Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте

Абдрахманова, Э. В. Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте / Э. В. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15186/ (дата обращения: 25.10.2021).

В данной статье рассматривается проблема одиночества у подростков. Автор акцентирует внимание на причинах возникновения данного феномена. Описывается взаимосвязь одиночества и депрессивного расстройства. Также приводится ряд факторов, которые могут стать причиной развития депрессии.

Ключевые слова: одиночество, депрессия, подростковый возраст, личность, конфликт, психосоциальные факторы.

Одиночество — проблема общества XXI века. В связи с ростом городов и населения, человек все менее ощущает свое единение с обществом и испытывает чувство ненужности и отчужденности. Наиболее уязвимыми становятся подростки в силу различных факторов. Душевные переживания могут стать причиной возникновения такого психического заболевания как депрессия. В связи с этим необходимо изучение причин данной проблемы с целью разработки профилактических мер для сохранения психологического благополучия подростков.

Изучением данного феномена занимались ученые различных направлений, таких как психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон), экзистенциальная психология (М. Бубер), социологические концепции (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Симен). Среди отечественных психологов проблему одиночества освещали: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. А. Меграбяна, В. С. Мухиной, И. С. Кона, В. В. Новикова, Г. М. Мануйлова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, М. В. Полевой, В. А. Абраменковой, Н. П. Фетискина [7].

Под чувством одиночества понимается эмоциональное переживание, сопровождающееся осознанием неудовлетворения субъективно значимой потребности в общении со значимыми другими. Как правило, одиночество рассматривается с двух позиций: социального окружения и внутреннего мира человека, испытывающего чувство одиночества [8].

По мнению Д. Рисмена главной причиной одиночества можно считать ориентацию личности на других людей. Личность стремиться всем нравиться и приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, при этом являясь обособленной от своего истинного Я, своих чувств и своих ожиданий, что может привести к возникновению беспокойства и зависимости от внимания со стороны окружающих людей. П. Слейтер называет современное общество индивидуалистическим, в котором становится невозможным достижение удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости. Вследствие чего у человека возникает одиночество.

Л. Зилбург считал причинами одиночества такие черты личности как нарциссизм, мания величия, враждебность, которые возникают в детском возрасте, когда ребенок одновременно ощущает радость быть любимым и одновременно испытывает потрясение от того, что он мал и слаб и вынужден ждать удовлетворения своих потребностей от других людей. Ф. Фромм-Рейхман ведущей причиной одиночества называет пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки [5].

Основными причинами появления одиночества у подростков являются:

1) неполноценное общение со сверстниками, низкий уровень развития коммуникативных умений;

2) отсутствие принятия подростка окружающими;

3) неспособность дать оценку себе и своему внутреннему миру;

4) завышенные требования и ожидания к другим людям;

5) нереалистичные представления о взаимоотношениях между людьми [1].

Г. Р. Шагивалеева выделяет следующие причины одиночества:

1) Осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству, а также тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, которые затрудняют коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.

2) Игнорирование, избегание, насильственное заточение и др. со стороны других людей.

3) Объективная изоляция, как следствие стечения обстоятельств [3].

Зарубежные ученые Л. М. Хоровиц, Р. де Френч и К. А. Андерсон считают, что большинство признаков одинокой личности почти полностью повторяются в прототипе депрессивной личности. Из этого следует, что, если личность одинока, то у личности проявляются некоторые основные признаки депрессии.

Такие исследователи как Д. Дж. Уикс, Дж. Мичела, П. Э. Пепло и М. Брэгг сделали вывод о том, что одиночество и депрессия представляют собой разные явления, хотя и связанные друг с другом. При этом, авторы утверждают, что явления возникают по общей причине. Одно не служит следствием другого.

Читайте так же:
Я очень хочу справиться с депрессией

Под депрессией понимается психическое состояние, которое является серьезным заболеванием, характеризующимся депрессивной триадой: сниженным настроением, нарушением мышления, двигательной заторможенность. Поведение человека основано на пессимистических убеждениях и отчаянии, у него нарушаются сон, аппетит и внимание [2].

Подростковые депрессии — это одна из сложнейших медицинских проблем, следствием которой могут быть самоубийства, насилие, наркомания и поведенческие девиации. М. Б. Келлер отмечает, что средний возраст больных к началу депрессии — это 14 лет.

В течение подросткового периода возникают конфликты между актуализированными потребностями и невозможностью их удовлетворения, так как ломаются и перестраиваются многие прежние отношения, что вызывает фрустрацию, на которую вероятными формами психического реагирования будут депрессивные реакции. У подростков причиной фрустрирующей ситуации выступают с одной стороны — притязания на чувство взрослости, а с другой — неизменная социальная ситуация, он по-прежнему остается учащимся. Данный конфликт является хроническим и может стать причиной психических заболеваний, в частности — расстройств настроения [6].

Депрессии у подростков могут возникать вследствие ряда причин:

  1. Инфекционные заболевания, где депрессия может стать осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).
  2. Генетическая предрасположенность. У ребенка может развиться заболевание, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства в 15 % случаев.
  3. Функциональные нарушения в головном мозге. Депрессии могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге — понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.).
  4. Психосоциальные факторы: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка [4].

Таким образом, анализ причин возникновения одиночества необходим для создания профилактических мер и методов преодоления негативного состояния, а также с целью формирования социально устойчивой, социально самостоятельной, ответственной, мобильной личности. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для возникновения различных психических заболеваний, поэтому так важно своевременное распознавание их признаков, и исключение неблагоприятных факторов, влияющих на ребенка.

Депрессия у детей

Принято считать, что депрессиям подвержены взрослые люди, пережившие сильный стресс. У детей плохое самочувствие или поведение относят к недостатку воспитания, излишним капризам, эгоизму. На самом деле, депрессия – реальное психическое заболевание, проявляющееся различными эмоциональными нарушениями. В том числе, бывает депрессия и у детей.

Обычно депрессия у детей бывает в подростковом возрасте, чаще у девочек. Выделяют раннюю (12 лет), среднюю (до 16-ти лет) и позднюю депрессии. И если в младшей группе депрессия бывает всего у 2% детей, то в средней и старшей возрастной группе дети подвержены депрессиям так же часто, как и взрослые. Некоторые детские психиатры, психотерапевты полагают, что депрессия у детей может появиться даже в новорождённом периоде, а также в возрасте 3-4 лет, когда малыш способен различать свои ощущения, эмоции и рассказывать об этом.

Родители должны знать, что депрессия у детей и подростков – заболевание, которое нуждается, как минимум, в консультации у детского психотерапевта, и, как максимум, в серьёзном лечении. Депрессия у детей может привести не просто к тяжёлым нарушениям психики и невротическим расстройствам, но и спровоцировать мысли о суициде.

ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Существуют физиологические и психологические факторы, способные вызвать появление депрессии у детей и подростков.

К физиологическим факторам депрессии детские психотерапевты относят:

  • различные патологии во внутриутробном и новорождённом состоянии (длительная гипоксия плода, асфиксия при родах и т.д.). Это сказывается на развитии головного мозга и может вызывать заболевания психики.
  • гормональные перестройки в организме. В подростковом периоде, когда происходят активные физиологические изменения (меняется тело, появляются менструация у девочек и ночные поллюции у мальчиков), избыток гормонов может существенно влиять на самочувствие и эмоциональный фон.
  • нарушение биохимических процессов в головном мозге, следствием которых может быть депрессивное состояние. К такому типу относят сезонные депрессии, возникшие на фоне общего благополучия.
  • сахарный диабет, эндокринные заболевания, частые головные боли, проблемы с ЖКТ – на фоне этих заболеваний также могут возникать депрессивные состояния.
Читайте так же:
У меня депрессия ничего не радует нет ни на что сил

К психологическим причинам депрессии у детей относят:

  • неустроенность, эмоциональная неудовлетворенность в семье. Постоянные ссоры родителей, развод, отсутствие понимания между родителями и ребёнком, чрезмерная опека и, напротив, отсутствие заботы. Всё это приводит к тому, что ребёнок не может поделиться с мамой и папой своими переживаниями, становится замкнутым, эмоционально инфантильным, порой агрессивным и неуправляемым.
  • проблемы в школе. Это могут быть и ссоры со сверстниками, и конфликты с учителями, и неуспеваемость в учёбе. Ребёнок начинает ощущать себя не таким, как все, отстающим, никчёмным, неуспешным на фоне школьных лидеров.
  • смена жительства. Лишившись привычной обстановки, потеряв связь с друзьями во дворе, подросток может испытать чувство одиночества, что и приводит к развитию депрессии.
  • длительное пребывание за компьютером. В этом случае ребёнок может просто отключаться от реального мира, теряя навыки живого общения.
  • психологическая травма. Сильный стресс из-за смерти или потери кого-то из близких людей, испуг после страшной ситуации (насилие, ДТП и т.д.), замкнутость из-за серьёзной болезни или физической неполноценности (например, сильный ожог, инвалидность и т.д.).

Поздняя депрессия может возникнуть у подростков сразу после окончания школы, когда они испытывают трудности с выбором дальнейшего пути, ощущают собственную беспомощность и недостижимость желаемых целей.

Установить причину важно, чтобы назначить адекватное и эффективное лечение депрессии у детей и подростков. Поможет разобраться в проблеме опытный детский психотерапевт челябинского НИИ Дети Индиго.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

Классическое проявление депрессии у детей, как и у взрослых: плохое настроение и самочувствие, отсутствие желания активно двигаться, снижение мыслительной деятельности. У детей помладше депрессия проявляется в виде общей слабости, плохого аппетита, нарушения сна, чрезмерной плаксивости, энуреза, ночных кошмаров, потери интереса к любимым игрушкам, замкнутости и т.п. Один из основных признаков депрессии у ребёнка – эмоциональная неуравновешенность, резкая и довольно частая смена настроения (от угрюмого состояния к безудержному веселью и обратно).

Задать вопрос У подростков симптомы депрессии могут быть более агрессивными: они становятся злыми, грубыми, раздражительными, зачастую начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Такую депрессию сложно устранить разговором по душам, требуется немедленная помощь опытного детского психиатра или психотерапевта.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

Родители часто бывают заняты, оправдываясь желанием побольше заработать, чтобы обеспечить своего ребёнка. Отсутствие доверительного общения, тесного контакта с родителями (элементарных объятий) приводит к тому, что ребёнок ощущает себя нелюбимым и ненужным. А постоянные претензии (не выучил уроки, не убрал в комнате, не вынес мусор) усугубляют ситуацию.

Избежать длительного лечения депрессии у своих детей можно, если вовремя обнаружить проблему.
Небольшой тест поможет определить, всё ли в порядке с эмоциональным здоровьем ребёнка.

Становится ли ребёнок агрессивным или, напротив, выглядит отрешённым, если ему не удаётся что-то сделать (решить задачу, выполнить поделку и т.д.)?

Часто ли плачет ребёнок без веского повода?

Способен ли ребёнок концентрироваться при выполнении серьёзного задания?

Испытывает ли ребёнок проблемы с засыпанием, часто ли просыпается ночью?

Часто ли ребёнок проводит время в одиночестве, при условии, что в это время имел возможность гулять, общаться со сверстниками?

Читайте так же:
Ребенок болеет а у меня депрессия

Изменились ли пищевые привычки ребёнка (например, стал отказываться от любимых когда-то продуктов)?

Появились ли резкие изменения в весе (значительное снижение или резкий набор веса)?

Жалуется ли ребёнок на чувство неудовлетворённости, грусти?

Выглядит ли ребёнок уставшим, измученным?

Угрожает ли ребёнок причинить себе вред, заговаривает ли о смерти?

Если хотя бы на половину вопросов ответ утвердительный, есть большая вероятность, что ребёнок пребывает в состоянии депрессии, и требуется срочная консультация детского психотерапевта. В Челябинске это можно сделать в НИИ Дети Индиго.

КАК ЛЕЧИТЬ ДЕПРЕССИЮ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Депрессия у детей может длиться два года и более. Нельзя ждать, что она пройдёт сама по себе. Действительно, при лёгкой форме расстройства психика ребёнка может реабилитироваться самостоятельно. Но при длительном течении заболевания помощь детского психотерапевта просто необходима, иначе можно потерять ребёнка в прямом и переносном смысле.

Успокоительные препараты и антидепрессанты часто назначают детям для лечения депрессии. Риск возможных осложнений и побочных эффектов должен оценивать лечащий врач.

В НИИ Дети Индиго специалисты применяют современные аппаратные методики и авторские схемы для лечения депрессии у детей, которые не оказывают вредного воздействия на организм и позволяют быстрее и эффективнее добиваться выздоровления ребёнка.

Запишитесь на консультацию по лечению заболевания — депрессия у детей в Челябинске. Прием ведут высококвалифицированные детские психологи, психотерапевты, нейропсихологи. Сколько стоит

Развитие подростков и их участие в жизни общества

Четверо подростков с фотоаппаратом-«мыльницей».

В Европе и Центральной Азии подростки – одно из главных богатств региона. И все же не у многих из них есть шанс участвовать в процессе принятия решений, которые отражаются на их жизни и на жизни местного сообщества, а их потенциальный вклад в общество зачастую не принимается во внимание.

Многие подростки имеют лишь ограниченный доступ к жизненно необходимым услугам в секторах здравоохранения, образования, социальной защиты, защиты прав детей и правосудия, а их изолированность часто обусловлена бедностью и отсутствием у них возможностей, равно как и нехваткой программ, законов и финансирования, необходимых для осуществления их прав и удовлетворения их нужд.

Социальные нормы также препятствуют их участию и закрепляют «традиционные» гендерные роли. Например, на Кавказе и в Центральной Азии, а также среди представителей народности рома и в сообществах беженцев заключаются детские браки. В регионе маргинализованные подростки сейчас составляют большинство от числа проживающих в воспитательных учреждениях.

Несовершеннолетние подвержены повышенному риску: например самая распространенная причина смертей среди молодежи в возрасте 15–19 лет – ДТП; за ней следуют самоповреждающее поведение, межличностное насилие и утопление. Небезопасное поведение, в том числе незащищенный секс и употребление табака, алкоголя и наркотиков, зачастую практикуется с раннего возраста, а его распространенность в некоторых странах растет.

Обостряются проблемы психического здоровья: например возрастает распространенность депрессии

В то время как проблемы сексуального и репродуктивного здоровья во многих странах продолжают оставаться нерешенными, набирают актуальность проблемы психического здоровья: например распространенность депрессии. Сегодня депрессия является основным слагаемым бремени заболеваний в некоторых странах, в том числе в Казахстане, где число самоубийств юношей в возрасте 15–19 лет является одним из самых высоких в мире.

В регионе немалая доля детей – 96 % – имеет доступ к нижней ступени среднего образования, однако наблюдаются низкие показатели доступа к образованию и получения полного образования среди подростков с ограниченными возможностями здоровья и среди подростков народности рома. Согласно данным за 2015 год, 30–50 % 15-летних подростков не имеют базовых навыков в области чтения, счета и естественных наук.

Предположительно 2,4 миллиона подростков не посещают школы

Многие подростки так и не добираются до верхней ступени среднего образования: предположительно 2,4 миллиона не посещают школы. Те же, кто смогли получить такое образование, говорят о том, что учебная программа часто не адаптирована к нынешнему рынку труда. В итоге многие подростки не учатся, не проходят профессиональную подготовку и не работают.

Читайте так же:
Препараты для лечения депрессии у подростков

Подростки часто подвержены большему риску нищеты, чем дети более младшего возраста, и при этом они могут уже не соответствовать критериям для получения социальной помощи. В некоторых случаях нищета приводит к детскому труду, а подростки, живущие и работающие на улице, могут подвергаться насилию, жестокому обращению и эксплуатации. Наибольшей угрозе подобных нарушений подвержены подростки – беженцы или мигранты.

Лишь малая доля подростков, права которых были нарушены, обращается за правовой защитой или имеет доступ к правосудию. А из них еще меньшая доля получает (если вообще получает) результат, которого заслуживает.

Интернет зависимость у детей и подростков

Интернет зависимость – болезнь XXI века. Чаще всего с ней сталкиваются дети и подростки. Проблема возникает при стрессах, недостаточном внимании к ребенку внутри семьи, а также из-за гиперопеки родителей. И привести интернет-зависимость может не только к ухудшению психологоческого, но и физического здоровья ребенка.

Проблема интернет зависимости

В 2013 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:

  • 54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
  • у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
  • 43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.

Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2016 году. Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56% против 51% в США и 40% в Европе. Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40%, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68%. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82% детей, то в 2016 – уже 92%.

К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам, которые смотрят видео, общаются не меньше девяти часов.

С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.

Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство».

Причины интернет зависимости

Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей.

У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы появляются:

  • при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
  • при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
  • при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.

В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности интернет зависимость у подростков возникают из-за нестабильного гормонального фона. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:

  • попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
  • застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
  • агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Читайте так же:
Бывает ли послеродовая депрессия со вторым ребенком

Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение. Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты. Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания.

Виды интернет зависимости

Психологи выделяют пять основных типов интернет зависимости молодежи:

  1. Зависимость от веб-серфинга. Под этим видом подразумевается бессистемный и непрерывный поиск потоков информации. При посещении сайта с целью получения данных по конкретной теме через некоторое время внимание пользователя переключается, и он оказывается на постороннем ресурсе. Подобное поведение приводит к снижению продуктивности, перегрузу ненужной информацией, неспособности глубоко погрузиться в изучение темы. Основная причина кроется в хаотичном перечитывании обзоров, статей, форумов и комментариев.
  2. Зависимость от онлайн-общения. Выражается в избыточном количестве друзей в социальных сетях, постоянном общении на форумах, в чатах, больших объемах переписки. В отличие от рядовых пользователей виртуального пространства, зависимые постоянно пытаются расширить свой круг общения, следят за количеством подписчиков, ежедневно заводят новые знакомства.
  3. Игровая зависимость. Обычно характеризуется навязчивым увлечением сетевыми онлайн-играми. И если некоторые игроки так пытаются отдохнуть от перенапряжения, для других турниры становятся манией из-за отсутствия хобби, скуки, желания повысить самооценку при получении виртуальных или реальных призов, почетных мест.
  4. Игровая зависимость от тотализаторов, лотерей, онлайн-казино обычно появляется из-за финансовых проблем или жажды острых эмоций. Самый опасный вид зависимости – ощущение азарта и близость выигрыша еще активнее подталкивают игрока делать ставки, пополнять баланс игрового счета.
  5. Киберсексуальное влечение выражается в посещении порносайтов, просмотре видеороликов и фотографий сексуального содержания, онлайн-общении с обменом интимными подробностями, тяге к киберсексу. Такая зависимость может стать причиной сексуальных расстройств, фертильности или импотенции в будущем.

Последствия интернет зависимости

Из-за отсутствия единой системы диагностики и лечения психологи сравнивают киберзависимость с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость в сети интернет выражается снижением аппетита, нарушением распорядка дня, фаз сна, то на последней стадии мания может стать причиной суицида.

При оптимистичном развитии сценария у зависимого может пропасть интерес к друзьям, окружению, реальному миру. Из-за снижения коммуникативных навыков у подростка возникают сложности с поиском фраз для формулирования мысли, а систематический пропуск приемов пищи и нарушение сна снижает сопротивляемость инфекциям.

На второй стадии обычно появляются проблемы с успеваемостью, запоминанием информации, способностью обучаться. Появление различных синдромов, таких как синдром навязчивых действий, служит сигналом о развитии патологий нервной системы.

Не стоит забывать и о появлении физических заболеваний. Из-за сидячего образа жизни атрофируются мышцы, развивается остеохондроз, сколиоз, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Профилактика интернет зависимости

К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг. Методика заключается в изучении 20 вопросов и получении на них ответов. Во время теста испытуемый должен по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией.

В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector