Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ээг при неврозах и психосоматических заболеваниях

Ээг при неврозах и психосоматических заболеваниях

«Сделаем нейроны счастливыми»

Биоакустическая коррекция – относительно новый аппаратный метод лечения, который применяется при функциональных расстройствах центральной нервной системы, для лечения последствий органического поражения головного мозга, при сосудистых заболеваниях головного мозга, последствий нейроинфекций головного мозга, а также для больных с невротическими и психосоматических заболеваниями.

Мозг управляет всеми процессами в нашем организме, поэтому малейшее нарушение его работы может быть связано с любым органом. Метод помогает нормализовать работу мозга

Исследования эффективности метода

Метод биоакустической коррекции на аппарате «Синхро-С» разработан нейрофизиологами из Института экспериментальной медицины РАМН, отдел Физиологии им. И.П. Павлова, группой специалистов нейродинамической коррекции патологии мозговых функций. В основе метода лежит синхронное преобразование электроэнцефалограммы в звуки, что позволяет пациенту воспринимать электрическую активность головного мозга в виде музыкоподобного сигнала. Эффективность метода подтверждена 25-летними исследованиями в самых авторитетных медицинских учреждениях России, метод БАК прошёл клинические испытания и используется в лечебной практике в ряде ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга, таких как: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, СПб государственная педиатрическая академия, ГУ НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

Биологическая обратная связь

Когда у нас есть какие-то нарушения в работе мозга, то электроэнцефалограмма (ЭЭГ) имеет отклонения от нормы. Когда мозгу передаются сигналы об этом отклонении (в виде звуковых сигналов или музыки), мозг воспринимает эти сигналы как раздражающие и стремится к балансу. Сигналы ЭЭГ передаются мозгу в виде приятной музыки.

БАК позволяет человеку слушать музыку своего мозга, в прямом смысле слова. В основе механизма лежит принцип биологической обратной связи, мозг человека непроизвольно начинает корректировать свою активность, процессы в мозге упорядочиваются и нормализуются.

Поступающие акустические сигналы постепенно активизирует механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Каждая звуковая картина фиксируется на мониторе, от сеанса к сеансу человек видит эти изменения, он видит, как работает его собственный мозг.

БАК сочетает в себе 3 воздействия:

  1. Обратная связь по ЭЭГ

В предлагаемой системе БАК на базе современного модуля осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга.

  1. Нейросенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция

Параметры стимула согласованы в реальном времени с эндогенной активностью головного мозга

  1. Музыкотерапия

Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечения физиологических и психосоциальных расстройств.

Показания для применения

Благодаря системному воздействию на головной мозг и небольшому количеству противопоказаний, у БАК достаточно широкое применение.

У детей БАК используется в комплексной терапии психологами, логопедами и неврологами:

  • Синдром гиперактивности (СДВГ)
  • Задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗРР, алалия, дислалия, ОНР, дизартрия, дислексия, дисграфия)
  • Расстройство рецептивной речи
  • Расстройства аутистического спектра
  • Невроз, неврозоподобные заболевании
  • Функциональный энурез
  • Тики, тикоидные гиперкинезы
  • Сниженный слух
  • Умственная отсталость
  • Диссомнии (нарушения сна)
  • Последствия ЧМТ
  • Церебро-астенический синдром
  • Последствия поражения ЦНС
  • Нарушения обучаемости в школе
  • Нарушения адаптации в дошкольно-школьном коллективе

У детей курсы БАК сочетают с нейропсихологическими и логопедическими программами как дополнительное средство стимуляции мозга для более быстрого и устойчивого эффекта. Часто БАК включают на первых этапах коррекционных программ, чтобы «запустить» необходимые процессы в мозге, снять тревожность и тики.

У взрослых показания немного другие, но также связанные с работой центральной нервной системой и головного мозга:

  • Невротические, неврологические расстройства
  • Гипертония, профилактика инфарктов и инсультов
  • Невроз, неврозоподобные заболевани
  • Последствия ЧМТ
  • Последствия поражения центральной нервной системы
  • Вегетосудистые нарушения
  • Нейроциркуляторная дистония
  • Последствия после инсульта, инфаркта миокарда
  • Тики, тикоидные гиперкинезы
  • Диссомнии (нарушения сна)
  • Головные боли
  • Переутомление
  • Синдром «хронической усталости»
  • Общая психопрофилактика и снятие стресса
  • Депрессия

Благодаря общему успокаивающему и релаксирующему воздействию БАК применяется в санаториях, оздоровительных центрах, прекрасно сочетается с процедурами лечебного и расслабляющего массажа. Многие люди посещают процедуру БАК и массаж вместе 1-2 раза в неделю для снятия стресса и накопившегося напряжения, после чего защитные силы их организма активизируются, укрепляется иммунитет, они меньше болеют вирусными заболеваниями и меньше подвержены психосоматическим болезням.

Какой эффект достигается после курса процедур?

  1. Восстановление состояния центральной нервной системы
  1. Улучшение психоэмоционального состояния, настроения, повышение активности, снижение эмоциональной напряженности и утомляемости
  2. Нормализация сна и аппетита, уменьшение фиксированности на своем состоянии, снижение показателей невротичности, депрессивности, агрессивности и др.
  3. Улучшение работы сердечно-сосудистой системы, нормализация артериального давления и т.д.
  4. Укрепление иммунитета
  5. Снятие боли (головные боли напряжения, функциональный головные боли и ангинозные боли при стенокардии и инфаркте миокарда, другие виды боли)
  6. Улучшение функций обмена в тканях
  7. Стимулирующий и восстановительный (стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками речевого и психоречевого развития, эффективное восстановление речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга и др.
Читайте так же:
Частые головные боли при неврозе

Как проводится процедура?

Человек находится в комфортной обстановке, в удобном кресле или на кушетке. К ушам и голове ему фиксируют мягкие датчики, которые будут снимать электрическую активность мозга. На него надевают наушники, где после обработки звучит музыка его сигналов в мозге. Данные об активности фиксируются в программе, и человек вместе со специалистом отслеживают динамику результатов.

Процедура длится 15-20 минут, периодичность для интенсивного курса – 15 процедур 3-4 раза в неделю. В качестве поддерживающей терапии – 1-2 раза в неделю на постоянной основе, либо для снятия тревожности ситуативно после стрессовой ситуации (3-4 сеанса).

Процедура проста в применении, не требует подготовки, неинвазивна и безопасна для организма, а также помогает уменьшить или исключить полностью применение медикаментов, которые негативно влияют на внутренние органы.

Даже дети, которые не могут усидеть на одном месте, к 3-4 сеансу привыкают и наслаждаются музыкой. Мы умеем работать с разными детьми, поэтому в первые сеансы готовы к их негативной реакции от чего-то нового, это нормально. Малыши, которые не хотят надевать наушники, слушают музыку через аудио-колонки, в первые сеансы мы приглашаем малышей с любимыми игрушками и даже планшетами, чтобы они адаптировались. Через какое-то время эффект от процедуры становится более устойчивым, и ребенок отдает маме планшет.

Чем БАК отличается от микрополяризации и метода Томатис?

БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур. Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции центральной нервной системы. Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов.

Противопоказания

Биоаккустическая коррекция – это медицинская процедура, назначается только врачом. В нашей клинике перед процедурой обязательна консультация невролога или терапевта.

Противопоказаний немного, но они строгие:

Острый послеоперационный период, гипертонический криз, острые инфекционные заболевания, острые травмы черепа, острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения, инфаркт миокарда в остром периоде, острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.), острые кровотечения, острые психические заболевания.

С осторожностью БАК применяют при эпилепсии.

Как записаться на курс БАК?

Запись БАК осуществляется только после консультации невролога. В случае, если БАК включается в нейропсихологическую или логопедическую программу коррекции по развитию речи, психических функций, психологической терапиии, необходимы также нейропсихологическая и логопедическая диагностика у наших специалистов.

Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК)

Биоакустическая коррекция (БАК) головного мозга — уникальная разработка специалистов Института экспериментальной медицины РАМН (Санкт-Петербург), предназначенная для оказания комплексного лечения и коррекции заболеваний нервной системы (аутизм, ЗРР, ЗПР, СДВГ, ДЦП, тики, алалии), сердечно-сосудистых заболеваний, психосоматических заболеваний, последствий травм, органического поражения головного мозга у взрослых и детей.

Кому показан БАК

Детям

  • с невротическим синдромом (энурез, тики, заикания),
  • аутизмом (все расстройства аутистического спектра,
  • задержкой психического и речевого развития (ЗПР, дислекция, сенсо- моторная стадия, дислалия, дизартрия),
  • детским церебральным параличем (ДЦП),
  • синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ),
  • синдромом Туретта.

Взрослым

  • с психосоматическими расстройствами,
  • депрессией,
  • хроническим стрессом,
  • бессоницей,
  • бесплодием,
  • паническими атаками и тревогой.

Противопоказания

БАК — безопасная процедура. Тем не менее у данной процедуры имеется ряд противопоказаний:

  • острый послеоперационный период,
  • гипертонический криз,
  • острые инфекционные заболевания,
  • острые травмы черепа, Развернуть

Как работает БАК

Мозговые сигналы, которые фиксируются в процессе выполнения ЭЭГ преобразуются в звуковые сигналы и подаются в мозг при помощи наушников. Данные сигналы воздействуют на нейронные сети, что способствует непроизвольному саморегулированию организма.

Таким образом биоакустическая коррекция головного мозга воздействует на глубоком уровне, восстанавливая нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС) и благотворно влияет на все функции организма в целом.

Преимущество данного метода

  • Эффективность. Действенность метода подтверждена многолетними испытаниями и достигает 85%.
  • Неинвазиность.
  • Безопасность. Биоакустическая коррекция головного мозга проводится детям начиная с первого года жизни и не имеет побочных эффектов и адаптационного периода.
  • Безболезненность.
  • Не вызывает привыкания.

Сколько нужно процедур

Полный курс лечения — от 8 до 15 сеансов.

Длительность каждого сеанса — 20 мин.

Во время биоакустической коррекции ребенок может заниматься спокойными играми.

Результаты лечения

У детей

Общий эффект при различных заболеваниях — подтвержденное улучшение параметров ЭЭГ, нормализация психоэмоционального состояния и улучшение сна.

Результаты при некоторых заболеваний у детей

СДВГ различной этиологии

В 85% случаев — уменьшение в 2-2,5 раза количества клинических признаков СДВГ и показателей выраженности симптомов.
Без медикаментозного лечения.

Преходящие тики

В 85% случаев — полное исчезновение симптомов (в тяжелых случаях значительное снижение количества тиков), в 15% — уменьшение гиперкинетических движений (могут усиливаться при стрессовых ситуациях).
Без медикаментозного лечения.

Энурез (связанный с ММД)

В 80% случаев — полное исчезновение симптомов (в тяжелых случаях значительное уменьшение количества мочеиспусканий за ночь или количества раз в неделю).
Без медикаментозного лечения.

Психопатия и эмоциональные расстройства в подростковом возрасте

В 70% случаев — уменьшение реактивной тревожности, улучшение показателей САН, коррекция поведения.
Без медикаментозного лечения.

ЗПР церебрально-органического генеза

Выравнивание эмоционального фона, стимуляция частных психических функций, ускорение или в тяжелых случаях запуск речевого развития, повышение способности к обучению.
Ускорение в 2,5 раза и более классических методов лечения (медикаментозное лечение и развивающие занятия).

У взрослых

Общий эффект при различных заболеваниях — подтвержденное улучшение параметров ЭЭГ, самочувствия активности, настроения и других клинических показателей, уменьшение реактивной и личностной тревожности.

Результаты при некоторых заболеваний у взрослых

Невроз с астеническим синдромом

Улучшения в 80% случаев по оценке специалистов Клиники неврозов Санкт-Петербурга. Проводится в комплексной терапии, при нетяжелых формах — самостоятельно.

Невроз с депрессивным синдромом

Улучшения в 70% случаев по оценке специалистов Клиники неврозов Санкт-Петербурга. Проводится в комплексной терапии, при нетяжелых формах — самостоятельно.

Вегетативные расстройства, психосоматические расстройства (нейродермиты и т.п.)

Улучшения в 85% случаев. Проводится в комплексной терапии, при нетяжелых формах — самостоятельно.

Невроз с фобическим синдромом, навязчивые состояния, панические атаки

Улучшения в 80% случаев. Проводится в комплексной терапии, при нетяжелых формах — самостоятельно.

Органические поражения мозга (постинсультные нарушения, последствия ЧМТ)

В 70% случаев наблюдается уменьшение тревожности, улучшение когнитивных способностей, снижение показателей лобных дисфункций, восстановление речи. Проводится в комплексной терапии.

Ээг при неврозах и психосоматических заболеваниях

Неврозы, среди большого разнообразия нервно- психических расстройств, являются одними из самых распространенных заболеваний во всем мире . Понятие невроз было введено в медицину в 1776 г. Шотландским врачом Уильямом Купленом. Распространенность выраженных неврозов в развитых странах составляет 15 % , а их скрытая формы встречается более чем у половины населения .Невроз является психогенным заболеванием и по своей сути это – функциональное заболевание, при котором происходит срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения нервных процессов с нарушением корково-подкорковых отношений ,отголоском которых на периферии является разные вегетативные расстройства [15]. В отличии от психозов при неврозах , человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности контролировать свое поведение. Среди причин вызывающих неврозы, ряд авторов рассматривают семейно-бытовые, конфликтные отношения в семье [18] Но большая часть ученных склонна к мнению, о том что в возникновении неврозов важная роль принадле-жит стрессовым событиям, являющимся психотравмирующим фактором. При этом необходимым элементом этиологии неврозов являются особенности нервной системы больного, особый склад его характера [8].

Невроз нельзя рассматривать как заболевание, присущее лицам какой-то определенной возрастной группы. Заболевание широко распространено на всех этапах онтогенетического развития человека. В последние годы исследователи все чаще сталкиваются с проблемой неврозов как в детском ,так и в подростковом возрастах [15, 5 , 6, 7, 13, 14]. По мнению ряда авторов, подростковый период развития является наиболее благоприятной почвой для развития различных невротических расстройств [17]. Подростковые неврозы ,как и неврозы лиц зрелого возраста клинически подразделяются на несколько форм: невроз навязчивых состояний, неврастения, истерический невроз.

Неврозы у подростков и связанная с ними психологическая и социальная адаптация относится к одной из актуальных проблем современной подростковой психиатрии [16]. В подростковом возрасте еще не состоялось ровное отношение к жизненным условиям и именно в этот период в большей степени проявляются эмоционально-поведенческие расстройства, такие как тревожность, раздражительность, фобии, эмоциональная неустойчивость. Совершенно справедливо подростковый период развития рассматривается как критический .

В последние годы наблюдается рост числа работ, посвященных изучению особенностей деятельности мозга у лиц страдающих неврозами. При этом, следует отметить, что некоторые вопросы, связанные с патогенетическими механизмами болезни, остаются либо не затронутыми, либо не до конца разрешенными или же дискуссионными [10, 4]. Среди работ посвященных изучению неврозов, очень важно отметить серию исследований проводимых А.М. Вейном [6], посвященных изучению неспецифических систем мозга, участвующих в регуляции вегетативной, эндокринной, эмоционально-аффективной сфер, то есть изучению тех функций, расстройства которых является ведущим звеном при невротической патологии. Нейрофизиологический аспект в изучении психогенных расстройств представляется особенно актуальным. Психическая травма ,играющая важную роль в развитии невроза ведет к дезорганизации деятельности нервной системы и организма в целом вызывает возникновение многообразных функциональных нарушений. Исследование высших психических функций, обьективная диагностика нарушений при неврозах является актуальной проблемой нейрофизиологии [1, 12] Для оценки процессов протекающих в ЦНС при неврозах в медицинской практике широко используют электрофизиологические методы исследования [11, 9, 1].

Цель исследования

Учитывая вышеизложенное и то, что ранее нами были проведены исследования по изучению формирования мозга детей и подростков 7-14 лет, страдающих различными формами неврозов, в настоящей работе поставлена цель проанализировать особенности функционального состояния неспецифических систем мозга при неврозах в возрастной группе 17-18 летних юношей и девушек.

Материалы и методы исследования

В данных исследованиях принимали участие юноши и девушки, страдающие неврозами в возрасте 17-18 лет. Биоэлектрическая активность головного мозга регистрировалась на 16-ти канальных компьютерных электроэнцефаллографах «Нейрон спектр-3» и «Нейрон-спектр 5» и 32-х канальном электроэнцефалографе «Нейрофакс» по междунардной схеме 10-20. Регистрация биоэлектрической активности мозга осуществлялась в состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами от лобных, центральных, теменных, затылочных и височных областей обоих полушарий. Параллельно полученные данные заносились в компьютер для дальнейшей математической обработки. Проводился частотно-амплитудный, гистографический и картографический анализы электроэнцефалограмм (ЭЭГ). Результаты обработаны статистически и ниже представлены достоверные закономерности.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие закономерности.

Отрезки ЭЭГ здоровых лиц, свидетельствуют о том, что в каудальных областях регистрируется альфа-ритм средней амплитуды. По другим отведениям доминирует полиритмичная активность низкой амплитуды Прослеживаются межзональные различия. В отличии от здоровых лиц у лиц страдающих неврозами ,отмечается стертость межзональных различий и отсутствие фокуса альфа-ритма в каудальных областях. Альфа-ритм также регистрируется в передне-центральных областях, это отраженно на представленных ниже амплитудных картограммах. Картограммы свидетельствуют о достаточной выраженности амплитуды альфа-ритма по всем отведениям.

Ниже представлены частотные гистограммы и картограммы.

all2a.tif all2b.tif

all1a.tif all1b.tif

Рис. 1. Отрезки ЭЭГ здоровые (A) и лица страдающие неврозами (Б) в возрасте 17-18 лет

Рис. 2. Амплитудные картограммы здоровых (А) и лиц страдающих неврозами (Б) в возрасте 17-18 лет

all3a.tif all3b.tif

all3c.tif all3d.tif

Рис. 3. Частотные гистограммы и картограммы здоровых (А) и лиц страдающих неврозами (Б) в возрасте 17-18 лет На частотных гистограммах указываются области (ось абсцисс) и диапазоны частот (ось координат) Зеленый цвет характеризует правое полушарие, синий цвет-левое полушарие головного мозга

all4a.tif all4b.tif

Рис. 4. Индексы частотного спектра ЭЭГ в формате 3D. А – практически здоровые, Б – лица страдающие неврозами в возрасте 17-18 лет

all5a.tif all5b.tif

Рис. 5. Отрезки ЭЭГ и амплитудные картограммы практически здоровых (A) и страдающих неврозами (Б) в формате 3D и TREND анализ

Представленные частотные гистограммы и картограммы свидетельствуют о том, что у лиц страдающих неврозами по всем отведениям регистрируется низкочастотный альфа-ритм.

У практически здоровых лиц в каудальных отделах индекс альфа-ритма высокий,что подтверждает красный цвет, индекс других ритмов представлен в синей цветовой гаммой , что соответствует низкому индексу частотного спектра .У лиц страдающих неврозами индекс альфа-ритма высокий в затылочных областях и средний в оральных отделах.

Амплитудные картограммы в формате 3D свидетельствуют о том, что у здоровых лиц в возрасте 17-18 лет прослеживается фокус альфа-ритма в затылочных областях. Высокая амплитуда альфа-ритма также наблюдается в затылочных областях, что отражено на рисунке красным цветом. По другим отведениям амплитуда ритмов низкая- это отражено синей цветовой гаммой. У лиц страдающих неврозами , в отличии от здоровых лиц, амплитуда ритмов в каудальных областях достаточно высокая, наряду с этим в центральных и затылочных областях амплитуда ритмов, в том числе и альфа-диапазона, более высокая.

Выводы

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют об изменении при неврозах юношеского возраста структуры ЭЭГ. Полученные в результате проведенного исследования данные, свидетельствуют о том, что наблюдаемые при неврозах изменения носят функциональный характер, отражая нарушения в распределении частотно-амплитудных характеристик по корковым областям, вызванные сдвигами в подкорково-корковых взаимоотношениях. Из изменений особо следует отметить в большей части отсутствие четкого каудального фокуса альфа-ритма в затылочных областях, и некоторое увеличение представленности альфа-активности по передне-центрально-височным областям. Указанные изменения, отражая усиление вклада структур лимбической системы в биоэлектрическую активность корковых областей, свидетельствуют об активации их функциональной деятельности, что в свою очередь указывает на вовлеченность этих образований в патогенетических механизмах неврозов. Эти изменения, в сравнении с предыдущими нашими исследованиями [2, 3], более выражены у лиц страдающих неврозами более раннего возраста, указывающими на усиление у подростков 13-14 и 15-16 лет тета-активности и выраженную стертость каудального фокуса альфа-ритма, свидетельствующую об усилении при неврозах синхронизирующих восходящих влияний неспецифических систем на корковые области. В возрасте 17-18 лет у невротиков эти изменения более стерты: распределение альфа-ритма по областям мозга прослеживает тенденцию к нормализации, в передне-центральных областях ослабевает выраженность тета-ритма.

Вышеизложенные результаты исследований и данные предыдущих наших исследований свидетельствуют о том, что наблюдаемый при неврозах пубертатного периода дисбаланс активирующих и деактивирующих механизмов неспецифических систем по мере взросления прослеживает тенденцию к снижению выраженности нарушений, отражая онтогенетическую динамику характера и степени дисфункций интегративных аппаратов мозга при невротических расстройствах.

Ээг при неврозах и психосоматических заболеваниях

Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад – в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.

Е.А.Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, – с другой.

Согласно современным представлениям невроз – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека [4, 6].

  • психогенный характер возникновения;
  • особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);
  • отсутствие органических изменений головного мозга;
  • вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;
  • наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.
  • F40 Тревожно-фобические расстройства
  • F41 Другие тревожные расстройства
  • F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
  • F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
  • F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
  • F45 Соматоформные расстройства
  • F48 Другие невротические расстройства
  • психосоматическая медицина
  • психосоматические заболевания
  • конверсионные симптомы;
  • функциональные синдромы (органные неврозы);
  • психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).

Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.

Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы

СоматическиеПсихические
Ком в горлеВнутреннее истощение
Парестезии (рот, язык, конечности)Снижение сосредоточения, истощаемость
Затруднение дыханияДепрессивные проявления
Ощущения в области сердцаСимптомы страха
ОтрыжкаНарушения сна

Беспомощность врача относительно этой симптоматики отражается среди прочего в многообразии понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Речь идет о функциональном нарушении отдельных органов или органных систем, причем какие-либо тканевые изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. F.Alexander [12] описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки аффекта без характера выражения и обозначил их органными неврозами.

  • бронхиальная астма
  • язвенный колит
  • эссенциальная гипертония
  • нейродермит
  • ревматоидный артрит
  • язва двенадцатиперстной кишки

Метод БОС (метод адаптивного биоуправления, биореабилитация, метод оперантного обуславливания и др.) – это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков [3].

В психотерапевтической практике метод БОС можно использовать двумя в принципе различными способами: либо в качестве средства для приобретения навыков физической саморегуляции, чтобы предотвратить появление психосоматических или невротических расстройств, либо, в случае, если пациент страдает неврозом или психосоматическим заболеванием, в качестве средства для лечения функциональных нарушений в соответствующей системе физиологических реакций.

Эффективность тренировки методом БОС выше всего у пациентов, которые действительно не могут расслабиться, даже если они этого осознанно хотят. Такие лица зачастую вообще не замечают, насколько они постоянно напряжены. С помощью биологической обратной связи можно довести это перенапряжение до их сознания и эта объективная информация позволит сформировать навык произвольной релаксации.

Как и любая терапия, лечение с использованием биологической обратной связи начинается с подробного анамнеза, дополняемого разъяснениями сущности и принципа действия тренировки БОС (первый сеанс). При этом необходимо в особенности подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором тело известным образом обучается тому, как помогать себе самостоятельно. Если подчеркнуть активную роль, приходящуюся на долю пациента, то это также повышает мотивацию для регулярного выполнения предписанной домашней тренировки.

Второй сеанс предназначен для изучения психофизиологического рисунка реакций, проявляемых данным пациентом в связи с подлежащим лечению проблемным поведением. Для снятия рисунка психофизиологических реакций пациент оснащается различными измерительными датчиками, регистрирующими необходимые физиологические функции. Затем в течение 5 мин пациента просят спокойно посидеть с закрытыми глазами. Этот период времени служит для записи исходных значений.

После этого пациент должен примерно в течение 5-10 мин пытаться расслабиться. Это требование вызывает, как правило, противоположное действие, пациент начинает напрягаться, что соответствующим образом изменяет измеряемые значения. Спокойно сидеть, не делая ничего конкретного – это, в особенности для страдающих симптомами стресса лиц, уже является серьезной психологической нагрузкой.

После периода расслабления проводят собственно тест на стресс для того, чтобы измерить возбудимость и последующее успокоение пациента. Создать стресс в искусственной ситуации не совсем просто, поэтому в большинстве случаев производят различные вмешательства, создающие известное физиологическое возбуждение. Например, подходят к пациенту и внезапно хлопают в ладони над его ухом. Можно также внезапно выйти из комнаты, ничего не говоря, дать пациенту подождать примерно минуту и затем снова войти. В качестве умственной нагрузки можно предложить задачу на счет. Например, начиная от 1000 непрерывно вычитать число 19. Затем периодически говорят «стоп» и пациент должен назвать промежуточный результат. В качестве других стрессовых ситуаций пригодны также ассоциативный эксперимент по Юнгу, или просто предъявление слов-раздражителей, или выработка представлений, имеющих определенное отношение к являющемуся объектом лечения проблемному поведению.

Диагностическое значение имеют, прежде всего, интенсивность реакций и ход последующего отдыха. Скорость реакций в первую очередь зависит от личности, т.е. от конституции, в целом определяющей быстрое или медленное реагирование. Испытывающие хронический стресс лица зачастую проявляют сравнительно быструю реакцию, но медленный отдых. Минимальная реакция или вообще отсутствие таковой на сенсорные или психические раздражители встречаются у эмоционально сильно заторможенных, замкнутых и с трудом вступающих в контакт пациентов. Очень пугливые люди проявляют, напротив, в большинстве случаев сильные колебания измеряемых значений, возникающие также независимо от предъявления стрессовых раздражений.

Собственно терапия начинается на третьем сеансе. Целью тренинга БОС является осознание подлежащего контролю события, для чего необходима осмысленная информационная обратная связь. Как и вообще психотерапия, уже эта первая фаза тренинга очень часто приводит к определенному улучшению. Поглощение внимания приемом новой информации может отвлекать и, тем самым, нарушать стереотипно протекающие рисунки поведения.

В качестве следующего шага необходимо попытаться посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние (ДАС-БОС, ЭМГ-БОС, ЭЭГ-БОС).

ДАС-БОС – обучение пациента навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью оригинальной методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической ветвей вегетативной нервной системы.

ЭМГ-БОС – обучение пациента произвольному снижению повышенного мышечного тонуса.

ЭЭГ-БОС – биоуправление потенциалами головного мозга, направленное на увеличение интенсивности альфа-ритма ЭЭГ и/или снижение бета-ритма.

Общая продолжительность курса лечения в среднем составляет 15 сеансов длительностью 30-40 мин каждый.

В заключение в ходе генерализации приобретенный контроль должен быть перенесен с тренировочной ситуации в лаборатории на нормальную жизненную ситуацию. Этому процессу можно способствовать присоединением «домашних заданий» – использованием навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (например, перед сном), упражнениями на расслабление типа аутогенной тренировки, а также посредством сбора и регистрации изменений в течение длительного времени. Регистрация долгосрочных изменений отражает успехи и, в свою очередь, действует в качестве обратной связи. Отмечено, что аутогенная тренировка в сочетании с условно-рефлекторными методами, в том числе с методом БОС, дает прекрасные результаты. Предварительное обучение аутотренингу и использование его в сеансах биологической обратной связи наиболее показано при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, сексуальные нарушения), а также для стабилизации ремиссий и предупреждения рецидивов неврозов.

При невротических и психосоматических расстройствах не существует специфических изменений электроэнцефалограммы, поэтому нейрофизиологическая интерпретация изменений ЭЭГ в результате длительно текущего психоэмоционального напряжения, приводящих не к деструкции мозговой ткани, а к дезинтеграции функций, снижению адаптивных возможностей и, как следствие этого, – к дезадаптационным расстройствам, представляют определенную трудность.

В основе дезадаптационных расстройств лежат нарушения корково-подкорковых взаимоотношений. При патологии эти взаимоотношения нарушаются, что приводит к дестабилизации нейродинамических процессов. Чем больше степень этой дестабилизации, тем меньше выраженность альфа-составляющей, тем больше выраженность бета- , тета- и дельта-составляющих. В связи с этим наиболее широкое применение в терапии дезадаптационных расстройств с использованием метода биологической обратной связи по ЭЭГ получил альфа-стимулирующий тренинг. Эффективность данного подхода хорошо отражена в литературных данных [1, 2, 9-11].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector