Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические средства коррекции речи при заикании

Технические средства коррекции речи при заикании

На разных этапах коррекции речи заикающихся можно использовать различные технические средства обучения. В настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов: заглушение, звукоусиление, ритмизация, «отставленная» речь или «ЭХО».
Действие этих аппаратов на речь заикающихся проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта.

1. ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЕ собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «БЕЛЫЙ ШУМ», акустически напоминающий шум прибоя.
А. В. Крапухин механизм влияния «БЕЛОГО ШУМА» трактует следующим образом:
— повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения (эффект Ламбарди);
— возникает разрыв привычной слухоречевой связи;
— звукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта. Но главным образом положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.

2. ЗВУКОУСИЛЕНИЕ, как метод устранения заикания, был предложен В. А. Раздольским в 1965 г. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.

3. МЕТРОНОМ, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.
В 1828 году французский врач Коломбо организовал в Париже первый в мире отофонетический институт для лечения различных дефектов речи, в том числе и заикания. Он разработал метод лечения заикания, на первом этапе которого предлагал заикающимся говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмические удары сконструированного им специального прибора, частота ритмических ударов в котором менялась с помощью специального устройства. Усвоению навыка изменения темпа и ритма речи он придавал большое значение. Основой его метода явились ритмическое дыхание и ритмическая речь. Его исследования получили всеобщее признание и были удостоены премии Парижской Медицинской Академии.
В 1968 году Н. Азбин, используя ритмический вибротактильный стимулятор-касалку, получил эффект в 90 процентах случаев.
Положительный результат в работе по улучшению техники речи заикающихся с использованием метронома получил Дж. Бреди (1969 г.).

В 1959 г. в статье «Механизм заикания» Н.И. Жинкин писал, что как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. Заикание возобновляется при быстрой речи, так как появляется разнометричность и разнодлителъность слов. Каждая новая мера метра должна быть упреждена. Еще К.С. Станиславский подметил, что речь следует за жестом и мимикой. Поэтому впереди надо пустить силу, которая, как на «буксире», потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем «буксир» можно ослабить, либо совсем убрать. Именно таким «буксиром» может стать метроном. Темпоритмические упражнения, произнесение текстов под метрономом во второй половине девятнадцатого века описал К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой». Эти упражнения являются частью его знаменитой системы.

4. «ЭХО» или ЭФФЕКТ ОТСТАВНОЙ РЕЧИ — открыт Б. Лее в 1952 г. Эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. Существует много способов задержки сигнала, но самым распространенным до некоторого времени являлся магнитофонный.

Метод лечения, основанный на принципе «регуляции обратной связи» с помощью «ЭХО-аппарата», предложил польский автор Б. Адамчик в 1959 г. При применении этого метода пациент говорит в микрофон, который соединен со звукозаписывающей головкой магнитофона. Записанный текст поступает на звукоснимающую головку, усиливается, а затем передается в наушники, через которые пациент слышит свою собственную речь с некоторым запаздыванием.

В 1981 году А.В. Крапухин в установке «Логос», наряду со звукозаглушением и звукоусилением, использовал эффект «Эхо». В отличие от ранее применяемых аппаратов, задержка обратного речевого сигнала была основана на электронном принципе, что позволило получить значительное улучшение качества звучания и снизить время задержки без снижения эффективности воздействия. В 1988 году на смену первого поколения «ЭХО-магнитофонов» пришли более портативные и удобные для использования в различных ситуациях аппараты «АИР» (Л.Я. Миссуловин).
Предлагаемый аппарат «МОНОЛОГ» объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции, воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»).

Читайте так же:
Заикание когда разговариваешь по телефону

Используя четыре основные технические средства, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.
Эффект ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЯ может быть использован на всех этапах занятий как самостоятельно, так и в комбинаций с другими показателями. Исследования показали, что максимальный эффект может быть достигнут в комбинации с метрономом, а также с «ЭХО».

ЗВУКОУСИЛЕНИЕ — осуществляется в диапазоне от нормального звучания до дискомфортного восприятия, что обеспечивает возможность добиться резкого снижения громкости собственной речи говорящего. Звукоусиление рекомендуется использовать на ранних этапах работы. Так как эффект изменения громкости речи способствует уменьшению фиксации «а речевом дефекте, а также снижению судорожного компонента заикания.

На более поздних этапах работы —- звукоусиление в комбинации с «ЭХО» дает положительный результат в период автоматизации полученных навыков.
МЕТРОНОМ — в работе с аппаратом «МОНОЛОГ» ритмическая стимуляция осуществляется путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту.

На ранних этапах формирования навыка равнометричной речи метроном желательно сочетать с задержкой речевого сигнала. В этом случае параллельно будут отрабатываться навыки интонационно-мелодической выразительности, плавности и слитности речи.
«ЭХО» — дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мл/сек., что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ.

Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «эхо» — не только способствуют снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогают преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпоритмической и интонационно-мелодической организации речи как при органических, так и при функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат помогает овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, благозвучной, выразительной речи.

Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволит осуществить индивидуальный подход и индивидуальный режим работы для каждого, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

Одним из основных достоинств аппарата является его малый размер и вес, техническая простота и доступность для каждого пользователя, автономное питание от батарейки, что позволяет использовать прибор для отработки правильной речи не только в условиях стационара и домашних условиях, но и в общественных местах.

Нужна консультация невролога? Запишитесь
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ. — презентация

Презентация на тему: » ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ.» — Транскрипт:

1 ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

2 Вопросы лекции 1. Современные подходы к проблеме заикания. 2. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. 3. Технология формирования темпо ритмической организации речи при темпо ритмической организации речи при заикании. заикании.

3 Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.

4 Патофизиологическая теория заикания Основа теории — учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» — низ лежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.

5 Патофизиологическая теория заикания Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: — активное развитие фразовой речи, — постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.

Запасные части для иномарок и автосервис в Туле на respectavto.com.

6 Патофизиологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие — соматическая ослабленность, — наследственность (до 10 %), — леворукость (в 3 раза чаще), — ускоренная, невнятная речь окружающих, — половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)

Читайте так же:
К деменции относится следующие заболевания

7 Патофизиологическая теория заикания 2. Вызывающие — психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), — подражание

8 Патофизиологическая теория заикания Симптомокомплекс заикания 1. Судороги 2. Непроизвольные двигательные расстройства 3. Двигательные уловки 4. Речевые уловки 5. Логофобии 6. Характерологические изменения личности 7. Дефекты звукопроизношения

9 Патофизиологическая теория заикания Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: — клонические, — тонические, — смешанные (в 70%) По месту локализации: — дыхательные, — голосовые, — артикуляционные

10 Патофизиологическая теория заикания Дыхательные судороги — инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», — экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», — респираторная (ритмическая) – «взрыв» Голосовые судороги — смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, — вокальная (голосовая) – «а-а-а…», — дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»

11 Патофизиологическая теория заикания Артикуляционные судороги — лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, — язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/ /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/

12 Патофизиологическая теория заикания Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/ /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/

13 Патофизиологическая теория заикания Логофобии Характерологические изменения личности — индифферентные — адекватные — с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения

14 Патофизиологическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие

15 Психологическая теория заикания Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.

16 Психологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/ требующие развернутых ответов/

17 Психологическая теория заикания Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу — делает паузы, остановки во время речи — заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.

18 Психологическая теория заикания Диагностика 1. Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) 2. Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл 3. Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: — название, — из чего сделан, — цвет предмета, — как с ней играть.

19 Психологическая теория заикания 4. Описание предмета по представлению — Я расскажу про грушу, а ты — про яблоко. 5. Беседа о времени года: — Какое сейчас время года? — Какое время года ты любишь? — Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?

20 Психологическая теория заикания Выводы о степени заикания — заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ — легкая степень, /контекстная речь/ — легкая степень, — заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ — средняя степень, /стык контекстной и ситуативной речи/ — средняя степень, — заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ — тяжелая степень /ситуативная речь/ — тяжелая степень

21 Патогенетическая теория заикания Заикание может возникать на разной основе: — 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ — 50% на органической основе – неврозоподобное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/

22 Патогенетическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.

Читайте так же:
Боли в животе при деменции

23 Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся 1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) — гипноз — аутогенная тренировка — метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./ сказкотерапия, куклотерапия и др./

24 Речевые центры — в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».

25 В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.

26 Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпо ритмической организации речи заикающихся.

27 Технология формирования темпо ритмической организации речи при заикании 1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, по слоговой ритм/ /пословный ритм, по слоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/ функциональные тренировки/

28 Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов «Неваляшка» «Силач» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/

29 Упражнения «прогоним сердитки» В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки

30 Самостоятельная работа /в паре/ «Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».

Технология формирования темпо-ритмической стороны речи

Тема 9. Технология формирования темпо-ритмической стороны речи.

  1. Этапы работы по формированию чувства темпо-ритма при различной речевой патологии
  2. Использование логоритмики в коррекции заикания.
  3. Подобрать комплексы упражнений для работы над темпо-ритмической организации речи при заикании, ринолалии, дизартрии.
  4. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по физической культуре по формированию темпо-ритма у детей дошкольного возраста с речевой патологией.
  5. Список литературы.
  1. Этапы работы по формированию чувства темпо-ритма при различной речевой патологии.

Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности. На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования. На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа: «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов). Прохлопать — протопать (повторить за педагогом). Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ). Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане. Послушай, как стучит «дятел», повтори так же. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз. «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой. Протопать ножками под ритм стихотворения.

Читайте так же:
Ритуал от заикания для детей

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания: Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро). Определить подходящий ритм для высказывания, например: − Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро). − Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно). Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен). Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:

Коррекция темпо – ритмической стороны речи у заикающихся средствами технологии «Караоке метроном»

В рамках данной статьи рассмотрим специализированную компьютерную технологию «Караоке метроном», предназначенную для коррекции темпо-ритмических нарушений устной речи. Данная технология представлена на электронном носителе (CD – диск) и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно органи-зовать индивидуальную работу с применением компьютерной технологии «Караоке метроном». Она создавалась на основе исследований Н. И. Жинкина (1959), И.В. Данилова и И.М. Черепанова (1970), Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой (1993), М.И. Лохова и Ю.А. Фесенко (2000), И.А. Поваровой (2010). Также были изучены принципы действия разнообразной аппаратуры по коррекции заикания («Аир», «Эхо», АКР – 1 «Монолог» и др.) и компьютерные технологии («Breath Maker», «Демосфен 07», «Cafet», «SpeechEasy» и др.). При разработке компьютерной технологии были реализованы следующие принципы: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование компьютерной технологии способствует активизации у заикающихся пациентов компенсатор-ных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи, а также контроль над результатами деятельности заикающихся пациентов проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация инфор-мации происходит на экране монитора в виде доступной для заикающихся пациентов текстовой обработке, которая сопровождается синхронной работой метронома. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у заикающихся пациентов формируются правильные речевые и темпо-ритмические навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Разработанная компьютерная технология позволяет взаимосвязано работать над коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношением, просодическими компонентами устной речи, фонематическими процессами, лексическими и грамматическими средствами языка, артикуляционной моторикой, обратными речевыми кинестезиями, слуховым и зрительным восприятием, вниманием, вербальной и зрительной памятью, эмоционально-волевой и мотивационной сферами, словесно-логическим мышлением. Принцип развивающего и дифференцированного обучения. Данная технология преду-сматривает возможность индивидуальной настройки параметров программы. Упражнения технологии содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивиду-альные возможности и коррекционно-образовательные потребности пациента. Принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерной логопедической технологии «Караоке метроном» позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. Принцип доступности обучения. Содержание компьютерной технологии «Караоке метроном» и методы предъявления заданий соответствуют возрастным особенностям заикающихся пациентов. Технология «Караоке метроном» проста в управлении, содержит информативный интерфейс и не требует дополнительного обучения пользовательским навыкам. Принцип индивидуализации обучения. Специализированная компьютерная технология «Караоке метроном» предназначена для индивидуальных занятий с пациентами и позволяет построить коррекционную работу с учетом их индивидуальных образовательных потребно-стей и возможностей. Принцип сознательности и активности. Обучающую работу с использованием компьютерной технологии «Караоке метроном» осуществляет логопед, а контроль за ритмом и паузами осуществляет непосредственно сам пациент. Принцип объективной оценки результатов деятельности пациентов. В технологии «Караоке метроном» результаты деятельности заикающегося пациента представляются визу-ально на экране в виде воспроизводимого текста и символов, исключающих субъективную оценку. Оценка деятельности осуществляется самим логопедом и пациентом, для того чтобы он сам мог контролировать свою деятельность и свои результаты. Таким образом, объектив-ную оценку результатов деятельности можно осуществлять в двух вариантах – визуальном и звуковом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у пациента навыки самоконтроля за собственной речью. Принцип воспитывающего обучения. Эта технология позволяет воспитывать у зани-мающихся волевые качества, а так же помогает развивать правильное чувство темпа и ритма. Рекомендуемые минимальные системные требования для нормальной работы техноло-гии «Караоке – метроном»: звуковая плата 8 до 48 кГц; процессор 2.2. Ггц+; оперативная память от 512 МБ; место на жестком диске 170 МБ; системные требования: Windows XP/ Windows 7. Технология «Караоке метроном» состоит из комплекса операций и приемов и включает в себя ряд основных частей работы: Первая часть состоит из постановки правильной темпо-ритмичности при чтении текста по слогам и монологическом высказывании у заикающихся со скоростью метронома 60 ударов в минуту. Далее темп увеличивается на 5 ударов с каждым занятием. Для людей с более сложной формой заикания увеличение темпа происходит на 1 удар в минуту. А так же тем, кто имеет ускоренный темп речи, работа осуществляется в обратном порядке: со 100 ударов метронома постепенно снижая с каждым занятие на 5 ударов доводя до средней нормы 60 – 80 ударов в минуту. Во второй части осуществляется работа над правильной паузой между слогами. Отра-ботка правильной паузы осуществляется одновременно в момент чтения стихов, текстов скороговорок, песен. В третьей части происходит комплексное закрепление правильного чтения текста с чёткой постановкой пауз по средствам караоке метронома. В процессе применения разработанной компьютерной технологии по коррекции темпо-ритмической стороны речи у заикающихся решается ряд задач: На этапе ознакомительно – адаптационного цикла происходит ознакомление пациен-тов с компьютером и правилами поведения при работе с ним. На этапе коррекционно-образовательного и воспитательного цикла осуществляется коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у заикающихся речевых и язы-ковых средств (звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематиче-ский слух, фонематическое восприятие, лексико-грамматические компоненты языка, совер-шенствование темпа и ритма речи). Занятия по данной технологии включает в себя 3 основных этапа: Подготовительный. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Основной. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Заключительный. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ре-зультатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой, точечный массаж). Занятия проводятся индивидуально 3 – 4 раза в неделю в первой половине дня. Непре-рывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать: для подростов 20 минут; для взрослых 30 минут. (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требова-ния к видеодисплейным терминалам, персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14). Технология «Караоке – метроном» позволяет осуществлять коррекционную работу по совершенствованию техники чтения. Она адресована, прежде всего, специалистам – логопе-дам и дефектологам школьных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии дополнительного логопедического консультирования.

Читайте так же:
Основные направления комплексного подхода в заикании

Материал состоит из двух частей:теоретической и практической.В теоретической части имеется обоснование необходимости знакомства детей с именами признаков с раннего дошкольного возраста.В практической части приведена авторская игра «Подбери значение к признаку», где расписаны правила игры (по типу лото), наполнение игры, варианты игр с данным пособием. Игра прошла апробацию с детьми в дошкольном учреждении и от ее системного использования дети имеют хорошие результаты по развитию речи и мышления.

В материале представлены интересные педагогические находки — слагаемые успешной педагогической деятельности.

Обобщающий урок в 10 классе (на профильном уровне) по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений» систематизирует, обобщает, расширяет знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения уравнения, в том числе нестандартными способами; формирует познавательную мотивацию, дает возможность учащимся осознать собственные умения и подготовиться к контрольной работе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector