Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проекты победителей летней школы

Проекты победителей летней школы

Приоритетным направлением в моей работе является развитие эмоциональной сферы дошкольников. В результате многолетней работы с детьми дошкольного возраста выяснила, что многие из них испытывают проблемы в общении со взрослыми и детьми, а также имеют комплекс симптомов, указывающих на невротический характер происхождения, различного рода страхи и опасения. Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпевала изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере. Дети описываемой группы легко возбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. У них исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм. Тревожный ребенок испытывает затруднения в контакте со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Дети предпочитают одиночную игру коллективной. По своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка. Исследуя произвольную и интеллектуальную сферу старших дошкольников, пришла к выводу, что тревога и страхи оказывают существенное влияние на процессы восприятия, мыслительные процессы. Мышление становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность. Страх подрывает уверенноть в свои силы, решительность, упорство в достижении цели.

Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова (1988) утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, головокружение, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и др.

В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы по преодолению тревожности и страхов у детей. В 1995 году мною была создана программа «Мне не страшен серый волк». За эти годы программа была доработана, адаптирована к условиям детского сада, дополнена новыми, более эффективными и интересны методами и приемами психотехники. К сеансам игротерапии активно привлекались члены семей и педагоги, детей с проблемами страхов и тревожности. В дальнейшем была создана система работы по преодолению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста, в которой использован опыт зарубежных и отечественных специалистов по данной проблеме, а также авторские наработки. Предложен ряд действенных рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике страхов и тревожности у детей.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МНЕ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК»

ЦЕЛИ: путем психолого-педагогического воздействия на ребенка помочь ему преодолевать тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формирование психологических защит от невротизирующих факторов.

— выявить преобладающие страхи и определить степень их выраженности;

— исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми, отношение ребенка к себе, родителям, др.

— выявить факторы, порождающие страхи, тревожность.

— ориентировать ребенка на собственные возможности в преодолении страхов и тревожности путем рисования; переживания безопасности за счет условности во время проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;

— обучать ребенка управлять своим состоянием при переходе из состояния опасности в состояние безопасности;

— обучать психомышечной тренировке: напрягать и расслаблять мышцы туловища, осознавать состояние покоя, ненапряженности;

— обучать элементам выразительных движений, возможности самовыражаться в танцах, пантомима, пр.

— развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое;

— снижать психо-эмоциональное напряжение, внушение желаемого настроения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

1.Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М,, Амен В.

2.Метод незавершенных предложений Сакса Сиднея

3. Тест «Дом — Дерево — Человек» Дж. Бук

4. Методика по выявлению тревожности и страхов Захаров А.И.

Методы: игровая терапия, арттерапия, психогимнастика, аутотренинг, релаксация, психодрама, куклотерапия, телесная терапия, танцевальная терапия, «эмоциональные качели», разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.

Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэфициента страхов. Максимальная численность группы 5-7 человек плюс один «фоновый» ребенок. Разница в возрасте должна составлять не более одного года. Программа включает 19 занятий, построенных по единой схеме. Каждое занятие состоит из трех частей, которые направлены на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. 1-я часть занятия включает упражнения по формированию когнитивного компонента эмоциональной компетентности; 2-я часть формирует приемы оптимизации эмоциональных состояний; 3-я часть развивает у детей приемы саморегуляции.

Несомненным достоинством программы является встроенность диагностики в коррекционно-развивающий процесс.

Цели первой части связаны с развиваще-обучающей напрвленностью, ориентированы на формирование положительных эмоций, установление контакта с психологом и участниками группы (психогимнастика, телесная терапия, программы детского аутотренинга).

Цели второй части (основной) направлены на диагностику и коррекцию страхов. Эта часть самая длительная, так как состоит из 2-3 составляющих. Сюда входят беседы, ролевые и подвижные игры, рисование страхов, аппликация пиктограмм, показ мультфильмов, сочинение волшебных историй и пр. Перерыв не дается, так как один вид деятельности сменяется другим, более подвижным (подвижные игры), с обязательным участием родителей и, по необходимости, других членов семьи.

Часть тетья — заключительная, самая короткая. Сюда входит мышечный аутотренинг и другие этюды психогимнастики на расслабление мышц тела. Родители отрабатывают на занятии элементы саморасслабления с детьми и дома закрепляют. Полученный опыт используется в дальнейшем. В конце занятия идет обсуждение (по кругу) переживаний по поводу темы занятия, выполняется групповое правило: «Поделись улыбкою своей!»

Успешно применяется метод создания ситуации занимательности: кабинет психолога условно делится на несколько зон, где проходит большая часть игровых сеансов: «Мастерская художника Демы»- для арттерапии; «Остров Фантазии» — на ковре для аутотренингов, релаксации; театральная зона — «Театр Колобка»; «Стадион Поиграй-ка» — переносится в физкультурный зал.

Обязательным условием коррекционной работы является сотрудничество с семьей: родителями, старшими и младшими сестрами и братьями.

Занятия проводятся два раза в неделю в вечерние часы, так как в это время дети свободны от других видов деятельноссти. Но самое главное — вечером легче использовать световой эффект для применения метода «эмоциональные качели», приема — десенсибилизации страха темноты в ряде ролевых и подвижных играх. Кроме того, родителям легче посещать занятия вечером для проигрывания совместных игр. Длительность занятий — 1ч.20мин — 1ч.30мин. с перерывами между каждой частью занятия («минутки шалости»).

Читайте так же:
Тревожность как лечить народные средства

Примерные сценарии групповой психотерапии — лишь СХЕМА, ориентирующая психолога. Многие игры, упражнения, этюды и пр. адаптируются уже на занятиях с учетом ситуации, желания детей и родителей, их восприятия, их эмоциональных возможностей на данном этапе, то есть исключаются или заменяются другими игровыми упражнениями, если покажутся детям скучными или искусственными.

1. Качественное и количественное снижение тревожности и страхов у каждого ребенка экспериментальной группы.

2. Использование психологических защит от невротизирующих факторов детьми экспериментальной группы.

3. Снижение психо-эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях у детей экспериментальной группы.

Данные нескольких лет показывают, что после проведенной работы симптомы тревожности и страхов снижаются до низких показателей в среднем с 60%-78% до 12%-20% или исчезают совсем. Сравнивая результаты уровня тревожности и страхов у детей экспериментальной группы до и после коррекции, можно проследить полное изменение процентных данных. Показатели тревожности и страхов у некоторых детей экспериментальной группы снижаются до низкого уровня (5%-7%) или исчезают совсем, у остальных — до среднего уровня (20%-40%)

Дети стали проявлять меньше бесспокойства в стрессовых ситуациях, у них изменились межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. В играх они стали решительнее, меньше проявляют робость и страх перед «нападением» в игре. Полученные навыки установления контактов позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.

Сравнительные результаты детей контрольной группы показывают, что у большинства детей этой группы, сохраняется высокий уровень тревожности и страхов в среднем от 56%до 81%: у некоторых из них — показатели остались прежними, а у других — даже повысились. Эти дети остались такими же боязливыми и неуверенными в своих силах. Страх перед возможной неудачей не позволяет им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с другими детьми.

Полученные данные позволяют предположить и сделать выводы об эффективности применяемых методов и приемов коррекционно-развивающей работы по программе «Мне не страшен серый волк».

Эмоциональные проявления и тревожность дошкольника

Проблема сиротства в современной России является весьма актуальной. Это связано с увеличением количества детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточность эмоциональной жизни в условиях детского дома или школы-интерната крайне негативно сказывается на становлении личности детей и подростков. Развитие ребенка при отсутствии родительской опеки может привести к значительным трудностям в его социальной адаптации. В связи с этим в детских домах преобладают дети с задержкой психического развития (ЗПР), либо дети, имеющие социальную и педагогическую запущенность.

Изучением различных аспектов психического развития детей-сирот занимались В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьев, Н.К. Радина, Л.М. Шипицина и другие.

В исследованиях Л.М. Шипициной [9] показано, что дети-сироты с ЗПР имеют высокий уровень тревожности. Проблемы общения этих детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, с трудностями в опознании эмоций. На общение со взрослыми и сверстниками влияет повышенная конфликтность, враждебность, повышенная агрессивность, чувство вины. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности — чувства одиночества, незащищенность и депрессии, а также страхов разного рода.

По результатам наблюдений Ефремовой Г.И. [2], для детей-сирот с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, характерна недостаточность эмоциональной сферы, которая проявляется в ограниченном наборе положительных эмоциональных реакций. Положительные эмоции у детей-сирот возникают в случаях, если им удаются насмешки друг над другом. Не характерны для них переживания радости за другого, позитивные обращения друг к другу в ходе общения. Дети не могут описать переживаний радости, проанализировать, какими способами они улучшают себе настроение.

Для детей-сирот характерен ровный и слегка повышенный фон настроения. От негативных событий и переживаний они защищаются примитивными механизмами защиты: игнорированием, вытеснением, быстрым переключением на игры, избеганием, регрессивными реакциями (капризы, нарочито «детское» поведение и т.п.).

Особенности поведения воспитанников детского дома изучали А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых. [7] Они описали своеобразие общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками. В конфликтных ситуациях (ситуация запрета, замечания взрослого, либо обвинения со стороны сверстников) наблюдаются проявления агрессивности, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. доминирование защитных форм поведения. Это свидетельствует о неспособности продуктивного, конструктивного решения конфликта. На фоне агрессивности проявляется высокая потребность в общении. Это говорит об амбивалентности поведения детей-сирот: они стремятся к общению со взрослыми, хотят показать себя с лучшей стороны, стараются быть дисциплинированными. Таким образом, для них крайне важно расположение взрослого, его положительная оценка. Это в полной мере относится к детям-сиротам старшего дошкольного возраста.

В исследовании В.С. Мухиной [4] изучались особенности общения детей-сирот с окружающими людьми. Контакты детей поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно требуют внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное поведение. Такой опыт общения приводит к тому, что дети занимают по отношению к другим негативную позицию.

Таким образом, проблема эмоционального развития детей-сирот, а также их взаимодействия с окружающими, получила достаточное развитие в рамках исследований по возрастной психологии. В то же время, изучение данной проблемы с позиций специальной психологии, было недостаточным.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей эмоциональной сферы (тревожности, агрессивности) старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях закрытых учреждений.

Одной из гипотез экспериментального исследования стало предположение о том, что эмоциональная сфера воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд специфических негативных особенностей. Так, для них характерны: повышенный уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, конфликтности. Эти особенности вызваны своеобразием микросоциальных условий и спецификой реакций на фрустрацию.

В ходе экспериментального исследования использовались методики: «Несуществующее животное» Дж. Бука, тест С. Розенцвейга- детский вариант (в модификации Н.В. Тарабриной), тест «Дом – Дерево – Человек» М.З. Дукаревич, проективная методика для диагностики тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен в адаптации А.М. Прихожан.

Читайте так же:
Методика диагностики уровня тревожности студентов

По результатам экспериментального исследования обнаружено, что уровень тревожности у детей-сирот с задержкой психического развития существенно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье. Это подтверждается методикой Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, где индекс тревожности у воспитанников детского дома является высоким.

Главными темами при описании сюжетов картинок являлись: тема одиночества, желание вернуться домой. Были отмечены также элементы враждебности и агрессивности.

По результатам методики «Дом-дерево-человек» обнаружены высокие значения по симптомокомплексам: «тревожность», «чувство неполноценности», «враждебность», «конфликтность», «трудности в общении», «депрессивность», что свидетельствует о негативных тенденциях в развитии эмоциональной сферы детей-сирот с задержкой психического развития.

Эмоциональное неблагополучие воспитанников детского дома проявляется в характерных деталях рисунков (высокие заборы, отсутствие окон, частей тела и т.д.), в манере рисования (схематичность, прерывистые линии и т.д.), в специфическом расположении рисунков на листе (с краю, очень низко и т.п.), в комментариях, сопровождающих процесс рисования (отказ от рисования и пр.). В рисунках детей часто присутствует сильный нажим на карандаш, который часто свидетельствует о высокой тревожности, сильном напряжении.

Экспериментальное исследование по методике С. Розенцвейга показало, что дети из детского дома (группа А) имеют низкие показатели коэффициента конформности (GCR). Этот результат можно объяснить особенностями среды учреждений интернатного типа, в которой находятся дети. Жесткий режим дня, постоянный контроль со стороны взрослого не дают детям возможности проявить самостоятельность, вызывая, тем самым, высокую зависимость от окружающих, а также частные конфликтные ситуации, как со взрослыми, так и со сверстниками.

У детей из группы В коэффициент конформности (CGR) варьируется. В отличии от воспитанников из детского дома, дети из семьи не испытывают глубокого дефицита общения со взрослым, следовательно, не возникает зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого.

Анализ профилей реакций воспитанников детей из детского дома показывает, что для них наиболее характерны экстрапунитивные реакции по самозащитному типу (E). В группе В чаще всего встречаются интропунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности (i).

Таким образом, сравнительный анализ данных по группам детей- сирот и детей, воспитывающихся в семье, позволил выделить следующие различия: реакции на фрустрацию у старших дошкольников из семьи разнообразнее. У детей-сирот доминировали ответы, содержащие враждебность, обвинения, упреки по отношению к окружающим. Такое поведение свидетельствует о «слабости личности», что выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от фрустратора, самостоятельно найти выход из конфликта, неспособности взять на себя ответственность за его разрешение, стремлении переложить эту ответственность на окружающих.

Экспериментальное исследование по методике Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек» показало, что в группе старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, 55% детей имеют трудности в общении. Также обнаружены повышенная конфликтность (50%), высокая враждебность (40%). Следует отметить, что такие показатели, как незащищенность (25%) и тревожность (35%) заметно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье. В данном случае семейные условия являются основополагающим фактором.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, была подтверждена гипотеза о том, что для старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, характерно качественное и количественное своеобразие развития эмоциональной сферы. Были обнаружены такие особенности детей, как повышенный уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, конфликтности.

По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента. Формирующее исследование было направлено на развитие эмоциональной сферы, коррекцию эмоциональных нарушений (тревожности, агрессивности) у старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома.

В качестве основной формы работы выступала игровая терапия с использованием элементов тренинга.

Таким образом, специфика эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме, обусловлена не только нарушениями центральной нервной системы, но и депривацией – психической, социальной. На психическое развитие детей-сирот одновременно влияют несколько форм депривации. Депривация психического развития может начинаться еще в семье, с момента рождения ребенка, когда дети находятся в ситуации недостатка эмоционального общения, когда их базовые психологические потребности не удовлетворяются.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.

Консультация «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру

Ценностные ориентации формируются в общении с взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление жизненного опыта взаимодействия с его окружением. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера человека.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

Читайте так же:
Препарат для лечения тревожности у детей

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Признаки тревожности у ребенка;

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи. Страхи непременный спутник тревожности, они могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети,основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии — одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны — сами фантазии влияют на реальность — ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности — и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Признаки повышенной тревожности у детей:

Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т. д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое.

Причины возникновения тревожности ребенка:

— Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;— Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;

— Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;

— У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;

— В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т. д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак.);

— В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет.)

— Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.

— Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы.);

— Родители дают ребенку множество тревожных посылов: «Ты плохой. У тебя не получиться. У тебя все и всегда неправильно. » В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;

-Ребенок настолько «привязан» к родителям, что без них он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна поддержка или одобрение.

Как помочь тревожномуребенку справиться с этим состоянием:

— Очень часто у тревожных деток появляется потребность стать для кого-то опекуном, любить, ласкать, оберегать. Именно поэтому, детские психологи рекомендуют родителям тревожных детейзавести домашнее животное: котенка, щенка, хомячка и доверить его малышу, однако конечно же, помогать ребенку ухаживать за питомцем. Такой совместный уход за питомцем поможет выстроить партнерские и доверительные отношения межу родителями и ребенком, что поспособствует снижению уровня тревожности.

— Также, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, очень полезными будут выполнения релаксационных упражнений, например дыхательные упражнения для детей.

— Ну и напоследок, если тревожность у ребенка ярко выражена, и родители не могут справиться и помочь ребенку самостоятельно, то обязательно нужно обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Ведь даже незначительная тревожность в детстве может стать причиной серьезных психических заболеваний в будущем.

Читайте так же:
Уровень психического напряжения и тревожности

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М., 1997

2. Гарбузов В. И.Нервные дети: Советы врача. — Л. : Медицина, 1990г. -176с.

3. Кочубей Б. ,. Новикова Е. : «Снимем маску с тревоги» // Журнал «Семья и школа». — 1988г — №11

4.Практическая психология: Учебно-методическое пособие. /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — 1997г. -212с.

5. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М., 1996

Консультация «Страхи у детей дошкольного возраста» Страх присущ каждому человеку на планете. Он может быть обоснованным или безотчётным. Однако каков детский страх и как от него избавиться?.

Консультация «детей младшего дошкольного возраста» Закаливание детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже.

Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста» С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится.

Консультация для родителей «Тревожность в детском возрасте» Тревожность в детском возрасте. Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки,.

Консультация «Тревожность» Оказывается, что сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном.

Тревожность детей и способы ее коррекции Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств — особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о.

Тревожность у детей: причины и снятие Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях.

Консультация для родителей «Тревожность и тревожный ребенок» Консультация для родителей на тему: «ТРЕВОЖНОСТЬ И ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК». Тревожность – это форма проявления эмоционального неблагополучия.

Консультация «Заикание у детей дошкольного возраста» Заикание у детей дошкольного возрастаПсихологические особенности заикающихсяПочти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся.

Консультация «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возраста Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно.

Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Содержание

Введение 3
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19
Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23
2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25
2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45
Выводы 47
Педагогические рекомендации 49
Заключение 50
Литература 51
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе Старшего дошкольного возраста

студент 4 курса

группы 07 – 106 – ДПП – 302

дошкольной педагогики и

Светлана Евгеньевна Царева

Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе

1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5

1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8

1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15

1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19

Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23

2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25

2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39

2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45

Педагогические рекомендации 49

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, превращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность человека не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интеллигентному человеку.

Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Читайте так же:
Поведенческие расстройства при деменции

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

  1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
  2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
  3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Предмет исследования: зависимость статуса ребенка старшего дошкольного возраста от разного уровня тревожности.

Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования эмоционального состояния каждого ребенка группы мы использовали рисуночный тест Бака “Дом–Дерево–Человек”, методику “Рисунок несуществующего животного”.

Также мы проводили диагностику межличностных отношений детей по методике изучения детской группы (социометрия и аутосоциометрия).

  1. . Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
    1. Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

    Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

    Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.

    Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

    «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий».

    Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

    Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

    Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

    Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

    Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

    1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
    2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
    3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
    4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
    5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
    6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
    7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

    Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

    Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

    Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [ 14 , стр. 415]

    Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

      1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

      Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector