Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Существует несколько методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (это зависит от степени речевой самостоятельности детей)

Н.А. Власова различает 7 видов речи, применяющиеся на занятиях с детьми: сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь; обычная нормальная речь. Работа происходит в три этапа. На первом этапе проводятся упражнения по сопряженной и отраженной речи, дети учат стихи и фразы. На втором этапе дети тренируются в ответах на вопросы по картинкам, самостоятельно составляют рассказы по картинкам и пересказывают содержание сказки или рассказа, прочитанных логопедом.

На завершающем этапе дети закрепляют приобретенные навыки в плавной речи, во время игр и общения с окружающими людьми.

Методика коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Речевые упражнения последовательно переходят от наглядных форм речи к контекстным высказываниям. Эта система включает в себя пять этапов.

1. Пропедевтический — дети учатся слышать четкую речь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою речевую деятельность.

2. Сопровождающая речь. Дети совершают какие-либо действия и сопровождают их речью.

3. Завершающая речь. Дети описывают выполненную работу. Постепенно уменьшается опора на зрительный образ и происходит переход к контекстной речи.

4. Предваряющая речь. На этом этапе дети рассказывают о том, что они собираются делать. Дети учатся планировать свою работу, разговаривать без наглядной опоры. При этом более сложной становится фразовая речь, дети учатся логически мыслить, последовательно и грамотно излагать свои мысли.

5. Закрепление навыков своей речи. Дети самостоятельно рассказывают о всем процессе выполнения своих поделок, умеют отвечать на вопросы о своей работе.

Эта методика применяется в специальных детских садах для занятий с заикающимися детьми.

Методика В.И. Селиверстова предназначена в основном для медицинских учреждений и предусматривает использование разных приемов логопедической работы. В работе выделяются 3 периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный. Речевые упражнения усложняются в зависимости от того, насколько самостоятельна речь ребенка и в зависимости от сложности речевых ситуаций.

В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание, дети учатся общаться короткими фразами, организовываются инсценировки.

В последние годы все более популярной становится методика лечения дошкольников, автором которой является Л. З Андронова-Арутюнян. Методика основана на синхронизации пальцев ведущей руки. Методику адаптировала на дошкольников Ракитина Анна Эдуардовна.

Экзаменационный билет № 4

1 Охарактеризуйте зависимость проявлений заикания от вида деятельности и времени высказывания.

Для правильной логопедической работы логопеду важно знать и помнить когда у ребенка может проявится заикание, от чего это зависит.

Проявление заикания зависит от ведущей деятельности человека.

У дошкольников ведущая деятельность игровая. Так при игре наедине с самим собой у ребенка может присутствовать плавная фразовая речь. Заикание будет проявляться после или во время активных игр, при общении с незнакомыми детьми, при выступлении на мероприятии. Заикание может появится после уроков физкультуры. На уроках музыки заикания нет.

У подростков ведущий тип деятельности — общение со сверстниками. Заикание проявляется при общении в малознакомой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, когда ребенок зацикливается на своём дефекте.

У взрослых ведущий тип деятельности- трудовой. Заикание появляется на выступлениях, на собеседованиях, при объяснении материала подчинённым, при общении с коллегами.

У школьников ведущая деятельность учебная. Заикание пожжет проявляться при ответе у доски, при ответе на вопрос, при ответе доклада или сообщения,

У детей с заиканием проявление дефекта зависит и от временных рамок, так вечером заикаются чаще чем днем( к вечеру ребенок уставший). Весной и осенью так же наблюдается усиление заикания, связанно это с сезонным возбуждением цнс(?). Более выражено заикание к концу недели, связано это с уставанием цнс ребенка(иного лица).

2. Перечислите основные этапы психолого-педагогического воздействия на заикающихся дошкольников, предложенного в.И.Селиверстовым.

В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми(дети фиксируют внимание на своём дефекте, родители становятьсся участниками коррекционной работы с детьми).

Читайте так же:
Как долго может жить больной с деменцией

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап.Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

Занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.

Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”. В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки.

20-22 занятия. В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

6-9 занятий. Плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Коррекция заикания у дошкольников

В пособии представлен практический материал по диагностике и коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Помимо описания этапов, содержания, планируемых результатов, практических заданий раскрываются результаты изучения заикающихся детей, приводится схема логопедического обследования. Предназначено для специалистов, работающих с заикающимися детьми. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность пособия делают его привлекательным и для родителей.

Оглавление

  • Введение
  • Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коррекция заикания у дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2012

© Ворошилова Е. Л., текст, 2012

Ежедневно каждый человек взаимодействует с другими людьми: обращается к ним с вопросами, реагирует на их высказывания, дает пояснения, выступает с сообщениями и т. д. Большинство из нас все это выполняют каждый день, даже не задумываясь о том, что люди, страдающие заиканием, испытывают при этих действиях значительные сложности, а иногда предпочитают и вовсе отказываться от общения, лишь бы не обнаружить перед собеседником своих трудностей. Постепенно помимо судорожной речи у заикающихся возникают различные негативные психологические наслоения (логофобия, фиксированность на дефекте), которые, как правило, значительно ограничивают их социальные контакты.

В данном пособии описана технология коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Основу ее составляет разработанный проф. Р. Е. Левиной подход, согласно которому заикание трактуется как расстройство коммуникативной функции речи. Предложенная автором методика помимо коррекции заикания нацелена и на подготовку заикающихся детей к обучению в школе, поскольку наибольшие трудности (рецидивы заикания, установление межличностных контактов и т. д.) возникают у данной категории ребят именно в первые месяцы обучения.

Читайте так же:
Причины энуреза во сне у взрослых

Пособие состоит из трех разделов.

В первом разделе раскрываются особенности заикающихся дошкольников. Приводятся результаты исследования коммуникативной деятельности, рассматриваются особенности поведения детей с заиканием.

Второй раздел посвящен обследованию таких детей. В нем даны рекомендации по проведению всестороннего изучения заикающихся дошкольников. Раздел содержит опросник для обследования речи.

В третьем разделе раскрывается содержание технологии коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Приводится подробное описание содержания и этапов коррекционной работы на практических примерах. Некоторые задания, используемые в рамках технологии, представлены в приложениях.

Хотя данное пособие и ориентировано на работу с заикающимися детьми дошкольного возраста, материалы некоторых разделов могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, имеющими другие речевые недостатки.

«Грузовой транспорт». Подгрупповое занятие по коррекции заикания у детей подготовительной группы. Этап пересказа

Фонетическая тема: дифференциация [Л]—[Л’] в словах.

Цель: формирование самостоятельной речи

1. Формировать у детей представление о различных видах транспорта.

Коррекционные:

1. Закрепление навыка вопросно-ответной речи;

2. Развитие длительности речевого выдоха;

3. Развитие правильного темпа и ритма речи;

4. Работа над силой голоса;

5. Расширение словаря по теме «грузовой транспорт»;

6. Работа над словообразованием;

7. Работа над слоговой структурой слов по теме грузовой транспорт;

8. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

9. Развитие общей моторики.

1. Развивать у детей коммуникативные качества, навык работы в коллективе;

2. Развивать чувство сопереживания одногруппникам.

Оборудование: альбом с изображениями транспортных средств, игрушечная лошадка, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [Л] и [Л’].

Ход занятия

А в альбоме есть картинки —

Кто машинку назовёт,

Тот отправится в поход.

Один ребёнок считает медленно и плавно (одно слово — один счёт, выбирает дежурного, который откроет альбом с картинками.

Дети называют картинки: маршрутка, автобус, трамвай, такси, троллейбус.

Отвечают на вопросы:

Кто сидит за рулём автобуса?

Что нужно автобусу, чтобы ехать?

Как называется человек, который продаёт билеты?

Где ездит трамвай?

Как называется эта часть трамвая? (пантограф)

Что нужно трамваю, чтобы ездить?

Как называются эти части троллейбуса? (электрические дуги)

Что необходимо троллейбусу чтобы ездить?

Что перевозят эти машины?

Как называется этот вид транспорта?

Дети ответили на все вопросы и могут отправляться в поход.

«В поход поедем на лошадке, которую зовут Лиза. У нас для Лизы есть уздечка»

Дыхательной-голосовое упражнение «Уздечка». Короткий вдох,на выдохе произносим: «Ах, какая длинная и крепкая уздечка».

Прискакали на полянку. Сядем отдохнуть на травку, посмотрим картинки в альбоме, который мы взяли с собой.

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы логопеда.

Как называется эта машина? (Грузовик) Какие части машины вы видите? Это фургон. Это тоже грузовая машина. Что можно перевозить на грузовой машине? Как называется машина, которая перевозит молоко? Дети называют с помощью логопеда молоковоз, лесовоз, бензовоз, мусоровоз, бетономешалку, самосвал, снегоуборочную машину.

«Давайте прохлопаем и скажем слова бетономешалка, снегоуборочная.

Отдохнули, пора ехать на лошадке дальше!»

На лошадке ехали — до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали — до реки доехали.

Тррр, стоп, разворот, на реке пароход.

Пароходом ехали — до горы доехали.

Пароход не везёт. Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит, в нём мотор гудит: «У-у-у».

(Токмакова И. П.)

Дети прилетели на полянку, вышли из самолета.

«Самолёт сейчас взлетит и мотор будет гудеть очень громко, а потом мы будем слышать мотор всё тише и тише. Давайте покажем как будет звучать мотор самолёта». Дети вместе с логопедом произносят звук [У] затухающими голосами.

Давайте сядем на полянку и послушаем рассказ.

Это дорога. По дороге едут машины. Вот едет автобус, он перевозит людей. За ним едет самосвал, он везёт песок. За ним бетономешалка, которая перевозит бетон. За бетономешалкой движется снегоуборочная машина, она убирает снег с улицы. А вот светофор. Он регулирует движение транспорта и пешеходов.

Дети, рассматривая картинку, отвечают на вопросы логопеда. Где едут машины? Какая машина едет первой? Кого перевозит автобус…

Логопед читает рассказ ещё раз и предлагает детям пересказать.

Возвращаемся из похода в детский сад. Садимся за столы. Вспоминаем на чём ехали в поход. (Лошадь Лиза)

Какие первые звуки в словах «лошадь», «Лиза»?

Читайте так же:
Можно ли вылечить энурез у детей в домашних условиях

Уточняем характеристику звуков [Л],[Л’]. (Согласные, звонкие, твёрдый, мягкий).

Рассматриваем картинки, называем все нарисованные предметы, со звуком [Л], потом со звуком [Л’]. Определяем место звуков в словах (начало, середина, конец).

Вспоминаем и называем по одному слову с каждым из этих звуков.

Итог занятия.

«Какие вы знаете машины, которые перевозят грузы?

Какие звуки мы сегодня повторяли?»

1. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. –Москва : Учпедгиз, 1955

2. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. — М. : Центрполиграф, 2002.

Открытое подгрупповое занятие в подготовительной логопедической группе по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Сашины сушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №16» Г. ЛИВНЫ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ.

Развивающее подгрупповое занятие для детей раннего возраста совместно с родителями «Удивительная встреча в сказочном лесу» «Удивительная встреча в сказочном лесу». Педагог-психолог: Иванова С. В. Программное содержание: Образовательные задачи: • Продолжить формировать.

Конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группы для детей с ОНР «Транспорт» Тема: «Транспорт» Разработано: учителем-логопедом Воргановой А. А. Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках,.

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовой транспорт» Задачи: 1. Развивать у детей интерес к конструированию. 2. Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать.

Конспект занятия по коррекции заикания «Дикие животные осенью» Цель: воспитание отраженной речи. Коррекционно-образовательные задачи: актуализация знаний по теме, расширение предметного словаря и словаря.

Подгрупповое занятие для детей с общим недоразвитием речи «Свет и тепло в доме» в рамках «Дня открытых дверей для родителей» Подгрупповое занятие для детей с общим недоразвитием речи (возраст 6-7 лет) в рамках «Дня открытых дверей для родителей». Подготовила:.

Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] «Путешествие на Нерычандию»Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] «Путешествие на Нерычандию» ЗАДАЧИ Образовательные Закреплять: — слуховой и моторный образы звука [р]; умение правильно произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях;.

Познавательно-творческий проект «Транспорт» для подготовительной группы Проект «Транспорт» Вид проекта: групповой, интегрированный Тип проекта: творческий, познавательно — продуктивный Продолжительность: краткосрочный.

О профилактике заикания у детей дошкольного возраста О профилактике заикания у детей дошкольного возраста Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов.

Занятие по развитию речи в младшей группе «Грузовой транспорт» Цель: Закреплять знания детей о том, что у грузовых машин есть кабина, кузов, колёса. Задачи: • упражнять в умении составлять целое из.

Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания Михайлова Елена Янверовна

Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания

Михайлова Елена Янверовна. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 2003 156 c. РГБ ОД, 61:04-13/628

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 11

1.1 .Особенности физического развития и

двигательных качеств детей 5-6 лет 12

Особенности развития речи детей 5-6 лет 15

Этиопатогенез и проявления заикания 19

Особенности психомоторного развития

детей 5-6 лет с заиканием 27

1.5. Современные подходы к коррекции заикания

у дошкольников 30

1.6. Физическая культура в дошкольных

1.7. Адаптивная физическая культура в системе
комплексной реабилитации дошкольников

ГЛАВА 2. ГИПОТЕЗА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ДВИГАТЕЛЬНОГО
И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ 53

Характеристика здоровья и физического развития 53

Уровень физической подготовленности 55

Определение ведущей руки 59 3.4 Уровень слуховой памяти 60 3.5. Уровень тревожности 63

з
3.6. Показатели уровня самооценки 65

ГЛАВА 4. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 68

4.1.. Структура и содержание адаптивного физического
воспитания в коррекции заикания у дошкольников 71

Подготовительный этап 73

Этап дестабилизации устойчивого

патологического состояния 77

Этап сопряженной речи 83

Этап отраженной речи 87

Этап вопросно-ответной речи 90

Этап самостоятельной речи 93

4.2. Реализация социальных функций в процессе физического
воспитания дошкольников с заиканием 96

Развитие психических процессов 96

Коррекция эмоциональной сферы

с помощью физических упражнений 98

4.2.3.Воспитание и развитие положительной

4.3. Использование физических упражнений с целью

коррекции и профилактики сопутствующей патологии

(нарушенная осанка и плоскостопие) у дошкольников

с заиканием 103

ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ И

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЗАИКАНИЕМ 113

5.1. Влияние экспериментальной методики на динамику
физического развития, физической подготовленности

и психомоторного развития дошкольников с заиканием 114

Динамика физического развития 114

Динамика физической подготовленности 115

5.2. . Динамика психофизических показателей дошкольников

с заиканием 122

Читайте так же:
Обострение у больного с деменцией

Динамика слуховой памяти 122

Динамика индекса тревожности 123

Динамика уровня самооценки 125 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 127 ВЫВОДЫ 131 ЛИТЕРАТУРА 134 Приложение 1 149 Приложение 2 150 Приложение 3 151 Приложение 4 152 Приложение 5 155

Введение к работе

Актуальность исследования. На настоящий момент аксиоматичным считается положение о том, что коренным отличием человека от животных является наличие у него т.н. «второй сигнальной системы», связанной с речью. Способность понимать, а потом и произносить слова, развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Слово как «сигнал сигналов» (Павлов И.П., 1951) явилось основой отвлеченного, чисто человеческого мышления, стало орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Способность мыслить путем абстрактных (отвлеченных) понятий, выражаемых словами, задуманными, произнесенными или написанными (вторая сигнальная система) сделала возможным возникновение абстрактно-обобщенного отражения окружающего мира, которое дает человеку огромные преимущества в познании и использовании явлений природы и является основным отличием его психики от примитивной психики животных. Отсюда делается понятным, что любое нарушение речевой функции отрицательно скажется на становлении и проявлении психических функций человека в целом, и решение проблем, связанных с той или иной патологией речи, всегда было, есть и будет чрезвычайно актуальным. Не является исключением из этого положения и такое нарушение речевой функции человека, как заикание, являющееся наиболее распространенным расстройством речи.

Заикание обычно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.

Общая картина заикания характеризуется нарушением темпа, ритма, плавности речи, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков и слогов (Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983). Считается, что заикание вызывают судороги тех мышц, которые задействованы в акте речи. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, грудные и брюшные мышцы. При сильных формах заикания эти судороги могут дополняться судорогами мимических мышц лица, а иногда движениями рук и даже туловища.

Начало заикания не всегда, но достаточно часто падает на период интенсивного формирования речевой функции и в этих случаях заикание рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах (Власова Н.А., 1974; Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978). По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова СВ., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998, Поварова И.А. 2001). И хотя с возрастом заикание обычно уменьшается или исчезает совсем, но в ряде случаев оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я., 1979; Карвасарский Б.Д., 1990).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Говоря об актуальности настоящей работы, следует отметить, что на настоящий момент отсутствует общепринятая теория этиопатогенеза заикания (несмотря на многочисленные попытки объяснить механизмы этой речевой дисфункции), равно как ни одна из систем коррекционной работы не является абсолютно надежной. Это обстоятельство еще более актуализирует разработку новых подходов и направлений в коррекции заикания, делает эту проблему теоретически и практически значимой.

Одним из таких подходов может явиться акцентированная работа специалиста по физическому воспитанию с детьми, страдающими той или иной формой заикания. Теоретической базой такого подхода является положение о тесной связи двигательного развития ребенка с его психомоторным развитием и, в частности, с развитием речевой функции. Так как заикание всеми авторами рассматривается как патология, как заболевание (даже без детализации этиопатогенетических факторов), а любая патология, особенно в детском возрасте, успешно поддается лечению с помощью кинезотерапии (Бонев Л. и др., 1978), вполне правомочно использование средств и методов физической культуры и при лечении заикания. Очевидно, что в данном случае речь идет об адаптивной физической культуре, ибо именно последняя, помимо решения лечебных задач, обеспечивает полноценную психо-социальную адаптацию (Евсеев СП., Шапкова Л.В., 2000).

Использование движений с лечебной целью при коррекции различных нарушений речи практикуется достаточно давно; так, например, достаточно положительно зарекомендовала себя методика логопедической ритмики, определяемая рядом авторов как «система музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии» (Rosentalowa А., 1971; Kilinska-Ewertowska Е., 1978; Волкова Г.А., 1989; 1997). В то же время следует отметить, что большинство авторов, занимающихся лечением заикания, декларируя на словах необходимость использования физических упражнений с лечебной целью, на деле уделяют последним явно недостаточное внимание, иной раз даже исключая занятия физическими упражнениями из режима дня ребенка на протяжении того или иного этапа логопедической коррекции. Так, например, по мнению ряда логопедов, занятия физическими упражнениями (даже по редуцированной в g силу тех или иных причин программе) противопоказаны на этапе «молчания» и на этапе «шепотной речи». Кроме того, как показывает практика, основная направленность работы специализированных ДОУ для детей с нарушением речи связана в первую очередь с нормализацией нарушенной функции (что на первый взгляд кажется совершенно естественным), однако при этом часто упускаются из вида все те направления, которые присущи адаптивной физической культуре, а именно, ее стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее действия. Негативное положение усугубляется еще и тем, что логопед не владеет основами теории и методики физической культуры (что, безусловно, от него и не требуется), специалист по физическому воспитанию чаще всего мало знаком с ведущей патологией и методиками ее коррекции, психолог (если он есть в ДОУ) имеет свой круг задач, зачастую далеких от задач логопеда и специалиста по физическому воспитанию.

Читайте так же:
Редкий энурез у взрослого мужчины

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о возможности использования физических упражнений для коррекции заикания у детей дошкольного возраста (Брунс М.Ф., 1960; Арутюнян Л.З., 1993; Волкова Г.А., 1997), о роли двигательной активности в биологическом и социальном развитии ребенка (Аршавский И.А., 1982), а также о роли АФК в реализации корекционной, интегративной и социальной функций (Евсеев СП., Шапкова Л.В., 2000).

Научная новизна. впервые в практике физического воспитания дошкольников с заиканием используются средства и методы адаптивной физической культуры, учитывающие особенности физического развития, двигательной подготовленности и уровня психомоторного развития, связанные с основным дефектом; определено место и содержание средств и методов АФК в занятиях по физическому воспитанию на различных этапах логопедической коррекции у дошкольников с заиканием; разработана методика проведения занятий по физическому воспитанию, представляющая собой систему, включающую: а) укрепление здоровья; б) нормализацию физического развития и двигательной подготовленности; в) коррекцию речевой дисфункции. разработана структура занятий, позволяющая комплексно решать коррекционные и общеоздоровительные задачи, а также задачи интеграции детей с заиканием в социум.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что получены результаты, дополняющие систему представлений о роли физического воспитания вообще и месте в нем адаптивного физического воспитания в частности в работе специализированных ДОУ для детей с патологией речи. Показано, что использование средств и методов АФК позволяет не только эффективно решать задачу коррекции нарушенной речевой функции, но и способствует общему оздоровлению и интеграции в социум дошкольников с заиканием.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании коррекционной работы в ДОУ логопедического профиля; результаты исследования могут послужить базой для разработки методических рекомендаций по использованию средств и методов АФК в комплексном подходе к лечению заикания у дошкольников, а также внедрены в образовательный процесс дошкольного учреждения № 10 Выборгского района, включены в лекционный курс «Теория и методика адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры» факультета адаптивной физической культуры Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта и в лекционный курс курсов повышения квалификации для руководителей физического воспитания дошкольных образовательных учреждений ГДЮЦФКиС Комитета по образованию, о чем свидетельствуют акты внедрения (Приложение 1, 2, 3).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Повышение эффективности коррекционной работы специализированных ДОУ логопедического профиля требует разработки единого методологического подхода к коррекции заикания у дошкольников на базе тесного взаимодействия логопеда, специалиста по физическому воспитанию и психолога с использованием в физическом воспитании детей с заиканием средств и методов АФВ.

2. Коррекционно-развивающая направленность педагогического процесса, базирующегося на диагностике состояния и учете этапов логопедической реабилитации дошкольников с заиканием способствует коррекции вторичных нарушений физического и психомоторного развития, повышению функциональных возможностей, сформированности основных движений, физической и речевой подготовленности к обучению в школе.

3. Реализация в процессе физического воспитания заикающихся дошкольников социальных функций АФК, в первую очередь таких, как интегративная и коммуникативная, способствует их социализации, облегчая общение со сверстниками и интеграцию в социум.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector