Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации». тест по теме

Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».
тест по теме

Шевелёва Наталья Сергеевна

Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».

Скачать:

ВложениеРазмер
2.2_ekspress_ie_trevozhnosti_u_pyatiklassnikov_v_period_adaptacii.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным. Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время. »

  1. Я быстро устаю (да, нет).
  2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у других ребят (да, нет).
  3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
  4. У меня появились головокружения, слабость, подташнивание (да, нет).
  5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
  6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
  7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
  8. Я избегаю трудностей (да, нет).
  9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
  10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
  11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
  12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
  13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
  14. Я не высыпаюсь (да, нет).
  15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет). Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1,4,5,6,9,10,12,13,14,15 и «нет» на вопросы -2,3,7,11.

Оценка уровня тревожности:

I- 4 балла — низкий уровень

5 -7 баллов — средний уровень

8-10 баллов — повышенный уровень

II- 15 баллов — высокий уровень

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления самосознания, самооценки и эмоционального состояния школьников.

Игровые ситуации для выявления уровня самосознания, самооценки и эмоций школьников.

Методика выявления интереса и отношения к природе в начальной школе

В школе каждый год проводится тестирование учащихся по определению уровня экологической культуры, где выявляется отношение к природе, интерес к ней. Но в начальной школе учителя столкнулись с проблемо.

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род.

Программа психолого – педагогического сопровождения ФГОС НОО (в период поступления детей в 1-ый класс и период адаптации)
Методика выявления интерессов обучающихся для внеурочной деятельности

Методика выявления интерессов обучающихся для формирования индивидуального маршрута внеурочной деятельности.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно.

Диагностика выявления тревожности ребёнка

План занятия:Приветствие учащихся.Игра с уч-ся « Если весело живется – делай так».Игра с уч-ся « Чего я боюсь».Диагностика уровня развития коллектива.Интерпретация .

Экспресс методика выявление тревожности у 5 классников

Результаты психологической диагностики

адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене.

Октябрь 2018 года

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю перед психологической службой стоят следующие задачи:
создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование школьного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т. п.).
повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию, общению;
адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и по потребностям учеников пятых классов.
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Методическая работа.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.
На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце наряду с педагогическими наблюдениями.
По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психологической помощи и разрабатываются конкретные рекомендации для педагогов и родителей учащихся.
Основными методами диагностики являлись: наблюдение, беседы, анкетирование , а также конкретные методики:
1. Анкета по школьной мотивации Лускановой (адаптированная для старших классов)
2. Анкета «Определения психологического климата в классе» Федоренко
3. Методика «Незаконченное предложение».
4. Методика на выявление школьной тревожности Филлипса.

По результатам проведенной диагностики выявлена ситуация общей школьной тревожности, что является нормой в этот период обучения. Также половина детей переживают социальный стресс, на фоне которого происходят его социальные контакты. Страх самовыражения испытывают 30% пятиклассников, страх проверки знаний, беспокойство при ответе на уроке 70%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих 35% детей. Выявлена низкая сопротивляемость физиологическому стрессу у 10% учащихся. Равнодушное отношение и скуку испытывают 4 % детей. Проблемы и страхи в отношениями с учителями имеют 2% учеников.
По результатам диагностики была выявлена хорошая школьная мотивация у большинства учащихся, у 15% детей наблюдается внешняя школьная мотивация, такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще они ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Низкая школьная мотивация наблюдается у 1 % опрашиваемых, такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Такие дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
При исследовании психологического климата в классе было выявлено,что большинству детей приятны люди, которые их окружают в школе, только 3% учеников безразлично с кем учиться. Дети, которые всегда с плохим настроением идут в школу и которые ощущают постоянный дискомфорт от пребывания в школе не выявлены.
Дети, требующие сопровождения психолога испытывают социальный стресс, у них неблагоприятный психический фон, мешающий ребенку развивать свои способности. У таких детей наблюдается общая тревожность, заниженная самооценка, страх самовыражения, у некоторых эмоциональная возбудимость. Психологом с такими детьми проводятся индивидуальные беседы и коррекционно-развивающие занятия.
Во второй четверти психологом планируется проведение развивающих занятий, направленных на сплочение коллектива, на снижение общего уровня тревожности, и формирование Я-концепции.

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.

Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель : выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения . Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.
  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных . Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ (ИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ В 3-6 КЛАССАХ» Л.А. ЯСЮКОВОЙ)

Тест на оценку самостоятельности мышления .
(Познавательные УУД)
из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения
в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Цель : изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных : групповая форма проведения.

Необходимые материалы : регистрационный бланк, ручка.

Инструкция :

«На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Ответ нужно проставлять крестиком вот в этой таблице. (Показать таблицу на доске и на бланке.) В самих листках, где приведены задачки, ничего писать или обводить нельзя. Отвечать надо следующим образом. Может быть, вам в первой задачке правильным показался ответ «в», тогда вы здесь ставите крестик, во второй – «а», в третьей – «б» и т. д.(в процессе объяснения проставлять крестики в таблице на доске). Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ, то есть у вас в каждой строчке должно быть по одному крестику. Если что-то в процессе работы будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Рабо­тать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».

БЛАНК К ТЕСТУ
«Самостоятельность мышления»

Необходимо наблюдать за формальной правильностью выполнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 крестика. Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем показывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него заносить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок самостоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.

Время выполнения работы не должно превышать 5-7 минут.

Обработка : Правильность выполнения тестовых заданий оценивается в соответствии с ключом: 1 — б, 2 — 6, 3 — в, 4 — а, 5 — в, 6 — в, 7 – 6

КЛЮЧ К ТЕСТУ
(белые окошки делают прозрачными и прикладывают, как шаблон ключа, к заполненным тестам, что сокращает время обработки)

За каждое совпадение дается 1 балл, подсчитывается общая сумма баллов. Затем с помощью нормативной таблицы для 5 классов определяется уровень развития самостоятельности мышления.

Интерпретация:

Содержание
показателя

уровень патологии

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Зона патологии для самостоятельности мышления не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.

Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой, а является целостным личностным комплексом, проявляясь в низких значениях фактора Е теста Кеттелла. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.

Зона 3. Средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

Зона 4. Хороший уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.

Зона 5. Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Когда пользуется памятью, обязательно оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. В помощи взрослых обычно не нуждается, сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности.
Если несамостоятельность мышления сочетается со средним или слабым общим интеллектуальным развитием, то заниматься надо в первую очередь формированием основных интеллектуальных операций. Если основные операции мышления уже сложились, а ребенок не умеет ими пользоваться, то учить его надо следующим образом. Во-первых, следует успокоить ребенка, объяснив ему, что чем дальше, тем чаще он будет сталкиваться с ситуациями, когда сразу будет непонятно, что и как надо делать. Ведь и сами взрослые основное время и усилия тратят именно на то, чтобы понять, как действовать, а выполнение работы уже трудностей не вызывает. Непонимание – это нормальное состояние. Не надо пугаться и сразу бежать за помощью к родителям, а надо учиться рассуждать и самостоятельно находить подходящие методы решений. Во-вторых, еще раз успокоить ребенка, объяснив, что все правила, формулы, способы решений постоянно в голове держать невозможно и не надо. Конечно, ему еще многое придется запоминать, но надо учиться пользоваться справочной литературой. Когда задача не решается, не стоит судорожно вспоминать конкретные формулы, лучше проанализировать, какие темы в ней просматриваются или к какому типу ее можно отнести. После этого следует посмотреть соответствующие разделы в учебнике или в тетради, примерить описанные там способы действий к решению своей задачки. В-третьих, надо объяснить, что ничего принципиально нового в домашних заданиях не задается. Всегда нечто похожее делалось в школе на уроках, следовательно, где-то у него в тетрадках или в учебнике все нужное есть. Нужно только полистать и поискать. И если он не знает, как подступиться к задачке, значит, в ней нужно применить не только те формулы, которые они сегодня использовали в классе (их он, скорее всего, помнит хорошо), но что-то такое, что они делали раньше, и он просто уже забыл об этом. Надо сравнить, чем задачка отличается от тех, которые решались на уроке, и найти эту тему в учебнике или в тетради. Может быть, задачка просто сформулирована несколько иначе. Можно попробовать выстроить ее схему в сравнении со схемой классных задачек – когда различия станут видны, будет понятно, как решать. Родители могут ободрять ребенка в процессе поисков, но не спешить с объяснениями и не подсказывать.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Деменция при болезни альцгеймера g30
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector