Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики лечения заикания у дошкольников

Методики лечения заикания у дошкольников

Существует несколько методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (это зависит от степени речевой самостоятельности детей).

Н.А. Власова различает 7 видов речи, применяющиеся на занятиях с детьми: сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь; обычная нормальная речь. Работа происходит в три этапа.
На первом этапе проводятся упражнения по сопряженной и отраженной речи, дети учат стихи и фразы.
На втором этапе дети тренируются в ответах на вопросы по картинкам, самостоятельно составляют рассказы по картинкам и пересказывают содержание сказки или рассказа, прочитанных логопедом.

На завершающем этапе дети закрепляют приобретенные навыки в плавной речи, во время игр и общения с окружающими людьми.
Методика коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Речевые упражнения последовательно переходят от наглядных форм речи к контекстным высказываниям. Эта система включает в себя пять этапов.
1. Пропедевтический — дети учатся слышать четкую речь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою речевую деятельность.
2. Сопровождающая речь. Дети совершают какие-либо действия и сопровождают их речью.
3. Завершающая речь. Дети описывают выполненную работу. Постепенно уменьшается опора на зрительный образ и происходит переход к контекстной речи.
4. Предваряющая речь. На этом этапе дети рассказывают о том, что они собираются делать. Дети учатся планировать свою работу, разговаривать без наглядной опоры. При этом более сложной становится фразовая речь, дети учатся логически мыслить, последовательно и грамотно излагать свои мысли.
5. Закрепление навыков своей речи. Дети самостоятельно рассказывают о всем процессе выполнения своих поделок, умеют отвечать на вопросы о своей работе.
Эта методика применяется в специальных детских садах для занятийс заикающимися детьми.

Методика В.И. Селиверстова предназначена в основном для медицинских учреждений и предусматривает использование разных приемов логопедической работы. В работе выделяются 3 периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный. Речевые упражнения усложняются в зависимости от того, насколько самостоятельна речь ребенка и в зависимости от сложности речевых ситуаций.

В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание, дети учатся общаться короткими фразами, организовываются инсценировки.
В последние годы все более популярной становится методика лечения дошкольников, автором которой является Л. З Андронова-Арутюнян. Методика основана на синхронизации пальцев ведущей руки. Методику адаптировала для дошкольников Ракитина Анна Эдуардовна.

Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ

Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение «Ручки» [2]. Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха. Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в «ручки».

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой — обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь — это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение «Колесо» [3]. Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Читайте так же:
Энцефабол отзывы для детей при заикании

Упражнения «Ручки» и «Колесо» доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях — уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

Методики исправления заикания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методики исправления заикания.»

Методики исправления заикания

Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь,

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, "чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию". Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Методика Мироновой

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Читайте так же:
Лечение энуреза заговорами и молитвами

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором-предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Работа планируется поквартально.

обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

рассказывание по вопросам и без вопросов

работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

овладение самостоятельной контекстной речью

составление рассказов, пересказ

увеличение речевой практики

закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.

Методика Чевелевой

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3авершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Читайте так же:
Я убрал тревожность и страхи

3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов "Программы воспитания и обучения детей в детском саду".

Методика Чевелевой Н.А.

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).

Последовательность упражнений:

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

периодов коррекции:

1 период – пропедевтический (4 занятия)

временное ограничение речи

принятие образца речи (ритм, четкость)

2 период – сопровождающая речь (16 занятий)

собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов

3 период – завершающая речь (12 занятий)

дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

4 период – предваряющая речь (8 занятий)

дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)

5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Методика Селиверстова

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов логопедической работы с ними. Автор считавт, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой-от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами "Программы воспитания и обучения детей в детском саду" и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Методика Селиверстова В.И.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.

Коррекционная работа включает 3 периода:

1 период – подготовительный (7-8 занятий)

стимуляция ребенка на активную работу над речью

стихи с сопровождением движением

проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

заучивание психотерапевтических текстов

речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы — ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты

тренировка речи в разных условиях

разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

разная деятельность (лепка, конструирование)

дидактические игры (лото, домино)

запись речи на магнитофон и прослушивание

работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)

2 период – тренировочный (20-22 занятия)

освоение трудностей речи

речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

период – закрепительный (6-9 занятий)

закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

беседы, рассказы, спонтанная речь

В конце курса занятий – утренник или концерт.

Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.

После прохождения курса коррекции заикания — посещение логопедического кабинета:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с заиканием

Главным богатством любого государства является здоровье подрастающего поколения. В последние годы ученые отмечают увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях большое значение приобретает проблема здоровьесбережения детей, которая отражает современные подходы к деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Устав Всемирной организации здровоохранения определяет здоровье, как состояние благополучия на физическом, душевном и социальном уровне. Данное определение указывает на тесную взаимосвязь здоровья и социализации ребенка, что является особенно важным для детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи.

Читайте так же:
Эффективные методы избавления от заикания

Заикание – одно из наиболее сложных нарушений речи, нарушение речевой функции создает трудности для формирования личности ребенка, его взаимодействию с окружающим миром, тем самым препятствуя процессу социализации.

Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией. Поэтому включение в работу здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением современной педагогики.

Работа по устранению заикания у детей наиболее эффективна, если она носит комплексный лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный характер. Цель комплексной реабилитации заикающихся дошкольников заключается в создании специальных условий, способствующих коррекции всего симптомокомплекса заикания, что способствует нормализации темпа речи.

В России накоплен достаточный опыт работы с заикающимися детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений. Достаточную эффективность показали существующие методики работы с заикающимися дошкольниками (С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, а также методические разработки по реализации коррекционных задач комплексной системы реабилитации заикающихся дошкольников (С. В. Леонова, Е. А. Шилова и др.). Однако необходимо дальнейшее совершенствование коррекционно-развивающего воздействия. В настоящее время актуальным является внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, позволяющих усилить эффективность педагогического и коррекционного воздействия в дошкольном возрасте. Использование в работе с заикающимися детьми здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, упражнений для релаксации, двигательных разминок, упражнений по биоэнергопластике, элементов самомассажа, су-джок терапии, психогимнастики, позволяет создать условия для повышения эффективности коррекционного воздействия.

Коррекционно-образовательная работа в условиях логопедической группы предполагает совместную деятельность учителя-логопеда, воспитателя и родителей при организации коррекционно-воспитательных мероприятий с целью эффективного воздействия на физиологическую и психологическую симптоматику заикания.

Работа организуется по следующим направлениям. 1. Коррекция психологических симптомов заикания: нормализация темпа речи, формирование речевых средств, профилактика фиксированности на своем дефекте, развитие психических процессов дошкольников с заиканием в процессе проведения занятий с учителем — логопедом и воспитателем. 2. Организация здоровьесберегающего режима в коррекционно-образовательном процессе с целью нормализации состояния нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики дошкольников. Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Логопед и воспитатель с первого этапа работы должны активно использовать на занятиях здоровьесберегающие технологии. Все упражнения, проводимые в рамках здоровьесбережения, органично включаются в занятия и способствуют реализации основных задач работы логопеда и воспитателя с заикающимися дошкольниками. Использование педагогами здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе обеспечивает оптимальный двигательный режим и способствует предупреждению гиподинамии (динамические паузы в процессе занятий, утренняя гимнастика, подвижные игры); снятию психического и мышечного напряжения, коррекции моторных и речевых функций (артикуляционная, пальчиковая гимнастики, самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации, зрительная гимнастика, су-джок терапия, психогимнастика, упражне по биоэнергопластике.) Рассмотрим подробнее, как здоровьесберегающие технологииреализуются в коррекционном процессе:

Точечный массаж и самомассаж является обязательной составной частью занятия логопеда и проводится в начале занятия. Известно, что массаж биологически активных точек улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств. На первых занятиях с логопедом осваиваются основные приемы массажа. На последующих занятиях дошкольниками проводится самомассаж под контролем педагога.

Эффективным приемом является самомассаж кистей и пальцев рук, который можно проводиться например в «сухом бассейне». Это способствует стимуляции тактильных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, увеличивается объем и амплитуда движений пальцев рук. Для создания сухого бассейна используют небольшую емкость, которая наполняется песком или горохом, фасолью. Детям предлагается ладошками скользить по поверхности, выполняя круговые и зигзагообразные движения. Поставить ладонь на ребро и выполнить те же движения. Выполнить движения каждым пальцем. Самомассаж в сухом бассейне может сопровождаться небольшими стихотворными текстами, что способствует формированию речевого дыхания заикающихся.

Развитию тонких, дифференцированных движений пальцев рук способствует «театр пальчиков и языка». Очень нравятся детям двигательные упражнения,проводимые в быстром темпе и сопровождаемые задорными стихотворения: рисование на ладошке, спине соседа, манке, песке; выкладывание фигур из крупы.

Использование су-джок массажеров способствует повышению физической и умственной работоспособности дошкольников. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на активизацию работы зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Это создает условия для более высокого уровня двигательной активности мышц и возможности плавного речевого высказывания.

Обязательным элементом логопедических занятий является дыхательная гимнастика. Это метод является оздоровительным, поскольку способствует улучшению работы всех центров и насыщает кислородом кору головного мозга, стимулирует работу сердца. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Читайте так же:
Народный доктор энурез лечение энуреза

Приступая к развитию речевого дыхания, отрабатывается глубокий вдох и плавный, долгий ротовой выдох.Этому способствуют игры: «Дорожка для зайчика» (на манке, «Воздушный шар» (надувание шарика, «Вьюга» (раздувание ватных шариков, «Морской бой» (бумажные кораблики на воде, «Кто быстрее?» (бумажные игрушки, подвешенные на ниточках). Работа по формированию речевого дыхания проводится совместно с артикуляционной гимнастикой, направленной на улучшение кровоснабжения артикуляционных органов, укрепление мышечной системы языка, улучшение подвижность артикуляционных органов, что способствует выработки хорошей дикции.

Гармоничному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике. Основу этих упражнений составляет соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. При систематическом использованииупражнений по биоэнергопластике на логопедических занятиях наблюдаются положительные изменения психологической структуры личности ребенка: улучшение памяти, внимания, мышления, речи, укрепление нервной системы, улучшаются моторные возможности ребенка, что положительно сказывалось на нормализации темпа речи и способствует коррекции звукопроизношения.

Большинству заикающихся детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, нестабильность эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, моторная неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, нарушение темпо-ритмической организации речи. Преодолеть ребенку эти проблемы помогают речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, нормализовать ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность в разных речевых ситуациях. Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз и связаны они с темой занятия. Так, при изучении темы «Зима», детям можно предложить превратиться в снежинки. От сильной вьюги они кружатся и «падают» на землю. Каждой «снежинке» предлагается описать свои чувства, когда, упав на землю, она начинает таять. Аналогично по теме «Грибы» дети становились тем или иным грибом и описывают свои эмоции, возникающие при встрече с человеком или природным явлением- дождем. Благодаря этим упражнениям развивается эмоциональнопсихическая сфера, ребенок учится проявлять и описывать разные чувства. В результате тренируется плавность речи в эмоционально значимой для ребенка ситуации.

Здоровьесберегающие технологии дают положительную динамику в формировании навыка плавной речи. Дети перестают использовать моторные уловки, эмболофразию (искажение синтаксической конструкции фразы путем вставки добавочных звуков, слогов и слов, чаще всего — а, и, да, ну, это, вот, значит; обычно наблюдается при таких сложных нарушениях речи, как заикание, стабилизируется эмоционально-волевая сфера.

Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, включение в коррекционный процесс здоровьесберегающих технологий способствует эффективному преодолению физиологической и психологической симптоматики заикания, что положительно влияет на становление личности ребенка в целом.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающая технология – это целостная система.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи 5–7 лет Использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) группы с нарушениями речи. Обобщение.

Отчет по плану самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Отчет по плану самообразования Черемисиной Ирины Михайловны за 2017 – 2018 учебный год. План самообразования составлен по теме «Использование.

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома» Актуальность.

План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с песком» Индивидуальный план самообразования На 2017-2018 учебный год ФИО Черемисина Ирина Михайловна Должность Воспитатель Тема: «Использование.

Подход к работе с детьми с позиции здоровьесберегающих технологий … Я не боюсь еще раз повторять – забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Добрый день коллеги! Я хочу сегодня поделится своим опытом работы, тема которого «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector