Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дыхательные упражнения; хороший помощник детям при заикании

Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Задача дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Природа происхождения заикания

Заикание у ребенка

Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.
Читайте так же:
Технологии формирования плавности речи при заикании

Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

Советы специалистов в процессе лечения заикания

Логопед

Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

Специалисты рекомендуют приучить ребенка начинать разговаривать исключительно на выдохе, а прежде чем начать говорить – делать глубокий вдох. Также важно донести до малыша, что выдыхать следует плавно и продолжительно.

У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

Дыхательные упражнения от заикания у подростков

Без сомнения, Вас интересует один и тот же вопрос: «Излечимо ли заикание?». Отвечаю: «Да, заикание полностью излечимо!» О том, как на базе нашего речевого центра исполняется заветная мечта сотен людей всей России и стран СНГ, я кратко расскажу.

Сейчас наш центр работает по методике Томилиной С.М. (Патент № 2450835 от 24.04.2012).

Лечение заикания у подростков проходит в несколько этапов:

1. Информационный этап (первичная консультация: знакомство, обсуждение лечения, ответы на интересующие вопросы). На консультацию необходимо записаться заранее, позвонив по телефонам или оставив свой запрос на нашем сайте – в этом случае администратор сам с Вами свяжется. После консультации, взвесив все «за» и «против», у Вас есть возможность записаться в ближайшую группу по коррекции заикания. Младшие подростки (7-10 лет ) работают отдельной группой.

2. Курс «погружение» (12-14 дней групповых занятий — для подростков старше 7-10 лет)
Интенсивные ежедневные занятия, по 3-4 часа в день. С группой работает команда высококвалифицированных специалистов: логопед, психолог, психотерапевт, специалист по свободному движению, специалист по лечебной физкультуре и массажу, специалист по сценической речи. На первые несколько дней (от 3 до 5) устанавливается режим молчания вне занятий.

Параллельно, на занятиях, идет активное овладение навыком новой, здоровой речи без заикания, основанной на ощущении расслабления и покоя, сопряженной с движениями кистей обеих рук. Навык новой речи мы отрабатываем во всех стрессовых ситуациях: на улице, в магазинах, в парикмахерской, в сбербанке, на почте, в больнице, при телефонном общении, перед камерой, в ходе выступления на большой аудитории и так далее. Занятия проходят очень интересно и интенсивно: мы не только уделяем внимание технической стороне вопроса (дыхательная гимнастика Стрельниковой, голосовые упражнения, вибромассаж, упражнения на артикуляцию, техники релаксации и так далее), и при этом, играем, ставим сценки, рисуем, двигаемся, учимся уверенному поведению, боремся со страхами, приобретаем навыки оратора, выступаем публично и многое, многое другое. На нашем сайте размещены фотоотчеты о проведении занятий. Зачастую, основной курс позже вспоминается как один из самых увлекательных эпизодов в жизни!

Читайте так же:
Уровень психического напряжения и тревожности

Курс «погружение» завершается речевым экзаменом – выступлением на большой аудитории.

В итоге, Ваш ребенок говорит спокойно, уверенно, сопровождая речь движениями кистей рук. Он спокойно отвечает на уроках, задает вопросы прохожим. После основного курса мы рекомендуем активно пользоваться новой речью — сразу выходить в школу .

3. Этап ежедневных самостоятельных занятий – самый важный и ответственный этап.
Методика требует регулярных, ежедневных занятий (не менее 45 минут первые месяцы лечения, далее – по 30 минут в день) на протяжении долгого периода времени (от 4 до 6 месяцев ). В комплекс заданий входят так же ежедневные вопросы прохожим на улице — они закрепляют навык речи во всевозможных ситуациях общения и помогают держать нужный темп.

После курса «погружение» Вы получаете Методическое пособие с полным описанием того, чем и как нужно заниматься с ребенком, включая ежедневный комплекс упражнений.

4. Курсы «блиц» (еженедельные групповые занятия).
На этих встречах речь совершенствуется: темп со временем убыстряется, уходят движения кистями рук – речь все больше и больше приближается к речи ребенка, который не знает, что такое заикание. Таких занятий планируется 16.

На этом этапе сотрудники центра основное внимание уделяют выразительности речи, уверенному звучанию, ораторскому мастерству.

Уже через 2-3 месяца речь еще замедленна, но звучит спокойно, уверенно и легко, поэтому воспринимается абсолютно нормально.

Как Вы поняли, многое в лечении заикания зависит от Вас: от Вашего желания помочь ребенку! Помните, что «терпение и труд все перетрут»! А я, как и мои коллеги, даю слово, что сделаю все возможное, чтобы помочь Вашему ребенку.

Желаю Вам уверенности в принятии решения!

Психолог речевого центра Калакуцкая А.А

Звоните:

Время работы с 9.00 до 20.00 ежедневно без выходных и перерыва

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для детей при заикании. — презентация

Презентация на тему: » Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для детей при заикании.» — Транскрипт:

1 Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для детей при заикании

2 Считается, что дыхательная гимнастика Стрельниковой является уникальным методом, помогающим укрепить здоровье и избавиться от некоторых заболеваний. И если вы решили начать применять метод Стрельниковой, то приступать к занятиям нужно так: в первый день начать с первых трех упражнений и делать два раза в день, а потом ежедневно добавлять ещё по одному упражнению. Если вначале будет тяжело, то перерывы внутри упражнений можно делать не три – пять секунд, а увеличить до десяти. Во время упражнений нужно думать только о вдохе носом (чтобы он был резкий и шумный – это основа данного метода), выдох должен быть пассивным, желательно через рот. Также вдох должен осуществляться вместе с движениями, а все движения должны выполняться с частотой от 100 до 120 в минуту. На одно занятие должно затрачиваться не более получаса. Стараться заниматься нужно всю жизнь, хотя бы раз в день.

3 Показания дыхательной гимнастики Стрельниковой Данный метод оказывает на человеческий организм лечебное влияние в комплексе: положительно действует на все обменные процессы, улучшает кровоснабжение органов, особенно легких; восстанавливает нарушенные из-за патологических процессов нервные регуляции органов и систем; делает дренажную функцию бронхов намного лучше; способствует восстановлению нарушенного дыхания через нос; содействует устранению морфологических изменений в системе легких и бронхов (например, спайки), повышает сопротивляемость организма к различным неблагоприятны условиям внешней среды, повышает тонус; оказывает оздоровление при нервно-психических расстройствах; помогает в исправлении различных деформаций (небольших) грудной клетки и позвоночника; помогает привести в хорошее состояние некоторые нарушенные функции системы кровообращения, укрепляют сосуды; помогает в рассасывании воспалительных инфильтратов, расправляет спавшиеся участки легких, улучшает лимфообращение, снимает местные застойные явления.

4 Эти положительные эффекты определялись на основании исследований функций внешнего дыхания: спирометрия, проба Генче; оценки газового состава крови, показателей электрокардиографии, рентгенографии легких, артериального давления, оценки самочувствия пациента и других методов. Использовать данный метод могут и здоровые люди (так как эта гимнастика оказывает положительный эффект на весь организм в целом и способствует профилактике заболеваний), и люди имеющие заболевания, особенно системы дыхания: различные формы туберкулеза, разные степени тяжести бронхиальной астмы, бронхит острый и хронический, в том числе аллергической природы ринит острый и хронический. Метод используется параллельно лечению лекарственными препаратами.

5 Противопоказания дыхательной гимнастики Стрельниковой: острые состояния с высокой температурой, тяжелая патология любых систем органов, острые тромбофлебиты, также проконсультируйтесь с врачом.

Читайте так же:
Первые признаки заикания детей в возрасте 2 лет

6 Метод дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен прежде всего на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. Стрельникова считала, что лечить заикание без приведения в норму дыхания бессмысленно. Заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на ключичном дыхании. Прежде чем что-либо сказать, они делают вдох, при котором самопроизвольно поднимаются плечи и напрягаются мышцы шеи и лица, речь осуществляется на выдохе короткими фразами. Полезно знать! После одного занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой жизненная емкость легких увеличивается на 0,2-0,4 л. Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи: научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа; постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании; тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

7 Наиболее эффективны при заикании упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее. Упражнение «Насос», в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание «в спину», как называла его Стрельникова. В упражнении «Обхвати плечи» в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться. Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.

8 Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании. После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.

11 Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания Прежде чем заговорить, сделайте вдох. Говорить можно только на выдохе. Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить». Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения. При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.заикание

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»

Цель: Дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального дыхания у детей. Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1. Развивать диафрагмально-нижнереберное дыхание;

• Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

• Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание.

2. Продемонстрировать практическое использование экспонатов мини-музея.

3. Дать знания о необходимости обучения детей диафрагмальному дыханию.

4. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель — логопед, родители.

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по развитию правильного дыхания у заикающихся детей.

2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.

II. Практическая часть.

1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.

2. Знакомство с пособиями мини-музея «Дыхание ветра» и наглядная демонстрация способов работы с пособиями на развитие дыхания.

3. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

4. Разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики, с использованием игровых пособий.

Раздаточный материал: памятки, игровые пособия.

Демонстрационный материал: мини-музей «Дыхание ветра», таблицы «Дышим правильно», показ выполнения нового комплекса упражнений на развитие дыхания.

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи.

Читайте так же:
Этапы коррекции заикания у дошкольников

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. Самое главное — научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма — самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, — при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу.

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

• следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

• нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»;

• надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

• При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Поэтому надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Дыхательная гимнастика представляет могущественное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и для излечения всех видов заикания и потому справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей с заиканием. По своему влиянию на излечение заикания дыхательные упражнения должны быть поставлены на первом месте, как обладающие наибольшей целебной силой.

В начале года нами было проведено обследование речевого развития детей. По результатам обследования на начало года был получен низкий результат по всем показателям речевого развития, в том числе и развитии дыхания.Перед нами встала проблема: развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с заиканием.Мы стали искать пути решения данной проблемы: как организовать работу по развитию правильного дыхания? Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик, которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей.

Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра», атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. одежда не должна стеснять движений;

4. не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

II. Практическая часть.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Читайте так же:
Игры и упражнения для снятия тревожности у младших школьников

2.Вдох и выдох спокойный:

• Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.

• Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

3. Дозировать количество и варьировать темп выполнения упражнений; при появлении признаков недомогания (головокружение) прекратить упражнение и провести задержку дыхания – упражнение «Ныряем»: и. п. – стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки. Нос зажимается пальцами, насколько возможно задерживается дыхание.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные далее игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики.Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3.«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4.«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

9.«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10.«Косари».Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Так же для развитияплавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; китайский колокольчик «песня ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных;различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар; мыльные пузыри.

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.

Совместное разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики.

Раздача памяток по развитию дыхания.

Ожившие герои сказки.Ожившие герои сказки. Просмотрела последние публикации на нашем сайте и тоже решила поделиться своими успехами. В своей работе много времени уделяю работе с родителями.

Заготовки для пасхальных яиц делаем самиЗаготовки для пасхальных яиц делаем сами Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Скоро Пасха и мы все будем с нашими детьми делать разнообразные поделки. Вот что я нашла в интернете.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector