Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7. 3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг

7.3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сен­тябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года "лопнул" 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905-1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3-4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодо­рожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название "Нового курса Рузвельта". Его теоретической основой в отличие от "грубого индивидуализма" предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.

Этапы “Нового курса Рузвельта”

Создание национальной администрации восстановления промышленности (НИРА), принудительное картелирование промышленности на основе "Кодекса честной конкуренции"

Учреждение администрации по регулированию сельского хозяйства (ААА), сокращение посевных площадей и поголовья скота, ликвидация фермерской задолженности

Стабилизация финансовой системы путем введения чрезвычайного закона о банках и девальвации доллара

Борьба с безработицей. Создание молодежных лагерей и организация общественных работ

Социализация курса. Принятие закона Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях) и закона о социальном страховании. Запрет использования детского труда. Введение единых нормативов заработной платы и максимальных пределов продолжительности рабочей недели

Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.

В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т.к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные от­расли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей", которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось дос­тигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931г. “Закон о проверке нуждающихся”, запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмот­реть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продол­жался до 1935 г. включительно. Падение промыш­ленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.

Индекс промышленного производства развитых стран
(1929 г. = 100 %)

За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80 %, выплавка чугуна и стали – почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.

Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.

Читайте так же:
Депрессия что делать не хочу работать

Программа Народного фронта:

* национализация объектов военной промыш­ленности и Французского банка;

* реформа налоговой системы;

* создание национального фонда помощи без­работным;

* организация общественных работ для безработных;

* сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;

* введение пенсий по старости;

* заключение коллективных договоров;

* введение справедливых цен на сельскохозяй­ственную продукцию;

* расширение советско-французских связей.

Важнейшей победой Народного фронта стали "Матиньонские соглашения" между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание проф­союзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Од­нако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных про­грамм привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937-1938 гг. пра­вительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от про­граммы левых сил. В условиях нарастающей воен­ной угрозы был взят курс на милитаризацию эконо­мики. Однако опыт Народного фронта заложил ос­новы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Германия стала одной из наиболее пострадав­ших стран от мирового экономического кризиса, т.к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил Х III пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществля­лась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший эко­номический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал "фюрер-принцип", требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

Подобные изменения были сделаны и в об­ласти внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону "Об обороне империи" произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Читайте так же:
Может ли молоко пропасть из за депрессии

Таким образом, развитие экономического кризиса 1929-1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890-1940/50 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как “неомеркантилистский” по своей сути.

Смотрите также:

Раздел: Экономика. 1. историко-экономическая наука. 1.1. предмет истории экономики. 1.2. возраст современной экономики и производительность.

Гусейнов Рифат Мирахмедович. Горбачева Юнона Владимировна.

Всемирная история. Глава 16. Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт. … Учебник «Всемирная история» подготовлен кафедрой истории экономики, политики и культуры.

Учебно-методическое пособие. История экономических учений в вопросах и ответах. Раздел: Экономика.

История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства. … Поэтому экономическая история пестрит грубыми ошибками со стороны, казалось бы.

Учебник, политическая карта мира, атлас

В чем заключалось влияние Первой мировой войны на экономическое развитие США в 1920-е гг.?

Укажите противоречивые стороны периода «просперити».

Почему период «просперити» оказался недолгим?

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание понятия «Великая депрессия», указывает хронологические рамки названного периода.

Началом периода «Великой депрессии» послужили события на Нью-Йоркской бирже. (Необходимо вспомнить определение термина « акция ».)

Современники так описывают происшедшее: «Гром грянул 24 октября 1929 года. Курсы акций начали стремительно падать. Безумная паника охватила Нью-Йоркскую биржу. В первый же день, когда всё лихорадочно бросились продавать акции, было продано 12 800 тыс. акций, а пятью днями позже — в один день продали 16 млн акций».

(Далее в ходе своего рассказа учитель акцентирует внимание на причинах «Великой депрессии».)

Коллективная работа по заданию.

Проанализируйте статистические данные о динамике промышленного производства с 1929 по 1932 гг. и ответьте на следующие вопросы.

О чем свидетельствуют приведенные данные?

В какой стране мира произошло наибольшее сокращение промышленного производства? О чем это свидетельствует?

Дополняя ответы учащихся, учитель использует межпредметные связи и напоминает, что острота экономического кризиса наиболее ярко была отражена в произведении Т. Драйзера «Американская трагедия».

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель дает определение «мирового экономического кризиса» и предлагает учащимся записать его в свои тетради (словари).

Самостоятельная работа по заданию.

Рассмотреть последствия экономического кризиса в США, изучив текст учебника.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В чем суть и каковы последствия периодов «просперити» и «Великой депрессии»?

VII. ИТОГИ УРОКА

Учитель кратко обобщает ответы учащихся и оценивает их деятельность на уроке.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проработать конспект урока и параграф учебника.

«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» В США

3. Подготовить сообщение на тему «Исторический портрет Ф. Рузвельта» (индивидуальное задание).

Цель: охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение стран после Первой мировой войны; проанализировать и сравнить политический курс консервативного и лейбористского правительств; формировать умение сопоставлять и сравнивать исторические факты, анализировать и структурировать; исторический материал, делать выводы; формировать у учащихся представления о политике реформизма как залоге социальной стабильности общества.

Основные знания: социально-экономическое развитие Великобритании после Первой мировой войны; политика коалиционного правительства Ллойда Джорджа; политика консерваторов; всеобщая стачка 1926 г.; влияние мирового экономического кризиса на социально-экономическую и политическую жизнь Великобритании; кризис британского колониализма.

Понятия и термины: консерваторы; лейбористы; коалиционное правительство; тред-юнионы; Британское содружество наций.

Основные даты и события : 23 января 1924 г. — приход к власти лейбористов; 4—12 мая 1926г.— всеобщая стачка в Великобритании; 1924—1929 гг. — период правле­ния консерваторов; 1931—1935 гг. — деятельность коалиционного правительства; 1931 г. — Вестминстерский статус.

Личность в истории: Д. Ллойд Джордж.

Оборудование урока: учебник, политическая карта мира, атлас.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV. Изучение нового материала

Положение Великобритании после Первой мировой войны.

Политика лейбористов и политика консерваторов в 1920-е гг.

Великобритания 1930-х гг.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Данный этап урока осуществляется путем проверки домашнего задания по группам (1—5).

Дать определение следующих исторических понятий: «кейнсианство», «Великая депрессия», «новый курс», «закон НИРА», «ААА», «закон Вагнера», «изоляционизм».

(Выполняется соответствующий вариант (а—г) задания). Проанализировать мероприятия «нового курса» и их последствия:

а) в финансовой сфере;

б) в промышленности;

в) в сельском хозяйстве;

г) в социальной сфере.

Представители групп докладывают о результатах проделанной работы.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пример Великобритании ярко характеризует политику реформизма как залога социальной стабильности общества.

На уроке мы рассмотрим отличительную черту британской демократии — мирную борьбу за власть между двумя ведущими партиями.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Положение Великобритании после Первой мировой войны.

Изучение вопроса предлагается провести по одному из предложенных вариантов: самостоятельная работа учащихся по заданию или рассказ учителя.

Самостоятельная работа по заданию.

Изучить соответствующий текст учебника, провести сравнительный анализ положения Великобритании и США после Первой мировой войны по плану: а) политическая жизнь; б) социально-экономическая жизнь; в) внешняя политика. Сделать вывод.

Читайте так же:
Какого гормона не хватает при депрессии

Учащиеся должны сделать вывод о том, что позиции стран в мире изменились. Великобритания постепенно утрачивает свои экономические позиции в мире, из кредитора превращается в должника и сталкивается с ростом национально-освободительного движения в Ирландии, Египте, Индии. США становятся страной-кредитором и стремятся к мировому лидерству.

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

Социально-экономическое и политическое положение Великобритании после Первой мировой войны характеризовалось следующими ключевыми моментами.

1. Великобритания добилась осуществления многих своих целей после войны (устранения основных конкурентов на Ближнем Востоке, в Африке, Германии и Турции; получила репарации). Однако победа досталась дорогой ценой: сотни тысяч убитых и более 1,5-млн. раненых, сокращение промышленного производства на 20 %; потеря около 1/3 национального богатства; рост налогов в шесть раз; превращение страны из кредитора в должника.

2. Решения Парижской мирной конференции были благоприятны для Великобритании, ее колониальные владения существенно увеличились. Но произошло обострение противоречий между Великобританией и США и как следствие — потеря российского рынка и прекращение британской монополии в Латинской Америке.

(Учителю следует уделить особое внимание анализу политической ситуации в стране.)

Первые послевоенные выборы (декабрь 1918 г.) прошли по. новому избирательному закону, который предусматривал расширение числа избирателей (с 8 до 21 млн. человек). В результате выборов было сформировано коалиционное правительство, куда вошли представители консерваторов, либералов, лейбористов. Возглавил его Дэвид Ллойд Джордж.

Работа над формированием понятий и терминов .

Учитель раскрывает содержание термина «коалиционное правительство».

С целью более качественного усвоения учащимися рассмотренного термина предлагается охарактеризовать реформы правительства Д. Ллойд Джорджа.

Политика правительства привела к сохранению социальной стабильности и смягчению последствий кризиса Британской империи. Однако нараставшие послевоенные экономические трудности при­вели в 1922 г. к отставке правительства.

2. Политика лейбористов и политика консерваторов в 1920-е гг.

Постановка проблемного вопроса.

Явилась ли политика лейбористов и консерваторов основой стабильности общества и сохранения демократии?

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель дает определения понятий «консерваторы», «лейбористы», «тред-юнионы» и предлагает записать их в тетради (словари).

Изучение вопросов темы в группах.

Учитель объединяет учащихся в две группы, каждая из которых получает задание.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся, показа роли личности в истории ответы на задания даются от имени какого-либо премьер-министра Великобритании. Учитель предлагает учащимся выбрать карточки с именами премьер-министров (Эндрю Бонар Лу, Стэнли Болдуин, Рамсей Макдональд), после чего проводится работа в группах.

Изучить и проанализировать политику лейбористских правительств в 1920-е гг.

Изучить и проанализировать политику консервативных правительств в 1920-е гг.

Учитель обращает внимание учащихся групп на заранее написанные на доске положения, которые необходимо раскрыть при выполнении полученного задания: а) условия прихода к власти; б) социальная база; в) глава правительства; г) реформы правительства; д) пути решения социальных конфликтов; е) оценка деятельности правительства.

Представители групп докладывают об итогах проделанной работы.

Какие различия в политическом курсе лейбористов и консерваторов вы можете назвать?

Почему лейбористы не смогли надолго удержаться у власти?

3. Каковы причины и последствия всеобщей стачки 1926 г.?

4. Что способствовало поддержанию социальной стабильности Великобритании в 1920-е гг.?

3. Великобритания 1930-х гг.

Самостоятельная работа по заданию.

Проработать соответствующий текст учебника, выделить общее в действиях Национального правительства Великобритании и администрации президента Ф. Рузвельта в США.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа по закреплению проводилась в ходе изучения отдельных вопросов нового материала, поэтому учитель может не выделять времени для данного этапа урока.

Учитель анализирует и оценивает работу учащихся в группах.

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать параграф учебника.

2. Записать в тетрадях общее в действиях Национального правительства Великобритании и администрации президента Ф.Рузвельта в США.

Конспект урока » США в 20-е годы xx века»

Конспект урока " США в 20-е годы xx века"

Основные знания: последствия Первой мировой войны и изменение международного статуса США; период «проспе рити»; социальные контрасты; свобода предпринимательской деятельности; массовая культура; «Великая депрессия», ее причины и последствия.

Понятия и термины: «просперити», «Великая депрессия», миро вой экономический кризис.

Основные даты и события: 1913 — 1921 гг. — президентство В. Вильсона; 1921 — 1923 гг. — президентство У. Гардинга; 1923 — 1929 гг. — президентство К. Кулиджа; 24 октября 1929 г. — крах на Нью-Йоркской бирже; 1929—1933 гг. — мировой экономический кризис («Великая депрессия»).

Личность в истории: В. Вильсон, Г. Форд.

Оборудование урока: политическая карта мира, атлас, статистиче­ ская таблица.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений.

I. Организационный момент

II. Анализ результатов тематического оценивания

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

V. Изучение нового материала

1. Статус США после окончания Первой мировой войны .

2. Период «просперити» в США .

3. «Великая депрессия» : причины и последствия .

Читайте так же:
Как справиться с депрессией от переезда в новый город

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

VII. Итоги урока

VIII. Домашнее задание

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Учитель отмечает типичные ошибки, имевшие место в работах учащихся, рассматривает задания, выполнение которых вызвало у них затруднения.

III . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа .

1. Когда США вступили в Первую мировую войну? Что послужи­ ло причиной этого?

2. Как называлась американская программа послевоенного устрой­ ства мира?

3. В чем заключалась суть «14 пунктов» В. Вильсона?

4. Почему Конгресс США отклонил «14 пунктов» В. Вильсона?

IV . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Слово учителя .

После окончания Первой мировой войны произошло изменение статуса США в мире, логическим продолжением чего стал так называемый период «просперити». Этот период явился наиболее ярким примером экономического восстановления и стабилизации индустриального общества. Но оптимистические прогнозы поли­ тиков и предпринимателей о бескризисном развитии амери­ канского общества не оправдались. Наступил период «Великой депрессии».

V . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

/. Статус США после окончания Первой мировой войны.

Самостоятельная работа по заданию.

Составить тезисный конспект рассказа учителя.

Рассказ учителя.

К изменению мирового статуса США привела внутренняя и внеш­ няя политика администрации президента-демократа В. Вильсона. Основными ее аспектами являлись:

1. Позднее вступление США в Первую мировую войну (6 апреля 1917 г.) и как следствие — небольшие человеческие потери в ее ходе.

2. Рост производства продукции.

3. Изменение финансового положения.

Если до войны долг США странам Европы составлял 4,5 млрд долларов, то к концу войны страны Европы остались должны США 10 млрд долларов. Из страны-должника они превратились в страну-кр едитора.

4. Усиление роли крупных корпораций.

5. Ускоренное развитие автомобилестроения, химической, элект­ ротехнической промышленности, производства бытовой техники.

6. Стандартизация производства, появление конвейерных линий.

Широкое распространение в это время получила так называе мая «система Тейлора». Она широко использовалась на заводах

Форда. С одного конвейера завода Форда в 1919 г. сходило в час 40 моторов, а в 1925 г. — 60 моторов. Такой результат б ыл достигнут благодаря повышению темпов работы, постоянному уско­ рению движения конвейера.

7. Рационализация, интенсификация, дегуманизация труда.
Форд запрещал своим рабочим во время работы разговаривать,

петь, курить, свистеть. Единственное, что они должны были де лать, это «поставить гайку 14 на болт 142 и повторять, повторять, повторять, пока руки не начинали трястись и ноги дрожать», Но Форд платил своим рабочим больше, чем другие предприни­ матели.

8. Наращивание экономической экспансии в мире, особенно в стра нах Латинской Америки, при сохранении позиций изоляционизма.

Вывод учителя.

После Первой мировой войны изменился международный статус США. Страна превратилась в один из главных центров капиталис­тического мира.

(Учитель может предложить учащимся самостоятельно сделать вывод из услышанного, опираясь на составленные тезисы.)

Почему возможно говорить об изменении статуса США после окон­ чания Первой мировой войны?

2. Период «просперити» в США. Постановка проблемного вопроса.

В чем суть и каковы последствия периодов «просперити» и «Ве­ ликой депрессии»?

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание термина «просперити»(процветание), указы вает хронологические рамки этого периода.

Учитель анализирует работу учащихся по заполнению таблицы,
акцен тируя их внимание на наиболее уязвимых сторонах периода «просперити»:

1. Рост консерватизма и воинствующего индивидуализма.

2. Отмена ряда законов, ущемлявших права собственников ( I % населения владел более чем 50 % всех богатств США).

3. Ограничение прав и деятельности профсоюзов.

4. Активизация ку-клукс-клана.

5. Коррупция правительственных чиновников, вплоть до Конг­ ресса США.

6. Введение «сухого закона» породило возникновение преступ­ ных синдикатов (бостонского, детройтского, чикагского).

Учитель в ходе своего рассказа подчеркивает, что социальные контрасты и противоречия этого периода постарались прикрыть распространением массовой культуры.

Понять размах и влияние массовой культуры поможет раскры­ тие определенных моментов и тенденций.

Так, в жизнь американского обывателя прочно вошел кинемато­ граф, а с ним известные кумиры кино — Мэри Пикфорд, Чарлз Чаплин и другие; ставшие ежедневными, газеты выходили массо­ выми тиражами; почти в каждом доме появилось радио; каждый пятый американец имел автомобиль. Строилось большое количест­ во кинотеатров, стадионов, площадок для бейсбола. Широкую по­ пулярность приобрел джаз, появились новые танцы, стала более демократичной одежда, стилизовались прически. Новая бытовая тех­ ника существенно меняла уклад и условия жизни многих амери­ канских семей.

Вывод учителя.

В американском обществе возникла иллюзорная вера в бес­ кризисное развитие и процветание. Но «ахиллесовой пятой» амери­ канского процветания стало острое проявление проблемы сбыта продукции из-за низкой покупательной способности. Подобную эко­ номическую ситуацию понимали и предвидели немногие промыш-ле нники. Так, Генри Форд приказал снизить цены до покупательной способности, благодаря чему к 1927 г. цена модели «Т» снизилась до 290 долларов. Форд стал национальным героем.

(Учитель может предложить учащимся сделать вывод самостояте льно, комментируя и дополняя их ответы.)

3. «Великая депрессия»: причины и последствия. Коллективная работа по заданию.

Читайте так же:
Как общаться с пожилыми в депрессии

Путем логического рассуждения определите, почему мировой эко номический кризис начался и проявил себя наиболее остро в США Предлагаются два варианта работы.

Вариант I

Коллективная работа по заданию.

Сделать сравнительный анализ процессов, происходивших в США с 1918 до 1929 гг., установить между ними взаимосвязь, сделать определенные выводы.

Вариант II Фронтальная беседа.

1. В чем заключалось влияние Первой мировой войны на эконо мическое развитие США в 20-е гг.?

2. Укажите противоречивые стороны периода «просперити».

3. Почему период «просперити» оказался недолгим?

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание понятия «Великая депрессия» указывает хронологические рамки названного периода.

Рассказ учителя.

Началом периода «Великой депрессии» послужили события на Нью Йоркской бирже. (Необходимо вспомнить определение термина «акция»

Современники так описывают происшедшее: «Гром грянул 24 октября 1929 года. Курсы акций начали стремительно падать. Безумна паника охватила Нью-Йоркскую биржу. В первый же день, когда все лихорадочно бросились продавать акции, было продано 12 800 тыс. акций, а пятью днями позже — в один день продали 16 млн. акций»

(Далее в ходе своего рассказа учитель акцентирует внимание о причинах «Великой депрессии».)

Коллективная работа по заданию.

Проанализируйте статистические данные о динамике промыш ленного производства с 1929 по 1932 гг. и ответьте на следующие вопросы.

1. О чем свидетельствуют приведенные данные?

2. В какой стране мира произошло наибольшее сокращение про мышленного производства? О чем это свидетельствует?

� �d<�B��4�� �smN^ ��z kI����I:�����6�g�t�__� �gˊ� eh��� �������&9���knm@ Q`��Q P��� %Li �� ! �A����X꥖�p�u=�Eq� �1F� ( �E�g��� %ĤR7��� k�P�I� �a ��Hj�1���h��*ʁ2��#3�� �:�|�騠�"����Q �5u׵� � �*Ɖ�Q ���m=� Dw�,4�/��!c͠��b.y?�0�xjD u�B(��� �j. RJDB� ��P >& ��%��ۻ�B �,Ds �9���؅ T�d� U����� �� ��z��(YE���� �Ʒ���E@Ü���n� w��� � Ϝ�#�0z ���A �و� 0���� dž l �r� �»TG�(C��j�x��A�[��c

LeM�K[|�F��o,� �(f� ,i)1�c7��2���fts� >S���o���/� �z�� endstream endobj 74 0 obj >stream h�2�4T0P�6�� RA F �P� J���X� �� � endstream endobj 75 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 29/Type/Page>> endobj 76 0 obj >stream H��W[o�� >ׯ� � �N � |7�)` A �A �VZ ���J��������,IY�_$

�S ��8�@ ��P���co��+j���k _E��H�O� �c� endstream endobj 84 0 obj >stream h�2�4V0P�660 RA F��P� D� _k & endstream endobj 85 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 33/Type/Page>> endobj 86 0 obj >stream H��Wێ$� >����� U�� h зA �� 7��]#�̎� ��� ����DR���< # 3�U-Q$E�s�������痷a�<ܿ�=���������Ï�w��� � �y1E5�(�(m �p� ��S &-���?�������� ^? ������?

���6�O��sp�)�>�k��j��3 �����-�y� ��/�5:� ޫ�sB ՘ ���F^�� k��p endstream endobj 91 0 obj >stream h�2�4Q0P�66 QA � � : � 5J � endstream endobj 92 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 36/Type/Page>> endobj 93 0 obj >stream H��Wێ�� >�W�q �Tߛ %! `� ��d 8�7q�� � I�>�]������>�H»��^uN�oϟ

�K`��*�Y ��f/��� >Ce ʿZ�d:����Ѫz� ����B���F�C�j� @[��CX��*»`�[x�v DlD@� A��m��E� �=�D� 3����� �� b����6��Z���� � stream h�2�4U0P�660 RA� � # endstream endobj 95 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 37/Type/Page>> endobj 96 0 obj >stream H��W[���

y�J»��(�t�(>� ω��S.J�/ ;�_�� �W [! ���!⣚����?I7��F ��h) +m��� �[� <×.� �3"��ָ���0[>�#0 >� ��� ci�������;�oc�o�gk B�4Ŵ@�6F+(�25�B�W� � ] endstream endobj 102 0 obj >stream h�2�4W0P�664 RA� � endstream endobj 103 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 40/Type/Page>> endobj 104 0 obj >stream H��Wێܸ >���� Hkx� �oH ,� ���E���� �v� $��P�*��R�� ?���������

Z7����� ��@�P �;�����` >stream h�2��P0P�664 RA Ɔ�P� D� _+ endstream endobj 106 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 41/Type/Page>> endobj 107 0 obj >stream H��W�n � >�W�# x�>� � ��$ ��

к�>����F�n 9� ʴ@� � ���96�� ��u�U���n�����n#�aS� ˢG2�&�Fw� � Ơ�N�q��� >stream h�2��T0P�662 RA Ɔ nP,@� 5� � endstream endobj 109 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 42/Type/Page>> endobj 110 0 obj >stream H��W[�ݶ

��� � e ��E��Z���y��`bUq�׈�� 6ޤ �B���jD�0�]� w��vg� �Z�.PG�=y��V=kM�L *`’O�L�sc����4��# ������VJj-�<ԦK� �� O6�Ci� t�U1�J/����Rku�� �� >stream h�220P0P�66 QA �F�P� J�Ci3 ` Ԫ endstream endobj 112 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 43/Type/Page>> endobj 113 0 obj >stream H��W[�ܶ

e2OZAנ��U��ԩk��Pd p,��ۃUʶّ��aKf������E �k P�̜U�ϟ脵j c�sL6 #4�a

=u�C����ɍ ����Q�Un >��%�g<)v�n��'iPB>�z�ݤ’�l�, K>»Ń�% ��# �D%�� _ �k b�R K �A��3�B�w� �弖 endstream endobj 116 0 obj >stream h�220T0P�666 RA� endstream endobj 117 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 45/Type/Page>> endobj 118 0 obj >stream H��Wێ � >����q���� 4 ��4� �� ��^ ۛ8@lgw�M�>�HJ���� �0��U ER�9� ���?����y�� ���O������������������� /��& � ��� nqS

0�7�����;X�:�m_7v�w�k�V;�oC��#E ��e;��ߋG� ?l��nj��G`��%����7L ��5��͂Ӓ��� �� endstream endobj 122 0 obj >stream h�220V0P�661 RA �& nP,@� 4� � endstream endobj 123 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 47/Type/Page>> endobj 124 0 obj >stream H��W[� �

�ں���� Zc#� endstream endobj 143 0 obj >stream h�224P0P�667 RA ��� : � 4� � endstream endobj 144 0 obj >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 54/Type/Page>> endobj 145 0 obj >stream H��W[� �

�|M�ь����c� � � ��R�3$iCw7=�ŸxdEG5�qe]�� -!%�l�p�K�*� >/Font >>>/Rotate 0/StructParents 57/Type/Page>> endobj 152 0 obj >stream H��Wmoܸ ��_���»��� v�k�;��3� Ρp�� M�9 �����»RZ���

���� ��P��;�Q�T1�»�»�bQŦ�� �A]�cU�U9X�d��U�V9�O�;|�8^ ��s���: _�x��u�w��zy � � � endstream endobj 170 0 obj >stream 2012-09-11T15:40:43+04:00 2012-09-11T15:38:30+04:00 2012-09-11T15:40:43+04:00 Acrobat PDFMaker 9.1 for Word uuid:2e235330-9543-4854-966d-b59bf7c91d69 uuid:bf4e5247-ca08-452b-83bd-a3a65fb80dd1 282 application/pdf На правах рукописи SamLab.ws

Adobe PDF Library 9.0

�Y� endstream endobj 173 0 obj >/Filter/FlateDecode/ID[ ]/Info 1118 0 R/Length 531/Root 1120 0 R/Size 1119/Type/XRef/W[1 3 1]>>stream h���K�A �g� ߔ��x����l �٢Ea�n B7�A� ��k)T�� � � Zh@ i �p�2 �6�j#b�&�( +�3���- $����̹w����9����7 �3Ʈx���oxLo�Oy,��Q1 P J��g��� ?�ᵨ����8 ��1<#N/��D)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector