Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

19. Комплексный подход к преодолению заикания

19. Комплексный подход к преодолению заикания.

Комплексный подход – это воздействие на разные стороны заикающегося, разными средствами и усилием разных специалистов.

Это медицин воздействие, психотерапевт, логопедич, логопед ритмика, воздействие окруж на личность заикающ, его взаимоотнош со средой и его эмоц-волев сфера.

Цель: устранение, ослабление речевых судорог, расстройство голоса, дыхания, моторики, речи, оздор. и укрепл. организма, избавл. у ребенка отношения к речевому дефекту, перевосп. личности и поведен, социальная адаптация.

Флоренксая, Хватцев, Волкова, Чиркина – авторы

1. Лечебно-оздор работа (укреплен и оздор НС, ослобл судорог, моторики).

2. Корр-педагог работа ( устранение реч нарушений и псих особенностей заикающегося).

Необх фон: лечение+режим дня (сон ночью 10-11 ч,днем2ч, меньше телевизора, компьютера + посещ бассейна и др.

Медицинское воздействие : общеукрепляющие препараты,. Роль медикаментозного лечения с возрастом увелич. Т.к. из-за эмоциональных наслоений страхи, реактивные состояния.

Осн. цель: оздоровление психики, которая реализуется в 3 направлениях

1. воспитание полноценной личности

2. воспитание здоров установки

3. воздействие на микросоциальную среду

Делится на косвенную: обстановка, коллектив, режим.

Прямую: рациональную (разъяснительные беседы и суггестивную), суггестивную — внушение (в состоянии покоя и мышечного расслабления), которая в свою очередь делится на гипноз (внушение, для подростков, взрослых) и самовнушение (аутогенная тренировка).

20. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками.

I Методика Чевелевой. «Коррекция заикания в процессе ручной деятельности».

Выделяет 5 периодов.

Пропедевтический – слышит речь логопеда, ее темп, ритм, отробатывает речевое дыхание, фонематический слух. Цели и задачи выполнения на этапе режима молчания.

Этап сопряженной речи – допускается собственная речь ребенка по поводу одновременно совершаемых им действий (каждое действие проговаривается).

Этап завершающей речи – дети описывают выполненную работу или часть ее. Осуществляется переход от ситуативной к контекстной речи. (Расскажи что ты сделал?)

Этап предворяющей речи – имея зрительную опору дети рассказывают что они планируют делать, появляется умение планировать свою речь. Усложнение фразовой речи.

Закрепление навыков самостоятельной речи. Рассказ детей о всем процессе изготовления (поделки, рисунка), результата деятельности, вопросы ответы своей деятельности, спонтанные вопросы.

II Методика Волковой Галины Александровны «Коррекция устранения заикания в игровой деятельности».

Методика игровой деятельности или система игр.

Воздействие на микро-социальную среду

*Дидактические, *Подвижные,* Сюжетно-ролевые, *Игры с пением, *Театрализованные игры, *Творческие игры.

Ограничение игровой деятельности или режим молчания.

Вопросно-ответная речь (сист. вопросов, ответов по определенным темам.)

Самостоятельное общение детей в разнообразной ситуации (для реализации коммуникативной функции, роль логопеда снижена, он лишь дает направляющую функцию). Дети общаются сами.

21. Методика логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста.

1. Меняется тип ведущей деятельности: (учеба + игра).

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

Читайте так же:
Коморбидность депрессии и деменции

3. Логоработа осуществляется в тесном сотрудничестве с учителемм.

4. Установка на сознательное преодоление дефекта, самостоятельны упражнения над речью. Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логозанятий сближаются со школьной практикой.

7. Коррекционная работа не должна ограничиваться формальными упражнениями, а дносить реабилитациооный характер.

Методика Ястребова А.В.

Упорядочение темпа, ритма.

Расширение, уточнение словаря

Овладение грамматическим строем речи

Работа над фонематическим анализом и синтезом.

Тоже самое + усложнение речевого материала

Продолжение работы над звуковой и интонационной стороной речи, закрепление навыков плавной речи в любой ситуации.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Заикание Волкова

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причины возникновения заикания. По этиологическому признаку различают два вида заикания.

I. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.) Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных нетрудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка) В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.

Читайте так же:
Страхи и тревожность у детей с зпр

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Проявления заикания. Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания—клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака)

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к.-.нижка, каранд… аш, зм.-.ея).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Степени заикания. Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую) Четких критериев определения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения и эмболофразия (см. ниже)

Сопутствующие движения. Заикание не сразу сопровождается сопутствующими движениями. Они, как правило, появляются в процессе его развития, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Сопутствующие движения — это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей-Движений самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрёшельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.

Различают непроизвольные, т.е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения и произвольные.

Читайте так же:
Деменция как вид умственной отсталости

По мере развития заикания появляются новые уловки — речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т. п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.

Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения: исчезают одни и на их смену появляются новые.

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи:

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикулярные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) w респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Рубрика: Специальные школы. Коррекционная (специальная) педагогика

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга 2. Нарушение темпа и ритма речи. Заикание.Брадилалия.Тахилалия. Пособие для логопедов и студ. пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя- дефектолога)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие. В 5-и кн.. Книга I. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 частях. Часть1: Нарушения голоса. Дислалия. Пособие для логопедов и студ. дефектол.фак. пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Читайте так же:
Как лечить заикание с помощью пения

Пятибратова Н. В., Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. Для детей 4-6 лет — 2010 (Развитие речи «Шаг за шагом»)

Логопедам и воспитателям ДОУ с планами и конспектами

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Белякова Л.И., Заикание. учебное пособие для студентов пед. ин-тов — 1998

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Логопедия. учебник для дефектологических факультетов педагогических вузов — 2002 (Коррекционная педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Волкова Л.С., Логопедия. Учебник для вузов — 2003 (Коррекционаая педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Пособие для логопедов и студентов пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Лалаева Р. И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников — 2004 (Коррекционная педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Белякова Л. И., Логопедия. Заикание. Учебник для вузов — 2003 (Высшее профессиональное образование)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Поваляева М. А., Справочник логопеда — 2002

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Миссуловин Л. Я., Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. Учебное пособие — 2002 (Коррекц. педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Туманова Т. В., Исправление звукопроизношения у детей. дидактический материал. учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей — 1999 (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Ткаченко Т. А., Учим говорить правильно. система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей — 2001 (Практическая логопедия)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Ткаченко Т. А., Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — 2001 (Практическая логопедия)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Логопедия. Учебник для дефектол. фак. вузов — 2004 (Коррекционная педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Леонова С. В., Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. Учеб. пособие для вузов — 2004 (Коррекционная педагогика)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Логопедия в школе. Практический опыт — 2004 (Педагогическое образование)

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

Селиверстов В. И., История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для студентов вузов — 2004 (Gaudeamus)

Читайте так же:
Доктор комаровский о ночном энурезе детей 5 лет

В предлагаемом хрестоматийно-учебном пособии впервые в ретроспективе систематизируются сведения об истоках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедиикак отрасли специальной (коррекционной) педагогики. Пособие адресовано студентам дефектологического профиля высших и средних специальных учебных заведений. Оно будет интересным самому широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся проблемами детского языка и речи

Местонахождение издания: Зал литературы по общественным и гуманитарным наукам

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004 — 2021

Логопедия, Волкова Л.С., 2006

В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь. Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и учителей-логопедов. Первое издание вышло в 1989 году.

Логопедия, Волкова Л.С., 2006

Предмет и задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

СОДЕРЖАНИЕ.
От научного редактора.
Раздел I.Теоретические основы логопедии.
Глава 1.Логопедия как специальная педагогическая наука.
Глава 2.Этиология нарушений речи.
Глава 3.Классификация нарушений речи.
Глава 4.Методы логопедического воздействия.
Раздел II.Виды нарушений голоса и речи и их коррекция.
Глава 5.Нарушения голоса.
Глава 6.Дислалия.
Глава 7.Ринолалия.
Глава 8.Дизартрия.
Глава 9.Нарушения темпа речи.
Глава 10.Заикание.
Глава 11.Алалия.
Глава 12.Афазия.
Глава 13.Нарушения письменной речи.
Раздел III.Логопедическая работа при фонетикофонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности.
Глава 14.Обучение и воспитание детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
Глава 15.Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.
Глава 16.Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.
Глава 17.Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.
Глава 18.Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности.
Раздел IV.Организация логопедической помощи в России. Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов.
Глава 19.Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
Глава 20.Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи.
Глава 21.Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов.
Словарь.
Термины и понятия логопедии.
Персоналии.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Волкова Л.С., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector