Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ночной энурез у ребёнка. Как с этим справиться

Ночной энурез у ребёнка. Как с этим справиться?

enuurebe.jpgКак показывает опыт, родители редко обращаются к врачам, если у кого-то в роду был в детстве ночной энурез. Поскольку они уверены или их уверяют родственники, что это наследственное. А если беспокойная мама всё же хочет удостовериться, что энурез наследственный и обращается к педиатру?

Обычно современный педиатр успокаивает, что, согласно ВОЗ, ночной энурез до 5 лет считается нормой и не стоит беспокоиться. Тем более, что папа писался – значит, это наследственное: энурез пройдет сам, когда мозг созреет.

Проходит время, и некоторые родители, не раз уже побывавшие у народных целителей, всё же настойчиво требуют лечения у врачей. Первым делом отправляют их к урологу, который должен выявить, не является ли стойкий ночной энурез следствием нейрогенного мочевого пузыря, то есть не имеет органическую природу. Для этого приходится делать сложные невролого-урологические обследования (самое малое — от урографии и УЗИ почек и мочевого пузыря, до МРТ позвоночника и головного мозга).

Пройдя десятки сложных обследований и процедур, выясняется, что органических поражений нет, а энурез как был, так и остался. И прежний вердикт: участки мозга могут неравномерно созревать, значит, это ваш случай. Потерпите, не волнуйтесь, мозг непременно дозреет.

А если ребёнку уже 14 лет, его интеллект в норме, хорошо учится, физически практически здоров, МРТ мозга в порядке? И родителей не оставляют мучительные мысли: «Как это не созрел мозг, когда в остальном у ребёнка всё в порядке, кроме того, что подросток немного нервный и впечатлительный?»

И часто родители, оказываясь у психолога по поводу других проблем ребёнка (психотравмы, нервозность, игромания, навязчивые страхи, трудности в общении и пр.), случайно узнают о том, что ночной энурез у подростка – это проявления детского невроза – невроза страха. И главное: успешно психотерапевтируется!

Родителям важно знать, что у здорового ребёнка при правильном развитии и воспитании к 2,5 — 3 годам созревают рефлексы торможения тех структур мозга, которые связаны с мочеиспусканием. Однако именно к этому периоду у маленьких детей появляются возрастные страхи, связанные с ментальным отделением тела от тела матери, с началом постепенного осознавания смертности, возможности потери близких.

Очень чувствительные дети начинают «овеществлять» свои страхи в кошмарных снах. И под их впечатлением, не справляясь со страшными ночными фобиями и переживаниями, они могут начать писаться, особенно если они «загружены» домашними разборками, скандалами, фильмами-«ужастиками», компьютерными играми со страшными героями, монстрами.

Те дети, которые слишком крепко спят, могут несколько раз за ночь обмочиться, не просыпаясь, продолжая спать на мокром. Такие дети обычно очень боятся перед сном, но снов не помнят. А дети, которые спят очень беспокойно, могут метаться, кричать, плакать во сне, чаще всего помнят свои сны, но не всегда говорят о них, потому что слишком страшно о них рассказывать. В моменты самых страшных напряжённых эпизодов сна дети как раз описываются.

Как только дети после психотерапии освобождаются от страхов, кошмарных снов, негативных переживаний после них, то те из них, которые имели беспокойный поверхностный сон, могут сразу перестать ночью мочиться в постель. Хотя после первого сеанса психотерапии нужны хотя бы 2 сеанса для закрепления эффекта.

Однако дети, которые слишком крепко спят (их невозможно разбудить, они не помнят, как их садили на горшок), требуют более длительной психотерапии – до тех пор, пока они не перестанут настолько беспробудно спать именно из-за своих кошмарных снов. В некоторых сложных случаях таких детей необходимо психотерапевтировать параллельно с медикаментозным лечением невролога. В любом случае таких детей тоже можно избавить от стойкого энуреза в течение месяца.

  • не запрещать ребёнку пить перед сном для того чтобы он понял, что писается не потому, что пьет на ночь воду, а потому, что не может проснуться, если мочевой пузырь полон;
  • не одевать на ночь памперсы;
  • не класть под ребёнка специальные пелёнки «на всякий случай»;
  • не говорить лишних слов перед сном в виде уговоров, слов надежд и поддержки, чтобы не концентрировать внимание ребёнка на больной теме.

Ещё несколько важных замечаний.

Если не проработаны все проблемы, провоцирующие тревогу и страхи ребёнка, то после начала психотерапии в связи с тем, что затрагиваются очень болезненные темы, дети могут эпизодически просыпаться в мокрой постели. Надо относиться к этому спокойно, без упреков, давая понять, что это только начало лечения.

Если ребёнок здоровый, то к концу первого года жизни ребёнка надо приучать ребёнка не к горшку (это потом). Более эффективно в ванной мальчикам сначала показывать, как работает краник, а потом, подобрав подходящее время, когда ребёнок хочет писать, открывать кран, чтобы лилась вода и стимулировала малыша к мочеиспусканию. А со временем учить, что можно писать, прерывая мочу, что позволит быстро развивать способность торможения определенных мозговых структур. Что касается девочек, то их надо держать на коленях у ванны также под шум воды или подбирая принятые в семье звуки, обозначающие для ребёнка мочеиспускание.

Если мама гиперопекающая, очень созависима с ребёнком, продолжает вместе с ним спать, то важно психотерапевтировать и маму, чтобы способствовать быстрейшему разрешению проблемы ночного энуреза.

Если в семье прослеживаются вторичные выгоды от ночного энуреза, то предлагается сеанс семейной психотерапии с родителями.

Читайте так же:
Эффективное средство от заикания для детей

Внутрисемейные скандалы при ребенке

Почему дети переживают, когда родители ругаются друг с другом? Сложные отношения в семье всегда негативно сказываются на детской психике. Это происходит, потому что для ребенка мать и отец являются единственными важным фигурами в жизни, опираясь на которые, он живет, чувствует, развивается, взрослеет.
И тогда, если они теряют контроль над собой и испытывают много отрицательных чувств, ребенок ощущает, что его детский мир рушится.
Если в семье все в порядке, атмосфера является уважительной и дружелюбной — родители любят друг друга, советуются, в доме присутствуют смех, шутки и ласки — дети вырастают счастливыми и уверенными в себе. Благоприятная атмосфера для ребенка — словно хорошие и подходящие условия для растения — пребывая в ней день за днем, дети получают возможность развиваться в соответствии со своими особенностями и радуются каждому дню.
Идеальных семей не существует. Даже там, где родители очень любят друг друга, общаются тепло и доверительно, случаются недоразумения и недомолвки. Влияют ли они отрицательно на детскую психику, зависит от отношения взрослых друг к другу и к неприятной ситуации в целом.
Что происходит с детьми в семьях, где родители ругаются часто и сильно, повышают голос, не выбирают выражения и даже применяют физическое насилие? Ответы на этот и другие вопросы можно получить из этой статьи.

Дети становятся агрессивными
Семейные скандалы могут протекать достаточно болезненно, агрессивно и иметь тяжелые последствия. Если агрессия — это самое основное, что наблюдает ребенок, когда родители ссорятся, то он склонен перенимать такое поведение.
Часто это приводит к тому, что дети становятся агрессивными по отношению к сверстникам — кусают и щипают других детей в саду, дерутся в школе. Такое поведение, во-первых, объясняется тем, что ребенок берет пример с родителей — как надо решать конфликты. Если взрослые проявляют агрессию по отношению друг другу постоянно, то для детей это также становится нормой поведения и тогда они могут обижать других незаслуженно, провоцировать драки или ввязываться в них, и вскоре за ними закрепляется репутация драчливых, несговорчивых и даже опасных ребят.
Чтобы этого не случилось, родители должны научиться управлять своими эмоциями. Это не значит, что им нужно перестать выяснять отношения, когда ситуация требует этого, однако стоит научиться контролировать свои чувства во время ссоры. Это поможет не только легче пережить конфликт, но и уберечь детскую психику от вреда.

Дети приобретают страхи
Чего боится ребенок, когда родители ругаются?
Что мама и папа больше никогда не помирятся. Ребенок может прийти к такому выводу, если напряженно вслушивается в конфликт, который происходит в соседней комнате и проживает все чувства, которые испытывают родители. Дети часто не понимают причину ссоры, однако очень хорошо ощущают атмосферу, которая говорит о том, что скандал может длиться вечно, и тогда им становится очень страшно.
Ребенок думает, что он виноват в конфликте. Так бывает, когда мать и отец ругаются из-за разных взглядов на воспитание. Допустим, один из родителей позволяет что-либо ребенку, а другой резко осуждает такую позицию. Если ребенок в это время понимает, что мама и папа скандалят из-за него, он может «провалиться» в глубокое чувство вины, которое способно надолго закрепиться в психике и испортить жизнь.
Дети боятся, что родители убьют друг друга. Так бывает в семьях, в которых скандалы протекают особенно тяжело и драматично — со слезами, громкими криками, битьем посуды или рукоприкладством. Наблюдая это, ребенок страдает сильнее всего. В это время его внутренний мир рушится, личные границы безопасности стираются, он может в буквальном смысле ощущать, что над его жизнью нависла угроза, особенно если один из родителей подвергается насилию.
Чаще всего в этой роли выступает женщина, и тогда ребенку становится еще страшнее — он думает, что мама может умереть и этот страх парализует его. Дети могут испытывать такое ощущение совсем недолго, однако оно оказывает сильное разрушительное действие на детскую психику — вплоть до интеллектуального отставания, психосоматических нарушений, появления сильной тревожности, заикания, энуреза, развития фобий.

Ребенок может заболеть неврозом
Так бывает, когда ребенок одинаково сильно любит маму и папу, однако не имеет возможности поддержать ни того, ни другого. Если родители при этом «подключают» его к скандалу, и каждый из них пытается перетянуть его на свою сторону, то у него может развиться невроз — не имея возможности выбрать, к кому из родителей примкнуть, ребенок чувствует, что его словно «рвут на части» и очень страдает.
Когда дети воспитываются в семье, где единственный и самый популярный метод выяснения отношений это скандал, то они могут начать принимать его за норму и, в будущем, построив свою семью, будут делать то же самое.
Как правило, из таких детей вырастают взрослые, не умеющие управлять чувствами — они «взрываются», кричат и скандалят по любому поводу — чтобы отстоять свое мнение, защититься, оправдаться или просто решить проблему. Скандал для них — нормальная и самая приемлемая форма поведения, однако из-за этого они рискуют остаться в одиночестве, потому что люди, которые привыкли уважительно относиться друг другу и прояснять отношения, вместо того чтобы вести себя агрессивно, могут разорвать с ними связь.

Читайте так же:
Как научиться правильно дышать при заикании

Рекомендации родителям
Что делать, чтобы психика ребенка не страдала от семейных скандалов?
Раз и навсегда отказаться от агрессивной формы общения.
Учиться, вместе с партнером, разбирать неприятную ситуацию другими способами — с помощью разговора, контроля собственных чувств и голоса.
Запретить себе выяснять отношения при детях, и делать это только тогда, когда их нет рядом.
Обратиться к семейному психологу — он поможет раз и навсегда прояснить вопросы, которые мучают обоих супругов и заставляют их постоянно скандалить.
Если ребенок становится свидетелем ссор, то не стоит скрывать от него происходящее. Родители могут снизить детскую тревогу, если, несмотря на скандалы в семье, будут показывать ему то, что они для него также надежны и близки — это возможно, если плохое настроение родителей не будет отражаться на детях.
Не стоит посвящать детей в подробности отношений между взрослыми и причины разногласий — детям это ни к чему. Однако даже ребенок дошкольного возраста нуждается в том, чтобы ему объяснили, что ссоры иногда случаются, но даже после них родители и дети не перестают быть близкими и родными друг другу людьми.

Ведущий специалист управления
опеки и попечительства администрации
города Нефтеюганска
И.П.Чекулаева

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Сергей Николаев: «Мелочей в детской урологии не бывает»

Детство определяет всю будущую жизнь человека, и большинство проблем репродуктивной сферы мужчины связаны с заболеваниями, которые он перенес в детском возрасте. Даже незначительный, но не пролеченный вовремя недуг может привести к нежелательным последствиям. О возможных «мальчишеских» болезнях, о том, как их избежать и на что родителям стоит обратить внимание, рассказал заведующий Центром детской урологии-андрологии и репродуктивных нарушений детской городской клинической больницы им. Н.Ф. Филатова, доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Николаев.

– Сергей Николаевич, с какого возраста родители должны задуматься о репродуктивном здоровье мальчика?

– Еще на этапе внутриутробного развития ребенка. Очень важно, чтобы будущая мама своевременно проходила предписанные ей обследования. Кроме того, она должна помнить: выкуренная сигарета, бокал шампанского в первые три месяца беременности могут привести к непоправимым последствиям, которые проявятся у ребеночка, когда он родится. Именно в первый триместр беременности формируется мочеполовая система, и при воздействии ряда неблагоприятных факторов могут сформироваться различные пороки развития, так называемые пороки неклассифированного комплекса. Иногда встречаются и сложные генетические синдромы. Например, дефицит во внутриутробном периоде такого фермента, как 5-альфа-редуктаза, может привести к тяжелому пороку развития – гипоспадии. При таком заболевании происходит смещение отверстия уретры и искривление полового члена. Гипоспадия встречается у новорожденных мальчиков довольно часто, примерно в 1:500. Патология выражена внешне. Диагноз ставится при осмотре неонатологом. Заболевание требует своевременного лечения еще в детском возрасте. Невылеченная гипоспадия у мальчика может стать причиной бесплодия и серьезного психологического дискомфорта в будущем. Лечение исключительно хирургическое и только в специализированных клиниках.

– Какие еще заболевания встречаются у новорожденных мальчиков?

– В период от рождения до одного года у мальчиков встречаются некоторые особенности, о которых родителям нужно знать:

Физиологическая водянка яичек. Внешне она выражается небольшой отечностью мошонки, там содержится жидкость. Но не надо пугаться! К годику водянка должна пройти. Если она сохраняется после года, родители должны обратиться к специалисту – урологу-андрологу, который успокоит маму, расскажет, как себя вести и обеспечит возможность оперативного лечения. Непролеченная водянка может привести к проблемам, самая серьезная из которых – дисфункция яичка.

Паховая или пахово-мошоночная грыжа. У мальчиков, в отличие от девочек, паховая грыжа легко вправляется, и экстренной операции не требуется. Но родители должны помнить: при ущемлении грыжи у них есть не более двух-трех часов, чтобы привезти ребенка в приемный покой детского стационара, где бы они ни находились – на даче под Москвой, в Лос-Анджелесе или в Индии. Ущемленная грыжа – это прямое показание к операции. Если сроки уходят за сутки, это грозит некрозом тканей. Симптомы ущемленной грыжи: боль, беспокойство, рвота, ребенок сучит ножками, кричит, отказывается от еды, в мошонке – образование. Имейте в виду, детская хирургия не везде развита хорошо, в некоторых странах, даже европейских, вы не сможете быстро получить помощь. Поэтому я не рекомендую детей с диагнозом «пахово-мошоночная грыжа» брать с собой в путешествия. Ущемление грыжи может произойти в любой момент.

Фимоз: не открывается головка полового члена. Фимоз присутствует у 99% новорожденных мальчиков. Не надо беспокоиться. Но если вы заметили любое воспаление, отек, то надо идти к детскому урологу. Никаких ванночек с марганцовкой! Определенные манипуляции может сделать только специалист — детский уролог! Ни в коем случае при физиологическом фимозе нельзя насильственно открывать головку полового члена. Это может привести к рубцам. Два-три раза так сделали ребенку, и к четырем-пяти годам у него уже диагностируется грубый рубцовый фимоз,который чаще всего можно вылечить только хирургическим путем.

Крипторхизм – неопущение яичка в мошонку. Когда ребенок родился, яички должны быть в мошонке. Это закон. Мошонка – своеобразный орган, у нее семь оболочек, что обеспечивает терморегуляцию. И когда яичко в мошонке, оно находится в идеальных условиях. Бывает такое явление, как ложный крипторхизм: вы прикоснулись к мошонке, а яичко «убежало» в паховую область, но вы спокойно можете его вывести обратно. Это не болезнь, это вариант нормы. Но если яичко не выводится из пахового канала – это уже серьезное заболевание, которое требует хирургического лечения. Как правило, операции делаются после года.

Читайте так же:
Речевой материал при коррекции заикания

Урологические операции у детей очень непростые и их нужно делать в специализированной клинике. Ни в коем случае не во взрослой! Детский хирург работает на микроэлементах семенного канатика, там и артерия, и семявыводящий проток, венозные сплетения. Это очень изящные операции, требующие прецизионной техники и нужно иметь соответствующие навыки, чтобы их выполнять.

– Должны ли родители следить за тем, сколько раз в сутки их малыш писает? Какова норма?

– Родители должны знать простую формулу подсчета объема мочи за один раз: 30 умножаем на возраст плюс 30. То есть ребенок в три года должен за один раз писать около 120 мл. Если трехлетний ребенок писает нормальными порциями – по 100-120 мл в день, тогда он будет писать 5-6 раз в день. Если ребенок писает 15-20-30 раз в сутки, нужно задуматься, почему так происходит. Это повод обратиться к врачу. Возможно, у ребенка есть дисфункция мочевого пузыря. Причем это касается как мальчиков, так и девочек. Тем более родителям стоит задуматься, если ситуация усугубляется задержкой стула. Стул у ребенка должен быть каждый день, это закон физиологии. Следить за стулом чрезвычайно важно. Противоположная сторона – ребенок писает редко, но большими объемами, превышающими его норму. На это тоже нужно обратить внимание и обратиться к специалисту. Оба указанных состояния могут сопровождаться появлением остаточной мочи, вариантами парадоксального мочеиспускания, инфекцией мочевых путей.

Мелочей в детской урологии не бывает. Придите лишний раз к специалисту, не постесняйтесь, не пожалейте времени. Вы сохраните здоровье ребенку. И важно обратиться именно к «узкому» специалисту, чтобы правильно оценить ситуацию и назначить верное лечение. Роль специализированных центров, таких как Филатовская больница, трудно переоценить. В нашей больнице мы обследуем ребенка по полной программе. Мы успешно лечим и такие заболевания, как энурез и недержание мочи.

– Сергей Николаевич, а чего опасаться родителям мальчика старше трех лет?

— В возрасте до 10 лет возможны острые заболевания, причем они характерны тем, что сложно диагностируются.

Перекрут подвеска (гидатиды) яичка, так называемый синдром острой мошонки. Возникает спонтанно, ни с того ни с сего, симптомы: острая боль, покраснение кожи мошонки. Лечится хирургическим путем.

Перекрут яичка. Это заболевание чрезвычайно серьезно, требует немедленного хирургического вмешательства, ведь перекрут может быть и на 360, и на 720 градусов.Ребенка нужно немедленно доставить в приемный покой. Симптомы такие же, как при синдроме острой мошонки: боль, покраснение. А в детской хирургии и урологии есть негласный закон: если мы видим синдром острой мошонки – немедленно доставляем ребенка в операционную, потому что есть всегда угроза пропустить перекрут яичка. В операционной делаем ревизию, устраняем перекрут и отогреваем яичко – проводим все манипуляции, чтобы спасти яичко. В ряде случаев бывает, что родители поздно приехали: сутки прошли, может быть, и больше. Всего мы уже нагляделись. Делаем ревизию, а яичко черного цвета, и любые наши попытки оживить ткань не дают никакого эффекта. Это некроз. Приходится делать ампутацию.

– Это психологическая травма для подростка. Как ему можно помочь?

– Да, социально-психологический фактор очень важен, и чем старше мальчик становится, тем острее он воспринимает эту проблему. Мальчик подрастает, он говорит: у всех мальчиков два, а у меня одно. А в будущем он влюбится, захочет создать семью… Ему надо помочь. В Филатовской больнице мы имплантируем такому ребенку эндопротез. Здесь, конечно, многое зависит от позиции родителей, от их согласия на операцию. Мальчику, пока он еще маленький, можно и не говорить подробности, а сказать: «Мы тебя положим в Филатовскую больницу, прооперируем, и «найдем» яичко, оно у тебя в брюшной полости спряталось». Современные импланты качественно ничем не отличаются от яичка.

– Какие еще проблемы угрожают здоровью подростка?

— С 10-12 лет может возникать (далеко не у всех подростков) такое заболевание, как варикоцеле – это расширение вен гроздьевидного сплетения левого яичка. Симптомы: асимметрия мошонки за появления расширенных венозных коллекторов в левой половине. Причины могут быть разные, чаще всего это врожденное недоразвитие семенной вены или отсутствие венозных клапанов, не дающих венозной крови сбрасываться вниз (в норме), к мошоночному сплетению. Заболевание может прогрессировать. Венозная кровь застаивается. Яичко начинает страдать. Возникает тканевая гипоксия (недостаток кислорода), которая приводит к потере функционального состояния, начинает страдать сперматогенез. Причем некомпенсированное, то есть не прооперированное своевременно варикоцеле через несколько лет дает осложнение и на правое яичко, которое тоже теряет функцию сперматогенеза. Варикоцеле у подростков – серьезная проблема и наиболее распространенная причина различных вариантов бесплодия в будущем. У варикоцеле три стадии, обычно мы оперируем на второй-третьей, сначала наблюдаем ребенка, выбираем правильную тактику лечения.

– Но мальчик сам может не заметить проблемы или постесняется сказать родителям. Как выявить это заболевание?

— Чаще всего дети к нам приходят после диспансерных осмотров, которые проводятся в школе. Но есть такой нюанс: профосмотр сделали, допустим, в 2017 году, поставили диагноз и рекомендовали прийти к специалисту, а родители, по разным причинам, привели ребенка к нам только через год-два. Родителям советую не игнорировать профилактические осмотры и своевременно обращаться к врачам.

Читайте так же:
Причины ночного энуреза у женщин лечение

– А такое распространенное у мужчин старшего возраста заболевание, как простатит, не может возникнуть в подростковом возрасте?

— Может. Да, не удивляйтесь, у детей иногда бывает простатит. Заболевание сложное, поставить диагноз очень сложно. Спровоцировать простатит у подростка могут перенесенные ранее инфекционные заболевания, например тонзиллит, гнойный отит и т.д. Симптомы: на фоне полного здоровья у ребенка вдруг появляется учащенное или болезненное мочеиспускание, неприятные ощущения в заднем проходе и в области малого таза, выделения из уретры. Можно подумать о венерическом заболевании, но это не так. С такими симптомами нужно обязательно обследовать ребенка: ультразвук простаты, анализ мочи и обязательно цистоуретроскопия (делается под наркозом). Лечение проводится по полной программе: антибактериальная терапия, уроантисептики, физиотерапия (но аккуратно). Такого ребенка нужно качественно пролечить, потому что, к сожалению, нелеченый простатит хоть и уйдет потихоньку в субклиническую форму, но даст определенные склеротические изменения в простате, которые в будущем могут привести к хроническому простатиту и к бесплодию.

Родителям также надо знать, что бесплодие в будущем может быть спровоцировано наркотическими препаратами, учеными это уже доказано. Даже каннабис, применение которого сейчас некоторые страны легализовали, может вызвать хронический цистит с повреждением семенного бугорка, с простатитом. Это непоправимый вред репродуктивной сфере мальчика, я уже не говорю про более серьезные наркотические препараты.

Роль родителей в жизни подростка очень важна! В организме как мальчика, и девочки происходят некоторые физиологические изменения, которые они сами не могут объяснить, и здесь очень важна роль папы и мамы, которые побеседуют с сыном или дочкой, все вовремя им расскажут, сообразуясь со своим опытом жизни. Важно приучить подростков к ежедневной гигиене – она имеет колоссальное значение. Если приучить детей с раннего возраста к правильному ритму и качеству жизни они навсегда усвоит навыки ежедневной гигиены. И в этом неоценимую помощь могут оказать детские урологи-андрологи и детские гинекологи.

А если возникли какие-то более серьезные проблемы, сомнения, подозрения на заболевания, врачи Центра детской урологии–андрологии окажут своевременную помощь. Все вопросы решаемы. Врачи Филатовской больницы открыты, доступны и помогают детям 24 часа в сутки.

Почему нельзя пугать ребёнка в воспитательных целях? Редакция The Village с помощью экспертов продолжает отвечать на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Не пойдёшь чистить зубы — появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать — Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю — придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание — эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама — почти весь мир, для дошкольника — важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание — довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться — к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то. » больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Читайте так же:
Нейропсихологические синдромы при деменциях позднего возраста

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному — держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело — учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое — учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения — он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать — бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать — доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector