Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопед-психолог в Красногорске

Логопед-психолог в Красногорске

Прием ведет логопед-психолог высшей категории Леонова Елизавета Михайловна. Высокая квалификация и опыт работы более 18 лет в амбулаторном и стационарном отделениях для детей с пороками развития челюстно-лицевой области и нервной системы.

Логопед-психолог в Красногорске

Логопед-психолог в Красногорске

  • Детская стоматология
  • Металлокерамические коронки
  • Элайнеры
  • Имплантация зубов
  • Протезирование зубов
  • Лечение пульпита
  • Лечение воспаления десен
  • Лечение зубов
  • Оформление мед. справок
  • Справка для ГИБДД
  • Оформление медсправки на оружие
  • Справка для замены водительского удостоверения
  • Справка в бассейн
  • Справка для устройства на муниципальную или государственную службу
  • Справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
  • Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
  • Медицинская справка для получения путевки 070/У
  • Справка от стоматолога о санации полости рта
  • Медсправка о профпригодности по приказу 29Н
  • Справка 079У для детского лагеря
  • Медицинская справка ребенку для спортивной секции
  • Санаторно-курортная карта 072/у
  • Справка о временной нетрудоспособности учащегося (с 15 лет) 095/У
  • Медицинская справка для работы 086/у
  • Лечение позвоночника и суставов
  • Изготовление ортопедических стелек
  • Лечение боли в суставах
  • Внутритканевая электростимуляция
  • Плазмолифтинг суставов
  • Анализ кала на яйца гельминтов
  • Анализ на ферритин
  • Анализ на эстрадиол
  • Анализ на 17-ОН-прогестерон
  • Анализ на инсулин
  • Анализ на ВИЧ
  • Исследование на covid-19
  • Анализ на онкомаркеры
  • Анализ на антимюллеров гормон
  • Анализ на антитела к вирусу кори
  • Анализ на магний в крови
  • Госпитальные хирургические анализы
  • Анализ крови Т3 свободный
  • Анализ ГГТ
  • Анализ ЛПНП (LDL)
  • Анализ анти-ТПО
  • Анализ на общий тестостерон
  • Анализ крови на мочевину
  • Анализ на общий билирубин
  • Анализ крови на аспартатаминотрансферазу
  • Анализ на общий холестерин
  • Анализ крови на креатинин
  • Анализ крови на мочевую кислоту
  • Анализ крови на реактивный белок
  • Анализ на глюкозу
  • Анализ на общий белок
  • Анализ на тиреотропный гормон ТТГ
  • Анализ крови на D-димер
  • Анализ на аланинаминотрансферазу
  • Анализ ПЦР на 12 инфекций
  • Общий анализ мочи
  • Анализ крови на витамин D
  • Общий анализ крови СОЭ
  • Общий клинический анализ крови с лейкоцитами
  • Госпитальный комплекс анализов
  • Биохимический анализ крови
  • Анализ крови на гликированный гемоглобин
  • Цитологическое исследование мазков
  • Анализ крови на фолликулостимулирующий гормон
  • Анализ крови Т4 общий
  • Анализ крови на тироксин Т4 свободный
  • Антистрептолизин-О
  • Ведение беременности
  • Эрозия шейки матки
  • Боли внизу живота
  • Антитела к коронавирусу SARS CoV 2, IgG, IgA и IgM
  • Справка об отсутствии коронавируса
  • Экспресс тест на коронавирус
  • Расшифровка теста IgM/IgG
  • Важность лабораторных исследований после коронавируса
  • Тест на антитела к коронавирусу SARS-CoV-2
  • Грипп
  • Острые респираторные вирусные инфекции
  • Воспаление лимфоузлов
  • Вегето-сосудистая дистония
  • Бронхит
  • Логопед-психолог
  • Педиатрия
  • Реабилитационная медицина
  • Травматология

Речь является одной из важнейших психических функций человека, которая в норме формируется еще в детском возрасте. Она способствует развитию и социализации ребенка, а также оказывает существенное влияние на его способность к обучению. Большинство проблем по успеваемости детей в образовательных учреждениях связаны именно с речью. Речевые нарушения у детей встречаются довольно часто — по статистике от 6% до 24% детей в начальной школе имеют те или иные дефекты речи в зависимости от специфики проблемы. В специализированных учреждениях этот процент повышается до 70-80%.

При выявлении речевых дисфункций у ребенка крайне важно как можно раньше обратиться к соответствующему специалисту. Логопед-психолог занимается диагностикой и лечением речевых нарушений, а также проработкой поведенческих паттернов у детей, культуры речи и некоторыми когнитивными аспектами. Лечение происходит с применением нейропсихологических методик в коррекции нарушений речевого развития. Детский психолог-логопед может применять самые разные способы развития оптико-пространственного праксиса и мелкой моторики у детей от 1 года. В том числе в коррекции ОНР помогает логопедический массаж.

В нашем медицинском центре принимает высококвалифицированный логопед-психолог Леонова Елизавета Михайловна — специалист с 18-летним опытом в амбулаторном и стационарном отделениях для детей с пороками развития челюстно-лицевой области и нервной системы.

1.jpg

В каких случаях нужно обращаться к логопеду-психологу

Если у ребенка начались заметные нарушения чтения или письма, общее недоразвитие речи, а также какое-либо нарушение психо-речевого развития, то это веский повод обратиться к врачу. Основной целью логопеда-дефектолога является устранение фонематических нарушений у детей возрастом от 1 года и старше. В ходе коррекции специалист помогает ребенку восстанавливать слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, а также создает условия для психологического развития.

Коррекция ринолалии

Дети-ринолалики отличаются глухим, слабым или однотонным голосом, что может вызывать у них стеснение и сложности в коммуникации. Неправильный голосовой резонанс придает речи гортанный характер с резким назальным оттенком. Подобное нарушение голосовой функции вполне поддается коррекции.

Коррекция ринофонии

Ринофония бывает двух видов: открытая и закрытая. Это проявляется в повышенной гнусавости голоса, что часто называют «прононсом». Иногда отклонение носит врожденный характер, но также встречается у ослабленных детей астенического типа. Лечением ринофонии стоит заняться сразу же при выявлении первых признаков данного голосового нарушения.

Читайте так же:
Деменция у детей отличие от умственной отсталости

Лечение алалии

Следствием алалии у детей любого возраста является полная, либо частичная дефицитарность речи. Существуют моторная и сенсорная алалия, каждая из которых может быть устранена с помощью грамотного лечения у логопеда.

Лечение дизартрии

Чаще всего данное отклонение встречается у детей вследствие поражения ЦНС. Коррекция дизартрии возможна только с помощью компетентного детского логопеда-дефектолога и постоянных занятий по развитию речи.

Коррекция ротацизма

Наиболее знакомым в широких массах является понятие «картавости», что по сути и является следствием данного речевого нарушения. Лечение ротацизма — важный этап в формировании здоровых психо-речевых навыков детей. Мы предлагаем эффективные занятия по коррекции речевых нарушений у детей (ЗРР, ЗПР и ОНР) по самым приемлемым ценам.

Лечение дислексии

Дифференцировать данную патологию можно, если у пациента замечены проблемы с грамотностью, овладением навыков чтения или письма, удержанием фокуса внимания или плохой координации в пространстве. Коррекция дислексии возможна в любом возрасте — обращайтесь к нашему детскому логопеду в Нахабино.

Коррекция дисграфии

Если ребенок испытывает проблемы в обучении грамматике языка, то стоит заподозрить дисграфию и принять все необходимые меры, чтобы начать своевременное лечение. Логопед для ребенка может стать естественным и быстрым путем восстановления способностей к усвоению знаний.

Лечение дислалии

Дислалия выражается в искажении или замещении звуков устной речи при том, что у пациента сохранен словарный запас. Встречаться данное отклонение может в любом возрасте, но его последствия для психо-речевых навыков будут усугубляться при отсутствии своевременного вмешательства специалистов. Коррекция дислалии возможна только после диагностики профессионалом нашего медцентра и создания четкого плана лечения.

qqq.jpg

Лечение заикания

Заикание — это не только дефект речи у детей, который нуждается в коррекции. Нарушение может служить поводом для развития у ребенка страхов и комплексов, которые мешают адекватной социализации. Лечением заикания занимается детский логопед-дефектолог нашего центра в Красногорске. Сроки лечения будут зависеть от изначального уровня развития малыша и регулярности занятий с логопедом.

Преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом

Работа логопеда-психолога несет в себе более комплексный подход по сравнению с процедурами, которые может провести обычный логопед. Психологический уклон позволяет специалисту эффективно разрабатывать стратегию лечения и осуществлять коррекцию нарушений в более сжатые сроки. Это связано с тем, что постановка звуков во многих случаях является лишь фасадом, за которым скрывается необходимость избавлять ребенка от более глубоких проблем в работе психики.

Профессия логопед-психолог возникла сравнительно недавно в связи с высоким спросом и невозможностью родителей постоянно бегать по врачам, которые в силу узкой специализации не могут увидеть полную картину пациента. Зачастую бывает так, что ребенка направляют от одного доктора к другому — в итоге такой оздоровительный процесс может растянуться на долгие годы.

Основные плюсы обращения к логопеду-психологу:

современные методики диагностики и лечения;

всесторонний, комплексный подход;

проработка сразу нескольких сторон развития ребенка — речевого и психо-эмоционального;

экономия времени и денежных средств;

видимый результат уже на первых стадиях коррекции;

учет разнопланового опыта и методологий.

Наличие у логопеда навыков и знаний в области психологии и смежных дисциплин позволяет ему проводить лечебно-коррекционные процедуры в щадящей, легкой форме с учетом индивидуальных личностных особенностей каждого маленького пациента. По окончанию курса ребенок не только избавляется от мешающих ему речевых дисфункций, но и становится более открытым, социальным и гармоничным. Занятия по коррекции ЗРР или ЗПР могут быть назначены только после первого визита к Елизавете Михайловне и постановки корректного диагноза.

Записывайтесь на первичную консультацию к детскому логопеду психологу Леоновой Е.М. в Красногорске, в ходе которой врач оценит текущее состояние малыша и составит индивидуальный план лечения.

Почему люди заикаются и можно ли это вылечить?

Если верить статистике, около 5% населения нашей планеты страдает от заикания. Чаще всего сложности с произношением слов возникают очень рано, в возрасте от 2 до 7 лет. С возрастом эта проблема обычно исчезает, но в мире есть взрослые люди, которые никак не могут от нее избавиться. Ученые уже давно пытаются выяснить причину возникновения заикания, но до сих пор не могут дать точный ответ. Но предположения есть — скорее всего, причина таится в неправильной работе некоторых областей мозга. Способы избавления от заикания существуют, причем их очень много. В рамках данной статьи предлагаю выяснить, что интересного могут рассказать ученые об этом необычном явлении и какова вероятность того, что когда-нибудь все люди начнут говорить максимально отчетливо и станут счастливее?

Заикание у взрослых может сильно усложнить жизнь

Какие бывают формы заикания?

Люди заикаются с незапамятных времен. В исторических документах говорится, что сложности с произношением слов возникали у фараонов, царей, поэтов, философов и многих других известных людей. Заиками были Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, Льюис Кэрролл и даже король рок-н-ролла Элвис Пресли. Но у многих из них этот недуг прошел — заикание в основном наблюдалось в детском возрасте. Упоминание заикания есть даже в иероглифах ацтеков. Они считали, что дети заикаются из-за слишком долгого питания материнским молоком. Лечение заключалось в отлучении от молока и приучении к обычной еде.

Читайте так же:
Речевая карта заикание 4 года

Многие знаменитые люди были заиками. На фото — Элвис Пресли

Заикание можно разделить на два вида:

  • тонический, когда во время произношения человек просто растягивает некоторые звуки;
  • клонический, когда человек повторяет отдельные звуки и слова.

Также заикание бывает неврозоподобной и невротической. В первом случае люди во заикаются в любом случае и совершают непроизвольные движения. Во втором случае странностей в движении нет и люди заикаются только при разговоре с незнакомыми людьми. Впрочем, у всех заик можно иногда наблюдать неестественные гримасы, когда они пытаются преодолеть заикание.

Причины заикания у детей и взрослых

Считается, что дефект речи часто возникает при сильном испуге в детском возрасте. Даже взрослые люди под влиянием сильного страха могут начать с трудом произносить слова. Есть даже список факторов, которые могут стать причиной возникновения заикания:

  • наличие конфликтных ситуаций в семье, которые травмируют психику ребенка;
  • наличие в окружении ребенка уже заикающихся людей;
  • слишком раннее изучение двух и более языков;
  • недостаточное общение.

В 2016 году исследователи заметили, что у людей с заиканием наблюдается снижен кровоток в центре Брока. Так называется участок коры головного мозга, который отвечает за речевые способности человека. А недавно американские ученые выяснили, что в возникновении заикания у детей большую роль играют астроциты. Это клетки мозга в форме звезд, которые выполняют множество задач. Например, они поддерживают нервные клетки, регулируют состав межклеточной жидкости, участвуют в росте нервных тканей и их защите от вредных веществ.

Центр Брока в головном мозге человека

Неправильная работа ответственных за речь отделов головного мозга приводит к возникновению спазмов речевого аппарата: языка, губ, неба и так далее. Иногда возникают дыхательные судороги, при которых человеку кажется, что ему не хватает воздуха.

Из-за возникающих спазмов спазмов, человек будто-бы икает. Именно поэтому этот дефект речь называется икотой.

Лечение заикания

Методов лечения заикания очень много, но ни один из них не может дать 100% результат. А все потому, что ученым до сих пор до конца не ясно, из-за чего этот речевой дефект исчезает с возрастом. Отдельная загадка — почему у некоторых взрослых людей эта проблема сохраняется? Способ лечения зависит от каждой конкретной ситуации. Если заикание возникло вследствие сильного испуга, человеку рекомендуется пройти курс психотерапии. Иногда от заикания помогают упражнения, которые рекомендуются логопедом.

Психотерапевт детям понадобится в любом случае, потому что заикание часто становится причиной издевательств со стороны сверстников

Интересный факт: русский психиатр Иван Сикорский в своей работе «О заикании» порекомендовал людям с дефектами речи говорить медленно, низким голосом и однообразным тоном. Таким образом, по его мнению, можно свести заикание к минимуму.

Недавно ученые выяснили, что от икоты могут помочь лекарства, которые ускоряют обмен веществ в определенных областях мозга. Особенно сильно эффект был замечен при воздействии на так называемое полосатое тело головного мозга, которое отвечает за работу мышц. Но это всего лишь результат одного из многочисленных исследований, так что у такого метода лечения могут быть побочные эффекты.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

На нашем сайте есть и другие статьи о проблемах, которые могут возникнуть с человеческим организмом. Например, перейдя по этой ссылке, можно почитать о косоглазии и методах его лечения. Приятного чтения!

Заикание (Запинание)

Заикание (Запинание) – усиливающийся при волнении дефект речи, для которого характерно нарушение ритма разговора, прерывание, повтор слогов. Заикание или запинание затрудняет общение вследствие судорожных сокращений мышц речевого аппарата пациента.

По большей части такой дефект речи диагностируют у детей возрастом от двух до шести лет (в период формирования речи), при этом большинство пациентов – мальчики.

Виды заикания

В зависимости от проявления дефекта речи различают три вида заикания:

  • невротическое (нечленораздельность речи и другие выраженные дефекты произношения);
  • неврозоподобное (заикание, которое возникает ситуационно, под влиянием раздражающих или стрессовых факторов);
  • неврозоподобное с наслоениями невротического.

Причины заикания

Среди возможных причин заикания выделяют:

  • генетические предпосылки или наследственная предрасположенность;
  • нарушения речевого развития (речь слишком быстрая, слова произносятся нечетко);
  • повышенная активность речевых центров в головном мозге пациента;
  • последствия некоторых заболеваний (например, рахит или коклюш);
  • последствия сильных стрессов (испуг, потрясение);
  • последствие контузии.
Читайте так же:
Как избавиться от тревожности самостоятельно

Особенности возникновения заикания у детей:

  • раннее речевое развитие у ребенка может быть причиной возникновения заикания (сбой дыхания при произношении длинных фраз);
  • задержка речевого развития (невнятная речь, плохое звукопроизношение вследствие двигательной расторможенности).

Симптомы заикания

Заикание разделяют на три формы в зависимости от индивидуальных особенностей произношения:

  • тоническое заикание (характеризируется паузами внутри слова, усилиями для произношения следующего слога или растягиванием слогов в словах);
  • клоническое заикание (характеризируется повторами отдельных звуков, слогов или даже целых слов в речи);
  • смешанное заикание (сочетает в себе в равной части признаки тонического и клонического заиканий).

Обычно заиканию сопутствуют повышенная тревожность и напряжение, а также внешние проявления типа судорожных движений, нервных тиков и гримас, которые возникают вследствие спазмов речевого аппарата.

Диагностика заикания

Диагностика заикания обычно начинается со сбора анамнеза:

  • определяется психоэмоциональная обстановка в среде обитания, а также не было ли сильных стрессов непосредственно перед возникновением заикания;
  • как давно возник дефект речи, возникает он ситуационно или на постоянной основе.

Следующим этапом диагностики является консультация у психолога, который сможет определить наличие признаков тревожности или психологических проблем пациента.

После этого происходит осмотр у логопеда, который определяет вид заикания и возможные провоцирующие факторы.

Заикание (Запинание): лечение

Среди методов лечения заикания выделяют:

  • дыхательную гимнастику (выработка правильного ритма дыхания во время разговора);
  • прием успокоительных медикаментозных препаратов;
  • занятия с логопедом (обучение медленному темпу разговора, плавности речи, манере говорить нараспев);
  • ежедневное чтение вслух по несколько часов;
  • физические нагрузки и прогулки, соблюдение правильного ритма питания, а также сон не менее 8 часов в сутки.

Стоит обратить внимание, что ни один из вышеперечисленных методов не дает гарантированного результата, лечение требует большого желания и усилий со стороны самого пациента.

Существуют случаи, когда заикание проходит само собой с течением времени без какого-либо лечения, однако из-за проблем с речью возможно нарушение адаптации пациента в обществе, образование комплексов, следственно сохранение речевого дефекта на длительное время.

К какому врачу обращаться?

Диагностикой и лечением заикания занимается врач-логопед. Также необходима консультация психолога.

Этиология и патогенез заикания

В литературе не имеется единой точки зрения на то, почему дети начинают заикаться и почему в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте.

Практиче­ски всеми исследователями подчеркивается, что в развитии заикания принимают участие психологические, социально-пси­хологические и биосоциальные факторы.

Наиболее распространено мнение, что заикание — это не­вроз. Его часто называют даже логоневрозом Вместе с тем име­ются возражения, что термин «логоневроз» применительно к детям не вполне корректен, т.к. невротическое состояние разви­вается в рамках зрелой личности, а у детей она еще не является таковой.

Однако даже у детей часто бывают симптомы, характер­ные для невротических состояний — нарушения вегетативной нервной системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия), покраснение кожных покровов и т.п.

Основным фактором, вызывающим заикание, наиболее час­то считают испуг. И действительно, сами заикающиеся, а также их родители сообщают, что запинки возникли непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки.

Часто дети пугаются и других животных, например, коров, коз. Кроме того, боятся пьяных, драк взрослых, особенно Родителей, страшных сказочных персонажей, иногда — угрозы, врачей, «злых воспитателей», которые пугают страшными нака­заниями, а иногда и выполняют свои угрозы.

Таким образом, испуг, несомненно, значим для возникнове­ния заикания. Но испуги, даже сильнейшие, испытывают многие дети, а заикаются далеко не все. Следовательно, для того чтобы появилось заикание, одного испуга недостаточно.

То же самое можно сказать и о факторе подражания. Часто ребенок на­ходится в непосредственной близости от заикающегося, но это не приводит к появлению у него запинок, и напротив, стоит не­которым детям один раз вступить в контакт с заикающимся, и они начинают заикаться.

Общепризнанно, что заикание по под­ражанию возникает у детей с определенными особенностями нервной системы, создающими предрасположенность к нему, ко­торая передается по наследству. Она может проявиться или не проявиться в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

По поводу патогенеза заикания, которое мы условно обозна­чаем как «функциональное», в литературе имеется больше воп­росов, чем ответов. Практически все авторы сходятся на том, что первопричиной заикания является дефект коммуникативной ре­чи.

Однако это объяснение не вполне убедительно, т.к. остается неясным, почему дети с другими нарушениями речевой коммуникации, например, дети-аутисты, далеко не всегда заикаются.

Существует ряд теорий, согласно которым у заикающихся страдает функция речевого программирования. Однако в этих случаях остается непонятным, почему многие заикающиеся хорошо излагают свои мысли на письме, для которого необходимы еще более сложные речевые программы.

Великий русский физиолог И.П. Павлов считал, что испуг или другое чрезвычайное событие вызывает гипервозбуждение в каких-либо структурах мозга, которое приобретает застойный характер, выступая в виде патологической доминанты, препятст­вует свободному прохождению нервных импульсов.

Читайте так же:
Что такое логопедический массаж при заикании

Перевоз­бужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональ­ность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.

Признавая чрезвычайную важность изложенных нейрофи­зиологических взглядов, правомерно рассмотреть феномен за­икания с нейропсихологической, а точнее, с нейролингвистической точки зрения.

В этом случае необходимо принять во внима­ние контекст взаимоотношений уровней речевой деятельности и их мозговой организации. Для устной речи значимы:

  1. Символический (языковой) уровень, на котором происхо­дит программирование высказывания и отбор языковых средств, необходимых для оречевления замысла.
  2. Гностический уровень (восприятие речи).
  3. Праксический уровень (артикулирование — говорение).
  4. Уровень речевой просодии.

Первые два уровня у заикающихся, по всеобщему мнению, не являются нарушенными. Вторые два неполноценны. Имеются основания для вывода, что артикуляционный праксис нарушен при заикании не первично.

Это вытекает из того факта, что при психологически благоприятных условиях заикающиеся в про­цессе устной речи не испытывают затруднений в звукоизвлечении и артикуляционном оформлении серий извлеченных звуков речи, их убежденность в том, что они «заикаются» на звуке «п», «с», «к» и т.д., как показывают многочисленные наблюдения, ложно.

Они вызваны не апраксическими трудностями, а патоло­гической установкой, ставшей по той или иной причине доми­нантной. На самом деле все звуки речи заикающимся с отсутст­вием дислалии или дизартрии произносить одинаково легко.

Раскрывая его содержание, следует начать с того, что такое ритм вообще. В широком смысле это равномерное чередование каких-либо единиц или их групп.

Определение «равномерное» означает «в равные промежутки времени». Ритм — это всегда ор­намент, те в нем должны присутствовать одинаковые фигуры, повторяющиеся, следующие друг за другом через один и тот же временной показатель.

Исходя из этого, речевым ритмом следует считать равномерное чередование речевых единиц, расстояние между которыми одинаково. Обратимся к какому-либо высказыванию разговор­ной речи, например «Сегодня он был очень занят, и поэтому не мог пойти на новый спектакль»

Попробуем разбить эту фразу на равные ритмические отрезки. Оказывается, сделать это, не нару­шая норм устного высказывания, практически невозможно.

На­пример: «Сегодня он был предельно занят и не смог пойти на но­вый спектакль» или «Сегодня он был предельно занят и не мог пойти на новый спектакль» Косые черточки внутри фразы озна­чают конец одной синтагмы и начало другой. Одновременно они указывают на смену дыхательной фазы речи (выдох — вдох)

Сравним отрезки, на которые разбита данная фраза: ни в первом, ни во втором варианте один отрезок не равен другому по времени, затраченному на его произнесение. Из этого следует, что фраза произнесена не ритмично, она разделена на синтагмы.

Выдающийся отечественный лингвист Л.В. Щерба определил синтагму как минимальную в смысловом отношении часть фразы, произносимую на одном дыхании. Как видно, синтагмы не равны друг другу по длине, а следовательно, они не произносят­ся в равные промежутки времени.

Этим прозаическая синтагмированная речь отличается от речи стихотворной, где соблюдается стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий и т.д.).

Ритм строки в стихотворении строго подчинен размеру что облегчает ее произнесение. Прозаическая же разговорная речь характеризуется аритмичностью, апериодичностью, что вы­зывает существенные трудности у заикающегося.

Означает ли это, что ритмический параметр в прозаической речи отсутствует? Да, как можно видеть, его нет. Однако он все-таки присутствует, только не на внешнем, а во внутреннем плане высказывания. Мы легко можем этот ритм развернуть, ес­ли произнесем фразу, равномерно воспроизводя каждый слог или каждое слово:

Сегодня он был предельно занят и не смог пой­ти на новый спектакль.

Как видно, ритм при таком способе говорения присутствует. «Ритмический ход» определяется ударениями — слоговыми (вариант 1), когда фраза произносится с так называемым слоговым ритмом, и словесными (вариант 2), когда фраза произносится с так называемым словесным ритмом.

В обеих фразах временное расстояние от паузы до паузы (ритмический шаг) не зависит от длины слога или слова. Достигается это за счет редукции «лиш­них» слоговых и словесных элементов, за счет «подгонки», урав­нивания времени произнесения длинного и короткого отрезков.

Однако такие способы произнесения фразы, с вынесенным наружу слоговым и словесным ритмом в естественной речи, не­допустимы.

Почему же в речевой практике человечества ритмический па­раметр речи «ушел внутрь» прозаического высказывания? При­чина этого состоит в том, что прозаическая речь прагматична, она служит в основном практическим целям, и в первую очередь, речевой коммуникации.

Повседневная разговорная речь требует «экономии усилий», т.е. того, чтобы в единицу времени был вло­жен максимум информации. Если же соблюдать размер стихо­творной строки (говорить стихами), то прагматика должна постоянно «уступать место» мелодике (эстетике), и «экономия» становится проблематичной.

Читайте так же:
Этапы логопедической работы при заикании

Обозначенные особенности разговорной прозаической речи приводят к тому, что в ней появляются смысловые акценты и смысловые паузы, маркирующие и разделяющие синтагмы. И акценты и паузы — важная часть речевой программы в целом, они неотъемлемые атрибуты речевого программирования.

Пауза вторгается в ритмический речевой ход и прерывает его, фикси­руя внимание на смысловой сути сообщения. Таким образом, ритм речи вступает в конфликт с ее смыслом. Чтобы овладеть прозаической устной речью, его необходимо преодолеть.

Такая трактовка причин заикания объясняет то, что оно чаще всего проявляется в прозаических высказываниях, а в стихах, при пении песен заикающиеся, как правило, не испытывают затруднений.

Состоятельность в этих видах деятельности — основ­ной путь проявления себя в обществе: нередко заикающихся можно видеть с гитарами, в походах, в клубах авторской песни.

Что же мешает некоторым детям овладеть синтагмированной прозаической речью?

Наиболее близкой причиной можно считать имеющиеся в литературе указания на частое наличие у ребенка с заиканием левшества или амбидекстрии. Однако окончательно доказательным этот ответ признать нельзя.

Существует и еще одно осложняющее проб­лему обстоятельство: далеко не все левши и амбидекстры заика­ются. Если сенситивный период прошел благополучно, т.е. без агрессивных провокаций со стороны внешней среды или же внутренней — то далее левшество или амбидекстрия, даже если они и повышают степень риска к заиканию, становятся незначи­мыми.

С другой стороны, весомым аргументом в пользу левшества и амбидекстрии как факторов, увеличивающих степень риска к появлению заикания, является то, что мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек.

Скорее всего, это связано с тем, что у мальчиков правое полушарие, управляющее рукой, бо­лее слабое от природы, менее тренированное, ведь мальчики в Целом менее эмоциональны, и сильные переживания переносят тяжелее девочек, для которых эмоциональные вспышки привыч­ней Правда, это не исключает того, что отдельные мальчики мо­гут быть эмоционально выносливей девочек.

Как бы ни обстояло дело с наличием или отсутствием левше­ства или амбидекстрии, наиболее вероятным является то, что у значительной части детей причиной заикания является полу тарный конфликт: в борьбу за приоритет вступают здесь правополушарный способ говорения — римтизированная речь и левополушарный — неритмизированная, апериодичная речь, у заикающихся с такими особенностями становления устной речи каждое полушарие в отдельности функционирует нормально.

Со стороны левого полушария не отмечается дефектов речевого развития. Дети владеют словарем и фразеологией, сложными вер­бальными понятиями соответственно возрастным нормам и даже выше.

Правое полушарие также способно к ритмическим видам деятельности, к музыке, рисованию и прочим. Речь детей в просодическом отношении не только ритмична, но и нюанси­рована. Эта функциональная состоятельность каждого из полу­шарий и приводит к их конфликту в «борьбе за лидерство».

Пра­вое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным).

«Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное по­ложение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.

По существу, причиной заикания является нарушение норма­тивных закономерностей полушарной латерализации ритмиче­ского компонента просодии. Правополушарный ритм речи от 2 до 5 лет должен пройти путь из правого полушария в левое, он должен «вписаться» (интегрироваться) в левополушарный смыс­ловой механизм.

Заслуживает внимание и то, что у заикающихся детей бывают так называемые «холодные» периоды, когда они говорят без за­пинок. С точки зрения концепции левополушарной латерализации ритма речи это можно объяснить следующим.

Несмотря на наличие сбоев в речи, нормальный речевой механизм у ребенка продолжает вырабатываться, т.е. интеграция периодического субдоминантного ритма в речевой смысловой механизм продол­жает осуществляться.

Однако запаздывание этого процесса не обеспечивает той прочности «слияния» взаимодействующих полушарных компонентов, которая необходима для устойчивого навыка устной речи. Воздействие агрессивных внешних и внут­ренних факторов приводит к перевозбуждению правого полуша­рия, которое снова выходит из-под контроля левого.

Приобретенные речевые навыки дезинтегрируются, и способ говорения вновь становится на определенное время двуполушарным. Это повышает вероятность межполушарных дискоординаций. У некоторой части заикающихся детей патологический межполушарный фактор носит иной характер.

У них имеет место лингвистическая слабость левого полушария мозга, проявляются в недостаточности функции смыслового программирова­ния высказывания.

В этом случае правополушарный речевой оитм не «находит» той речевой «канвы», куда бы он мог интегри­роваться. Обычно такое заикание сглаживается по мере укрепле­ния языковых функций.

По суще­ству, такое заикание можно обозначить как дизритмическую ди­зартрию. У детей с таким заиканием, помимо речевых дискоординаций, как правило, имеются дискоординации в двигательной сфере в целом.

Этим они отличаются от заикания, причина ко­торого в ненормативном характере взаимодействия полушарий мозга.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector