Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследования тревожности у школьников подросткового возраста

Исследования тревожности у школьников подросткового возраста

Теоретические проблемы проявления школьной тревожности. Исследование данного вопроса в зарубежной и отечественной психологии. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. Эмпирическое изучение особенностей тревожности подростков.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления08.02.2010
Размер файла44,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В экспериментальной части работы проведено изучение уровня тревожности в подростковом возрасте. Диагностика показала наличие нормального уровня тревожности у 50% учащихся, другие подростки имеют некоторые отклонения от нормы.

В результате проведения эксперимента мы смогли подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы и доказать, что тревожность учащихся подросткового возраста имеет свой определенный уровень.

Проведенное исследование в этом направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.

Литература

1. Андреева, А.Д. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / А.Д. Андреева [и др.]; под ред. И.В. Дуюровиной. — М. Просвещение, 1994.-250с.

2. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. — 1997. — №2. — С. 34-38.

3. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы её диагностики и коррекции / Н.Е. Аракелов, Н. Шмикова // Вестник МГУ, сер. Психология. — 1998. — №1. — С. 18.

4. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. — М., ПЕРСЭ, 2001. — 146 с.

5. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения / С.А. Бадмаев. — М.: Книга, 1999. — 65с.

6. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Г. Уолтерс.- М.Просвещение, 2000. — 154с.

7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1994.- 126 с.

8. Возрастная и педагогическая психология // под ред. Петровского. — М.: Политиздат, 1979.- 340 с.

9. Дарвин, Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин.- СПб.: Питер, 2001.-384с.

10. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И Захаров. — М. 1995.- 183 с.

11. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина.- С.-Петербург: Речь, 2002.- 196 c.

12. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, — 1985.-431с.

13. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 1969. — №1. — С. 131-138.

14. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование.- 1998.- №2. — С. 15.

15. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: автореферат. . дис. д-ра психол. наук. / А.М. Прихожан; моск. гос. пед. ин-т.- 1996.- 39с.

16. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан //Психологическая наука и образование. — 1998. — №2. — С. 11-17.

17. Прихожан, А.М. Тревожность: Явление, причины, диагностика / А.М. Прихожан // Вопросы психологии.- 1999. — № 3. С. 23-30.

18. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Л.В. Куликова.- СПб.: Питер Пресс, 2000.-286 с.

19. Путимцева, Н.Г. Характеристика тревожности в аспекте возрастного развития подростков и старших школьников С. — 807-811.

20. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, -1997.- С. 800.

21. Спиноза, Б. О происхождении и природе аффектов /Психология эмоций: Тексты / Б. Спиноза. — М.: Просвещение, 1984.- 261с.

22. Суворова, В. В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. — М. Политиздат, — 1975. — 312 с.

23. Философская энциклопедия, т. 5. — М.: Просвещение, 1978. — С. 139.

24. Хорни, Карен. Собр. соч. в 3 томах. Т.2.: Тревожность / Карен Хорни. — М.: Смысл, 1997. — С. 174—180.

Читайте так же:
Изучение тревожности у детей с дцп

Приложение 1

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0 1 2 3 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1. Если ситуация достаточно неприятна, вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру — 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не может перенести ее, и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком, ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасения, беспокойство, тревогу или страх.

Приложение 2

Шпаргалка для педагогов, или правила работы с тревожными детьми

­ Избегать публичных порицаний и замечаний!

­ Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

­ Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

­ Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

­ Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

­ Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

­ Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.

­ Использовать наказание лишь в крайних случаях.

­ Не унижать ребенка, наказывая его.

­ Эмоциональная поддержка (Ничего страшного…, Бывает люди ошибаются, боятся. Ну ничего, в следующий раз получится.) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

­ Стимулирующая помощь — авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…).

­ Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

­ Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…).

­ Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).

­ Не торопить! Давать время сообразить.

­ Когда торопится, останавливать, успокаивать.

­ При необходимости повторить и уточнить инструкцию.

­ Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

­ Упражнения на релаксацию.

­ Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Яснова А.А. Кибераддиктивное поведение подростков: Эмпирические данные

Яснова А.А. Кибераддиктивное поведение подростков: Эмпирические данные

Ком­пью­тер­ная аддик­ция в нашем веке несет опас­ность для нор­маль­но­го здо­ро­во­го раз­ви­тия лич­но­сти школь­ни­ка-под­рост­ка. Зави­си­мость от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ока­зы­ва­ет вли­я­ние на такие сфе­ры жиз­ни, как: уче­ба, лич­ност­ное инди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие, соци­аль­но-обще­ствен­ное раз­ви­тие, физио­ло­ги­че­ское здо­ро­вье и мно­гие другие.

Ком­пью­тер­ной аддик­ци­ей счи­та­ет­ся фор­ма изме­нен­но­го состо­я­ния созна­ния, при доми­ни­ро­ва­нии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти. Обра­ща­ясь к науч­ным тер­ми­нам, аддик­тив­ным пове­де­ни­ем, чаще все­го назы­ва­ют уход от реаль­но­сти посред­ством изме­не­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го состояния.

Науч­ное сооб­ще­ство обес­по­ко­е­но дан­ной про­бле­мой и актив­но рабо­та­ет над объ­яс­не­ни­ем и предот­вра­ще­ни­ем рас­про­стра­не­ния гей­мер-аддик­ции на под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние. Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что бла­го­да­ря ком­пью­те­ри­за­ции и раз­ви­тию сети Интер­нет про­ис­хо­дит посто­ян­ное изме­не­ние внут­ри базо­вых инсти­ту­тов обще­ства – инсти­ту­та обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, что вле­чет за собой сме­ну всех ком­му­ни­ка­тив­ных стратегий.

Дале­ко не всё обще­ство спо­соб­но успеть за тем­пом тех­ни­че­ско­го про­грес­са и под­стро­ить­ся к новым реа­ли­ям про­цес­са вза­и­мо­дей­ствия людей меж­ду собой. Это ведет к вынуж­ден­ной инди­ви­ду­а­ли­за­ции жиз­ни, отчуж­де­нию от обще­ства, фор­ми­ро­ва­нию отшель­ни­че­ско­го обра­за жиз­ни и интро­вер­тив­ных наклонностей.

При рас­смот­ре­нии поня­тия «кибе­рад­дик­ция» мож­но заме­тить, что оно эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ла от тако­го опре­де­ле­ния, как «ком­пью­тер­ная зави­си­мость, рас­строй­ство пове­де­ния, в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния Интер­не­та и ком­пью­те­ра» (И.Голдберг, 1990 г.) до «тяже­лая зави­си­мость чело­ве­ка от ком­пью­тер­ных игр, кото­рая вклю­ча­ет в себя любой вид дея­тель­но­сти в сети, что ска­зы­ва­ет­ся на его обра­зе жиз­ни, физи­че­ском и мораль­ном здо­ро­вье» (Э. Кандел).

Читайте так же:
Речевая карта по заиканию для взрослого

Тема игро­вой зави­си­мо­сти име­ет доста­точ­но широ­кую оглас­ку. Раз­лич­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми уже затро­ну­ты такие темы, как основ­ные пред­по­сыл­ки игро­вой зави­си­мо­сти (Ю.В. Фоми­че­ва, А.Г. Шме­ле­ва), фак­то­ры инди­ви­ду­аль­ной склон­но­сти к гей­мер-аддик­ции (О.Н. Аре­сто­ва, A.B. Худя­ков, М.С. Кисе­ле­ва, М. Коул, К. Янг и др.), пси­хо­ло­ги­че­ские и пси­хи­че­ские послед­ствия игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти (И.В. Бур­ла­ков, М.С.Иванов, Г.М. Ави­лов) и другие.

В дан­ной ста­тье будет рас­смот­ре­но эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное на базе обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы г. Сама­ра с уча­щи­ми­ся 8 клас­са. Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в 2019–2020 годах.

В рам­ках дан­ной рабо­ты были реше­ны зада­чи: выяв­ле­ние склон­но­сти к игро­вой зави­си­мо­сти у под­рост­ков, уста­нов­ле­ние вза­и­мо­свя­зи гей­мер-аддик­ции и уров­ня агрес­сив­но­сти в груп­пе, вза­и­мо­свя­зи гей­мер-аддик­ции с уров­нем враж­деб­но­сти и зави­си­мо­сти от ком­пью­те­ра с ситу­а­тив­ной и лич­ност­ной тре­вож­но­стью учащихся.

Так­же была раз­ра­бо­та­на и апро­би­ро­ва­на про­грам­ма кор­рек­ци­он­но­го тре­нин­га «Твой потен­ци­ал» по про­фи­лак­ти­ке и пре­одо­ле­нию геймер-аддикции.

Выбор­ка соста­ви­ла 30 чело­век, все они уче­ни­ки 8 клас­са, воз­рас­том 13–15 лет.

В каче­стве диа­гно­сти­че­ско­го инстру­мен­та­рия были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие мето­ди­ки: Тест-опрос­ник для уста­нов­ле­ния зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр (автор Крас­но­ва С.В.); Мето­ди­ка изу­че­ния агрес­сив­но­сти (Опрос­ник Бас­са-Дар­ки); Шка­ла реак­тив­ной (ситу­а­тив­ной) и лич­ност­ной тре­вож­но­сти Ч.Д. Спил­бер­га — Ю.Л. Ханина.

Пер­вич­ное иссле­до­ва­ние было про­ве­де­но путем анке­ти­ро­ва­ния. Испы­ту­е­мые долж­ны были само­сто­я­тель­но запол­нить раз­ра­бо­тан­ную анке­ту, состо­я­щую из трех частей. Резуль­та­ты будут опи­са­ны ниже.

Затем мы нача­ли апро­ба­цию спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­но­го нами тре­нин­га «Твой потен­ци­ал», кото­рый направ­лен на повы­ше­ние инте­ре­са к дру­гим сфе­рам жиз­ни и досу­гу, а так­же на рас­кры­тие талан­тов и лич­ност­но­го потен­ци­а­ла. После завер­ше­ния рабо­ты по про­грам­ме тре­нин­га было про­ве­де­но кон­троль­ное иссле­до­ва­ние с исполь­зо­ва­ни­ем тех же мето­дик. Испы­ту­е­мые долж­ны были само­сто­я­тель­но запол­нить раз­ра­бо­тан­ную анке­ту, состо­я­щую из трех частей.

По завер­ше­нию экс­пе­ри­мен­та нами были систе­ма­ти­зи­ро­ва­ны дан­ные обо­их иссле­до­ва­ний, уста­нов­ле­ны вза­и­мо­свя­зи и сде­ла­ны выво­ды по про­де­лан­ной рабо­те и с ситу­а­ци­ей зави­си­мо­сти от ком­пью­те­ра у кон­крет­ных подростков-учащихся.

Ниже при­ве­де­ны основ­ные выво­ды по резуль­та­там исследования.

При пер­вич­ном исследовании:

  • Школь­ни­кам свой­ствен­ны пред­по­сыл­ки игро­вой ком­пью­тер­ной зависимости.
  • 26% уча­щих­ся (8 уче­ни­ков) нахо­дят­ся в груп­пе рис­ка, очень при­вя­за­ны к ком­пью­те­ру, про­во­дят там прак­ти­че­ски все свое сво­бод­ное вре­мя, нега­тив­но реа­ги­ру­ют на отсут­ствие воз­мож­но­сти поль­зо­ва­ния компьютером.
  • При иссле­до­ва­нии уров­ня агрес­сив­но­сти по мето­ди­ке Бас­са-Дар­ки у 70% (21 чело­век) испы­ту­е­мых отме­ча­ет­ся высо­кий уро­вень враж­деб­но­сти и 46% уча­щих­ся (14 чело­век) име­ют высо­кий уро­вень агрес­сив­но­сти (Рису­нок 1 и Рису­нок 2). Эти дан­ные демон­стри­ру­ют небла­го­при­ят­ную сре­ду внут­ри кол­лек­ти­ва и ука­зы­ва­ют на эмо­ци­о­наль­ную отстра­нен­ность чле­нов группы.

Рисунок 1. Уровень враждебности

Рису­нок 1. Уро­вень враждебности

Рисунок 2. Уровень агрессивности

Рису­нок 2. Уро­вень агрессивности

  • Соглас­но полу­чен­ным дан­ным по мето­ди­ке И.Д. Спил­бер­га – Ю.Л. Хани­на на выяв­ле­ние уров­ня тре­вож­но­сти в груп­пе 40% (12 чело­век) под­рост­ков с высо­ким уров­нем ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти и 50% (15 чело­век) с высо­ким уров­нем лич­ност­ной тре­вож­но­сти агрес­сив­но­сти (Рису­нок 3 и Рису­нок 4). Высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти мож­но харак­те­ри­зо­вать низ­кой само­оцен­кой, дез­ори­ен­та­ци­ей в соци­аль­ной сре­де, экзи­стен­ци­аль­ной неудо­вле­тво­рен­но­стью, нали­чи­ем внут­рен­не­го конфликта.

Рисунок 3. Уровень ситуативной тревожности

Рису­нок 3. Уро­вень ситу­а­тив­ной тревожности

Рисунок 4. Уровень личностной тревожности

Рису­нок 4. Уро­вень лич­ност­ной тревожности

После полу­чен­ных резуль­та­тов на про­тя­же­нии 9 меся­цев про­во­ди­лась кор­рек­ци­он­ная пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ская рабо­та с уча­щи­ми­ся клас­са. После чего было про­ве­де­но кон­троль­ное исследование.

При кон­троль­ном иссле­до­ва­нии были сде­ла­ны сле­ду­ю­щие выводы:

  • 2 чело­ве­ка – 7% из груп­пы мож­но отне­сти к кате­го­рии склон­ных к игро­вой аддикции.
  • На 20% умень­ши­лось чис­ло под­рост­ков, кото­рые посто­ян­но жела­ют играть в ком­пью­тер­ные игры, уве­ли­чи­лось коли­че­ство уче­ни­ков, у кото­рых нет тяги к ком­пью­тер­ным играм.
  • При пер­вич­ном иссле­до­ва­нии 70% уча­щих­ся — 21 чело­век име­ли высо­кий уро­вень враж­деб­но­сти, то кон­троль­ное иссле­до­ва­ние выяви­ло толь­ко 27% — 8 чело­век таких уча­щих­ся. При пер­вич­ном иссле­до­ва­нии было выяв­ле­но 14 уча­щих­ся – 46% с высо­ким уров­нем агрес­сив­но­сти, а при кон­троль­ном – толь­ко 13% — 4 чело­ве­ка. (Рису­нок 5 и Рису­нок 6).

Рисунок 5. Уровень агрессивности по тесту Басса-Дарки, контрольное обследование

Рису­нок 5. Уро­вень агрес­сив­но­сти по тесту Бас­са-Дар­ки, кон­троль­ное обследование

Читайте так же:
Энурез у кошек во сне

Рисунок 6. Уровень враждебности по тесту Басса-Дарки, контрольное обследование

Рису­нок 6. Уро­вень враж­деб­но­сти по тесту Бас­са-Дар­ки, кон­троль­ное обследование

  • При пер­вич­ном обсле­до­ва­нии повы­шен­ный уро­вень ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти был выяв­лен у 40% уча­щих­ся (12 чело­век), после про­ве­де­ния фор­ми­ру­ю­ще­го экс­пе­ри­мен­та – у 20% (6 чело­век). То есть в два раза сни­зи­лось коли­че­ство уче­ни­ков, часто испы­ты­ва­ю­щих состо­я­ние тре­во­ги, веду­щее к стрес­сам, пси­хи­че­ское напря­же­ние, бес­по­кой­ство. Так же изме­ни­лось коли­че­ство под­рост­ков, кото­рые испы­ты­ва­ют повы­шен­ную лич­ност­ную тре­вож­ность. До фор­ми­ру­ю­ще­го экс­пе­ри­мен­та у 50% испы­ту­е­мых (15 чело­век), наблю­дал­ся повы­шен­ный уро­вень лич­ност­ной тре­вож­но­сти, а после фор­ми­ру­ю­ще­го экс­пе­ри­мен­та уро­вень уче­ни­ков с высо­ким пока­за­те­лем сни­зил­ся до 30% (9 чело­век). (Рису­нок 7 и Рису­нок 8).

Рисунок 7. Уровень ситуативной тревожности, контрольное обследование

Рису­нок 7. Уро­вень ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти, кон­троль­ное обследование

Рисунок 8. Уровень личностной тревожности, контрольное обследование

Рису­нок 8. Уро­вень лич­ност­ной тре­вож­но­сти, кон­троль­ное обследование

Срав­ни­тель­ный ана­лиз состо­я­ния тре­вож­но­сти пер­вич­но­го и кон­троль­но­го иссле­до­ва­ния мож­но уви­деть ниже на Рисун­ках 9 и 10.

Рисунок 9. Сравнение уровня ситуативной тревожности в первичном и контрольном исследовании

Рису­нок 9. Срав­не­ние уров­ня ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти в пер­вич­ном и кон­троль­ном исследовании

Рисунок 10. Сравнение уровня ситуативной тревожности в первичном и контрольном исследовании

Рису­нок 10. Срав­не­ние уров­ня ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти в пер­вич­ном и кон­троль­ном исследовании

Таким обра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав резуль­та­ты дан­но­го иссле­до­ва­ния, мож­но утвер­ждать, что при срав­ни­тель­ном ана­ли­зе чет­ко вид­но сни­же­ние ситу­а­тив­ной и лич­ност­ной тре­вож­но­сти у под­рост­ков. Мож­но пред­по­ло­жить, что это напря­мую кор­ре­ли­ру­ет с фор­ми­ру­ю­щим экс­пе­ри­мен­том, кото­рый был проведет.

Ана­ли­зи­руя полу­чен­ные систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные дан­ные, мож­но сде­лать вывод о том, что посту­па­тель­ная глу­бо­кая пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ская рабо­та со школь­ни­ка­ми дает резуль­та­ты при гра­мот­ном пла­ни­ро­ва­нии педа­го­ги­че­ских меро­при­я­тий и вклю­чен­но­сти школь­ни­ков в про­цесс работы.

Так­же мож­но под­твер­дить, что резуль­та­ты наше­го иссле­до­ва­ния сопо­ста­ви­мы с резуль­та­та­ми авто­ров иссле­до­ва­ний, при­ве­ден­ных выше в этой ста­тье и с раз­ра­бот­чи­ка­ми исполь­зу­е­мых методик.

Мы можем утвер­ждать, что зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр кор­ре­ли­ру­ет с агрес­сив­но­стью и враж­деб­но­стью лич­но­сти, с повы­шен­ным уров­нем ситу­а­ци­он­ной и лич­ност­ной тре­вож­но­сти инди­ви­да и груп­пы в целом, а так­же отри­ца­тель­но вли­я­ет на уста­нов­ле­ние соци­аль­ных кон­так­тов, инте­ре­са к окру­жа­ю­ще­му миру и сре­де, вза­и­мо­дей­ствию со сверст­ни­ка­ми, роди­те­ля­ми, учителями.

На осно­ве при­ве­ден­но­го выше иссле­до­ва­ния и ана­ли­за пред­ше­ству­ю­щих науч­ных иссле­до­ва­ний мы пред­по­ла­га­ем, что кибе­рад­дик­ция, дей­стви­тель­но, явля­ет­ся слож­ной пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской про­бле­мой и тре­бу­ет тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской про­ра­бот­ки в рам­ках иссле­до­ва­тель­ско­го сообщества.

При­сут­ству­ет необ­хо­ди­мость систе­ма­ти­за­ции име­ю­щих­ся эмпи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских дан­ных, мно­го­пла­но­вое осмыс­ле­ние и про­ра­бот­ка пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских про­грамм про­фи­лак­ти­ки и пре­одо­ле­ния гей­мер-аддик­ции, а так­же раз­ра­бот­ка уни­вер­саль­но­го совре­мен­но­го диа­гно­сти­че­ско­го инструментария.

В совре­мен­ном обще­стве крайне акту­аль­на про­бле­ма гей­мер-аддик­ции. Имен­но поэто­му для раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских цен­тров, учре­жде­ний допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, школ и роди­те­лей, пер­спек­тив­ным явля­ет­ся изоб­ре­те­ние, раз­ра­бот­ка, апро­ба­ция и осу­ществ­ле­ние деталь­ной рабо­ты, состо­я­щей в сопро­вож­де­нии уча­щих­ся, стра­да­ю­щих зави­си­мо­стью от ком­пью­те­ра или нахо­дя­щих­ся в груп­пе рис­ка, для мини­ми­за­ции трав­ми­ру­ю­ще­го вли­я­ния игро­вой зави­си­мо­сти на насто­я­щую и даль­ней­шую жизнь школьников.

Список используемой литературы

  1. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия и интер­нет: Моно­гра­фия — М.:Акрополь, 2010. ‑С.440.
  2. Зма­нов­ская Е.В., Рыб­ни­ков В.Ю. Давиант­ное пове­де­ние лич­но­сти и груп­пы: учеб­ное посо­бие – СПБ:Питер, 2019. – С.352.
  3. Руден­ко И.В. Тео­рии и тех­но­ло­гии совре­мен­но­го вос­пи­та­ния: учеб­но-мето­ди­че­ское посо­бие – ФГБОУ ВО: Толья­тин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2016.- С.70–75.
  4. Тупи­ки­на Л.В. Аддик­тив­ное пове­де­ние совре­мен­ных под­рост­ков: сущ­ность фено­ме­на и его про­фи­лак­ти­ка в рам­ках вне­уроч­ной дея­тель­но­сти. Сту­ден­че­ская нау­ка XXI в., 2015, №4. – С.106–109.
  5. Али­ев, А. А. Педа­го­ги­че­ская про­фи­лак­ти­ка ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти / А. А. Али­ев. – Текст: элек­трон­ный // Про­бле­мы совре­мен­но­го педа­го­ги­че­ско­го образования.-2016.-№52–7. — С.15–21.
  6. Горе­ло­ва, О. И. Выяв­ле­ние и про­фи­лак­ти­ка рис­ков фор­ми­ро­ва­ния игро­вой (ком­пью­тер­ной) зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков / О. И. Горе­ло­ва. – Текст : элек­трон­ный // Про­фи­лак­ти­ка зави­си­мо­стей. — 2016. — № 3. — С. 128–132.

Об авторе

Ана­ста­сия Алек­сан­дров­на Ясно­ва — сту­дент­ка маги­стра­ту­ры «Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия вос­пи­та­ния» Тольят­тин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Тольят­ти, Россия.

Исследовательская работа «Определение взаимосвязи между темпераментом и тревожностью у подростков»

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на уровень тревожности не до конца изучена. Наиболее близко к этой проблематике подошли Небылицын В.Д. и Теплов Б.М. (1963г.), затем их работа была переиздана в 1982г. Гипенрейтер Ю.Б. В доступной литературе данных о взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков не обнаружено. Это и предопределило необходимость проведения данного эмпирического исследования. Наш интерес к выбору этой тематики вызван запросами начинающих классных руководителей и молодых мам образовательной среды г.Зеленогорска. В качестве испытуемых мы выбрали старшеклассников, так как большинство запросов поступало от педагогов, работающих в старшей школе. Ведь довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила школьной жизни. Но зачастую проблема проявления высокой школьной тревожности лежит на поверхности у старших подростков.

Читайте так же:
Антидепрессанты против страха и тревожности

Цель исследования: выявить специфику взаимосвязи между темпераментом и уровнем тревожности у старших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и теории темперамента;
  2. Организовать и провести психодиагностическое исследование по определению типа темперамента и уровня тревожности подростков старшего школьного возраста.
  3. Выявить специфику взаимосвязи изученных параметров в исследуемой группе.

Гипотеза: я предполагаю, что между темпераментом и уровнем тревожности есть определенная взаимосвязь.

Объект: темперамент и тревожности. Предмет: взаимосвязь темперамента и уровня тревожности у старших подростков.

Методы и методики: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы; практические: психодиагностическое тестирование: Формула темперамента» (А. Белов), шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина, расчет коэффициента U – критерий Манна – Уитни.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования по теме могут быть использованы подростками в работе над собой, восстановлении своего здоровья, внутреннего состояния и т.д. Знания о высоком уровне тревожности могут использоваться во многих областях, например в медицине, психологии и педагогике Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами для профилактической работы, направленной на снижение уровня тревожности подростков. Рекомендуем школьным психологам учитывать взаимосвязь тревожности подростков с их видами темперамента, ведь темперамент является одним из важных факторов, влияющих на развитие тревожности личности. Результаты нашей работы и предложенные рекомендации будут освещены на секциях классных руководителей, что будет содействовать оптимизации взаимоотношений учащихся с педагогами и сверстниками.

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

Петрожитская, Д. В. Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза / Д. В. Петрожитская, Н. Г. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69953/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Ключевые слова: тревожность, студент, личность.

Проблема тревожности является, вероятно, одной из самых распространенных проблем, рассматриваемых в отечественной и зарубежной психологии. Изучением проблемы тревожности занимались А. М. Прихожан, К. Шнайдер, З. Фрейд, Ю. В. Щербатых, Р. С. Немов и др.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что в научной литературе существует множество определений понятия «тревожность». Чаще всего, тревожность определяют, как устойчивую черту, проявляющуюся в повышенной склонности личности испытывать чувство тревоги. Также тревожность может проявляться как свойство темперамента.

В понимании Прихожан А. М., тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].

Термин «тревога» чаще всего используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется, с одной стороны, субъективными ощущениями напряжения и беспокойства, а с другой — физиологическими изменениями в организме. Такие изменения могут сопровождаться активацией нервной системы и типичными вегетативными признаками. В качестве таких признаков, например, могут выступать, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, усиление потоотделения и т. д. [3].

Тревожность свойственна абсолютно всем людям без исключения. Как показывает анализ литературы, определенный уровень тревожности — обязательный компонент активной деятельности человека. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности, рассматриваемый в трудах авторов, как полезная тревожность. Такая тревожность помогает человеку мобилизовать силы для достижения каких-либо целей. В отличие от полезной тревожности, повышенный уровень тревожности выступает субъективным показателем неблагополучия личности, негативно сказывающийся на самооценке и особенностях эмоционально-волевой сферы человека.

Читайте так же:
Школьная тревожность младших школьников актуальность

Проблеме исследования тревожности посвящено немало работ. Однако все эти работы сосредоточенны вокруг изучения отдельных аспектов эмоционально-волевой сферы личности у детей дошкольного и школьного возраста. В связи с чем нами было решено провести исследование тревожности в студенческой группе, с целью описать данный факт, обогатив тем самым раздел акмеологии теоретическими и практическими выводами по изученному вопросу.

Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено пилотажное исследование первокурсников Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. В исследовании принимали участие 20 студентов Института социально-гуманитарных технологий — направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология в образовательной и медицинской практике». Обследование проходило в два этапа: Первый этап — апрель 2019 года, второй этап — октябрь 2019 года.

С целью диагностики тревожности в студенческой группе были использованы методики: «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина, «Шкала тревоги» Бека и «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе).

По результатам апреля 2019 года по методике Спилбергера-Ханина в ответах 65 % студентов выявлен высокий уровень личностной тревожности, 35 % опрашиваемых показали умеренный уровень личностной тревожности. Таким образом, более половины студентов имеют высокий уровень личностной тревожности, проявляющийся в необоснованном беспокойстве.

По показателю ситуативной тревожности результаты распределились следующим образом: высокий уровень ситуативной тревожности характерен для 50 % студентов, 40 % опрашиваемых продемонстрировали умеренный уровень, низкий уровень выявлен в ответах 10 % респондентов. Данные показатели указывают на то, студентам, в большей степени свойственна ситуативная тревожность.

По методике Бека нормальную степень тревожности имеют 10 % опрошенных. У 5 % респондентов выявлена легкая степень тревожности и у 40 % — средняя. Высокая степень тревожности отмечена в ответах 45 % опрошенных.

По методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) результаты по шкале лжи у всех респондентов находятся в пределах нормы. В ответах 35 % испытуемых выявлен средний уровень тревожности с тенденцией к низкому, 30 % студентов имеют средний уровень с тенденцией к высокому, и 35 % респондентов имеют высокий уровень тревожности. Показатели распределились равномерно по всем уровням тревожности, обозначенным в тесте.

По результатам диагностики (в апреле 2019 г.), мы предположили, что преобладание высокого и среднего уровня тревожности у студентов первокурсников можно объяснить адаптацией к новым условиям (организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, приближение экзаменационной сессии и др.). Однако, результаты исследования октября 2019 года, показали следующую тенденцию: По методике Спилбергера-Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 70 % испытуемых, у 30 % респондентов отмечен умеренный уровень. Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен для 40 % опрошенных студентов, умеренный — для 55 % (11 человек), низкий — для 5 % (1 человек).

По методике Бека высокую степень тревожности имеют 40 % респондентов, среднюю степень также имеют 40 %, 10 % студентов имеют легкую степень тревожности и 10 % опрошенных имеют нормальную степень тревожности.

Методика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) позволила нам определить, что в ответах 40 % испытуемых проявляется высокий уровень тревожности, средний уровень тревожности с тенденцией к высокому проявляется в ответах 25 % опрошенных, средний уровень с тенденцией к низкому имеют 30 %, для 5 % характерен низкий уровень тревожности.

Таким образом, в результате проведенного диагностического обследования первокурсников КГПУ мы пришли к выводу, что высокие показатели уровня тревожности сохраняются у студентов и на втором курсе обучения. Данный факт, вероятно, можно объяснить преобладающей личностной тревожностью у студентов, а также кризисами личностно-профессионального становления студентов педагогического вуза [1]. Разрешение данной проблемы и сглаживание кризисов личностно-профессионального становления видится в разработке программы сопровождения личностно-профессионального становления будущих специалистов и снижении тревожности у студентов педагогического вуза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector