Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тревожность как свойство личности

Тревожность как свойство личности

Тревога — это эмоциональное переживание, а тревожность представляет собой психологическую особенность в виде устойчивого свойства человека, которое выглядит как характерная для него черта.

Особенности и типы тревожности

Склонность индивида переживать тревогу представляет собой один из основных параметров индивидуальных различий. Наряду с этим, категория «тревожность» чаще всего используется в более широком смысле. Она обозначает одновременно переживания и устойчивую черту личности.

В рамках психодиагностической методики Ч. Спилберга (в нашей стране известна в модификации Ю. Л. Ханина) различают два типа тревожности:

  • Ситуативную тревожность, которая характеризует состояние человека в конкретный момент времени;
  • Личностную тревожность в качестве относительно устойчивого личностного образования.

Показатели тревожности как свойства личности

Когда рассматриваются тревожность и страх, разные исследователи указывают на соответствующие их различия. Существует 5 известных и описанных в психологической литературе критериев, которые дают возможность разделить данные понятия.

Первый показатель представлен степенью конкретности угрозы, опасности. В ее отношении человек проявляет реакцию, а страх при этом рассматривают как реакцию на реальную, предметную, определенную опасность. Тревожность в этом случае можно считать переживанием неопределенной угрозы, которая не имеет четко осознаваемого объекта (часто находится в воображении).

Второй показатель — это направленность угрозы. Страх проявляется, когда что-то угрожает самому существованию и целостности организма человека (так называемая «витальная угроза»). Тревожность появляется при связи опасности с разрушением ценностей, взаимоотношений с другими людьми и потребностей (личностная угроза).

Третий показатель – способ реагирования человека. Испытывая страх, человек начинает вести себя, как правило, астенически, проявляя особую активность или вступая в схватку с предметом страха. Иногда человек может просто цепенеть и терять способность к активности. Тревожность всегда будет порождать иной способ реагирования, представленный недифференцированной поисковой активностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Четвертый показатель — это сложность организации переживания. Страх является базовой (фундаментальной) эмоцией. Он устроен более просто, чем тревожность. Последнюю чаще всего рассматривают в качестве «надстройки», формирующейся на основе страха. Это происходит в комбинации с другими эмоциями, а потому тревожность обладает более сложной организацией.

Пятый показатель представлен интенсивностью переживания. Многие ученые выстраивают определенный ряд переживаний в соответствии со степенью их возрастания (тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас). Можно сказать, что четыре последних состояния отражают различные оттенки страха.

Максимальную популярность получила концепция явлений тревожного ряда, разработанная Ф. В. Березиным. Он выделил эмоциональные состояния, которые закономерным образом сменяют друг друга в зависимости от нарастания состояния тревоги:

  • Внутренняя напряженность,
  • Раздражительность,
  • Чувство тревоги,
  • Страх,
  • Ощущение неотвратимости катастрофы,
  • Тревожное возбуждение.

Разделение тревожности и страха в зависимости от способа реагирования считается достаточно условным, по аналогии с тем, как и рассмотрение тревожности происходит в качестве комбинации различных базовых эмоций.

Тревожность как личностное свойство человека

Тревожность представляет собой одну из наиболее сложных проблем современной психологии. Одновременно с этим это понятие часто используется в диагностической практике (диагностические, объяснительные, интерпретационные критерии). Когда говорится о воздействии тревожности на поведение и личностное развитие, регуляции состояния, о тревожном типе личности, способах преодоления устойчивой тревожности, относительно просто достигается взаимопонимание между специалистами.

Сложность использования на практике известных подходов к анализу тревожности можно связать, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, происходит разграничение внешней и внутренней тревоги, определенной и неопределенной угрозы. В онтогенезе это возникает достаточно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы, как правило, искусственно (например, для детей).

Большинство специалистов считает продуктивным подход к пониманию тревожности, разработанный Ф. Б. Березиным в рамках проблемы различения тревоги и страха. Ученый выделил понятие «тревожный ряд». Данная концепция дает возможность осуществить выделение различий, которые характерны для конкретного страха в качестве реакции на объективную (однозначно понимаемую) угрозу, и иррационального страха. Последний вид страха характерен для состояния нарастания тревоги, он проявляется через опредмечивание, конкретизацию неопределенной опасности. Объекты, с которыми связан этот страх, не обязательно будут отражать реальную причину тревоги и настоящую угрозу. С этой точки зрения тревога и страх — это разные уровни явлений тревожного ряда. При этом тревога в собственном смысле слова предшествовала категории «иррациональный страх».

Принято выделять различные виды тревожности. Устойчивый тип тревожности в какой-либо области обозначается как специфическая (частная, парциальная) тревожность. Общая (генерализованная) тревожность свободно меняет объекты в соответствии с изменением их значимости для индивида.

Читайте так же:
Прогнозы течения сосудистой деменции

Существуют и частные виды тревожности: школьная, арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная. Они способны представлять собой только лишь способ выражения обшей тревожности, которая зафиксирована на данной сфере как на самой значимой. Л. И. Божович рассматривал критерии подлинной тревожности в виде ее неадекватности реальной успешности (реальному положению) человека в той или иной области. Только тогда тревожность можно предопределить как проявление общеличностной тревожности.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности

Синдром эмоционально неустойчивого расстройства личности или, как его также называют, пограничная личность (borderline) описывает состояние, при котором вы эмоционально нестабильны, находитесь в состоянии тревожности и вашему поведению свойственна самодеструктивность. Если у вас этот синдром, вы можете пребывать в пограничном психотическом состоянии, при котором вы сомневаетесь как в себе, так и в других. Вы быстро переключаетесь между различными чувствами и можете очень стремительно перейти от отчаяния до эйфорического счастья. Вы можете чувствовать себя очень плохо и чувствовать стыд из-за своих проблем. Но вы не одиноки, и для синдрома эмоционально неустойчивого расстройства личности существует специальное лечение. Также вы можете многое сделать самостоятельно, чтобы улучшить самочувствие.

При синдроме эмоционально неустойчивого расстройства личности вам очень трудно справляться с чувством покинутости, тревожности или гнева, и нередко вы наносите себе вред, физически или умственно. Иногда у вас нормальная самооценка, но в следующий момент у вас возникает глубокая ненависть к себе. Многие люди с этим синдромом описывают чувство пустоты и проблемы идентичности.

Если у вас эмоционально неустойчивое расстройство личности, вам может быть трудно чувствовать доверие и безопасность в близких отношениях, и ваши чувства к близким людям часто переключаются от восхищения к презрению. Из-за этого отношения трудно сохранить в долгосрочной перспективе.

Нередко заболевшие люди «лечатся самостоятельно» алкоголем или наркотиками, или у них развивается расстройство пищевого поведения или стремление к самоповреждению.

Как узнать, есть ли у меня эмоционально неустойчивое расстройство личности?

Согласно критериям, у вас должно быть не менее пяти следующих симптомов:

  • Сильный страх быть покинутым.
  • Повторяющееся чувство пустоты.
  • Смутная или неустойчивая картина собственной личности.
  • Сильное колебание между различными эмоциональными состояниями: сильное раздражение, тревожность или подавленность, которые могут длиться несколько часов, не превышая периода в несколько дней.
  • Бурные отношения, которые меняются между интенсивным восхищением и крайним презрением.
  • Интенсивный, глубокий гнев, не пропорциональный причине.
  • Краткосрочные, чрезмерно подозрительные убеждения или временные чувства нереальности происходящего.
  • Импульсивность, вызывающая, например, злоупотребление наркотиками, сексом, пищей или денежными средствами.
  • Вы наносите себе вред, у вас есть суицидальные мысли, вы говорите о самоубийстве или планируете покончить с собой.

Даже если вы узнаёте у себя эти симптомы, нельзя с уверенностью утверждать, что у вас эмоционально неустойчивое расстройство личности. Для этого нужна профессиональная оценка. Важно исключить связь ваших симптомов с другими причинами.

От чего зависит заболевание?

У многих людей с эмоционально неустойчивым расстройством личности было очень травматическое или хаотичное детство. Некоторые подверглись насилию. Но даже если у вас было безопасное детство без какой-либо явной травмы, у вас также может развиться эмоционально неустойчивое расстройство личности.

На какую помощь можно рассчитывать?

Если у вас эмоционально неустойчивое расстройство личности, вы можете пройти лечение в форме психотерапии, в группе или индивидуально. Существует несколько различных методов лечения, которые показали хорошие результаты при эмоционально неустойчивом расстройстве личности. В качестве примеров можно привести диалектическую поведенческую терапию, терапию на основе ментализации и схема-терапию. Для лечения также могут применяться лекарства.

Вы имеете право получить информацию о доступных вариантах лечения и иметь возможность самостоятельно участвовать в лечении. Важно, чтобы вы чувствовали мотивацию и уверенность в своем терапевте.

Если вы обращались за медицинской помощью раньше, но считаете, что это не помогло, не сдавайтесь и обратитесь снова. Исследования показали, что решающее значение имеет не вид терапии, а доверие к терапевту.

Часто становится лучше

Во многих случаях помимо эмоционально неустойчивого расстройства личности у вас есть и другие диагнозы, такие как СДВГ или биполярный синдром. Как и в случае с этими диагнозами, жизнь со временем улучшается, так как вы лучше понимаете себя и можете сказать окружающим, что вам требуется, чтобы чувствовать себя хорошо.

Тревожное расстройство личности (ТРЛ)

У людей с тревожным расстройством личности возникает интенсивное чувство неадекватности и они справляются с неадаптивностью, избегая любых ситуаций, в которых они могут получить отрицательную оценку.

Читайте так же:
Лечение деменции народными средствами до выздоровления

Сообщаемая распространенность тревожного расстройства личности в США варьирует, но рассчитанная распространенность составляет около 2,4%. Тревожное расстройство личности одинаково распространено среди женщин и мужчин.

Этиология

Исследования показывают, что наличие опыта отвержения и социальной изоляции в детском возрасте и присутствие врожденных черт социальной тревоги и избегания могут способствовать развитию тревожного расстройства личности. Избегание ситуаций социального взаимодействия было обнаружено уже в возрасте около 2 лет.

Клинические проявления

Пациенты с тревожным расстройством личности избегают социального взаимодействия, в том числе в рабочих ситуациях, из-за страха критики или непринятия, а также в следующих ситуациях:

Они могут отказываться от продвижения в карьере из-за боязни критики со стороны коллег.

Они могут избегать встреч.

Они не заводят новые знакомства, пока не убедятся, что они понравятся.

Эти пациенты предполагают, что другие будут настроены критично и неодобрительно, пока скрупулезная проверка не докажет обратного. Таким образом, прежде как войти в группу и сформировать близкие отношения, пациентам с этим расстройством необходимы повторные заверения в поддержке и принятии.

Пациенты с тревожным расстройством личности уклоняются от длительного социального взаимодействия, боятся потерять свое благополучие при взаимодействии с другими. Чаще всего эти пациенты живут относительно изолированно, ограничивают свой круг общения, не имеют социального окружения, которое может прийти на помощь при необходимости.

Эти пациенты очень чувствительны к любому незначительному критическому неодобрению или насмешке, так как постоянно думают о критике или неприятии. Они бдительны к любому признаку негативной реакции в свою сторону. Их напряженный, тревожный вид может вызывать насмешки или подшучивание, тем самым подтверждая их неуверенность в себе.

Низкая самооценка и чувство неполноценности усиливают симптомы, особенно в новых социальных ситуациях. Пациенты избегают взаимодействия с новыми людьми, так как ощущают себя социально неадаптированными, непривлекательными и хуже других. Как правило, они ведут себя тихо, робко, стараясь быть незаметными, так как склонны думать, что все что они скажут будет опровергнуто другими. Они опасаются говорить о себе, чтобы не стать обьектом насмешек и унижений. Они переживают, что будут смущаться или заплачут в ответ на критику.

Пациенты с тревожным расстройством личности очень неохотно идут на личные риски, и по тем же причинам не участвуют в новых видах деятельности. В таких ситуациях они склонны преувеличивать опасности, использовать минимальные симптомы или проблемы, чтобы объяснить свое избегание. Из-за своих потребностей в безопасности и стабильности, они предпочитают ограниченный образ жизни.

Диагностика

Clinical criteria ( Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders , Fifth Edition [DSM-5])

Для постановки диагноза тревожного расстройства личности необходимо наличие у пациентов

Постоянная тенденция избегать социальных контактов, чувствовать себя неадекватным и быть гиперчувствительным к критике и отторжению

Эта закономерность проявляется в наличии ≥ 4 из следующих признаков:

Уклоняются от рабочих заданий, включающих межличностный контакт, так как боятся стать объектом критики или быть отвергнутыми

Не хотят связываться с людьми, пока не убедяться, что их действительно принимают

Находятся в тесных отношениях, так как опасаются насмешек или унижения

Чрезмерно озабочены вероятностью критики или отвержения в социальных ситуациях

Симптомы усиливаются в новой социальной обстановке из-за ощущения своей неадекватности

Считают себя социально некомпетентными, непривлекательными, «ниже» других

Неохотно идут на личные риски или берут участие в новых видах деятельности из-за вероятности быть смущенными

Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начали проявляться в раннем взрослом возрасте.

Дифференциальная диагностика

Тревожное расстройство личности следует дифференцировать от следующих 2-х нарушений:

Социофобия Социальная фобия Социальная фобия – это страх и беспокойство о том, что человек подвергается воздействию в определенных социальных или производственных ситуациях. Этих ситуаций избегают или переносят с существенной. Прочитайте дополнительные сведения : Различия между социофобией и тревожном расстройством личности едва различимы. При тревожном расстройстве личности тревожность и избегание преобладают больше, чем при социофобии, зачастую характерной для ситуаций, в которых присутствует риск публичного унижения (например, публичная речь, выступление на сцене). Тем не менее, социофобия может включать в себя более широкую модель избегания и, таким образом, может быть трудно различима. Эти 2 вида нарушения часто встречаются вместе.

Шизоидное расстройство личности Шизоидное расстройство личности (ШРЛ) Шизоидное расстройство личности характеризуется всепроникающей картиной отрешенности и общей незаинтересованностью в социальных отношениях, а также ограниченным диапазоном эмоций при межличностных. Прочитайте дополнительные сведения : Оба расстройства характеризуются социальной изоляцией. Однако пациенты с шизоидным расстройством личности замкнуты, так как не заинтересованны в других, в то время как пациенты с тревожным расстройством личности оказываются изолированными из-за гиперчувствительности к возможному отвержению или критике.

Читайте так же:
Какие лекарства принимать при тревожности

Эмоциональная тревожность как характеристика личности

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/08/3436 (дата обращения: 05.10.2021).

Проблема тревожности, при всей ее важности и актуальности, до сих пор остается наиболее сложной в психологии. Противоречия в рассмотрении проблемы свойственны как отечественным, так и зарубежным исследованиям, несмотря на то, что вопросом возникновения тревожности занимаются самые разные направления психологии. Сегодня отсутствует четкое определение данного термина: в понятие «тревожность» нередко включаются понятия «тревога» и «страх».
Отечественная психологическая наука предлагает несколько трактовок понятия «тревожность».
1. Тревога как состояние. Многие ученые рассматривают тревожность в качестве временного эмоционального состояния (как мобилизующего, так и дезорганизующего), возникающего в случае объективной угрозы личности, или в ситуациях, представляющих угрозу по ее субъективному мнению, а так же в нестандартных условиях функционирования и стрессовых ситуациях.
2. Тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях. Склонность к проявлению тревоги под влиянием специфических свойств темперамента анализирует В. С. Мерлин. Им установлен созависимость между проявлениями тревожности и особенностями нервной системы индивида, такими как слабость и инертность.
Если рассматривать тревожность как свойство личности, то можно утверждать, что она характеризуется возрастной спецификой, которая определяет виды и содержание детерминант тревоги, а так же формы защиты и компенсации. Различным возрастным периодам принадлежат различные области, вызывающие повышенную тревогу даже у личности, не склонной к тревожности, – эти области во многом определяются актуальными задачами развития и особенностями возрастов.
3. Процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования. Ряд ученых, А. И. Захаров, Л. В. Макшанцева, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров, предполагает, что тревожность как свойство личности формируется под влиянием постоянно повторяющихся ситуаций актуализации тревоги, сначала как готовность к проявлению тревоги, а в дальнейшем как новообразование эмоциональной сферы.
Существует достаточно много научных трактовок тревожности, но общим для всех является определение тревожности как чувства, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
Все ученые сходятся во мнении, что для тревожной личности свойственны такие проявления, как беспокойство, излишнее напряжение, негативные предчувствия, а также повышенная активность вегетативной нервной системы. Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и, определяясь значимостью стрессогенного фактора, может иметь различную интенсивность и период протекания. Тревожность не является однозначно отрицательным явлением,определенный приемлемый уровень тревожности не только допустим, но и необходим для правильного выстраивания перспектив активной деятельности.
Существует понятие оптимального уровня тревожности, который так же называется желательным, речь идет о полезной тревожности, заставляющей человека мобилизоваться.
Однако уровень тревоги, превышающий оптимальный (различный у индивидов), может оказывать на организм крайне неблагоприятное влияние.
Кроме того, определить первоначальную причину тревожности — значит, найти способы борьбы с ней, так как именно причина определяет, по какому пути должна пойти коррекционная работа.
Последствия вовремя не скорректированной тревожности могут сказываться на личности достаточно явно: эмоциональные перегрузки определяют общий эмоциональный спад, повышение утомляемости, падение работоспособности, страдают внимание и творческое мышление.
Существует и более узкая классификация, согласно которой по принципу происхождения выделяются только два типа тревожности.
Личностная тревожность, первый из типов, является свойством личности, ее характеристикой, определяющей, насколько человек расположен к проявлению тревоги. Она является устойчивой характеристикой эмоциональной сферы. Этот вид тревожности обусловлен фрустрацией в социальной и других значимых для личности сферах. Он развивается и закрепляется под воздействием регулярно повторяющихся ситуаций, детерминирующих тревогу. Как личностная черта тревожность закрепляется на этапах дошкольного и школьного детства, окончательно формируясь к подростковому возрасту. Ребенок с личностной тревожностью склонен переживать тревогу в разнообразных ситуациях, даже в тех, которые не имеют объективных предпосылок для ее возникновения, если по каким-то причинам они являются субъективно стрессовыми.
Личностная тревожность ведет за собой состояние подавленности и настороженности, что осложняет контакт с окружающим миром, лишает ребенка желания проявлять активность и инициативу – из-за стремления избежать ситуаций, где тревога потенциально возможна. Окружающий мир воспринимается ребенком как пугающий и враждебный.
Второй вид тревожности – ситуативная тревожность. В отличие от первого, ключевым фактором, провоцирующим возникновение тревоги, оказывается внешний мир и его явления. Тревога порождает какой-либо ситуацией, которая является травмирующей для личности. Состояние тревоги может играть важную роль для мобилизации ресурсов организма, что поможет принять правильное решение и успешно преодолеть сложности.
Ситуативная тревога в основе своей выполняет функцию адаптации организма к окружающей среде, она предупреждает о ситуациях внешнего мира, чреватых для индивида опасностью, и позволяет к этим опасностям подготовиться, избежав негативных последствий. Меры подготовки при этом могут быть осознанными или бессознательными – тогда реализуется действие защитных механизмов организма. Ситуативная тревожность меняется в зависимости от изменения ситуации: если индивиду предстоит какое-то событие, которое может стать стрессовым, то тревожность возрастает в преддверии этой ситуации, в остальное же время она значительно снижается.
Кроме того, мы можем выделить три формы тревоги, в зависимости от факторов, определяющих формирование ситуативной тревожности:
1. межличностная ситуативная тревога,
2. внутригрупповая ситуативная тревога,
3. и деятельностная (предрабочая, рабочая, послерабочая, оптимальная) ситуативная тревога. [1]
Межличностная и внутригрупповая тревога относятся к ситуациям эмоционального переживания в процессе общения. Они охватывают и весь эмоциональный спектр, основанный на прошлых контактах индивида с социумом, и эмоциональные ожидания, направленные на будущие контакты. Оценивается интенсивность и окраска переживаний человека по поводу необходимости контактировать с другими. Деятельностная тревога связана с конкретной задачей, стоящей перед человеком, с активностью, которую он собирается проявить, вызывающей у него эмоциональные переживания.
А. М. Прихожан предлагает также следующие типы тревожности:
1. устойчивая тревожность в определенной сфере – обозначаемая обычно как частная, специфическая, парциальная;
2. общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. [2]
Актуальным является вопрос соотношения разных типов тревожности: являются ли частные виды тревожности, связанные с одним школьным предметом, с общением между сверстниками, являться отдельными видами тревожности, или следует отнести их к категории личностной тревожности и рассматривать лишь как отдельные ее проявления, фиксированные каждое на своей сфере. Этот же вопрос встает и в отношении личностной и ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность может быть формой проявления общей тенденции личности к тревожному поведению. Однако, смена разных показателей тревожности выступает свидетельством наличия общей тревожности, способной к полиморфности.

Читайте так же:
Прогрессирующая деменция после инсульта

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Характеристики эмоционального интеллекта руководителей образовательных учреждений с разным уровнем тревожности

Характеристики эмоционального интеллекта руководителей образовательных учреждений с разным уровнем тревожности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Миронова С.Г., Филинкова Е.К.
Миронова С. Г. — аспирант, Филинкова Е. Б. — канд. пс. н., доцент кафедры социальной психологии; Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
В последние годы наблюдается возросший интерес к личности руководителя образовательного учреждения. Между тем, до сих пор отсутствуют такие исследования, которые бы рассматривали социально-психологические и эмоциональные характеристики личности как совокупность специфических качеств руководителя образовательного учреждения.

Высокий уровень социально-психологической компетентности в общении позволяет руководителю не только понимать собственные и чужие эмоции, успешно управлять ими, но и также способствуют умению вызывать определенные чувства у себя и у окружающих людей. Данные качества способствуют формированию сдержанного и корректного поведения в стрессовых ситуациях, которыми так богата школьная жизнь. Высокая практическая значимость и актуальность данной проблемы обусловила цель нашего исследования: изучение особенностей личности руководителя образовательного учреждения. Предметом исследования являлось изучение характеристик эмоционального интеллекта руководителей с разным уровнем тревожности.
Цель исследования была конкретизирована в задачах исследования: а) измерить уровень эмоционального интеллекта у руководителей образовательных учреждений;
б) выявить взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и характеристиками эмоционального интеллекта;
в) проследить взаимосвязь эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью личности руководителя образовательного учреждения. г) сравнить две группы с низкой и высокой тревожностью у руководителей образовательных учреждений с применением критерия Фишера.
В исследовании принимали участие 101 руководитель образовательных учреждений московской области (директора школ и заместители директора школы по учебно-воспитательной работе), возраст от 26 до 60 лет. Данное исследование проводилось в рамках комплексного исследования психологических факторов управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, проводимого в МГОУ [1].
В качестве психодиагностических методик использовались:
а) Авторская анкета, изучающая психологические факторы принятия решений руководителем образовательного учреждения.
б) Опросник ЭмИн Д.В. Люсина.
в) Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
г) Диагностика склонности к стрессам Дж. Джексона
В целом по группе отмечается средний уровень выраженности эмоционального интеллекта у руководителей образовательных учреждений. Самый высокий уровень выраженности среди показателей эмоционального интеллекта обнаружен по переменной «контроль экспрессии» – 37% респондентов продемонстрировали высокие способности контролировать проявление своих эмоций, 43% обладают средними способностями и 21% — низкими способностями держать под контролем внешние проявления своего эмоционального состояния. Самый низкий уровень выраженности среди характеристик эмоционального интеллекта – в понимании чужих эмоций, наибольшая группа (38%) респондентов проявила малую способность понимать других, средняя выраженность способностей у трети (34%) опрошенных, остальные члены группы отличаются высокой способностью распознавать эмоции окружающих (29%). В способности к пониманию своих эмоций лишь 23% опрошенных имеют низкие значения, 46% респондентов продемонстрировали средние показатели к осознанию своих эмоций, их распознаванию и идентификации и 32% обладают высокими способностями понимания собственных эмоций. Приблизительно в равной пропорции оказались разделены все руководители по способности управлять чужими и своими эмоциями. Таким образом, результаты показали, что руководители школ способны контролировать внешние проявления своих эмоций, но при этом не могут в должной мере понимать эмоциональное состояние другого человека, а также с трудом проявляют чуткость к его внутреннему состоянию.
Изучение личностной тревожности показало, что основная часть (60%) руководителей школ обладают средним уровнем выраженности личностной тревожности, 35% опрошенных характеризуется высокой тревожностью и всего 5% респондентов имеют низкие показатели личностной тревожности. Это означает, что подавляющее число педагогов-руководителей стараются проявлять выдержку и спокойствие в большинстве жизненных ситуаций. При этом третья часть группы – это руководители, которые склонны переживать даже по мелочам, часто ставя под сомнения большинство своих личностных и профессиональных начинаний.
Анализ стрессоустойчивости выявил, что подавляющее число руководителей образовательных учреждений обладают средней выраженностью устойчивости к стрессу (61%), при этом третья часть группы (39%) обладает низкой стрессоустойчивостью, высокий уровень противостояния стрессу не выявлен. Данные результаты свидетельствуют о том, что современные педагоги-руководители с трудом справляются с нестандартными жизненными ситуациями и многие не владеют знаниями по способам выхода из стрессовых ситуаций.
Корреляционный анализ обнаружил 9 достоверных взаимосвязей характеристик эмоционального интеллекта с другими особенностями личности руководителя образовательного учреждения. Все переменные, отражающие эмоциональный интеллект руководителя, тесно связаны с личностной тревожностью и стрессоустойчивостью. Высокую значимость для умения понимать и управлять как собственными, так и чужими эмоциями, оказалось, имеет тревожность личности. Общая закономерность такова: высокий эмоциональный интеллект взаимосвязан с низким уровнем личностной тревожности, все пять переменных 88 эмоционального интеллекта обнаружили статистически достоверные корреляционные связи с уровнем личностной тревожности. Умение управлять и понимать как свои, так и чужие эмоции также имеют тесные корреляционные связи на достоверном уровне со стрессоустойчивостью личности руководителя образовательного учреждения. Замечено, чем выше уровень переменных эмоционального интеллекта, тем ниже стрессоустойчивость личности руководителя. Умение контролировать свои внешние эмоциональные проявления со стрессоустойчивостью связаны лишь на уровне тенденций. В результате сравнительного анализа двух групп руководителей школ с разным уровнем тревожности обнаружено, что в группе с низкой тревожностью наблюдается высокая выраженность переменных эмоционального интеллекта, в группе с высокой тревожностью зависимость обратная. Эмпирические значения критерия Фишера в четырех переменных из пяти (управление и понимание как своими и чужими эмоциями) являются значимыми. Значимых различий по переменной «контроль экспрессии» не выявлено. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у руководителей-педагогов с низкой тревожностью наблюдается высокая выраженность переменных эмоционального интеллекта, в группе с высокой тревожностью – эмоциональный интеллект мало выражен. На контроль внешних проявлений своих эмоций уровень тревожности у руководителей образовательных учреждений не влияет.

Список литературы
Филинкова Е.Б., Миронова С.Г. Особенности социально-психологических и эмоциональных характеристик личности руководителя образовательного учреждения / Вестник МГОУ, №1. 2010

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector