Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Корытова Мария Владимировна

В данной статье сравниваются показатели тревожности детей с нормативным развитием и детей с общим недоразвитием речи. Также здесь отражено какие ситуации вызывают наибольшую тревожность.

Скачать:

ВложениеРазмер
trevozhnost_onr.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

В психолого — педагогической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. В большом психологическом словаре дается следующее понятие: "Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов ". [2]

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. [7] Е. Н. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. [8] Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. [6]

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки и многое другое. [4]

Дошкольный возраст – особый период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Особенно это касается детей имеющих нарушения в развитии. Среди таких детей самую многочисленную группу составляют дошкольники с недостатками речевого развития, изучением которых занимались такие авторы как Р.Е. Левина (1936), Л.С. Волкова (1993), Т.Б. Филичева (2001), Г.В. Чиркина (1991), Е.М. Мастюкова (1997) и др.

У детей данной группы проявляются признаки психического нездоровья. Нервно-психические нарушения детского возраста выражаются в эмоционально-аффективной сфере по-разному. Однако наиболее яркими проявлениями служат эмоциональные состояния тревожности, страха, и несформированность коммуникативной деятельности. [1]

Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционального развития детей с недостатками речевого развития, в отечественной литературе крайне мало. Однако в публикациях по данной проблеме авторы И.Ю. Левченко (2001), А.И. Захарова (1971), Г.Х. Юсуповой (2005), Е.В. Устиновой (2006), К.Е. Панасенко (2005), С.М. Валявко (2006), Е.Н. Садовниковой (2003) подчеркивают значение эмоционального самочувствия детей с речевыми недостатками для их полноценного межличностного общения и гармоничного развития личности. Трудности эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции. Именно поэтому тема исследования является актуальной.

Основная цель нашего исследования: изучить и сравнить особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и у нормально развивающихся сверстников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками уровень тревожности выше.

Исследование было проведено на базе МДОУ общеразвивающего вида №53 «Цветик-семицветик» г. Кирова, МКДОУ компенсирующего вида №189 «Радуга» г. Кирова и

В исследовании приняли участие 50 дошкольника в возрасте от 6 до 7 лет, из них 30 дошкольников с нормальным психическим развитием и 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе исследования изучался и сравнивался уровень тревожности. Были использованы следующие методики: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [3], рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бака. [5]

В процентном соотношении данные по результатам Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) при количественном анализе составили следующую картину специфики развития тревожности у детей дошкольного возраста.

В экспериментальной группе детей высокий уровень тревожности обнаружился у 5%, а в контрольной – у 3%. Средний уровень тревожности показали 95% детей в экспериментальной группе, и 87% детей в контрольной группе. Показаний низкого уровня тревожности в экспериментальной группе не выявлено, в то время как в контрольной группе низкий уровень тревожности отмечен у 10%. Также следует отметить, что наибольшее количество отрицательных ответов получили ситуации отражающие отношения ребенок – ребенок, как в группе детей с ОНР, так и в группе детей с нормальным речевым развитием. Отсюда можно сделать вывод, что наибольшую тревожность у детей дошкольного возраста вызывают ситуации общения со сверстниками.

В процентном соотношении данные по результатам рисуночного теста «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бака при количественном анализе составили следующую картину специфики развития тревожности у детей дошкольного возраста.

В экспериментальной группе детей высокий уровень тревожности обнаружился у 30%, а в контрольной – у 16%. Средний уровень тревожности показали 50% детей в экспериментальной группе, и 47% детей в контрольной группе. Низкий уровень тревожности в экспериментальной группе показали 20% детей, в контрольной группе – 37% детей.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили, что высокий уровень тревожности проявляется, как и при нарушенной речи, так и при нормальном речевом развитии, но в группе детей с ОНР показатель тревожности несколько выше. Наибольшую тревожность у детей дошкольного возраста, как с нарушением речевого развития, так и без нарушений вызывают ситуации общения со сверстниками.

Дипломная работа: Профилактика и снижение тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе «Готовые Работы» размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

С условиями соглашения согласен (согласна)

Цена: 1000 р. Купить эту работу

Содержание Введение С.3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы детской тревожности С.8 1.1. Исследование проблемы тревожности в психолого – педагогической литературе С. 8 1.2. Проявление тревожного поведения у детей дошкольного возраста С. 15 1.3. Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности С.22 Выводы по первой главе С.30 Глава 2. Внедрение в практику ДОУ метода игротерапии для снижения уровня тревожности С. 31 2.1. Выявление тревожности у старших дошкольников на констатирующем этапе исследования С. 31 2.2. Реализация программы снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода игротерапии С.37 2.3. Оценка проявлений тревожности у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования С. 41 Выводы по второй главе С.45 Заключение С.46 Литература С.48 Приложение С.51

Фрагмент работы

Введение Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Среди наиболее актуальных проблем, исследующих практическую деятельность человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога». Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки. Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка. Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В. Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте. Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений дошкольников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность. Возникает противоречие, с одной стороны в психолого-педагогической теории и практике накоплен достаточно богатый и разнообразный материал по коррекции детской тревожности, а с другой стороны количество тревожных детей увеличивается. Данное противоречие обуславливает необходимость поиска новых форм и методов коррекции детской тревожности. Недостаточное использование методов игры для профилактики тревожности у детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных организаций и определяет большую актуальность темы исследования данной работы «Профилактика и снижение тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Объект исследования: тревожность, как эмоциональное состояние старших дошкольников. Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике влияние игровых методов на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Составить диагностический инструментарий и оценить уровень тревожности у старших дошкольников. 3. Изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективная коррекция тревожности старших дошкольников возможна при использовании игровых методов. Теоретико-методологическая база: исследования по проблеме тревожности, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: проявление тревожности у человека (З. Фрейд, Ч. Спилбергер, К.Изард); особенности агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста (А.И. Захаров и др.); коррекционная работа педагога с тревожными детьми (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, О.В. Хухлаева и др.), личностно-ориентированный подход (Н. А. Алексеев, Л. В. Байбородова, И. А Колесникова); деятельностный подход (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). На разных этапах работы были использованы теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. К эмпирическим: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование. Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 г.Томска. Практическая значимость работы: составлен цикл игровой деятельности с дошкольниками по профилактике тревожного поведения, консультативный материал для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми, составлена карта наблюдений за тревожными детьми для педагогов. Высокая эффективность разработанного и апробированного цикла игровой деятельности позволяет рекомендовать его к использованию в работе методистов, воспитателей ДОУ по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Цена: 1000 р. Купить эту работу

Повышенная тревожность влияет на все . аффективно-эмоциональную, коммуникативную, . Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте

Download Повышенная тревожность влияет на все . аффективно-эмоциональную, коммуникативную, . Особенности.

Description

Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация. Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. А. И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «. тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем — другие взрослые и сверстники)». Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность. превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста». «Ближе к 7 и особенно к 8 годам. можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настроении с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам». Одним из главнейших факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Дело в том, что в семье ребенок приобретает свой первый опыт социального и эмоционального взаимодействия, т.к. семья является первым институтом социализации ребенка. Жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) — к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание — к трудностям в социальной адаптации (К. Монпард). П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее — «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, 1

холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими. Воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка — к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований — как этиологический фактор неврастении (В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг). Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание — к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение — к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями. Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребенком, не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова» и т.д.). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д. Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. «Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности 2

удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите». В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Высокую вероятность возникновения тревожности у ребенка видят в воспитании по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). Н.Д. Левитов пишет, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления, где тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного или же значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. Ребенок, ожидающий выговора от родителей или воспитателей, надеется, что наказания не последует. Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. А.И. Захаров отметает также, это то, что если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера. Еще один момент, связанный с характером взаимоотношений ребенка с родителями определяется тем, что дети в возрасте 5-7 лет стараются идентифицировать себя с родителем того же пола, что и он. Благодаря этому либо мать, либо отец оказывают особенно сильное влияние на формирование характера детей в дошкольном возрасте. Таким образом, идентификация с полом родителей представляет собой одно из выражений процесса социализации — приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирования личности. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда традиционно мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искаженным образ пола, что, в свою очередь, провоцирует развитие тревожности. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми. При посещении, ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при авторитарном стиле общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает 3

тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение. Е. Савина и Н.О. Шанина отмечают, что постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, который не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае. Если при этом ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникший стойкий аффект на разлуку с матерью приводит к началу невроза. Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. Рассматривая взаимосвязь тревожности и деятельности, нужно отметить, что повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую). А.М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне их. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Исходя, из проанализированных характеристик тревожности можно предположить, что ее высокий уровень может усугублять и проявления негативных сторон описанного в возрастной психологии, так называемого кризиса 7 лет. Этот период жизни характеризуется потерей непосредственности, манерничаньем, нарушением психического равновесия, неустойчивостью настроения, трудновоспитуемостью. Л.С. Выготский считал, что у разных детей критические периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. Тем не менее, проявления кризиса могут усугубляться при высоком уровне тревожности ребенка. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Тревожный ребенок — неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, нерешительный, несамостоятельный, нередко инфантильный, повышенно внушаемый. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, 4

который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, и малоактивен. Таким образом, одной из причин, влияющих на возникновение тревожности у детей, является родительское отношение. Ряд исследователей главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считают неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. В качестве факторов возникновения тревожности указываются завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, частые упреки, вызывающие чувство вины, отсрочка подкрепления. Неправильный тип воспитания (гиперпротекция, симбиоз) так же может становиться предпосылкой для развития повышенной тревожности. Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной, где наиболее эффективна организация мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности детей, особенно в рамках детских дошкольных учреждений. Список используемой литературы: 1. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. -1985. №4. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». — СПб.: 2000. 3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб.: 1995. 4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: 2000. 5. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. / Под ред. А.С.Спиваковской. — М.: 1987. 6. Родители и дети: психология взаимоотношений // Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. — М.: Когито-Центр, 2003. 7. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты взаимоотношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. — 2000.- №3.

«Коррекция тревожности у младших школьников»

Актуальность: Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование личности. Ребенок начинает ходить в школу, оказывается в новой социальной среде, принимает на себя новые социальные роли – это все ужесточает условия жизни ребенка и сказывается на развитии его личности. Высокий уровень тревожности мешает, прежде всего, самому ребенку, лишая его детских радостей, сказываясь на учебной деятельности и на взаимоотношениях с другими людьми. Высокий уровень тревожности может перерасти в личностную и стать характеристикой личности ребенка, или привести к невротизации личности. Таким образом, высокая тревожность ребенка, если ее не корректировать, выступает, как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности, межличностных отношениях и деструктивно влияет на личность ребенка в целом.

Цель: снижение уровня тревожности у младших школьников

Развитие уверенности в себе

Обучение ребенка навыкам релаксации

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных наиболее волнующих его ситуациях.

Глава 1. Теоретическое обоснование коррекционных мероприятий

§1. Основные теории изучаемого отклонения в развитии

Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, А.В.Ковалева, Н.А. Коваленко, В.Н. Касаткин, А.А. Михеева и др.), нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний (П. Алсоп).

По мнению большинства авторов, следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое состояние беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием. Как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием — тревожностью. Детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.

Анализ литературных источников показывает, что тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предполагают. (Астапов. В.М.)

Р. Мэй рассматривает тревожность, как опасение, выраженное в угрозе некоторым ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной жизни.

С. Кьеркегор подчеркивает, что тревожность относится к внутреннему состоянию, тогда как З. Фрейд отмечает, что в состоянии тревожности игнорируется объект, но это не означает, что опасная ситуация, вызывающая тревожность, не имеет значения.

Анализ работ, различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности, с одной стороны, как врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В.Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности, когда же человек боится чего-то конкретного, то это проявление страха. К. Изарад объясняет различие терминов «страх» и «тревога» так: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.

С точки зрения Прохорова процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение, этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности – личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого существует свой оптимальный уровень или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Практикующие психологи Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс указывают на то, что проявление тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Младший школьный возраст отечественные психологи называют вершиной детства – ребенок сохраняет много детских качеств, но начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется социально значимые обязанности. Начало младшего возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. С этим событием связано переживание кризиса 7 лет.

Новая социальная среда ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.), неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации (В.Е. Каган, Л.В. Макшанцева, Е.В. Новикова, и др.), затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности (Н.Л. Белопольская, Э.В. Баранова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, И.Ю. Троицкая, У.В. Ульенкова и др.), трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми (O.K. Агавелян, Г.М. Андреева, Т.Е. Аргентова, А.А. Бодалев, Е.Н. Васильева, Т.П. Гаврилова и др.).

Е. Савина дает такую характеристику тревожным детям: низкая самооценка, разное поведение на занятиях и вне занятий. На занятиях тревожные дети зажаты и напряжены, на вопросы педагога отвечают глухим и тихим голосом. Возникает возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Высокая тревожность мешает, прежде всего, самому ребенку, лишая его детских радостей, сказываясь на учебной деятельности и межличностных отношениях. Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, так как они испытывают большие трудности в школе, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как долго живут при деменции
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector