Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование диафрагмального речевого дыхания у детей с заиканием

Формирование диафрагмального речевого дыхания у детей с заиканием

«жизненное» и речевое дыхание.

— нарушение дыхательной функции у заикающихся.

— тренировка и контроль правильного речевого дыхания.

— этапы работы по формированию речевого дыхания у заикающихся.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Их речь порой неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха»речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становиться «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание.

Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха (а неумение вдохнуть побольше воздуха).

Специалисты знают, а родителям заикающихся детей необходимо разъяснить, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинаково.

Речевое дыхание – во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то, «посылая звук», соответственно удлиняем вдох и усиливаем работу голосовых связок.

Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активно нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.

Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1/10, 1/15).

Очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в две секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Из всего вышесказанного следует, что нарушение речевого дыхания является одним из постоянных признаков заикания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихсявыражается в следующих показателях:

Недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыханиявключает в себя следующие этапы:

1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально – реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2. Формирование длительного фонационного выдоха.

3. Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно – логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Постановку диафрагмально – реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, что бы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыханиясвязаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся «вниз». Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ДИАФРАГМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Ребенок находится в положении лежа, кладет на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

— Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь вдох.

Качаю рыбку на волне,

То вниз (выдох)

«Покатай куклу!»

Крепче, куколка, держись!

— Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

В положении сидя:

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Задуй упрямую свечу»

Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося ф.

Читайте так же:
Может ли быть заикание от сердца

Логопед отмечает, у кого из ребят была самая упрямая свеча (полоска бумаги медленно отклонялась, хвалит тех, кто справился с непослушной свечой (т. е. того, кто более длительно выдыхал).

«Игра-загадка»

Логопед беззвучно артикулирует один- два гласных звука, дети должны озвучивать их. Логопед одобряет тех, кто угадал верно,произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята.Эту игру можно назвать и по-другому: «Немое кино» или «Пропавший звук» и т. п.

«Шину прокололи»

Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш.).

«Перекличка животных»

Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется,если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: пф. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – ж, одновременно опуская руки вниз.

Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик — з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед – Ух! – на длительном выдохе.

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание — это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи — речевое дыхание. Речевое дыхание — это дыхание в процессе.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Facebook

Возможно, это изображение (1 человек, очки для зрения, верхняя одежда и текст «лого- эксперт технологии в работе логопеда»)

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, её развитие происходит с ранних лет ребенка и является важнейшей составляющей его успешного обучения в школе и социализации.

Различные речевые нарушения прямым образом сказываются на личности ребенка, его поведении, ведь любой дефект может стать причиной того, что малыш просто замкнется в себе, либо вовсе перестанет говорить. В связи с этим современная логопедия использует традиционные и нетрадиционные способы, а также продолжает создавать новые способы развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей разных возрастов и уровня развития.

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов
На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательно сти и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятся следующие технологии:

✏️ логопедического обследования.
✏️ коррекции звукопроизношен ия;
✏️ постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
✏️ коррекции голоса при разных нарушениях произносительно й стороны речи;
✏️ постановки интонации и темпа речи;
✏️ постановки ритмики речи;
✏️ развития лексико-граммат ической стороны речи;
✏️ логопедического массажа.

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.

Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:

определение особенностей речевого развития ребенка;
выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
формирование коррекционной программы и плана;
анализ возможных итогов логопедического воздействия.

Коррекция звукопроизношен ия

Коррекция звукопроизношен ия проводится поэтапно. Работа реализуется в следующей последовательно сти:

Подготовительны й этап. Работа предполагает подготовку речезвукового и речеслухового анализаторов к дальнейшему коррекционному воздействию, правильному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
Формирование первичных произносительны х навыков и умений. Используются различные упражнения, направленные на формирование правильного произношения отдельных звуков, а также доведения этого процесса до автоматизма в повседневной речи. Иными словами, проводится постановка, автоматизация и дифференциация звука.
Формирование коммуникативных навыков. Использование различных методик, которые направлены на формирование навыков применения конкретного звука в речи, а также умение строить нормальные коммуникативные связи.

Постановка речевого дыхания

При различных нарушениях произносительно й стороны речи используются различные способы постановки правильного дыхания.

Заикание
При заикании в дошкольном возрасте формирование диафрагмально-р еберного дыхания нужно проводить в положении лежа – так мышцы тела будут расслаблены, а диафрагмальное дыхание будет устанавливаться автоматически.

Читайте так же:
Методика шкала тревожности для 10 класса

При заикании выделяют следующие этапы формирования речевого дыхания:
Первый этап. Включает в себя постановку диафрагмально-р еберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.
Второй этап. Предполагает формирование длительного фонационного выдоха.
Третий этап. Включает в себя формирование речевого вдоха.

Дизартрия
Формирование речевого дыхании при дизартрии включает в себя 2 этапа – общие дыхательные упражнения, а также проведение речевой дыхательной гимнастики.

Проведение речевой дыхательной гимнастики предполагает соблюдение нескольких правил:

Важно дозировать нагрузку, чтобы не допустить переутомления малыша.

Нужно следить, чтобы ребенок занимал правильную позу, не напрягал шею и плечи.

Важно концентрировать его внимание на ощущениях от движений межреберных мышц, а также мышц нижней части живота.
Все дыхательные движения нужно делать не спеша, под музыку или счет.
Помещение, где проводятся упражнения, должно хорошо проветриваться. Дыхательную гимнастику следует проводить до приема пищи.

Коррекция голоса
При ринолалии выделяются следующие задачи работы по коррекции голоса (по И.И. Ермаковой):

Нормализация тембра.
Развитие голосовых данных.
Восстановление двигательной функции гортани;
Восстановление навыков правильного голосоведения.

Развитие интонационной стороны речи (при заикании)
Нормализация интонационной стороны речи при заикании предполагает решение следующих задач:

Развитие навыка интонационного оформления фраз (вопросительные , восклицательные , завершенности и незавершенности ).
Нормализация речевого паузирования.
Формирование навыка интонационного разделения и выделения логических центров фраз и синтагм.

Развитие интонационной стороны речи (при ринолалии)
В работу по развитии интонационной стороны речи входят различные упражнения:

по выработке речевого дыхания;
по постановке гласных;
по самомассажу и массажу;
по подготовке артикуляционных органов к постановке согласных звуков;
по формированию речевого слуха;
по развитию голоса;
знакомство с такими понятиями, как ударение и знаки препинания;
автоматизация произношения гласных в различных фонетических позициях.

Коррекция темпо-ритмическ ой стороны речи (при заикании)
Проводятся работы по развитию мелкой, общей, а также артикуляционной моторики. Также развивается чувство ритма и темпа.

Работа включает в себя:

Развитие общего представления о темпе.
Формирование восприятия разного темпа речи.
Развитие навыков воспроизводить разный темп речи (вместе с логопедом, отраженно за логопедом, самостоятельное воспроизведение фразы).

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительны е мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

возможность выполнения в домашних условиях;
отсутствие болевых ощущений;
положительное влияние на мышечную и нервную систему;
улучшение функционировани я сосудов;
нормализация речевого дыхания;
увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Современные технологии в работе логопеда ДОУ

В логопедии продолжается поиск эффективных методик, которые бы оказались полезны при коррекции различных речевых нарушений. Есть ряд приемов и способов, которые можно назвать нетрадиционными , но они уже показали свою эффективность на практике.

Можно выделить следующие инновационные метода работы логопеда:

арт-терапия;
телесноориенти рованные техники;
пальчиковая гимнастика;
Су-Джок терапия;
информационные технологии.

Арт-терапия
Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психичес кое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

музыкотерапия;
логоритмика;
сказкотерапия;
мнемотехника;
песочная терапия.

Музыкотерапия
Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

прослушивание музыкальных произведений;
ритмические движения под музыку;
пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика
Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательны х, музыкально-рече вых и музыкально-двиг ательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия
В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
улучшение лексико-граммат ической и звуковой стороны речи;
формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия
Песочная терапия развивает эмоционально-во левую сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

создание отпечатков ладоней, кулаков;
скольжение ладонями по песку;
сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
рисование узоров на песке;
закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориент ированные техники
Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

Дыхательные упражнения. Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
Упражнения на релаксацию. Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.
Растяжка. Представляет собой комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц.

Пальчиковая гимнастика
Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у его активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательно сть движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Заключение
Используя различные технологии на логопедических занятиях удается добиться существенного улучшения состояния ребенка и прогресса в коррекции речевых нарушений.

Большое количество техник позволяет логопеду выбрать и сочетать в коррекции несколько технологий, что ускорит процесс абилитации. Важно учитывать его индивидуальност ь, т.е. основываться на его интересах, чтобы занятия приносили ему только положительные эмоции.

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей

Андронова, О. В. Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей / О. В. Андронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71107/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Ключевые слова: ребёнок, преодоление заикания, диафрагмальное дыхание, речевое дыхание, ритмическая сторона речи, логотерапевтический компьютерный комплекс, развитие, речевой материал.

Специалисты, которые работают с заикающимися детьми, знают, как непросто устранять этот дефект речи, находить различные методы и приёмы работы. Придумывать не только интересные, но и эффективные способы устранения заикания. Тем самым помогая детям, справится со этой проблемой. В своей статье я хотела поделиться своим опытом работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у этой категорией детей.

Читайте так же:
Как научится говорить без заикания

Как мы знаем заикание — это темпо — ритмическое нарушение речи. Поэтому речь заикающихся детей неравномерная и судорожная. Им сложно управлять своим ритмическим рисунком речи, трудно справиться с прерывистым дыханием. Известные методики предлагают нам различные методы для нормализации темпо — ритмической стороны речи и речевого дыхания. В том числе и различные компьютерные программы.

Я в своей практике использую логотерапевтический компьютерный комплекс методом биологической обратной связи (БОС) «Cardio 2.1 Logo». На основе технологии, разработанной физиологом Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Целью метода является формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, как нового дыхательного стереотипа.

Нужно заметить, что детям очень нравится заниматься на этой программе. Они с удовольствием выполняют поставленные перед ними задачи. Детей школьного возраста интересует не только выполнение задания, но и результаты сеанса. Они с интересом анализируют графики, просят показать таблицы результатов. Для логопеда, этот метод хорош тем, что не надо убеждать ребёнка в том, что он недостаточно чётко выполнил дыхательное упражнение. Прибор фиксирует ошибки, такие как не плавность перехода от вдоха к выдоху и наоборот, добор воздуха при произнесении фразы, поверхностное ключичное дыхание. Это существенно облегчает задачу логопеда. Подробно описывать программу не буду, думаю, что многие её знают, а может и работают на ней. Поделюсь своими наблюдениями при работе с этой программой.

Задачей подготовительного этапа является то, что ребёнок знакомится с сущностью метода БОС. Затем с сюжетами программы, с формированием навыка диафрагмального вдоха и удлинённого равномерного плавного выдоха. Сначала коррекция и нормализация дыхания ребёнка проходит без речевых упражнений. А также устраняется избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение. Удачно придуманный приём разработчиков программы, при котором ребёнок не только видит появляющиеся полоски после каждого правильно выполненного дыхательного цикла (вдох и выдох), но и открывающиеся картинки под ними, которые детям очень нравятся. Хорошо, что можно подобрать различные варианты картинок, в зависимости от интересов ребёнка, а также менять их в последующих сеансах.

Хочу отметить, что на подготовительном этапе, когда нет речевой нагрузки, и ребёнку приходится только следить за правильным дыханием, основной трудностью является удержание частоты сердцебиения. Как только ребёнок начинает переживать за неудачно выполненный дыхательный цикл, как частота сердечных сокращений увеличивается, а как следствие сбивается ритм дыхания. Некоторые дети, наоборот, начинают сердиться, от того, что не могут правильно выполнить задание. И тут задача логопеда поддержать ребёнка, мотивировать его на дальнейшее выполнение задания, чтобы ребёнок не потерял интерес к работе и не проявлял излишнее волнение. В большинстве случаев этот этап работы не вызывал больших затруднений.

Задачами следующего этапа являются: развитие и совершенствование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без речи и во время речевых нагрузок, развитие способности к произвольному увеличению продолжительности речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок, а также развитие просодических компонентов речи.

На этом этапе у ребёнка возникают трудности в момент речевой нагрузки. Ребёнку сразу сложно уследить за появляющимися на мониторе гласными или их сочетанием. Он начинает теряться, и процесс дыхания выходит у ребёнка из — под контроля. На протяжении предыдущего этапа ребёнку удаётся освоить и закрепить навык диафрагмального дыхания, а с появлением речевой нагрузки у него сразу повышается частота сердечных сокращений. И тогда задачей логопеда становится восстановление ранее сформированных навыков вдоха без лишних усилий перед началом фонации или речевого высказывания, а как следствие снижение частоты сердечных сокращений. Если через несколько занятий ребёнок справиться с этой задачей, то логопед может изменить нагрузку. Как правило, почти все дети достаточно быстро справляются с этим этапом.

На следующем этапе проходит формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок. Цель ребёнка научиться синхронизировать выдох и скорость произнесения речевого материала, найти свой собственный ритм речи. Так, чтобы у него не возникало трудности в произнесении фразы. Работа над просодическими компонентами речи постепенно усложняется и отрабатывается в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и текстах. Здесь больших трудностей не возникает. Надо только отметить, что в начале работы со стихами, ребёнку не всегда удаётся сохранить интонационные остановки. Так как он следит за строкой, появляющейся на мониторе, и в этот момент думает только о появившихся фразах. Поэтому я рекомендую прочитать стих ребёнку перед тем, как он будет с ним работать. Так получается более эффективно, и работа идёт быстрее. Тексты рассказов такой предварительной подготовки не требуют, так как там такой интонационной нагрузки нет. В текстах задачей ребёнка является распределить равномерно выдох, при произнесении сложной фразы.

Последним этапом работы является закрепление полученных навыков и новый речевой стереотип дыхания в реальной жизни ребёнка. То есть умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания при общении.

После окончания работы с программой, нужно поговорить с ребёнком о достигнутых результатах, о положительных изменениях в его эмоциональном состоянии. Мотивировать его на дальнейшее совершенствование речи.

Отдельно надо отметить, что программа имеет ряд ограничений на работу с детьми. Такие как повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, грубые нарушения волевой сферы, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, тяжёлые нарушения ритма и проводимости сердца. А также есть возрастные ограничения. Он не может использоваться для детей в возрасте менее четырёх с половиной лет. Поэтому работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к сожалению, мы не можем применять этот метод. А у детей, не имеющих противопоказаний для занятий на этой программе, как показывает практика, при систематической работе наблюдаются положительная динамика в нормализации речевого дыхания.

Подводя десятилетний опыт моей работы на этой программе, могу отметить, что она не только помогает преодолевать речевое нарушение, но и благотворно влияет на сам организм ребёнка в целом. Но всё-таки я считаю, что полностью заменить традиционные методики работы, не сможет. А вот быть весомой частью индивидуальной программы по преодолению заикания у ребёнка, конечно, может. И если у специалиста есть возможность её использовать, то обязательно нужно включать её в индивидуальный план работы с заикающимся ребёнком.

Читайте так же:
Энурез у девочек психологические причины

Хотя современные дети в наше время больше предпочитают компьютерные программы, но всё же они с удовольствием включаются и в традиционные методы работы. Дети с удовольствием выполняют предложенные упражнения. Так как такие виды работы вызывают у детей положительные эмоции, что благотворно влияет на общее соматическое состояние заикающегося ребёнка. Для него это всегда радостная игра.

При работе над нормализацией темпо — ритмической стороны речи используются такие приёмы, как шаги, когда ребёнок учится правильно и чётко ходить под счёт. А также работу с мячом: набивание мяча обеими руками (бросить мяч в пол и поймать его обеими руками).

Возвращаясь к своему опыту работы, хочу сказать, что я стала использовать в данном виде работы не мяч, а мешочки с наполнением из крупы. Те, которые мы используем для развития мелкой моторики рук. Сами мешочки имеют небольшой размер, так чтобы умещались в руку ребёнка и наполнены чечевицей или гречкой. Как правило, родители детей сами шили или вязали эти мешочки. Они могли быть из ткани с картинками или связанны из ниток разного цвета. Возможны любые варианты, главное, чтобы ребёнку было интересно с ними заниматься.

Первый раз я попробовала предложить такой вариант детям, которые у меня занимались в маленькой группе. Которая состояла из двух детей пяти лет: девочка и мальчик. Ранее они были уже знакомы (посещают одну группу в детском саду), но друг с другом общались мало. Степень заикания у детей была одинаковая (средняя), фиксация на дефект нулевая, ведущая рука — правая. От общения с окружающими не отказывались, но дискомфорт от запинок испытывали, и поэтому с незнакомыми людьми в контакт входили настороженно. Начало речи всегда сопровождалось запинками.

Вначале дети учились выполнять движение одновременно, начиная шагать с одной ноги и идти в одном ритме соразмерными шагами. Этим навыком дети овладели за восемь занятий. Хотя, надо заметить, что один из детей (мальчик) ещё на протяжении некоторого времени часто ошибался в начале движения, с какой ноги ему начинать. Это же касается и тех упражнений, в которых были задействованы руки. Он путал правую и левую руку на протяжении почти всего курса занятий. Во время движения я сначала сама отсчитывала ритм шагов (на раз-два-три-четыре), ходила с ними за руки, а затем дети это делали сами. Задача на первом этапе заключалась в том, что бы дети научились двигаться в одном ритме, обратили внимание на положение своего тела в пространстве и почувствовали пару. В данном случае сама речь была вторична, но и сложности в произнесении дети не испытывали. Так как до этого они прошли три этапа работы над плавной речью. То есть отражённая речь не представляла для них трудности.

После того, как их действия становились чёткими и соразмерными друг с другом, я переходила к следующему этапу. Становится очевидным, что речевой материал усложнялся и дети теперь не просто отсчитывали ритм, а проговаривали дни недели, месяцы, считали от одного до десяти, если умеют, можно и до двадцати. При этом они по-прежнему делали упражнение, выполняя шаги, как индивидуально, так и в паре.

На этом этапе работы я ставила своей задачей, не только развитие темпо — ритмической стороны речи детей, но и научить взаимодействовать их друг с другом. Чтобы у них формировался навык коммуникации с другим человеком, чтобы через взаимодействие с партнёром по занятию, у детей пропадал страх от общения.

Следующим этапом работы стали упражнения с мешочками, о которых шла речь ранее. Хочу сказать, что выполнение упражнения с этими мешочками, мне понравились больше, чем с мячом. И не только потому, что в небольшом помещении логопедического кабинета с мячом работать сложнее (отлетает в окно, отскакивает в шкаф и пр.), но и потому что мне хотелось совместить работу над темпом и ритмом речи, с развитием общей координации движений тела, но и с развитием моторной ловкости рук ребёнка.

Сначала дети тренировались подкидывать мешочки правой и левой руками по — переменно, затем перекидывали их с одной руки в другую, одновременно проговаривая уже знакомый им речевой материал (счёт, дни недели, месяцы). Как вариант задания дети могут перекидывать мешочки друг другу, проговаривая слово попеременно. То есть любой вариант задания. Затем речевой материал усложнялся, и дети начинали проговаривать стихи или считалки, продолжая одновременно подбрасывать мешочки. К примеру, классический вариант — это проговаривание стиха С. Маршака «Мяч».

Когда задание для детей становилось нетрудным, я просила их подкидывать мешочки, и при этом выполнять шаги. Это дало мне возможность добавить нагрузку на внимание, координацию, ещё более сосредоточить детей на их внутренний и речевой ритм. Работа продолжается до тех пор, пока упражнение не будет выполняться легко, без затруднений, речь не станет свободной и равномерной.

Как итог работы, у детей не только нормализовалась темпо — ритмическая сторона речи и улучшилась общая моторная координация тела, ловкость и скоординированность рук, но и так же пропала неуверенность перед налом речи. То есть этот приём работы дал мне возможность раскрепостить детей, и с помощью игры выполнить поставленную задачу.

В заключении своей статьи, хочу написать, что в преодолении заикания у детей, хороши все методы и приёмы, которыми пользуется специалист. И проверенные временем методики и приёмы, и новые компьютерные программы. Главное, что бы они помогали достигать главной нашей цели — облегчить, а в идеале устранить речевой дефект ребёнка. Научить его говорить без запинок, свободно и раскрепощено. А также дать возможность почувствовать ему радость от общения с другими людьми. И как следствие стать счастливым.

1. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007.

2. Вовк О. Н., Павлова Л. Н., Теречева М. Н., Черемных Н. И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2004.

Читайте так же:
Нейропсихологические синдромы при деменциях позднего возраста

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:

— обеспечивает нормальное звукообразование;

— создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

— способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

— неправильному использования интонационных средств выразительности;

— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений:

— перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности;

— одежда не должна стеснять движений;

— не выполнять речевые упражнения после приема пищи;

— упражнения выполнять си¬дя, стоя или лежа;

— следить за правильным выполнением упражнений (де-ти не должны поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания, обязательно объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);

— речевые упражнения ограничивать по времени: длительность их от 30 с до 1,5 мин (можно использовать песочные часы) во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения;

— обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;

— следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Речевые упражнения следует проводить:

— во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

— организационного момента или физкультминуток;

— после дневного сна;

— в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходима подготовительная работа, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:

— выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох должен происходить плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки не надувать;

— во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;

— выдыхать следует, пока не закончится воздух;

— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в таком порядке:

1) на развитие физиологического дыхания;

2) дыхательные без участия речи;

— на материале гласных звуков;

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Отработка правильного речевого дыхания — одна из целей проведения игр. С детьми младшего и среднего до¬школьного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Воспитатель. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

Данные речевые упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на четкость дикции и в целом на речь детей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector