Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение Детской Шизофрении

Детская Шизофрения

Начиная с 1900-х годов, детскую шизофрению выделяют в отдельный диагноз — во-первых, как расстройство, которое возникает именно у детей (до 13–14 лет); во-вторых, как состояние, которое не имеет никакого отношения к слабоумию и другим патологиям. Детская шизофрения диагностируется менее чем у 1% детей.

Общее описание и симптомы

Детская шизофрения — сложное психическое расстройство, которое затрагивает и эмоциональные, и познавательные процессы формирующейся личности. Проявления разнообразны — от неорганизованного, безвольного поведения до паранойи, бреда и галлюцинаций.

Психиатры выделяют два признака, по которым проще всего поставить диагноз «детская шизофрения»:

  • Бред — беспорядочное мышление и беспричинные, нереалистичные убеждения. Галлюцинации: ребёнок видит, слышит, воспринимает образы, которых не существует на самом деле.
  • По статистике, у большинства детей с таким диагнозом после 11 лет возникают прежде всего слуховые и зрительные галлюцинации. Частые сопутствующие симптомы — депрессия, расстройства слуха, склонность к самоубийству.

Склонность к данному расстройству наследуется от родителей и старших родственников. Спровоцировать развитие шизофрении может сильнейший стресс, пережитый в раннем возрасте. Также в качестве причин называют вирусные заболевания, перенесённые ещё до рождения, в утробе матери.

Лечение при диагнозе детская шизофрения

Как и взрослым, детям могут назначать антипсихотические препараты, чтобы максимально снизить или даже полностью устранить проявления. Однако важно помнить, что личность ребёнка продолжает формироваться. Поэтому лечение проводят индивидуально и осторожно.

Большое внимание уделяют квалификации и поведению персонала, который работает с ребёнком; проводят чёткий инструктаж для близких, которые общаются с маленьким пациентом. Объединённые усилия врачей и семьи часто дают положительный результат и помогают ребёнку преодолеть расстройство, особенно на ранних этапах.

Шизофренией называют расщепление души и рассудка, которое имеет выраженную тенденцию к хроническому течению и различные формы. Эта тяжёлая психическая патология может заявить о себе уже на первом году жизни, но чаще детское население поражается в возрасте старше семи лет. Причина шизофрении по сей день остаётся неясной. Удалось установить только вредные факторы, способствующие её развитию:

  • инфекция,
  • интоксикация,
  • травма головы,
  • психические потрясения,
  • патология беременности,
  • наследственность.

Особенности этой болезни у детей до трёх лет выражаются в кататонических проявлениях. Ребёнок импульсивен, возбуждён, монотонно ходит по кругу, раскачивается в разные стороны. У него появляется немотивированный смех, часто переходящий в слёзы. Больные в позднем дошкольном возрасте отличаются расстройством мыслительных процессов. Их безудержные фантазии оторваны от жизни и заполняют всё сознание. Внешние проявления могут отличаться безразличием, отсутствием инициативы. При прогрессировании изменений личности, после 12 лет отмечается не только галлюцинаторно-бредовая форма недуга. Могут возникнуть следующие тяжёлые нарушения:

  • периоды гипермоторного возбуждения,
  • отклонения в речевой деятельности,
  • обездвиженность,
  • распад речи.

Детская психоневрология прилагает все усилия для предотвращения грозных осложнений, в том числе — дефекта интеллекта. Когда ум и душа детей будут в ладу, они познают истинную радость.

Лечение шизофрении у детей может быть амбулаторным либо стационарным (в случае обострения). Длительное врачебное наблюдение помогает предотвратить прогрессирование недуга, спасти личность от разрушения.

Психиатры, владеющие современными психотерапевтическими методиками, добиваются замечательных результатов при сравнительно лёгких формах болезни. Отсутствие психотических эпизодов, сохранение критичности, чёткое выполнение врачебных инструкций делают возможным для наших пациентов очень редкое посещение психиатрической клиники. Достаточно приходить на приём 1 раз в 2—3 месяца. Если назначена медикаментозная терапия, посещения врача более частые. Они обусловлены необходимостью выписывания рецептов, поскольку только при их наличии аптека отпустит препарат.

Круглосуточное наблюдение медицинского персонала показано при выявлении тяжёлой симптоматики, отсутствии у пациента контроля за своими действиями. Для подбора эффективной дозы препаратов и получения положительных результатов может потребоваться 2—3 недели нахождения в стационаре. Удачно купировать психотические проявления в нашей клинике помогает не только высокая квалификация и огромный опыт врачей. Мы оснащены передовым диагностическим и лечебным оборудованием и постоянно изучаем инновационные способы возвращения психического здоровья детям.

При некоторых формах шизофрении мы обеспечиваем маленьким пациентам полноценную жизнь. Тяжёлые злокачественные варианты поддаются лечению с большим трудом. И здесь многое зависит от того, насколько своевременно началась терапия. Медикаментозное предотвращение деградации личности постепенно переходит в социальную реабилитацию ребёнка. Применяемые лекарственные средства характеризуются максимальной безопасностью, удобны в использовании, хорошо переносятся детьми. С успехом практикуются немедикаментозные подходы решения психических проблем.

Наличие эмпатических способностей — важный показатель профессионализма медика. Изучив современную научную литературу, врачи стараются использовать ценную функцию эмпатии для взаимодействия с родителями юных пациентов. Это позволяет на фоне комфортного общения выявлять больше существенных деталей, формирующих симптоматику. Когда все вместе объединяются против болезни — она отступает.

Детская шизофрения может появиться из-за грубого отношения к ребенку

Шизофрения — заболевание, связанное с психическим расстройством. При его развитии у ребенка происходит разрушение познавательной, мыслительной и эмоциональной функций, а обычные процессы сознания сменяют на бред и галлюцинации. Личность ребенка и его социальное развитие становятся другими.

Детская шизофрения может появиться из-за грубого отношения к ребенку

В сознании вымышленные события настолько смешиваются с реальными, что в голове образуется неразбериха, не позволяющая отделить реальность от выдумки. В общении с ровесниками и близкими людьми ребенок испытывает затруднения. Он выделяется

  • замкнутостью,
  • пугливостью
  • и с трудом ориентируется в реальности.

Полностью это состояние не устраняется, однако его можно облегчить.

Причины детской шизофрении

Недавно ученые выявили, что заболевание может передаваться по наследству. Раньше такой вариант вовсе не рассматривался, но некоторые исследования позволили утверждать обратное.

Болезнь может вызвать нарушения работы клеток мозга. Этот диагноз ребенку обычно ставят при недостатке ацетильно-гистоновых связей. Дисбаланс определенных веществ в организме, провоцирующий сбой метаболизма в соединениях белков и углеводов, также может спровоцировать шизофрению.

Читайте так же:
Шизофрения когда разговариваешь с котом

Расстройство нередко развивается из-за частого повышения голоса взрослых и проявления насилия. Но чаще всего — при употреблении подростком наркотиков и других психотропных препаратов.

Симптомы детской шизофрении

У подростков трудно распознать заболевание. Однако по некоторым признакам, все же, можно судить о его наличии:

снижению эмоциональности, активности, потребности в получении знаний;

нарушению речи, деформации мыслительных процессов, снижению интеллектуального уровня;

деградации двигательной системы, когда ребенок перестает ходить и начинает ползать.

Из продуктивных симптомов отмечаются появление галлюцинаций и фантазий, неадекватное отношение к собственной внешности, жестокость, склонность к негативному мышлению. У мальчиков симптомы заболевания можно заметить раньше, чем у девочек.

Лечение детской шизофрении

Лечение проводится в стационарных или амбулаторных условиях. При острой форме больного госпитализируют. В этом случае он опасен для себя и общества. Ему назначают лекарства совместно с психотерапией.

Наиболее эффективны методы, помогающие ребенку проявить себя в творчестве. У подростков популярны

  • арт-терапия,
  • интегративные
  • и танцевальные занятия.

Дополнительно ребенку назначают психотропные препараты, обычно атипичные нейролептики,

  • воздействующие на нервные рецепторы
  • и тормозящие негативные проявления.

Благодаря лекарствам, на нормальном уровне поддерживаются мышление и восприятие.

В случае глубокой депрессии довольно редко применяется электрошок. Благодаря ему ребенка удается вывести из тяжелого состояния. Процедура предусматривает короткое воздействие разрядом электрического тока.

Чаще шизофрения возникает из-за

  • грубого отношения к ребенку,
  • употребления им психотропных веществ,

однако не исключена и генетическая предрасположенность. В любом случае заболевание нужно лечить, обратившись к психиатру.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения.

Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания. Шизофрения — это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином «детская шизофрения» обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

— Появление проблем в более позднем возрасте.

— Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

— Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

— Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.

— Наличие периодов ремиссий и рецидивов (relapse).

Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД, COS), по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

Ряд клинических признаков детской шизофрении можно проследить на примере Марии, девочки, у которой первые симптомы болезни начали проявляться в десятилетнем возрасте.

Мария: Депрессия, дезорганизованность, обреченность.

Мария всегда была очень робким ребенком. Временами она вообще не разговаривала, с трудом сходилась с друзьями, нередко проявляла дух противоречия, а иногда мочилась в постель. К десяти годам, вдобавок к постоянной социальной изоляции, у нее появились проблемы в школе. У Марии также начались депрессии. Она говорила, что дьявол подстрекает ее на совершение плохих поступков; считала, что учительница хочет причинить ей вред; кроме того, она стала бояться заразиться инфекционным заболеванием. Ее поведение становилось все более дезорганизованным. Она говорила, что убьет себя, перестала следить за своим внешним видом и однажды перебежала дорогу перед движущимся автомобилем, очевидно, пытаясь покончить с собой.

Читайте так же:
Шизофрения о чем говорят больные

В результате этого происшествия ее поместили на обследование в больницу где Мария продолжала проявлять признаки аномального поведения. Временами у нее наступали периоды повышенной тревожности, а также имел место случай безудержного крика. Иногда она просто сидела, уставившись в пространство, и нередко становилась совершенно немой. Хотя состояние Марии в период госпитализации улучшилось и она вернулась в семью, на протяжении всего периода детства и юности ее мучили страхи и галлюцинации. Марию посещали мысли, что другие за ней следят; у нее периодически наступали приступы депрессии, часто сопровождавшиеся попытками самоубийства. Она по-прежнему испытывала отчуждение, находилась в полной изоляции и плохо училась. В возрасте 17-ти лет, после ряда кратковременных госпитализаций, она была помещена в муниципальную больницу где оставалась до 19-летнего возраста. На протяжении этого периода ее эмоциональные проявления были все более бледными, а психотические симптомы не ослабевали. Через неделю после выписки из больницы Мария заперлась в своей комнате и приняла повышенную дозу прописанных ей медикаментов. На следующее утро ее нашли мертвой (адаптировано из J. R, Asarnow & Asarnow, 1996).

Трагический пример Марии иллюстрирует ключевые признаки детской шизофрении.

— Хотя в большинстве случаев начало болезни приходится на поздний подростковый или юношеский возраст, шизофрения встречается и у детей (Nicholson & Rapoport, 1999).

— Детская шизофрения развивается постепенно, а не наступает внезапно; при этом у больных детей проявляется целый ряд различных нарушений, предшествующих появлению психотических симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al, 2000).

— Если болезнь начинается в детстве, симптомы продолжают проявляться также в юношеском и в зрелом возрасте.

— Детская шизофрения влечет за собой самые серьезные негативные последствия для общего развития и школьной успеваемости ребенка.

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии шизофрении приведены в табл. 10.3. Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством (mood disorder), либо шизоаффективным расстройством (schizoaffective disorder), употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

(3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

(4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

(5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие (affective flattening, alogia, or avolition)

В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

(Источник:. DSM-IV-TR Copyright 2000 by АРА.)

Использование общих диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает сравнение шизофрении, наступающей в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и позволяет определять, в каких случаях имеет место непрерывное течение болезни на протяжении всего периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и нарушения логического (formal) мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет; если они все же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте, структуру и содержать детскую тематику (Caplan, 1994). Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет диагностирована у детей, у которых проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста.

Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний (А. Т. Russell, 1994).

Психотические симптомы.

У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться такие психотические симптомы, как бред и галлюцинации. Бред — это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей (disordered thought content), а также в твердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия, при которых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления (Caplan, 1994; Caplan, Guthrie, Tang, Komo & Asarnov, 2000; Russell, Bott & Samons, 1989). Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены во врезке 10.7.

Психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией

Галлюцинации

Читайте так же:
Шизофрения снимается ли этот диагноз

Слуховые: Не связанные с аффективными состояниями. Заявление семилетнего мальчика: «Все говорит — стены, мебель; я просто знаю, что они говорят».

Слуховые: Командные. Заявление восьмилетнего мальчика: «Однажды я слышал голоса, идущие с юга и с востока; один из них велел мне прыгнуть с крыши, а другой — ударить свою мать».

Слуховые: Диалоговые. Заявление восьмилетнего мальчика: «Я могу слышать, как говорит дьявол — Бог перебивает его, а дьявол говорит: «Заткнись, Бог». Бог и дьявол всегда враждуют».

Слуховые: Религиозные. Одиннадцатилетний мальчик слышал голос Бога, говорящего: «Прости, Д., но сейчас я не могу тебе помочь, я помогаю другому». Он также говорил о том, что слышал голоса Иисуса и дьявола.

Слуховые: Преследующие. Девятилетний мальчик сообщил, что слышал, как голоса обзывают его и угрожают ему, что если он не сделает того, что ему говорят, с ним случится что-то плохое.

Слуховые: Комментирующие. Восьмилетняя девочка сообщила, что слышала голос ангела, произносящего фразы типа: «Ты сегодня не плакала» и «Сегодня ты была хорошей девочкой».

Зрительные. Двенадцатилетний мальчик видел призрака (мужчину) с красным, обожженным, изрезанным шрамами и ранами лицом в различных ситуациях и в разных местах. Он видел его, начиная с пятилетнего возраста.

Тактильные. Восьмилетний мальчик ощущал, как дьявол трогал его и передвигал его тело: «так что он может заставить меня прийти к нему и жить с ним».

Соматические. Восьмилетняя девочка сообщила, что ощущала ангела, младенцев и дьявола в своей руке, и что она чувствует, как они дерутся.

Источник: адаптировано из A.T. Russell, 1994.

Превращения в животное. Девятилетний мальчик был убежден в том, что он является собакой (его родители были немецкими овчарками), и что у него растет шерсть; однажды он отказался покинуть ветеринарную клинику, пока ему не сделают укол.

Преследования. Девочка считала, что «злой» человек пытается отравить ее апельсиновый сок.

Соматический. Одиннадцатилетний мальчик описал «отбросы», которые производят добрые и злые голоса, когда они соперничают друг с другом; «отбросы» выходили из его ног, когда он плавал в бассейне с хлорированной водой.

Отношения. Восьмилетняя девочка считала, что люди, проходящие мимо ее дома, смотрят и показывают на нее, пытаясь передать ей послание, чтобы она вышла из дома. Она также считала, что люди, которых показывают по телевизору, разговаривают с ней, потому что они используют слово «ты».

Величия. Одиннадцатилетний мальчик твердо верил, что он «другой» и может убивать людей. Он чувствовал, что когда Боги «фокусируются» на нем, он становится очень сильным, и у него появляются большие мускулы.

Расстройство мышления. «Раньше мне снился мексиканский сон. Я смотрел телевизор в общей комнате. Я исчез из этого мира, а затем оказался в кладовке. Похоже на вакуумный сон. Но это был мексиканский сон. Когда я приближался к этой снящейся земле, я переворачивался вверх ногами. Мне не нравится переворачиваться вверх ногами. Иногда у меня бывают мексиканские сны и вакуумные сны. Очень трудно кричать во сне».

Итоги раздела.

— В отличие от аутизма, детская шизофрения наступает в более позднем возрасте и характеризуется менее серьезными поражениями интеллекта, менее тяжелой степенью нарушений в социальной и речевой сфере, появлением бреда и галлюцинаций по мере взросления, а также наличием периодов ремиссий и рецидивов.

— Шизофрения, наступающая в детстве, представляет собой более тяжелую форму шизофрении, а не самостоятельное заболевание.

— Детская шизофрения является психотическим расстройством, характеризующимся такими тяжелыми симптомами, как разнообразные формы бреда, галлюцинации, нарушения мышления, в высшей степени дезорганизованным поведением, а также значительным ухудшением или нарушением функционирования.

Адаптация детей с аутизмом в России

"Мы пришли на консультацию, дефектолог посмотрела на Федю. Федя в этот момент был спокоен. Она сказала: "Мальчик, подними правую руку". Ему тогда было четыре, он никак не отреагировал на ее слова. И она мне сказала следующее: "Да, мамочка, жалко вас, красивый у вас ребенок, но вы же понимаете…"

По европейским данным, число людей с аутизмом может составлять до 1% от населения страны

Москвичка Ольга Власова вспоминает, как у ее сына к трем годам стало обнаруживаться отставание в речевом развитии, странности поведения.

В конце 90-х сыну Ольги, которому тогда было пять с половиной, дали инвалидность. "Написали шифр болезни, F-20, — вспоминает Ольга. — Когда я пыталась спросить – что это такое, мне сказали: "Вам это знать не положено". Но F-20 – это детская шизофрения".

"Всю документацию обычно пересылают в запечатанных конвертах. Ну как так может быть, чтобы родителям знать не положено о собственном ребенке. Я считаю, что в этих ситуациях нужно как можно подробнее рассказывать", — говорит она.

Ольга Власова — переводчик с французского и немецкого, когда-то работала в Союзе писателей, а сегодня преподает информатику в центре для детей с аутизмом.

Об аутизме она узнала, когда, вопреки диагнозу под шифром F-20, показала сына другому специалисту. В научном центре психического здоровья мальчику поставили "атипичный аутизм" – аутизм, обусловленный органическим поражением головного мозга.

Аутизм и шизофрения: горячо — холодно

Согласно принятой сегодня Международной классификации болезней (МКБ-10), аутизм — это общее расстройство развития, затрагивающее все сферы психики и проявляющееся, как правило, в возрасте до трех лет. Природа его до сих пор до конца не ясна. Исследователи полагают, что комбинация факторов – генетических и внешних – может быть причиной этого нарушения развития мозга.

Читайте так же:
Шизофрения основные признаки типы течения

В Советском Союзе аутизм как самостоятельное нарушение был описан еще в конце 40-х годов. Тем не менее, по признанию родителей, многим малышам до последнего времени продолжали ставить диагноз "детская шизофрения" (психическое заболевание, для которого характерны бредовые состояния). От ребенка с таким диагнозом нередко предлагали отказаться.

В западных научных журналах и на форумах сегодня часто увидишь призыв не называть аутизм болезнью: как правило, о нем говорят как о состоянии – поэтому аутизм не "лечат", как в случае с шизофренией, а "корректируют".

Ольга Власова создала свой сайт об аутизме в России и ради сына получила образование дефектолога

В 1989 году после постановления Академии педагогических наук аутизм в СССР официально признали особой аномалией психического развития, в коррекции которого решающую роль играют не столько таблетки, сколько работа психологов и педагогов.

Именно в 80-е, по словам председателя Общества помощи аутичным детям "Добро" Сергея Морозова, в России появились первые прецеденты постановки диагноза "аутизм". Но на понимание этой проблемы ушли годы.

Татьяна Поветкина, глава воронежской общественной организации родителей детей с аутизмом "Искра надежды", замечает, что еще пять лет назад этот диагноз в ее регионе ставили очень редко.

Исследователи признают, что ошибки диагностики во многом связаны с тем, как в научном мире изменялось понимание аутизма. Но цена такой ошибки слишком высока.

В манифесте британской Межпартийной парламентской группы по аутизму 2004 года говорится, что постановка неверного диагноза чревата изоляцией людей с аутизмом, которые в итоге могут столкнуться с психическими проблемами.

Парламентарии отмечают, что врачи нередко путают синдром Аспергера (у людей с этой "мягкой формой" аутизма — нормальный или высокий уровень интеллекта) с той же шизофренией – серьезным психическим заболеванием, которое, как правило, развивается в позднеподростковый период или в старшем возрасте.

Сегодня на Западе убеждены, что прямой связи между аутизмом и шизофренией нет, рассказывает руководитель датского Национального центра помощи людям с аутизмом (Videnscenter for Autisme) Янник Бейер.

"В Дании мы рассматриваем аутизм как на когнитивную проблему — проблему, связанную с коммуникацией и осмыслением окружающего мира. Это значит, что можно добиться очень многого, если это состояние правильно корректировать, — подчеркивает Бейер. — Конечно, можно иметь оба состояния (аутизм и шизофрению), но это встречается редко, и не у детей".

Мода на аутизм?

Ольга Власова, потратившая, по ее словам, годы на слепой поиск специалистов и лекарств для сына, создала свой веб-сайт, посвященный аутизму.

"Аутизм в России в какой-то момент стал очень модным словом, — отмечает она. — В 2000 году, когда я создавала сайт, в поисковике находилось всего 27 ссылок, сейчас – тысячи, и на любой случай могут поставить этот диагноз".

"Мой ребенок тоже лечится, я за этим процессом слежу… — рассказывает Татьяна Поветкина из Воронежа. — В последний раз, когда я пришла к нашему участковому врачу, он готовил детей для прохождения комиссии по установлению инвалидности. Я спросила, много ли среди них аутистов? Он сказал, что только с его участка 10 человек".

В то же время официальной статистики по аутизму в России все еще нет.

"Каких-то методических разработок министерство здравоохранения пока не сделало, — говорит председатель общества помощи аутичным детям Сергей Морозов. — Хотя такое поручение есть от комитета по охране здоровья Госдумы – министерству".

По данным общественной организации "Искра надежды", только в Воронежской области — 240 детей с аутизмом.

"Это люди, которые проявились хоть как-то. Сколько их вообще – мы понятия не имеем, потому что очень многие скрывают… — поясняет Татьяна Поветкина. — Многие аутисты – очень красивые, ребятки замечательные, и родители до последнего момента все время ждут, что они вот-вот "исправятся", и иногда даже ничего не предпринимают, чтобы клейма потом не было ".

Согласно европейским данным, число людей с таким диагнозом может составлять около 1% населения страны.

"Весь мир говорит на древнегреческом"

Аутизм многолик: под этим словом часто подразумевают "расстройства аутистического спектра", то есть целый ряд нарушений разной степени тяжести, у которых, тем не менее, много общего.

Аутизм диагностируют исходя из поведения. Такие люди испытывают проблемы с общением и взаимодействием с другими и имеют ограниченный "репертуар" действий.

"Для людей с расстройством аутистического спектра понять "язык тела" так же сложно, как если бы это был древнегреческий", — говорится на сайте британского Национального общества помощи аутистам (National Autistic Society).

Таким людям сложно понять эмоции других – и иногда они могут показаться бесчувственными. Им трудно представить, о чем думают другие, предугадать, что может произойти в ближайшую минуту, и освоиться в незнакомой обстановке.

Родители детей с аутизмом знают, что важен каждый маленький шаг в развитии, сделанный таким ребенком. "Каждый такой шажок – даже уже у подростка — вызывает неподдельную радость", — говорит Ольга Власова.

По ее словам, сначала ребенок абсолютно закрыт для общения, для родителей в том числе. И для мам, наверное, самое трудное, что аутичный ребенок крайне редко говорит слово "мама". "За все эти годы я эти случаи могу пересчитать по пальцам, — рассказывает она. — Чаще всего, когда ему надо меня позвать, он кричит: "Это я".

Татьяна, жительница Новосибирска рассказывает, что ее сыну поставили диагноз аутизм в возрасте семи лет.

Читайте так же:
Шизофрения и олигофрения чем отличаются

По ее словам, до трех лет очевидных проблем не было. Но ребенок не говорил, и, когда ему исполнилось три года, Татьяна всерьез забеспокоилась. "Врачи успокаивали, говорили: "Ну, наверное, мальчик, с ними иногда тяжело бывает – они не очень разговорчивые". А потом, когда я уже начала обращаться к невропатолагам, на меня все сделали большие глаза: "Мамочка, где же вы все это время ходили…". Ему поставили много всего сразу – и в этом году аутизм в конечном итоге", — рассказывает она.

С сентября сын Татьяны пошел в коррекционную школу VIII вида (для детей с проблемами умственного развития).

"Класс переполнен. Ему, наверное, нужны занятия индивидуальные или в маленькой группе, — рассуждает Татьяна, — а когда девять человек и шумно… Я путем собственных изысканий пытаюсь найти хотя бы центры для развития ребенка".

Но пока безуспешно, сетует она.

В некоторых регионах России есть коррекционные центры, созданные по инициативе родителей детей с аутизмом — иногда при поддержке государства, иногда по доброй воле директоров школ.

В ряде школ ребенку могут предоставить помощь психолога; существуют и школы с инклюзивным образованием. Но все это скорее исключение, чем правило.

Государственной программы поддержки аутичных детей в России нет.

"Специализированную помощь они могут получить очень редко, и формально никто этого делать не обязан. Все зависит от того, кто командует школой. Детей с аутизмом принимают, но никаких специализированных программ для этого, утвержденных государством, нет, поэтому иногда можно сталкиваться с программами интересными, а иногда и с полным бредом", — говорит Сергей Морозов.

Председатель правления общественной организации "Искра надежды" Татьяна Поветкина надеется, что дело сдвинулось с мертвой точки: в сентябре был принят первый в России закон, направленный на детей с расстройством аутистического спектра. Пока на региональном уровне – в Самарской области.

В то же время Сергей Морозов считает, что выводы об этой программе поддержки делать преждевременно: "По идее она должна дать возможность детям с аутизмом получить адекватные условия обучения и воспитания, но какие условия — в этой программе не прописано".

В документах Минобразования пока есть лишь рекомендации по организации работы центров помощи. В качестве образца министерство приводит пример Дании, где за программы поддержки детей с аутизмом отвечает государство.

"У нас широкий спектр образовательных услуг для детей с аутизмом, — подтверждает Янник Бейер. — Кто-то ходит в специальную школу, кто-то в [специальный] класс обычной школы, а кто-то справится с программой в обычном классе. И я считаю, что у нас должно быть все это. И у нас это есть. Потому что все зависит от ребенка, нет одного решения, которое подойдет всем".

"Оглядываясь назад, я могу сказать, что все центры помощи, которые есть сегодня, начинались с инициатив по-настоящему заинтересованных родителей", — добавляет он.

Взросление с аутизмом

В странах Европы убеждены, что дети берут диагноз "аутизм" с собой во взрослую жизнь. В России же его, как правило, со временем пересматривают.

По словам кандидата биологических наук Сергея Морозова, взрослая психиатрия в России рассматривает аутизм в лучшем случае как симптом для какого-то другого заболевания.

"Формально по МКБ-10, которая утверждена [в России], временных границ для установления диагноза нет. Но на практике врачи поступают как хотят: кто-то говорит до 15 лет, кто-то считает, что после семи лет диагноз аутизм надо менять. Я, во всяком случае, встречал один-единственный раз, что юноше после 18 лет диагноз не был пересмотрен", — говорит Морозов.

В Европейских странах от этой практики давно отказались, рассказывает Янник Бейер из Дании: аутичным людям нужна адекватная помощь на протяжении всей жизни.

Датская модель предполагает, среди прочего, поддержку при трудоустройстве.

"У нас есть компания, которая называется Specialisterne ("Специалисты"). Как ни удивительно, чтобы получить работу в ней, нужно иметь диагноз аутизм! Там ищут очень скрупулезных людей, готовых работать с вещами, которые другим могут показаться нудными, например, тестировать компьютерные программы. Это довольно успешный бизнес. У компании есть господдержка: некоторым сотрудникам часть зарплаты выплачивает государство", — комментирует Бейер.

В России центров, где взрослые с нарушениями развития могут осваивать доступные им ремесла, крайне мало, как и центров социальной реабилитации.

"Мы видим пример Скандинавских стран, Америки, Франции – создаются общины, скажем, сельскохозяйственные, — размышляет Ольга Власова, сыну которой исполнилось 15 лет. — Или это могут быть защищенные рабочие места, когда под руководством мастера подростки и взрослые осваивают несложные профессии. Я думаю, что у нас вполне возможно создавать по этой модели нечто подобное".

Еще Ольга мечтает, чтобы люди в России научились смотреть на проблему аутизма с открытыми глазами.

"Бывает, мы с Федей идем по улице, и у него начинаются навязчивые движения руками – он может махать ими, как крылышками. И некоторым это кажется странным, — говорит она. — Есть знаменитый институт по изучению аутизма в Северной Каролине: там, скажем, делают "рекламные" футболки – я Феде такую специально из Америки выписала. Эмблема института, а со спины написано: "Почему я не такой как все. Все люди разные: Джон толстый, Питер тонкий, а, например, Майкл страдает аутизмом. И примите их такими, какие они есть".

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector