Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB, K. Höck, H. Hess, 1975) изначально разрабатывалась как опросник скрининга невроза, используемый в целях предварительной доврачебной диагностики, а также для эпидемиологических обследований массового характера [ Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.].
При создании методики авторы исходили из того, что жалобы больных неврозами носят специфический характер и в них, в отличие от больных с органической соматической патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера. Оригинальный вариант методики включает перечень 63 симптомов невроза. Обследуемому дается лист с перечнем соматических (нарушения зрения, двоение в глазах, приступы астмы, тахикардия, жалобы на работу сердца и органов дыхания, дрожание рук и т. п.) и психических (нарушения речи, заикание, трудности контакта, апатичность, страх оставаться одному и т. п.) жалоб.

Ответы испытуемых интерпретируются по количественным показателям с учетом пола, а для женщин и возраста. Имеются три интерпретационных градации результатов: «норма», «предположительная диагностика невроза», «невроз». Помимо диагностики возможного невротического состояния вычисляется также индекс эмоциональности, который может указывать на преобладание психосоматических или психоневротических расстройств. Этому показателю авторы придают значение в выборе методик психотерапии. Анализ характерных для обследуемого жалоб производится с учетом следующих факторов: чрезмерная вегетативная возбудимость (симпатикотония), апатичность, фобии, ваготония, астения, сверхчувствительность, нарушения сенсомоторики, шизоидные реакции, страхи.

Методика стандартизирована для взрослых лиц (в возрасте от 16 до 60 лет). Опросник крайне прост, длительность обследования с его помощью составляет 5-10 мин, подсчет «сырых» баллов производится с помощью ключа, затем «сырые» оценки переводятся с помощью специальной шкалы в стандартные.
Оригинальный вариант методики обычно используется в медицине. В практической психодиагностике (например, в сфере индивидуального консультирования) используется упрощенный вариант методики, который и представлен в данном практикуме. Опросник состоит из 40 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». При обработке результатов подсчитывается количество утвердительных ответов, и если сумма полученных баллов больше 24, это позволяет сделать предположение о наличии выраженного невроза у обследуемого.
Инструкция: Вам представлен перечень утверждений. На каждое утверждение ответьте «да», если Вы с ним согласны (считаете его верным по отношению к себе) или «нет», если Вы с ним не согласны.

  1. Я чувствую, что внутренне напряжен(а).
  2. Я часто так сильно во что-то погружен(а), что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым(ой).
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. У меня часто без особых причин возникает чувство безучастности и усталости.
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  8. Я довольно нервный(ая).
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный(ая).
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Мое настроение легко меняется.
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел(а) бы быть таким же счастливым(ой), какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  22. Я иногда испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен(йна), что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Я иногда слишком сильно беспокоюсь из-за незначительных вещей.
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я несчастлив(а).
  30. Я недостаточно уверен(а) в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным(ой).
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Я много копаюсь в себе.
  34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня — это борьба с самим(ой) собой.
  40. Я иногда чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

Обработка и интерпретация данных
Подсчитывается количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов — это говорит о высокой вероятности невроза. В целом методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после более тщательного обследования.

Экспресс — диагностики невроза и уровня невротизации. Е. Милютина

Фрагмент из книги «Психотерапевтические рецепты на каждый день» Милютина Е.Л.

На нашем сайте есть еще один фрагмент из этой книги — Ну почему мужчины меня не любят! Е. Милютина

На этой странице приведены два теста:

Методика экспресс — диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.

Методика экспресс — диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

диагностики неврозаЦель: предположительная оценка наличия или отсутствия невроза.

Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить “да” или “нет”.

Типовая карта методики:

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что9то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба для меня — это борьба с самим собой.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.

Цель: изучение склонности к неврозу как особенности нервной системы.

Опросник, требующий относительно откровенного заполнения.

Типовая карта методики:

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

3. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

4. Голова у меня болит часто.

5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда9либо.

7. Почти каждый день случается что-либо, что пугает меня.

8. У меня были периоды, когда из-за волнения терял сон.

9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.

11. Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.

12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.

13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

16. Я очень устаю за день.

17. Я верю в будущее.

18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.

21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. У меня мало уверенности в себе.

23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

25. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.

30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.

31. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.

33. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

34. Мой желудок сильно беспокоит меня.

35. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

37. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

38. Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.

39. У меня часто бывают боли в сердце или груди.

40. В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.

Нужно подсчитать число положительных ответов. Чем больше полученный результат, тем выше уровень невротизации.

Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженности, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует: об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве собственного достоинства; независимости, социальной смелости; о легкости в общении.

Существует множество теорий формирования неврозов (иногда взаимоисключающих). Однако в медицинской модели, рассматривающей невроз как заболевание, его определяют так: невроз — это психогенное вегето-соматическое расстройство непсихотического уровня, которое осознается самим субъектом. На практике это означает следующее: если невротик понимает (иногда раньше, чем окружающие), что с ним что-то не в порядке, он довольно часто ищет помощи, но не всегда у психотерапевта — обычно начинает с участкового терапевта или невропатолога, где обзаводится диагнозом вегето-сосудистая дистония. После некоторого периода лечения от дистонии становятся более отчетливыми проявления невроза как психологической и поведенческой проблемы. Появляются страхи, нарушается сексуальная жизнь, возникает избыточная тревога за свое здоровье или свой внешний вид . Внутри всего этого поведенческого разнообразия лежит малоосознаваемый механизм ухода в болезнь, получения “вторичной выгоды” от существования симптома.

Невротики достаточно успешно преодолевают свое состояние с помощью гештальт-терапии, аналитических методов, некоторых видов групповой работы. При самостоятельной работе со своей невротической реакцией можно направиться в мир фантазий и там накопить силы для конструктивного диалога с любимым неврозом.

Психопатии — это нарушения развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Возникает это расстройство по разным причинам: иногда в связи с генетическими, наследственными факторами; в результате каких-либо психических или физических травм в раннем детстве. Возможно формирование психопатии как защитной реакции на сверхнеблагоприятную среду воспитания в раннем детстве. Из всего этого следует, что сам психопат ответственен за это заболевание не больше и не меньше, чем горбатый за свой горб. Максимум, что он может попытаться сделать, — найти такую окружающую среду (место работы, семью), которая бы мирилась с его проблемами или использовала их “в мирных целях”.

Психопатические черты характера проявляются независимо от воли и желания их носителей, они заметны в любом окружении и преследуют человека с детства до старости (иногда с возрастом проявляясь сильнее). Конечно, это нарушает способность человека адаптироваться к требованиям общества, особенно если требования быстро меняются. Эта черта общая для всех психопатов общее.

А различаются они самыми разнообразными нарушениями эмоций и мотивации. Б.В. Шостакович предложил довольно удобную схему основных видов психопатий и их сочетаний друг с другом.

1. Возбудимая психопатия

2. Истероидная психопатия

3. Паранояльная психопатия

4. Шизоидная психопатия

5. Астеническая психопатия

6. Истеро-возбудимые личности

7. Эпилептоидные личности

8. Экспансивная психопатия

9. Психостеническая психопатия

10. Сензитивная психопатия

Более подробно с этими личностями можно познакомиться, прочитав истории: И4, И5, И6, И8, И9, И11, И15, И20, И22. (На нашем сайте эти истоии не приведены они есть в книге)

Какая история о каком типе?

Если ты узнал себя в ком-то из них, то:

— Ты в этом не виноват!

— То, что сказано в п.1, не причина для бездействия, а повод, чтобы прочитать п.3.

— Окружающие, очередной раз ругая тебя за. просто не знают, что с этим делать, но все-таки следует попробовать облегчить себе и им жизнь.

«У невротика потребность быть любимым чрезмерна. Если продавец неприветлив, это может испортить ему настроение. Это может случиться на вечеринке, если все не будут с ним достаточно внимательны и любезны. Ему никогда не удается достичь той степени любви, в которой он нуждается».

Клуб: Из-за того, что американцы расширенно трактуют понятие любовь можно даже уточнить, что невротик нуждается в более широком спектре ответных реакций окружающих: внимание, одобрение, поддержка, инициатива, общение, проявление интереса…

К. Хорни отмечает, что «если для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которых он зависит, то невротическая потребность в любви является навязчивой и неразборчивой».

«Гипертрофированная ревность – также невротическое состояние. Требование «Ты должен любить только меня!» – признак невроза. Безудержный эгоизм и потребность в безусловной любви – «Ты обязан любить меня, как бы я себя ни вела» – также невротические симптомы».
Психолог Диана Балыко «365 + 1 правило настоящей любви на каждый день счастливого года» (Книга есть в нашей библиотеке )

III. Психодиагностическая тестовая методика «Экспресс – диагностика невроза»[26] Методика К. Хека – X. Хесса

Неврозы (от греч. – neuron – жила, нерв), – это группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы – группа функциональных психических заболеваний, вызываемых длительным воздействием на человека неблагоприятных условий его жизни. Неврозы – это нервно-психические заболевания, которые характеризуются временными, обратимыми (излечимыми) нервно-психическими расстройствами, при которых человек сохраняет критическое отношение к своей болезни и способность управлять своим поведением.[27]

Неврозы имеют полифакторную (многопричинную) природу. В этиологии неврозов определяющую роль имеют: биологические факторы (наследственность (в т. ч. родовые травмы) и конституция (телосложение), длительные соматические заболевания)); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание, очень сложная социальная ситуация развития); психические факторы (психотравмы, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы и т. п.). Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с глубокими переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).

Среди основополагающих форм неврозов выделяют: неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Неврастения является следствием перенапряжения, истощения НС, переутомления. Термин «неврастения» (букв.: «нервная астения, слабость») ввёл М. Бирд в 1869 году. Клиническое проявление неврастении – синдром (состоящий из ряда симптомов) раздражительной слабости (отсутствие выносливости к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной физиопсихической утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций, на почве общей соматической слабости.

Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха – ведущий, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие фрустрационные факторы, вызывающие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и пр.). Страх может выступать как общее неопределённое немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или к конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств, выступлений и т. п.).

При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, мышечные спазмы, «моторная (двигательная) буря»)), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и в форме вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их чёткая ситуативная обусловленность (проявления в каком-либо определённом классе социальных ситуаций). У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, энкопрез, заикание, анорексия и т. п.

Невроз навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (психическая застреваемость), неуверенность в себе, мнительность, низкий уровень притязаний и низкая самооценка и т. п. У людей с подобного рода эмоционально-чувственными проявлениями нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения кожи (т. н. симптом Каспера) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного (невротика). Это, в частности, при непатологической невротизации личности, могут быть исключительно (индивид, например, в связи с чем-то испытывает глубокий стыд) неприятные эмоциональные воспоминания.

В лечении неврозов, наряду с общеукрепляющими физиологическими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, особая роль принадлежит психотерапии. Последняя выступает в качестве стержневого фактора тогда, когда речь идет о невротической личности (термин К. Хорни), а не о психопатологии. Предлагаемая методика является только психодиагностическим средством фиксации невротического личностного состояния (разной глубины), а не инструментом психиатрического диагноза. На основании данных только лишь этой методики нельзя также строить психологический диагноз и прогноз динамики невротических состояний субъекта. Итак, следует учитывать, что эта методика даёт лишь предварительную и обобщенную информацию о склонности личности к неврозу. Окончательные выводы в данном случае можно делать лишь только после комплексного физиопсихического изучения личности. К тому же, необходимо помнить, что испытуемый сам оценивает себя, пусть даже думая о том, как его оценивают другие люди.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА

Инструкция: Ознакомившись с вопросом или суждением, надо отве­тить «да» или «нет».

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня кри­тически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, кото­рые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них из­бавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Бели бы против меня не были настроены, мои дела Шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные пережи­вания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую боль­ше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаи­ваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с са­мим собой.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов – это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подроб­ного изучения личности.

Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН)

Данная методика представляет собой шкалу невротизации опросника определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанного в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева в 1974 г.

Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-динагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.

При разработке этой диагностической шкалы использован один из методов теории распознавания образов для построения диагностической шкалы, учитывающей патоморфоз неврозов, происшедший за последние десятилетия. Этот опросник являлся достаточно простым, валидным и чувствительным инструментом, который был использован, как в целях первичной диагностики пограничных состояний и объективации динамики состояния в процессе лечения, так и для выявления группы риска при профотборе и профосмотре лиц, работающих в экстремальных условиях.

Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция: Ответы необходимо фиксировать в специальном бланке. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно по отношению к вам или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте галочку в графу «да» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если не согласны, – поставьте знак галочку в графу «нет» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения.

Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Учтите, что при расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому вы можете быть совершенно откровенны.

Бланк методики

1. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей» эти как бы придает мне вес в собственных глазах.

3. Должен признаться, что временами я неразумно волновался из-за вещей, которые в действительности не имели значения.

4. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывания, «ползание мурашек» или онемение.

5. Временами мне так и хочется выругаться.

6. Иногда у меня бывало чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

7. Мой желудок сильно беспокоит меня.

8. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

9. Я люблю ходить на танцы.

10. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

11. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

12. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

13. Я замечаю, что мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

14. У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов чем у моих знакомых.

15. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

16. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

17. В наше время только наивные люди могут верить в загробную жизнь.

18. У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон.

19. Раз в неделю или чаще меня безо всякой видимой причины внезапно будто обдает жаром.

20. В игре я предпочитаю выигрывать.

21. Большую часть времени я вполне доволен жизнью.

22. Работа стоит мне большого напряжения.

23. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

24. Часто у меня бывают сильные головные боли.

25. Иногда я бываю сердитым и злым.

26. В гостях я чаще сижу где-нибудь в сторонке или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

27. Приступы сильного возбуждения и взволнованности у меня бывают раз в неделю или даже чаще.

28. Боли в сердце или в груди у меня бывают очень редко (или не бывают совсем)

29. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

30. Верно, что мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях.

31. Я вполне уверен в себе.

32. Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

33. Почти каждую ночь меня мучают кошмары.

34. Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.

35. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

36. Иногда я бываю так возбужден, что мне трудно заснуть.

37. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

38. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

39. У меня мало уверенности в себе.

40. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

41. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

42. Сейчас я чувствую себя лучше, чем когда-либо.

43. Временами я сам изматывал себя тем, что слишком много на себя брал.

44. Я почти все время испытываю чувство тревоги за кого-то или за что-то.

45. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

Обработка результатов

Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним ВСЕГДА считается ответ «НЕТ». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи – 10 баллов. Пороговое значение – 5 баллов. В случае превышения порога, т.е. получения 6 баллов и больше, результаты тестирования являются недостоверными.

Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.

Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали. Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.

Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку: S = (S+) + (S-). Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84 – у мужчин и от -103 до +133 – у женщин.

Ключ к методике «УН» (для мужчин)

№ п/пДАНЕТ№ п/пДАНЕТ№ п/пДАНЕТ
Л-3+4+3-4
+2-1-2+3
+2-2+4-6
-3+2-3+1-1+2
ЛЛЛ
-1+2+4-5-1+3
-2+1-3+3-2+3
-7+2-3+4-3+4
+2-1-4+2-5+3
ЛЛЛ
-4+1-3+3+2-3
-8+1-5+3+3-1
-4+4+1-3-1+3
+3-2+1-2+3
ЛЛЛ

Ключ к методике «УН» (для женщин)

№ п/пДАНЕТ№ п/пДАНЕТ№ п/пДАНЕТ
Л-3+6+4-2
+4-2-2+1-2+7
+4-2+9-9+1
-4+5-6+3-1+4
ЛЛЛ
-1+4+4-3-2+7
-3+1-4+4-2+4
-6+3-3+6-3+6
-3+3-3+4
ЛЛЛ
-5+2-2+2+4-4
-8+2-4+5+1
-4+4+2-3-1+5
+2-1-2+3-3+7
ЛЛЛ

Интерпретация

Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:

очень высокий уровень – -41 балл и меньше;

высокий уровень – от -21 до -40;

повышенный уровень – от -11 до -20;

неопределенный уровень – от -10 до +10;

пониженный уровень – от + 11 до +20;

низкий уровень – от +21 до +40;

очень низкий уровень – + 41 балл и больше.

очень высокий уровень – – 81 балл и меньше;

высокий уровень – от -41 до-80;

повышенный уровень – от – 21 до – 40;

неопределенный уровень – от – 20 до +10;

пониженный уровень – от +11 до +40;

низкий уровень – от +41 до +80;

очень низкий уровень – +81 балл и больше.

При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.

При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

С помощью таблиц (приложения 7 и 8) с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (Pneu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Qneu).

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как справится с психозом самостоятельно
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector