Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Н. Н. Никулина Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого N. N. Nikulina DIAGNOSIS OF AN ANXIETY IN CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy Tula, Russia В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся детей. На современном этапе, тревожность это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности. Тревога не только нарушает учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Несмотря на достаточно детальную изученность и разработанность проблемы тревожности вообще и младших школьников в частности проблема ее диагностики своевременного выявления и оказания помощи тревожным школьникам достаточна, актуальна, что обусловлено ростом числа тревожных детей и влияния тревожности на формирования личности ребенка. В отечественной и зарубежной литературе такие авторы, как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, И.М.Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская

2 и др. подчёркивают, что тревожное состояние детей соединено с нарушением их эмоционального становления, со страхами, появляющиеся у них в процессе сталкивания с разнообразными ситуациями, их психологической защитой, образующийся при переживание страха. Обращаясь к словарю можно выделить следующее определение: «Тревожность состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх» [2]. В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты. Было проведено экспериментальное исследование тревожности у младших школьников,в котором приняло участие 28 учащихся 3 класса. Из них 9 мальчиков, 19 девочек. Средний возраст испытуемых 9 лет. Составленная диагностическая программа состоит из пяти методик: Методика Шкала явной тревожности CMAS адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо; Методика Кактус М.А. Панфиловой; Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Методика Тест «Дом — дерево — человек» Джорж Бак. По данному исследованию можно сделать следующие выводы о уровне тревожности в младшем школьном возрасте. Высокий уровеннь тревожности по методике «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо» — 7 % (2 ребека), характеризуется эмоциональной неустойчивостью, беспойством, невротизмом. Явно повышенный уровень тревожности имеет 14% (4 ребенка) испытуемых и несколько повышенный уровень тревожности имеет

3 68% (19 детей) испытуемых. Это говорит о том, что дети имеют трудности в школьной деятельности, неспособны соблюдать новые нормы и требования взрослых (учитель, родители), что вызывает у него сомнения и переживания. Нормальный уровень был выявлен у 11% (3 ребенка) младших школьников. У большинства детей по методике «Кактус» (61 %) уровень тревожности средний, у оставшихся (39 %) тревожность находится на высокий уровне. Низкий уровень тревожности не прослеживается вообще. Согласно результатам проведенной методики уровня школьной тревожности Филипса, можно сделать вывод, что среди детей преобладает количество со средним уровнем тревожности, их процент составляет 68 %. Так же присутствуют дети с нормальным уровнем тревожности 32%. Среди них не выявлены дети с высоким уровнем тревожности. Из представленных результатов уровня тревожности по методика «Дом — дерево человек» видно, что у большинства детей младшего школьного возраста наблюдается средний уровень тревожности (80 %), у остальной части детей (20 %) уровень тревожности высокий. Низкого уровня тревожности не зафиксировано. По данным об уровне тревожности, полученным с помощью методики «Выбери нужное лицо» можно сказать, что среди всего класса преобладает число детей со средним уровнем тревожности, их процент составляет 79 % (22 ребёнка). Так же присутствуют дети с высоким уровнем тревожности 21% (6 детей). Дети с низким уровнем тревожности не были выявлены. Таким образом, из диагностической работы видно, что дети младшего школьного возраста подвержены проявлениям тревожности, что выражается: — в дезорганизации учебной деятельности ребенка; — в повышенном проявление беспокойства и большого количества страха у ребенка; — в склонности к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы); — во всплесках ненависти, вражде между детьми и взрослыми;

Читайте так же:
Доктор комаровский о ночном энурезе детей 5 лет

4 — в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д. и выливании всего этого в агрессию. Для профилактики тревожности у младших школьников была разработана специальная программа. Основные задачи программы: обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием; оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи; создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой; коррекция самооценки; развитие коммуникативных умений: умение слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них; формирование атмосферы открытости, доверия и взаимоуважения среди одноклассников, развитие толерантности. Среди рекомендаций для родителей младших школьников можно назвать следующее: Поддержка ребенка со стороны родителей в стремлении стать школьником. Заинтересованность взрослого в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассмотреть и обсудить с ребенком правила и нормы, поведения в школе. Взрослый должен объяснить их необходимость выполнения и целесообразность. Ребенок может делать ошибки, потому что когда он учится, у него может что-то не сразу получиться. Взрослый должен помочь ребенку составьте распорядок дня, и следить за его соблюдением.

5 Родителям нужно чаще хвалить ребенка и перестать сравнивать его с другими детьми. Родители должны быть единогласны и последовательны, одобряя и наказывая ребенка. У младших школьников должно оставаться время для игровых занятий. Тревожность в младшем школьном возрасте большой степени вызвана страхами, связанными с учебной деятельностью: страх перед учителем, боязнь неудачи, страх получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. В таком случаи учитель может применить два приема преодоления тревоги у детей: 1. Организацию конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение способами, позволяющими справиться с тревогой. 2. Формировать адекватную самооценку, укреплять у младших школьников уверенность в себе, вырабатывать представления о себе. Также учителю для преодоления причин тревожности в первую очередь необходимо: 1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. 2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы. 3. Вести работу по устранению излишнего волнения и напряжения в школьных ситуациях. Регулярное сохранение в классе атмосферы принятия, безопасности для ребенка, чувства, что его ценят вне зависимости от его успехов и учет психологических особенностей детей необходимо в условиях учебновоспитательного процесса начальной школы.

6 Таким образом, работа по снятию школьной тревожности и страхов школьников должна быть включена в ход учебных занятий, внеклассной и вне учебной деятельности. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка. Список использованной литературы 1. Аршаковна А.Н. Тревожность у младших школьников: причины и коррекционная работа. / А.Н. Аршаковна — М.: Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. Минск.: Харвест, Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь,

Диагностика уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста

Н.В. Осетрова, 4 курс,
Кунгурское педагогическое училище
Н.р. Мехрякова Л.А.

Проблема тревожности детей младшего школьного возраста достаточно актуальна. Количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 годах составило от 72 до 75% (для сравнения — в 1980-83 годах таких детей было от 12 до 16 %). Проблема детской тревожности — одна из главных проблем современной школы, очень часто школа становится причиной этой тревожности (1).

Читайте так же:
Методика определения тревожности 4 класс я сам

Цель работы: исследовать уровень тревожности детей младшего школьного возраста. Задачи:

1. Изучить теоретические вопросы исследования чувств детей;
2. провести диагностику уровня тревожности детей;
3. наметить пути сохранения психического здоровья и предупреждения эмоционального неблагополучия детей.

Гипотеза: Выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Объектом исследования является проявление школьной тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Предмет исследования — факторы, повышающие уровень тревожности. Эта работа поможет учителю и родителям увидеть и понять детскую проблему и принять необходимые своевременные меры для ее решения.

Одно из проявлений отражательной психической деятельности человека — формы переживания человеком своего отношения к различным объектам — это чувства и эмоции. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются на его голове, отражаются в ней виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. «, — отмечал Ф. Энгельс. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Человек научается управлять своими переживаниями и их проявлениями. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.

Эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Чувства могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Учение, коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств.

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой.

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности.

Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы. К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, эмоциональность, тревожность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие появления личности и даже на весь ее психический облик.

Тревожность — это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я». Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, которые могут изменить не только отношения к школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Читайте так же:
Амнестические деменции психоорганические апатоабулический синдромы

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство надолго сохраняется в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети избегают общения.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).

Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь, предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания, искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх.

О своем переживании несоответствия ситуации своим потребностям ребенок сообщает посредством жалобы. Панический страх неудачи может развить в школьниках невроз, чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями.

Чтобы снизить тревожность, избежать неврозов, необходимо оказать ребенку психологическую поддержку — это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Психологическая поддержка — это процесс, где взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; процесс, который поддерживает ребенка при неудачах; процесс, который помогает ребенку избежать ошибок. Поддерживать ребенка — значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филипса на выявление уровня школьной тревожности. Тест проведен 9 апреля 2003 года, в Кунгурской базовой начальной школе № 16 с детьми 9-10 лет, количество мальчиков — 14, количество девочек -11.

Анализ результатов и выводы. По результатам анализа чаще всего у детей младшего школьного возраста выявляется страх ситуации проверки знаний — у 88% учащихся, страх самовыражения — у 60% учащихся, страх не соответствовать ожиданиям окружающих — у 60%, общая тревожность в школе, проблемы и страхи в отношениях с учителями — у 56%, фрустрация потребности в достижении успеха — у 52%. Реже всего выражается переживание социального стресса и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Эти факторы тревожности наблюдаются у 36% учащихся. Высокий уровень тревожности — больше 75% — наблюдался у 1 ученика, повышенный уровень тревожности — больше 50% — у 8 учащихся. У 17 учащихся общий уровень тревожности в норме.

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван: 1. Плохой подготовкой к урокам; 2. боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; 3. заниженной самооценкой; 4. предъявлением со стороны учителя высоких требований; 5. домашними неприятностями; 6. высокими требованиями родителей; 7. недостаточным вниманием и поддержкой родителей; 8. не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

Каждый ребенок, имеющий повышенный уровень тревожности нуждается в индивидуальной коррекционной работе.

— Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом.
— Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств.
— Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д.
— Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка.
— Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах.

Читайте так же:
Состояние психического развития при заикании

Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми:

1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка.
2. Взрослый и сам должен не быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку.
3. Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.
4. Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, — спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.
5. Честность и доверие к ребенку — два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит — безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
6. Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят — это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.
7. Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить.
8. Особое место нужно уделять «ахиллесовым пятам» тревожного ребенка и ситуациям, «запускающим» его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
9. Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
10.Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.
11. Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие — чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами.

Наличие тревожности — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней.

Литература
1. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. — 2000. № 3.
2. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1995. — 400 с. ил.
3. Вачков И. Умение владеть эмоциями. //Воспитание школьников. — 1998. -№5.
4. Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. — №5.
5. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
6. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. /Под ред. В.В.Богословского и др. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с., ил.
7. Общая психология: Учебник для студентов пед.институтов. / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко. / Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., ил.
8. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1989. — 256 с.
9. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. — М.: изд. центр «Академия», 1997. — 384 с.
10. Психологическое консультирование в школе. / Сост. Н.В.Контева. — Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993. — 220 с.
11. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. -2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 176 с.
12. Шилова Т. Школьный невроз. // Воспитание школьников. — 2002. — № 9.

Читайте так же:
Логопедические занятия для исправления заикания

Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников 803

Мерзлякова Д.Р.
кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института гражданской защиты, ФГБОУ ВО «Удмуртский государствет», Ижевск, Россия
e-mail: sagitova_77@mail.ru

Аннотация

В статье описывается исследование, целью которого явилось выяснение вклада психологических характеристик в систему формирования изменений в личностных характеристиках и учебной успешности детей, обучающихся у педагогов средневысокого уровня выгорания. Наша гипотеза состояла в том, что существуют пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика. В исследовании приняли участие 891 человек – ученики III–IV классов, обучающиеся у педагогов средневысокого уровня выгорания (определено в результате тестирования по методике MBI в варианте для педагогов и учителей, разработанной К.Маслач и С.Е.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой). Для выявления личностных характеристик учеников были использованы следующие психодиагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, Н.П.Фетискин), субъективное шкалирование по типу методики исследования самооценки Дембо–Рубинштейн. Многомерный статистический анализ позволил отследить основные пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика – «деперсонализирующий», «социально фрустрирующий» и «коммуникативно-аффективный» пути.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом и как следствие – российского образования привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Одно из последствий данного явления – увеличение количества педагогов, подверженных синдрому эмоционального выгорания. Н.В.Гришина считает, что лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности [2].

К.Маслач, С.Е.Джексон определили синдром психического выгорания как трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [1]. Особенности мировоззрения и модели поведения педагога высокого уровня выгорания воспринимаются их учениками и влияют на личностное развитие последних. Согласно мнению С.П.Пронина, профессионально деформированные педагоги школы воспроизводят себе подобных «деформированных выпускников» [3].

  1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  3. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей: Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  4. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2004.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

В помощь психологу | Шишкова А.М., Бочаров В.В., Стрижицкая О.Ю., Вукс А.Я.

Диагностика тревожности у детей

Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться.

На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Показывая каждую картинку, ребенка необходимо спрашивать – какое настроение отражается на лицах людей и почему? Веселые, счастливые и радостные, или грустные и печальные? Почему они такие? Каждый ответ отдельно фиксировать.

Выводы о диагностике уровня тревожности делают исходя из количества неблагополучных сценариев, придуманных ребенком. Если не менее чем на 7-8 картинках из 12 у изображенных людей, по мнению ребенка, оказалось плохое настроение: печальное, скучное, грустное или сердитое, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Набор картинок для девочек

a-1 (1).jpg

Рис. 1

a-2.jpg

Рис. 2

a-3.jpg

Рис. 3

a-4.jpg

Рис. 4

a-5.jpg

Рис. 5

a-6.jpg

Рис. 6

a-7.jpg

Рис. 7

a-8.jpg

a-9.jpg

Рис. 9

a-10.jpg

Рис. 10

a-11.jpg

Рис. 11

a-12.jpg

Рис. 12

Набор картинок для мальчиков

b-1.jpg

Рис. 13

b-2.jpg

Рис. 14

b-3.jpg

Рис. 15

b-4.jpg

b-5.jpg

Рис. 17

b-6.jpg

Рис. 18

b-7.jpg

Рис. 19

b-8.jpg

Рис. 20

b-9.jpg

Рис. 21

b-10.jpg

Рис. 22

b-11.jpg

Рис. 23

b-12.jpg

Рис. 24

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector