Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация детского невролога. Екатеринбург

Консультация детского невролога. Екатеринбург.

Здравствуйте моей дочери 4.9 лет Нам поставили диагноз гипервозбудимость Она очень подвижная. Ходить и стоять начала рано, в 8 мес. уже разговаривала. Назначили лечение фенибут по 1/3 3 раза в день, нейромультивит по 1/2 1 раз в день. Прошли обследование приведенное ниже скажите что оно означает.

Протокол обследования ЭЭГ.
Фоновая запись.
Над обоими полушариями регистрируется замедленный альфа-ритм. Амплитуда: до 36 мкв слева (до 49 МКВ справа) максимальная, 19 мкв слева (25 мкв справа) средняя. Доминирующая частота: 8,5 Гц. Альфа-ритм доминирует в затылочных (О1Ф1, О2Ф2) отведениях.
Межполушарная ассиметрия альфа-ритма: 24% по амплитуде.
Над обоими полушариями наблюдается низкочастотный бета-ритм частотой 14-20 Гц амплитудой до 18 мкв слева (до 29 мкв справа).
Над обоими полушариями наблюдается высокочастотный бета-ритм частотой 20-35 Гц амплитудой до 28 мкв слева (до 20 мкв справа).
Бета –ритм доминирует в передне-лобном –Fp 1А1 отведении слева и в центральном-С4А2 отведении справа.
Над обоими полушариями видны медленные волны дельта диапазона в центральном-С3А1 (71 мкв) отведении слева и в затылочном-О2А2 (64мкв) отведении справа.
Над обоими полушариями видны медленные волны тета- диапазона в центральном-С3А1 (57 мкв) отведении слева и в затылочном-О2А2 (53мкв) отведении справа.
В переднее-лобнлм-Fp2А2, центральном-С4А4, затылочном-О2А2 отведениях правого полушария зафиксированы острые волны амплитудой до 321 мкв.
Открывание глаз.
Депрессия альфа-ритма -40% по амплитуде и 2% по индексу. Доминирующая частота альфа-ритма 8,8 Гц. Альфа-ритм доминирует в средне-височных (Т3А1, Т4А2) отведениях.
Закрывание глаз.
Восстановление альфа-ритма до 100 % от фоновой амплитуды и 82% от фонового индекса. Доминирующая частота альфа-ритма 10,5 Гц. Альфа-ритм доминирует в центральном-С3А1 отведении слева и в затылочном-О2А2 отведении справа.
Гипервентиляция.
Средняя амплитуда альфа-ритма уменьшилась на 6%. Доминирующая частота альфа-ритма ( Гц. Амплитуда дельта-ритма увеличилась на 73%. Над обоими полушариями видны медленные волны дельта-диапазона во всех отведениях амплитудой до 126 мкв слева и до 107 мкв справа. Амплитуда тета-ритма увеличилась на36 %. Над обоими полушариями видны меделенные волны тета-диапазона в центральном-С3А1 (81мкв), затылочном-О1А1 (77мкв) отведениях слева и в центральном –С4А2 (69 мкв), затылочном-О2А2 (68мкв) отведениях справа.
В затылочном-О2А2 отведении правого полушария зафиксированы острые волны амплитудой до 137 мкв.
Фотостимуляция 12 Гц.
Средняя амплитуда альфа-ритма уменьшилась на 13%. Доминирующая частота альфа-ритма 9.,3 Гц.
Заключение.
Умеренные общемозговые нарушения биоэлектрической активности гол. Мозга. Повышена судорожная готовность. Эпи. Активности, локусов нет. КМПА выше нормы.
Подскажите что еще можно и нужно сделать и какое еще лечение есть. Огромное спасибо!.

БРТ в комплексном лечении детей с синдромом нарушения активности и внимания (СДВГ)

В настоящее время синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) (МКБ-10) входит в число важнейших проблем детской неврологии. Широкая распространенность заболевания, которая составляет 5-10% детской популяции, высокая коморбидность с различными расстройствами детского возраста, рост встречаемости данной патологии привлекает внимание широкий круг специалистов для разработки новых и адекватных лечебных методов, направленных на повышение эффективности реабилитационных мероприятий.

Учитывая наличие различных специалистов в нашем Центре, участвующих в реабилитационном процессе, аппаратуру с помощью, которой возможна диагностика и лечение пациентов, неоднократные курсы реабилитации, дающие возможность качественно отслеживать динамику в лечении детей – все это вместе является хорошей базой для поиска и эксперимента новых методов в лечении детей с СДВГ.

Этиологические факторы СДВГ.

1. Перинатальные факторы

Это полиморфный синдром. Возникновение СДВГ обусловлено незрелостью формирующегося организма, и в особенности центральной нервной системы (ЦНС), наиболее чувствительной к вредным воздействиям. Повреждениям мозга на ранних этапах развития могут предшествовать нарушения, основными из которых являются: недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недостаточный вес ребенка, преждевременные роды, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности и родов.

Отмечена высокая частота встречаемости симптомов СДВГ в детстве у родителей детей, страдающих данным заболеванием. Гиперактивность является врожденной характеристикой наравне с особенностями темперамента.

Наряду с незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) существуют социально-психологический фактор, ведущий к СДВГ, например, недостаточное образование родителей, неполная семья, деформация материнского ухода, алкоголизм, наркомания, депрессия.,

Особый интерес привлекает влияние пищевых факторов и несбалансированного питания на проявления симптомов СДВГ. Дефицит магния, цинка, йода, железа способствуют возникновению или усилению симптомов СДВГ.

Диагностика СДВГ

Диагностика основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства.

1. Возникают до 8 лет

2. Выявлены в двух сферах деятельности или более (в школе, дома, в труде, в играх)

3. Не обусловлено психотическими, тревожными, аффективными расстройствами

4. Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию

5. Наличие невнимательности, гиперактивности и импульсивности, не соответствующих возрастной норме

6. Расстройство школьных навыков ( письма, счета, чтения)

7. Расстройство чаще встречается у мальчиков.

Относительная распространенность среди мальчиков и девочек от 3:1 до 9:1.

В 30-70% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст, высок риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании.

Первые признаки СДВГ проявляются уже в период новорожденности нарушением ритма сна и бодрствования, повышенная возбудимость, общее беспокойство. В возрасте 3 лет, когда происходит активное развитие речи, памяти и внимания, проявляется отставание в нервно-психическом развитии. В характере детей с СДВГ появляется непослушание, упрямство. К 5 годам разворачивается клинический полиморфизм структуры синдрома. Главными проявлениями синдрома СДВГ являются нарушение способности ребёнка контролировать своё поведение, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания, импульсивность и гиперактивность. При нормальном уровне интеллектуального развития присоединяются когнитивные нарушения, тревожные расстройства, страхи, утомляемость, двигательные расстройства по типу тикозных гиперкинезов. Часто наблюдается энурез, энкопрез. В возрасте 6-9 лет проявляется заниженной самооценкой, вспыльчивостью, агрессивностью. Всё это существенно влияет на процессы обучения и адаптации ребёнка в коллективе.

Читайте так же:
Фазы экономического кризиса кризис депрессия оживление

Цель работы.

Определить эффективность экзогенной БРТ для лечения детей с СДВГ.

Основная идея применения резонанса в медицине заключается в том, что при правильном подборе частоты лечебного воздействия можно усиливать физиологические или ослаблять патологические колебания в биологической системе.

В методе экзогенной БРТ лечение осуществляется воздействием одной или набором определенных частот, значения которых подобраны экспериментально и апробированы в лабораторных и клинических условиях. В экзогенной БРТ преимущественно используются переменные или импульсные магнитные поля

БРТ в отличие от большинства известных методов физиотерапии, не связан с нагревом тканей, что позволяет отнести этот метод к «лечебным факторам малой интенсивности».

Воздействие на пациента может осуществляться электрическим током (контактно) с помощью металлических электродов или магнитным полем (бесконтактно) с помощью индукторов, петель, поясов.

Механизм лечебного действия экзогенной БРТ обусловлено внесением внешнего сигнала электрической или электромагнитной природы в организм, который вызывает в нем ответную реакцию. При этом частота внешнего сигнала вызывает в организме ответную реакцию в том случае, если внешний сигнал обладает тенденцией к взаимодействию с большим числом ритмических процессов, т.е. к синхронизации.

Частота внешнего сигнала (синхронизирующая) влияет на частоту организма (синхронизируемую), осуществляется кодирование, перенос информации, что способствует формированию лечебного эффекта.

Методы и оборудование: В лечении данной группы пациентов мы использовали терапевтические возможности аппаратуры Центра «ИМЕДИС»: «МИНИ-ЭКСПРЕС-ДТ» с программным обеспечением. Метод вегетативно-резонансного тестирования (ВРТ).

Собственные исследования.

Под наблюдением и лечением находилось 215 детей дошкольного и школьного возраста с синдромом СДВГ.

Из них девочек 56 (26%), мальчиков 159 (74%),

детей от 3 до 7 лет девочек 51 мальчиков 144

старше 7 лет 20 детей девочек 5, мальчиков 15

Все дети имели отягощённый анамнез внутриутробного развития и наблюдались с диагнозом перинатальная энцефалопатия на первом году жизни. В момент поступления на реабилитацию, в большинстве случаев, это последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдромов гипервозбудимости, нарушение активности и внимания, гиперкинетического синдрома, вегето-сосудистой дистонии, синдрома внутричерепной гипертензии, энуреза, энкопреза.

Помимо консультации невролога, всем детям было проведено комплексное обследование, которое включало в себя:

1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)

2. Диагностика по методу вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС»

3. Психологическое исследование, направленное на оценку интеллекта и эмоционально-волевой сферы

4. Логопедическое обследование у детей с нарушением в развитии речи

На момент начала лечения все дети получали медикаментозное лечение в виде ноотропной и седативной терапии, посещали логопедические занятия, групповые или индивидуальные занятия психолога.

В неврологическом статусе у 191 ребенка (89%) отмечалась рассеянная очаговая микросимптоматика; оживление сухожильных рефлексов с расширением рефлексогенных зон, гипергидроз ладоней и стоп, похолодание кистей рук и стоп, «мраморность» кожи. У 13 (6%) мальчиков наблюдались тикозные гиперкинезы по типу моргания, подёргивания плечами, покашливания. Нарушение речи выявлено у 157(73%) детей в виде общего недоразвития речи, дизартрии. 23 (11%) ребенка страдали энурезом, у 3 из них отмечался энкопрез.

В ходе психологического тестирования выявлены значимые конфликтные переживания и нарушения в эмоционально-волевой сфере, нарушения в позновательной сфере, трудности в приобретении учебных навыков, расстройства памяти, слабость мыслительных процессов при нормальном уровне развития интеллекта, нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Все дети прошли тестирование по методу ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ».

В 87% случаев у детей тестировались психовегетативные нагрузки III-IV степени, психические нагрузки II-III-IV ст, у 27 (13%) детей психические нагрузки тестировались 6-8ст. Психическая нагрузка или психовегетативная — это результат длительного воздействия психотравмирующего фактора на организм ребенка, приводящего к возникновению патологических расстройств со стороны различных органов и систем.

В 81% случаев тестировалось напряжение вегетативной нервной системы, что подтверждается отягощенным перинатальным анамнезом.

Более чем у половины детей (76%) выявлены указания на напряжение I-IV cт. или истощение I-III иммунной и эндокринной систем, а в анамнезе у таких детей имелись различные соматические нарушения: аллергические реакции, дискинезия желчных путей, хронический тонзиллит, бронхиальня астма, экзема и др.

Всем детям проводилось диагностическое электроэнцефалографическое исследование с визуальной оценкой ЭЭГ и спектрального анализа до или в начале лечения БРТ и после лечения, через 3-4 месяца,

Регистрация электроэнцефалограммы осуществлялась с помощью 19-канального электроэнцефалографа «Нейрон-Спектр-3».

Анализировались 10 пятисекундных отрезков ЭЭГ, где для каждого из основных ритмов вычислялись средние величины по частоте, амплитуде и индексу.

В 15% случаев не выявлены отклонения от нормы.

В 85% случаев в динамике учитывались изменения биоэлектрической активности головного мозга в фоновой записи, при фотостимуляции и гипервентиляции, при открывании и закрывании глаз.

В результате анализа ЭЭГ до лечения обнаружилось преобладание бета-ритма в лобно-центральных и височных отведениях, альфа-ритм представлен слабо модулированным, несколько деформированными и высокоамплитудными участками.

Региональные отличия стерты, искажены наслоениями быстрой и, в большей степени, медленной активности.

На фоне ритмической фотостимуляции усвоение ритма на предлагаемых частотах оказалось нечетким.

В ряде случаев регистрировались вспышки волн альфа и тета-диапазона с генерализованными пароксизмами высокоамплитудных медленных волн на фоне гипервентиляции (7%).

Читайте так же:
К чему может привести стресс и депрессия

Все эти изменения биоэлектрической активности головного мозга, регистрируемой до лечения, свидетельствовали о незрелости функционального состояния нейронов коры головного мозга и наличии явлений раздражения.

У детей младшего возраста (до 7лет) обращает на себя внимание заключение о незрелости коры головного мозга при отсутствии очаговых изменений, типичных форм эпилептической и пароксизмальной активности. Результаты ЭЭГ в возрасте старше 7 лет демонстрируют в большинстве случаев наряду с диффузными изменениями БАМ признаки дисфункции срединно-стволовых структур.

Применялись терапевтические воздействия:

Основное направление применения терапевтического воздействия — это снятие психических и психовегетативных нагрузок.

Для этого использовалась:

1.Экзогенная биорезонансная индукционная терапия.

Одним из видов экзогенной БРТ является индукционная терапия — воздействие физиологическим частотным спектром, который представлен: Бета-ритмом, Альфа-ритмом, Тета-ритмом, Дельта-ритмом на электромагнитные поля головного мозга и служит стимулом для их нормализации и восстановления.

Применялись в лечении устройства для магнитной терапии (УМТ) «петля» с фиксацией на голове, интенсивность во время сеанса от 10ед. до30 ед. учитывая возраст ребенка. Чаще по результатам тестирования использовались программы: альфа-ритм (Р1), покоя (Р5), детская программа (Р7), церебральная (Р15), обучения (Р16), запоминания (Р17), мышечной релаксации (Р20), волны Шумана (Р22), стресса (Р8), программа сна (Р6, Р18).

2.Экзогенная биорезонансная терапия фиксированными частотами.

Применялась бесконтактная терапия переменным магнитным полем при помощи (УМТ) «петля» с фиксацией в области головы от 10ед. до 30ед. Использовались программы заболеваний центральной нервной системы и психики: (Е97) асоциальное поведение, (Е2) бессонница, (Е58) заикание, (Е34) страх, (Е22) церебрастенический синдром, (Е29) депрессии и т.д.

Полученные результаты:

1.Положительная динамика была выявлена у 206(96%) детей.

Не отмечалось провоцирование гипервозбудимости действием индукционных программ.

2.Наилучшие результаты были достигнуты в группе детей прошедших 3-4 курса лечения с интервалом между курсами 2-3 месяца

3.При контрольном тестировании отмечалось снижение психической и психовегетативной нагрузки до I-II степени.

4.Положительный эффект терапии подтверждался улучшением показателей биоэлектрической активности мозга: После лечения на ЭЭГ в 100% случаев отмечалось улучшение в виде снижения индекса бета-ритма в теменных и височных отведениях, увеличения индекса альфа-ритма в затылочных отведениях. Альфа-ритм стал белее регулярным, более модулированным с меньшим числом наслоений в виде быстрой и медленной активности. Также наблюдалось ослабление явлений раздражения коры головного мозга.

5.Эффективность терапии отмечали и родители детей: снижение гиперактивности и импульсивности, уменьшение страхов, улучшение внимания, настроения, сна, снижене нарушения игровой деятельности, повышение работоспособности.

Из всего изложенного можно сделать выводы, что использование метода экзогенной терапии, программы индукционной терапии частотами ритмов головного мозга значительно повышает эффективность медико-психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ.

Процесс реабилитации детей с СДВГ длительный, трудный для всех специалистов, и, не всегда завершенный. Однако значительная положительная динамика позволяет сделать большой шаг к социальной адаптации этих детей.

Пластичность нервной системы ребенка и способность к компенсации нарушенных функция обуславливают важность раннего начала комплексной реабилитации детей с СДВГ, что позволит предупреждать возникновение отклонений в развитии.

БРТ позволяет ускорять процессы реабилитации детей с СДВГ.

Результаты анализа ЭЭГ в динамике на фоне лечения детей позволяют предположить возможность воздействия данного метода как на корковые структуры (снижение ирритации, индекса медленноволновой активности), так и на подкорковые структуры (генерализованные разряды высокоамплитудных медленных волн).

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют об изменении биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ на фоне БРТ.

Электроэнцефалографическое исследование позволяет установить положительный эффект и при необходимости в зависимости от изменений корректировать лечение.

Депрессия фоновой активности на открывание глаз

Очевидно, что адаптация к дефициту афферентной информации идет несколько различными путями при разных сенсорных нарушениях. Сенсорный дефицит приводит к искажению картины окружающего мира, меняет системную организацию мозга. Сенсорная депривация может привести не только к нарушениям анализирующих систем коры головного мозга, но и к отклонениям в развитии активирующей и регуляторной систем мозгового ствола и к нарушению их взаимодействия. Ограничение сенсорного притока влечет за собой функциональную незрелость систем локальной активации, что приводит к несформированности слухового внимания. У 50 % слабослышащих детей 7–8 лет и у 85 % детей 11–13 лет не только слуховые ВП, но и зрительные ВП недостаточно сформированы и не соответствуют возрастным нормам [4].

Морфофункциональные перестройки головного мозга отражаются в изменении его биоэлектрической активности. У детей с ранней зрительной депривацией в ситуации предъявления средовой стимуляции ЭЭГ-реакция активации проявляется в парадоксальном увеличении α-активности в областях задней коры, отражающем «сенсорную блокаду» афферентного притока на уровне нейронных сетей коры, принимающих и обрабатывающих сенсорную информацию [1]. Результаты анализа особенностей темперамента этих детей показывают, что аналогичная стратегия избегания присутствует и на поведенческом уровне. Речевые воздействия сопровождаются резким генерализованным усилением активности θ-диапазона частот, которое рассматривается как основное проявление процессов эмоциональной активации в ЭЭГ детей раннего возраста и свидетельствует об избирательности внимания к речи у детей с РЗД [2].

Таким образом, изучение влияния сенсорной депривации на развитие структурно-функциональной организации мозга имеет важное значение в понимании компенсаторных механизмов детей с сенсорными нарушениями.

Цель данного исследования заключалась в изучении биоэлектрических реакций мозга на локальную мышечную работу у детей школьного возраста с сенсорными нарушениями.

Материалы и методы исследования

Читайте так же:
Как узнать если у вас депрессия

Обследовали детей младшего школьного возраста 7–10 лет. Нарушения слуха составили нейросенсорная тугоухость III и IV степени. Среди испытуемых с нарушением зрения значительную часть в структуре глазной патологии занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), многие дети страдали косоглазием, амблиопией.

В работе использовали компьютерную электроэнцефалографию, которая включала спектральный анализ ЭЭГ. Запись ЭЭГ осуществляли многоканально с 8 чашечных электродов, соединенных с ушными электродами и локализованных строго в соответствии с системой 10–20. Производили запись нескольких функциональных проб: фоновая запись (ФЗ), закрывание глаз (ЗГ), открывание глаз (ОГ), локальная нагрузка (ЛН), фотостимуляция (ФС). Частота квантования ЭЭГ составляла 250 Гц. Для спектрального анализа выбирали не менее 10 безартефакторных двухсекундных эпох записи ЭЭГ на каждую функциональную пробу. Использовали стандартные частотные полосы анализа ЭЭГ: дельта, тета, альфа, бета1 и бета2. Анализировали как индивидуальные, так и усредненные данные по экспериментальным и контрольным группам.

Полученные материалы исследования были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами вариационной статистики с применением корреляционного и факторного анализа (Г.Ф. Лакин, 1990; Н.Ш. Кремер, 2007).

Результаты исследования и их обсуждение

В младшем школьном возрасте у здоровых детей над правым полушарием амплитуда α-ритма была несколько ниже, чем над левым, а частота – выше. Амплитуда низко- и высокочастотного β-ритма над правым полушарием ниже, чем над левым. У здоровых детей β-волны доминируют в лобных отведениях (70 %), а α-волны – в затылочных (60 %). У 50 % здоровых детей выявлена межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде и у 20 % – по амплитуде и частоте. У 35 % детей над правым и левым полушариями выявлена Δ-активность преимущественно в лобных и центральных отведениях. У 10 % детей наблюдается θ-активность над правым и левым полушариями в центральных и затылочных отведениях.

После локальной нагрузки у 50 % здоровых школьников средняя амплитуда α-ритма увеличилась на 35 %, а у 43 % – уменьшилась на 13,5 %. Доминирующая частота α-ритма справа и слева снизилась после нагрузки. Альфа-ритм доминировал в лобных отведениях. Максимальная амплитуда низкочастотного β-ритма у половины детей в среднем увеличилась на 62 % и у остальных уменьшилась на 12 %, а максимальная амплитуда высокочастотного β-ритма повысилась на 107,5 % и уменьшилась на 4 %. После нагрузки β-ритм доминировал в лобных отведениях. У всех детей над левым и правым полушариями выявлена Δ-активность преимущественно в лобных, затылочных и центральных отведениях. Амплитуда Δ-волн увеличилась на 29 % и над правым полушарием выше, чем над левым. У 50 % детей наблюдалась θ-активность над обоими полушариями и у 25 % детей – только над левым, в лобных и центральных отведениях. Амплитуда тета-ритма уменьшилась после нагрузки на 100 %.

При закрывании глаз у здоровых школьников происходит восстановление α-ритма до 193,4 % от фоновой амплитуды и до 244,6 % от фонового индекса, т.е. в большей степени, чем у дошкольников. Доминирующая частота α-ритма справа была выше, чем слева, в отличие от дошкольников. Альфа-ритм доминировал преимущественно в затылочных отведениях, что свидетельствует о возрастных изменениях, формирующих «взрослый уровень восприятия» (табл. 11).

При открывании глаз депрессия α-ритма отмечалась в 25,8 % по амплитуде и в 37,4 % по индексу. Доминирующая частота α-ритма справа выше, чем слева. Альфа-ритм доминировал над правым полушарием в лобных и центральных отведениях, над левым полушарием – в затылочных.

Можно отметить, что функциональные пробы у детей 8–10 лет в целом были выражены больше, чем у 6–8-летних, а распределение активности основных ритмов приближалась к взрослому типу.

У младших школьников с нарушением зрения в покое амплитуда α-ритма, в отличие от здоровых школьников, выше над правым полушарием (у здоровых над левым), а частота α-ритма, так же как и у здоровых детей, выше над правым полушарием. Альфа-ритм доминирует, в отличие от здоровых детей, над правым полушарием в височных отведениях, а над левым – в центральных отведениях. Межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде выявлена у 33 % детей, и у такого же количества детей наблюдается асимметрия по амплитуде и частоте.

Амплитуда низко- и высокочастотного β-ритма, в отличие от здоровых детей, выше над правым полушарием. Доминирует β-ритм в центральных, височных и затылочных отведениях.

У 60 % детей над обоими полушариями выявлены медленные волны Δ-диапазона практически во всех отведениях. У 70 % детей над левым полушарием так же, как и у здоровых детей, наблюдаются медленные волны тета-диапазона в центральных и затылочных отведениях.

После локальной нагрузки у 60 % младших школьников с нарушением зрения отмечается увеличение средней амплитуды α-ритма на 11 %, а у 30 % – уменьшение на 13 %, т.е. меньше, чем у здоровых. Доминирующая частота α-ритма над правым полушарием не изменилась, а над левым – увеличилась, в отличие от здоровых. Альфа-ритм доминирует после нагрузки в центральных и затылочных отведениях, в отличие от лобных отведений у здоровых школьников.

Максимальная амплитуда низкочастотного β-ритма у 60 % детей увеличилась на 11 % и у 30 % – уменьшилась на 25 %. Максимальная амплитуда высокочастотного β-ритма – у 30 % детей увеличилась на 3 % и у 60 % детей – уменьшилась на 28 %. Бета-ритм доминировал над обоими полушариями в затылочных отведениях, в отличие от здоровых детей.

У 60 % школьников с нарушением зрения над обоими полушариями наблюдалась Δ-активность, так же как и у здоровых детей, преимущественно в лобных, центральных и затылочных отведениях. Амплитуда Δ-ритма уменьшилась на 11,5 %, в отличие от здоровых, но над правым полушарием была выше, чем над левым. У 30 % детей отмечены медленные волны θ-активности как над левым, так и над правым полушариями, а у 30 % детей – только над левым, преимущественно в центральных отведениях. Амплитуда у 30 % детей уменьшилась на 100 %, а у 30 % – увеличилась на 17 %.

Читайте так же:
Явные и скрытые проявления депрессии у детей

При закрывании глаз наблюдалось восстановление α-ритма до 224,7 % от фоновой амплитуды, что было выше, чем у здоровых; и до 177,7 % от фонового индекса, несколько ниже, чем у здоровых. Доминирующая частота α-ритма справа выше, чем слева, и практически такая же, как у здоровых детей. Доминирует α-ритм в затылочных отведениях (рис. 1).

При открывании глаз наблюдалась депрессия α-ритма на 3 % по амплитуде и на 7 % – по индексу, что значительно ниже, чем у здоровых школьников. Доминирующая частота α-ритма практически одинакова справа и слева. Доминирует α-ритм в затылочных, центральных и лобных отведениях. Эти изменения свидетельствуют о напряжении центральных механизмов регуляции компенсаторных изменений.

Рис. 1. Электроэнцефалограмма К-ва, 7 лет с нарушением зрения

(Закрывание глаз – Фоновая запись)

У младших школьников с нарушением слуха значения амплитуды α-ритма над правым полушарием были несколько меньше, чем над левым, а доминирующая частота – выше. Амплитуда α-ритма у детей с нарушением слуха, по сравнению со здоровыми и с нарушением зрения, была несколько выше над обоими полушариями. Альфа-ритм доминирует над правым полушарием в затылочных отведениях (60 %), а над левым – в центральных (53 %), в отличие от здоровых. У 70,5 % детей наблюдается межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде, у 12 % – по частоте и у 17,6 % – по частоте и амплитуде, т.е. картина электроэнцефалографии альфа-активности свидетельствует о продолжающихся у этих детей компенсаторных изменениях в межполушарных взаимоотношениях.

Средняя амплитуда низкочастотного и высокочастотного β-ритма над правым полушарием выше, чем над левым, и доминирует β-ритм, как и у здоровых детей, в лобных отведениях.

У 56,2 % детей с нарушением слуха наблюдаются медленные волны Δ-диапазона над обоими полушариями и у 18,7 % – только над одним полушарием во всех отведениях. Амплитуда Δ-волн над правым полушарием ниже, чем над левым, как и у здоровых детей. У 35% детей наблюдаются θ-волны над левым и правым полушарием во всех отведениях и у 41 % детей – только над левым, в тех же отведениях. Эти данные свидетельствуют о выраженной активности компенсаторных изменений, сопровождающихся напряжением функции центральной нервной системы.

После локальной нагрузки средняя амплитуда α-ритма у 45 % детей увеличилась на 44,5 %, а у остальных – уменьшилась на 13,4 %. Доминирующая частота α-ритма после нагрузки над правым полушарием увеличилась, в отличие от здоровых, а над левым не изменилась. Альфа-ритм доминирует преимущественно в затылочных и несколько меньше — в лобных отведениях, в отличие от здоровых детей.

Максимальная амплитуда низкочастотного β-ритма у 56 % детей увеличилась на 76,5 %, а у 37 % детей – снизилась на 21,2 %. Максимальная амплитуда высокочастотного β-ритма у 43 % детей увеличилась на 77,4 % и у 50 % детей – уменьшилась на 29,5 %. Бета-ритм доминировал над правым полушарием в лобных, затылочных и височных отведениях, а над левым – в лобных.

Над обоими полушариями наблюдаются медленные волны Δ-диапазона практически во всех отведениях. Амплитуда Δ-ритма у 37 % детей увеличилась на 38,5 %, а у 56 %детей – уменьшилась на 33 %. У 62 % детей над обоими полушариями после нагрузки выявляются медленные волны тета-диапазона, а у 25 % детей – над одним полушарием, преимущественно над правым, в центральных и затылочных отведениях. У 37 % школьников амплитуда тета-ритма увеличилась на 21,5%, а у 18% – уменьшилась на 24,3%.

Характер реакции на локальную работу у детей с нарушением слуха отличается от здоровых школьников снижением амплитуды тета-ритма у большей части испытуемых, т.е. если принять гипотезу об энергетическом значении тета-активности, то при высоком ее уровне в состоянии покоя при нагрузке происходит ее спад («феномен отдачи» – недостаточность адаптации).

При закрывании глаз у школьников с нарушением слуха восстановление α-ритма происходит до 151,4 % от фоновой амплитуды, что выше, чем у здоровых школьников, но ниже, чем у школьников с нарушением зрения. Доминирующая частота α-ритма слева выше, чем справа, в отличие от здоровых и детей с нарушением зрения. Доминирует α-ритм в затылочных отведениях.

При открывании глаз депрессия α-ритма происходит на 13,5 % — по амплитуде, что выше, чем у детей с нарушением зрения, но ниже, чем у здоровых детей, и на 91 % – по индексу, что значительно выше, чем у детей других групп. Доминирующая частота α-ритма слева выше, чем справа, в отличие от школьников других групп. Доминирует α-ритм в затылочных отведениях.

Эти данные свидетельствуют о напряженном уровне функционального состояния зрительного анализатора у детей с нарушением слуха.

После проведенных начальных исследований была разработана и внедрена коррекционно-оздоровительная программа. Данная программа направлена на укрепление здоровья, коррекцию нарушенных функций и снижение напряжения центральных механизмов регуляции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями.

Читайте так же:
Что делать если депрессия загнала в угол

При повторном обследовании у детей, прошедших оздоровление, можно отметить большую выраженность альфа-ритма, особенно в правом полушарии, и меньшую медленных дельта- и тета-ритмов, что свидетельствует о снижении напряжения функций центральной нервной системы.

Таким образом, у детей с сенсорными нарушениями выявлены компенсаторно-адаптационные изменения центрального характера. Так, значения амплитуды альфа-ритма над обоими полушариями у этих детей были выше, альфа-ритм доминировал не только в затылочных отведениях, но и в центральных, по сравнению со здоровыми детьми; межполушарная асимметрия была выявлена чаще; у большого количества детей с сенсорными нарушениями выявлялись медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Эти компенсаторные изменения позволяют мобилизовать резервы организма у детей с сенсорными нарушениями, однако физиологическая цена заключается в высоком уровне напряжения центральных механизмов адаптации.

Рецензенты:

Сабирьянова Е.С., д.м.н, профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Байгужин П.А., д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Депрессия фоновой активности на открывание глаз

НЕЙРОНАЛЬНЫЙ ЦЕРОИДНЫЙ ЛИПОФУСЦИНОЗ 1 ТИП

(НЦЛ 1 ТИПА; НЕЙРОНАЛЬНЫЙ ЦЕРОИДНЫЙ ЛИПОФУСЦИНОЗ ИНФАНТИЛЬНАЯ ФОРМА; БОЛЕЗНЬ САНТУВУОРИ-ХАЛТИА, INCL, НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПАЛЬМИТОИЛ ТИОЭСТЕРАЗЫ)

CLN1; CEROID LIPOFUSCINOSIS, NEURONAL, 1; CLN1;CEROID LIPOFUSCINOSIS NEURONAL 1 VARIABLE AGE AT ONSET; NEURONAL CEROID LIPOFUSCINOSIS, INFANTILE, INCLUDED; INCL, INCLUDED; SANTAVUORI DISEASE, INCLUDED; SANTAVUORI-HALTIA DISEASE, INCLUDED

Генетика : мутации гена пальмитоил тиоэстеразы 1 (PPT1; MIM *600722).Ген картирован на коротком плече 1 хромосомы (локус 1p32).

Тип наследования :аутосомно-рецессивный

Эпидемиология :суммарная частота встречаемости всех форм НЦЛ в мире составляет 1: 25000.

Патогенез :При всех формах НЦЛ происходит накопление в лизосомах клеток аутофлюоресцентного липопигмента, который состоит из белков сапозинов А и D и/или субединицы с митохондриальной АТФ синтазы. Накапливаемый материал характеризуется аутофлюоресценцией в зелено-желтом спектре при возбуждении светом длиной от 340 до 360 нм. При гистохимическом окрашивании материал дает положительную реакцию на кислую фосфатазу и окрашивается суданом черным В, что свидетельствует о присутствии фосфолипидов. Он также является ШИК- положительным, что может указывать на высокое содержание углеводов. Большинство из этих свойств идентично свойствам так называемых пигментов «изнашивания», или «старения», обычно называемых липофусцинами или цероидами. При электронной микроскопии нейрональных и экстранейрональных тканей обнаруживают цитосомы, заполненные агрегатами характерной морфологии, описываемые как «криволинейные» профили, по типу «отпечатков пальцев», «прямолинейные» профили, гранулярные осмиофильные отложения. Эти характеристики накапливаемого материала отличаются при разных клинических формах НЦЛ. При поздней инфантильной форме превалируют «криволинейные» профили, при ювенильных — по типу «отпечатков пальцев», хотя в одних и тех же клетках они могут сочетаться.

Клинические проявления : в зависимости от возраста манифестации НЦЛ 1 типа подразделяют на три формы: врожденную, позднюю младенческую, юношескую и взрослую формы. При классической инфантильной форме НЦЛ первые симптомы заболевания обычно появляются в возрасте от 6 до 24 месяцев, в некоторых случаях, заболевание может дебютировать на первом полугодии жизни или после двух лет. Манифестными симптомами являются различные типы эпилептических приступов (генерализованные тонико-клонические, миоклонические), мышечная гипотония, задержка психо-моторного развития. С момента появления первых клинических симптомов достаточно быстро происходит регресс психо-моторного развития, судороги становятся резистентными к антиэпилептической терапии, развиваются мозжечковые расстройства, деменция и нарушается сон. К возрасту 24-36 месяцев наблюдается грубая деменция, декортикационная/децеребрационная ригидность, усиливаются миоклонии на различные внешние раздражители. Неблагоприятный исход через несколько лет от появления первых симптомов болезни.

Диагностика :при МРТ головного мозга у подавляющего большинства пациентов обнаруживают диффузную кортикальную и субкортикальную атрофию вещества головного мозга и мозжечка, а также повышение интенсивности МР сигнала в перивентрикулярном белом веществе и снижение интенсивности сигнала в области базальных ганглиев и таламусов. При инфантильной форме НЦЛ на КЭЭГ регистрируют уменьшение амплитуды основного коркового ритма, во время сна наблюдается отсутствие сформированных сонных веретен. Также обнаруживают ослабление реакции ЭЭГ на пробы с открыванием-закрыванием глаз с последующей депрессией альфа-ритма по сравнению с фоновой корковой активностью. Основными методами подтверждения диагноза НЦЛ1 типа являются определение активности ферментов в лейкоцитах крови или культуре клеток кожных фибробластов, молекулярно-генетические наследования, исследования биоптатов при электронной микроскопии. Диагностика проводится в лаборатории наследственных болезней обмена веществ МГНЦ РАМН (http://www.labnbo.narod.ru).

Лечение : в настоящее время не разработано эффективного лечения НЦЛ. Применяется симптоматическая терапия. Подбор антиэпилептических препаратов начинают с препаратов вальпроевой кислоты. Показана высокая эффективность Ламотриджина. Препаратом выбора также являются бензодиазепины, которые не только снижают частоту эпилептических приступов, но и улучшают мышечный тонус. Препаратами второй очереди являются антиэпилептические препараты нового поколения: Кеппра, Трилептал, Топамакс Препараты из группы карбамазепинов и фенитоин, в некоторых случаях, способствуют учащению приступов и общему клиническому ухудшению состояния. Препарат триксефенидил (Тrihexyphenydil) назначают для коррекции мышечного тонуса и снижения гиперсаливации. Также проводится нейрометаболическая, нейротрофическая терапия (витамины группы В, Е). Пациентам с нарушениями глотания показано установление гастроэзофагального зонда. В настоящее время, продолжаются клинические испытания по поводу применения генотерапии, стволовых клеток, шаперонтерапии, препарата CystagonTM . Одним из вариантов лечения рассматривается назначение кетогенной диеты.ациентам с нарушениями глотания показано установление гастроэзофагального зонда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector