Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ранние признаки деменции: как определить и что делать

Ранние признаки деменции: как определить и что делать?

Как определить ранние признаки деменции? На какие тревожные симптомы, которые могут говорить о развитии этого нейродегенеративного заболевания, следует обратить особое внимание? Можно ли замедлить развитие слабоумия и какие упражнения могут помочь как можно дольше сохранить когнитивные функции? Об этом — в нашей статье.

Ранние признаки деменции: как определить и что делать?

Ранние признаки деменции. Фото Amy Bonthorne, Unsplash

Деменция: понятие и определение. Причины развития

Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

В отличие от умственной отсталости (ранее — олигофрении), представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате заболевания или повреждения головного мозга после завершения его созревания. Так же может быть следствием одного заболевания или носить полиэтиологический характер (старческая или сенильная деменция). Развивается при сосудистых заболеваниях, болезни Альцгеймера, травмах, новообразованиях головного мозга, алкоголизме, наркомании, инфекциях ЦНС и некоторых других заболеваниях. Наблюдаются устойчивые расстройства интеллекта, аффективные нарушения и снижение волевых качеств. Диагноз устанавливается на основании клинических критериев и инструментальных исследований (КТ, МРТ головного мозга).

Деменция – стойкое нарушение высшей нервной деятельности, сопровождающееся утратой приобретенных знаний и навыков и снижением способности к обучению. В настоящее время в мире насчитывается более 35 миллионов пациентов, страдающих деменцией. Распространённость болезни повышается с возрастом. Согласно статистике, тяжёлая деменция выявляется у 5%, лёгкая – у 16% людей старше 65 лет.

Различают несколько видов деменции:

  • Атрофическая деменция:

Болезнь Альцгеймера – самый распространённый вид старческого слабоумия. Проявляется, как правило, после 65 лет. Её зарождение начинается задолго до первых симптомов: провалов в памяти, затруднений в общении, сложностей при выполнении не только профессиональных обязанностей, но и простых дел по дому. Эти признаки относятся к ранней стадии. На умеренном этапе её развития они усиливаются, становятся очевидными для окружающих. Человек теряет оперативную память, забывает имена, названия предметов, перестаёт узнавать даже своих родных. Начинает вести себя неадекватно. Уходит из дома. Не ориентируется в пространстве, во времени. Может быть опасным для людей, проживающих рядом с ним, так как в таком состоянии легко забыть выключить газ, утюг, другие электроприборы. Такие люди нуждаются в постоянном уходе и присмотре. При тяжёлой форме болезни Альцгеймера человек уже не способен к самостоятельному обслуживанию, полностью теряет элементарные навыки. Он сам уже не может держать ложку, вилку или другие предметы, двигаться, даже поворачиваться в кровати на другой бок, отчего возникают пролежни, прогрессирующий некроз тканей; не может жевать и глотать; осуществлять естественные физиологические процедуры.

Болезнь Пика представляет собой дегенеративное заболевание, в процессе которого происходит атрофия коры головного мозга – её истончение. Это ведёт к уменьшению объёма мозга. Данная болезнь достаточно редкая. По мнению ученых, причина её возникновения — генетическая предрасположенность. Но есть другие факторы — тяжёлые травмы головы, длительная алкогольная интоксикация, инфекции головного мозга, а также тяжёлые сосудистые нарушения.

Ранние симптомы болезни Пика:

  1. неадекватное поведение, потеря простых человеческих качеств, таких как симпатия, сопереживание, радость за других; отсутствие концентрации внимания; снижение самоконтроля; повышенная возбуждённость или апатия;
  2. постоянное повторение одних и тех же действий; неопрятность, нечистоплотность; речевая дисфункция, трудности с формулированием мысли.

Со временем симптоматика болезни усиливается. Человек теряет способности к самообслуживанию. Прогноз жизни таких больных неблагоприятный – при стремительном развитии больной живёт не дольше 3-4 лет после появления первых симптомов. В среднем этот срок составляет 7-11 лет.

  • Сосудистая деменция.

Этот вид старческого слабоумия вызывается, как правило, инсультом или нарушениями кровоснабжения мелких сосудов головного мозга. Деменция по этому типу имеет свою специфику. Она развивается медленно. Иногда состояние стабилизируется, но не восстанавливается полностью. Прогрессия продолжается, у больного с сосудистой деменцией усиливается:

  • депрессия на фоне выраженной апатии;
  • акцентуация личности (усиленное проявление некоторых черт характера, например, ревность, эмоции и т.д.);
  • снижение концентрации, сосредоточенности, а также способности в решении простых проблем.
  • Деменция смешанного типа.
Читайте так же:
Часть мозга отвечающая за заикание

В таком состоянии психическое слабоумие зависит не от одного фактора (диагноза), а нескольких. Обычно в этом случае речь идёт об органических поражениях головного мозга (атрофии), свойственных характерным признакам болезни Альцгеймера, и сосудистых патологиях. Вместе эти болезни еще больше в негативном контексте влияют на память и адекватность больного.

Ранние признаки деменции: тревожные сигналы

На начальном этапе обычно можно выделить следующие моменты:

  • Сложности с выражением мыслей

Всем знакома ситуация, когда забывается какое-то слово или фраза. В народе даже есть выражение – «Крутится на языке». Ничего страшного, если это происходит редко и не беспокоит вас. Однако если это повторяется постоянно и вызывает проблемы при взаимодействии с людьми – это уже повод для подозрений.

  • Плохая память

Если вы 3 раза в неделю ищете ключи от квартиры, потому что не помните, куда положили их вчера – это обычная ситуация. А вот если вы забыли, что вам рассказал ваш ребёнок вчера или с трудом припоминаете сегодняшний обед, это может означать, что ваши когнитивные способности уже нарушены.

  • Беспокойство и легкая паранойя

Конечно, все мы с возрастом понимаем, что жизнь — это сложный и комплексный процесс. Не каждый находит правильное место в мире и поэтому вокруг нас много разочарованных людей. Цинизм или пессимистичность – это, к сожалению, норма сегодняшнего дня. Но если вы слышите, что человек абсолютно серьёзно говорит о том, что на его жизнь кто-то покушается каждый день или за ним установлена слежка, знайте — это может сигнализировать о начале деменции.

  • Резкие и бесконтрольные изменения в настроении и характере

Если человек всю жизнь был суровым и нелюдим и вдруг стал общительным болтуном — не стоит обольщаться: как правило, любые резкие перемены в характере говорят о неправильной работе какой-то области мозга.

  • Потеря временной и пространственной ориентации

Если попытки ответить на такие вопросы как: какое сегодня число, день недели, месяц, год, вызывают затруднения, значит клетки головного мозга уже начали медленно разрушаться.

  • Угасание интереса к увлечениям

С развитием деменции из жизни человека уходят его любимы занятия. То, что раньше он делал с увлечением и любовью, постепенно становится как будто неинтересным и даже незнакомым.

Апатия опасна в любой ферме, но в такой – больше других.

  • Потерянность

Люди, подверженные слабоумию, могут утратить способность сосредотачиваться на чём-то и планировать свои действия.

  • Нелогичность в диалогах

Страдающий слабоумием мозг не даёт человеку логично вести беседу. Мысли постоянно путаются, и обсуждение хорошей погоды может закончиться на чём-то совершенно отвлечённым. Люди просто забывают, насчёт чего конкретно они хотели выразить свое мнение.

Все полезные и бесполезные вещи бережно прячутся и сохраняются на «чёрный день». Иногда люди в возрасте становятся собирателями хлама и мусора, потому что думают, что «в хозяйстве всё может пригодиться».

Ранние признаки деменции: как определить и что делать?

Ранние признаки деменции: тревожные сигналы. Фото Jose Antonio Gallego Vázquez, Unsplash

Практические советы: как замедлить развитие деменции?

К большому сожалению деменция необратима, поэтому важнейшей задачей является своевременная диагностика и лечение заболеваний, способных ускорить развитие деменции, а также стабилизация патологического процесса у больных с уже возникшим приобретённым слабоумием. Лечение деменции осуществляют специалисты в области психиатрии в сотрудничестве с неврологами, кардиологами и врачами других специальностей.

Также является важным следить за физической и социальной активностью людей с деменцией. Утверждение старых навыков, гигиена полости рта, умывание, прогулки, привычные ритуалы (например, поход в кино по воскресеньям или прогулки в парке и т.д.)

Неотъемлемой составляющей являются занятия с психологом.

Упражнения для тренировки мозга

  • Составление в уме слов наоборот (кот – ток, игла – алги). Начинать надо с коротких слов из 3, 4 букв, затем число букв увеличивается.
  • Составление новых слов из одного, путём перемены букв. Например, из слова «ласточка»: точка, сок, кот…
  • Достроить вторую часть известной пословицы, загадки или поговорки. Например, «Волков бояться –…», «Сорок одёжек – …», «Без труда – …».
  • Рисование геометрических фигур в зеркальном отражении. Начинать надо с простых треугольников и ромбов, затем фигуры можно усложнять.
  • «Четвёртый лишний». Надо найти среди четырёх слов лишнее и объяснить почему. Например: сова, волк, ворона, тетерев. (Волк – не птица, он лишний.)
  • Детские игры. Например, можно поиграть в аналог игры: «Я знаю 5 имён мальчиков». Так можно вспомнить названия овощей, кухонной утвари и прочее. Их может быть не 5, а 7 или больше.
  • Прочитывать и переписывать в тетрадь 3 и более листов из книг.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Рисование пластилином.
  • Рисование кисточкой или пальцами.
  • Раскрашивание рисунков.
  • Устный и письменный счет в прямом и обратном направлении. .
Читайте так же:
Я полностью избавилась от заикания

Заключение

К большому сожалению в современном мире нет «волшебной таблетки» от такого коварного заболевания как деменция. И людям, которые столкнулись с ней ввиду своих близких, нужна огромная помощь и поддержка. Радует то, что в наше время с развитием электронных технологий более доступна информация о заболевании и способах помощи. Также можно получить помощь и поддержку в различных как платных, так и социальных центрах. Главное — не отчаиваться и продолжать ежедневную работу с больным.

Источники:

  1. Деменция: руководство для врачей / Н.Н. Яхно, В.В. Захаров, А.Б. Локшина, Н.Н. Каберская, Э.А. Мхитарян. – М.: МЕДпресс-информ, 2010 – 272 с.: ил.
  2. Деменция. Книга в помощь вам и вашим родным / М. Кругляк, Л. Кругляк – ИГ «Весь», 2016 – 370 с.: ил.
  3. Деменция: диагностика, лечение, уход за больным и профилактика / И.В. Дамуль, А.Г. Сонин – ЭКСМО, 2012-312 с.: ил.
  4. Деменция https://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра / https://mkb-10.com/index.php?pid=4238

Ранние признаки деменции: как определить и что делать?

Психолог. Закончила Новосибирский Государственный Педагогический Университет по специальности «психолог, преподаватель психологии», специализация — клиническая психология. С 2008 года работала в Центре социальной помощи, отделение реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов, с 2021 года работает в Новосибирском областном доме милосердия. Является практикующим психологом, владеет техниками арт-терапии, песочной терапии. Разработала и реализовала ряд программ, направленных на психологическую поддержку родителей и работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на оказание услуг ранней комплексной помощи детям с врождёнными пороками развития или генетическими нарушениями в возрасте от 0 до 5 лет.

« Отличие детей с задержкой психического развития от умственной отсталости и педагогической запущенности ».

Психологические особенности когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
zaderzhka_psikhicheskogo_razvitiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Консультация для воспитателей

Тема: « Отличие детей с задержкой психического развития от умственной отсталости и педагогической запущенности ».

Князева Оксана Викторовна

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций. Вследствие недостаточности динамической организации психической деятельности отмечаются неустойчивость, рассеянность внимания, нарушение контроля за выполняемой деятельностью, поверхность знаний об окружающем мире, социальная незрелость и др.

Умственная отсталость недоразвитие интеллекта, которая не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Умственная отсталость «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Деменция у детей отличие от умственной отсталости

Олигофрения (от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) — это стойкое, нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет.

Деменция (от лат. dementiа — безумие, слабоумие) — стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм.

Деменция возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга. Приобретенный интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. В отличие от олигофрении деменция имеет место на более поздних стадиях развития (после 2-3-лет) и выступает как поздняя форма умственной отсталости. Поэтому, определенное время дементный ребенок развивается на здоровой основе, что будет способствовать компенсации приобретенного дефекта. Кроме того, если при олигофрении поражение носит тотальный характер, то есть равномерно нарушены все стороны психической деятельности, то при деменции — мозаичный, то есть страдают отдельные зоны коры головного мозга и качества. Если при олигофрении отмечается эволютивная положительная динамика развития, то есть с возрастом состояние улучшается, то при отдельных видах деменции — состояние может ухудшаться, происходит нарастание слабоумия.

Деменция – это синдром, обусловленный органическим поражением . поэтому задержка психического развития (олигофрения) к деменции не относится. . могут отмечаться существенные различия по результатам выполнения .

В отличие от деменции, олигофрения, или врожденное слабоумие, имеет в своей основе не распад или снижение, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как следствие задержки или приостановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде.

Несмотря на относительную четкость критериев разграничения деменции и олигофрении, граница между приобретенным и так называемым врожденным слабоумием тем более условна, чем меньше возраст ребенка. В детском возрасте, особенно в раннем детстве, когда познавательные процессы развиваются наиболее интенсивно, любое психическое заболевание или патологическое состояние, ведущее к снижению познавательной деятельности, а тем более к распаду наличных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается задержкой или приостановкой интеллектуального развития. У детей раннего возраста (до 3 лет) значение нарушения развития познавательных функций и интеллектуальных процессов обычно преобладает над значением повреждения и распада интеллектуальных функций, поскольку они, как правило, еще недостаточно развиты, рудиментарны. В связи с этим, а также трудностью и нередко невозможностью отграничить приобретенное и врожденное слабоумие в раннем детском возрасте Г. Е. Сухарева (1965, 1972> рекомендует любые случаи слабоумия, возникшего до 3 лет жизни и не связанного с прогрессирующими психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия, органические заболевания головного мозга) условно относить к олигофреническому слабоумию (умственной отсталости). Вместе с тем слабоумие, обусловленное шизофренией, эпилепсией и прогрессирующими органическими заболеваниями, возникшими в первые годыжизни ребенка, как правило, также приобретает сходство с олигофреническим слабоумием, в связи с чем в этих случаях говорят об олнгофреноподобных состояниях.

Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении

Олигофрения и деменция – две формы умственной отсталости, тяжелые и неизлечимые болезни, которые характеризуются поражением мозга и сопровождаются расстройствами интеллектуальной сферы и когнитивных функций. Эти заболевания имеют ряд схожих симптомов, из-за чего иногда возникают проблемы с постановкой диагноза.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное нарушение психического развития вследствие поражения мозга, которое характеризуется снижением интеллекта, общей заторможенностью, обеднением эмоций, снижением социальной активности.

Если умственная отсталость проявляется в раннем возрасте, ее называют олигофренией и выражается она в значительном отставании развития ребенка от своих ровесников: он намного позже начинает узнавать родных, сидеть, ползать, ходить, говорить. Вырастая, такой ребенок не имеет тяги к познанию мира, общению с другими детьми. Он социально не адаптирован, интеллектуально не развит, при этом физические данные страдают редко.

Иногда умственная отсталость бывает приобретенной и развивается на фоне болезни, травмы или других, непонятных на первый взгляд, причин. Это состояние называется деменцией и характеризуется, кроме снижения умственной деятельности, прогрессирующей потерей памяти, сменой уже сложившегося характера, эмоциональными изменениями вплоть до полного разрушения личностного ядра.

Приобретенная деменция из за артериальной гипертензии

Описание деменции и олигофрении

Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция тесно связанные между собой, тем не менее, это не одно и то же. Врожденное или раннее возникновение болезни проявляется у 1-3% детей. Это может происходить по ряду причин:

  1. Наследственность.
  2. Значительная недоношенность.
  3. Проблемы, возникшие в процессе родов (например, асфиксии) или родовые травмы.
  4. Хромосомные аномалии.
  5. Инфекционные поражения плода.
  6. Влияние алкоголя, наркотиков во время беременности.

Также причиной олигофрении могут стать тяжелые травмы головы в период жизни до 3-х лет.

Справка. От деменции чаще всего страдают пожилые люди в возрасте от 65 лет, преимущественно женщины, детей болезнь поражает редко.

Деменция – это снижение когнитивных способностей в результате атрофии мозга, вызванной его недостаточным питанием, гипоксией. Это приобретенная болезнь, которая проявляется у детей от 3-х лет и в таком возрасте может быть вызвана различными причинами:

  • травмами головного мозга;
  • инфекционными заболеваниями;
  • опухолевыми процессами;
  • авитаминозами;
  • тяжелыми болезнями внутренних органов.

В старшем возрасте основные причины отличаются, в 50-70% случаев развитие слабоумия провоцирует болезнь Альцгеймера, реже – сосудистые заболевания, болезнь Пика, Паркинсона, с тельцами Леви.

Причины деменции в старшем возрасте

Историческая справка

Умственные отклонения у детей и взрослых долгое время не имели четкой классификации. Впервые обратил внимание на различия симптоматики известный врач, основоположник французской психиатрии Филлип Пинель, он же автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость. В свою очередь, термин «олигофрения» появился еще позже, более чем через 100 лет. Он был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином.

В XX веке изучением олигофрении занялись несколько ведущих врачей-психиатров. Тогда же было предложено деление болезни на три типа: дебильность, имбецильность, идиотия.

В 1989 году в ходе разработки МКБ-10 классификацию изменили, исключив понятия, которые вышли за рамки диагнозов и приобрели негативный окрас. Теперь олигофрения официально имеет 4 стадии:

  • легкая (ранее – дебильность), отвечает уровню знаний 9-12 летнего ребенка;
  • умеренная (незначительная имбецильность), уровень знаний 6-9 летнего ребенка;
  • тяжелая (имбецильность по старой классификации), уровень 3-6 лет;
  • глубокая (ранее – идиотия), уровень 3 и менее лет.

Определение стадии олигофрении важно для установления уровня помощи, необходимой пациенту.

Схожесть и отличия олигофрении и деменции

Хотя понятия олигофрении и деменции давно разделены, путаница в постановке диагноза случается до сих пор. Основная причина этого заключается в том, что олигофрения, хоть и является в большинстве случаев врожденной, часто проявляется в возрасте 3, а иногда и 5 лет и напоминает слабоумие в ранней стадии.

Чем похожи врожденная умственная отсталость и деменция?

ДеменцияОлигофрения
Первопричиной может быть инфекционный процесс, травма, опухолевый процессВ случае если олигофрения не врожденная, причиной часто становится травма, немного реже – инфекционные процессы
Характеризуется изменениями личности: заострением черт характера, агрессивностью, раздражительностью или наоборот, ранимостью, слезливостью и меланхоличностью. Пациент замыкается в себе, изолируется от обществаОлигофрения влияет на эмоциональную составляющую, подавляя ее. Ребенок замкнутый, подавленный, социально неадаптированный
Чаще всего на первой стадии страдает память, мышление, речьТак как в первую очередь страдают интеллектуальные способности, ребенок испытывает трудности в общении, формировании логических цепочек, мыслей.

Первое отличие умственной отсталости от деменции – период начала болезни. В большинстве случаев олигофрения врожденная, при этом начальные проявления заметны уже в первый год жизни ребенка. Деменция же никогда не диагностируется раньше 3-х лет.

Второе отличие — течение болезни. Олигофрения не прогрессирует, ребенок может развиваться в физическом и даже умственном плане, значительно отставая от сверстников.

 Олигофрения умственная отсталость не прогрессирует

Прогноз деменции менее утешительный, и если на ранних стадиях пациент испытывал лишь незначительные проблемы (чаще всего это забывчивость и трудности в формировании мысли), то с течением времени болезнь прогрессирует, происходит полная потеря всех навыков и умений, возможности ориентироваться во времени, пространстве, собственной личности. При олигофрении в отличие от деменции приобретенные навыки не теряются.

Сравнительная таблица отличия симптомов деменции и олигофрении

Умственная деменцияОлигофрения
Диагностируется после 3-х летПоявляется с рождения, очень редко – с 3-5 лет
Постепенно прогрессируетХарактер заболевание постоянный, не прогрессирующий
Нарушения проявляются локально, атрофия мозга частичнаяОбщее недоразвитие мозга, из-за чего одновременно страдают все нервно-психические функции
Охватывает различные когнитивные функции: память, мышление, речь, интеллект, эмоциональную составляющую.Олигофрения затрагивает исключительно интеллект, механическая память не страдает.

Также стоит отметить, что больной деменцией не может существовать без посторонней помощи, соблюдать личную гигиену, питаться, иногда даже передвигаться. Человек с олигофренией не теряет возможности ухаживать за собой сам, заниматься физическим трудом, часто способен жить самостоятельно.

Постановка диагноза

Чтобы выявить различия олигофрении и деменции и поставить правильный диагноз, специалистом проводится опрос близких родственников, тесты с пациентом, оценка его соматического, психологического и неврологического состояния, инструментальные обследования.

Диагностика умственной отсталости и деменции

В ходе опроса выясняется, поражены ли когнитивные функции или исключительно интеллект, проводятся тесты (на уровень IQ или определение стадии деменции). Оценивается умение выражать мысли, быстрота и адекватность ответов на легкие вопросы.

С помощью компьютерной или магниторезонансной томографии врач замечает очаги поражения, определяет вид умственной отсталости или деменции.

Прогноз

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции очень важна для дальнейшего лечения и ухода за пациентом. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом сразу, как только замечены первые симптомы.

Важно. Заниматься определением вида и степени болезни самостоятельно категорически запрещено!

К сожалению, умственная отсталость, олигофрения и деменция – необратимые процессы, которые в 99% случаев (излечимы лишь некоторые виды деменции) не могут быть полностью вылечены.

Тем не менее, ранее выявление слабоумия помогает замедлить и облегчить течение болезни, улучшить состояние больного, продлить ему жизнь.

Детям с олигофренией и их родителям также необходимо своевременное посещение специалиста, который в обязательном порядке назначит консультации с психологом с целью улучшить социальную адаптацию ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector