Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников

Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников

Заикание – это нарушение работы речевого аппарата, возникающее в результате расстройств нервной системы, нарушений психических и моторных функций организма, приводящее к искажению произношения.

В этой связи, заикание требует комплексного подхода к устранению речевого нарушения.

Комплексный подход к коррекции заикания – это совокупность лечебно-педагогических мероприятий, ориентированных на воздействие на психофизиологическое состояние и нервные процессы организма, за счет использование большого арсенала средств и методов, а также задействования специалистов разных научных областей

Комплексный подход включает логопедические занятия, психологические консультации, лечебную физкультуру, воспитательное воздействие, медикаментозное лечение.

Рисунок 1. Комплексный метод преодоления заикания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности комплексного подхода к логопедической коррекционной работе

Оказание логопедической помощи при заикании ребенка осуществляется по двум направлениям:

  • Вновь выявленное заикание. Сюда входит оказание помощи при заикании, выявленном не более двух недель назад;
  • Застарелое заикание. Сюда входит коррекционная работа с заиканием, длящемся более трех недель.

Вновь выявленное заикание корректируется путем применения совокупности действий и средств. Здесь необходимо организовать соответствующую обстановку пребывания ребенка: ребенок должен чувствовать себя расслабленным, а для этого его изолируют от общества на пару дней, организуя постельный режим в тихом, затемненном помещении. Общение с ребенком должно быть сведено к минимуму, а все обращения к нему быть произнесены в медленном темпе, спокойном ритме, тихим голосом или шепотом. Просмотр телевизора, прослушивание музыки, использование гаджетов должно быть исключено.

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективность логопедической терапии определяется минимизацией общения ребенка и максимизацией времени его сна. Для этого прибегают к специализированной помощи, как правило, невролога, который пропишет грамотное медикаментозное лечение ребенка.

Постельный режим и ограничение речевого взаимодействия должно быть реализовано в течение недели. Хорошо, если затем будет сменяна обстановка, контактные связи, круг общения ребенка.

Логопедическая коррекции застарелого заикания реализуется поэтапно:

  1. Этап молчания. Он необходим для торможения или ослабления патологических рефлекторных связей. Этот этап актуально реализовывать в течение нескольких дней – до одной недели. Дети обучаются правильному дыханию, медитации, самоконтролю. Происходит обучение артикуляционным действиям, связанным с выработкой точных артикуляционных движений.
  2. Этап активизации движений. Здесь происходит ориентация на взаимосвязь движений с речевым развитием ребенка. Выполнение определенных движений способствует формированию плавной речи медленного темпа. Поскольку, заикания являются следствием развития судорог в коре головного мозга, то движения помогают снять эти судороги за счет импульсов, реализуемых в процессе движений. Логопед применяют коррекционную гимнастику, спокойные игры – лото, домино. Данный этап целесообразно реализовывать в течение месяца.
  3. Этап полусопряженной речи. Он реализуется за счет проговаривания детьми одной фразы вместе с логопедом, а второй самостоятельно. Логопед помогает ребенку в произношении в нужном темпе. Ребенок просто повторяет то, что нужно, не напрягая мозг запоминанием или иной самостоятельной работой. Произношение должно быть спокойным, медленным, чтобы спазмы мышц речевого аппарата были сняты, а дыхание при произношении стабилизировалось.
  4. Этап отраженной речи. На данном этапе производится многократное повторение того, что ребенок слышит от логопеда. Длится данный этап не более десяти недель.
  5. Этап вопросно-ответной речи. Логопед читает детям рассказ, а после задает по нему вопросы, которые составлены таким образом, чтобы практически весь ответ содержался в вопросе. Иногда применяются игровые методы построения диалогов, логопедом даются подсказки детям, чтобы они могли спокойно, не нервничая ответить на вопрос. Временной период реализации данной терапии составляет 12 недель.
  6. Завершающий этап. Проводится активизации самостоятельных фраз ребенка, автоматизируется его самостоятельная речь в замедленном темпе. Логопедическая работа проводится на основе применения ролевых игр, пересказа детьми сказок, рассказов, придумывания историй и их спокойное рассказывание.

Комплексная работа логопеда при коррекции заикания проводится за счет привлечения ряда специалистов: невролога, психолога, психотерапевта, физиотерапевта, специалиста по ЛФК, каждый из которых применяет свои специфические методы и приемы коррекционной работы, ориентированной на стабилизацию работы нервной системы, достижение психического баланса детского организма, выработку верного произношения и доведение речевого произношения до автоматизма.

Методы логопедической коррекции заикания

Логопедическая коррекция заикания нацелена на организацию систематических плановых занятий, необходимых для освобождения речи ребенка от напряжения, обеспечение ей медленного темпа, свободного выражения, придания чувства ритма и выражения.

Логопеды стремятся устранить все недостатки произношения, способные повлиять на развитие заикания. Сюда входит и построение верной артикуляции речи.

Комплексная методика коррекции заикания реализуется в три стадии:

  1. Проведение логопедических упражнений, применение процедур ЛФК, физиотерапии, ориентированной на построение отраженной речи и верного произношения стихов, фраз.
  2. Проведение упражнений по самостоятельной работе ребенка, построению верных речевых конструкций путем описания картинок, ответов на вопросы, пересказов, составления самостоятельного рассказа из картинок или предметов.
  3. Автоматизация речевых навыков, их применение в практической деятельности – общении. Дети общаются со сверстниками, взрослыми, стоят диалоги, участвуют в беседах, общаются во время игровой и иных видов деятельности.

На логопедических занятиях активно применяются дидактические игры, позволяющие развить разную речь и провести коррекцию отклонений на разных этапах их проявления. Применение игр особенно эффективно в коррекционной работе, поскольку они строятся по образу реальных процессов жизнедеятельности, усваивая которые, дети перестраивают свое поведение, меняется речь заикающихся и устраняется ее нарушение. Кроме того, существуют игры, содержащие релаксирующие упражнения, перестраивающие дыхание, привлекающие ребенка к режиму молчания или свободного общения.

Логомаг

Шашкина Г.Р. Ранняя комплексная помощь детям с невротическим заиканием. Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГПУ-2014» «Современные тенденции образования лиц с ОВЗ», Москва, 2014, Часть 1, с.181-187.

РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАИКАНИЕМ

Любое нарушение речи, особенно заикание, оказывает неблагоприятное влияние на дальнейшее воспитание и обучение детей. Заикающиеся дети с трудом адаптируются в детском коллективе, у них не формируются навыки коммуникативного общения. Дети с невротическим заиканием малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и взрослыми, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, хотя имеют достаточно высокий уровень речевого развития для своего возраста.

По мнению известного специалиста в коррекции заикания у детей Власовой Н.А. (2), заикание – это тяжелый и распространенный невроз, преимущественно детского возраста. В 9 из 10 случаев заикание падает на тот период, когда становление речи еще не окончено, чаще от 2 до 5 лет. Заикание чаще всего возникает у детей ослабленных, с форсированным или задержанным речевым развитием. В первом случае речь ребенка развивается интенсивно, к 2 годам ребенок общается сложной фразой, однако фонетическая сторона речи значительно отстает в своем развитии. В случае задержки речевого развития трудности актуализации слов ведут к судорожным запинкам, которые повторяются все чаще и переходят в судороги – непроизвольные мышечные сокращения органов речевого аппарата.

Для наиболее эффективной коррекции невротического заикания необходимо правильно представлять этиологию, патогенез, возможные варианты течения этого невроза. Этиологическими факторами возникновения могут быть конституциональная или наследственная предрасположенность, повышенная реактивность центральной нервной системы на стрессовую ситуацию, чрезмерная впечатлительность ребенка, наличие несформированного межполушарного взаимодействия, особенности раннего речевого онтогенеза (повышенные требования к развитию речи ребенка со стороны взрослых). По данным профессора Беляковой Л.И. (1), патологический механизм невротического заикания обусловлен нарушением взаимосвязей в согласованной деятельности коры головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающих темпо – ритмическую организацию речи (стрио-паллидарной системы, таламуса, гипотамуса, мозжечковых ядер). Варианты течения невротического заикания зависят от нескольких причин: насколько рано ребенок попадает в комплексную коррекцию и как эффективно проводится это медико-педагогическое воздействие.

Читайте так же:
Народные средства от ночного энуреза у детей народными средствами

Клиника заикания у маленьких детей относительно про​ста, но заикание никогда не является только нарушением речи. Наряду с ведущими судорожными расстройствами в речедвигательном аппарате клонического, тонического и смешан​ного характера в клинической картине заикания наблюдаются более пли менее выраженные симптомы общей нервности. К их числу относятся функциональные, вегетативные и общие невротические нарушения: раздражительность, обидчивость, пугливость, беспокойство, повышенная утомляемость и отвлекаемость, расстройство аппетита и сна, нарушение дыхания, голосообразования, лабильность сосудистого тонуса, общее напряжение мускулатуры тела, моторная неловкость.

Со временем у заикающихся детей появляются двигательные уловки, эмболофразии, страх речи, а также стеснительность, робость, неуверенность, иногда тревожность и мнительность.

Дети с невротическим заиканием — это меньшая часть детей, которых без наличия заикания можно было бы назвать прак​тически здоровыми. Среди них можно выделить 3 подгруппы:

— дети с относительно спокойным и уравновешенным по​ведением;

— дети с чертами повышенной возбудимости, тормозимости или инертности;

— соматически ослабленные дети.

В большинстве случаев заикание у детей самостоятельно не проходит. Оно закрепляется и резко утяжеляется в подро​стковом и более старшем возрасте. Для клиники заикания де​тей старших возрастов характерны психогенные наслоения, депрессивные реакции, реактивные эпизоды, связанные с их плохой речью, страх речи, многочисленные другие фобии и навязчивости. Заикание у подростков и взрослых, осложняясь психогенными патологическими реакциями, превращается в итоге в тяжелый психоневроз, нарушающий всю жизнедея​тельность больного.

Многие специалисты сходятся в едином мнении о том, что в целях профилактики тяжелых форм заикания лечение его нужно начинать как можно раньше.

Многолетний опыт терапии заикания у детей дошкольного возраста в условиях стационара показал, что раннее лечение заикания, предпринятое у истоков его возникновения, часто приводит к полному изле​чению от заикания.

Детский невролог Кочергина В.С. (2) отмечала, что для направленного и результативного лечения заикания у маленьких детей необходимо своевременно правильно его диагностировать, уметь выделить заикание из сходных состоя​ний, предвидеть возможные особенности течения и осложне​ния в периоде лечения. Это достигается тщательным анализом анамнестических данных, результатами клинического обсле​дования, а также характеристикой основного синдрома в соотнесении его тяжести с состоянием речи в целом и той почвы, на которой он развился.

Наиболее эффективным методом лечения заикания у де​тей раннего и дошкольного возраста является комплексный метод, ко​торый включает лечебные, логопедические и педагогические мероприятия, логоритмические занятия, рациональную психотерапию и работу с родителями. Такая организация возможна лишь в условиях детских городских клинических больниц или в детских поликлиниках.

Одним из основных и важных в комплексном лечении заикания является медикаментозная терапия, содержание которой определяет детский невролог. Однако логопед должен понимать содержание рекомендуемого лечения, чтобы иметь представления о состоянии нервной системы ребенка, определять возможные сроки, динамику и эффективность педагогического воздействия.

Лечение заикания у детей включает средства общего (ус​покаивающего и укрепляющего) и направленного действия. В качестве лекарственных средств общего действия применяются препараты кальция, валерианы, пустырника, боярышника, фос​фора, алоэ, белладонны, а также поливитамины группы «В» и «С», аминокислоты. При выраженном психомоторном возбуждении применя​ются нейроплегические средства, сно​творные и другие симптоматические средства. Детям с чертами вялости, а также при рас​стройствах настроения назначаются стимулирующие нервную систему средства и антидепрессанты.

На фоне общего лечения проводится специальная терапия заикания, задачами которой является преодоление судорог в разных отделах речевого аппарата. Детям раннего возраста назначают лекарственные средства направленного действия малыми дозами, тщательно отрабатывая индивидуальные дозировки. Направленную лекарственную терапию заикания рекомен​дуется проводить детям двумя последовательными курсами в 15-20 дней, при этом перерывы между курсами лечения должны составлять 2-3 недели.

Медикаментозную терапию сочетают с физиотерапевтическими процедурами (ингаляция, кварцевое облучение, души, обтирания, хвойные ванны и др.) и с лечеб​ной физкультурой.

Логопедическая работа является одним из наиболее зна​чительных разделов комплексного метода лечения заикания у детей дошкольного возраста. Особенности раннего детского возраста не позволяют ограничивать логопедическую работу только выработкой плавности речи, она сочетается с общими задачами по развитию речи и личности ребенка.

Логопед на своих занятиях развивает память, внимание и моторику ребенка. Речевые занятия с заикающимися детьми раннего возраста, в отличие от дидактических речевых упражнений, строятся в соответствии с их жизненными интересами и иг​рами. Речь ребенка развивается от отдельных слов к фразе, от простой фразы к сложной, к сочетанию фраз и обобщений. В развитии речевой функции основную роль играют слу​ховые и зрительные анализаторы. Вся работа над речью опи​рается, главным образом, на связи этих двух анализаторов со словом.

Поэтому вначале логопедических занятий необходимо расширять словарь ребенка, используя игрушки, предметы или наглядные пособия: предметные и сюжетные картинки.

Одновременно начинается работа и над плавностью речи заикающегося ребенка. Степень заикания меняется в зависимости от того, говорит ли заикающийся ребенок отраженно или спонтанно, произносит ли он что-либо заученное или отвечает на вопросы. Поэтому все виды речевых уп​ражнений, которые используются для перевоспитания речи заикающегося ребенка, распределены в порядке постепенно​го усложнения форм речи, то есть от сопряженной к отраженной речи (являющимися для детей самыми легкими видами речи), от диалогической к монологической, далее к спонтанной, эмоциональной речи.

Сопряженная речь – это совместное проговаривание слов или фраз вместе с логопедом. При этом собственная речь логопеда не должна быть монотонной, хотя полный стиль произношения предполагает некоторую замедленность и плавность. Речь логопеда должна быть чет​кой, с естественной эмоциональной интонацией. Сопряженная речь всегда проводится на игрушках и картинках, со​держание которых должно быть понятным и доступным для ребенка 2-3 лет. В самом начале даются картинки, на которых изображен лишь один предмет, но показывая картинку, надо говорить не​большую фразу, например: «Это Аня», «Это автобус» и т. д. Затем даются картинки, где изображено какое-либо действие, постепенно увеличивая количество слов во фразе до трех, четырех, пяти и далее. Например, «Аня идет в детский сад», «Автобус стоит на остановке».

При отраженной речи ребенок повторяет за логопедом готовую фразу. При этом особое внимание обращается на вдох перед проговариванием. Постепенно ребенок повторяет за логопедом небольшие двустишия или четверостишия, рассказы с небольшими фразами.

Диалогическая речь предполагает ответы на вопросы по знакомым картинкам, при ответе одно слово ре​бенок должен уже произнести самостоятельно. Вопрос зада​ется таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Например, «На чем катается Аня?» — «Аня катается на санках».

Читайте так же:
Как ведет себя человек на последней стадии деменции

Самостоятельное описание картинок – это монологическая речь. Вначале логопед предлагает для описания уже знакомые картинки. В этом случае переход к са​мостоятельному виду речи не представляется для ребенка труд​ным. Подобные рече​вые упражнения, помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную, одновременно обогащают словарный запас. При самостоятельном составлении фраз необходимо обращать внимание на грамматически правильное употребление предложно-падежных конструкций.

Для самостоятельного рассказывания детям читаются вна​чале очень небольшие рассказы, главным образом из детской жизни. Они напи​саны доступным языком, простые по структуре и небольшие по объему.

Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет умение ребенка говорить плавно, без заикания не только с логопедом, но и со сверстниками и взрослыми.

Рациональная психотерапия проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание педагога обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном. Одновременно с мышечной релаксацией проводится большая работа по тренировке детей устойчивости к стрессам. Психолог создает игровые ситуации, при которых дети могут поупражняться правильно выходить из затруднительной ситуации.

Логопедическая ритмика — следующее направление комплексной терапии, которое разработала Гринер В.А. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи заикающихся детей. Двигательные и речевые задания располо​жены по разделам.

Вводные упражнения развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для заикающихся детей, так как у них отмечается с​клонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих движений. Важно, что упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово​дить и логопеды, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений может служить не музы​ка, а движения под стихотворное сопровождение.

Упражнения, активизирующие внимание и способствую​щие повышению координации движений, развивают бы​стрые и точные реакции на зрительные и слуховые раздражи​тели.

Упражнения, воспитывающие чувство ритма, заостряют внимание ребенка на эмоциональном содержании музыки. Содержание му​зыки, оттенки, темп и другие средства выразительности могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движений.

В заданиях на координацию слова с дви​жением и музыкой используется общность средства вы​разительности как музыкальной, так и разговорной речи. Мо​гут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор​ным ритмом.

Специальные игры поводятся как с музыкальным со​провождением, так и без него. Игра развивает вни​мание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывает ловкость и решитель​ность.

Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, усиленном выдохе, шепотом или взахлеб, пение помогает восстановить нару​шенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует разви​тию всех качеств голоса, который у заикающихся детей чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.

Таким образом, правильное представление о феноменологии заикания, содержание комплексной терапии, ранняя коррекционная помощь способствуют преодолению занятия у детей раннего возраста, готовят их к адаптации в среде дошкольного учреждения.

1.​ Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Заикание. М., Академия. 2005.

2.​ Власова Н.А., Кочергина В.С. Методическое письмо по лечению заикания у детей дошкольного возраста. М, 1956.

3.​ Шашкина Г.Р. Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста. Сборник материалов научно – практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века: традиции и новации», С. – Пб., 2012.

4.​ Логопедическая ритмика для детей раннего возраста. Материалы международной научно – практической конференции 19 – 21 апреля 2012 г. «Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве», Москва, 2012.

5.​ Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах. Материалы VIII Международной практической конференции «Специальной образование», 26 – 27 апреля 2012 г., том II, С. – Пб.

о заикании дошкольника

Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет.

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Важно понимать, что заикание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с неплавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое настроение, чрезмерная подвижность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного характера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого животного может вывести ребенка из равновесия. В результате нарушается нормальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказаний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разрешает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обстановка в семье также отрицательно влияют на нервное состояние ребенка, а значит, создают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители настаивают, чтобы ребёнок заучивал трудные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые достижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выражения, повторяя и повторяя звуки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие языковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные инфекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения головного мозга в раннем детском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

Читайте так же:
Справка школьного психолога по тревожности

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не значит, что заикающегося ребенка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требовательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю говорить на распев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым , не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать

решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Читайте так же:
Не могу начать говорить заикание

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

Хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном

подходе – соединении логопедии, психологии и психотерапии.

  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,

родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе, готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Мы надеемся, что возможно создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

Ранняя комплексная помощь детям с невротическим заиканием

Любое нарушение речи, особенно заикание, оказывает неблагоприятное влияние на дальнейшее воспитание и обучение детей. Заикающиеся дети с трудом адаптируются в детском коллективе, у них не формируются навыки коммуникативного общения. Дети с невротическим заиканием малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и взрослыми, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, хотя имеют достаточно высокий уровень речевого развития для своего возраста.

По мнению известного специалиста в коррекции заикания у детей Власовой Н.А. (2), заикание – это тяжелый и распространенный невроз, преимущественно детского возраста. В 9 из 10 случаев заикание падает на тот период, когда становление речи еще не окончено, чаще от 2 до 5 лет. Заикание чаще всего возникает у детей ослабленных, с форсированным или задержанным речевым развитием. В первом случае речь ребенка развивается интенсивно, к 2 годам ребенок общается сложной фразой, однако фонетическая сторона речи значительно отстает в своем развитии. В случае задержки речевого развития трудности актуализации слов ведут к судорожным запинкам, которые повторяются все чаще и переходят в судороги – непроизвольные мышечные сокращения органов речевого аппарата.

Для наиболее эффективной коррекции невротического заикания необходимо правильно представлять этиологию, патогенез, возможные варианты течения этого невроза. Этиологическими факторами возникновения могут быть конституциональная или наследственная предрасположенность, повышенная реактивность центральной нервной системы на стрессовую ситуацию, чрезмерная впечатлительность ребенка, наличие несформированного межполушарного взаимодействия, особенности раннего речевого онтогенеза (повышенные требования к развитию речи ребенка со стороны взрослых). По данным профессора Беляковой Л.И. (1), патологический механизм невротического заикания обусловлен нарушением взаимосвязей в согласованной деятельности коры головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающих темпо – ритмическую организацию речи (стрио-паллидарной системы, таламуса, гипотамуса, мозжечковых ядер). Варианты течения невротического заикания зависят от нескольких причин: насколько рано ребенок попадает в комплексную коррекцию и как эффективно проводится это медико-педагогическое воздействие.

Клиника заикания у маленьких детей относительно про­ста, но заикание никогда не является только нарушением речи. Наряду с ведущими судорожными расстройствами в речедвигательном аппарате клонического, тонического и смешан­ного характера в клинической картине заикания наблюдаются более пли менее выраженные симптомы общей нервности. К их числу относятся функциональные, вегетативные и общие невротические нарушения: раздражительность, обидчивость, пугливость, беспокойство, повышенная утомляемость и отвлекаемость, расстройство аппетита и сна, нарушение дыхания, голосообразования, лабильность сосудистого тонуса, общее напряжение мускулатуры тела, моторная неловкость.

Со временем у заикающихся детей появляются двигательные уловки, эмболофразии, страх речи, а также стеснительность, робость, неуверенность, иногда тревожность и мнительность.

Дети с невротическим заиканием — это меньшая часть детей, которых без наличия заикания можно было бы назвать прак­тически здоровыми. Среди них можно выделить 3 подгруппы:

— дети с относительно спокойным и уравновешенным по­ведением;

— дети с чертами повышенной возбудимости, тормозимости или инертности;

— соматически ослабленные дети.

В большинстве случаев заикание у детей самостоятельно не проходит. Оно закрепляется и резко утяжеляется в подро­стковом и более старшем возрасте. Для клиники заикания де­тей старших возрастов характерны психогенные наслоения, депрессивные реакции, реактивные эпизоды, связанные с их плохой речью, страх речи, многочисленные другие фобии и навязчивости. Заикание у подростков и взрослых, осложняясь психогенными патологическими реакциями, превращается в итоге в тяжелый психоневроз, нарушающий всю жизнедея­тельность больного.

Многие специалисты сходятся в едином мнении о том, что в целях профилактики тяжелых форм заикания лечение его нужно начинать как можно раньше.

Многолетний опыт терапии заикания у детей дошкольного возраста в условиях стационара показал, что раннее лечение заикания, предпринятое у истоков его возникновения, часто приводит к полному изле­чению от заикания.

Детский невролог Кочергина В.С. (2) отмечала, что для направленного и результативного лечения заикания у маленьких детей необходимо своевременно правильно его диагностировать, уметь выделить заикание из сходных состоя­ний, предвидеть возможные особенности течения и осложне­ния в периоде лечения. Это достигается тщательным анализом анамнестических данных, результатами клинического обсле­дования, а также характеристикой основного синдрома в соотнесении его тяжести с состоянием речи в целом и той почвы, на которой он развился.

Наиболее эффективным методом лечения заикания у де­тей раннего и дошкольного возраста является комплексный метод, ко­торый включает лечебные, логопедические и педагогические мероприятия, логоритмические занятия, рациональную психотерапию и работу с родителями. Такая организация возможна лишь в условиях детских городских клинических больниц или в детских поликлиниках.

Одним из основных и важных в комплексном лечении заикания является медикаментозная терапия, содержание которой определяет детский невролог. Однако логопед должен понимать содержание рекомендуемого лечения, чтобы иметь представления о состоянии нервной системы ребенка, определять возможные сроки, динамику и эффективность педагогического воздействия.

Лечение заикания у детей включает средства общего (ус­покаивающего и укрепляющего) и направленного действия. В качестве лекарственных средств общего действия применяются препараты кальция, валерианы, пустырника, боярышника, фос­фора, алоэ, белладонны, а также поливитамины группы «В» и «С», аминокислоты. При выраженном психомоторном возбуждении применя­ются нейроплегические средства, сно­творные и другие симптоматические средства. Детям с чертами вялости, а также при рас­стройствах настроения назначаются стимулирующие нервную систему средства и антидепрессанты.

На фоне общего лечения проводится специальная терапия заикания, задачами которой является преодоление судорог в разных отделах речевого аппарата. Детям раннего возраста назначают лекарственные средства направленного действия малыми дозами, тщательно отрабатывая индивидуальные дозировки. Направленную лекарственную терапию заикания рекомен­дуется проводить детям двумя последовательными курсами в 15-20 дней, при этом перерывы между курсами лечения должны составлять 2-3 недели.

Читайте так же:
Конспекты индивидуальных занятий по коррекции заикания

Медикаментозную терапию сочетают с физиотерапевтическими процедурами (ингаляция, кварцевое облучение, души, обтирания, хвойные ванны и др.) и с лечеб­ной физкультурой.

Логопедическая работа является одним из наиболее зна­чительных разделов комплексного метода лечения заикания у детей дошкольного возраста. Особенности раннего детского возраста не позволяют ограничивать логопедическую работу только выработкой плавности речи, она сочетается с общими задачами по развитию речи и личности ребенка.

Логопед на своих занятиях развивает память, внимание и моторику ребенка. Речевые занятия с заикающимися детьми раннего возраста, в отличие от дидактических речевых упражнений, строятся в соответствии с их жизненными интересами и иг­рами. Речь ребенка развивается от отдельных слов к фразе, от простой фразы к сложной, к сочетанию фраз и обобщений. В развитии речевой функции основную роль играют слу­ховые и зрительные анализаторы. Вся работа над речью опи­рается, главным образом, на связи этих двух анализаторов со словом.

Поэтому вначале логопедических занятий необходимо расширять словарь ребенка, используя игрушки, предметы или наглядные пособия: предметные и сюжетные картинки.

Одновременно начинается работа и над плавностью речи заикающегося ребенка. Степень заикания меняется в зависимости от того, говорит ли заикающийся ребенок отраженно или спонтанно, произносит ли он что-либо заученное или отвечает на вопросы. Поэтому все виды речевых уп­ражнений, которые используются для перевоспитания речи заикающегося ребенка, распределены в порядке постепенно­го усложнения форм речи, то есть от сопряженной к отраженной речи (являющимися для детей самыми легкими видами речи), от диалогической к монологической, далее к спонтанной, эмоциональной речи.

Сопряженная речь – это совместное проговаривание слов или фраз вместе с логопедом. При этом собственная речь логопеда не должна быть монотонной, хотя полный стиль произношения предполагает некоторую замедленность и плавность. Речь логопеда должна быть чет­кой, с естественной эмоциональной интонацией. Сопряженная речь всегда проводится на игрушках и картинках, со­держание которых должно быть понятным и доступным для ребенка 2-3 лет. В самом начале даются картинки, на которых изображен лишь один предмет, но показывая картинку, надо говорить не­большую фразу, например: «Это Аня», «Это автобус» и т. д. Затем даются картинки, где изображено какое-либо действие, постепенно увеличивая количество слов во фразе до трех, четырех, пяти и далее. Например, «Аня идет в детский сад», «Автобус стоит на остановке».

При отраженной речи ребенок повторяет за логопедом готовую фразу. При этом особое внимание обращается на вдох перед проговариванием. Постепенно ребенок повторяет за логопедом небольшие двустишия или четверостишия, рассказы с небольшими фразами.

Диалогическая речь предполагает ответы на вопросы по знакомым картинкам, при ответе одно слово ре­бенок должен уже произнести самостоятельно. Вопрос зада­ется таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Например, «На чем катается Аня?» — «Аня катается на санках».

Самостоятельное описание картинок – это монологическая речь. Вначале логопед предлагает для описания уже знакомые картинки. В этом случае переход к са­мостоятельному виду речи не представляется для ребенка труд­ным. Подобные рече­вые упражнения, помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную, одновременно обогащают словарный запас. При самостоятельном составлении фраз необходимо обращать внимание на грамматически правильное употребление предложно-падежных конструкций.

Для самостоятельного рассказывания детям читаются вна­чале очень небольшие рассказы, главным образом из детской жизни. Они напи­саны доступным языком, простые по структуре и небольшие по объему.

Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет умение ребенка говорить плавно, без заикания не только с логопедом, но и со сверстниками и взрослыми.

Рациональная психотерапия проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание педагога обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном. Одновременно с мышечной релаксацией проводится большая работа по тренировке детей устойчивости к стрессам. Психолог создает игровые ситуации, при которых дети могут поупражняться правильно выходить из затруднительной ситуации.

Логопедическая ритмика — следующее направление комплексной терапии, которое разработала Гринер В.А. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи заикающихся детей. Двигательные и речевые задания располо­жены по разделам.

Вводные упражнения развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для заикающихся детей, так как у них отмечается с­клонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих движений. Важно, что упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово­дить и логопеды, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений может служить не музы­ка, а движения под стихотворное сопровождение.

Упражнения, активизирующие внимание и способствую­щие повышению координации движений, развивают бы­стрые и точные реакции на зрительные и слуховые раздражи­тели.

Упражнения, воспитывающие чувство ритма, заостряют внимание ребенка на эмоциональном содержании музыки. Содержание му­зыки, оттенки, темп и другие средства выразительности могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движений.

В заданиях на координацию слова с дви­жением и музыкой используется общность средства вы­разительности как музыкальной, так и разговорной речи. Мо­гут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор­ным ритмом.

Специальные игры поводятся как с музыкальным со­провождением, так и без него. Игра развивает вни­мание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывает ловкость и решитель­ность.

Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, усиленном выдохе, шепотом или взахлеб, пение помогает восстановить нару­шенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует разви­тию всех качеств голоса, который у заикающихся детей чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.

Таким образом, правильное представление о феноменологии заикания, содержание комплексной терапии, ранняя коррекционная помощь способствуют преодолению занятия у детей раннего возраста, готовят их к адаптации в среде дошкольного учреждения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector