Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с заикающимися детьми

Работа с заикающимися детьми. 26.10.2018

24 октября в ГБОУ Школа № 17 прошел семинар и мастер-класс для специалистов службы психолого — педагогического сопровождения, который подготовили и провели педагог — психолог Головачева С.В. и учитель — логопед Гостемилова М.В.

Работа с заикающимися детьми

1. Что такое заикание:

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Как правило заикание появляется в период с 2/2,5 до 5 лет, в момент активного формирования фразовой речи и имеет длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации.

Целый ряд исследователей признают заикание коммуникативным и ситуационным расстройством. Понимание заикания, как ситуационного феномена связано с зависимостью его проявления от коммуникативных условий: ослабление или полное исчезновение симптоматики в условиях коммуникативно-комфортного общения, речи наедине с самим собой или мнимыми собеседниками на ряду с усугублением симптоматики при личностно-значимом общении, в ответственной ситуации, разговоре с незнакомым. Нарушение речевого общения, которое наблюдается при заикании, приводит к появлению некоторых компенсаторных механизмов, проявляющихся, как правило, в снижении речевой активности, нарастании пассивности, тревожности, робости или наоборот, агрессивности.
По своим проявлениям, заикание является неоднородным расстройством речи. В проявлениях заикания на себя обращают внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психических особенностей.
Расстройства общей и речевой моторики по характеру можно разделить на произвольные и непроизвольные/насильственные. К произвольным (как правило это уловки) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Уловки, как правило, наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и т.д. Реже они появляются в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги (которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте).
К внешним проявлениям в речи заикающихся можно отнести следующие особенности:
1. Нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторами, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, из сочетаний или просто затруднение начала фраз;
2. Речевые уловки в виде вспомогательных звуков, из сочетаний или слов;
3. Ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;
4. Недостатка произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
5. Недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.
Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности, т.к. речевое нарушение не существует само по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Работая с детьми, у которых есть подобные трудности, в рамках детского сада, важно взаимодействовать не только с учителем-логопедом, но и педагогом-психологом.

2. Почему логопеду надо работать вместе с психологом.

Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности, т.к. речевое нарушение не существует само по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Работая с детьми, у которых есть подобные трудности, в рамках детского сада, важно взаимодействовать не только с учителем-логопедом, но и педагогом-психологом.
Психолог может помочь с обнаружением причины заикания. Проконсультировать родителей — помощь каких специалистов актуальна для данного ребенка.
Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство.
Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций, проводит релаксационные занятия. Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью, выходит в группу и помогает выстраивать коммуникацию со сверстниками, поддерживая доброжелательную обстановку. Так же важно отслеживать эмоциональные перегрузки: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр, испуги, стрессы, длительную неблагоприятную обстановку в семье – это очень важная часть психологической работы.

3. Почему упражнения подходят для работы, не только, с детьми у которых есть заикание?

Показ упражнений с пояснениями.

Упражнения для работы с заикающимися детьми.

1. «Передай имя» / «Передай звук»

Дети встают в круг и под метроном, с хлопком передают имя/звук.

2. «Поймай метроном»

Дети встают в круг, в центре метроном, и хлопками ловят стрелку метронома.

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома кулачками (включая и выключая фонарики). Двумя руками, потом попеременно меняя руки (правая-левая).

Дети встают в круг, складывают ладошки в замочек, под счет раз-два, дети разжимают и сживают пальцы (сначала правой рукой, потом левой и т.д.).

Читайте так же:
Как я исцелился от заикания

5. «Хлопки по коленям»

Дети садятся в круг и ловят стрелку метронома хлопком по коленке.

— Дети делают все вместе (хором);

— Дети передают хлопок по кругу;

— Дети передают хлопок, детям из круга.

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома хлопком в ладоши.

— Дети делают все вместе (хором);

— Дети передают хлопок по кругу;

— Дети передают хлопок, детям из круга.

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома топом ноги.

— Дети делают все вместе (хором);

— Дети передают топ по кругу;

— Дети передают топ, детям из круга.

Дети встают в круг, каждому выдается «подушка» (набитая крупой), и дети передают её из рук в руки.

— Дети передают «подушку» только себе (из правой руки в левую и наоборот);

— Дети разбиваются на пары и передают «подушку» партнёру в паре;

Отчего дети начинают заикаться

Вот поистине верна фраза, которую мы говорим, пугаясь чего-либо: «Так недолго и заикой стать!» Еще со времен Аристотеля это расстройство, с медицинской точки зрения, изучалось вдоль и поперек. А в 1889 году вышла в свет фундаментальная монография Ивана Сикорского «О заикании», где были описаны все виды судорог, в том числе и связанных с нарушением речи.

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ, мышц гортани. Отсюда и само название этого речевого дефекта: «заикание» — спазмы, напоминающие икоту. Кроме того, несчастные страдают дыхательными судорогами, при которых возникает ощущение нехватки воздуха.
— Заикание у детей начинается внезапно, или количество запинок в речи растет в геометрической прогрессии. В домашних условиях убрать это практически невозможно, — говорит кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ имени К.Минина Елена Медведева.
Между тем бытует мнение, что клин клином можно вышибить. Мол, стоит вызвать такой же стресс, при котором заикание возникло, и проблема исчезнет. Например, если оно возникло от внезапного страха, то малыша стоит вновь испугать.
— Есть примеры положительного эффекта от этого дикарского способа. Но этот стрессовый метод — вещь опасная. Он может серьезно усугубить проблемы с речью, — обращает внимание Елена Юрьевна.
В основе заикания всегда лежит невроз. Человек не может справиться с натиском спазма, преодолеть его… И получается: «Па-па-паровоз». Запинка в начале слова свидетельствует о том, что ребенку или взрослому не удается «запустить» речь. Иногда говорящий застревает в середине слова и сдвинуться не может. Часто всплывают оба типа запинок.
Нужно помнить, что ребенок с заиканием не рождается, вероятность проявления недуга чаще всего возникает в возрасте 2,5 — 3 года.
Дефектная доминанта
Как правило, причиной заикания становится испуг. Последние научные данные говорят о том, что речь у детей нарушается при встрече с животными, обычно это собаки. На втором месте среди причин — проблемы в семье: у родителей не складываются отношения, ссоры между самыми главными для ребенка людьми или их развод.
Впрочем, заикание у детей иногда возникает позднее, в 5 — 7 лет. Очень часто это случается у первоклашек. Нервная система ребенка не справляется со стрессом, связанным с адаптацией к школьной жизни, особенно если он впечатлительный, неспокойный.
Но кто же не пугался в детстве, и почему заиками не становятся все поголовно? Ответ в предрасположенности к возникновению данного дефекта. Играет роль и наследственный фактор.
Еще физиолог Павлов говорил о существовании доминанты. Заикание — это и есть доминанта, патологический очаг в мозгу, который возникает, когда ребенок чего-то пугается. И с возрастом — те же проблемы. Вот представьте, коллеге повысили зарплату, а вам — нет. Обидно! Так вот кто-то эту ситуацию переживает два часа, кто-то — два дня, а кто-то — два месяца. Получается, что «долговечность» доминант у каждого человека индивидуальная.
Случается, что в три года взрослые могут и не распознать появление заикания у чада, так как это период активного речевого развития. Ребенок начинает много говорить. Вот родителям и кажется, что запинки связаны с большим количеством новых слов. Маленькие детки часто повторяют: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше двух раз является начальным проявлением заикания.
Бывает, что ребенок запинался и вдруг перестает. Дефект часто исчезает летом, когда у малыша спокойная жизнь. Он не ходит в садик, школу, высыпается, много гуляет. Но стоит возникнуть какой-то стрессовой или эмоционально напряженной ситуации, то запинки возвращаются. А все потому, что самостоятельно заикание не проходит, или это что-то иное.

Показателен пример Валентина Юдашкина. Когда 10 лет назад он только начинал давать интервью, то запинался гораздо сильнее, а сегодня говорит практически без запинок. С корифеем мира моды работали по новой технологии. Лучшие специалисты подбирали методику с учетом индивидуальных особенностей Валентина. Суть ее в отвлекающих движениях пальцев рук. Неспроста российский модельер иногда прячет руки за спину.
У нижегородки Насти заикание проявилось в 2 года 3 месяца. Девочка заболела тяжелой формой бронхита и попала в больницу. Мама рядом находиться не смогла, и этот стресс сказался на Настеньке. Через 9 дней лечения ребенка выписали, и родители сразу обратили внимание на запинки в речи и на тревожность девочки. Им пришлось обратиться за помощью. Специализированную помощь Настя стала получать в 2 года 10 месяцев. После первого курса у нее наблюдаются только легкие запинки в момент волнения. Девочке назначен повторный курс лечения. Скорее всего, до школы ей удастся полностью избавиться от этой проблемы.
В Нижегородской детской областной больнице есть специалисты, которые помогают излечить ребенка от заикания. Опыт большой, масса положительных примеров. Но лечение заикания должно быть комплексное.
Только совместные усилия неврологов, логопедов, физиотерапевтов могут дать нужный результат. Это длительная работа. Наилучший эффект достигается в стенах специализированного лечебного учреждения или в логопедической группе. Для заикающихся детей нужен специальный распорядок и особая, очень спокойная атмосфера. Сегодня в Нижнем Новгороде с заикающимися детьми работают в детском саду № 114 Автозаводского района. Воспитатели вместе с логопедом придерживаются особого режима дня, создают спокойную атмосферу, воспитанников учат говорить тихо, медленно, короткими фразами. Через полгода на занятии запинок уже и не слышно.
— Все ребята набраны медико-педагогической комиссией на два года. Все заикающиеся — мальчики. Стараемся за отведенное время искоренить дефект речи, и большая часть наших выпускников идет в школу без запинок. Конечно, убрать у всех ребят заикание полностью не удается, но мы добиваемся того, чтобы уменьшить тяжесть дефекта. Главное, мы учим ребят, как жить с этим, — рассказывает логопед специализированной группы детсада № 114 Светлана Приказчикова.
Логопедические занятия у ребят здесь каждый день с утра, а вечером этот же материал они закрепляют с воспитателями. Детям устраивают специальные паузы для релаксации. Изо дня в день здесь повторяют простейшие элементарные, но действенные для заики правила: «Сначала подумай, потом говори», «Когда говоришь, смотри на того, с кем разговариваешь», «Говори спокойным голосом», «Не говори во время бега». Применяют здесь и режим молчания, когда ребенка просят несколько дней вообще не разговаривать. Затем воспитанников учат общаться односложно и лишь после учат говорить развернутыми предложениями.

Читайте так же:
Как снизить у себя уровень тревожности

И прочие междометия

Заикающиеся люди часто двигаются неестественно. Это связано с тем, что они таким образом пытаются «запустить» речь. Например, человек стукнул себя кулаком по коленке, и речь пошла, а на следующий день этого уже недостаточно. Эти насильственные движения — следствия проблемы.
— Заикание — это нарушения темпа и ритма речи. Есть современная трактовка, где авторы выделяют его формы в зависимости от проблем в разных частях мозга. Сбои могут быть в подкорке, в правом или левом полушарии. Самая тяжелая форма заикания — межполушарная. Если проблемы в правом полушарии, то такие дети не справляются со стихотворным ритмом: с трудом заучивают стихи, обладают неважным слухом, плохо двигаются под музыку.
При проблемах в левом полушарии появляются «Эллочки-людоедки». Как вы помните, словарный запас героини романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» составлял всего тридцать слов, но с его помощью она могла выразить фактически любую мысль.
— Каждый из нас сталкивался с людьми, которые не могут без слов-связок «э-э-э», «ну», «как бы это сказать» или вовсе используют намеки на нецензурщину вроде «на», «блин». При этом с интеллектом у таких людей может быть все нормально, зато есть сложности с формированием высказывания, с подбором слов. Это так называемая лингвистическая форма заикания, — объясняет кандидат психологических наук Елена Медведева.

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Цифры

Статистика говорит о том, что число заикающихся детей — 1,5 — 3 процента на популяцию детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью женского пола.

Кстати

Один из способов преодоления заикания — это пение. За речь отвечает левое полушарие. А за музыкальные способности ответственно правое полушарие. Человек поет, левое — проблемное — полушарие разгружается, и запинки не возникают.

Любопытно

И речь вдруг полилась…

Брюс Уиллис перестал заикаться, когда начал актерскую деятельность.
Британский король Георг VI не только заикался, но и был очень застенчив. Чтобы побороть дефект речи, он наблюдался у логопедов и занимался дыхательной гимнастикой.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль вошел в историю в числе прочего и как блестящий оратор, он всю жизнь боролся с заиканием. Готовился ко всем выступлениям заблаговременно. Перед выступлениями он напевал, разминая голосовые связки.
Британский комик Роуэн Аткинсон, знаменитый Мистер Бин, страдал заиканием с детства, однако сумел представить свой дефект речи как уникальный творческий стиль.
Присущая Мэрилин Монро манера говорить с придыханием, возможно, была ее способом борьбы с заиканием.
С проблемами в речи сталкивались актрисы Джулия Робертс, Николь Кидман и певец Элвис Пресли.

Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки. Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию. Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Читайте так же:
Мрт при деменции фото

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.
Читайте так же:
Деменция этиология патогенез клиника

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

Заикание (stuttering)

Из истории известно, что Аристотель и Демосфен страдали З. (дисфемией). Последний, как утверждают, избавился от него, пытаясь с камушками во рту говорить громче, чем шумит морской прибой. Хотя историки не могут с уверенностью судить о природе его дисфемической речи, нек-рые формы З., ранее называвшиеся запинанием, вполне могли встречаться в древности. Это универсальный феномен, обнаруживаемый во всех возрастах, расах и культурах всего мира. Он встречается у лиц обоего пола, у мужчин в 4—5 раз чаще, чем у женщин. Причины этой диспропорции до сих пор не ясны. З. не испытывает почтения к социоэкономическому статусу или положению в об-ве, как показывает пример короля Англии Георга VI, к-рый страдал выраженным заиканием. Опубликованные на настоящий момент данные систематических исслед. поддерживают т. зр., согласно к-рой З. — это расстройство, связанное с тревожностью и Я-концепцией. Его суть — блокировка и судорожные попытки произнести высказывание. Описательно его можно определить как дезинтеграцию вербальной экспрессии, характеризующуюся невольными звуковыми или беззвучными повторениями и удлинениями произнесения коротких речевых элементов. С т. зр. традиционной классиф. расстройств речи, З. определяется как расстройство ритма. Оно отделяется от трех др. категорий расстройств речи: нарушений артикуляции (напр., шепелявость, детский лепет), фонации (напр., фальцет) и символизации (напр., афазии).

Ранние авторы предложили ряд теорий этиологии З., к-рые позднее были отвергнуты. В качестве причин рассматривалось множество факторов: неадекватная доминантность полушарий, пониженный уровень лейкоцитов, повышенное потребление двуокиси углерода, повышенный уровень кальция сыворотки и отклонения рН слюны. Один из теоретиков, живший в XIX веке, исходил из предположения, что З. связано с большим размером языка и предлагал лечить его путем хирургического вмешательства. Идея о неправильной доминантности полушарий связана с наблюдением, что переучивание леворукости может усилить З. Эта концепция осн. на представлении о том, что наличие конкурентных нейронных импульсов в мозге передается челюстным мышцам, вызывая т. о. З.

Читайте так же:
Амнестические деменции психоорганические апатоабулический синдромы

Данные исслед., пытавшихся объяснить З. воздействием неврологических, биохимических либо физиолог. этиологических факторов, в лучшем случае противоречивы. Хотя Линдсли нашел, что у заикающихся более выраженное блокирование и десинхронизация бета-волн по сравнению с нормой, Скарборо не выявил различий в ЭЭГ заикающихся и нормально говорящих испытуемых из контрольной группы. Пытаясь установить связь наследственности с заиканием, Нельсон сравнил 204 заикающихся (эксперим. группа) с контрольной группой такой же величины и обнаружил преобладание случаев З. в семьях эксперим. группы. Эти данные, однако, не доказывают причинно-следственную связь между наследственностью и З. или его наследственного происхождения, поскольку др. факторы не были полностью учтены. Члены семьи невольно оказывают давление на заикающихся, вызывая у них стрессовое состояние. Они часто настаивают на том, что такой человек может говорить лучше и просят его говорить медленнее и делать глубокие вдохи, тем самым сообщая ему о неадекватности его состояния. Психоаналитики связывали З. с оральными или компульсивными фиксациями. Эти теоретики утверждали, что З. представляет собой продолжение орального эротизма у инфантильных нарциссических лиц, к-рые компульсивно удерживают ранние оральные эквиваленты кормления и кусания. Джонсон подразделял З. на первичный и вторичный типы. Первый свойствен маленьким детям и характеризуется слабым осознанием эффектов, оказываемых З. на окружающих. Вторичный тип характеризуется такими признаками, как борьба, избегание и гримасы. Это свидетельствует о том, что воспринимаемые реакции окружающих вызывают тревогу, ведущую к тяжелым вторичным симптомам. Инхэм, однако, считает, что роль тревожности как таковой в развитии З. преувеличена.

З. не является однородным феноменом и не имеет какой-то единственной причины. Большинство недавно проведенных исслед., в к-рых обеспечивался высокий уровень контроля переменных, свидетельствуют в пользу того, что З. является приобретенным расстройством, обычно возникающим в детстве. Фредерик изучал влияние вознаграждения и наказания на динамику З. Испытуемые должны были читать списки слов (равные по количеству слов) при двух условиях: сильно интенсивных и слабо интенсивных ударов током. Высокотревожные испытуемые при наказании заикались больше, тогда как испытуемые с низкой тревожностью больше заикались при вознаграждении. При комбинировании групп эти различия стираются. Обнаружены значимые личностные различия, указывающие на то, что люди заикаются по разным причинам, независимо от наличия общего симптома.

Среди совр. теорий научения выделяется теория конфликта приближения—избегания, предложенная Шиэном, к-рый успешно преодолел свое собственное З. Тенденции к приближению и избеганию достигают состояния равновесия, при к-ром наличествуют два конкурирующих побуждения: имеются соперничающие побуждения — высказаться и воздержаться от этого, чтобы не обнаружить своего З. Человек начинает заикаться, когда желание плавно говорить и страх З. уравновешивают друг друга. Соответственно, для разрешения конфликта используется негативная практика как подход модификации поведения. Страх перед З. снижается, когда человек начинает заикаться добровольно и преднамеренно, без усилия растягивая первый слог слова. Сначала произносятся слова, не вызывающие тревоги, затем постепенно к ним добавляются слова, сопровождающиеся опасениями. Поскольку З. уже имеет место и бояться нечего, напряжение и тревога снижаются, речь становится более плавной.

Большинство логопедов и психологов сходятся во мнении, что для заикающихся крайне важно принять свое состояние и перестать пытаться скрыть блокаду речи иллюзорным представлением о ее беглости. З. рассматривается как расстройство ложной роли. Попытка представить речь беглой является саморазрушительной. Развивается порочный круг, З. вызывает чувство стыда и отвращения, ведущее к усилению страха, что оно повторится. Из-за усилившегося чувства страха З. возобновляется. Чем больше человек пытается не заикаться, тем более вероятно, что это произойдет.

Ряд методов лечения ориентированы на снижение или устранение З. как такового, напр., обратная связь о замедленной речи и изменение выдыхаемого потока воздуха. Однако эти технические приемы дают лишь кратковременный эффект. Эффективное лечение должно быть нацелено не на само З., а на страх и стыд, связанные с ним. Якобсон отметил, что он испытал облегчение, когда З. стали воспринимать не как монолитное, а как многогранное поведение, требующее самопринятия. Избегание ситуации, вызывающей страх, придает ей силу, и поскольку поведение, уменьшающее страх тж подкрепляется, возникает сдвоенный эффект, поддерживающий проблему. Сочетание поведенческой речевой терапии и психотер. рассматривается как наиболее эффективное средство преодоления этого расстройства. Даже если З. полностью не устранено, оно не должно восприниматься как недостаток, негативно влияющий на жизнь человека.

См. также Потребность в достижении, Тревога, Блокировка, Совладание, Кибернетика, Альтернативные методы терапии

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector