Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профилактика неврозов у детей

Профилактика неврозов у детей

Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

Читайте так же:
Спорт помогает при депрессии и неврозе

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

Как победить детские неврозы? Причины и виды заболевания

детский невроз

Наши дети

Основа психики взрослого человека закладывается в детском возрасте. Но, даже зная об этом, многие родители без должного внимания относятся к проблемам своих детей. По моему личному наблюдению, любимое выражение большинства взрослых: «Перерастет». И особенно часто такое слово употребляют в отношении детских неврозов, которые и без того лечить труднее, чем подобные отклонения у взрослых.

Читайте так же:
Какая боль в груди при неврозе

Какие неврозы встречаются у детей чаще всего?

  • Нервоз страха. Признаки такого невроза – приступообразное появление страхов, как привило, при засыпании. Дошкольники боятся оставаться в одиночестве, боятся темноты, придуманных персонажей, которыми их пугают взрослые, появления страшных животных. Многие малыши видят галлюцинации или создают практически осязаемые иллюзии, испытывают вазовегетативные нарушения. Первоклашки испытывают страх школы, который может вылиться не только в пониженное настроение, но и в энурез или энкопрез.
  • Невроз навязчивых состояний. Характеризуется повторением определенных движений и действий или же навязчивых страхов и мыслей. В большинстве случаев присутствуют смешанные симптомы.

Эмоциональное напряжение снимается при помощи движений, и окружающим заметны нервный тик, мигание, постукивание ногой, повороты головы, покашливание, шмыгание носом и так далее.

Фобический невроз у младших школьников проявляется в страхе острых предметов, закрытых помещений, загрязнений.

Дети старшего школьного возраста боятся смерти, болезней, устного ответа у доски, боятся покраснеть при посторонних. Одновременно с описанными фобиями у подростков появляются навязчивые мысли и влечения, нередко противоречащие внутренним убеждениям и воспитанию подростка. Нереализованные мысли приводят к постоянному ощущению тревожности.

  • Депрессивный невроз. Характерен для подростков. Признаки: подавленность, тихий голос, отсутствие активности, стремление к одиночеству, снижение аппетита и веса тела, запоры. Подростка мучают мысли относительно его малоценности и отсутствия способностей.
  • Истерический невроз. Обычно проявляется в младшем дошкольном или подростковом возрасте. Классическая истерика с разбрасыванием вещей может окончиться аффект-респираторными приступами и истерической слепотой, сенсорными расстройствами.
  • Неврастения или астенический невроз – общее истощение организма на фоне нервного истощения, большой утомляемости. Характерны постоянные перепады от апатии до истерики, расстройства сна и аппетита, вегетососудистая дистония.

Ярким признаком проявления невроза является появление заикания

Проявляется в результате пережитого стресса или разлуки детей младшего возраста с родителями. Иногда к заиканию приводит стремление родителей форсировать умственное и речевое развитие ребенка. Дети старшего возраста при неврозах нередко проявляют несвойственную подросткам патологическую привязанность к дому.

Нередко у детей проявляются неврозы смешанного типа.

Что может стать причиной детского невроза?

У детей может быть разная «прочность» нервной системы. Это зависит от генетических факторов, особенностей жизненного опыта, отношений в семье. Большое значение имеет общее состояние организма – ребенок, который постоянно недосыпает или испытывает большие физические нагрузки, более склонен к неврозам. Если нервная система находится на грани напряжения, невроз может спровоцировать самый пустяковый стресс.

невроз у ребенка

Самое большое значение при возникновении и лечении неврозов имеет ситуация в семье и то, насколько ответственно родители подходят к выполнению своих обязанностей.

Лечение детских неврозов требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю, но в любом случае ребенку нужно обеспечить постоянные положительные эмоции.

Эффективны сказкотерапия и игровая терапия.

Врач-психотерапевт может также посоветовать гомеопатические препараты или медикаменты, в некоторых случаях для лечения невроза применяют гипноз.

Опыт моей многолетней практики показывает, что невроз сам по себе не проходит, он может только преобразоваться и видоизмениться. Если вы заметили у ребенка признаки невроза, обращайтесь к хорошему психотерапевту.

При выборе специалиста, который будет лечить невроз у вашего ребенка, обратите внимание на то, как легко он нашел с пациентом контакт. Это – один из самых главных факторов успеха. И если контакт налажен, советую довериться психотерапевту, выполняя с точностью до мелочей все его рекомендации.

Структура клиники:

В клинике НМИЦ им. В.М. Бехтерева оказывают специализированную медицинскую помощь по следующим направлениям:

  • Неврология , сосудистых заболеваний и других аномалий головного мозга, и ряд иных патологий.
  • Психиатрия
  • Лечение современными лекарственными препаратами шизофрении, депрессий, психических расстройств и заболеваний.
  • Детская психиатрия
  • Диагностика и лечение подростков (детей), имеющих задержки психического развития и разные психозы, страдающих гиперактивностью и дефицитом внимания. Опытный врач психотерапевт поможет справиться с расстройствами и психолого-педагогическими проблемами.
  • Психотерапия
  • Невротические, психосоматические и личностные расстройства, а также разной степени тяжести компьютерные и игровые зависимости.
  • Нейрохирургия
  • Открытые и стереотаксические операции на головном и спинном мозге.
  • Наркология
  • Лечение алкоголизма, помощь в преодолении наркологической, других психо-соматических и физиологических зависимостей.
  • Геронтопсихиатрия
  • Лечение пациентов пожилого возраста с различными расстройствами психического характера, перенесших инсульт, с нарушениями памяти и т.п.
  • Психологическая помощь
  • Все виды психодиагностики (патопсихологическая, нейропсихологическая, экспертная, профориентация) и коррекции для взрослых, подростков и детей. Индивидуальные и семейные психологические консультации, коррекция нарушенных отношений личности. Развивающие занятия для детей, в том числе нейропсихологические и тренинги с БОС. Судебная психологическая экспертиза.
Читайте так же:
Частое мочеиспускание у мужчин при неврозе

Ведущие специалисты института им. Бехтерева оказывают грамотную квалифицированную практическую медицинскую помощь в случае:

    , включая цереброваскулярные патологии; ; ; ; ;
  • возрастных проблем (гериатрическая психиатрия); .

Лечение назначается только после:

  • внешнего осмотра на первичной консультации;
  • сбора анамнеза;
  • результатов лабораторно-диагностических исследований пациента.

Врач-психиатр разрабатывает алгоритм терапии индивидуально для каждого больного.

Комплексная терапия, в зависимости от конкретной ситуации, может быть проведена:

  • в условиях частичной госпитализации;
  • амбулаторно;
  • в условиях стационара.

В институте предусмотрен дневной и ночной стационар.

Диагностический центр института им. В.М. Бехтерева

В Институте им. Бехтерева доступны комплексные обследования организма, которые проводятся квалифицированными специалистами и на самой современной аппаратуре.

  • ЭЭГ (электроэнцефалографию), результаты которой анализируются с использованием специальных компьютерных программ;
  • Видео электроэнцефалографический мониторинг сна в ночное и дневное время;
  • Оценка у пациента функции равновесия – стабилометрия;
  • Микрополяризация – диагностика пораженных участков спинного и головного мозга путем воздействия постоянных микротоков;
  • Транскраниальная магнитная стимуляция;
  • РЭГ-диагностика (реоэнцефалография) – оценка состояния сосудов головного мозга;
  • Рентген; (КТ); (МРТ).

В лабораторно-диагностическом отделении проводятся анализы с определением показателей биологических жидкостей (кровь, моча и др.) с целью составления более полной картины заболевания.

  • Общеклинические;
  • Биохимические мочи и крови;
  • Гормональные;
  • Выявление факторов риска сахарного диабета и коронарного синдрома;
  • Определение онкомаркеров; ;
  • Иммунодиагностика.

Помимо этого в рентгенодиагностическом отделении проводится широкий спектр различных рентгенологических исследований.

Научная деятельность сотрудников Санкт-Петербургского института Бехтерева В.М.

Основные цели, над которыми успешно работает научно-исследовательское подразделение Санкт-Петербургского института им. Бехтерева В.М., являются:

  • Индивидуальные реабилитационные программы для пациентов, в том числе страдающих алкоголизмом и наркоманией.
  • Реабилитацию пациентов с рядом патологий нервной системы.
  • Исследования медико-психологических проблем и общих вопросов, касающихся психотерапии.
  • Анализ научной базы, составляющей фундамент организации психоневрологической помощи больным.
  • Клинику и терапию патологий нервной системы, имеющих инфекционную природу с учетом широкого эволюционно-биологического мультидисциплинарного подхода к пониманию их этиологии и патогенеза.
  • Работа над улучшением специализированной (в т.ч. высокотехнологичной) медпомощи населению.

Все виды деятельности осуществляются в самых актуальных направлениях психоневрологии.

Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?

Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?

Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.

Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.

— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?

Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.

Читайте так же:
Что такое невроз и как лечиться

— В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?

Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.

— Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?

Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.

— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?

Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.

Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.

К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.

Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.

— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?

Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.

При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.

Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.

— Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?

Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.

— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?

Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.

Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.

— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?

В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.

Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.

— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?

Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.

Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.

Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.

Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.

— Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?

Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.

Читайте так же:
Пустырник при неврозе отзывы таблетки

— Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?

Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.

В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.

— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?

Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.

— В чём заключается профилактика невроза у детей?

В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.

Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).

Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.

Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.

Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте , Фейсбук , Одноклассники

Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».

В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство — не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.

Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.

Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?

Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей — тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой — самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».

Другие материалы по темам:

Сычева Анна Георгиевна

В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня — Астраханский государственный медицинский университет).

С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».

В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».

В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74

Шерешевская Кристина Юрьевна

В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2016 году — аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».

В 2017 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector