Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции

Исследование особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции

Исследование особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) является весьма актуальным для определения ее роли, механизмов проявлений, выявления факторов, оказывающих прямое влияние на деятельность ребенка и в общем на формирование его личности в будущем.

Среди зарубежных ученых, которые занимались исследованием тревожности, необходимо выделить: З. Фрейд, К. Хорни, Р. Кэттел, Дж. Тейлор, А. Фрейд, Р. Мэй, Ч. Спилбергер и другие. Наиболее известные имена отечественных исследователей тревожности — В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, И.А. Мусина, В.М. Астапов, Г. Ш. Габдреева, В.А. Ананьев.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункцией. Объект исследования определён как тревожность у детей. Предмет исследования — тревожность у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Нами была выдвинута гипотеза, что существуют специфические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками ММД.

В нашем исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста, из них 15 детей с диагностическими признаками минимальной мозговой дисфункции (ММД), и 25 детей без признаков ММД.

Эмпирическое исследование включало в себя следующие методы и методики:

  1. «Тест Тулуз-Пьерона» (модификация Ясюковой JI.A.);
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  3. Математические методы статистической обработки информации, сравнительно-аналитический метод обработки данных исследования, графический метод, непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни.

Диагностика по каждой из методик проводилась в групповом формате в течение 15-20 минут до начала уроков в дни, когда у детей не было запланировано контрольных или самостоятельных работ.

Итак, проанализируем результаты получены в ходе проведенного эмпирического исследования. Нами было проведена диагностика минимальной мозговой дисфункции тестом Тулуз-Пьерона. Исследование проводилось в группе из 40 детей младшего школьного возраста. Детям были розданы бланки, зачитана инструкция, на доске был изображен образец выполнения. Далее дети обработали тренировочную строку в своих бланках, мы прошли по рядам и удостоверились, что дети школьники поняли задание и готовы к его выполнению. В ходе диагностики мы контролировали, чтобы дети точно следовали инструкции, не пытались заканчивать обработку бланка по истечении выделенного времени, не переходили на следующую строку до команды экспериментатора, не стирали и не исправляли ничего в своих бланках. По результатам диагностики мы выяснили, что из 40 детей, принявших участие в исследовании, у 15 детей выявлены диагностические признаки минимальной мозговой дисфункции, у 25 детей — признаков ММД не обнаружено. Представим графически полученный результат.

Распределение обследуемых по признакам минимальной мозговой дисфункции.

Рисунок 1. Распределение обследуемых по признакам минимальной мозговой дисфункции.

На диаграмме (рис.1) мы видим, что у 37% исследуемых нами младших школьников были выявлены диагностические признаки ММД. Для выявления минимальной мозговой дисфункции основными показателями служат скорость выполнения и коэффициент точности. Если хоть один из этих показателей оказывается в зоне патологии, мы можем делать вывод о большой вероятности наличия минимальной мозговой дисфункции, однако такой диагноз ребенку может поставить только невропатолог.

Далее проанализируем данные диагностики уровня общей школьной тревожности Филлипса у детей младшего школьного возраста с диагностическими признаками ММД и без них. Количество детей в таблице 4 также представлено в процентном соотношении.

Кол-во детей с признаками ММД

Кол-во детей без признаков ММД

Данные таблицы 1 указывают на то, что не один ребенок с диагностическими признаками ММД не показал нормальный уровень общей школьной тревожности, у 67% детей выявлен повышенный уровень тревожности и у 33% — высокий уровень. У детей без диагностических признаков большинство детей (40%) показали нормальный уровень общей школьной тревожности, у 32% детей выявлен повышенный уровень тревожности и у 28% детей — высокий уровень. Полученные результаты представим в виде гистограммы.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Рисунок 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

На гистограмме мы видим, что у школьников с признаками ММД больше всего выявлено детей с повышенным уровнем общей школьной тревожности, не одного ребенка с нормальным уровнем и 33% с высоким уровнем. У детей младшего школьного возраста без признаков минимальной мозговой дисфункции больше всего детей (44%) показали нормальный уровень тревожности, 32% детей оказались на повышенном уровне и 38% — на высоком.

Рассмотрим особенности тревожных факторов, которые нам удалось изучить с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Рассмотрим средние значения по тревожным синдромам (факторам) в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.

Общая школьная тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

Низкая физиолог. сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Дети с признаками ММД

Дети без признаков ММД

Представим графически полученный результат.

Средние показатели по тревожным факторам в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.

Рисунок 3. Средние показатели по тревожным факторам в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.

Как видно из гистограммы, среди детей с признаками минимальной мозговой дисфункции несколько выше средние показатели общей школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страхов самовыражения, ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемости стрессу и проблем и страхов в отношениях с учителями. Для детей без признаков ММД немного выше средние показатели страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Проанализируем, являются ли выявленные закономерности статистически значимыми. Для этого воспользуемся непараметрическим статистическим критерием U Манна-Уитни. Выбор непараметрического статистического критерия обусловлен сравнением групп не равных друг другу количественно. Обработка данных осуществлялась в универсальном статистическом пакете SPSS-22.

Представим результаты статистической обработки в виде таблицы.

Общая школьная тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям окруж-х

Низкая физиолог. сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Уровень значимости различий

* Группообразующая переменная: наличие признаков ММД

Таким образом, статистически значимые различия между группами детей с признаками ММД и без них были обнаружены по факторам переживания социального стресса (р=0,001), страха самовыражения (р=0,014) и проблем и страхов в отношениях с учителями (р=0,021). Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что дети младшего школьного возраста с признаками ММД более подвержены переживанию социального стресса, что может проявляться в трудностях налаживания контактов со сверстниками и социализации. Также эти дети испытывают трудности самовыражения, демонстрации своих способностей. Они склонны к эмоционально напряженным отношениям с учителями. Это может быть связано с тем, что из-за особенностей функционирования нервной системы и возрастающих при поступлении в школу нагрузок дети с ММД часто демонстрируют нарушения поведения, плохую успеваемость, рассеянность, задержку психоречевого развития, что в свою очередь способствует социальной дезадаптации, боязни быть «не таким», не принятым сверстниками и взрослыми.

Читайте так же:
Я полностью избавилась от заикания

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод, что выбранные методы и методики диагностики соответствовали теме «Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией» и поставленной цели исследования, и гипотезе. Использование данных методик позволило получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и обоснованным выводам.

Из 40 детей младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, у 15 были выявлены признаки минимальной мозговой дисфункции, что соответствует 37% от общего числа школьников.

Нам удалось обнаружить статистически значимые различия между группами детей с признаками ММД и без них по таким факторам тревожности как переживание социального стресса, страх самовыражения и проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Выдвинутая в исследовании гипотеза, таким образом, подтвердилась: существуют специфические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции.

Полученные в исследовании данные могут применяться школьными психологами при работе с детьми с признаками минимальной мозговой дисфункции в начальной школе. Также результаты, полученные в ходе диагностики, могут стать основой для дальнейших исследований эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Список литературы

  1. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста / О.А. Андриенко // Хуманитарни Балкански изследвания. — 2019. — №2. — С. 63-65. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-i-trevozhnost-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.02.2020).
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. — М.: ПЭР СЕ, 2018. — 159 с.
  3. Григорьева Е.В. Особенности адаптации младших школьников с различными типами минимальных мозговых дисфункций к учебной деятельности / Е.В. Григорьева // Вестник КемГУ. — 2010. — №3. — С. 62-65. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-s-razlichnymi-tipami-minimalnyh-mozgovyh-disfunktsiy-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.02.2019).
  4. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Научно–методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — С. 26-30.
  5. Кацеро А.А., Чепурная В.В. Особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития / А.А. Кацеро, В.В. Чепурная // Colloquium-journal. — 2020. — №12. — С. 122-123. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trevozhnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 05.09.2020).
  6. Кузнецова Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников / Я.А. Кузнецова // Гаудеамус. — 2019. — №3. — С. 91-93. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-trevozhnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.03.2020).
  7. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД / Л.А. Ясюкова. — СПб.: Иматон, 2007. — 80 с.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

Тревожные расстройства у детей

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.
Читайте так же:
Энурез детский и его методы

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Читайте так же:
Тревожность как лечить народные средства

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Тревожность и депрессия

Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких детей.

Поделиться этой информацией

Выявление и диагностика тревожности и депрессии в раннем детстве

Николас д. Майен, магистр, Элис с. Картер, PhD

Факультет Психологии Университета штата Массачусетс, Бостон, США

Введение

Тревожные расстройства характеризуются эмоциональным возбуждением, связанным со страхом, беспокойством или нервозностью, которые несоразмерны с ситуацией. Выраженные страхи у детей дошкольного возраста фиксируются с 20-х годов прошлого века, 1 но лишь недавно тревожные расстройства у детей младшего возраста были широко признаны серьезными нарушениями, требующими специализированного лечения. Состояние тревожности у маленьких детей часто проявляется в стрессовых ситуациях (например, при расставании с родителем или близким взрослым) в виде боязливости, демонстративного неповиновения или приступов плача. Диагностика депрессивности в раннем детстве остается предметом обсуждения, но такие симптомы как уныние, проблемы с аппетитом, весом и сном, упадок сил и заниженная самооценка, которые наблюдаются у детей более старшего возраста, могут представлять собой отчетливый синдром у маленьких детей. 2 Для того чтобы удовлетворить диагностическим критериям, симптомы должны быть достаточно серьезными, препятствуя нормальной жизни. Большинство маленьких детей с симптомами депрессивного состояния не соответствуют критериям для постановки формального диагноза DSM-IV (четвертое издание Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), но эксперты согласны в том, что дети могут испытывать основные симптомы депрессивного состояния по достижении возраста трех лет. 2

В исследованиях по психопатологии система оценки направлена на выявление психологической феноменологии расстройства с целью углубить понимание того, как проявляется и протекает болезнь, какие факторы риска присутствуют и как лечить депрессивное состояние. Диагностика в клинических условиях направлена на сбор скрининговых и/или клинических данных для обоснования заключений в отношении диагностических проявлений у конкретного ребенка и разработки индивидуальных коррективных мероприятий для поддержания оптимального функционирования ребенка в социальной, учебной и семейной среде. Ключом к валидной и надежной оценке является применение комплекса методик с привлечением множества информантов, который включает в себя повторные клинические наблюдения, диагностическое интервьюирование, историю развития и применение всеобъемлющих стандартизованных опросников для выявления симптоматики. 3

Предмет

Небольшое число исследований непосредственно посвящено распространенности психических расстройств у детей дошкольного возраста. Исследование, проведенное в США, обнародовало результаты, согласно которым коэффициент распространённости тревожных расстройств среди детей дошкольного возраста достигает 9% и депрессивного состояния – 2%. 4 Недавнее исследование в Скандинавии также выявило, что 2% детей подвержены депрессивному состоянию, однако встречаемость тревожных расстройств значительно ниже (1.5%). 5 В то время как большинство детских страхов и преходящего уныния являются нормой, некоторые дети страдают от эмоциональных проблем, которые вызывают значительный дистресс и жизненные затруднения, ограничивая их возможность развивать соответствующие возрасту социальные и предучебные навыки и/или участвовать в соответствующих возрасту занятиях и ситуациях. Диагностика необходима для того, чтобы понять феноменологию эмоциональных симптомов и выявить маленьких детей, нуждающихся в помощи, поскольку первостепенная задача заключается в том, чтобы такие дети получали поддержку специализированных служб.

Проблематика

Исследователи затрудняются в том, чтобы отграничить различия в темпераменте (устойчивые индивидуальные особенности, относящиеся к реактивности и саморегуляции) от симптомов психопатологии. Также нет согласия в том, рассматривать ли тревожность и депрессивную симптоматику как единую «сферу проблем интернализирующего типа» или как два клинически различных синдрома. 6,7 Схожие проблемы с классификацией симптомов отражены в отсутствии консенсуса относительно того, следует ли рассматривать и изучать эмоциональные проблемы как категориальный или как количественный признак. 8 Диагностические критерии (DSM-IV-TR) 9 часто не подходят для маленьких детей и не охватывают типы затруднений, имеющих ярко выраженный возрастной характер (например, нарушение семейного распорядка), что осложняет применение методов психиатрических исследований. Несмотря на значительные успехи в оценке, распознавании и лечении эмоциональных расстройств в раннем детском возрасте, 10-12 показатели приема службами психического здоровья и участия в программах профилактики остаются низкими, особенно для детей, принадлежащих к этническим меньшинствам и живущих в бедности. 13-16

Научный контекст

Несколько широко используемых систем оценки на основе родительских отчетов по типу опросников (например, Child Behavior Checklist 17 (Опросник поведения ребенка), Infant-Toddler Social and Emotional Assessment18 (Социальная и эмоциональная оценка младенцев и детей преддошкольного возраста), Behavior Assessment System for Children 19 (Система оценки поведения детей) охватывают широкий спектр функционирования, включая поведенческие проблемы интернализирующего, экстернализирующего и других типов в раннем детстве. Другие методы включают the Preschool Age Psychiatric Assessment 20 (Психиатрическое обследование детей дошкольного возраста) – структурированное диагностическое интервьюирование родителей и лабораторные наблюдения. Маленькие дети часто не могут описать собственный эмоциональный опыт, используя традиционные методы. И поэтому, чтобы помочь детям дошкольного возраста определить соответствующие симптомы, в Berkeley Puppet Interview (Интервью, разработанное в Университете Беркли) используется понятная детям процедура с куклами. 21 В одной из новейших методик – Picture Anxiety Test (Тест в картинках для выявления тревожности), используются картинки, чтобы помочь маленьким детям описать тревожность. 22

Дальнейшее продвижение исследований диагностики эмоциональности у маленьких детей требует введения теоретического разграничения между темпераментом и симптоматикой интернализирующего типа. Например, торможение поведения (заметная стеснительность в ситуациях, связанных с общением и непривычных ребенку 23 ) долго считалось стандартным психологическим портретом, свойственным определенному темпераменту, который увеличивает риск развития тревожного расстройства в более поздний период детства, 24 но у некоторых детей он может представлять собой ранние проявления расстройства. 10,25 К сожалению, большинство диагностических систем не различают проявления расстройств на уровне ребенка или семьи в целом, что является одним из способов разграничить конструкты.

Читайте так же:
Я уже устала от заикания

Имеющиеся факты позволяют предполагать, что тревожность и симптомы депрессии – это связанные между собой, но самостоятельные сущности, 26 хотя они редко изучаются по-отдельности у маленьких детей. В то время как эмоциональные симптомы отражают биологические процессы и механизмы, биологического «теста» на данный момент не существует. Некоторые психофизиологические методики (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, дыхание, расширение зрачка, уровень кортизола при стрессе) могут определить особенности вегетативного возбуждения, относящиеся к тревоге, но клиническая диагностика все еще требует диагностического интервьюирования для того, чтобы оценить начало появления симптомов, их продолжительность, тяжесть и сопутствующие расстройства. Наконец, эмоциональные симптомы обычно относительно стабильны на протяжении детства, если с ними не работать. 27,28

Ключевые вопросы

  1. Как можно усовершенствовать методы диагностики, чтобы минимизировать зависимость от родительских отчетов, и в то же время сохранить процедуры минимально трудоемкими?
  2. Как в диагностике разграничить темперамент и клинически значимые эмоциональные симптомы?
  3. Какие критерии необходимо использовать для того, чтобы диагностировать тревожность и депрессивные расстройства у маленьких детей, или предпочтителен континуальный, количественный подход?
  4. Как повысить уровень осознанности и внимания к проблеме у людей, чтобы они больше включались в работу профилактических и ранних коррекционных мероприятий?

Результаты последних исследований

Значительные продвижения были достигнуты в разработке методов оценки и соответствующих возрасту диагностических показателей эмоциональных расстройств у маленьких детей. 29-31 Симптомы отдельных тревожных расстройств (тревожность при расставании с матерью, генерализованная тревожность) можно отграничить друг от друга у детей уже в возрасте двух лет.6 Одна из новых диагностических методик для детей в возрасте от 3 до 5 лет, the Preschool Anxiety Scale – Revised (Улучшенная шкала тревожности для дошкольников), фиксирует эти различающиеся параметры симптомов тревожности. 32 Кроме того, в качестве одного из индикаторов риска возникновения тревожных расстройств выделяют искажение внимания к угрозам (attentional bias to threat). 33

В отношении депрессии новейшие результаты исследований подчеркивают валидность диагностики в дошкольном возрасте, а также позволяют указать потенциальные области диагностики. Например, использование функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показало, что у детей, у которых в истории болезни отмечены первые признаки депрессии еще в дошкольном возрасте, имелись отчетливые паттерны активации мозга, схожие с паттернами активации у взрослых с депрессией. 34 Другое исследование показывает, что критерии депрессии, приведенные в DSM-IV, неаккуратно фиксируют течение расстройства у детей дошкольного возраста. 35 Сходным образом с данными, полученными в отношении депрессии у дошкольников, результаты исследований показывают, что у маленьких детей можно также диагностировать пост-травматическое стрессовое расстройство, при условии применения адекватных возрасту диагностических критериев. 36

Неисследованные области

Необходимо больше исследований для того, чтобы полностью понять феноменологию и диагностические проявления эмоциональных расстройств у маленьких детей. Это особенно относится к депрессии, которую зачастую сложно отличить от поведенческих расстройств, поскольку оба отклонения характеризуются повышенной раздражительностью и реактивностью. Больше исследований необходимо для того, чтобы усовершенствовать обобщение данных, полученных путем наблюдения, из клинических интервью, самоотчетов детей и методик оценки детских и семейных расстройств. Также требуются исследования, которые определят эффективные способы отграничения проявлений темперамента от клинически значимых эмоциональных симптомов. И наконец, необходимо изучить, какие способы повышения осведомленности о клинически значимых эмоциональных расстройствах у маленьких детей лучше подходят для эффективного привлечения родителей, педиатров и педагогов к раннему выявлению, профилактике и коррекционному вмешательству.

Выводы

Недавние продвижения в области методов диагностики показали, что маленькие дети могут страдать от серьезных эмоциональных расстройств. Эти расстройства вызывают дистресс и наносят ущерб маленьким детям и их семьям, они имеют схожие проявления с расстройствами у детей старшего возраста. Продвижения привели к совершенствованию методов оценки (а именно, диагностических интервью, систем наблюдения, методик на основе самоотчетов детей, психофизиологических тестов), которые сокращают зависимость сугубо от родительских отчетов и увеличивают валидность и надежность диагностики. Были также предложены методы для совершенствования возрастного соответствия диагностических критериев эмоциональных расстройств. Несмотря на отмечаемый значительный прогресс, требуется больше исследований. Без общего понимания остается проблема определения границы между изменчивостью темперамента в эмоциональной реактивности и эмоциональной психопатологией, а также вопрос о том, как различать эти конструкты. Несмотря на доступность, инструменты скрининга для выявления детей из группы риска используются в недостаточной мере, отчасти это объясняется ограниченной осведомленностью педиатров, родителей и педагогов. Даже когда установлена проблема, родительское участие в лечебных мероприятиях, включая усилия по профилактике, остается на низком уровне.

Рекомендации для родителей, служб и административной политики

Недостаточная информированность о важности выявления и коррекции эмоциональных расстройств у маленьких детей является одной из величайших трудностей, которые возникают при оценивании и выявлении эмоциональных проблем в раннем детстве. Эта проблема проявляется в том, что родители не обнаруживают заинтересованности в проведении лечения, 14 а педиатры и воспитатели редко дают направления к специалисту. По сравнению с проблемами экстернализирующего типа, такими как агрессия, эмоциональные симптомы намного сложнее распознать и оценить, а в силу того, что они менее деструктивны, шанс их заметить становится намного меньше. Однако ясно, что маленькие дети могут испытывать эмоциональные проблемы, которые удручают их и наносят им вред. Данные проблемы требуют детально разработанного подхода при оценке и лечении. Эмоциональные расстройства нарушают важные процессы развития, сокращая опыт решения сложных ситуаций, которые необходимы для социального развития и обучения. Помня об этом, исследователи продолжают совершенствовать диагностические системы и методы скрининга, чтобы выявлять маленьких детей, нуждающихся в помощи специализированных служб. В то же время, распространение и внедрение обширных систем реализации находятся в стадии разработки .

11 методик для выявления тревожности у детей

11 методик для выявления тревожности у детей

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приемов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников «Паровозик» обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определенным настроением.

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределенность, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всем зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Читайте так же:
Повышенная тревожность у взрослых препараты

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упреки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлеченности родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребенок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении.

По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребенка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности; серьезность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине; частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени ее проявления нужно использовать специальные методики.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребенка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребенка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребенка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребенку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребенка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребенку нужно выбрать «веселое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники ее развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребенку дается задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребенка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
  • «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребенок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чем мечтает, что его тревожит. Если ребенок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности ее выражения.
  • «Нарисуй свой страх». Ребенка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребенка.
  • «Несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, ее направленности. Ребенка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик». Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д. В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определенной социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  • На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  • Ребенку предлагают присмотреться к картинкам.
  • Он должен построить поезд, разложив вагончики в определенной последовательности.
  • Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  • Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  • Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  • При выборе важно следить, чтобы ребенок удерживал в поле зрения все картинки.
  • Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребенок не путался с уже выбранными.

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребенка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector