Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопедические игры и занятия с заикающимися детьми

Логопедические игры и занятия с заикающимися детьми

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребят игра – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг, развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

У детей пятого года жизни игры несложны по сюжету, число ролей и время игры невелико. К шести годам игровые замыслы связываются не только с непосредственным опытом – они выходят за пределы жизни в семье, саду. Дети охотно играют в труд рабочих на строительстве, в железную дорогу, водят корабли, перевозят пассажиров в автобусах, трамваях, на самолетах. В свои игры вносят элементы творчества и фантазии. Возрастает роль речи, слово помогает ребенку войти в роль, игры становятся более продолжительными и интересными.

К семи годам у детей заметна настойчивость в осуществлении задуманной цели, появляются новые замыслы, увлекают моменты соревнований, игры на смекалку.

Неправильная речь заикающих детей и особенности их поведения отражаются на участии их в игровой деятельности. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняет включение таких детей в игру. Эти дети робки, не умеют поставить собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. А бывает наоборот, дети отличаются повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающего ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения.

Различают различные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры).

В организации и управлении детскими играми можно выделить следующие общие правила, которых должны придерживаться постоянно:

1. Игра должна приносить радость. Не заставляйте ребенка играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживляйте игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, изготовлением моделей, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, выполняют новые роли.

3. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность детей. Пусть ребята при выполнении игровых действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу.

4. Не навязывайте детям игровой материал, предметы, пособия. Пусть они лежат свободно. Хорошо, когда игровые атрибуты дети готовя сами, по собственной инициативе.

5. Хвалите ребенка за успехи, особенно если он впервые успешно усвоил действия, выполнил ответственную роль.

6. Наблюдайте, анализируйте, как ребенок выполняет правила игры, роли, игровые действия. Записывайте его достижения, неудачи и огорчения, чтобы помочь ему овладеть игровым поведением.

7. Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, показывайте образцы внимательного отношения к людям, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

Дидактические игры. Это поучающие игры. Обучающая задача замаскирована, мотивом ее выполнения становится стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Формами реализации игрового действия могут выступать: разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; «зачин», который создает у детей игровое настроение (используя в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);.осуществления и поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; загадывание и отгадывание загадок; выполнение определенной роли; соревнование(индивидуальное и коллективное; особые игровые движения, хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация движений. В дидактических играх соблюдается методика проведения их, способ выполнения игровых действий, правильного использования в них игрового оборудования.

В процессе дидактических игр и на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово – формообразование, увеличивается словарный запас. Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально – дидактические игры.

Дидактические игры способствуют развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, осознанному усвоению окружающего мира, формированию психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, доставляет эмоциональную радость детям. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений. Выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактические игры с заикающими детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряжение при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, развить общительность.

В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при этом у детей в играх поддерживается бодрое радостное настроение и уверенное поведение. Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, и могут использоваться с разными задачами на разных этапах логопедических занятий с исправлением неправильной речи с последующим и одновременным развитием.

Подвижные игры оказывают благотворное воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Они развивают организм ребенка, полезные движения и сноровку, организует его поведение, воспитывают выдержку, смелость, ловкость; вносят в деятельность ребенка оживление, веселость, доставляет радость, так как реализует его потребность порезвиться, побегать.

Дети пятого года жизни должны научиться выполнять определенные правила в играх, как «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль», «лошадки», «Сидит, сидит зайка» и др.

Для детей шестого года жизни рекомендуются: «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом» и др. Игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее соберется», «Снежные круги» и др. Игры сопровождаются словами и пением: «Мы веселые ребята», «Перебежки», «Иван, Иван».

К семи годам дети сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребенок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Используются игры с элементами соревнования (« Догони свою пару», «Разложи все камешки» и др.), вводятся правила, требующие от детей выдержки (« Найди и промолчи», «Хитрая лиса», Горелки»).

У заикающих детей нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений. Поэтому значение подвижных игр для них велико: заикающиеся дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх. Особое значение для них приобретают оречевленные подвижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. В логопедической практике эти игры называются логопедическая ритмика.

Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движений с речью. Например: согнув руки в локтях, ребенок подражает идущему паровозу: у-у-у. вдох и опять: у-у-у или чух-чух-чух… и опять чух-чух-чух; вагоны стучат: так-так, так-так и опять: так-так, так-так…

Подражая пильщикам, делают соответствующие движения рукой, пила визжит: вж-вж-вж; вдох и снова вж-вж-вж…

Комары летают по комнате: з-з-з-з; вдох и снова: з-з-з-з…

Тук-тук-тук – дети забивают воображаемый гвоздь, кап-кап-кап — «дождь идет», дети покачивают кистями рук.

Оречевленные подвижные игры и упражнения используются в дальнейшем для проведения речевых зарядок и переключения к другим видам деятельности.

Читайте так же:
Школьная тревожность как направление работы психолога

Творческие игры и инсценировки. Характерной особенностью этих игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, фантазировать, передавать все многообразие впечатлений об окружающей их действительности, использовать свой опыт и знания.

Одним из видов творческих игр являются игры со строительным материалом. Эти игры содействуют развитию пространственных представлений, понятий о форме, размере, качестве материала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целенаправленность действий, сосредоточенность.

Дети пятого года учатся самостоятельно делать несложные постройки. Должны знать, что хотят построить, уметь отобрать по величине, цвету, по форме нужные детали, пользуясь образцом или опытом.

К шести годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. делают по рисунку, схеме, собирают из деталей «Конструктора». У детей наблюдается стремление красиво оформить свои постройки.

К семи годам сложность построек еще усложняется. Из строительного материала «Архитектор» сооружаются вокзалы, многоэтажные дома, станции метро, мосты. Закрепляется умение воспроизводить постройки по наглядному образцу, по памяти, по схемам, рисункам, по словесному описанию.

Игры со строительным материалом используются на логопедических занятиях. Вначале это будет сопряжено-ответная речь ребенка, описание отдельных действий, затем ответы на вопросы, затем он уже самостоятельно

сопровождает речью свои сначала простые, а потом более сложные действия. Самой сложной формой речи для заикающегося, будет речь предваряющая. В этом случае ребенок, не приступая к сооружению, последовательно рассказывает, как он будет строить. Из какого материала, что сначала, что потом, для чего и т.д.

Своеобразно и интересно проводятся с детьми игры-драматизации. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игры-драматизации используются не с первых занятий, чтобы не спровоцировать заикание. Сначала с ним выбранную сказку читают отраженно, задают ребенку вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после этого как он успешно выполнит эти задания, можно переходить к игре. Чтобы облегчить речь и поведение ребенка в игре, нужно давать образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывать характерные движения в развивающем сюжете сказки, использовать магнитофонную запись, диафильмы.

Особое место среди творческих игр занимают сюжетно — ролевые игры. Если в играх-постановках заикающийся ребенок учится говорить и держаться, пользуясь готовыми образцами, то уже в сюжетно-ролевых играх его степень самостоятельности значительно возрастает. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью в самых разнообразных и близких их повседневной жизни условиях.

Дети пятого года жизни играют в семью, детские праздники, в различные поездки и путешествия, играют в куклы, через действия с которыми передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. На шестом году жизни дети в своих играх, стремясь подражать взрослым, воспроизводят, что делает мама, папа, играют в магазин, свою улицу, распределяют роли. Выполняя роли взрослых, дети учатся аккуратности, настойчивости, организованности, быть добрыми и заботливыми, приобретают качества необходимые ему для учебы и труда К семи годам темами сюжетно — ролевых игр становятся: строительство, школа, семья, транспорт и т. д. В ролевой игре главным для ребенка является проявление его потребностей и способностей, которые развиваются в игре, — потребность в помощнике, товарище, с которым можно поделиться, сопереживать, которому нужно помочь, защитить его, прислушиваться его советам. Если ребенок замкнут, робок, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточении т.д., сюжетно-ролевые игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически готовят его к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях. Любая сюжетно-ролевая требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры

(программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть. Темы сюжетно ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведения семьи ( кто что делает дома после работы), особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка ( предполагаемая); в магазине, в театре, утренник. Это далеко не полный перечень тем игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.

На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются лишь тогда, когда логопед убежден, что ребенок может свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает взрослый. Он организует игру, задает вопросы. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.

Какое же значение имеют игры для заикающих детей:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий в обычные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Независимый сайт о заикании

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми

заикание у детей

Значение игры в жизни человека очень большое. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, случайно-эпизодические и др. Выполняя свои обязанности (как условия, несущие содержательное и нормативно-правовое значение), мы одновременно соблюдаем и ролевые условия, отражающие наши эмоциональные, межличностные отношения с окружающими людьми и разные формы нашего социального поведения.

Само понятие игры рассматривается как форма сенсорно-двигательной активности, как условная форма воспроизведения действий и отношений человека с окружающим миром и, прежде всего, человека с человеком. В чем привлекательность ролевой игры? Не в том ли, что в условиях игры появляется возможность выйти за рамки привычного собственного «Я», возможность попробовать себя в новых, необычных условиях и заданиях, в новой роли, в перевоплощениях.

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонёрством, некритичностью к своему поведению.

Читайте так же:
Рекомендации о снятию тревожности у учащихся

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) — все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. От этого усложняются и проявления заикания и задачи воспитательной работы с заикающимся ребенком. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.

Рассмотрим некоторые особенности игр детей 5—7 лет жизни и возможности их использования в коррекционно-педагогической работе с заикающимися детьми.

Дидактические игры. Для этих игр характерно то, что создают их взрослые с определенным содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителем является интерес чисто игрового характера — занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д.

Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Используются игры: «Кто скорее соберет башенку», «Собери колечки», «Катание цветных шариков», «Чудесный мешочек», «Цветная посуда» и др. Игра в лото расширяет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально-дидактические игры: «Узнай по голосу», «Погремушка или бубен» и др.

К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как «Магазин», «Подбери пару», «Сложи картинку», «Кому сколько», «Домино», «Прыгунки», «Мы считаем», «Кто что делает», «Зоологическое лото», «Настольные кегли» и др. Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо», «Какой барабан играет» (выше-ниже) и др.

К 7 годам по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради успеха. Здесь используются игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля (разные виды мозаики, игры на классификацию предметов, лото «Кому что нужно», «Времена года» и др.).

Находят интерес у детей игры, содержащие элементы соревнования в ловкости, сообразительности (кегли, прыгунки, «Кто ловкий», «Настольный проект»).

В играх используются полученные знания и умения (домино, счетное лото «Учись считать», «АБВ», лото «От звука к букве», игры-головоломки, словесные игры: «Море волнуется», «Черное и белое», «Какой предмет загадан» и др.).

Музыкально-дидактические игры детей этого возраста: узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики), повтори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах), музыкальное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный патефон) и др.

Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее основной задачей в логопедических занятиях с заикающимися детьми остается воспитание у них правильной речи и поведения. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в «Лото»: «У кого земляника?» — «У меня земляника». — «Я кладу землянику». В «Мозаику»: «Я беру синюю фишку». «А теперь — зеленую», «Я сделаю сейчас красивый цветок» и т.д.

В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово- и фразообразование, увеличивается словарный запас. Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально-дидактические игры.

Дидактические игры с заикающимися детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряженность при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, развить общительность.

В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при всем этом у детей в играх поддерживается бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.

Как видим, дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи же этих игр определяет руководитель в зависимости от этапа логопедических занятий с ребенком. Так же, как и на занятиях по родному языку, одна и та же игра может использоваться на разных этапах. Допустим, на этапе сопряженно-отраженной речи — это проговаривание отдельных фраз совместно или вслед за руководителем. Далее ребенок отвечает на вопросы и сам задает их, описывает условия игры, выступает ведущим, т.е. руководит игрой, ставит задачу, оценивает ее результаты и качество речевого поведения ее участников.

Подвижные игры. Оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.

Они развивают организм ребенка, полезные движения и сноровку, организуют его поведение, воспитывают выдержку, смелость, ловкость; вносят в деятельность ребенка оживление, веселость, доставляют радость, так как реализуют его потребность порезвиться, побегать.

Дети 5-го года жизни должны научиться выполнять определенные правила в таких играх, как «Трамвай», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Воробушки VI автомобиль», «Лошадки», «Сидит, сидит зайка» и др.

Для детей 6-го года жизни рекомендуются: «Умей пробежать», «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом» и др. Для этих детей в подвижных играх уже вводятся элементы соревнования: «Чье звено скорее соберется», «Снежные круги» и др. Игры сопровождаются словами и пением: «Перебежки», «Мы веселые ребята», «Иван, Иван».

К 7 годам дети уже сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребенок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Широко используются игры с элементами соревнования («Догони свою пару», «Разложи все камешки», «Кто скорей до самого верха» и др.), вводятся правила, требующие от детей выдержки («Найди и промолчи», «Хитрая лиса», «Горелки»).

У заикающихся детей нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений, различные двигательные уловки. Поэтому значение подвижных игр для них весьма велико: заикающиеся дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх.

Особое же значение для них приобретают оречевленные подвижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. В логопедической практике эти игры и упражнения известны под названием логопедической ритмики.

Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированное™ темпа движений с речью. Например: согнув руки в локтях, ребенок подражает идущему паровозу: у-у-у. вдох и опять; у-у-у или: чух-чух-чух. и опять: чух-чух-чух; вагоны стучат: так-так, так-так и опять: так-так, так-так.

Читайте так же:
Программа школьной тревожности у пятиклассников

Какое же коррекционное значение имеют эти игры для заикающихся детей:

1) происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Таким образом, разные виды детских игр приобретают в логопедических занятиях с заикающимися детьми свое основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. Это выражается, с одной стороны, в коррекционном обучении навыкам правильной речи и поведения ребенка одновременно с его умственным и физическим развитием (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование у него социально-личностных качеств, определяющих его правильное отношение и взаимодействие с окружающими людьми (психокоррекционные основы).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Дидактический материал для дошкольников заикание

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Статья:

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.
Читайте так же:
Все про заикание у детей

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Игры и упражнения на развитие темпа речи

Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:

  • гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
  • слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
  • «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».

Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Разминка

Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Расширение диапазона голоса

Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:

  1. Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
  2. «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
  3. Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
  4. Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.

Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.

Советы и рекомендации

Помните, что игра должна приносить радость. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно. Оживляйте упражнения новыми правилами, сочетайте их с чтением, изготовлением поделок, новыми сюжетами.

Создавайте непринужденную обстановку и не сдерживайте двигательную активность. Развитие моторики благоприятно сказывается на улучшении работы речевого аппарата.

K014551 Курсовая работа Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников

1.1 Заикание, определение, причины, классификации……………………….

1.2 Дидактические игры как эффективное средство коррекции речевых нарушений……………………………………………………………………….

1.3 Анализ методик коррекции заикания……………………………………….

Глава II. Экспериментальная работа по использованию дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников

2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….

2.2 Организация и содержание формирующего эксперимента……………….

2.3 Организация и содержание контрольного эксперимента…………………

2.4 Методические рекомендации по использованию дидактических игр в коррекции заикания…………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………

Заикание является одним из самых распространенных речевых нарушений среди дошкольников. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию, общение.

В.И. Селиверстов [18], Г.А. Волкова [6], С.В. Леонова, Н.А. Власова [5] занимались проблемами заикания, признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, они подчеркивали важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели.

На наш взгляд, проблеме заикания уделено большое внимание, однако использование дидактических игр в коррекции заикания освещено недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.

Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников.

Объект исследования: коррекционная работа по преодолению заикания.

Предмет исследования: процесс преодоления заикания с помощью дидактических игр.

1) Изучить теоретические аспекты проблемы использования дидактических игр по коррекции заикания

2) Провести экспериментальную работу по преодолению заикания у дошкольников с помощью дидактических игр

3) Подготовить методические рекомендации по использованию дидактических игр в коррекции заикания

Методологическая основа: теория В.М. Шкловского [27] о природе заикания, положение И.А. Сикорского [19] о формах и видах заикания, концепция О.В. Правдиной [16] об особенностях дошкольников с заиканием, положение Е.Ф. Рау [17] о методах коррекции заикания, концепция Л.З. Арутюнян [2] о методике преодоления заикания, теория Л.И. Беляковой [3] о технологии формирования плавной речи, положение Д.Б. Эльконина [28] об игровой деятельности дошкольников, концепция Г.А. Волковой [6,7] об устранении заикания в игровой деятельности, взгляды И.Г. Выготской [10] об использовании дидактических игр на логопедических занятиях с заикающимися.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы (эксперимент, наблюдение), метод математической обработки результатов.

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе с заикающимися детьми учителями-логопедами, педагогами, родителями.

Структура и объем исследования: курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающей 28 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 40 страниц машинописного текста.

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования дидактических игр по коррекции заикания

1.1 Заикание, определение, причины, классификации

Заикание, по мнению Н.А. Власовой, – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [5].

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.) [5].

Сложность этой речевой патологии, как отмечает Л.И. Белякова, выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность [3].

На основании исследований И. А. Сикорского [19], Ю.А. Флоренской, К.П. Беккер, М. Совак по этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Читайте так же:
Школы для родственников при деменции

К предрасполагающим причинам относят [19]:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет и в единичных случаях – 7 лет). Наиболее часто заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи. В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи, в это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко, при возникновении заикания, отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

3. Генетический фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности – повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска.

4. Функциональная ассиметрия мозга. Наблюдения В.А. Куршева свидетельствуют о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся. По мнению М.Е. Хватцева, нередко заикание возникает при переучивании леворукости на праворукость.

5. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов.

К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми [8].

Основным симптомом заикания, по мнению Т.С. Одинцовой, являются, возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать, речевые судороги. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести [13].

Парамонова Л.Г. выделяет два основных типа речевых судорог: тонические и клонические [14].

Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу насколько мышечных групп (языка, губ, щек и др.). Отмечается большое напряжение в лице заикающегося (рот полуоткрыт или, наоборот, губы плотно сомкнуты), общая скованность всего тела (напряжение в мышцах плечевого пояса). В речи наблюдается длительная пауза, остановка (с…тол).

Клонические речевые судороги проявляются в виде насильственного многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в речи наблюдаются повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта). Обычно определяют смешанный тип судорог, когда тонические и клонические судороги наблюдаются у одного заикающегося (тоно – клонический тип или клоно – тонический по преобладающему типу судорог) [14].

М.Е. Хватцев выделяет судороги по месту локализации: дыхательные, голосовые, артикуляционные [24].

Дыхательные судороги характеризуется внезапным резким вдохом или выдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе.

Голосовые судороги возникают в момент резкого смыкания голосовых складок, или в виде повышения тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается полное отсутствие звука, молчание или необычная продолжительность вокализации гласного звука.

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба. Чаще всего встречаются губные и язычные судороги. В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д. [24].

В симптоматике заикания, как отмечает Н.А. Чевелёва, неизменно присутствуют расстройства дыхания. Физиологическое дыхание заикающихся поверхностное, ритм его неустойчив и легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение речевого дыхания выражено сильнее. Нередко заикающиеся говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Координация дыхания, голосообразования и артикуляции нарушается у них даже в процессе плавной речи [26].

В. И. Селиверстов определил классификацию по видам судорог, он выделяет клоническую, тоническую и смешанную формы заикания [18]. Е.Ф. Рау отмечает, что заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое [17]. М. Е. Хватцев говорит о клонических и тонических речевых судорогах, а по локализации судорог выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное [24]. В своих работах О. В. Правдина [16], В. М. Шкловский [27], в зависимости от локализации речевых судорог клонического, тонического или смешанного типа выделяются три формы заикания: артикуляционная, голосовая и дыхательная. В речевой клинической картине заикания обычно наблюдается преобладание той или иной формы либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о смешанной форме речевого нарушения.

М.И. Буянов [4] и Б.З. Драпкин [2] предложили дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное и смешанное. Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения была заложена в работах Н.М. Асатиани [2], Л.И. Беляковой [3], Н.А. Власовой [5], В.В. Ковалева, В.С. Кочергиной и других отечественных исследователей речевых нарушений [8].

В.В. Цвынтарный [25], Л.Г. Парамонова [14] предлагают дифференциацию заикания на невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т.п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще выступает какая-либо психическая травма, играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическими симптомами – постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т.п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга ослаблениями и усилениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств [25].

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний «анамнез»: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем, общем и речевом развитии ребенка [14].

На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи).

Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте) [25].

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой оно связи с какими-но либо внешними еще обстоятельствами. Течет такое но заикание или но стационарно, или еще равномерно усиливаясь, еще но без еще характерных для но невротического заикания оно постоянных колебаний и оно неустойчивости в проявлении но симптомов. «Светлые» промежутки но здесь отсутствуют. Психические симптомы но выражены значительно но меньше, чем но при невротическом оно заикании, к тому оно же они еще не имеют но прямой связи с но определенными ситуациями оно речевого общения. Преодолеть неврозоподобное еще заикание значительно оно труднее, чем оно невротическое [14].

Итак, в еще основе невротического но заикания лежит оно логофобия – боязнь еще речи, а неврозоподобного – но нарушение темпа оно речи. Внешне эти еще виды заикания но проявляются одинаково [14].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector