Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Наумова, Я. В. Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования / Я. В. Наумова, В. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70974/ (дата обращения: 25.10.2021).

Подростковый период без преувеличения можно назвать наиболее важным во всем процессе формирования здоровой личности, закладывая основы для последующей реализации во взрослой жизни. Данный возрастной период — время активного развития и формирования физического, психического, интеллектуального и социального здоровья человека. Безусловно, процесс взросления связан с разного рода трудностями, способными нанести непоправимый ущерб благоприятному развитию.

Тема данной статьи актуальна, потому что период старшего подросткового возраста характеризуется повышенным фактором риска к формированию разнообразных девиантных зависимостей. Комплексное воздействие процессов роста и развития личности, определяющих сущность подросткового организма, в совокупности с постоянным влиянием негативных факторов понижают ресурсы соматического и психологического здоровья подростка, необходимые для ведения полноценной жизни.

Вопросами психологического аспекта здоровья подростков старшего возраста в разное время уделяли внимание многие ученые: И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 2000), В. А. Ананьев (Ананьев В. А., 2006), А. Фрейд (Фрейд А., 1993), А. М. Прихожан (Прихожан А. М., 2000), А. Е. Личко (Личко А. Е., 2013), И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 1987), Л. С. Выготский (Выготский Л. С., 2006), а также многие другие исследователи.

Тревожность как психическое состояние рассматривается в трудах В. М. Астапова (Астапов В. М., 2008), А. В. Толстых (Толстых Н. Н., 2016), Д. И. Фельдштейна (Фельдштейн Д. И., 2005) и др. А как фактор дезадаптации личности, тревожность рассматривается в работах В. М. Астапова (Астапов В. М., 2008), Ф. Б. Березина (Березин Ф. Б., 1988), А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2014), и других.

Тревожность как личностное качество рассматривается не только в трудах отечественных педагогов и психологов, но и зарубежных, которые выделяют различные аспекты. Например, с точки зрения динамического подхода и делают упор на бессознательные импульсы, которые не осознаются. При этом Ч. Д. Спилбергер (Спилбергер Ч., 2015) определяет тревожность как свойство личности, а К. Изард (Изард К. Э., 1999) — как комплексное сплетение фундаментальных эмоций.

В работах отечественных исследователей, акцент делается на понимании тревожности с точки зрения ее функций, при этом выделяют реактивную и личностную тревожность (A. M. Прихожан (Прихожан А. М., 2000), И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 1987), В. Н. Астапов (Астапов В. М., 2008), Л. И. Божович (Божович Л. И., 2007), Н. Д. Левитов (Левитов Н.В, 2009)). Тем не менее, исследований, направленных на сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования в нашей стране не проводилось.

В рамках написания данной статьи нами был проведен сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования на базе частной школы НП ДВОК «Пенаты», г Москва, и Средней общеобразовательной школы № 16, г. Пушкино. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15–16 лет, в количестве 80 человек — по 40 учащихся каждой школы.

В НП ДВОК «Пенаты» проводится большой объем воспитательной образовательной работы, направленный на подготовку будущего нашей страны. Специфика платных образовательный учреждений состоит в том, что они более ориентированы на создание комфортных условий для своих обучающихся, чем традиционные школы. Ведется здесь и постоянная работа по психолого-педагогической поддержки подростков с повышенным уровнем тревожности.

В ходе исследования нами были использованы: методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), методика Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) и проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, адаптированная нами для подростков.

В ходе проведения диагностики самооценки уровня тревожности по методике Спилбергера-Ханина высокий уровень тревожности был выявлен у 10 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (25 %) и у 18 испытуемых СОШ № 16 (45 %). Средний, оптимальный уровень выявлен у 23 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (58 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %). Низкий уровень тревожности по данной методике выявлен у 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (17 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

Читайте так же:
Диагностика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

В ходе проведения методики измерения уровня тревожности по шкале Дж. Тейлора были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности выявлен у 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (18 %) и у 14 испытуемых СОШ № 16 (35 %). Средний уровень выявлен у 24 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (60 %) и у 14 испытуемых СОШ № 16 (35 %). Низкий уровень выявлен у 9 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (22 %) и у 12 испытуемых СОШ № 16 (30 %).

В ходе проведения методики Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) было выявлено, что высокий уровень тревожности по данной методике показали 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (8 %) и 13 испытуемых СОШ № 16 (33 %). Средний уровень тревожности выявлен у 25 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (62 %) и у 16 испытуемых СОШ № 16 (40 %). Низкий уровень выявлен у 8 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (20 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

В ходе проведения проективной методики диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, адаптированной для подростков на констатирующем мы смогли констатировать, что высокий уровень тревожности по данной методике выявлен у 8 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (20 %) и у 12 испытуемых СОШ № 16 (30 %). Средний уровень тревожности выявлен у 23 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (58 %) и у 17 испытуемых СОШ № 16 (43 %). Низкий уровень выявлен у 9 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (22 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

Для выявления общей картины исследования на констатирующем этапе мы также усреднили данные, полученные по всем четырем методикам путем средней арифметической.

Таким образом, по сравнительным результатам всех четырех методик мы смогли заключить, что количество испытуемых с высоким уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» ниже на 16 %, чем в СОШ № 16. Количество испытуемых со средним уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» выше на 24 %, чем в СОШ № 16. Количество испытуемых с низким уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» на 8 % ниже, чем в СОШ № 16.

Полученные результаты позволяют заключить, что условия, созданные для обучения в НП ДВОК «Пенаты», гораздо комфортнее, чем в. Показатели тревожности обучающихся в условиях платной системы образования, таким образом, гораздо лучше, чем в условиях традиционной системы образования.

Таким образом, сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования показал явное преимущество последней.

Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина

Данная методика состоит из двух опросников, при помощи которых можно определить уровень ситуативной тревожности (СТ ) личности в условиях сложной психологической ситуации, уровень личностной тревожности (ЛТ), как индивидуальной черты подростка, которая не зависит на момент обследования от конкретной ситуации.

Определение уровня ситуативной тревожности.

Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния личности в конкретной сложной для неё ситуации.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, которые характеризуют состояние вашего самочувствия в данный момент, и выберите наиболее подходящий вариант ответа (зачеркните соответствующее число):

«1» -нет, это не так, «2»-почти что так; «3»- верно; «4»- совершенно верно.

Не думайте слишком долго, отвечайте так, как вам подумалось в первый момент Правильных или неправильных ответов не существует.

1.Вы спокойны 1 2 3 4

2.Вам ничего не угрожает 1 2 3 4

3.Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

4.Вы испытываете сожаление 1 2 3 4

5.Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4

6.Вы расстроены 1 2 3 4

7.Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

8.Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4

9.Вы встревожены 1 2 3 4

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

12. Вы нервничаете 1 2 3 4

13.Вы не находите себе места 1 2 3 4

14. Вы взвинчены 1 2 3 4

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4

16.Вы довольны 1 2 3 4

17. Вы озабочены 1 2 3 4

18.Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4

Читайте так же:
Заикание на гласные звуки лечение

19.Вам радостно 1 2 3 4

20. Вам приятно 1 2 3 4

Каждый ответ оценивается в зависимости от выбранного утверждения в 1, 2, 3, 4 балла

Ситуативная тревожность определяется по ключу:

Из суммы баллов по вопросам(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18) вычесть сумму баллов по вопросам(1,2,5,8,10,11,15,16,19,20), затем к полученному результату прибавить 50.

С Т =(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) +50=

Результаты оцениваются следующим образом.

4 балла- низкий уровень тревожности.(до 30 баллов)

3 балла — средний уровень тревожности(31-45 баллов)

2 балла — высокий уровень тревожности (46 баллов и более)

Определение уровня личностной тревожности.

Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния тревожности как свойства личности, которое формируется при длительном воздействии различного рода факторов.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры с права означают следующие варианты ответов: «1» -почти никогда ( ответ оценивается в один бал); «2»-иногда ( ответ оценивается в два балла); «3»- часто ( ответ оценивается в три балла); «4»- почти всегда( ответ оценивается в четыре балла).

1.Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

2.Вы быстро устаёте 1 2 3 4

3.Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

4.Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4

5.Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро

принимаете решения 1 2 3 4

6.Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

7.Вы спокойны, хладнокровны и собранны 1 2 3 4

8.Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

9.Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу 1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

13.Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций

и трудностей 1 2 3 4

15. У вас бывает тоска 1 2 3 4

16.Вы бываете довольны 1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас 1 2 3 4

18.Вы так сильно переживете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

19.Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о

своих делах и заботах 1 2 3 4

Личностная тревожность определяется по ключу:

Из суммы баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20)вычесть сумму баллов по вопросам(1,6,7,10,13,16,19), затем к полученному результату прибавить 35.

ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20) — (1,6,7,10,13,16,19)+ 35=

Результаты оцениваются следующим образом.

4 балла — низкий уровень тревожности (до 30 баллов)

3 балла — средний уровень тревожности (31-45 баллов)

2 балла — высокий уровень тревожности (46 баллов и более)

Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

Порядок проведения

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом

Ключ

Базисная копинг-стратегияПункты опросника, номер
Разрешение проблем2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33
Поиск социальной поддержки1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32
Избегание4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30

Для получения общего балла по соответствующей стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл — 24.)

При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

5. Заключение.
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор

им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и

включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается еще со школьной скамьи, где

подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности,

определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для

достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой

деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного

самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

6. Список литературы.
1. Морозов А. В. «Деловая психология»; С-П; 2002 год.

Диагностика уровня тревожности с помощью опросника Спилбергера-Ханина — Контрольная работа

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения Ч.Д.Спилбергера, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предрасполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетентности и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.

В целом по результатам исследования мы видим, что показатели личностной тревожности, за исключением седьмого случая, выше показателей ситуативной тревожности. То есть личностная тревожность – то, как чувствует себя субъект обычно, превышает ситуативную тревожность – то, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент.

Опросник допускает индивидуальное и групповое использование.

Данная методика широко распространена в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики. Также этот тест психологи используют в школах для определения уровня тревожности у школьников. Методика высоко оценивается за компактность и достоверные диагностические данные.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.:ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

4. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – 400 с.

Диагностика уровня тревожности подростков спилберга

Актуальность темы – чрезмерная тревога сильно влияет на эмоциональное состояние человека, мешая ему взаимодействовать с окружающим миром, особенно это касается подростков. Изучение тревожности как психического расстройства поможет нам приблизиться к обнаружению более эффективных способов борьбы с ней.

Объект исследования – тревожность и самооценка подростков.

Предмет исследования – влияние уровня тревожности подростка на его самооценку.

Цель исследования – изучить влияние уровня тревожности подростка на его самооценку.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические данные по выбранной теме.

2. Изучить уровень тревожности подростков и их самооценку.

3. Исследовать влияние уровня тревожности подростка на его самооценку.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростка влияет на его самооценку.

Методы исследования: на этапе обзора литературных источников – обобщение, анализ. Для получения практических данных использовались методики диагностики уровня тревожности Спилбергера-Ханина, шкала самооценки Дембо-Рубинштейна.

Практическая значимость. Полученные данные могут помочь составить программу для коррекции самооценки подростков.

База исследования – учащиеся 10 «А» класса МБОУ гимназии «Пущино», 18 человек, возраст 16–17 лет.

1. Теоретическая часть

Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причём не только в психологии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. Известно, что именно 3. Фрейд ввёл проблему тревожности в психологии. Понятие «тревожность» неоднозначно. В словарях оно отмечается с 1771 г. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Рассмотрим несколько определений тревожности. Например, А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»

По определению С.С. Степанова, »тревожность» – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [1].

Ч. Спилбергер выделял такие виды тревожности, как личностную и ситуативную.

Личностная тревожность – это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями.

Ситуативная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость [2].

Не стоит забывать, что умеренная тревожность, проявляющаяся на уровне самосохранения и являющаяся элементарной осторожностью, является важной частью нашей жизни. Но также не стоит давать ей развиваться и переходить в психическое расстройство, иначе это может иметь серьёзные последствия для психики и организма в целом.

Натаниэль Бранден, известный психолог, исследовавший самооценку, дает ей такое определение: «Самооценка в полноте своей осознанности – это полученное опытным путем доказательство нашего соответствия жизни и ее требованиям.

Термин «самооценка» он определяет как: уверенность в своей способности думать, принимать основные жизненные вызовы и уверенность в своем праве на счастье и успех, ощущение того, что мы достойны, заслуживаем, имеем право провозглашать свои потребности и желания, добиваться значимых для нас результатов и пожинать их плоды [3].

Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности [6].

Существует три основных вида самооценки. Их названия используются не только в психологии, но и в быту.Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Основных уровней самооценки, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть, как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая самооценка – нелюбима многими. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности или знаниях.

Нормальная самооценка – самая желаемая. Ее еще называют адекватной. Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес.К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Третий уровень – высокая самооценка, присуща тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое [4].

2. Практическая часть

2.1. План исследования

В нашей работе было проведено следующее исследование: 1.изучен уровень самооценки подростков; 2.изучен уровень тревожности среди подростков.

Для изучения уровня тревожности подростков нами была использована методика Спилбергера-Ханина [5]. Тест представляет собой 2 оценочных шкалы из 20 пунктов в каждой. Одна шкала выявляет Ситуативную тревожность, вторая шкала определяет личностную тревожность (прил. 1). В своем исследовании мы будем рассматривать именно личностную тревожность, как фактор, влияющий или нет на самооценку подростка.

Для изучения самооценки подростков нами была использована методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

Методика основывается на непосредственном оценивании подростками ряда личностных качеств и характеристик (здоровье, характер, способности, авторитет у сверстников, умелость, внешность, уверенность в себе и собственных силах). Результаты вносятся в специальный бланк, на котором изображены семь линий фиксированный высоты (100 мм) с указанием низа, середины и верха шкалы. Участникам диагностики предлагается на вертикальных линиях отметить уровень развития у них отдельных качеств (знаком «-»), а также уровень желаемого развития того или иного качества (знаком «х») (прил. 2).

2.2. Описание и анализ результатов

Итак, в нашей работе мы изучили уровни тревожности и самооценки учащихся 10 «А» класса. Для создания психологической безопасности, мы зашифровали имена участников. Результаты самооценки мы можем увидеть на рис. 1.

Нормы самооценки представлены на рис. 2.

Результаты уровня личностной тревожности и нормы представлены в таблице на рис. 3.

Наглядно сравнить взаимосвязь уровня тревожности с самооценкой подростков можно на рис. 4.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector