Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

диагностика уровня тревожности

— изучение динамики самооценки в период предшкольной подготовки.

Ход выполнения диагностики:

Ребенку нужно дать лист бумаги на котором нарисованы 7 ступенек, где средняя ступенька имеет форму площадки и объяснить задачу: «Три нижние ступеньки-для плохих детей(чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на три верхние ступеньки – для хороших детей (чем выше, тем лучше)». Каждая ступенька имеет, тем самым, определенную содержательную характеристику. Задача ребенка состоит в том, что он, основываясь на своем мировосприятии и ощущениях должен поставить себя на какую-то ступень и объяснить свой выбор.

Инструкция для ребенка:

«Если всех детей расставить на этих ступеньках, то на трех верхних ступеньках оказываются хорошие дети: добрые, умные, сильные, послушные — чем выше, тем лучше. Так на ступеньке 1 находятся просто хорошие дети, на ступеньке 2 — очень хорошие, на ступеньке 3 — лучшие.

Ты знаешь, что есть очень хорошие дети, есть плохие, есть средние. Вот на этой лесенке (Показывается листок бумаги с нарисованной лесенкой) средние дети находятся посередине, вот на этой площадке (показать площадку). Эти дети не плохие, и не хорошие, а средние. А на трех нижних ступеньках находятся плохие дети — чем ниже, тем хуже. Снизу площадки находятся плохие дети, на 2 строчке снизу — очень плохие, на 3 снизу — худшие.

— Понял? Давай повторим (повторяется с ребенком расположение ступенек).

А теперь поставь себя на ту ступеньку, которую ты, по твоему мнению, занимаешь. Покажи, куда бы ты поставил себя, на какую ступеньку? (Чтобы легче было выполнить задание можно поместить на ту или иную ступень картинку с изображением мальчика или девочки).

— Почему ты поставил себя на эту ступеньку?

Оценка результатов диагностики:

для детей, которые идут в первый класс, характерно наличие высокой положительной самооценки. В норме ребенок должен ставить себя не ниже, чем на вторую строчку сверху, то есть нормой является самооценка в 6 баллов. 7 или 5 баллов не является отклонением от нормы, а свидетельствуют об очень хороших или просто хороших отношениях ребенка в семье и в дошкольном учреждении.

Самооценка от 1 до 3 баллов, т.е. отнесение ребенком себя к «плохим» детям, является важным признаком неблагополучного социального развития и, в первую очередь, является показателем неблагоприятного опыта социальных взаимодействий. Скорее всего, отрицательная самооценка связана с неблагополучными семейными отношениями или отрицательным отношением родителей к самому ребенку или связана с неблагоприятным опытом общения ребенка в дошкольном учреждении. Необходимо выяснить конкретные причины негативной самооценки, потому что на этом основании можно прогнозировать успешность включения ребенка в коллектив класса и строить программу коррекции образа «Я» ребенка.

Изучение тревожности у дошкольников

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности. Гендерные аспекты тревожного поведения. Сущность методики выявления тревоги у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Особенности эмоционального опыта ребенка.

Подобные документы

Теоретические аспекты изучения детской тревожности. Обзор психологических причин ее формирования и развития. Особенности влияния тревожности на формирующуюся личность ребёнка. Результаты изучения характера детской тревожности и способы её коррекции.

курсовая работа, добавлен 12.06.2010

Социальные причины и внутренние факторы детской тревожности. Связь состояния тревоги с силой нервной системы. Основные причины страхов у детей. Изучение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями речи. Коррекционная работа с тревожными детьми.

дипломная работа, добавлен 21.07.2015

Изучение психологических особенностей дошкольного детства. Обзор причин детской тревожности. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста. Анализ эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях.

курсовая работа, добавлен 14.06.2014

Страх и виды тревожности. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста. Преодоление страха и тревожности у детей. Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов и специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Читайте так же:
Заговоры и молитвы при заикании от испуга

курсовая работа, добавлен 20.02.2012

Особенности влияния развода родителей на развитие тревожности у подростка. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы. Характеристика ненормативного кризиса семьи. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

курсовая работа, добавлен 07.04.2015

Теоретические аспекты проявления школьной тревожности. Понятие тревожности. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии. Эмпирическое исследование. Программа эмпирического исследования. Интерпретация полученных данных.

курсовая работа, добавлен 01.04.2006

Влияние повышенной тревожности на сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка. Диагностика тревожности у детей дошкольного и младшего возраста.

реферат, добавлен 18.01.2010

Сущность понятия «тревожность». Рассмотрение основных признаков тревожности младших школьников: повышенное беспокойство, неуверенность. Особенности выявления причин школьной дезадаптации. Анализ программы психолого-педагогической коррекции тревожности.

дипломная работа, добавлен 23.10.2012

Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

дипломная работа, добавлен 13.07.2014

Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школу. Переход от дошкольного детства к школьному как важный этап социализации ребенка. Основные причины школьной тревожности. Направления работы с тревожным ребенком.

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Тревожность — не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу. Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия.

Содержание Свернуть

Почему дети беспокоятся

Девочка лежит

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста

Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).
Читайте так же:
Понятия умственная отсталость олигофрения деменция причины

Особенности повышенной тревожности у младших и старших дошкольников

У ребёнка искажено лицо от переживаний

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.

Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.

У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.

Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.

При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:

  • неврозы
  • навязчивые мысли и движения
  • фобии.

Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:

  1. В поведенческих реакциях:
  • ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
  • излишняя скованность и напряжённость
  • повышенная суетливость, жестикуляция
  • ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
  • малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
  • плаксивости.
  1. В физиологических реакциях и симптомах:
  • покраснение или, наоборот, побледнение лица
  • излишняя потливость
  • дрожание рук
  • вздрагивание при неожиданных звуках
  • учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
  • нарушения сна
  • проблемы с аппетитом.
  1. В переживаниях и чувствах:
  • боязнь неудачи
  • тягость ожидания
  • желание удалиться
  • чувства незащищённости
  • ощущение неполноценности
  • чувство стыда или вины.

«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».

Как проводится диагностика?

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?
Читайте так же:
Какие лекарства принимать при тревожности

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, отмечая символом «+» то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.

Арттерапия

Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности.

Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка

Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста

Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:

  1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
  2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
  3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
  4. Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
  5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
  6. Соблюдайте последовательность в действиях.
  7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
  9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
  10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.

Счастливая мама с малышом в поле

Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость.

Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет "Не бойся, я с тобой!"

Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.

А.Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребенок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребенка, формируя у него постоянную тревожность[11].

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [7, стр. 8]. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги [7].
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [2, стр. 59]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность…превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте [4, стр. 22]. А.О. Прохоров представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности [17].

Читайте так же:
Функциональное заикание у детей лечение

К сожалению, несмотря на отмеченное выше большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.
По наблюдениям педагогов-психологов ЛАО г. Омска в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 48% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной» [7, стр. 4]. Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:

1) такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
2) способствует развитию предневротических состояний;
3) отрицательно влияет на результат деятельности;
4) негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.

В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».
Именно поэтому нами была разработана программа «Не бойся, я с тобой!».

Цель программы профилактика возникновения тревожности у детей 4-6 лет.

Задачи программы:

  • Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
  • Систематизировать у воспитателей знания об особенностях развития детей 4-6 лет.
  • Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми 4-6 лет.
  • Дать родителям знания об особенностях развития детей 4-6 лет и способах эффективного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с целью и задачами программы были выделены 3 рабочих блока:

1 блок. Работа с педагогами.

Цель: систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет.

  • Педагогический совет.
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Консультация.
  • Круглый стол.

Целью выступления педагога-психолога является ознакомление педагогов с планом и целью профилактической программы.

Беседа для педагогов (Приложения 1.1, 1.2).

Цель: пополнение знаний о возрастных особенностях детей, знакомство с понятием «тревожность», причинами возникновения тревожности и способами профилактической работы с тревожными детьми. Тема первой встречи: «Особенности развития детей 4-5 лет». Тема второй встречи «Что такое тревожность», где с педагогами проводится тест «Определение уровня тревожности» А.И. Захарова [8], с целью оценки педагогами собственного состояния и самочувствия.

Тренинговое занятие (Приложение 1.3, 1.4).

Цель: обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми. Занятие состоит из 2-х частей.

Консультация проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 1.5) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1).

План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

2 блок. Работа с родителями.

Читайте так же:
Мыслительные процессы при деменции

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, направленной на обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.

  • Родительское собрание (групповое).
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Круглый стол.
  • Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Родительское собрание (Приложение 2.1) проводится в начале учебного года для родителей детей, посещающих среднюю группу.

Цель выступления педагога-психолога: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также информирование о цели и плане работы по профилактической программе.

Беседа с родителями (Приложение 2.2) проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми. Тема: «Проявление тревожности у детей».

Тренинговое занятие (Приложение 2.3) с родителями способствует обучению родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний. Тема: «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния». Оно включает так же проведение диагностики, целью которой является оценка собственного состояния и самочувствия. Предлагается использовать для родителей тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» А.И. Захарова [8].

Индивидуальное консультирование проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 2.4) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1). План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

3 блок. Работа с детьми.

Цель: создание комфортных условий для благоприятного развития ребенка.

  • Диагностика тревожности у детей 4-5 лет.
  • Реализация серии игр, способствующих профилактике тревожности.
  • Диагностика эффективности проделанной работы.

Диагностика тревожности детей проводится в январе. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. [8].

Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8] и опросника «Критерии определения страха разлуки» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8].

Реализация серии игр (Приложение 3), направленных на повышение самооценки ребенка, управлении собой в конкретных волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Игры проводятся во вторую половину учебного года, ежедневно, в течение 6 месяцев, воспитателями группы. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр (Таблица 2).

Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

Цель: определения уровня тревожности на момент окончания профилактической работы по программе.
После диагностики проводится индивидуальное консультирование для родителей, на которых родителей знакомятся с полученными результатами.

В своей работе мы опираемся на следующие принципы:

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
  • принцип преемственности, последовательности и системности;
  • принцип научности и гуманистической направленности;

Ожидаемый результат:

Создание комфортных условий, благоприятствующих снижению возникновения тревожности у детей 4-6 лет
У родителей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми.
У воспитателей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение навыков использования в образовательном процессе различных видов игр, направленных на профилактику тревожности у детей.
Программа рассчитана на 1 год.

План – сетка
проведения мероприятий для педагогов и родителей

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector