, в ЕС — $1,3 млрд, в Южной Корее — $350 млн, в Японии — $310 млн.

it600.jpg

«С одной стороны, это обусловлено тем, что нарушения функций мозга наблюдаются у каждого третьего-четвертого жителя Земли и связаны с тяжелыми страданиями, накладывающими огромное экономическое бремя на все общество, — объясняет Сергеев. — В развитых странах расходы на лечение болезней, связанных с расстройствами функций мозга, превышают 35% от всех расходов на здравоохранение. Кроме того, успехи медицины и социальных программ в последние десятилетия привели к увеличению продолжительности жизни и старению населения, что ведет к быстрому росту числа людей, страдающий неизлечимыми нейродегенеративными заболеваниями. Это один из «больших вызовов» демографической трансформации, стоящие перед многими государствами, важен и для нашей страны».

Читайте так же:
Работа школьного психолога с школьной тревожностью

Новая проблема — «цифровая деменция»

«Вместе с тем, для молодого поколения развитых стран, все более «погружающегося» в виртуальную цифровую реальность, констатируется появление нового опасного варианта психоневрологических расстройств, объединенных общим названием «цифровая деменция» и характеризующихся резким снижением когнитивных способностей и творческого потенциала личности, — продолжает Сергеев. — Данные обстоятельства определяют увеличивающуюся роль фундаментальных исследований мозга, направленных на выяснение причин заболеваний центральной нервной системы, их раннюю диагностику, терапию и своевременную профилактику».

«С другой стороны, эволюционно формировавшийся миллионы лет мозг человека является лучшим из известных сегодня интеллектуальных устройств, даже небольшая доля возможностей которого, трансформированная в технологии, способна радикально изменить общество, промышленность и экономику, — говорится в письме президента РАН. — Первоочередной задачей разработок в этой области является создание основ нейроморфного искусственного интеллекта для интеллектуальных систем будущих поколений, использующих архитектуру и алгоритмы действия головного мозга, но созданных на основе новых материалов и компонентов. Это может позволить в будущем многократно превзойти некоторые отдельные характеристики человеческого мозга, например, по скорости обработки информации. Для построения таких новых систем, обладающих человекоподобным искусственным интеллектом, требуется также разработка специального математического аппарата, имитирующего когнтитивные процессы в мозге, и проведение ориентированных междисциплинарных нейрокогнитивных исследований, включая социогуманитарные разделы».

Программа исследований мозга

РАН могла бы осуществлять функцию головной научной организации программы, ответственной за проведение экспертизы результатов, оценку потенциала их практического использования, аналитическое и методическое обеспечение. На письме стоит резолюция Путина в адрес премьер-министра Михаила Мишустина и главы Администрации Президента Антона Вайно с просьбой поддержать данное предложение.

Ранее о подготовке РАН и МГУ программы «Мозг, здоровье, интеллект и инновации» сообщал Telegram-канал «Все о блокчейн, мозге, цифровой экономике». По его данным, главными в разработке программы станут Миннауки, Минцифры и Минздрав. Индустриальным партнером программы станет госкорпорация «Росатом».

Как гаджеты уничтожают память: опасная болезнь, подцепить которую рискует каждый

Цифровая деменция: болезнь, к которой приводит использование гаджетов

Цифровая деменция – это болезнь XXI века, связанная с тем, что человек всегда банально «тупит» в собственный гаджет. Ведь они с нами всюду: дома, на работе, во время встреч с друзьями. Помогают в быту, позволяют общаться с людьми из любого уголка мира. Об обратной стороне медали – читайте далее.

view count

Почему постоянное использование телефонов ухудшает память и как уберечься от «цифрового» недуга – подробнее об этом в программе «120/80» на 24 канале.

Ученый Генри Бродейти заметил, если спросить людей преклонного возраста о том, что их беспокоит, это будет не экономика и даже не коронавирус. Больше всего они обеспокоены деменцией.

Нарушение краткосрочной и долгосрочной памяти. Чаще всего недуг поражает людей в возрасте от 65 лет. Основные последствия деменции – снижение интеллекта, деятельности, памяти, внимания, понимание связей между предметами и явлениями.

Причины – различные болезни и травмы, которые вызывают повреждение мозга. Например, Альцгеймер или инсульт. Но в XXI веке оказалось, что к деменции даже в возрасте до 65 может привести использование гаджетов.

Что известно о «цифровой» болезни

За последнее столетие техника развивалась стремительными темпами. Теперь она упрощает нам быт, позволяет быстрее наладить социальные контакты и заводить онлайн-отношения.

Найти человека, который не обладает хотя бы базовыми навыками работы с техникой, сложно. «Когда ты получаешь кандидата, который, например, не владеет компьютером или элементарными программами на телефоне, собеседник может удивляться», – отметила София Папирник, основательница HR-studio.

Манфред Шпитцер – невролог и психиатр. Именно он ввел термин «цифровая деменция». Дефиницию он позаимствовал у южнокорейских исследователей, которые еще раньше исследовали негативное влияние от использования гаджетов.

Манфред Шпітцер

Немецкий невролог и психиатр Манфред Шпитцер / Фото MDR

Поэтому Шпитцер заверил, что деменция нарушает мышление, запоминание и даже рассуждение до такой стадии, что это мешает повседневной жизни. Ранее такие симптомы диагностировали у пожилых людей. Но в наше время они все более заметны у подростков.

Читайте так же:
Рекомендации о снятию тревожности у учащихся

Опасность злоупотребления технологиями

Гипотеза, лежащая в основе термина, заключается в том, что чрезмерное увлечение интернетом и поддерживающими его устройствами вызывает когнитивные нарушения. Речь идет о снижении внимания и уменьшении объема памяти. Все это может даже ускорить деменцию в начале развития.

Самое опасное в цифровой деменции то, что человек сразу этого не замечает. Ведь она находится в инфопотоке. Создается впечатление, что мозг поглощает много информации,
– прокомментировала Мария Фабричева, психолог.

В своей книге, которая увидела света 2012 году, Шпитцер убеждает: когда мы злоупотребляем технологиями, то теряем некоторые когнитивные способности практически так же, как люди, перенесшие травму головы, психическую болезнь или инсульт.

Использование смартфонов стимулирует левую часть мозга. А вот правая его часть, которая связана с концентрацией внимания, остается неиспользованной и в конечном итоге деградирует.

Поскольку поисковые системы позволяют легко получить доступ к информации, пользователи чаще помнят, где найти факт, вместо того, чтобы запомнить сам факт. Это приводит к последствиям, которые в начале могут быть незаметными.

Опыт американского журналиста

В начале 2019 года американский журналист Кевин Руз понял, что телефона в его жизни слишком много. С ним он не расставался ни на работе, ни дома.

Он рассказал, что не смог читать книги, просматривать полнометражные фильмы или вести долгие разговоры без остановок. Социальные медиа вызывали у него злость и беспокойство. Не помогали даже цифровые платформы, которые раньше успокаивали, например – групповые тексты, подкасты, YouTube.

Я пробовал разные трюки, чтобы обуздать использование телефона. Удалял Twitter каждые выходные, делал экран с серыми оттенками, устанавливал блокировщики программ. Но всегда случался рецидив,
– заметил Руз.

Кевин решил бороться с зависимостью, позвонил своей знакомой Кэтрин Прайс. Она также журналистка, а кроме этого – автор книги «Как порвать со своим телефоном». Ее методика заключается в устранении первопричин телефонной зависимости, которые постоянно заставляют тянуться к гаджету.

Американский журналист Кевин Руз / Фото The New York Times

Нет, Кевин Руз не ограничивал использование соцсетей или других приложений. Он просто задал себе вопрос о том, зачем и почему использует свой телефон, особенно без надобности.

Интересно! «Во время утренней прогулки в офис я смотрел на здания вокруг, замечал архитектурные детали, на которые раньше не обращал внимания. В метро я держал телефон в кармане, наблюдал за людьми.

Заметил хорошо одетого мужчину в желтой шляпе, подростков, которые ели горячие такос и смеялись, малыша в обуви на липучках. Когда друг опаздывал на ланч, я сидел неподвижно и смотрел в окно, а не проверял Twitter», – вспомнил Руз.

Кевин Руз использовал еще ряд других рекомендаций. Например, провел 48 часов без смартфона. Попытался путешествовать, но мужчину постигли проблемы: без Google Maps он потерялся, а без приложения Yelp не мог найти открытые рестораны.

Но в основном это было здорово. В течение 2 солидных дней я наслаждался досугом XIX века. Чувствовал, как нервы смягчаются, а внимание оттягивается. Я читал книги, разгадал кроссворд. Разжигал костер и смотрел на звезды,
– подчеркнул журналист.

Длительный эксперимент полностью не отбил у Кевина желания работать с гаджетами. Но после него мужчина уже не пользуется телефоном постоянно.

Как формируется цифровая зависимость

Очевидно, люди привыкают не к самому телефону в плане устройства. Это как с другими видами зависимости: вряд ли наркоман получает удовольствие от инъекции, а алкоголик – от созерцания на бутылку. Все заключается в содержании.

Возьмем к примеру пирамиду базовых потребностей человека, которую придумал Абрагам Маслоу. Еще в 1943 году американский психолог составил иерархию потребностей, которую легко проиллюстрировать пирамидой.

Піраміда Маслоу

Как выглядит пирамида Маслоу / Скриншот с видео

Быстро удовлетворить психологические и социальные потребности теперь нам позволяют социальные сети. На них украинцы тратят в 8 раз больше времени, чем на бег. В среднем за просмотром фото в инстаграме или перепиской в фейсбуке украинцы проводят 139 минут в день.

Читайте так же:
Кризис среднего возраста у женщин тревожность

Другая часть этой зависимости – существенное упрощение. Калькулятор, который всегда под рукой. Поисковик, который даст ответ на все вопросы. Камера, которая адаптируется под условия освещения. Все это значительно облегчает жизнь, но отбирает немало памяти. По крайней мере, так утверждает Манфред Шпитцер.

Использование Google в школе – не слишком хорошая идея. Худшее, что ты можешь сделать, если хочешь чему-то научиться, это погуглить. Лучше прочитать в журнале, в газете,
– заверил исследователь.

И объяснил, что чтение полезно для образования, а вот постоянное кликание – вовсе нет. Диджитализация (анимация, линки, скроллинг) – все это отвлекает от дела, на котором пытаешься сосредоточиться.

Шпитцер отметил, что на личное развитие у человека есть ориентировочно 25 лет. Если он хорошо учился в школе, осваивал различные умения, будет развиваться и в дальнейшем. После четверти века человек формируется как личность и перестает накапливать ресурсы. Он начинает их тратить.

В то же время профессор выделил категорию людей, которым освоение гаджетов не принесет вреда, а наоборот будет полезным – это люди постарше. Когда они учатся пользоваться техникой, тренируют память, иногда и моторику.

Негативное влияние гаджетов

Кибербуллинг

Кибербуллинг – это буллинг с применением цифровых технологий. Он может происходить в социальных сетях, мессенджерах, игровых платформах и мобильных телефонах. Это неоднократное поведение, направленное на запугивание, провоцирование гнева или унижение тех, против кого он направлен.

Справка. По статистике, более 18% детского унижения в Украине происходит с помощью гаджетов. Чаще в интернете «хулиганят» парни (70%), страдают от кибербуллинга преимущественно девушки (около 80%).

Относительно проявлений такой детской интернет-травли – чаще всего в ход идут угрозы (26%), распространение частных фото (12%) и съемка драк (8%)

Что делать в такой ситуации? Эксперты рекомендуют родителям чаще говорить с детьми об использовании соцсетей. Ни в коем случае не нарушать личных границ, но интересоваться, следить за эмоциональным состоянием и объяснять все «цифровые детали» использования гаджетов.

Кібербулінг

Кому грозит кибербуллинг / Фото Your teen for parents

Каждая социальная платформа предлагает различные инструменты, которые позволяют ограничить тех, кто может комментировать или просматривать ваши сообщения, или кто может автоматически стать вашим другом, а также сообщать о случаях буллинга.

Многие из них предусматривают простые шаги, чтобы заблокировать пользователя, прекратить получать уведомления от него/нее или пожаловаться на кибербулинг. Так стоит ли полностью ограничивать использование техники детьми? В современном мире это вряд ли возможно. Да и не факт, что нужно.

«Если это просто инструмент, с помощью которого мы можем записать интервью, связаться с другом, записать что-то или узнать из энциклопедии, не посещая библиотеку, посмотрев фильм или научное исследование, то почему нет», – считает психолог Вера Романова.

Киберпреступление

Согласно подсчетам украинского сервиса OpenDataBot, за 4 года количество информационных преступлений выросло минимум в 2,5 раза. Онлайн-плохиши воровали с карточек деньги, получали без разрешения личную информацию, вмешивались в операционные системы.

Как предотвратить это? Во-первых, никому никогда не сообщать личные пароли от соцсетей, сервисов и карт в банках. Во-вторых, лучше всего внедрить систему двухфакторной аутентификации на таких платформах.

Это означает, что чтобы зайти с нового устройства, например, в вашу соцсеть или мессенджер, нужно пройти 2 этапа проверки. Первый – это пароль. Вторым может быть FaceID, специальный код, SMS-сообщения и тому подобное.

Личные отношения

Есть еще одна сфера, на которую существенно повлияла диджитализация – личные отношения. Кажется, теперь найти партнера еще легче: можно просто задать свойства, возраст и предпочтения. Посмотреть фото и завязать знакомство с человеком мечты.

По схожим алгоритмам действует, например, Tinder. Аппликация имеет более 57 миллионов пользователей во всем мире, действует в 140 странах. На поиск романтики и секс-партнеров материнская компания Tinder Match Group в 2018 году получила 440 миллионов долларов.

Популярний додаток Tinder

В современном мире стало популярным приложение Tinder / Фото Unsplash

Но Tinder больше похож на авантюру в свободное время, чем инструмент для построения отношений. Исследователи проанализировали результаты «метчей». И обнаружили, что 80% респондентов так и не нашли партнера. Если же смотреть правде в глаза: разговор онлайн и офлайн – это часто разные полюса.

Читайте так же:
Как умирают старые люди с деменцией

Невозможно в жизни взять человека, закрыть его и удалить. А в мессенджере вы это можете сделать. И из-за того, что мы это можем в цифровом мире, в реальном у нас постоянно происходят неудачи,
– пояснила психолог Вера Романова.

«Так же в мессенджерах мы можем удалить сообщение или в игре что-то переиграть заново. А в реальной жизни не можем ни начать этот разговор, ни закрыть беседу», – добавила эксперт.

Но использование гаджетов в современном мире вряд ли отменишь. И лишь понимание того, что мы живем во время перемен, позволяет разумно использовать технику, но не погружаться в нее с головой.

«А вот если вы не можете без телефона – ни на миг, у вас плохой сон, частые головные боли и тотальная зависимость от просмотра фото в инстаграмеі, лучше обратиться к психологу», – добавила она.

С гаджетами или без: как следует действовать

А еще без базовых навыков трудно будет найти работу. Оно и не удивительно: в компании Microsoft, офисные пакеты которой включают таблицы, тексты и тому подобное, имеют 75 миллионов пользователей в мире.

Это важно. Ведь мы живем в мире, где большинство работодателей оцифровывают все данные. Если человек не имеет навыков работы с компьютером или поиска информации, неуверенно себя ведет – это будет влиять на решение о приеме на работу,
– подчеркнула София Папирнык , основательница HR Studio.

Лучший вариант – это, вероятно, и дальше продолжать пользоваться гаджетами, но время от времени откладывать их для разговора или бумажной книги.

А также тренировать память: много читать, в разумных пределах изучать что-то новое, запоминать любимые стихи. Чтобы память функционировала хорошо, стоит еще нормализовать сон, проводить время на свежем воздухе и избегать стрессов.

Публикатор Публикатор

Неужели влияние гаджетов, телевизоров и других электронных устройств так опасно? Да, особенно, если речь идет о ребенке. Яркие разноцветные экраны поглощают большое количество сил и внимания малыша, становятся главным источником впечатлений, оказывают сильное деформирующие влияние на психику и личность ребенка.

Проблема преодоления ранней экранной зависимости является приоритетным научным направлением кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

Каковы масштабы влияния электронных устройств на развитие ребенка? Как разграничить нормативное использование гаджетов и патологическую привязанность к ним? Стоит ли родителям регулировать использование детьми гаджетов и других цифровых устройств, каким образом это лучше делать?

Об аспектах экранной зависимости рассказывает Наталия Витальевна Иванова, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

– Влияют ли гаджеты и другие электронные устройства на развитие ребенка? Мнения родителей по этому поводу разделяются.

– Дискутируя о пользе и вреде гаджетов в дошкольном возрасте, не только родители, но и специалисты представляют диаметрально противоположные мнения: одни видят риски, другие акцентируют внимание на новых возможностях, которые появляются благодаря ранней цифровой активности детей.

Ясно одно: для детей «поколения Z» цифровой мир – привычная среда обитания; не считаться с этим мы не можем. Поэтому, несомненно, педагогов дошкольного образования и родителей волнует вопрос: как использовать гаджеты, извлекая из них максимальную пользу и минимизируя риски?

Важно, чтобы цифровые технологии не использовались только в развлекательных целях, а применялись как образовательный и развивающий ресурс. Однако здесь тоже все не так просто. Сами по себе (без участия взрослого) гаджеты, интерактивные игрушки и другие электронные устройства не развивают дошкольника.

Главное правило – свободное общение взрослого и ребенка, «умный» предмет должен поддерживать развивающее воздействие родителя или педагога. В противном случае дошкольники, погруженные в цифровой мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но и отстают от них в развитии.

Многие отмечают отрицательное воздействие устройств, но все равно активно их используют; ведь это удобно – ребенок увлекается игрой или мультфильмом, а у мамы появляется время заняться своими делами – приготовлением обеда, уборкой квартиры, звонками, взятой на дом работой. Как разграничить нормативное использование гаджетов и патологическую привязанность к ним?

– Дать ребенку планшет или смартфон, чтобы занять его на время, кажется очень заманчивым. Поэтому родители покупают дошкольникам гаджеты и даже не задумываются об угрозе экранной зависимости, полагая, что если уж это и случится, то не с моим ребенком и не раньше подросткового возраста. И только когда эмоциональная привязанность к гаджетам перерастает в психологическую зависимость, т.е. устройства заполняют все сознание ребенка, родители начинают бить тревогу.

Читайте так же:
Помощь психолога при высокой тревожности

Распознать экранную зависимость можно на основе комплекса признаков, которые проявляются на уровне эмоциональной, поведенческой и коммуникативной особенностей растущей личности.

Чтобы гаджет не стал главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими событиями. Если родители уделяют ребенку достаточно внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, а опыт игровой деятельности и общения со сверстниками складывается удачно, то интерес дошкольника к гаджетам остается на уровне эмоциональной привязанности.

Каковы последствия экранной зависимости в дошкольном возрасте? Стоит ли родителям регулировать использование детьми гаджетов и других цифровых устройств? Каким образом это лучше делать?

– Ощущение, что дети «поколения Z» в своем развитии опережают предыдущие поколения, объясняет, почему многие родители не задумываются о последствиях экранной зависимости и сами «подсаживают» малышей на цифровые устройства. Какова же «обратная сторона медали»?

Избыточное использование цифровых устройств в дошкольном возрасте ввиду пластичности мозга может привести к таким серьезным последствиям в когнитивном развитии ребенка, как «цифровая деменция» или «цифровое слабоумие», что характеризуется ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет устройство. У детей нарушается восприятие, возникает сенсорная депривация, дошкольники плохо реагируют на звуковые сигналы: в дальнейшем это становится причиной низкой обучаемости и плохой успеваемости в школе. У детей дошкольного возраста, много времени проводящих с планшетом или смартфоном, практически не развита образная память. Способность длительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше память. В мультфильмах или компьютерной игре новый кадр гасит предыдущий, зрительная память не тренируется. Особенности мышления у детей с признаками экранной зависимости обусловлены широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Оно построено на визуальных образах и предполагает переработку информации короткими порциями. У дошкольников нарушается концентрация внимания, страдает воображение, дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные образы.

Экранная зависимость затрагивает не только когнитивную сферу растущей личности. У детей с признаками зависимости хуже сформированы социальные навыки, проявляются нарушения общения в виде деформации эмоционального компонента. У ребенка наблюдается эмоциональная незрелость, замкнутость, неспособность к сопереживанию, нарушается способность к эмоциональной саморегуляции. На фоне нарастающей социальной дезадаптации может появиться агрессивность, тревожность и другие симптомокомплексы эмоционального неблагополучия. Поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир не поддается управлению с помощью сенсорной клавиатуры.

Таким образом, у детей дошкольного возраста при патологической привязанности к гаджетам и другим цифровым устройствам общее развитие замедляется, страдает познавательная, эмоциональная, мотивационная, ценностно-смысловая, поведенческая особенности личности. Однако в разумных пределах использование цифровых устройств может быть полезным для развития логики, внимания, мышления. Проблемы возникают при бесконтрольном и нерегулируемом со стороны взрослых использовании гаджетов.

Родительская регуляция, так называемая родительская медиация, в отношении использования ребенком цифровых устройств может быть разрешающей (активная медиация, мониторинг) и ограничивающей (выработка правил использования, родительский контроль). Исследование, проведенное кафедрой дошкольного образования в рамках договора на разработку научно-исследовательской работы с Автономным образовательным учреждением Вологодской области дополнительного профессионального образования «Вологодский институт развития образования», показало, что родители дошкольников пытаются выступать медиаторами поведения своих детей в цифровом мире, в основном прибегая к запрету, зачастую они делают это непоследовательно и бессистемно. Такая запрещающая стратегия не обеспечивает формирования у ребенка иммунитета к угрозам цифрового мира. Кроме того, запрещающая стратегия одновременно с рисками минимизирует и развивающий потенциал цифровых технологий. В дошкольном возрасте наиболее эффективна стратегия вовлечения детей в открытое обсуждение правил использования гаджетов, справедливых для всей семьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector