Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международный журнал

Международный журнал

Кувшинова И.А. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей / И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 135-138.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПР Е ОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

И.А. Кувшинова, канд. пед . наук, доцент

Э.Р. Мазитова , студент

Магнитогорский государственный техническ ий университет им. Г.И.Носова

(Ро с сия г . Магнитогорск )

Аннотация . В статье представлены основные способы борьбы с наиболее тяжелым дефектом речи – заиканием , раскрываются основные аспекты медицинского, психотер а певтического и логопедического воздействия в процессе преодоления заикания у д е тей, основные положения комплексного лечебно-педагогического подхода, описываются эт а пы воспитания речи по методике Н. А. Чевелевой , а также условия эффективной раб о ты по преодол е нию заикания у детей .

Ключевые слова: заикание, коррекционная работа, логопедическое воздействие, во с питание речи, лечение заикания.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружа ю щими, особенно в детском возрасте . Это нарушение весьма трудно устранимо, и очень важно начать своевременное его л е чение и коррекцию .

В настоящее время считается общепр и знанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В н а чальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем ус и литься. Чем больше вр е мени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике р е бенка. Кроме того, заикание лишает р е бенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу [ 1 ] . Максимальный и быстрый э ф фект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 м есяцев от н а чала заболевания.

Благоприятный исход от лечения дост и гается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, м е нее благоприятный – от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стре м ление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, о т рицательно сказываются на результ а тах лечения [ 2 ] .

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии пр и менения комплексного метода. Под совр е менным комплексным подходом к преод о лению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состо я ния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В ко м плекс лечебно-педагогических меропри я тий входят лечебные препараты и проц е дуры, лечебная физкультура, психотер а пия, логопедические занятия, логопедич е ская ритмика, воспитательные меропри я тия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих ра с стройств голоса, дыхания, моторики и р е чи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; изба в ление ребенка от неправильного отнош е ния к своему речевому дефекту, от псих о логических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реада п тация и адаптация заикающегося [ 3 ].

Медицинское воздействие – медик а ментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии – спосо б ствует нормализации функций нервной системы р е бенка и создает благоприятный фон для психотерапии, для активной лог о педической р а боты.

Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопед и ческой работы. Оно состоит в том, что р е бенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фикс и руют его внимание на успехах в этом н а правлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

Логопедическое воздействие осущест в ляется на протяжении длительного, рег у лярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является восп и тание н а выков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не в ы зывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных услов и ях [ 1 ].

Логопедическая ритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры сп о собствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию дв и жений, умение управлять собой, вкл ю чаться в деятельность по сигналу, восп и тывают чувство ритма. Они призваны та к же снимать общую скованность, напряж е ние. Большое внимание при этом уделяе т ся развитию внимания у д е тей.

Читайте так же:
Деменция не встает с постели

Весьма важным условием для преод о ления заикания у ребенка является пр а вильно спланированный режим дня. Ну ж но достаточное время уделять отдыху: для заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, для школ ь ника – 8 — 9 часов ночью и 1,5 — 2 часа днем. Пр и ем пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 — 2 часа до сна, так как в противном случае восстановление силы нервных кл е ток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реа к тивные силы и иммунологическое состо я ние организма [ 3 ]. В рационе должна пр е обладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, ос т рую, соленую и жареную пищу [ 2 ].

В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Еж е дневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укре п ляют нервную систему, создают эмоци о нальный подъем. Воздушные ванны ок а зывают активное воздействие и на серде ч но-сосудистую систему, нормализуют ее работу. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные проц е дуры: обтирание, обливание, душ и куп а ние [ 3 ].

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависим о сти от состояния здоровья ребенка и ос о бенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают о б мен веществ. Они способствуют укрепл е нию силы и морального духа ребенка, ра з вивают координированные и точные дв и жения, помогают избавиться от скованн о сти или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию ди с циплинированности и с о бранности.

Все это является необходимой предп о сылкой для лучшего функционирования р е чевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на в ы работку у него правильных речевых нав ы ков [ 3 ].

Большое значение для успешного пр е одоления заикания имеет также речь о к ружающих. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Т о гда они начинают подражать этой манере говорить [ 1 ].

При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соо т ветствии с его особенностями методы ко р рекционного воздействия в рамках сущ е ствующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздейс т вия следует считать следующие полож е ния.

1. Комплексность как взаимопроникн о вение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика аутогенная тренировка – вкл ю чает в себя речевой, логопедический мат е риал; индивидуальные логопедические з а нятия, в свою очередь, проходят с испол ь зованием психотерапевтической методики функциональных тр е нировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдв и гает на первый план в комплексном пр е одолении заикания медицинские мер о приятия. Это существенным образом вли я ет на место, роль и специфику логопед и ческой работы с за и кающимися . Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия , логопсих о терапия .

3. Поэтапность , согласно которой все виды нагрузок ( логопедическая , психот е рапевтическая, логоритмическая ) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого мат е риала, так и в построении системы фун к циональных тренировок. Каждый из эт а пов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцирова н ность и индивидуализация лечебных во з действий.

В настоящее время существует н е сколько методик логопедического возде й ствия для устранения заикания. Остан о вимся на методике занятий для заика ю щихся детей д о школьного и школьного возраста, разработанной логопедом Н.А. Чевелевой . Она позвол я ет воспитать у детей сам о стоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, досту п ной ситуационной речи и кончая конте к стной речью.

Воспитание речи по данной методике проходит несколько этапов:

– первый – пропедевтический или орг а низационный, когда дети получают нав ы ки организованного поведения в коллект и ве и слушают неторопливую, немног о словную речь л о гопеда;

– второй этап – этап сопровождающей речи, то есть по поводу и с опорой на о д новременно совершаемые детьми опер а ции;

Читайте так же:
Энурез у детей в интернете

– третьим является завершающая речь – речь по поводу только что совершенной опер а ции;

– четвертый – этап предваряющей речи, то есть о том, что ребенок собирается сд е лать;

– пятый – представляет собой закрепл е ние навыков самостоятельной речи, пол ь зование всеми указанными видами р е чи [ 4 ].

При работе по данной методике автор указывает на необходимость соблюдения н е которых условий. Во-первых, каждая из форм речи проходит несколько стадий у с ложнения: от самых элементарных коро т ких ответов, связанных с конкретной н а глядной ситуацией, до развернутых ко н кретных высказываний, без непосредс т венной опоры на деятельность. Ситуац и онная речь, то есть речь по поводу нагля д ных предметов или действий, оказывается сразу же доступной для заикающегося р е бенка, потому что все, что видят, осмы с ливают, делают дети, они без труда и н а зывают, так как предметы или соверша е мые действия находятся перед их глазами и как бы сами подсказывают свои назв а ния. Постепенно уменьшая наглядную опору, речь детей усложняют. Так разв и вается способность пользоваться конте к стной речью, вовсе лишенной наглядной опоры. Отвечая сначала короткими фраз а ми, затем простыми распространенными предложениями, дети постепенно перех о дят к более развернутым и сложным пре д ложениям. И наконец, они овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товар и щам [ 1 ].

Вторым условием является неторопл и вый темп речи, который должен быть об у словлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога. И третье – это с о вместная работа логопеда с родителями заикающихся детей [ 4 ].

В итоге систематическое и последов а тельное развитие связной речи дошкол ь ников приводит к тому, что ребенок пр и обретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулировать мысль, говорить без пауз и остановок. С о блюдение условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст во з можности возникнуть рецидиву при вли я нии каких-либо неблагоприятных факт о ров [ 1 ].

В заключении хочется сказать, что за и кание — вполне устранимый дефект речи. Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на неп о правимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать все нео б ходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.

1. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология » – М.: Просвещение, 1989. – 223 с .

2. Корецкая В.П . Заикание. Причины, виды, лечение, патологии. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polismed.com/articles-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie-patologii.html . (Дата обращ е ния: 24.09.2016).

3. Логопедия. Учебник для студентов дефектол . фак . пед . вузов / П од ред. Л.С. Волк о вой, С.Н. Шаховской. – Изд . 3-е. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с .

4. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических ф а культетов педагогических институтов. Издание 2-е, доп. и перераб . – М., «Просвещение», 1973. – 272 с .

5. Сунагатуллина И.И . Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи / И н новационная наука . – 2016. – № 2-4 (14) . – С. 124-127.

MAIN AREAS OF INTEGRATED CORRECTIVE WORK TO OVERCOME

STUTTE R ING IN CHILDREN

I. A. Kuvshinova , candidate of pedagogic sciences, associate professor

E. R. M azitova , student

Magnitogorsk state technical University. G.I. Nosov

Abstract. The article presents the main ways of dealing with the most serious defect of speech — stuttering, reveals the basic aspects of medical, psychotherapeutic and logopedic infl u ence in the process of overcoming stuttering in children, the main points of complex medical and ped a gogical approach, stages of education speech describes the procedure NA Chevelevoy , as well as the conditions for effective work to overcome stuttering in children.

Keywords: stuttering, remedial work, speech therapy the impact of Eastern power of speech, the treatment stuttering.

Комплексное лечение заикания у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В эту возрастную группу детей с заиканием включены три возрастные подгруппы:

  • 1) Дети до 2-х, 2,5 лет.
  • 2) Дошкольники с заиканием до 4-х лет.
  • 3) Огромная группа заикающихся детей с 4-5 лет и до 7-7,5 лет.

Такое деление по возрастным группам детей дошкольного возраста связано прежде всего с анатомо-физиологическими особенностями роста и развития центральной нервной системы. Следующим важным и значимым фактором будет скорость обращения к специалистам, ведь к возрасту 5-ти лет заикание у дошкольников может стать устойчивым и, практически, постоянным. Коррекция заикания у детей дошкольного возраста также будет подразделяться на три уровня:

  • 1) Коррекционная работа.
  • 2) Комплексная коррекция заикания.
  • 3) Комплексное системное лечение заикания.
Читайте так же:
Развитие деятельности при деменции

Чем младше ребенок, тем более податлив и гибок его мозг. И при появлении первых запинок часто достаточно верных и грамотных рекомендаций. Поэтому квалификация врача, особенно при первичном обращении, имеет решающее значение в дальнейших перспективах восстановления речи.

Обратим внимание родителей на то, что речевую работу с детьми с заиканием начинать нужно сразу!

Детям в возрасте 2-2,5 лет иногда достаточно создать соответствующую языковую среду, которая в силу развитой подражательной способности ребенка будет возвращать его на ранний этап развития речи и стирать патологические запинания. Делайте это под руководством врача, т.к. понять фразу «языковая среда» каждый родитель может по-своему. А самолечение иногда приносит краткосрочный результат, однако усугубляет заикание у детей дошкольного возраста и в последующих возрастных этапах.

Уже в возрасте 3-4 лет в коррекции заикания у детей дошкольного возраста возрастает роль и участие врача-психотерапевта.

Применяемые для коррекции речи дошкольников дидактические методики должны использовать ритмику и слог в качестве главных составляющих коррекционной работы с речью заикающихся малышей, т.к. основаны на генетически заложенных механизмах развития речи.

При коррекции заикания у дошкольников не стоит вопрос о серьезных лекарственных средствах. И возрасте детей от 2-х до 7-ми лет они не только не показаны при заикании, но даже опасны!

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Существует несколько методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (это зависит от степени речевой самостоятельности детей)

Н.А. Власова различает 7 видов речи, применяющиеся на занятиях с детьми: сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь; обычная нормальная речь. Работа происходит в три этапа. На первом этапе проводятся упражнения по сопряженной и отраженной речи, дети учат стихи и фразы. На втором этапе дети тренируются в ответах на вопросы по картинкам, самостоятельно составляют рассказы по картинкам и пересказывают содержание сказки или рассказа, прочитанных логопедом.

На завершающем этапе дети закрепляют приобретенные навыки в плавной речи, во время игр и общения с окружающими людьми.

Методика коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Речевые упражнения последовательно переходят от наглядных форм речи к контекстным высказываниям. Эта система включает в себя пять этапов.

1. Пропедевтический — дети учатся слышать четкую речь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою речевую деятельность.

2. Сопровождающая речь. Дети совершают какие-либо действия и сопровождают их речью.

3. Завершающая речь. Дети описывают выполненную работу. Постепенно уменьшается опора на зрительный образ и происходит переход к контекстной речи.

4. Предваряющая речь. На этом этапе дети рассказывают о том, что они собираются делать. Дети учатся планировать свою работу, разговаривать без наглядной опоры. При этом более сложной становится фразовая речь, дети учатся логически мыслить, последовательно и грамотно излагать свои мысли.

5. Закрепление навыков своей речи. Дети самостоятельно рассказывают о всем процессе выполнения своих поделок, умеют отвечать на вопросы о своей работе.

Эта методика применяется в специальных детских садах для занятий с заикающимися детьми.

Методика В.И. Селиверстова предназначена в основном для медицинских учреждений и предусматривает использование разных приемов логопедической работы. В работе выделяются 3 периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный. Речевые упражнения усложняются в зависимости от того, насколько самостоятельна речь ребенка и в зависимости от сложности речевых ситуаций.

Читайте так же:
Энурез в общежитии как быть

В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание, дети учатся общаться короткими фразами, организовываются инсценировки.

В последние годы все более популярной становится методика лечения дошкольников, автором которой является Л. З Андронова-Арутюнян. Методика основана на синхронизации пальцев ведущей руки. Методику адаптировала на дошкольников Ракитина Анна Эдуардовна.

Логопедические технологии по устранению заикания у дошкольников

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н.А. Власова и Е.Ф. Pay строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н.А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е.Ф. Pay видит задачу логопедической работы в том, «чтобы, путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика являлась одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопро вождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объекта деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок. Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

Завершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

Читайте так же:
Устранение заикания у дошкольников конспекты занятий

В методике Н.А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого кварта ла направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н.А. Чевелевой и С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р.Е. Левиной). Только Н.А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Методика В.И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода ( подготовительный, тренировочный, закре пительный ), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой.

Система комплексной работы с заикающимися детьми 2—7 лет состоит из следующих разделов:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector