Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

III. Описание диагностических методик 1. «Тест экзаменационной тревожности» Элперт и Хейбер (Alpert, Haber, 1960) разработали тест достиженческой

III. Описание диагностических методик 1. «Тест экзаменационной тревожности» Элперт и Хейбер (Alpert, Haber, 1960) разработали тест достиженческой

1 Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению психологической диагностики экзаменационной тревожности обучающихся 9 и 11 классов I. Общие положения Психологическая диагностика экзаменационной тревожности обучающихся 9 и 11 классов проводится в рамках подготовки выпускников к прохождению Государственной итоговой аттестации в 2016 году, а также в целях оценки психологического здоровья и содействия гармоническому развитию личности обучающихся. Диагностику проводят классные руководители, педагоги-предметники, непосредственно школьники ежегодно. Анализируют результаты диагностики школьные психологи, педагог-психолог Отдела образования. Отслеживают динамику, проводят индивидуальную работу со школьниками, родителями, педагогами классные руководители. II. Проведение диагностики Для оценки экзаменационной тревожности учащихся используются следующие анкеты: 1. «Тест экзаменационной тревожности» (заполняется школьниками), 2. «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (заполняется школьниками), 3. «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» (заполняется школьниками), 4. «Шкала тревожности Сирса» (заполняет классный руководитель). Ответственные за проведение тестирования (психолог, педагог, классный руководитель) раздают участникам диагностический материал (бланки вопросов и ответов), четко проговаривают инструкции к каждой методике, в процессе работы школьников с бланками следят, чтобы работа была индивидуальной и велась в соответствии с полученными инструкциями. Необходимо подчеркнуть, что если учащиеся недобросовестно отнеслись к ответам на вопросы, то все написанное в результатах не имеет к ним никакого отношения. По окончании тестирования педагоги собирают диагностический материал и отправляют их ответственному за обработку бланков (школьному психологу или педагогу-психологу Отдела образования). 1

2 III. Описание диагностических методик 1. «Тест экзаменационной тревожности» Элперт и Хейбер (Alpert, Haber, 1960) разработали тест достиженческой тревожности (Achievement Anxiety Test; AAT), измерявший две различные тенденции, относящиеся к экзаменационной тревожности (по 10 пунктов на каждую): мешающую достижениям (ААТ-) и способствующую им (ААТ+). Инструкция для участников: Выразите согласие или несогласие с каждый утверждением значками «+» или «-» 1. Беспокойство на экзамене или при тестировании мешает мне хорошо работать. 2. Плодотворнее всего я работаю тогда, когда решаемая задача имеет большое для меня значение. 3. Если я не очень готов к лекции или семинару, боязнь моего неудачного выступления парализует все мои мыслительные возможности. 4. Мое внутреннее напряжение все возрастает по мере того, как подходит время экзаменов. 5. Если я плохо подготовился к экзамену или тесту, я теряю уверенность и делаю задания хуже, чем позволяют мои знания. 6. Чем важнее экзамен, тем менее успешно, как мне кажется, я выполняю задания. 7. Если я уверен, что хорошо подготовился к экзамену, меня не мучает страх. 8. В условиях особой важности я скорее понимаю, что к чему. 9. Даже если исход экзамена меня беспокоит, когда он начинается, я сохраняю спокойствие. 10. На экзамене или тестировании я теряюсь при ответе на вопросы, на которые в спокойной обстановке я легко нахожу ответ. 11. Напряженная обстановка на экзамене помогает мне лучше работать. 12. Если я приступил к ответу на вопросы теста, меня ничего не отвлекает от этой работы. 13. Во время экзамена или тестирования я обычно сильно потею. 14. Если я знаю, что оценка на уроке или экзамене решающим образом повлияет на четверную оценку, я работаю значительно лучше, чем другие. 15. К началу экзамена я чувствую, что моя голова совершенно пуста, и мне нужно несколько минут, чтобы включиться в работу. 16. В ситуации экзамена я сохраняю уверенность в себя. 17. Заботы при подготовке к экзамену меня так нагружают, что мне становится все равно, каким будет его исход. 18. Ограничение во времени на экзамене меня сбивает больше, чем других. 2

3 19. Я в состоянии успешно готовиться к экзаменам в непосредственной близости ко дню его сдачи. 20. Если на экзамене попадает неожиданный вопрос, меня само по себе это обескураживает, и я показываю результат хуже, чем мог бы. 21. Трудный экзамен доставляет мне больше удовлетворения, чем легкий. 22. В устном экзамене, мне кажется, у меня лучше результаты, чем в письменном. 23. Часто на экзамене я читаю вопрос и не могу понять его формулировку, так что приходится его читать снова. 24. Чем важнее экзамен или тест, тем лучше, как мне кажется, я над ним работаю. 25. Во время экзамена или теста я все время ощущаю, как сильно колотится мое сердце. 26. Если в начале экзамена я не справляюсь с трудными вопросами, то затем и на легки вопросы я даю неправильные ответы. 27. Спустя некоторое время после экзамена я с сожалением вспоминаю, что упустил на нем. Шкалы: 1. Способствующие опасения: 2, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, Тормозящие опасения: 1, 3, 5, 6, 10, 15, 17, 18, 23, 26. Вопросы 4, 7, 8, 13, 20, 22, 25, 27 буферные. 2. «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына) Инструкция для участников: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами «+» (если, вы согласны с утверждением) или «-» (если не согласны). п/п Утверждения 1. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? 2. Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий? 3. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 4. Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 5. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова? 6. Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена? Ответы ("+ " ) 3

Читайте так же:
Редкий энурез у взрослого мужчины

4 7. Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только изза того, что волнуешься и теряешься при ответе? 8. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 9. Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий? 10. Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу? Обработка результатов: У мальчиков низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов; средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов; повышенный уровень от 5 до 6 баллов; крайне высокий уровень от 7 до 10. У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла; средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов; повышенный уровень 7 8 баллов; крайне высокий уровень от 9 до Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» Школьники самостоятельно обрабатывают результаты методики, после чего в индивидуальном порядке показывают их ответственному за проведение тестирования (психологу, педагогу, классному руководителю), который каждому выдает заготовленные заранее интерпретации результатов диагностики. Педагог обязательно может обсудить общие результаты класса, но не оглашать индивидуальные и следить, чтобы они не разглашались самими учащимися. Если возникнет необходимость, педагог может прокомментировать учащемуся его результаты в индивидуальном порядке. Следует учитывать, что результат данной диагностики это лишь предположение о возможных реакциях. Инструкция для участников: Ребята, внимательно прочитайте следующие 12 утверждений и постарайтесь максимально искренне ответить на каждое. За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу. 1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку. 2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку". 3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку". 4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание. 4

5 5. У меня бывает ощущение, что я все забыл. 6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить. 7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. 8. Мне трудно выступать перед классом. 9. Объявления оценок я всегда жду с волнением. 10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. 11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу. 12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь. Сложите набранные баллы: Сумма баллов Интерпретация результатов: 0 4 балла: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями. 5 8 баллов: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс баллов: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе 4. «Шкала тревожности Сирса» Оценку в качестве эксперта проводит классный руководитель или знающий данного учащегося педагог. Инструкция эксперту: Оцените каждое утверждение одним из следующих баллов: 0 — признак отсутствует; 1 — признак слабо выражен; 2 — признак достаточно выражен; 3 — признак резко выражен. Утверждения: 1. Обычно напряжен, скован. 2. Часто грызет ногти. 3. Легко пугается. 4. Плаксив. 5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив. 5

6 8. Нетерпелив, не может ждать. 9. Легко краснеет или бледнеет. 10. Испытывает трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном задании с трудом включается в работу. 14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе. Сложите набранные баллы: Сумма баллов Оценка результата: до 20 баллов — низкий уровень тревожности; баллов — средний уровень тревожности; более 30 баллов — высокий уровень тревожности. Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата. IV. Интерпретация полученных результатов Низкий уровень тревожности. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, ученик стремится вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Он любит быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производит на окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Ученик достаточно ответственно относится к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и 6

Читайте так же:
Молитва от заикания для взрослого

7 сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Ученик достаточно спокойно чувствует себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности. Повышенный уровень. Ученик может испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить «устные» предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для ученика. Сама по себе учеба для него нетрудна, но он, возможно, боится отвечать у доски, т. к. теряется, и поэтому ничего не может вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая «публичная оценка». Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Ученик испытывает резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У него иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной «накачкой», с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для ученика серьезной психотравмой. У школьника могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя он находит массу недостатков. Его отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др. 7

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Описание: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов — высокий уровень мышления; 10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до 5 слов — низкий.

2.5 Диагностика эмоционально-волевой сферы

Экспресс-методика выявления тревожности

Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.

Описание: Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы

«В последнее время…»

Оборудование: бланк с тестом

1. Я быстро устаю (да, нет)

2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)

3. Я чувствую себя свободнее (да, нет)

4. У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)

5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)

6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)

7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет)

8. Я избегаю трудностей (да, нет)

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)

10. У меня стало больше конфликтов (да, нет)

11. Домашние задания стали интереснее (да, нет)

12. Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)

13. Я долго переживаю неприятности (да, нет)

14. Я не высыпаюсь (да, нет)

15. Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)

Обработка результатов:

Подсчет баллов:Начисляется по 1 баллу:

за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15

«нет» на вопросы – 2,3,7,11

Оценка уровня тревожности:

· 1-4 балла – низкий уровень

· 5-7 баллов – средний уровень

· 8-10 баллов – повышенный уровень

· 11-15 баллов – высокий уровень.

Методика диагностики уровня тревожности Филипса.

Цель: тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и школьного возраста.

Описание: Детям надо ответить на вопросы теста, который состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Оборудование: опросник с вопросами

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Читайте так же:
Как быстро избавиться от энуреза

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста, например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Методика «Страхи в домиках»

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок.

Описание:После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Оценка результатов: Младший школьный возраст – страх сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Экспресс диагностика по выявлению уровня тревожности

Адрес: 231 761,Гродненская область и район,

г. Скидель, ул. Ленина, д. 90

Телефон, факс: (8 0152) 688441

Адрес электронной почты: ckro@mail.ru

Учреждение образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района»

Перечень методик психологической диагностики учащихся,

рекомендованных педагогам-психологам образовательных учреждений

с учетом возрастной специфики применения

1. Диагностика физиологического и нервно-психического развития (Наблюдение, Г.В. Пинтюхина, Печора «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»)

2. Ранняя диагностика умственного развития и эмоциональной сферы (Наблюдение, метод экспертных оценок, Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет»)

3. Определение уровня развития школьно необходимых функций (Наблюдение, метод экспертных оценок, М.Р. Битянова «Диагностика дошкольной зрелости»)

4. Определение уровня развития школьно необходимых функций (Методический комплекс Ясюковой (I, II, III)

5. Определение готовности к обучению в школе, функциональной готовности к школе («Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткина)

6. Тест «Диагностика уровня развития, поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)

7. Тест по определению уровня развития интеллекта. Детский вариант (Д.Векслер)

8. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма (П. Торренс. Адаптация Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной)

9. Тест тревожности (Р.Тэммл, В. Дорки, В. Амен)

10. Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М. Люшер)

11. Психодиагностический комплект методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3до12 лет (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

12. Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет: тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении, картиночно  словарный тест (Адаптация В.И.Чирков, О.Л. Разумовская)

13. Экспресс диагностика готовности к школе. Набор методик для педагогов и школьных психологов (Е.К. Вархотова, Н.В. Дятко, О.В. Сазонова)

14. Оценка степени психосоциальной зрелости по тестовой беседе (С.А.Банков)

15. Сборник материалов по оценке степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации (З.В. Дощицина) Сборник материалов «Диагностика познавательной сферы ребенка» (Т.Г. Богданова,Т.В. Корнилова)

16. Скрининговый тест школьной зрелости (О.В.Соколова, В.И.Чирков)

17. Сборник диагностических материалов по определению готовности к школьному обучению (А.Л. Венгер)

18. Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф.ГудинафД.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман)

19. Прогрессивные матрицы (Дж. Равен)

Младший школьный возраст

1. Психодиагностический комплект методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от3до12 лет (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)

2. Тест тревожности (Р.Тэммл, В. Дорки, В. Амен)

3. Методика по изучению учебной мотивации «Что мне нравится в школе?» (Н.Г.Лусканова)

4. Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе (О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чирков)

5. Методики по выявлениюю интеллектуального уровня, развития познавательной сферы и состояния эмоционально – волевой сферы: Кодирование геометрических фигур (Пьерон- Рузер); Корректурная проба (Бурдон); Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия); Определения кратковременной памяти, типа памяти; Простые аналогии; Сложные аналогии; Сравнение понятий; Выделение существенных признаков (Опубликованы в книгах «Психологическое изучение школьника»Авт.В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева и «Диагностика познавательной сферы» Авт.Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова)

6. Изучение мотивационных предпочтений: Три желания; Цветик-семицветик; Волшебная палочка (Материалы для изучения учащихся начальной школы)

7. Социометрия (Дж. Морено)

8. Тест школьной тревожности (Т.Филлипс)

9. Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.Спилбергер (адаптация Ю.Л.Ханина))

10. Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М.Люшер)

11. Краткий тест творческого мышления (П. Торренс. Адаптация Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной)

12. Личностный опросник (Р. Кеттелл)

Подростковый возраст и старший школьный возраст

1. Методики по выявлению интеллектуального уровня, развития познавательной сферы и состояния эмоционально – волевой сферы: Кодирование геометрических фигур (Пьерон-Рузер); Корректурная проба (Бурдон); Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия); Определения кратковременной памяти, типа памяти; Простые аналогии; Сложные аналогии; Сравнение понятий; Выделение существенных признаков (Опубликованы в книгах «Психологическое изучение школьника» Авт. В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева и «Диагностика познавательной сферы» Авт. Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова)

Читайте так же:
Заикание упражнения для постановки дыхания

2. Уровень сформированности учебной деятельности, определение интегрального показателя общих и познавательных способностей (Метод экспертных оценок.Стандартизированные прогрессивные матрицы Равена, ШТУР (I, II), Р. Амтхауэра)

3. Социометрия (Дж. Морено)

4. Тест школьной тревожности (Т.Филлипс)

5. Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.Спилбергер (адаптация Ю.Л.Ханина))

6. «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе» (для учителей и родителей) Авт. О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чирков

7. «Психологический климат» (авт. Фидлер), самооценка и уровень притязаний («Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

8. Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М.Люшер)

9. Тест по определению творческих способностей ребенка (П. Торренс)

10. Личностный опросник (Р. Кеттелл)

11. Психологический климат (Фидлер)

12. Определение самооценки и уровня притязаний. «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур)

13. Анкеты по изучению школьной мотивации (М.И. Лукьянова, Н.В.Калинина)

14. Изучение эмоционального состояния. Неоконченные предложения (рассказы). Опросник личностной социализации (М.А. Панфилова)

15. Изучение особенностей личности (М. Айзенк)

16. Изучение особенностей личности (Метод независимых списков личности Будасси)

17. Изучение особенностей личности (К.Леонгард, А.Е. Личко)

18. Опросник структуры темперамента (Я.Стреляу)

19. Определение ценностных ориентаций у старшеклассников (Анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

20. Стандартизированные прогрессивные матрицы (Равен)

21. Школьный тест умственного развития (К.М. Гуревич и др.)

22. Определение профессиональных склонностей: ДДО (Е.А.Климов); Карта интересов (А.Е.Голомшток); Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова); Опросник (Дж.Холланд); Профориентационные игры (Пряжников) (Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» Под ред. С.Н.Чистяковой); Опросник «Ориентация», опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н.)

1С:Школьная психодиагностика

Конфигурация «1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия» редакции 2.1 разработана в среде «1С:Предприятие 8.2» в режиме управляемого приложения. Использование новой редакции конфигурации возможно только с платформой «1С:Предприятие» версии 8.2.13 и выше.

Программа предназначена для автоматизации работы и сопровождения профессиональной деятельности специалистов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования по психодиагностике учащихся. Состав психодиагностических методик, включенных в конфигурацию, подобран и адаптирован группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Института психологии РАО под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.

Социальная и практическая значимость психологической диагностики в образовательном процессе главным образом определяется:

потребностью обучающегося в самопознании;

расширением возможностей личностной самореализации в ходе обучения;

потребностью современного учебного процесса в максимальном учете индивидуально-психологических возможностей обучающегося;

необходимостью профилактики деструктивных социально-психологических явлений.

Программа поддерживает различные режимы тестирования учащихся — индивидуальный и групповой варианты, на машине психолога, в удаленном режиме (с помощью электронных бланков), на бумажных бланках.

В программе соблюдены условия конфиденциальности психологической информации. Это обеспечивается разграничением прав доступа пользователей и паролем. К полученным результатам тестирования имеет доступ только штатный психолог, который по результатам тестирования вырабатывает рекомендации для каждого учащегося, родителя и (или) преподавателя.

Возможности программы:

Хранение информации об учащихся, родителях, учителях в единой базе данных.

Распределение списка учащихся по классам. Хранение результатов тестирования каждого учащегося за весь период обучения.

Ведение истории работы психолога с учащимися.

Тестирование на любом компьютере при помощи электронных бланков. Поддерживаются батареи тестов.

Ввод и обработка данных с бумажных бланков, сформированных в программе.

Автоматический расчет результатов тестирования.

Автоматическое формирование психологического заключения как в текстовой, так и в графической форме.

Сравнение результатов тестирования отдельных учащихся.

Формирование выборок результатов тестирования: по классам, полу, возрасту и так далее. Сравнение средних профилей выборок и результатов тестирования отдельных учащихся.

Задачи программы:

Автоматизировать рабочее место психолога учебного заведения.

Обеспечить проведение психодиагностического тестирования стандартным образом, правильно обработать его результаты, надежно их сохранять и давать на их основе качественные и содержательные заключения и рекомендации учащемуся, родителям, педагогам, предлагать прогноз психического развития ребенка (подростка) и возможности выбора соответствующей его способностям и наклонностям образовательной программы.

Облегчить процесс тестирования учащихся. Так при тестировании класса по одному тесту на подготовку и последующую обработку бумажных бланков уйдет несколько часов. Подготовка и обработка электронных бланков займет порядка минуты.

Обеспечить оперативный поиск информации о результатах тестирования.

Предоставить психологу инструменты для анализа результатов тестирования, в том числе, для выявления проблемных учащихся из общего потока тестируемых.

Особенно важна возможность использования программы с целью сбора обезличенных данных тестирования для разработки норм по психодиагностическим методикам. В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.

Программа поддерживает работу только в однопользовательском режиме и может использоваться лишь на одном компьютере.

Программа поддерживает различные режимы тестирования учащихся – индивидуальный и групповой варианты, на машине психолога, в удаленном режиме (с помощью электронных бланков), на бумажных бланках.

В программе реализованы следующие психодиагностические методики:

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (от 3 до 10 лет) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса – анализ семейного воспитания.

Читайте так же:
Лекарства при тревожности у детей

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (от 11 до 21 года) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса – анализ семейного воспитания.

Методика «Диагностики школьной тревожности» А.М..Прихожан – выявление тревожности у детей младшего школьного возраста (6-9 лет).

Опросник школьной тревожности Филлипса — изучения уровня и характера тревожности учащихся.

Опросник «Шкала самооценки тревожности» Ч. Спилбергера – Ю.Л. Ханина –выявление состояния тревоги и тревожности.

Методика наблюдения Д. Стотта — карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка

Методика «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (ПДО) А.Е.Личко – выявление характера подростка, определение мотивов его поведения.

Шкала оценок для измерения реактивности Я.Стреляу — для выявления индивидуально-типологических свойств учащихся.

Опросник жалоб ребенка (BFK-К) Hock K., Hess H., Schwarz E. — изучение психосоматического статуса, а также некоторых особенностей поведения детей.

Карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности )модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН).

Опросник направленности в общении (НЛО) С.Л. Братченко – изучение направленности личности в общении.

Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса, А.Дарки — выявление агрессивных и враждебных реакций, склонность к оппозиционному поведению.

Методика «Тест руки» Э. Вагнера – оценка уровня агрессивности

Тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса — определение стратегий поведения в конфликте.

Тест «Склонность к риску» Г. Шуберта – определение склонности к риску при объективной физической опасности.

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева — определение структуры самоотношения.

Ценностный опросник С. Шварца — выявление структурной организации системы ценностей.

Тест эгоцентрических ассоциаций — проективное исследование эгоцентризма, определение уровня эгоцентрической направленности.

Методика «Пословицы» С.М. Петрова, В.Н. Панферов — исследование мотивационных установок.

Опросник креативности Д.Джонсона — идентификация проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Опросник социально — психологической адаптации Р.Даймонда — К. Роджерса — диагностика социально-психологической адаптации.

Опросник карьерных ориентаций Э.Шейна — исследование ценностных ориентаций по отношению к профессиональной деятельности.

Профориентационная методика «Будь готов» Н.Н.Пряжникова – диагностика ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова – выявление профессиональных предпочтений.

Методика «Раскрашивание кружков» — определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности

Тест Амтхауэра (A/В) — оценка уровня и структуры интеллектуальных способностей.

Адаптированный модифицированный вариант личностного опросника Р. Кеттелла

Опросник для измерения толерантности В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура — выявление разных видов толерантности.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатова, А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова — диагностика общего уровня толерантности.

Новая технология удаленного тестирования
Технология удаленного тестирования, основанная на использовании Adobe Flash Player, обеспечила новые возможности для проведения тестирования вне среды «1С:Предприятие 8»:

весь стимульный материал тестирования, включая изображения к тестам, упаковывается в один exe-файл;

поддерживаются батареи тестов;

удаленное тестирование может проводиться в операционных системах семейства Linux и Macintosh;

удаленное тестирование поддерживается для всех методик, реализованных в программе, включая формы A и B теста Амтхаэура.

Новая технология расчета результатов тестирования
Технология расчета результатов тестирования полностью переработана для обеспечения совместимости программы с программой «1С:Дошкольная психодиагностика».

Использование конфигурации «1С:Библиотека стандартных подсистем 8.2»
В программе использован функционал типовой конфигурации «1С:Библиотека стандартных подсистем 8.2». Внедрены следующие подсистемы:

Групповое изменение объектов.

Настройка порядка элементов.

Обновление версии ИБ.

Получение файлов из Интернета.

Использование объектов библиотеки стандартных подсистем повысило надежность программного продукта и облегчило его освоение специалистами партнеров.

Для учета, сохранения и анализа результатов в программе ведутся списки учащихся, их родителей (или замещающих их лиц), списки документов и результатов тестирования, отчетов по результатам тестирования.

Документы и отчеты хранятся в разрезе учащихся, классов и родителей.

История взаимодействия психолога с учащимся (и родителем) может быть отображена в специальном разделе «Досье».

Кроме того, в программе предусмотрено создание заметок, предназначенных для отслеживания необходимого взаимодействия психолога с учащимися и родителями.

При необходимости оперативной связи с родителем или учеником можно непосредственно из программы написать и отправить письмо по электронной почте.

В программе соблюдены условия конфиденциальности психологической информации. Это обеспечивается разграничением прав доступа пользователей и паролем. К полученным результатам тестирования имеет доступ только штатный психолог, который по результатам тестирования вырабатывает рекомендации для каждого учащегося, родителя и (или) преподавателя.

Интеграция с другими решениями
Реализован обмен данными с программой «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», поставленной во все общеобразовательные учреждения РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе стандартного (базового) пакета лицензионного ПО.

Поддерживается выгрузка результатов тестирования для решений:

— ТестМейкер.
— Электронная карта здоровья школьника.

Также предусмотрена возможность выгрузки данных из программы в формате MS Excel. Программа является составной частью линейки решений группы компаний «Персонал Софт», предназначенных для психодиагностики и оценки знаний.

Внедрение программы позволит значительно повысить производительность труда школьных психологов за счет ускорения обработки данных, удобного представления результатов тестирования, автоматизированного написания психодиагностических заключений. Кроме того, принципиально снижается вероятность ошибок при обработке данных психодиагностического исследования.

Ведение единой базы данных об учащихся позволит психологу эффективнее решать задачи оценки динамики психического развития учащихся, давать более точные и своевременные консультации учителям и родителям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector