Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах

Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах

Музыкальные занятия в детском саду для детей с нарушениями речи тесно связаны с деятельностью логопеда, речевой материал является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. В основе данной деятельности лежит ритмика Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности.

Существуют некоторые специфические особенности или требования к проведению музыкальных занятий с детьми с нарушениями речи. Данные требования обозначены в пособии для музыкальных руководителей Боромыковой О. С. “Коррекция речи и движения” (“Детство — Пресс”, Санкт — Петербург, 1999) и книге “Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика” под ред. Назаровой Н. М.

Занятия проводят с учетом индивидуальных возможностей детей, т. к. не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто требования занижаются: с детьми старшей группы занимаются по материалу средней группы.

Занятия строятся с учетом речевого расстройства детей. Так, для детей с ОНР, занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одна и та же тема повторяется по 2 — 4 раза, пока она не усвоена. Особое место уделяется пропеванию гласных звуков, т. к. именно гласные придают нашей речи четкость и разборчивость.

На музыкальных занятиях с детьми с ФФН большая работа проводится по развитию слухового и зрительного восприятия, по совершенствованию двигательных навыков.

Для детей с заиканием основной задачей является развитие темпа и ритма движений и речи, плавности и координации.

На музыкальных занятиях речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны. В результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но и выразительности в пении.

Основным принципом в работе является принцип “от простого к сложному”. Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах — тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

Музыкально — ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.

Пример упражнения. “Пильщики”, муз. Боромыковой О. С.

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и встала. Начинай сначала.

Описание движений. И. п. — дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад.

1- 8 такты — двигают руками вперед — назад, имитируя пилку дров.

9 — 10 такты — Опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — меняются местами друг с другом на бегу.

При слушании музыки рекомендуется использовать прозу и стихи. Речевой материал поможет ребенку понять содержание музыкального произведения. Яркие и выразительные стихотворные образы позволяют выразить эмоции в действиях.

Например, “Старинная французская песенка” Чайковского П. И. (“Детский альбом”) слушается под чтение стихотворения о принцессе, “Итальянская песенка” — под стихотворение об Италии, песне и гитаре, “Нянина сказка” — под ночную сказку.

Работа музыкального руководителя в разделе “Пение “ делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух.

Второй этап — чистоговорки с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков, третий — на закрепление сонорных звуков, четвертый — закрепление всех звуков в свободной речи.

Работа по пению не ограничивается чисто звуковой работой. Она должна отличаться таким важным аспектом, как развитие эмоциональной сферы ребенка. Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями.

Например, песня “Окунь” на звук О, “Антошка” — А, “Ишак” — И, “Удод” — У, ”Белый заяц” — Л, “Резиновая Зина” — З, “Мишутка” — Ш и т. п.

Инсценировки и игры с пением способствуют развитию координации речи с движением, формируют умение двигаться в пространстве и в коллективе, развивают эмоциональную выразительность движений и речи, творчество и фантазию.

Примером могут служить представленные Боромыковой О. С. инсценировки с описанием логопедических и музыкальных задач, выполнения движения и музыкальным приложением, такие как “Козленок”, “Козочка и пастух”, “Вот идет лиса”, “Колобок”.

Таким образом, специфика работы музыкального руководителя зависит от тяжести речевого нарушения детей, от уровня развития моторной сферы и от этапа логопедической работы в группе.

Логоритмические занятия для детей с заиканием учитывают особенности их речевых и двигательных функций.

У детей с заиканием существуют выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед моментом начала речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

Читайте так же:
Как лечить энурез у мужчин таблетками

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся является нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально — стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложной эмоциональной ситуации.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2 — 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, сопряженно — отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики на этапах формирования плавной речи.

Период ограничения речи.

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в этом периоде вводятся все неречевые средства, такие как, упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

Этап сопряженной и отраженной речи.

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 — 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие как, упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

Этап диалогической речи.

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально — выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

Этап самостоятельной речи.

Логопедические занятия формируют умения пересказывать рассказы логопеда, а затем и самостоятельно рассказывать по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением.

Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально — двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи у детей с заиканием формируются основные моторные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.

3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд.,- М., Учпедгиз, 1958. (илл., ноты).

4. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. — В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. М., 1967.

5. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. — Ж. "Дефектология" №3, 1984, с. 69-74

6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. — Дефектология, 1987, N 3,с.60-64.

7. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1951.

8. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.

� P � � � � � пальчики медленно и хаотично двигаются; «Все четыре лепестка» — одноименные пальцы поочередно соединяются; «Я сорвать его хотел» — сгибание и разгибание кулачков; «Он вспорхнул и улетел» — взмахи кистями).

Упражнения с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы — палки, ленты, обручи, мячи, платочки. (Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу. У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом).

Читайте так же:
Диагноз заикание код по мкб

Упражнения для развития эмоционально — волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов». (Первая часть музыкального сопровождения — под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей. Вторая часть музыки — все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.

Как побороть заикание: упражнения для преодоления заикания у взрослых и детей

Заикание, как речевое нарушение, характеризуется расстройством темпо-ритмических особенностей речи. Оно имеет сложную структуру, в основе которой лежат проблемы психологического, биологического и социального характера.

Поэтому, организуя работу по коррекции данного недостатка как у детей, так и у взрослых, следует использовать комплексную методику, включающую в себя различные направления, предусматривающие взаимодействие логопеда, психолога и невропатолога.

Логопедическая работа с заикающимися, в свою очередь, условно включает в себя несколько этапов:

  • Формирование речевого дыхания (упражнения, дыхательная гимнастика).
  • Работа над артикуляционной мускулатурой, укрепление нижнечелюстных мышц (артикуляционная гимнастика).
  • Формирование просодических компонентов речи (работа над интонацией).
  • Коррекция и развитие психомоторики (логоритмика, пальчиковые гимнастики).
  • Воздействие на нервную систему посредством артикуляционного массажа.

Методика по формированию речевого дыхания

Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания. Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми. Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.

Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:

  • упражнения с элементами логоритмики;
  • комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
  • дыхательная гимнастика.

Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:

  • перед занятием хорошо проветривать помещение;
  • заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
  • не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
  • следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.

Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.

Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.

Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».

Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.

В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.

Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.

В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.

За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

Упражнение 2: «Чистим зубки».

Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Упражнение 3: «Мяч на поле».

Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

Упражнение 4: «Рыбка»

Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

Работа над просодической стороной речи

У заикающихся людей наблюдается слаборазвитая просодика, которая требует коррекции. Формирование выразительной и интонационно правильной речи при заикании включает в себя этапы работы над развитием тембра, силы, мелодики, голосовой интонационной окраски. Помимо работы над собственной речью, рекомендуется наблюдать за окружающими людьми и анализировать, насколько звучание голоса может отличаться по эмоциональной окраске, выразительности и т. д. Можно использовать следующие упражнения при заикании.

Задание 1: «Скажи ласково».

Это упражнение развивает такую фонологическую составляющую, как тембр. Ласково необходимо повторить как можно больше слов в предложении, при этом интонационно отмечая завершенность речи. Например, исходное «на дереве сидит кошка» будет звучать, как «на деревце сидит кошечка».

Поможет сформировать такую просодическую сторону, как сила голоса. Упражнение в комплексе выполняет целый ряд и других функций: артикуляционную, дыхательную.

Расположиться в удобном положении так, чтобы руки и плечи были расслаблены. Губы сложены в трубочку, озвучиваем вьюгу. Для этого произносим «У-у» сначала громко, затем тише, постепенно снижая голос до шепота.

Задание 3: «Светофор».

Такую игру можно проиграть даже на улице. С цветами светофора стоит взрослый, показывая один из кружков детям. Движение происходит в соответствии с цветом. На красный – остановка, на желтый – медленно и на зеленый – ребенок бежит быстро. Игра сопровождается словесно, в соответствии с движениями звуками мотора «Ж-ж». Эту игру можно также использовать и на занятиях по развитию логопедической ритмики.

Логоритмика при коррекции заикания

Заикающиеся испытывают огромные трудности, как правило, не только с речью, но и с общей моторикой: наблюдаются проблемы с двигательной системой. Подобно речи, движения обрывистые, нескоординированные, резкие, неритмичные. Доказано, что развитие речи напрямую связано с моторной системой.

Логоритмические занятия выполняют функцию взаимосвязи между ними, так как развитие одного благоприятно влияет на развитие второго. Начиная от простого к сложному, ребенку предлагают изначально только чередование элементарных физических упражнений, таких как бег, ходьба с прослушиванием соответствующей музыки. Можно выполнять с ребенком даже дома.

Пример задания: дети друг за другом бегут на носочках под звучание колокольчика, услышав, что музыкальный инструмент сменился, например, на бубен, начинают шагать и т. д.

Элементы логопедической ритмики прослеживаются даже в обычных физминутках, где необходимо «обыгрывать» слова соответствующими движениями: наклонами, поворотами туловища, приседанием и т. д. Сюда же в работу можно включить и пальчиковые гимнастики, принцип у них тот же, только в движениях задействуется не все тело, а только руки, что позволяет улучшить мелкую моторику.

Логоритмические упражнения при заикании у детей благоприятно влияют на коррекцию и формирование речи.

Артикуляционный массаж, как средство комплексного воздействия на нервную систему при заикании

При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.

Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.

Другие методы коррекции произношения при заикании

Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться. Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д. Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.

Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.

РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Недостатки развития планирующей функции речи могут в различной степени отражаться на поведении и деятельности ребенка. Дети с плохой речью начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, молчаливыми, нерешительными. В последнее время отмечается значительный рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста с заиканием имеются специфические нарушения планирующей функции речи, особенности темпо – ритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса. Это отмечается в работах таких авторов, как Г.Д. Неткачев, Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, М.Е. Хватцев, Н.А. Власов, Ф.А. Рау, В.И. Селиверстов, А.И. Лубенская.

Существуют различные методы коррекции нарушений развития планирующей функции речи у дошкольников, один из них – логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкально — ритмического и физического воспитания. С целью развития планирующей функции речи у дошкольников с заиканием выполняют упражнения на формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развития просодических компонентов речи (темпа, ритма, тембра, мелодики, интонации), а также логоритмические игры, которые способствуют планированию и регуляции речевого поведения.

Вся коррекционная работа по развитию планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики включала три этапа.

I. Подготовительный этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также. Положительные эмоции во время логоритмических игр формируются у детей за счёт запоминания стихотворных текстов, которые сопровождаются музыкой определенного темпа и ритма. На данном этапе мы осуществляли подготовительную работу по развитию у дошкольников с заиканием планирующей функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности) посредством логоритмических упражнений.

Для того чтобы дошкольники с заиканием не допускали речевых ошибок при проведении логоритмики была проведена работа, включающая в себя дыхательную и артикуляционно – мимическую гимнастику.

С целью развития грудобрюшного типа дыхания мы применяли элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».

И. П.: стоя перед зеркалом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Упражнение 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).

Упражнение 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы вправо, влево.

Упражнение 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»).

Упражнение 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.

Упражнение 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

II На основном этапе была проведена непосредственная работа по развитию планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики.

Целями данного этапа работы были:

1. Учить дошкольников правильному планированию речевого высказывания, развивать двигательные навыки и умения, способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координацию движений.

2. Формировать планирующую функцию речи в детском коллективе.

3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).

4. Воспитывать положительные личностные качества.

Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности в процессе развития планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Нами были созданы и успешно использованы различные картотеки: пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений, стихов по темам недели, упражнений на регуляцию мышечного тонуса, упражнений на релаксацию. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.

Все логоритмические упражнения проводились нами по следующему алгоритму: 1.рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок;

2 .пальчиковая гимнастика, игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);

3 .дыхательные упражнения;

4 .упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Так, например, создавая игровую ситуацию с котом Баюном, рассматривали игрушку кота, дети отвечали на вопрос кто это, какой, что делает. Далее с дошкольниками проводили под музыку пальчиковую игру «Как у нашего кота».

Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые,

Потом упражнения для развития общей мотрики. Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.) В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.) В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

Для того чтобы дошкольники быстрее запомнили текст и научились планировать слова с движениями пальчиковую игру проводили в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы. Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Отмечались задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание мы уделяли работе над речевым дыханием. Дети на занятиях вдыхали аромат спелых яблок, дули на осенние листочки, снежинки, бабочки, прятали лягушку под листик кувшинки и т.д.

Затем дошкольникам с заиканием предлагали релаксационные упражнения, включали для прослушивания музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре.

Представьте себе, что вы маленькие, красивые, озорные и игривые котята. Котятки ходят грациозно прогибают спинку, размахивают хвостиками (напряжение). Но вот котята наигрались и устали, начали зевать прилегли на ковёр, закрыли глазки и уснули. У котят равномерно поднимается и опускается животик, они ровно, спокойно дышат (расслабление).

Итогом занятий с использованием логоритмики является рассказ ребёнка по картинке, на которой изображён кот.

На третьем, заключительном этапе работа по развитию планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики включает процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста.

Таким образом, построение коррекционной работы с учётом постепенного развития планирующей функции речи даёт возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребёнка, связанные с поиском слов, с последующим планированием собственных речевых высказываний.

1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание [Текст] / Л. З. Арутюнян. — М.: Просвещение, 2003.

2. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст] / Г. А. Волкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

3. Гринер, В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст] / В.А. Гринер.- М. Просвещение, 2010.- 93с.

Этапы логоритмической работы при заикании

Статья

Аннотация: Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи

Статья:

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата представляет в настоящее время одну из острых проблем логопедии [3]. В связи с этим идет постоянный поиск наиболее эффективных методов коррекции. Все чаще в комплексное воздействие по преодолению заикания наряду с традиционными методами включаются нетрадиционные техники, позволяющие как непосредственно, так и опосредованно влиять на психо – эмоциональное состояние заикающегося ребенка, создавая тем самым благоприятную среду для устранения речевого дефекта.

Кроме таких традиционных для логопедической практики методов коррекции заикания, как логопедические гимнастика, упражнения, ритмика, достаточно широко используются и нетрадиционные методы, например, куклотерапия.

Куклотерапия способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

Несмотря на активное развитие этого направления, в настоящее время недостаточно разработан основной аспект применения метода куклотерапии в коррекции заикания. Это обуславливает актуальность данного исследования.

C целью использования в коррекции заикания нетрадиционных методов и проверки их эффективности был проведен эксперимент.

Исследование проводились в детском саду компенсирующего вида №22 города Кинешма, в эксперименте участвовала Маша Н. 6 лет. Обследование проводилось по методике Г.А. Волковой[1], направленной на обследование заикающихся, для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

В основу исследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников были положены методики, предложенные Г.А. Волковой [1].

В соответствии с методикой были определены критерии оценок темпо-ритмической стороны речи:

  1. плавность речи (речь плавная, без запинок; речь плавная, но иногда наблюдаются запинки; речь не плавная);
  2. темп речи (темп речи нормальный; иногда наблюдается ускоренный или замедленный темп речи; замедленный или ускоренный темп речи);
  3. наличие сопутствующих движений (сопутствующие движения отсутствуют; сопутствующие движения редко наблюдаются; наличие сопутствующих движений).

При обследовании темпо-ритмической стороны речи Маши было определено, что у нее замедленная, неплавная речь, медленный темп речи; при выполнении заданий наблюдаются сопутствующие движения.

Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось по методике Л.Г. Гребенщиковой в четыре этапа [2]:

I этап— снятие мышечного и эмоционального напряжения.

II этап – работа над плавностью речи.

III этап—работа над темпом речи.

IV этап — развитие речи в целом.

В результате проведенной коррекционной работы по методике Гребенщиковой Л.Г. [2] было вновь проведено обследование, для проверки эффективности логопедической работы. Обследование включало те же самые задания, что и в констатирующем эксперименте, но на другом лексическом материале.

Используя разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений по устранению заикания у ребенка старшего дошкольного возраста был получен хороший результат, наметилась положительная динамика: у девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Маша стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, поэтому при повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Маши стала более организованной, плавной, без видимых нарушений, темп речи замедлился. Сопутствующих движений не наблюдается.

Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия.

Проанализировав и обобщив результаты, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием куклотерапии дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Маша Н. перестала бояться новых людей, в общении более сдержанная, темп речи умеренный, неторопливый, говорит нараспев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием нетрадиционных методов систематически, то можно судить о динамике в развитии.

В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше.

Таким образом, методика Л.Г. Гребенщиковой [2], по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна и дана работа может быть использована педагогами, логопедами, воспитателями, родителями, занимающихся с детьми дошкольного возраста с заиканием; цель работы достигнута.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector