Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инфантильный невроз

Инфантильный невроз

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS). Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике развития того, что Фрейд назвал “инфантильной генитальной организацией” (фаллической фазой), “. доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего немного не достигло созревание” (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола, завистью, ревностью, гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями привязанности идеализируемого объекта своего пола. Зависть к пенису, страх кастрации, страх утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного конфликта.

Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького Ганса и “человека-волка” (Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1) прототипического источника интрапсихических конфликтов эдипова комплекса; 2) метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого.

Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического конфликта на ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализация конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для совладания с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-Я, усиливают возможность невротического конфликта.

Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний; нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины. Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день вы¬глядит следующим образом: “. конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели, повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством компромисса; формирование симптома” (A. Freud, 1971, с. 80).

Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова конфликта, симптомов и как метапсихологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный невроз не является клинической диагностической категорией — этот термин нельзя использовать для обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь множество динамических форм.

См. детский невроз, конфликт, психосексуальное развитие, развитие, сепарация-индивидуация, эдипов комплекс.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Что такое ядерный комплекс невроза

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • RU
  • RU

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

  • Главная:

101000 Москва ,
ул. Мясницкая, д. 20

QS Rankings by subject, Psychology

THE World University Rankings by subject/Psychology

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

«Всем нам, быть может, суждено направить свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание — на отца». З. Фрейд

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Фрейдом для обозначения амбивалентного, то есть двойственного, отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.
Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены Фрейдом в 1897 году в одном из писем к берлинскому врачу В. Флиссу. На основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ревности к отцу. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, убил своего отца Лая — царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, ослепил себя. Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание — на отца.
Если идея двойственного отношения ребенка к своим родителям возникла у Фрейда в период его самоанализа (1897), то понятие эдипова комплекса было введено им в 1910 году. Он утверждал, что по своей природе данный комплекс одинаков для мальчиков и девочек. Для обозначения эдипова комплекса у девочек Юнг ввел понятие комплекса Электры. Это понятие было использовано им в 1913 году для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить мать в ее отношениях с ним, а затем и желанием устранить мать, мешающую реализации детского желания. Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла ему убить мать, повинную в смерти их отца.В отличие от Юнга Фрейд не использовал понятие «комплекс Электры», а предпочитал говорить об эдиповом комплексе. Он считал, что этот комплекс в равной степени присущ всем людям, независимо от их половой принадлежности. В этом смысле любовь к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола у мальчиков и девочек аналогичны. Поэтому, когда в работах Фрейда говорится об эдипове комплексе, следует иметь в виду, что речь идет у него о таких отношениях между детьми, будь то мальчик или девочка, и родителями (или их заместителями), которые имеют место в детстве каждого человека.
Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.
В своем понимании эдипова комплекса Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начала) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс. Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.
В представлении Фрейда, эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Разрушение и гибель эдипова комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее латентному (скрытому) периоду, — нормальный путь развития человека. Считается нормой, если в конце этого раннего сексуального периода эдипов комплекс преодолен, смягчен и переформирован, а результатом такого превращения будет возможность хороших успехов в последующей душевной жизни. Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого. Благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия.
Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводят к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Стало быть, эдипов комплекс у мальчика погибает вследствие угрозы кастрации. Развитие и преодоление эдипова комплекса у девочки имеет иной характер. Обнаружив, что, в отличие от мальчика, она не имеет пениса, девочка воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Это приводит к тому, что, в то время как эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу.
По мнению Фрейда, девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви.
В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается внутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.
Согласно Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом. Эдипов комплекс составляет ядро неврозов.
Фрейд не утверждал, что эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, которое может быть сложным и многообразным. Более того, он считал, что этот комплекс может претерпевать изменения. Вместе с тем он утверждал, что эдипов комплекс является значительным фактором душевной жизни ребенка и существует опасность скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его.
Возможность реализации эротических и деструктивных влечений, связанных с эдиповым комплексом, может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряженные с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей. Признание или отрицание эдипова комплекса — своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Как замечал Фрейд, ничто другое не навредило психоанализу столь сильно в отношении к нему современников, как рассмотрение эдипова комплекса в качестве общечеловеческой судьбоносной структуры.
В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется важное внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.
Так, А. Адлер утверждал, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это — фиктивная идея. Он считал, что рассмотрение эдипова комплекса показывает, что он выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно, эдипов комплекс — это символ желаемого господства.
В отличие от Фрейда, К. Г. Юнг по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс. Он полагал, что она, представлявшая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью.
Юнг пришел к выводу: в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.
В понимании В. Райха, эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания, речь не будет идти об этом комплексе.

Читайте так же:
Как вылечить невроз у детей

Характеристика апокалипсического невроза

Попытка игнорировать истинные первичные природные данности человеческого существования и заменить их магией собственной воли — основа конфликта для апокалипсического невроза. Для него характерны: конфликт с первичными природными данностями, тотальное представление о изначальной расщепленности и дезорганизации. Страх невозможности постижения тайны существования приводит к отказу от аутентичности. Появляется вина за несовершенство человеческой природой, бессознательный, всепоглощающий, блокирующий творческую энергию жизненной динамики и саморазвития (движения в “никуда”). Нигилизм, потеря веры в духовную и экологическую целесообразность, в получение ожидаемого личного смысла и прозрения, от Высших сил. Мысленное сосредоточение и подсознательное преувеличение духовного и биологического конфликта в природе человека. Страх безлюбовного существования, лишенного жизненных энергий, комплекс самоуничижения. Бессознательное ощущение неисполненного предназначения. Чувство вины перед собой и людьми, потеря светлого мироощущения безмятежности. Потеря веры, надежды, духовная капитуляция. Хроническое самоощущение безрадостности и энергетической несостоятельности. Тоскливое мучительное состояние душевной неопределенности и безысходности. Отказ от творческой активности, внутреннее принятие смысла бессмыслицы. Отказ от постижения своей природы, тревога самосознания, отказ от корней и истоков, от интеграции с прошлым, от осознавания себя. Недостаток самостоятельного заинтересованного мышления. Отсутствие личностной и эмоциональной смелости. Синдром дефицита внимания. Разобщение взаимодействующих сфер сознания. Потеря экологических данностей человеческой системы: избирательности и толерантности, способности к трансформации. Сочетание психического конфликта с энергетической дефицитарностью. Искажение связей внутри биологической системы. Страдает “биологический разум тела”. Нет доступа к внутренним ресурсам. Сознание поражает “комплекс рабства” — смирение с самоуничижением, бестолковая суетливость, неэффективный безрадостный труд, неверие в его результаты. Страх мутации, самоизменения и стремление к забвению человеческой сущности, отказу от сущностных свойств. Страх боли самосознания и испытание форм и способов отключения сознания (жестких дезорганизующих ритмов, убийства себе подобных, применения наркотиков, токсических веществ). Испытание ложных временных путей спасения от дефицита энергии, путем искажения жизненного поля близких и психологического манипулирования окружающими. Потеря надежды на познание своей природы, отказ от Универсального бессознательного и первозданной человеческой сущности. Отказ от человеческой мудрости и наблюдения за тонкими природными сигналами. *Страх “быть собой” — страх страдания, “заключенного в природе человека”. Апокалипсический невроз напоминает синдром хронической усталости и имеет постепенное многоступенчатое развитие. Появляется периодическая, затяжная и хроническая безрадостность, даже при наличии социального положения и материальных благ; тоска, потеря способности любить (интегративное качество личности), гнетущее ощущение несовершенства и безысходности. Алкоголь, наркотики ненадолго выключают сознательное Я из контакта с бессознательным, заглушая его голос и вытесняя его. Другой защитный механизм — конверсия. На сознательном, личностном (уровне самопостроения) человек пытается заменить сущностную сферу социальной магией, а постижение смысла — поклонением идолам. Он ищет личных амбиций, взамен сохранения души. Э. Фромм описал распространенную тенденцию подмены любви обладанием и подмену понимания — накоплением фактов. Скованное мышление, потеря спокойной уверенности в праве рассуждать — причина неэффективной учебы и невозможности творческого применения знания. Человек, отказавшийся от развития сознания, ведет себя как житель одного дня. Он пытается на рациональном уровне обмануть себя, к примеру, тезисом: “лишь немногие счастливчики смеют оставаться собой”. Это — конфликт не Духа и тела, а Духа и духа. В сфере сознания человека развертывается главный конфликт природы: между Духом — Логосом, одухотворяющим началом человеческого существа и всемерным хаосом. Энергетическая неэффективность вследствие дезинтеграции разных сфер сознания ощущаются как состояние дефицитарности, обойденности, неполноты, незаконченности. Распространенное манипулирование людьми с целью захвата большего количества жизненно важных тонких информационных энергий — одно из следствий апокалипсического невроза, дающее лишь паллиативный эффект. Невроз, поразивший в разной степени все человечество, имеет множество масок и сугубо индивидуальные симптомы проявления, ввиду разной био-генетической и динамической основы, разной степени развития сознания. По степени распространения, страх жить в контакте со своим бессознательным — воистину универсален. Человек боится своего сознания, боится голоса Господа наедине с собой. Он готов отказаться от дара сознания — главного свойства, создавшего его природу. Апокалипсический невроз имеет вкрадчиво — ползучую форму и подбирается к самым интимным механизмам человеческого существа. Экзистенциальный невроз — этап на пути развития невроза апокалипсического, когда развивается конфликт с первичной природой человека, страх осознать полноту Бытия.

Читайте так же:
Маниакально депрессивный психоз маниакальная фаза

Вслед за парализующим непониманием и непринятием конечных данностей человек отказывается понимать и с благодарностью принимать уникальность своей природы и дар сознания. Болезни сознания — катастрофический, ядерный недуг человечества. Они требуют внимания всего общества и внимания психотерапевтов. Они требуют разумного, естественно — научного объяснения. Здесь нужен синтез знания науки и религии. Н. Хоббс отмечал, что “современные неврозы характеризуются не вытеснением и конверсией, а отсутствием цели и смысла”. И. Ялом пишет о смысле, как ощущении целостности, связности, порядка. З. Фрейд, объясняя дуализм Я сознания и инстинктивного влечения, исходил из представления о противоположно действующих силах притяжения и отталкивания, присущих научному знанию его времени. Для лечения апокалипсического невроза, болезни сознания, нужна объединяющая теория, позволяющая объяснить патогенетический механизм развития состояния, соответствующего этому неврозу.

* У страха, как известно, глаза велики. Ужас прорывается ощутимо. С. Никитин в книге, названной почему-то “гомеопатическим психоанализом”, а фактически критикующим анализ, пишет, что “человечество немного потеряло бы”, если “прозванный клоуном Фрейд” не придумал психоанализа (?) “Осознание себя приводит к шизофрении и онкологии. Осознание морально непереносимо”. “Западный яньский человек не склонен к глубоким размышлениям”. Он действует незатейливо, просто и прямо (?).

© 2021 ОППЛ.
Все права защищены.

Использование материалов разрешено только при использовании активной ссылки на источник.

Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion Зигмунд Фрейд

Download Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion Зигмунд Фрейд.

Description

Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion Зигмунд Фрейд Навязчивость, паранойя и перверсия Перевод на русский язык А. М. Боковикова Данное издание воспроизводит текст Фрейда в исправленном виде на основе вышедшего в 1980 году девятого издания седьмого тома «Учебного издания». Первое издание: © S. Fischer Verlag Gmbh, Frankfurt am Main, 1969; примечания редактора, принадлежащие Дж. Стрейчи, заимствованы из «Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud», © The Institute of Psycho-Analysis, London, and The Estate of Angels Richadrs, Eynsham, 1969. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

Читайте так же:
Гул в голове при неврозе

Данная книга является седьмым томом десятитомного собрания сочинений 3. Фрейда, известного как «Учебное издание». В настоящий том вошли работы, в которых рассматриваются механизмы возникновения невроза навязчивых состояний, паранойи, гомосексуализма и мазохистской перверсии. Помимо чисто теоретических сочинений, в которых выделяются конституциональные и внешнесредовые факторы, предрасполагающие к развитию данных расстройств, Фрейд на конкретных примерах демонстрирует подходы к лечению таких пациентов. ISBN-5-898O8-O51-1 © ООО «Фирма СТД». издание на русском языке, 2006 ©А. Боковиков, переводе немецкого, 2006

СОДЕРЖАНИЕ Об этом томе. 9 НАВЯЗЧИВЫЕДЕЙСТВИЯ и РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ (1907). 11 Предварительные замечания издателей. 12 ХАРАКТЕР и АНАЛЬНАЯ ЭРОТИКА (1908). 23 Предварительные замечания издателей. 24 ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ СЛУЧАЕ НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВОСТИ (1909). 31 Предварительные замечания издателей. 33 [Введение]. 35 1. Из истории болезни. 38 A. Начало лечения. 38 Б. Инфантильная сексуальность. 39 B. Великое навязчивое опасение. 43 Г. Ознакомление с принципами лечения. 49 Д. Некоторые навязчивые представления и их перевод. 57 Е. Повод к болезни. 64 Ж. Комплекс отца и разгадка идеи о крысах. 68

11.0 теории. 83 A. Некоторые общие особенности навязчивых образований. 83 Б. Некоторые психические особенности больных неврозом навязчивости — их отношение к реальности, к суевериям и к смерти. 88 B. Жизнь влечений и происхождение навязчивости и сомнений. 94 ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИЕ К НЕВРОЗУ НАВЯЗЧИВОСТИ (О ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА НЕВРОЗА (1913). 105 Предварительные замечания издателей. 107 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ К ОДНОМУ ПЛАСТИЧНОМУ НАВЯЗЧИВОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ (1916). 119 Предварительные замечания издателей. 120 О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ, В ЧАСТНОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ (1917). 123

Предварительные замечания издателей. 124 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИ ОПИСАННОМ СЛУЧАЕ ПАРАНОЙИ

(DEMENTIA PARANO1DES) (191! [1910]). 133 Предварительные замечания издателей. 135 [Введение]. 139 I. История болезни. 141 II. Попытка истолкования. 162 III. О механизме паранойи. 183 Дополнение (1912 [1911]). 201 СООБЩЕНИЕ ОБ ОДНОМ СЛУЧАЕ ПАРАНОЙИ, ПРОТИВОРЕЧАЩЕМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (1915). 205 Предварительные замечания издателей. 206 О НЕКОТОРЫХ НЕВРОТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ ПРИ РЕВНОСТИ, ПАРАНОЙЕЙ ГОМОСЕКСУАЛИЗМЕ(1922 [1921]). 217 Предварительные замечания издателей. 218 «РЕБЕНКА БЬЮТ» (К ВОПРОСУ о ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕКСУАЛЬНЫХ ПЕРВЕРСИЙ (1919). 229 Предварительные замечания издателей. 230 О ПСИХОГЕНЕЗЕ ОДНОГО СПУЧАЯ ЖЕНСКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА (1920). 255

Читайте так же:
Я избавился от невроза гипнозом

Предварительные замечания издателей. 256 НЕВРОЗ дьявола в СЕМНАДЦАТОМ ВЕКЕ (1923 [1922]). 283 Предварительные замечания издателей. 285 [Введение]. 287 I. История художника ХристофаХайтцманна. 288 П. Мотив соглашения с дьяволом. 294 III. Дьявол как замена отца. 298 IV. Две расписки. 310 V. Дальнейший невроз. 314 ПРИЛОЖЕНИЕ Библиография. 324 Список сокращений. 333 Именной указатель. 334

ОБ ЭТОМ ТОМЕ Подробное описание структуры и целей настоящего издания, а также принципа подбора работ читатель найдет в «Пояснениях к изданию*, помещенных в начале первого тома. Здесь мы лишь еще раз вкратце подытожим эти моменты; одновременно мы хотели бы дать некоторые комментарии и снабдить читателя своего рода «путеводителем» по данному тому. Цель этого разделенного на отдельные темы издания состояла прежде всего в том, чтобы основные сочинения Зигмунда Фрейда сделать доступными для студентов, изучающих науки, смежные с психоанализом, — социологию, политические науки, социальную психологию, педагогику и т. д., — а также для всех интересующихся неспециалистов. Это издание снабжено подробными примечаниями в большем количестве и в более систематизированной форме, чем это делалось в отдельных изданиях карманного формата. Вна-чале у нас не было намерения включать в данное издание сочинения, посвященные теории и технике терапии. Однако по многочисленным просьбам эта часть творческого наследия Фрейда также теперь была сделана доступной и содержится в дополнительном томе (без номера) «Учебного издания». «Учебное издание» публикуется уже после смерти Джеймса Стрейчи, главного редактора редакционной коллегии, который продолжал работать над его подготовкой, прежде всего над планом содержания и принципами комментариев, до самой своей смерти в апреле 1967 года.

В настоящем издании в основном использованы тексты из последнего немецкого издания, которые были опубликованы еще при жизни Фрейда. То есть в большинстве случаев они вначале были опубликованы в вышедшем в Лондоне «Собрании сочинений» (которое в свою очередь большей частью представляет собой фотокопии опубликованного еще в Вене «Собрания трудов»). В других случаях источник указывается в «Замечаниях издателей», предваряющих соответствующий труд. Несколько ссылок Фрейда на страницы прежних, сегодня почти недоступных изданий его работ опущены издателями, а вместо них добавлены описательные примечания, помогающие читателю найти соответствующее места в доступных сегодня изданиях; это касается прежде всего «Толкования сновиденнй». Чтобы избежать ненужных повторов, в конце каждого тома «Учебного издания» приведены также подробные библиографические сведения Фрейда о собственных сочинениях, а также о работах других авторов, которые содержались в текстах предыдущих изданий. За исключением этой незначительной правки и единообразного употребления сокращения «с.» для указания страниц (в том числе тех случаев, где Фрейд, особенно в ранних работах, писал «р.») и некоторых изменений орфографии, пунктуации и шрифтового оформления для приведения их в более современный вид, каждое изменение, сделанное в исходном тексте, поясняется в примеча-н и и. Включенный в «Учебное издание» редакторский материал заимствован из Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, то есть английского издания, сделанного под руководством Джеймса Стрейчи; он воспроизводится здесь в переводе с разрешения обладателей права публикации, Института психоанализа и издательства «Хогарт-Пресс» (Лондон). Там, где того требовала цель настоящего издания, этот материал был сокращен и адаптирован; вместе с тем были сделаны некоторые исправления и добавлены примечания. За исключением «Предварительных замечаний издателей» и некоторых приложений, все дополнения, сделанные издателями, приведены в квадратных скобках. Издатели выражают огромную благодарность Ильзе Грубрих-Зи-митис из издательства С. Фишера. Без ее инициативы это «Учебное издание» не увидело бы свет; на всех стадиях подготовки она оказывала неоценимую и компетентную помощь. Огромной благодарности заслуживает также Кете Хюгель за перевод на немецкий язык редакторского материала, а также Ингеборг Мейер-Палмедо за помощь при вычитке корректуры и составлении указателей. Использованные в этом томе специальные сокращения разъясняются в списке сокращений на с. 333. В тексте или в сносках иногда упоминаются сочинения Фрейда, которые в «Учебное издание» не включены. Из библиографий в конце каждого тома (в которой содержатся сведения обо всех упомянутых технических работах Фрейда и других авторов) читатель может получить информацию о том, вошла данная работа в «Учебное издание» или нет. Издатели

Читайте так же:
Жар при неврозе и его лечение

Навязчивые действия и религиозные отправления (1907)

ю ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на немецком языке: 1907 Z. Religionspsychol., т. 1 (1) [апрель], 4-12. 1909 S. К. S. N., т. 2, 122-131. (1912, 2-е изд.; 1921, 3-е изд.) 1924 С. S., т. 10, 210-220. 1941 G. И-‘., т. 7, 129-139. Эта статья была написана в феврале 1907 года для первого номера журнала, издававшегося Бреслером и Форбродтом. Она является первым исследованием Фрейда в область психологии религии, вне всяких сомнений, шагом в направлении опубликованной пятью годами позднее работы «Тотем и табу» (1912— 1913), в которой эта тема рассматривается намного подробнее. Но, кроме того, эта статья представляет большой интерес еще и потому, что впервые по прошествии десяти лет, отделяющих период его сотрудничества с Брейе-ром, Фрейд опять занимается здесь неврозом навязчивых состояний. Он в общих чертах изображает механизм симптомов навязчивости, который затем подробнее был описан в истории болезни «Крыси-на» (909d, ниже, с. 35 и далее); однако в то время, когда Фрейд писал настоящую работу к лечению этого своего пациента он еще не приступил. Пожалуй, из всех психических нарушений Фрейд занимался лечением невроза навязчивых состояний чаще всего — с самого начала и почти до конца своей трудовой жизни. Далее мы перечислим те сочинения, в которых Фрейд, помимо шести работ, образующих первую часть данного тома, подробно занимается этой темой: «Защитные невропсихозы» (1894д), раздел II; «Obsessions el phobies» (1895с); в датированной 1895 годом рукописи К в письмах Флиссу (Freud, 1950а); «Еще несколько замечаний о защитных невропси-хозах» (18966), раздел II. (Эти ранние сочинения не были включены в «Учебное издание», а из тех, что в него вошли, пожалуй, следующие:) «Тотем и табу» (1912-1913), статья II, разделы 2 и Ъ(с), и статья III, разделы 3

и 4; анализ «Волкова» (19186 [1914]), раздел VI; 17-я из «Лекций по введению в психоанализ» (1916—1917); «Торможение, симптом и тревога» (1926

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector