Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз

Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз

Задача врача – помочь пациенту обрести мировоззрение и систему ценностей, собственное мировоззрение и собственную систему ценностей! – ныне тем более важна, что около 20 % неврозов вызваны и обусловлены чувством утраты смысла, «экзистенциальным вакуумом». Человеку, в отличие от животного, инстинкт не подсказывает, что нужно делать, а ныне не помогают и традиции, и вскоре он уже не сможет разобраться, чего же он сам хочет, а тем более, что он готов делать и чего хотят от него другие, то есть человек становится уязвимым для авторитарных и тоталитарных вождей и гуру.

Ныне человек приходит к психиатру, усомнившись в смысле своей жизни или вовсе отчаявшись его найти. В словаре логотерапии мы именуем это экзистенциальной фрустрацией. Само по себе это состояние вовсе не патология. Мне известен конкретный случай: пациент, профессор университета, обратился в мою клинику, отчаявшись найти какой бы то ни было смысл бытия. В разговоре с ним выяснилось, что он страдает от эндогенного депрессивного состояния, однако угрызения по поводу смысла жизни одолевают его не в депрессивной фазе, как можно было бы ожидать: в эти периоды ипохондрия занимала его настолько, что о смысле жизни думать было некогда. Лишь в промежутках, в пору благополучия, доходил он до этих угрызений! Иными словами, между духовной нуждой, с одной стороны и душевной болезнью – с другой в конкретном случае наблюдалась обратная связь: они взаимно исключали друг друга. Фрейд придерживался иного мнения и писал Мари Бонапарт: «В тот момент, когда человек задается вопросом о смысле и ценности жизни, он явно болен»<14>.

Рольф фон Экартсберг с факультета общественных отношений Гарвардского университета одарил нас продолжительным исследованием, которое охватило период в 20 лет. Он изучал 100 выпускников Гарварда, и, как сообщил мне в личной беседе, «25 % вдруг ни с того ни с сего обнаружили в своей жизни «кризис», вызванный вопросом о смысле жизни. Хотя многие из них вполне успешны профессионально (половина занялась бизнесом) и отлично зарабатывают, они все-таки жалуются на отсутствие особой жизненной задачи, деятельности, которая позволила бы им внести свой уникальный и незаменимый вклад. Они взыскуют «призвания», личных, окрыляющих ценностей».

Если считать это неврозом, то это новый тип невроза, который мы в логотерапии именуем ноогенным. В США им уже занимаются в Гарварде и в центре Брэдли в Коламбусе, штат Джорджия. Разрабатываются тесты, чтобы диагностически разграничить ноогенный невроз от психогенного. Джеймс Крамбо и Леонард Махолик подводят итоги своих исследований: «The results of 1151 subjects consistently support Frankl's hypothesis that a new type of neurosis – which he terms noogenic neurosis – is present in the clinics alongside the conventional forms: There is evidence that we are in truth dealing with a new syndrome»[2]<15>.

Когда диагностируется ноогенный невроз, логотерапия предлагает специальный метод как раз для его лечения, а если вопреки показаниям врач отвращается от такого метода, возникает подозрение, что он руководствуется страхом перед собственным экзистенциальным вакуумом.

В отличие от экзистенциального подхода, который требуется в случаях ноогенного невроза, как мы его обозначили, односторонняя психодинамическая или аналитическая психотерапия предлагают пациенту утешение в его «трагической экзистенции» (Альфред Делп), в то время как логотерапия принимает экзистенциальную данность настолько всерьез, что воздерживается сводить ее к психологистически-патологическому псевдообъяснению – это, мол, «всего лишь защитные механизмы, реактивное образование». А как это еще назвать, если не утешением, и притом дешевым, когда врач зачастую – цитирую американского психоаналитика Бертона <16>– сводит страх смерти к страху кастрации и другим с экзистенциальной точки зрения безвредным страхам? Дорого бы я дал за то, чтобы меня терзал страх кастрации, а не жуткий вопрос, мучительное сомнение: смогу ли я некогда, в предсмертный час, сказать, что моя жизнь имела смысл?

Когда появилось понятие ноогенного невроза, горизонты психотерапии расширились, а клиентура отчасти сменилась. Кабинет врача стал местом паломничества для всех отчаявшихся в жизни, усомнившихся в ее смысле. Поскольку «западное человечество ушло от священника к врачу, от душепопечителя к душецелителю», как выразился фон Гебзаттель, у психотерапии появилась и такая наместническая роль.

Но вообще-то ныне ни у кого нет причины жаловаться на недостаток жизненного смысла: достаточно лишь раздвинуть свои горизонты, чтобы заметить: пусть мы наслаждаемся благосостоянием, все остальные живут в нужде, мы радуемся своей свободе, но куда подевалась ответственность за других? Прошло несколько тысячелетий с тех пор, как человечество пришло к вере в Бога, к монотеизму, но где же осознание единого человечества, вера, которую я бы хотел назвать моноантропизмом? Где осознание человеческого единства – единства, которое покрывает все многообразие отличий как в цвете кожи, так и в партийных цветах?

Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза

Глава 1 книги Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». — М.: МЕДпресс-информ, 2002 г.

/>Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

/>Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

/>Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

/>Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Ноогенная теория неврозов В. Франкла

Основой неврозогенеза в соответствии с представлениями В. Франкла является не психогения, а экзистенциальная фрустрация (вакуум), когда человек в силу разнообразных причин утрачивает «смысл жизни», когда блокируется его стремление к отысканию конкретного смысла в личном существовании (воля к смыслу). Автор назвал данную разновидность неврозов — ноогенной (от греческого «ноос», означающего разум, дух, смысл). Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, а из конфликтов между различными ценностями (моральные конфликты), из духовных проблем и, в первую очередь, из-за утраты осмысленности существования.

Ноогенная теория неврозов расходится с психоаналитической в том, что не ограничивается и не замыкается на инстинктивной деятельности человека и его бессознательных процессах, а анализирует духовные реальности. Она фокусируется на потенциальном смысле существования, на осознании человеком, к чему он действительно стремится «в глубине души», на актуализации ценностей. Для определения ноогенного неврозогенеза В. Франкл нередко использовал высказывание Ницше о том, что «тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как».

С точки зрения В. Франкла, невротические расстройства ноогенного характера стали широко распространенными в двадцатом веке в силу двойной утраты, которую претерпел человек в ходе его становления подлинно человеческим существом. Человек утратил некоторые из базисных животных инстинктов, обеспечивавших животным поведение, и у него появилась необходимость «осуществлять свой выбор». Кроме того, еще одной утратой стало разрушение многовековых традиций. И теперь «никакой инстинкт не говорит ему, что ему делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро, — пишет В. Франкл, — он уже не будет знать, что он хочет делать». Подобный экзистенциальный вакуум был обнаружен более чем у половины обследованных автором людей. Он проявлялся, в первую очередь, состоянием скуки от невозможности осознать смысл собственной внешне «бурной жизнедеятельности», направленной на обогащение, власть, сексуальные изыски. Каждая житейская ситуация (а не только психотравма) может бросать человеку вызов, требовать ответа на самый главный вопрос о смысле его существования, следовательно — провоцировать его на формирование экзистенциального вакуума и невротических симптомов. Причем для избегания невроза должен быть обнаружен смысл многих явлений: существования, любви, страдания. Формирование же невротических симптомов может быть описано в рамках ноогенного механизма как разновидность нигилизма — представления о том, что бытие не имеет смысла вообще.

Читайте так же:
Невроз кажется что болит сердце

Приведенные выше наиболее известные западные теории и концепции неврозогенеза не всегда четко разделяют собственно невротические расстройства и характерологические девиации, способствующие невротическому симптомообразованию. Понятие «невротик» нередко используется этими авторами не в медицинском (нозологическом) смысле и смешивается с понятиями отклоняющегося поведения, что нельзя признать справедливым. Значимость же перечисленных теорий состоит в том, что становление невротических симптомов рассматривается в неразрывной связи с личностно-характерологическим (индивидуально-типологическим) преморбидом пациента. Каждая из концепций претендует на описание типичных черт человека, которого вправе обозначить «потенциальным невротиком».

Неврозология и психосоматическая медицина В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

Массовая невротическая триада

Франкл говорит о невротизации человечества из-за экзистенциального вакуума. Всемирное воздействие экзистенциального вакуума выходит за пределы чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл пользуется термином “массовая невротическая триада” (Frankl, l975a, p. 96) для трех главных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии существуют вполне достаточные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину в распространяющейся экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди с заниженной целью в жизни с большей степенью вероятности будут пробовать найти чувства осмысленности в наркотиках, чем те, у кого имеется высокая цель в жизни. Часто приводимая причина обращения к наркотикам — желание найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности в своей жизни. В отношении агрессии, в экзистенциальном вакууме процветает не только сексуальное либидо, но и “агрессивное деструдо” (destrudo — от латинского destruo, разрушать). Франкл уверен, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наибольшей вероятностью становятся агрессивными, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Нововведения

Ощущение бессмысленности не обязательно приобретается через обучение. Оно может быть частью человеческой реакции на жизнь и, если оно преодолевается удовлетворительно, как в собственном случае Франкла, переживается рост. Однако Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация становятся более широко распространенными. Кроме того, налицо увеличивающаяся невротизация человечества. Если дело обстоит так, индивидуумы с большей степенью вероятности приобретут ощущение бессмысленности, потому что они растут в культурах и обществах, в которых тяжелее, чем в прошлом, найти смысл. Во-первых, эрозия традиционных ценностей и тенденции к редукционизму затрудняют для многих людей поиск смысла в их жизни. Во-вторых, поскольку в обществе имеется меньшее количество людей, удовлетворительно нашедших смысл, для молодых людей труднее расти, обучаясь на основе моделей, которые являются успешными в плане понимания духовных аспектов самих себя. Иными словами, молодые люди могут страдать от недостатка доступа к обладающим смыслом воспитателям и кумирам (образцам для подражания). Несмотря на веру Франкла в потенциальную человечность людей, “гуманные люди* являются, и вероятно, всегда будут оставаться меньшинством” (Frankl, 1975a, p. 84).

Объяснение приверженности неадекватному поведению

Поддержание экзистенциального вакуума

Как люди сохраняют свое чувство бессмысленности? Некоторые предположения можно вывести из трудов Франкла.

Репрессия. Логотерапия считает своей заботой фрустрацию и являющуюся ее результатом репрессию воли к смыслу. Франкл отмечает: “Не эрос, а логос — жертва репрессии” (Frankl, 1975a, p. 131). Люди подавляют свою духовность и религиозность. Таким образом, они не соприкасаются со своими духовными центрами, которые являются самыми глубокими источниками ощущения смысла. Их репрессия стремления к смыслу блокирует их восприятие существования смысла.

Уход от ответственности. Среди механизмов ухода от ответственности за поиск смысла, упомянутых Франклом, — конформизм, тоталитарианизм и уход как в убежище в невротическую триаду депрессии, наркомании и агрессии.

Эрозия традиций и ценностей. Эрозия традиций имеет постоянное воздействие на создание и поддержание экзистенциального вакуума.

Редукционизм. Редукционистские модели психологии и образования ведут людей к вере в то, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем к сохранению этой веры.

Недостаточный акцент на самотрансценденции. Большая часть современной психологии сосредотачивается на самоактуализации и на самовыражении. Людям по-прежнему недостаточно помогают понять, что счастье и реализация потенциальных возможностей — побочные продукты самотрансценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе.

Невротизация человечества. Тот факт, что проблемы и признаки бессмысленности широко распространены, чрезвычайно усложняет для индивидуумов получение помощи в их личном поиске смысла, внося, таким образом, свой вклад в поддержание их внутренней пустоты.

Практика

Цели

Франкл делит то, что он называет психическими болезнями, на три категории: ноогенный (невроз), психогенный (невроз), и соматогенный (психоз). Экзистенциальный вакуум — не невроз. Однако, цели логотерапевтического консультирования одинаковы, существует ли экзистенциальный вакуум сам по себе или является частью ноогенного невроза.

Логотерапия — терапия (способности к) выбору, позволяющей справляться с экзистенциальным вакуумом. Значение логотерапии заключается в том, чтобы помочь клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся поставить клиентов перед лицом их жизненных задач и переориентировать клиентов на эти задачи. Логотерапия — это обучение ответственности, которое стремится разблокировать волю клиентов к смыслу. Когда их стремление к смыслу разблокировано, клиенты с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через творческие, эмпирические и установочные ценности. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответственность за поиски смысла жизни через их сознание. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только преходящая стадия в процессе консультирования. Чего на самом деле консультирование стремится достичь, так это, во-первых, преобразовать бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать ему возможность снова отступить в бессознательную привычку. Франкл (Frankl, 1975a) настоятельно подчеркивает, что, в то время как религиозный консультант может привносить религию в консультирование, логотерапевтические консультанты должны воздерживаться от постановки предвзятых религиозных целей.

Читайте так же:
Невроз и как можно лечить его

Преодоление признаков экзистенциальной фрустрации, типа апатии и скуки, является побочным продуктом поиска и открытия смысла. Кроме того, когда клиенты находят больше смысла в своей жизни, любые симптомы массовой невротической триады депрессии, наркомании и агрессии, которые у них имеются, обычно ослабевают, если не исчезают совершенно.

Психогенные неврозы включают в себя обсессивные мании и фобии, где цель консультирования состоит в том, чтобы преодолеть тенденции клиентов к гиперинтенции или к слишком усердным стараниям. Психогенные неврозы также включают в себя сексуальные проблемы и проблемы со сном, где цель состоит в том, чтобы преодолеть тенденции клиентов к гиперрефлексии или чрезмерному самосознанию.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении, логотерапия может применяться наряду с лекарствами, которые нацелены на лечение телесного аспекта, оказавшегося пораженным. Сама логотерапия имеет дело со здоровой частью индивидуальности, и часто ее цель состоит в том, чтобы помочь клиентам найти смысл в их страдании.

Более широкая цель логотерапии Франкла — регуманизация психиатрии. Психиатры и консультанты не должны рассматривать сознание как механизм, а лечение психической болезни — оценивать просто с точки зрения техники. В границах своей окружающей среды и дарований люди, в конечном счете, являются самодетерминирующимися. В концентрационных лагерях некоторые предпочитали вести себя подобно свиньям, а другие — подобно святым.

Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 463 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Экзистенциальный вакуум по Франклу

Животным жить просто – у них имеются природные инстинкты, которые подсказывают им, что делать. У них нет каких-то особых желаний и стремлений, кроме удовлетворения собственных потребностей. Что же касается людей, то здесь все не так просто. Человек имеет желания и стремления, и они зачастую формируются обществом, в котором он находится. Поэтому раньше с этим было так: существовали различные традиции, религия имела прочное и доминирующее положение в обществе, и у человека всегда был огонек, который вел его вперед. В современном мире все намного сложнее, и очень многие люди начинают испытывать экзистенциальный вакуум. Что это такое? Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Вы поймете, что представляет собой экзистенциальный вакуум, определите его основные причины, узнаете о его последствиях, а также получите представление о том, как побороть этот вакуум.

Что это такое?

экзистенциальный вакуум

Итак, в первую очередь, естественно, необходимо дать понятию экзистенциального вакуума определение, которое позволит вам дальше ориентироваться в той информации, которую вы будете получать с помощью данной статьи. Первым, кто ввел данный термин, стал Виктор Франкл, который обозначил его как противоположность пиковому переживанию, которое ранее было описано Маслоу. Так что же это такое?

Экзистенциальный вакуум – это состояние внутренней пустоты, которое испытывает человек, потерявший все цели своей жизни и не видящий смысла своего существования. Франкл описал это как «переживание пропасти», то есть человек оказывается в бездне бессмысленности существования, переживая экзистенциальный кризис самой серьезной формы. Вас это может удивить, но очень многие люди переживают данный вакуум в тот или иной момент своей жизни, и у этого имеются различные причины. Франкл сам выделяет несколько основных, на которые вам и стоит ориентироваться, если вы хотите понять данный феномен полностью.

Отличия от животных

 экзистенциальный вакуум это

Данная статья начиналась с описания того, как именно существуют животные, и это было сделано неспроста. Для них экзистенциальный вакуум – это нечто, что не может проявиться по природе. Почему? Дело в том, что у животных имеются определенные природные инстинкты и стремления, которые запрограммированы в них на генетическом уровне. Все эти стремления являются базовыми и примитивными, то есть животные хотят поддерживать свое существование едой, водой и сном, им нужно безопасное место для ночлега, где их не смогут достать опасные хищники, а также они стремятся размножаться. У них нет никаких ценностей более высокого уровня, которые можно обретать и терять. Соответственно, животные никогда не ощущают экзистенциального вакуума, так как их желания и потребности всегда удовлетворяются. Животное не может перестать хотеть есть, потому что если оно это сделает, то умрет.

У людей же все обстоит иначе. У них имеются ценности и стремления более высокого порядка, без которых человек опускается на уровень животного. Но и здесь все не так просто, потому что, оказавшись на уровне животного, человек сохраняет свой развитый рассудок, поэтому чувствует, что в его жизни нет ценностей более высокого порядка. Именно это ощущение пустоты и является рассматриваемым в данной статье феноменом. В отличие от базовых инстинктов, которые запрограммированы в голове каждого животного и человека, желания более высокого уровня не заложены генетически, поэтому в организме нет механизмов, подсказывающих, что без них человеку будет плохо. Именно поэтому и возникают экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальная пустота и так далее. Но это не единственная причина, так что вам стоит приготовиться к тому, чтобы разобраться с еще несколькими факторами, влияющими на этот феномен.

Традиции и ценности

пустота и экзистенциальный вакуум перспективы экзистенциальной терапии

Экзистенциальный вакуум Виктора Франкла также проявляется по той причине, что современные ценности, традиции и соглашения не могут указать человеку верный путь. Об этом также было кратко сказано в начале статьи. Дело в том, что в прошлом строй людей сильно отличался от того, что наблюдается на сегодняшний день. Ранее существовали четкие системы ценностей, различные гласные и негласные соглашения, а также многовековые традиции, которых человек должен был придерживаться. В результате у него всегда был образец, всегда присутствовала цель в жизни. Сейчас же все это сильно ослабевает в течение последних десятилетий, поэтому традиции и ценности уже не могут служить для человека конкретным ориентиром. Соответственно, он не может принимать самостоятельные решения. Экзистенциальный вакуум по Франклу является очень опасным состоянием, так как он может привести к серьезным психическим заболеваниям. Даже не в таком серьезном масштабе можно смело сказать, что этот вакуум может очень негативно сказаться на социальной жизни человека. Как именно? Сам Франкл описывал, что результатами данной проблемы является то, что люди обращаются в конформизм или тоталитаризм, что сильно сказывается на их жизни.

Читайте так же:
Колющая головная боль при неврозе

Конформизм и тоталитаризм

экзистенциальная фрустрация экзистенциальный вакуум

Как и писал В. Франкл, экзистенциальный вакуум – это пустота, создаваемая внутри человека отсутствием каких-либо целей и стремлений. Но сам человек в момент подобной слабости не находится в вакууме, поэтому на него влияют различные внешние факторы. И это оказывает свое воздействие на психику. Самым частым направлением человека, страдающего от подобного вакуума, является обращение в конформизм или тоталитаризм.

Если говорить простыми словами, то конформизм – это взгляд на жизнь, при котором человек делает то же самое, что и все вокруг него. Конформизм является наиболее популярным течением на Западе, и человек, у которого не осталось никаких целей и ценностей, обращается в него с большой вероятностью. Он начинает искать эти ценности на стороне, обращаясь к тому, что является наиболее популярным на данный момент. Естественно, это лучше, чем психическое расстройство, к которому может привести рассматриваемый в данной статье вакуум, однако человек, который обращается в конформизм, постепенно теряет свою личность. Он становится частью толпы, что не является полноценной жизнью и неизбежно ведет к негативному воздействию на психику.

Что касается тоталитаризма, то, в отличие от конформизма, он является более популярным следствием вакуума на Востоке. Тоталитаризм – это взгляд на мир, при котором человек делает то, чего от него требуют другие. Суть остается прежней, однако воздействие оказывается еще менее приятным, так как человек фактически становится рабом других, делая то, что ему может даже не нравится. Но так как у него нет своих взглядов и ценностей, он делает то, чего от него требуют другие, так как именно так устроена система иерархии на Востоке.

Так что теперь вы понимаете, насколько опасным может быть экзистенциальный вакуум. В психологии этот феномен рассматривается очень активно, так как в современном обществе распространение вакуума происходит намного быстрее, чем в какой-либо другой период времени.

Редукционизм

виктор франкл экзистенциальный вакуум

Наравне с конформизмом на Западе причиной и следствием экзистенциального вакуума также является такая вещь, как редукционизм. Что это такое? Это довольно интересный феномен, который наиболее распространен в Соединенных Штатах Америке. В рамках редукционизма человека рассматривают не как рассудительное существо, способное иметь свои собственные мысли и идеи, принимать решения и делать что-то для достижения собственных целей. Его рассматривают скорее как совокупность влечений и инстинктов, то есть они неспособны принимать самостоятельные решения, а все их действия диктуются реакцией на внешние факторы, а также защитными механизмами. Естественно, такой подход не может вызывать положительную реакцию у людей, и более сильные личности способны абстрагироваться от этих редукционистских мнений общественности, следуя своим путем. Но в большинстве своем люди не являются сильными личностями, поэтому редукционизм оказывается одним из наиболее важных и решающих факторов в распространении экзистенциального вакуума в современном обществе.

Теперь вы знаете большую часть необходимой информации о том, что представляет собой экзистенциальный вакуум: что это, какие могут быть причины возникновения этого вакуума, а также к чему это может в итоге привести. Но это еще далеко не все, что можно сказать об этом феномене.

Ноогенный невроз

 экзистенциальный вакуум по франклу

Теперь вы имеете представление о том, чем является экзистенциальный вакуум, а также о его причинах. Теперь же пришло время более детально рассмотреть его последствия. Оказывается, они могут быть гораздо более страшными, чем конформизм. Поэтому стоит взглянуть на новый термин, который вам, возможно, еще неизвестен – это ноогенный невроз. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз прочно связаны между собой, и последний является негативным последствием первого. Что это такое? Это специфическая невротизация человека, которая появляется не на психологической основе, как большинство традиционных неврозов, а на ноологической. Это значит, что болезнь проявляется в духовной сфере человеческого существования. Теперь вы знаете, что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз, так что должны начинать понимать, насколько серьезной может быть эта проблема. Дело в том, что этот невроз возникает на почве неспособности человека обладать целями, высокими ценностями и, конечно же, смыслом жизни. Соответственно, он может вызывать серьезные проблемы, поэтому его необходимо лечить медицинским путем. Если человек просто испытывал легкий экзистенциальный кризис, он с большой вероятностью сможет из него выбраться. Но если проблема вышла уже на такой высокий уровень, то необходимо вмешательство специалиста.

Особенности заболевания

что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз

Одной из главных особенностей экзистенциальной пустоты является тот факт, что человек может не осознавать ее наличие. Как уже было сказано выше, пустота часто стремится к заполнению самостоятельно, однако при этом заполняется она далеко не тем, чем стоило бы. Полноценные цели, стремления, ценности и смыслы заменяются фальшивыми. Происходит это довольно примитивным образом: человек начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, у некоторых людей это проявляется в крайних стадиях трудоголизма, а кто-то стремится пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя живым, ставя под угрозу все, что у него есть. Сам Франкл заявлял, что 80 процентов алкоголиков и 100 процентов наркоманов проходят именно через состояние экзистенциального вакуума, из-за чего и формируются их зависимости.

Логотерапия — что это?

Но как же все-таки бороться с экзистенциальным вакуумом, раз он настолько опасен? Врачи, психологи и психиатры продолжают искать лучшие варианты лечения и по сей день, однако одним из самых эффективных сейчас является тот, который был изобретен самим Франклом, определившим само понятие такого вакуума. Этот метод называется логотерапией, и ее основной целью является помощь больному снова обрести смысл жизни. Проще говоря, врач должен помочь человеку постепенно обнаружить утерянный смысл жизни, продемонстрировав, что этот смысл не пропал окончательно, а всего лишь лежит на дальних полках сознания и ждет того момента, когда его наконец начнут реализовывать. Также врач должен помочь пациенту снова обрести волю к смыслу жизни, так как именно она играет важнейшую роль в том, чтобы человек смог снова полноценно функционировать.

Чем не является логотерапия?

Однако вам стоит понимать, что логотерапия не является стандартным подходом, который существовал уже давным-давно. То есть врач не выступает в роли специалиста, который помогает пациенту размышлять о смысле жизни, он также не читает ему никаких проповедей. Логотерапия ставит перед собой целью осознание человеком самого мира смысла и ценностей.

Читайте так же:
В голове что то шевелится невроз

Ключевая литература для интересующихся

Если вас заинтересовала тематика экзистенциальной пустоты, то вам определенно стоит ознакомиться с профессиональной литературой на эту тему. Естественно, в первую очередь речь идет непосредственно о самих работах Франкла, которые и являются истоком данного феномена, а также истоком всей логотерапии и понимания ноогенного невроза. Конечно же, другие авторы также внесли свой вклад в изучение этой сферы. Например, Алексей Большанин опубликовал очень важную книгу под названием «Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии». Из названия вы уже можете понять, о чем там идет речь: автор детально описывает данный феномен, а также высказывает свое мнение относительно того, как должно осуществляться лечение такой проблемы и, естественно, предсказывает то, как эта сфера будет развиваться в дальнейшем. Так что, если вы заинтересованы логотерапией, экзистенциальным вакуумом и ноогенным неврозом, то литературы для ознакомления вам будет предостаточно.

Экзистенциальный вакуум. Что это такое

Жил был чудак — он был невероятно богат и мог позволить купить себе все то, что только мог представить. Решив свои материальные проблемы и обретя статус и власть, он пробовал жить ради удовольствия, но не нашел такого, которое смогло бы вызвать юношескую остроту ощущений. Ведь все что он смог нарисовать в своем воображении, он уже получил и все, о чем мечтал — совершил. Тогда он купил себе спортивный самолет и освоил навыки пилотирования. Но как только взлетел и покружился в небе понял, что скорости спортивного самолета для драйва явно недостаточно. Решив так, он пересел на сверхзвуковой самолет. Но не гиперскорости и риск на гране фола, ни деликатесы, яхты и автомобили, многоэтажные виллы и Топ-модели не решили его проблемы. Он получил все, что только можно себе представить. Он создал собственную финансовую империю, но остался должен главному кредитору — своей жизни. И только с годами он понял, насколько беден и насколько тягостным на фоне внутренней пустоты может быть бремя власти и богатства.

Каждому времени своя психотерапия и свои неврозы. Человек наших дней, как справедливо считал Виктор Франкл, уже не так остро переживает чувство неполноценности, о котором говорил Адлер, и вовсе не обременен фрустрацией сексуальных потребностей, о которых твердил Фрейд. Его главная проблема — фрустрация потребностей экзистенциальных, то щемящее ощущение пустоты и глубокой утраты смысла, которую Франкл, в противовес «предельным переживаниям» Маслоу, назвал «переживание бездны» или «экзистенциальным вакуумом».

Переживание бездны и ноогенный невроз

Причину, рождающую состояние экзистенциального вакуума Франкл видит в том, что в отличие от представителей животного мира, инстинкты не помогают определить человеку то, что ему нужно. С другой стороны, в отличие от человека прошлых лет, существующие устои, ценности и традиции перестали диктовать человеку современному то, что ему должно. Пребывая в состоянии неопределенности, когда человек не знает, ни того, что ему должно, ни того, что ему нужно, он неизбежно утрачивает ясность представления того, чего же он желает. В итоге, он либо впадает конформизм и слепо следует «повестке дня», желая и действуя так же, как и другие, либо повинуется тоталитарному давлению со стороны других, требующих от него исполнения того, чего желают они.

Следствием экзистенциальной фрустрации, утраты ценностных ориентиров и возникающих на этой почве внутренних конфликтов становится специфическое невротическое состояние, которое Франкл определил как «ноогенный невроз». В отличие от классических неврозов, которых рассматривает психотерапия, ноогенные неврозы не являются психогенным заболеванием. Практическим методом, используемым в дифференциальной диагностике и позволяющим отличить ноогенный невроз от классического психогенного стал тест Джеймса Крамбо

Статистические данные, подвергшиеся компьютерной обработке, позволили Крамбо подтвердить: ноогенный невроз действительно характеризуется иной картиной болезни, которая не диагностируется и не излечивается средствами традиционной психотерапии. Согласно результатам масштабных исследований, проведенных позже австрийскими, американскими, британскими специалистами было выяснено, что около 20% от общего количества неврозов носят ноогенный характер.

Экзистенциальный вакуум, отмечает Франкл — феномен, который не только стремительно распространяется по планете, но и усиливается в своих проявлениях. Механическая теория человека и релятивистская теория жизни, внедряемые школах и ВУЗах системами образования создают идеальную питательную среду для формирования в мировоззрении молодых людей состояния экзистенциального вакуума.

В качестве доказательства серьезности проблемы Франкл приводит убедительную статистику:

Подробный опрос, проведенный среди студентов Университета штата Айдахо, выживших после неудачной попытки самоубийства, показал: для 85% из них основным мотивом их поступка стала потеря смысла существования. Показательно, что 93% из них были совершенно здоровы, как психически, так и физически, не были замечены в асоциальных действиях, жили во вполне благополучных семьях и ладили с домашними и друзьями. Более того, многие вели весьма активную общественную жизнь и могли похвастать академическими успехами. Таким образом, отмечает Франкл, причина их поступка никак не могла быть объяснена неудовлетворенными потребностями.

Не менее убедительны данные опроса, проведенного американским Советом по образованию, содержащим информацию по 189 733 студентам из 390 университетов страны. 73, 7% опрошенных обозначили свою ближайшую и главную цель так: определить для себя мировоззрение, которое позволило бы сделать жизнь осмысленной.

На основании проведенных исследований, полностью соглашаясь с профессором Джозефом Кацом из Университета штата Нью-Йорк, Франкл делает вывод: следующее поколение людей, создающих материальные ценности в социуме в своей массе будет интересоваться профессиями, которые смогут приносить не только деньги, но и смысл.

Пирамида смыслов по Маслоу

Одна из самых популярных теорий мотивации, упрощенно представленных в виде пирамиды потребностей человека была предложена

Согласно Маслоу, потребности могут быть определены и реализованы человеком только в порядке их возрастания — от «низших» — к «высшим». Таким образом, необходимым условием для реализации высших потребностей человека является обязательная предварительная реализация каждого из низших.

Человек, уверен Маслоу, не в состоянии испытать потребности более высокого порядка до тех пор, пока не удовлетворит своих примитивных нужд — потребности в пище и воде, сексуальный инстинкт . далее потребности в безопасности, потребности в отношениях, любви, потребности в участии в социальной жизни. Ступенькой повыше он расположил потребность в признании и уважении, далее — жажду к знаниям и потреблению новой информации. Сразу над ними он расположил ценности эстетической сферы — потребность человека в гармонии и произведениях искусства. На самой верхушке пирамиды, по мнению Маслоу, человека ждет его внутренний потенциал, который ожидает своей реализации, но лишь после того, как он поднимется по всем предыдущим.

Пирамида ценностей Маслоу

Согласно Маслоу, идеальное общество, в первую очередь, сытое общество, лишенное любого повода для страха и тревог. Здесь нужно уточнить, что в понятие сытости Маслоу включил не только пищу и воду, но и кислород, сон и секс. Человек, лишенный хлеба насущного, по его глубокому убеждению, вряд ли будет размышлять о любви и самореализации. С другой стороны, человек, который любит, продолжает оставаться биологическим организмом и нуждаться в пище, вопреки пафосу любовных романов.

Читайте так же:
Из за невроза можно попасть в психушку

Таким образом, согласно иерархической модели Маслоу, возводящей стремление к смыслу и самоактуализации на верхушку пирамиды человеческих ценностей, фактически такое стремление предлагается рассматривать как побочный продукт человеческого существования, роскошь, которую можно позволить себе только тогда, когда ты сыт, пьян, удовлетворен, защищен и уважаем . .

Видимо осознавая хрупкость своей логической конструкции, Маслоу согласился на допущение, что для перехода на вышестоящую ступеньку потребности, соответствующие нижестоящей могут быть удовлетворены лишь частично, при этом предложенную иерархию он рекомендовал использовать с привязкой к возрастным категориям. Несмотря на популярность, концепция Маслоу подвергалась конструктивной критике и не подтвердила свою состоятельность на больших статистических выборках. Не ответил Маслоу на вопрос: почему некоторые человеческие потребности низшего порядка продолжают мотивировать даже после того, как удовлетворены.

Экзистенциальный тупик Маслоу

Критикуя иерархическую концепцию Маслоу, Виктор Франкл замечает, что все не слишком хитроумные заключения ее автора свелись в конце концов к выводу: «Сначала пища, после мораль». Вместе с тем, сама жизнь и обширная психиатрическая практика свидетельствует о другом: вопрос о смысле существования человек чаще всего формулирует для себя именно тогда, когда судьба ставит его в крайне сложное и бедственное положение.

В качестве яркого примера, демонстрирующего обратное, Франкл приводит своих неизлечимых пациентов в их последние дни и узников, уцелевших в застенках немецких концлагерей. Одним из таких узников, испытавших на себе весь ужас пребывания в трех лагерях в течение трех лет стал сам Франкл. Его личный лагерный опыт позволил подтвердить одну из основных концепций логотерапии: в жизни каждого человека присутствует смысл, ждущий подтверждения и только тот, кто сохранил веру в этот смысл и бережет свой смысл выживает в тяжелейших условиях. Именно смысл позволил людям сохранить жизнь и достоинство там, где царил голод, страх и методичное унижение всех базовых человеческих ценностей.

С другой стороны нельзя отрицать тот факт, что не только фрустрация потребностей низшего порядка стимулирует человека к размышлениям о смысле бытия. Эта проблема, как подтвердила приведенная статистика, прекрасно знакома и «обществу изобилия», о котором некогда мечтал Маслоу. Таким образом, заключает Франкл, стремление к смыслу — это мотив sui generis, который нельзя свести к любым другим человеческим потребностям. Сам факт существования человека неразрывно связан с необходимостью его самотрансценденции. То есть, его бытие в каждый момент времени ориентировано на нечто вне его самого, на смысл, который необходимо осуществить или же на любимого человека. Таким образом, заключает Франкл, человек может самореализоваться лишь в той мере, в какой забывает про себя.

Становится ясно, что человека, рассматривающего своей целью жизнь ради развлечений, удовольствий и наслаждений неминуемо настигнет фрустрация стремления смыслу и его верный спутник -состояние экзистенциального вакуума.

Как утверждает логотерапия, человек, переживающий состояние экзистенциального вакуума и утративший волю к смыслу пытается стяжать ощущение счастья и удовлетворения жизнью в обход смысла. Внутреннюю пустоту, ощущение тревоги и неудовлетворенности он пытается заглушить транквилизаторами либо «эмоциональным» в виде удовольствий или химическими стимуляторами. На самом деле, отмечает Франкл, счастье и ощущение собственной значимости — вовсе не есть цель, к которой следует стремиться, они — не более чем временный «побочный» продукт, который сопровождает ее достижение.

Такой вывод позволяет понять, почему Крамбо, использующего методы групповой логотерапии при лечении алкоголиков и видящего ее главную задачу в снятии экзистенциальной фрустрации удалось добиться значительно лучших результатов в сравнении с традиционными психотерапевтическими методами лечения. Похожие и даже лучшие результаты отслеживаются и при лечении наркозависимых, где число пациентов, видящих главной причиной их зависимости в экзистенциальной фрустрации приближается к 100%. Число пациентов полностью излечившихся от наркомании при применении методов логотерапии составило 40% против 11%, в группах, где лечение осуществлялось традиционными методами.

Технологии и экзистенциальный вакуум

О серьезности психологических проблем, возникающих в связи с внутренней опустошенностью и утратой ценностных ориентиров рассуждали многие светлые умы, начиная с времен античности — и до наших дней. «Тот, кто не видит в своей жизни смысла — заключил некогда А. Эйнштейн, — не просто несчастлив, он скорее нежизнеспособен».

Особую остроту эти проблемы приобрели сегодня, когда в сознании большинства прочно закрепился культ ценностей низшего порядка. Человек покорил пространство, завоевал воздух, открыл глубинные свойства материи и, как ему кажется, вплотную подобрался к созданию искусственного интеллекта. С каждым днем в его распоряжении оказывается все больше возможностей, но в отсутствии внутреннего стержня — смысла, обладание ими не делает жизнь человека счастливее. Напротив, отсутствие смыла и ценностных ориентиров обесценивает ее, увеличивает риск превращения инструментов развития в инструменты разрушения и дальнейшего расслоения общества.

Проблема фрустрации смысла выглядит тем серьезнее, чем дальше и упрямее человек ее отодвигает, и чем больше «альтернативных» возможностей предоставляет ему цивилизация. Потерянное можно было бы найти, но для этого, по крайней мере, его отсутствие нужно заметить. «Как» в земной жизни развивается стремительно, а вот «Зачем» после нескольких столетий духовной рассеянности как-то незаметно потерялось. Человечество оказалось в положении забывчивого шахматиста, выработавшего перспективную стратегию развития партии и на каком-то этапе вдруг осознавшего, что не помнит первоначальной цели занятой позиции.

Большинству наших современников вопрос «Зачем» кажется не заслуживающим внимания и ретроградным, а чаще всего вообще не рассматривается и не осознается. Стремительно развиваясь вширь технологически современное человечество не пытается определиться со смыслом и направлением своего движения. Иногда нам кажется, что технологии способны заменить смысл жизни, поскольку помогают комфортно потратить отпущенное нам время, но по факту мы все чаще напоминаем детей, сумевших вызвать духов, но не представляющих как отправить их обратно.

Наше несчастье велико — нам не хватает главного — смысла жизни. И каждому, кто испытывает состояние экзистенциального вакуума рано или поздно придется отправиться на его поиски. Хуже, если понимание бессмысленности прожитых дней придет тогда, когда уже ничего нельзя изменить.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector