Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание. Причины возникновения и методы лечения

Заикание. Причины возникновения и методы лечения

Заикание

Заикание — это расстройство речи, которое проявляется в нарушении ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания.
В речи ребенка, страдающего заиканием, наблюдается повторение отдельных слогов, звуков, вынужденные остановки. Это возникает из-за судорог мышц речевого аппарата, которые могут быть: тонические (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи), клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова) и тонико-клонические.

Различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма подразумевает неврологический дефект. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, поздно начинают говорить, развиваются медленнее сверстников. На ЭЭГ может регистрироваться патологическая или пограничная с нормой активность головного мозга.

При невротической форме заикания происходит нормальное или раннее речевое и моторное развитие, отсутствуют неврологические нарушения. Запинки возникают на фоне стресса. ЭЭГ показывает гармоничное функционирование мозга. Выраженность невротического заикания зависит от функционального состояния: в спокойной обстановке дети говорят нормально, но при стрессе не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 6 лет. В это время у малыша максимально активно формируется фразовая речь, а значит именно речевая функция становится наиболее уязвимой областью психики. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Причины заикания:
— Главной причиной является наследственная предрасположенность, а психотравмирующая ситуация может наслаиваться.
— Имеет значение плохая обстановка в семье: ссоры родителей, суровое отношение к ребенку, непоследовательность в воспитании старших членов семьи.
— А так же отставание в речевом развитии и бурное развитие речи.
— Бывает, что ребенок подражает речи окружающих, стремится высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь.
— Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы.
— Так же проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы.
— Заикание может быть вызвано сильным психоэмоциональным потрясением. Ему предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д.
— Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.
— Заикание учащается при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей, в период роста зубов и в переходном возрасте.
Хронические заболевания не являются причиной развития нарушений речи, но могут усилить уже существующие. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания.

Лечение заикания:

Лечение заикания есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

как лечить заикание

Прежде всего, необходимо определить тип заикания — от этого будет зависеть, что делать дальше.
Обычно приходится работать сразу нескольким специалистам: неврологу, логопеду, психологу, использовать традиционные методы лечения и нетрадиционные.
Чаще всего при стрессе, болезнях некоторые мышцы спазмируются и остаются в таком состоянии длительно. Напрягаются они и во время негативных эмоций. Напряжение накапливается, и возникают так называемые миофасциальные образования — уплотненные участки мышечной ткани, которые создают помехи в передаче нервного импульса. В данной ситуации может помочь остеопатия, благодаря которой восстанавливается нервная регуляция речи.

В лечении заикания необходима помощь психолога, который поможет найти травмирующее обстоятельство и помочь преодолеть его.

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Логопед проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, дыхательные упражнения. Ребенок тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

Читайте так же:
Социально психологические факторы влияющие на тревожность

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей с использованием компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство.

Медикаментозное лечение зависит от причины, формы и тяжести заболевания.

Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание.
— Наследственный фактор: дети, имеющие в родне заикающихся лиц и дети, имеющие в своем окружении людей с заиканием;
— Дети с тревожными чертами характера или наблюдающие конфликтные ситуации в семье;
— Дети с задержкой речевого развития в возрасте от 3-6 лет;
— Дети с ранним ускоренным речевым развитием, когда предъявляются непосильные для ребенка требования и происходят информационные перегрузки;
— Дети с двуязычием: раннее изучение двух и более языков провоцирует снижение адаптивных возможностей центральной нервной системы;
— Социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, так как это источник информационной перегрузки нервной системы.

Советы родителям:
— Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.
— Важно создать спокойную атмосферу в доме, иначе труды специалистов пойдут насмарку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии малыша. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не надо торопить ребенка во время ответов и необходимо чаще хвалить. Родители должны исключить шумные компании и переутомление.
— Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Ребенок должен слушать правильную речь. Малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.
— Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д.
— Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.
— Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
— Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
— Поменьше критикуйте, чаще хвалите даже за самые маленькие успехи.
— Очень важны занятия музыкой и пением — они способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма.

ЭЭГ удобный, современный и безопасный метод исследования головного мозга

Электроэнцефалография – удобный и простой метод оценки функционирования головного мозга. Как и все методы, базирующиеся на регистрации биопотенциалов с поверхности тела человека, ЭЭГ мозга совершенно безопасна, и выполняется даже беременным женщинам на любом сроке. Известно, что наши нервные клетки – нейроны в процессе своей работы создают, проводят и изменяют проходящий через них электрической ток. В каком-то смысле принцип работы мозга напоминает принципы работы окружающих нас электроприборов. Только вот ток генерируемый нейронами чрезвычайно мал, и если ток «в розетке» измеряется вольтами, то ток нервных клеток микровольтами (что добавляет еще «пять нулей после запятой»). Еще не так давно для записи таких малых токов использовались приборы очень существенных размеров, а самого обследуемого требовалось помещать в специальную экранированную комнату в полную темноту, чтобы даже малейшее воздействие «из вне» не «исковеркало» запись мозговых ЭЭГ потенциалов. Мало того первые электроды используемые для записи ЭЭГ почти полвека назад вкалывались в кожу как булавки! Современные приборы настолько чувствительны и главное «умны», что ЭЭГ можно записать практически в любых, почти «домашних условиях». Важно чтобы человек мог расслабиться, удобно сесть (лечь) и закрыть глаза. Конечно, все присутствующие при этой процедуре отключают мобильные телефоны и создают «зону повышенной тишины», однако изолировать человека в камеру уже давно не нужно, достаточно закрыть окно и выключить свет.

Что же происходит при непосредственной процедуре регистрации электроэнцефалограммы. Как мы и договорились, подбирается такое кресло/стул и поза, чтобы человек был максимально расслаблен. На голову обследуемому одевают специальный шлем из силиконовых нитей. Он должен плотно облегать поверхность головы. Электроды которые чаще всего используемые для записи ЭЭГ в амбулаторных условиях называются мостиковыми, они удобно располагаются фиксируясь с помощью силиконовых нитей шлема на поверхности головы как шахматные фигуры. Так как мозг имеет достаточно большую поверхность задача исследователя записать потенциалы равномерно со всей рабочей (ее называют конвекситальной) поверхности мозга. Для того чтобы успешно зарегистрировать такой слабый ток ту часть электрода которая непосредственно контактирует с кожей выполняют из серебра, а место контакта смачивают физиологическим раствором. Наверное, это единственный «самый малоприятный» факт во всей процедуре электроэнцефалографии: когда на голову ставят что-то холодное и мокрое. Хотя в жаркие летние дни, обследуемые обычно бывают очень довольны этим этапом.

Читайте так же:
Энурез у детей народные средства заговоры

Далее начинается непосредственно сама запись электроэнцефалограммы. В зависимости от клинических задач она может продолжатся от 5 до 20 минут. Хорошим правилом является не только проведение записи с закрытыми глазами в состоянии покоя, но и регистрация так называемых функциональных проб. Их три:

  1. Проба с открыванием и закрыванием глаз, демонстрирует реакцию мозга на увеличение потока информации, так как человек открывший глаза непроизвольно начинает рассматривать и анализировать окружающую обстановку.
  2. Проба с ритмической фотостимуляцией белого или красного цвета, заключается в мигании на расстоянии 30 сантиметров специальной яркой лампы с различной частотой, от как правило 2-4 Гц (то-есть миганий в секунду) до 20-30 Гц. На этой пробе при проведении ЭЭГ удается «поймать» так называемые фотопароксизмальные реакции. Например, если у человека есть эпилептический очаг, который периодически вызывает приступы судорог, для доказательства его существования, для записи активности этого очага на ЭЭГ его необходимо спровоцировать таким вот мельканием света.
  3. Проба с трехминутной гипервентиляцией – в течение которой обследуемого просят глубоко, равномерно (но не часто!) дышать в течение трех минут. При таком глубоком дыхании, даже у сравнительно здорового человека может начать немножко кружится голова, потому что сосуды мозга рефлекторно расширяются, и мозг начинает испытывать легкий «неопасный» голод. Многие патологические режимы работы мозга проявляются не в обычных ситуациях, а именно при стрессе (усталости, болезни, эмоциональном потрясении) при которых, так же как и при трехминутном глубоком дыхании, мозг начинает испытывать «легкий голод».

Далее когда запись закончена с ней начинает работу врач функциональной диагностики (врач нейрофизиолог). Изучая особенности электрических сигналов и их изменения во времени (частоту, амплитуду, выраженность в одним точках головы и «невыраженность» в других) врач может сделать выводы не только об отсутствии или наличии эпилепсии (потому что ЭЭГ уже давно считается золотым стандартом диагностики в эпилептологии), но и об особенностях работы мозга: например о балансе возбуждения и торможения, наличии несогласованности различных структур мозга между собой, степени зрелости коры у детей и многое другое. Объективных маркеры особенности электрической работы мозга на ЭЭГ при тревоге, нервном напряжении, депрессии, заикания, нарушениях кровообращения мозга уже давно описаны в литературе. Вот почему выйдя за пределы эпилептологии, ЭЭГ успешно применяется не только в неврологии, но и в психотерапии и психиатрии. В стандарты многих обследований (при проведении диспансеризации у работающих на вредных производствах, при выдаче водительских справок, при обращении пациента к психотерапевту, в начале обследования неврологом человека с головной болью и пр.) включена ЭЭГ головного мозга как один из первых методов диагностики.

ЭЭГ не требует никакой специальной подготовки кроме «чистой головы» (без лака и иных средств для укладки волос)!

Сделать ЭЭГ головного мозга платно можно на базе нашего центра каждый рабочий день. Тел для справок и записи 246-11-51

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Электроэнцефалография (ЭЭГ).jpg

ЭЭГ позволяет оценить функциональное состояние головного мозга ребенка и структур центральной нервной системы.

Чаще всего ЭЭГ рекомендуется

  • при частых головокружениях и обмороках,
  • расстройствах поведения у детей (расторможенность, неусидчивость, повышенная отвлекаемость),
  • задержке речевого развития,
  • сильных и беспричинных головных болях,
  • приступах судорог,
  • нервных тиках,
  • заикании и энурезе

Также эта диагностика проводится и в тяжелых ситуациях. Например, после черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций, перенесенных инфекционных заболеваний, таких как менингит и энцефалит. Список показаний на этом не заканчивается. Спектр применения ЭЭГ большой.

Читайте так же:
Методика уровень школьной тревожности филлипса

КАК ПРОХОДИТ ДИАГНОСТИКА?

Исследование проводят в кабинете, защищенном от шума и света. Ребенок находится с одним из родителей. Пациент удобно устраивается в кресле или ложится на кушетку. На голову ему надевают специальную «шапочку». Она представляет собой электроды, соединенные друг с другом сетью проводков.

Чаще всего выполняется рутинная запись ЭЭГ, которая производится во время бодрствования ребёнка, и продолжается около 15 минут. Это абсолютно безболезненный и безопасный метод. Он может проводиться уже на первом году жизни.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ЭЭГ

Важным условием для проведения ЭЭГ у детей является спокойное и расслабленное поведение. В день процедуры лучше придумать малышу спокойные занятия. Необходимо исключить просмотр телевизора, использование компьютерных игр и программ, возбуждающих нервную систему. Вместо телевизора лучше провести время в парке вдали излишней эмоциональной активности.

Накануне обследования необходимо ограничить потребление ребёнком жидкости. Исключить из рациона шоколад, чай, кока-колу, ограничить количество сладкого, солёного.

Перед ЭЭГ следует тщательно вымыть волосы с шампунем и снять все металлические украшения. Хорошо покормить ребенка, чтобы он не капризничал во время процедуры.

Важно провести правильную психологическую подготовку ребёнка. Иногда вид белого халата, шапочки с электродами вызывает у детей отрицательные эмоции. Малышу следует рассказать, что он будет играть в космонавта или, надев шапочку, станет супергероем.

МОЖЕТ ЛИ УЗИ ГОЛОВЫ ЗАМЕНИТЬ ЭЭГ?

Нейросонография или УЗИ головного мозга относится к «золотому стандарту» диагностических методов, с помощью которого можно оценить анатомическое строение головного мозга, но оно не позволяет оценить его функциональное состояние. Поэтому НСГ, как и любой другой метод нейровизуализации головного мозга (МРТ или КТ), не может заменить проведение электроэнцефалографии.

ЭЭГ проводится по назначению врача-невролога.

Записаться на консультацию и диагностику вы можете по телефону: (343) 304-63-03

Использование метода биоакустической коррекции БАК в лечении заикания и других речевых расстройств у детей

Концепция развития речевых расстройств в детском возрасте тесно связана с развитием представлений о минимальной дисфункции мозга (МДМ). С точки зрения неврологии, под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и ДЦП, служащие базой для развития основных заболеваний, относящихся к пограничным психическим (резидуально-неврологическим) расстройствам и проявляющихся в различной форме (заикание, гиперактивность, тики, энурез). Такие резидуальные (остаточные) повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга.

Данные, полученные разными исследователями, свидетельствуют о том, что главным фактором возникновения речевых расстройств детского возраста (заикание и другие нарушения речи) служит минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальном периоде развития. Так как МДМ в настоящее время рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии, то всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие.

В каждом постнатальном периоде развития (от рождения до 7 лет) у детей с МДМ имеются своеобразные отклонения от нормы. Так, на этапе развития до 18 месяцев обнаруживается нарушение ритмики и координации движений. В фазе речевого развития (от года до полного развития речи) у детей с МДМ часто наблюдаются задержки в проявлении разговорной речи. При этом появление первых слов происходит в срок (в год), но затем следует длительный период «немоты».

На этапе развития интеллектуального восприятия (с 2,5 до 4 лет) у детей с МДМ часто наблюдаются нарушения видиомоторной координации, зрительной и слуховой интеграции, нарушения звукопроизношения, которые классифицируются в логопедии как дислалии разной степени тяжести. В фазе конкретных операций (с 4-6 лет и далее), когда происходит объединение опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, для детей с МДМ выявляются специфические нарушения в учебе (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

Способы коррекции речи, применяемые нами при нарушениях речи различной этиологии (заикание, дислалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, афазия и т. п.), основаны на положении, что все расстройства речи являются следствием первичного поражения мозговых структур (в большинстве своем резидуальных) и нарушения взаимодействия между структурами, обеспечивающими речевые процессы.

Читайте так же:
Отказ от еды при деменции что делать

Основной путь устранения патологии речи лежит через интенсивную психофармакологическую активизацию резервов мозга и восстановление нарушенного структурного взаимодействия при помощи направленных внешних воздействий через обратную связь. Об эффективности биообратной связи для лечения заикания и других пограничных расстройств неоднократно сообщалось ранее.

В одной из немногих работ по исследованию ЭЭГ у заикающихся детей показано, что «в большинстве случаев картина ЭЭГ относилась к пограничному типу (51,4 %) и патологическому типу (31,2 %), нормальный тип ЭЭГ был выявлен лишь в 17,4 % наблюдений.

Патологический тип характеризовался выраженной эпилептиформной ЭЭГ картиной, обусловленной диффузным поражением головного мозга, что подтверждалось наличием диффузных патологических колебаний в фоновой записи, наличием очага высокоамплитудной полиморфной активности преимущественно в правых теменно-затылочных отделах.

Для пограничного типа ЭЭГ при заикании был характерен сдвиг нормальной частоты доминирующего ритма (появление патологических колебаний в фоновой записи, при этом функциональная проба вызывала лишь асимметрию альфа-ритма, частичную его редукцию, полиритмию со вспышками редких патологических колебаний в правых отделах».

В методе биоакустической коррекции (БАК) на основе компьютерного преобразования осуществляется отображение параметров биоэлектрической активности головного мозга в параметры звуковых стимулов.

Особенность данного преобразования заключается в том, что сигнал ЭЭГ представляется в виде комплексного звукового образа, в котором сохраняются отношения основных параметров физиологически значимого диапазона частот биоэлектрической активности головного мозга. В отличие от известных методов ЭЭГ-зависимой обратной связи, в методе БАК одновременно отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ.

При данном преобразовании звуковой образ ЭЭГ приобретает полифонический характер и имеет выраженные эмоциогенные свойства. Полученный таким образом акустический сигнал отображает частотно-временные и пространственные параметры ЭЭГ, что способствует качественному мониторингу функционального состояния головного мозга.

Принципиальным отличием метода БАК от методов биоуправления является отсутствие когнитивно-волевого задания больному на трансформацию собственной биоэлектрической активности. В условиях, когда в акустическом образе отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ, больным не дается каких-либо указаний относительно того, что надо делать со звуком, а ставится только общая задача «слушать работу собственного мозга». Это обстоятельство является важным фактором применения метода БАК для больных любых возрастных категорий при практически любой степени сохранности когнитивно-волевой сферы.

Прослушивание звукового образа в реальном времени, согласованного с биоэлектрической активностью головного мозга, создает оптимальные условия для процесса образования временных связей между центрами слухового анализатора и теми структурами мозга, активность которых отображается в точках регистрации ЭЭГ. Эмоциогенность акустического образа имеет немаловажное значение, так как выступает в качестве фактора, провоцирующего увеличение доли активности лимбических структур в биоэлектрической активности мозга, тем самым, облегчая процесс образования функциональных связей. Физиологический смысл образовавшегося потока импульсации к центрам «висцерального мозга» заключается в точечной активации центров саморегуляции, что может способствовать восстановлению адаптивных свойств и инициации резервных возможностей организма.

Проводятся процедуры биоакустической коррекции (БАК) детям с заиканием и другими нарушениями речи на аппаратно-компьютерном комплексе «Синхро-С», устройстве преобразования суммарной электрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона для комплексной (непроизвольной и произвольной) биоакустической нормализации психофизиологического состояния человека. Управление комплексом осуществляется только через компьютер специально разработанной программой.

Первый сеанс по продолжительности обычно составляет 8-10 минут (для ознакомления ребенка со звуком). Производится визуальный анализ текущей ЭЭГ и выбираются параметры проведения сеанса: длительность (может варьироваться от 8 до 30 минут), громкость звука (отрегулировать до комфортного уровня), необходимые фильтры для устранения помех и артефактов. До начала процедур пациенту в присутствии родителей в доступной форме желательно объяснить суть проводимого лечения, его необходимость для данного пациента, ожидаемый эффект. Перед первым сеансом проводится анамнестический опрос родителей, изучается логопедическое заключение, медицинская документация с момента беременности мамы ребенка: карта роженицы, запись неонатолога, патронажной сестры и врача в первый год развития, лист прививок, дополнительные исследования. Проводится первичное психофизиологическое тестирование ребенка.

Читайте так же:
Речевой материал при коррекции заикания

Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. В ходе теста регистрировали пропуски значимых стимулов (ошибки невнимательности), ложные нажатия (ошибки импульсивности), скорость переработки информации (время ответа) и постоянство ответов (дисперсия времени ответа). При исследовании исходных значений функции внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей).

Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, использование простейших невербальных стимулов и небольшая продолжительность проведения теста позволяет использовать данный тест для анализа динамики и оценки эффективности лечения пациентов с речевыми расстройствами на основании улучшения специфических критериев внимания (контроле импульсивности и постоянстве времени ответа) до и после проведения лечебных сеансов БАК.

Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек. Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.

Анализ ЭЭГ исследуемых детей с нарушениями речи выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Это отчетливо видно в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий. После проведения курса биоакустической коррекции у 45 пациентов (84,9%) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии в лобных и затылочных отведениях.

К концу курса процедур у 92,45 % в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа-активности. В эту группу вошли: а) дети, у которых исходно преобладал альфа-ритм; б) 7 детей из подгруппы с доминирующим бета ритмом; в) 3 пациента из подгруппы с доминирующим тета-ритмом; г) 3 пациента из подгруппы с полиритмичной ЭЭГ. При этом для всей группы достоверно увеличился индекс альфа-ритма, произошло структурирование ритма — ритм приобрел веретенообразную форму. Наблюдалась тенденция к увеличению доли периодов бета-ритма и тенденция к уменьшению тета-ритма.

Суммируя данные о клинических и электрофизиологических показателях, полученных в ходе БАК, можно констатировать, что уменьшение количества клинических признаков составило 82 %, улучшение показателей функции внимания — 85 %, индекс альфа-ритма увеличился на 92 %, индекс невнимательности (соотношение тета-ритма и бета-ритма в лобных отведениях) уменьшился на 87,5 %, показатели межполушарной асимметрии снизились на 85 %, балл субъективной оценки звука увеличился на 84 %.

После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 7 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент -12 лет. Во время диагностических обследований выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, запинки в речи, школьную дезадаптацию не было. Повторные обращения были вызваны, как правило, перенесенными психотравмами, стрессовыми ситуациями. Необходимо отметить, при повторном обращении достаточно было провести 3-5 сеансов, для того чтобы жалобы ослабевали или полностью прекращались.

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые нарушения речевой функции, в том числе и заикание, относятся прежде всего к неврологии. Выяснение их этиологии и патогенеза требует тщательного обследования больного всеми доступными в настоящее время средствами, в том числе и объективными методами исследований, включающими компьютерную электроэнцефалографию (КЭЭГ), ультразвуковые исследования (УЗИ) и др. Без неврологического обследования и назначенного по его результатам психофармакологического, психотерапевтического, внешнего воздействия через обратную связь и других видов лечения, применение чисто дидактических (логопедических) приемов коррекции речи, особенно в раннем детском возрасте, зачастую является не эффективным. Лечебные мероприятия по коррекции речи должны быть действительно комплексными, где каждый из методов важен, взаимодополняет другие и основывается на объективных показателях, индивидуальных для каждого пациента.

Авторы:
Ю. А. Фесенко, доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Е. Ю. Фесенко, врач-педиатр, врач функциональной диагностики СПб ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 19»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector