Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах

— провести эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах.

Гипотеза исследования: младшие школьники, обучающиеся в классах по коррекционно-развивающимся программам, более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, они более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем учащиеся.обучающиеся по стандартной программе начального образования.

Методики исследования. Для определения выраженности нарушений и нормы

эмоциональной сферы младших школьников проведены следующие методики:

— методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

-Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса и А.Дарки);

-методика ADOR «Поведение родителей и отношение детей к ним». Для сравнения

показателей по методикам использовался метод математического анализа U – критерий Манна-

Уитни. • Выборка участников эмпирического

исследования: Ученики 4 а (15 учеников) класса и коррекционный класс 4 б (7 учеников) ГОУ СОШ 1040 г.Москвы.

Выводы из заключения. В результате проведенного теоретического и эмпирического

исследования можно сделать следующие выводы: • 1. Если эмоции – отношение человека миру, к тому, что он

испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Наиболее существенной чертой эмоциональной сферы является её субъективность.

• 2. Особенности эмоциональной сферы личности ребёнка младшего школьника напрямую связаны с переменой его образа жизни (он начинает учиться в школе) и расширением круга общения. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка – децентрации ( способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций , эмоционального состояния другого человека). Но при этом он находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. Эмоциогенными факторами для него являются не только игры и общение, но и успех или неудачи в учёбе а и оценки за учебную деятельность

3. Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у

детей младшего школьного возраста. Под эмоциональными нарушениями понимается

аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребёнка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в

отношениях с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации

личности.• 4. Критериями эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста являются трудности общения со взрослыми и сверстниками, агрессивность, негативизм, тревожность, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная эмоциональная истощаемость, пресыщаемость и другие нарушения поведения. Они более раздраженные и непослушные, более нервные и склонны впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные, чувствуют себя более одинокими и подавленными.

5. Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании,

а могут иметь не патологические формы, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания.

Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими

симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а так же для жизни всей семьи.

• 6. Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что младшие школьники, обучающиеся в коррекционных классах по сравнению с младшими школьниками, обучающихся по стандартной программе начального образования более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности. Данное утверждение подтверждает гипотезу исследования.

7.При всём при этом личность младшего школьника развивается. Специфически,

своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на

имеющиеся сохранные функции и возможности ребёнка, особенности, своеобразие его

эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или

частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере.

• 8.Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации младших школьников и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия в коррекционно – развивающем обучении снизит возможность возникновения у ребёнка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Эмоции и чувства • Эмоции (лат. emovere – потрясаю, волную) –

особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

• Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или не удовлетворении социальных потребностей (любовь. гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.).Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность. Чувства практические –чувства связанные с деятельностью (досада, удовольствие, творческий подъём).

Читайте так же:
Работы о методах коррекции тревожности

Психологические теории эмоций

• Эволюционная 1872. Ч.Дарвин: Эмоции – приспособительный механизм, сходный у человека и животных.

• Периферическая нач.20 в. Джеймс- Ланге: Эмоции – возникают в результате телесных изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие- изменение во внутренних органах- переработка в центральной нервной системе- переживание эмоций.

• Физиологическая Кеннон-Бард : Восприятие- переработка в центральной нервной системе- эмоциональное переживание- физиологические изменения

Психологические теории эмоций

• Дифференциальная. К.Изард. Эмоции – основная мотивационная система человека и состоит из 10 базовых эмоций (1. интерес-волнение; 2. радость;3. удивление; 4.горе-страдание; 5.гнев; 6.отвращение; 7.презрение; 8. страх; 9 стыд; 10. вина).

• Информационная. П.В.Симонов: эмоции – функция потребности (П) и информации (И). Эмоции = f(И необходимая – И имеющаяся) 1. П=0, то Э=0; 2.Ин=Ии, то Э=0; (при наличии потребности); 3.Ии=0, то Э=max (при наличии потребности; 4. Ии>Ин , то меняется знак с «-» на «+»; 5. Ии<Ин, то Э. меняет знак с «+» на «-».

• Когнитивная. Л. Фестингер. Э «+» — если ожидания подтверждаются – консонанс. Э «-» — если ожидания не подтверждаются – диссонанс.

Психологические теории эмоций • Биологическая. П.К. Анохин. Э «+» — возникают

лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой. Их несовпадение ведёт немедленно к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.

• Человек наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций.

• По характеру потребностей выделяют: 1. низшие (голод, жажда и т.д.); 2. высшие (социальные, и только человеку). По силе и осознанности: 1 чувствительный тон; 2.собственно эмоции; 3. настроения 4. аффекты; 5. стрессы

Виды эмоциональных явлений

Эмоции Чувственный тон

Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес,

печаль, гнев, отвращение, презрение,

страх, стыд, вина. Настроения

Личность • Личность – особое качество человека. приобретаемое им в

социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – человеческий индивид как субъект проходит 3 фазы своего становления как:

• 1. фаза адаптации – усвоение норм и ценностей и овладение средствами и формами деятельности и уподоблением индивида др. членам этой общности,

• 2. фаза индивидуализации – с обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации ,

• 3.фаза интеграции – с противоречием между быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять лишь те его особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности (Б. псх. Словарь под ред. Б.Г. Мещерякова и др.с. 263-265).

Личность младшего школьника • У младшего школьника складывается относительно

устойчивая самооценка как ученика и как личности в целом: приобретение умелости с каком-либо виде деятельности.

• Индивидуализация раскрывается в систематическом обучении и в других видах деятельности (игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и др.).

• Задачи младшего школьного возраста: • Адаптация к школе (посещаемость, подобающее

• Академическая успеваемость (овладение навыками чтения, арифметики)

• Поддержание отношений со сверстниками (признание, установление дружеских отношений)

• Регулируемое правилами поведение (нравственного и социального поведения в обществе)

Сущность и содержание эмоциональной сферы личности

• Эмоции и чувства представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаний (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу личности.

• Т.е., если эмоции –отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников

• Выготский Л.С.: «Эмоции в детском возрасте не подавляются и ослабевают, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистических интеллектуальных процессов, к реалистическому интеллектуальному процессу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального» процесса»[7. с 628].

• Исследования А.Г. Закаблук позволяют утверждать, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

• 1. легкой эмоциональной отзывчивостью и окрашенностью восприятия, воображения.

• 2. непосредственностью и откровенностью. • 3. готовностью к аффекту страха. • 4.большой эмоциональной неустойчивостью. • 5. эмоциогенными факторами являются игры, общение

со сверстниками и успехи в учебе. • 6.свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и

печаль • Весь процесс

социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так, как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменения с возрастом претерпевают два типа реакций гнева: взрывные реакции гнева, направленные реакции гнева, в следствии родительского недовольства и наказания.

Читайте так же:
Деменция как вариант дизонтогенеза

Взрывные реакции гнева

Эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных

переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека

• Между 8 и 11 годами дети считаются друзьями, тех, ко разделяет их интересы

Склонность к проявлению негативных эмоций

• Не адекватные аффективные реакции (от лат. adaequatus — приравненный) – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как не соответствующие ситуации).

• Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме –лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит.

• Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых (Якобсон П.М., 1976).

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

• По мнению И.В.Дубровиной можно выделить три выраженные группы детей с эмоциональными нарушениями:

• Агрессивные дети. • Эмоционально-расторможенные дети. • Слишком застенчивые, ранимые,

Психолого-педагогические предпосылки развития эмоциональной сферы младшего школьника

Особенности эмоциональной сферы младшего школьника. Школьная тревожность как психическое состояние, её проявление. Причины возникновения эмоциональной тревожности. Факторы и условия, способствующие сохранению эмоционального благополучия ребенка.

Подобные документы

Исследование влияния нарушений в детско-родительских отношениях на рост тревожности и страхов ребенка. Анализ характерных особенностей эмоциональной сферы младших школьников. Изучение зависимости эмоционального благополучия детей от стилей воспитания.

дипломная работа, добавлен 05.04.2012

Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и проведение эмпирического исследования эмоциональной сферы подростков. Значение эмоций в жизни ребенка.

контрольная работа, добавлен 01.06.2014

Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника, значение эмоций и их роль в жизнедеятельности человека. Эмпирическое исследование тревожности как негативного эмоционального состояния, интерпретация результатов исследования.

дипломная работа, добавлен 16.06.2011

Изучение психолого-педагогических особенностей формирования и развития эмоциональной сферы и межличностного общения у младших школьников. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления, эмоциональные особенности формирования личности.

дипломная работа, добавлен 20.05.2010

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Оценка восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, эмоциональной сферы и личности младшего школьника. Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе.

контрольная работа, добавлен 06.12.2010

Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обследования особенностей эмоциональной сферы и специфики общения умственно отсталых младших школьников.

курсовая работа, добавлен 30.08.2011

Общее понятие, физиологическая основа, функции и роль эмоций. Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, их симптомы и причины возникновения, коррекция.

дипломная работа, добавлен 27.11.2011

Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе. Тревожность, как проявление эмоциональной сферы. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей-дошкольников.

курсовая работа, добавлен 26.11.2002

Понятие и сущность социального сиротства и его причины. Возрастные особенности эмоциональной сферы младших школьников. Характеристика основных психолого-педагогических способов преодоления нарушений социально-эмоциональной сферы детей из детских домов.

дипломная работа, добавлен 26.09.2017

Формирование личных качеств ребенка в старшем дошкольном возрасте. Причины возникновения тревожности у детей и особенности их эмоциональной сферы. Устранение проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и развития личности в период кризиса 7 лет.

Диагностика эмоциональной сферы младших школьников из семей и из школ-интернатов

Психологическая диагностика младших школьников выполнена в рамках диссертационного лонгитюдного исследования «Когнитивное и личностное развитие младших школьников из детских домов и из семей». В исследовании принимали участие 212 школьников начальных школ г. Москвы. Для исследования были определены пять групп испытуемых:

1. Школьники 1-4 классов из общеобразовательной школы.

2. Дети-сироты младшего школьного возраста из школ-интернатов с нормальным уровнем развития.

3. Сироты младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, которые участвовали в музыкальном психокоррекционном воздействии.

4. Учащиеся-сироты младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость. С ними проводилась арт-коррекция.

5. Дети-сироты младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, с которыми не проводилась коррекция.

Все пять групп обследовались дважды, интервал – один год.

Выбор методов определялся задачами исследования. В работе применялись стандартизированные и валидизированные психодиагностические методики: для изучения школьной тревожности «Эмоциональное самочувствие учащегося в школе» (модификация Е.В. Кучеровой); для изучения количественного и качественного уровня школьных страхов использовали «Опросник на диагностику страхов у детей» А.И. Захарова.

Читайте так же:
Энурез у мужчин и женщин

К началу обучения в школе у большинства детей, как правило, сформировано такое новообразование, как « внутренняя позиция школьника» [1], отражающее потребность ученика занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим общественно значимую деятельность. По мере реализации внутренней позиции школьника у детей развиваются широкие социальные мотивы, обеспечивающие направленность ребенка на учебно-познавательную деятельность, эмоционально-положительное отношение к школе. Если потребности учащихся, выражающие внутреннюю позицию школьника, не удовлетворяются, то это может привести к устойчивому переживанию эмоционального неблагополучия, которое в свою очередь порождает тревогу, страх как по отношению к учителям школы, одноклассникам, так и к учебному процессу в целом.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов, чувство страха. Страх и тревога , по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. Так, например, по мнению К. Изарда, первичной и самостоятельной эмоцией является страх , а тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций: страха , печали, вины, стыда [2].

Источник страха , как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — не осознаваемым или не поддающимся логическому объяснению [4]. Оптимальный уровень страха благоприятен для школьника, так как страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Высокий же уровень страха, как и тревоги, оказывает негативное воздействие на личностное развитие младшего школьника, его продуктивную учебную деятельность. Они в значительной степени препятствуют адаптационному процессу, а также способствуют формированию отрицательных эмоциональных состояний.

Следует также отметить, что высокий уровень данных эмоциональных состояний, может оказывать негативное влияние и на коммуникативные характеристики личности [5], на возможность их адекватной реализации, что указывает на сформированность неконструктивных форм эмоционального реагирования в ситуации фрустрации, слабо развитую способность школьников эффективно решать затруднительные жизненные ситуации.

В исследовательской работе нами были проанализированы уровни страха и переживание тревоги младших школьников, имеющих разные условия воспитания, образования и разный уровень умственного развития. В работе мы также ставили задачу рассмотреть воздействие психотерапевтических программ на динамику сдвигов этих эмоциональных состояний.

Показатели школьной тревожности при повторном обследовании у детей, живущих в семьях, не отличаются от показателей первичного обследования. У детей из массовых школ уровень школьной тревожности существенно ниже, чем у сирот(p ≤ 0,01) и детей с диагнозом умственная отсталость, как проходившими, так и не проходившими коррекцию.

Рассматривая показатели школьной тревожности, у детей-сирот с диагнозом умственная отсталость, участвовавших в музыкальной и арт- коррекции, можно отметить следующее, на втором этапе эксперимента, мы обнаружили значимое уменьшение тревожности в этих двух группах (p ≤ 0,05). Как на первом, так и на втором этапах обследования наиболее высокие показатели школьной тревожности у детей с умственной отсталостью, которые не принимали участие в коррекционной работе Таким образом, можно сделать следующие выводы:

• коррекционное воздействие оказывает благоприятное влияние на снижение школьной тревожности у детей с диагнозом умственная отсталость, и как следствие, способствует формированию у детей этой группы чувства собственной адекватности, полноценности, уверенности в правильности своего поведения и своих решениях. Формирование данных личностных качеств школьников является залогом продуктивной учебной деятельности учащихся и межличностного общения.

• психологическая коррекция оказывает позитивное влияние на личностное развитие школьников, при этом тип коррекционного воздействия не значим. Анализ страхов показал, что у детей из массовых школ, как и при первом обследовании, их количество значительно меньше по сравнению с детьми-сиротами, воспитывающимися в школах-интернатах (p ≤ 0,01) и детьми с умственной отсталостью. Как и при первом этапе исследования, различий между детьми из школ-интернатов по количеству страхов нет.

Детальный анализ страхов по их характеру показал, что у младших школьников из школ-интернатов страхи разнообразны: медицинские (дети бояться боли, уколов, врачей, заболеть или заразиться); страхи каких-нибудь людей («Чужих», «Маньяков», «Пьяниц с ножом», «Мальчиков из класса»), есть дети, которые отмечают, что боятся некоторых воспитателей. У большинства детей–сирот имеются страхи темноты, страшных снов, животных («Собак, волков», «Пауков, змей», «Медведя»), одиночества, стихийных бедствий («Войны», «Пожара, огня», «Наводнения, землетрясения, урагана»). Реже у таких детей встречаются пространственные страхи (страх оказаться в маленькой, тесной комнате, помещении, на больших улицах, площадях). У школьников из семей преобладают социально опосредованные страхи (А.И.Захаров, 2004), среди которых чаще всего встречаются учебные страхи (опоздать в школу («Лучше этого не делать», «Ещё как!»; что-то сделать не правильно «Домашнее задание», «Контрольную работу»; что-нибудь не успеть сделать «Не выучить стих»).

Читайте так же:
Антидепрессанты при деменции у пожилых

Сопоставляя показатели количества страхов первого и второго этапов обследования, мы получили значимые различия только у детей из общеобразовательных школ: их количество сократилось (p ≤ 0,05). Этот факт свидетельствует о том, что коррекционные программы не оказали благоприятного воздействия на уменьшение количества страхов у детей-сирот с диагнозом умственная отсталость. Так как у детей-сирот с нормальным уровнем развития также не произошли значимые изменения количества страхов, можно предположить, что устойчивое количество страхов у младших школьников из школ-интернатов обусловлено особенностями проживания и воспитания в закрытых учебных учреждениях.

Зачастую в учреждениях подобного типа существует авторитарный характер воспитания, что приводит к формированию большого количества устойчивых страхов, таких как постоянный страх отрицательной оценки: дети беспокоятся, что делают что-нибудь не так, теряют уверенность в собственных силах. Частые упрёки вызывают чувство вины, дети постоянно боятся оказаться виноватыми перед взрослым. Данный стиль взаимодействия со взрослым является таким же неблагоприятным фактором личностного развития детей, как и стиль воспитания по типу гиперпротекция (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание), что приводит к формированию пассивности учащихся, их зависимости от окружающей среды.

Социальная депривация также может являться причиной устойчивых страхов у детей-сирот. В воспитательных учреждениях закрытого типа «реальные малые группы, которые функционируют в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением» (Березин С.В. Социальное сиротство: дети и родители. Самара, Универс-групп, 2003), существуют жесткие режимные условия, а также изоляция воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития школьников, развитие их социальной компетентности, обедняет и огрубляет систему значимых для них межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности — всё это, также может спровоцировать формирование устойчивых страхов. По мнению ряда отечественных авторов (В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, О.Е.Смирновой, Н.Н.Толстых, М.Ю.Кондратьева, Н.К. Радиной) наличие повышенной тревожности, большое количество страхов, тревоги отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы учащихся, угнетают детскую личность, подавляют ее активность, а также способствуют развитию таких личностных черт как нерешительность, склонность к сомнениям и колебаниям, несамостоятельность, что нередко приводит к инфантилизму, повышенной внушаемости, мнительности, что в свою очередь порождает недоверие к другим [3]. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают дети, испытывающие повышенный страх, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такие дети зачастую одиноки, замкнуты, малоактивны. Таким образом, полученные результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что дети-сироты из школ-интернатов чаще испытывают страхи и чувство тревоги, неопределенной опасности, чем дети, которые живут в семьях. При этом музыкальная и арт-терапия, проведенная с детьми-сиротами с диагнозом умственная отсталость, снижает уровень их школьной тревожности одинаково эффективно, однако не уменьшает количество страхов.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович — М.: Просвещение, 1968

2. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард –СПб.: Питер, 1999

3. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети [Текст] / В.И. Гарбузов – М., СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2006

4. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров М.: КАРО, 2006

5. Прихожан А.М. [Текст] / А.М. Прихожан Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М, Воронеж: МПСУ, «МОДЭК», 2000

Эмоциональная сфера и школьная тревожность

В современном российском обществе широко обсуждается проблема защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно остро дискутируются вопросы усыновления и опеки, создания оптимальных условий для психического здоровья и развития детей, их социально-психологической адаптации в приемной и замещающей семье. Отсутствие родительской любви и заботы, воспитание в условиях приюта, детского дома приводит к «расстройствам привязанности» (Д. Боулби и М. Эйнсворт) [1], «психической депривации» (Й. Лангмейер, З. Матейчек) [2], нарушениям мотивационно-потребностной сферы, личностной идентичности (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) [4, 5]. У многих детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, обострена потребность во внимании, доброжелательности, ласке, эмоциональном тепле со стороны взрослого, а с другой – полная неудовлетворённость этих потребностей: чрезвычайно малое количество обращений взрослых к детям, отсутствие личностного, тактильного контакта, эмоциональная бедность, однообразие содержания общения [2, 4,5].

Читайте так же:
Занятия при заикании для взрослых

В силу возрастных особенностей повышенная тревожность характерна для подростковой психики. Возрастание тревожности связано с переживанием эмоционального дискомфорта, ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. У сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, тревожность усиливается факторами депривации (материнской, эмоциональной, социальной), психологической травмы разлуки с семьей, недостаточностью развития познавательных процессов. Это может привести к неконструктивным формам поведения, отразиться на психоэмоциональном благополучии подростков и вызвать негативные личностные изменения, сформировать устойчивую заниженную самооценку подростков. Развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки) у воспитанников и детских домов не просто отстаёт, но имеет качественно специфическую форму [6].

Гибким вариантом социального родительства является патронатная (замещающая, фостеровская) семья, которая может успешно способствовать формированию адекватных способов психосоциальной адаптации подростков. Патронатная семья представляет собой форму устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, когда они юридически числятся воспитанниками детского дома, а фактически живут в семьях. В то же время в замещающей семье, как отмечает В.Н. Ослон [7, 9] встречаются ситуации отказа от воспитания и возвращения подростка обратно в детский дом. Причиной возвращения, «запускающим механизмом» отторжения зачастую является пубертатный кризис [7]. Г.Н. Соломатина [10], характеризуя психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации, подчеркивает, что дети нередко принимаются в семью в ситуации «опустевшего гнезда» или его ожидания. Страх замещающих родителей не справиться с воспитанием провоцирует сверхконтроль и тревогу, которая бессознательно индуцируется на приемного ребенка, усиливая его эмоциональные переживания.

Таким образом, проблема адаптации детей-сирот в патронатной семье, их психологического самочувствия, взаимоотношений с новыми родителями, переживаний и страхов, называемых «аффектом неадекватности» [5], является актуальной, востребованной и в то же время дискуссионной, неоднозначной и недостаточно изученной. В данном контексте изучение эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в патронатной семье и детском доме, нам представляется весьма значимым.

В исследовании мы предположили, что показатели эмоциональной сферы и самооценки подростков- сирот и оставшихся без попечения родителей, живущих в детском доме и патронатной семье, различны.

Для верификации данной гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить особенности эмоциональной сферы (общая тревожность, ситуативная и личностная тревожность, невротические состояния) и самооценки подростков из детского дома и патронатной семьи.

2. Сравнить показатели средних значений эмоциональной сферы и самооценки в изучаемых выборках по t-критерию Стьюдента.

3. Изучить характер интеркорреляций показателей эмоциональной сферы и самооценки подростков из детского дома и патронатной семьи.

Для решения поставленных задач исследования был применен следующий диагностический инструментарий: методика исследования уровня тревожности Б.Н. Филлипса; методика диагностики оценки самочувствия, активности, настроения (САН) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова; методика диагностики самооценки уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; опросник К.К. Яхина и Д.М.Менделевича для выявления и оценки невротических состояний (депрессия, астения, тревожность); методика диагностики самооценки А.С. Будасси.

В данном исследовании, проведенном в 2011–2012 гг., приняли участие 60 подростков 13–14 лет, воспитанников ГКОУ «Детский дом № 3» г. Перми. Из них – 30 подростков, живущих в детском доме и 30 воспитанников патронатных семей. Эмпирические данные были обработаны методами математической статистики (t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона) по программе Statistica-7.

Основные результаты исследования

Сравнение средних значений изучаемых показателей по t-критерию Стьюдента в выборках подростков из патронатной семьи и детского дома выявило ряд значимых различий в показателях тревожности (табл. 1).

Обнаружено, что показатели общей тревожности (t-кр. = 2,2*), переживания социального стресса, (t-кр. = 2,1*), фрустрации потребности в достижении успеха (t-кр. = 5,99***), а также реактивной (t-кр. = 3,22**), и личностной тревожности (t-кр. = 5,14***), выше у подростков, воспитывающихся в детском доме, чем у их сверстников, живущих в патронатной семье. В то же время, страх самовыражения (t-кр. = 5,2***), страх ситуации проверки знаний (t-кр. = 3,15**), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (t-кр. = 7,47***) выше у подростков из патронатной семьи. У этих испытуемых ниже, чем у их сверстников из детского дома, физиологическая сопротивляемость стрессу (t-кр. = 6,09***).

Различия показателей тревожности в выборках подростков из детского дома и патронатной семьи

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector