Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Независимый сайт о заикании

Независимый сайт о заикании

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. В литературе прошлого встречаются весьма разнообразные толкования механизмов заикания.

Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка и мозга.

Значительно позднее, на рубеже XVII и XVIII вв., анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер (XIX в.) находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой.

Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс видели в заикании судорожное закрытие голосовой щели.

Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах в свою очередь находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

Главный проповедник в Гарцгероде Блюме, излагая свой взгляд на заикание, писал, что заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, так, что «речевые органы не поспевают и потому спотыкаются», или же наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

Профессор анатомии Меркель считал, что заикание происходит от несовершенства воли человека, которая ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного механизма. Были и такие авторы, которые доказывали, что заикание — это не что иное, как «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт).

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен, Р.Коэн, Г.Каменка, Г.Д.Неткачев и др.).

Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния страха и пр.

Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие разного генезиса, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

М.И.Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М.Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» . Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р.Е.Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р.М.Боскис, Е.Пишон, Б.Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению авторов, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Первые проявления заикания характеризуются по-разному обусловленной эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию «поиска» слова, грамматической формы, оборота речи.

Н.И.Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И.Ю.Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н.И.Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи.

Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, М.С Лебединский, С.СЛяпидевский, А.И.Поварнин, Н.И.Жинкин, В.С.Кочергина и др.).

В.С.Кочергина в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста приходит к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом, многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И.П.Павловым и его учениками механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения или активного торможения; или подвижности нервных процессов, или путем образования «патологического условного рефлекса». На основании сделанных наблюдений автор определенно констатирует, что «заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом».

Читайте так же:
Школьная тревожность родительское собрание цель

С.С.Ляпидевский, проводивший вместе с сотрудниками медико-педагогическое изучение заикающихся подростков, обнаруживал у них в большинстве случаев (92,2%) при практически здоровом физическом статусе нарушения вегетативной нервной системы по типу вегетодистонии. Результаты исследования высшей нервной деятельности заикающихся подростков объективными методами определяли картину, характерную для неврозов. Он писал о механизме заикания: «Нам представляется, . что первично процесс разыгрывается именно в коре больших полушарий, где происходит срыв нервной деятельности, что может быть связано и с влиянием острых психогенных факторов (страх, испуг, конфликтное состояние и т.д.), влияние которых в генезе логоневроза весьма значительно. Таким образом, нарушение корковой деятельности, которое, по нашему мнению, является первичным, приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеет место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидума (нарушение темпа, плавности речи), однако последние уже носят вторичный характер» .

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А.Гиляровский.

Н.П.Тяпугин, характеризуя особенности высшей нервной деятельности ребенка (в период, когда обычно возникает заикание), указывает на тот факт, что у ребенка еще нет в достаточной мере выработанных условных рефлексов тормозного порядка, а это проявляется его высокой возбудимостью и чрезмерной ее иррадиацией, с бурным эмоциональным и двигательным реагированием, не соответствующим силе раздражителя, с готовностью при состоянии сильного возбуждения к судорожному реагированию. Нервный срыв, по мнению автора, может провоцироваться у ребенка острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Стремление отечественных исследователей рассматривать заикание с позиции Павловского учения о неврозах находит своих последователей и за рубежом: в Чехословакии — М.Зееман, Ф.Досужков, Н.Досталова, А.Конделькова; в Болгарии — Д.Даскалов, А.Атанасов, Г.Ангушев, в Польше — А.Митринович-Моджеевска, в Германии — К.Беккер и др.

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектико-материалистических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. Лишь на основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи воздействуют в свою очередь усугубляюще на протекание заикания. Психологические изменения, усложняя клиническую картину заикания, нередко выступают на первый план.

К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем две фазы. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно-соматические реакции на это, прерывающие цепь условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

Таким образом, сказанное выше характеризует заикание по механизму его образования как сложное невротическое расстройство, которое в одних случаях является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся в конечном итоге речевыми спазмами. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока. В других случаях, заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности, на основе органических изменений центральной нервной системы; но это еще недостаточно изучено. Важно, что в клинической картине заикания обнаруживаются нарушения физиологического и психологического характера, которые составляют диалектическое единство.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Читайте так же:
Как умирают старые люди с деменцией

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Заикание. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

1. Болезнь, связанная с ненормальной………языка и носа.

2. 17 – 18 век заикание объясняли тем, что в небе есть отверстие, которое затрудняет речь.

3. 19 век – есть углубление в нижней челюсти, в которое при речи попадает кончик языка.

4. Заикание объясняли неправильным соотнесением длины языка и полости рта.

5. Короткая подъязычная уздечка.

6. Заикание – судорожное закрытие……………..

7. Заикание объясняли чрезмерно резким выдохом.

8. Заикание происходит в результате сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

9. Мышление опережает речь.

10. Речевые движения опережают мышление.

11. Несовершенство воли человека.

13. Воображаемая трудность.

Заикание – это не только речевое нарушение, но и сложное психо-физическое расстройство. 1 группа ученых считали, что на первом месте – нарушение физиологического характера, а психологические носят вторичный характер (Кусмауль, Гуцман). 2 группа ученых считает наоборот (Коен, Лагузен) механизм заикания до конца не разгадан. Боскес Роза Н. считает, что заикание вызывается задержкой развития речи. Левина Р.Е.: заикание – речевое недоразвитие. Главное нарушение коммуникативной речи. Заикание, с одной стороны, невроз, а с другой — не отрицается среда, в которой ребенок находится. Жинкин рассматривал заикание с физиологической позиции. При заикании нарушается рече-двигательный процесс. Причины заикания: социальные причины, психотравмы. Предрасполагающие причины: все причины, которые ослабляют нервную систему. На их фоне слабые вызывающие причины приводят к заиканию: отягощенная наследственность, внутриутробные и родовые травмы, болезни, педагогическая запущенность. Вызывающие – болезнь, психологические потрясения, испуг.

Симптоматика заикания: первичные симптомы: физические.

1 судороги – непроизвольное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Типы: клоническое (многократное повторение), тоническое (сильное сковывание движений, резкое повышение тонуса мышц), смешанное ( и сковывание и повышенный тонус мышц).

  • По месту образования: дыхательные ( инспираторные — возникают на вдохе, экспираторные – внезапный резкий выдох. Судороги, затрагивающие мышцы диафрагмы, брюшной полости), голосовые (чаще возникают при произнесении гласных: смыкательные, вокальные – повышается тонус голосовых мышц, длительно протяжно произносится первый звук, дрожащие – гортанный спазм, голосовые связки остаются разомкнутыми), артикуляционные (язычные – чаще тонические, подъязычная судорога охватывает мышцы подъязычной кости, при этом резко открывается рот; судороги мягкого неба – редко изолированы, сковывает небо, звуки нозализованны; лицевые – затрагивают губы и нижнюю челюсть. Смыкательная судорога губ может быть тонической и клонической, судорожное раскрытие рта), смешанные. Сложная судорога лица (по Сикорскому) – сочетание различных судорог лица, выраженных в тяжелой степени.
  • По тяжести проявления. Судороги бывают тяжелые, средние, легкие.

Частота речевых судорог зависит от: причины: судороги возникают на определенных звуках и сочетаниях. От формы речи говорящего: запинок больше в длинных, сложных предложениях. От степени громкости: чемгромче речь, тем больше судорог. От ритмичности речи: в более ритмической речи запинок меньше. От подготовленности речи, от окружающей обстановки.

2 нарушение речевого дыхания. Причины: судорога, несовершенство речевого дыхания.

3 сопутствующие движения.

4 вегетативные реакции: покраснение, побледнение, учащенное сердцебиение.

Вторичные симптомы: психологические:

Ø Двигательные уловки – сознательные движения при речи, постепенно становится автоматическими.

Ø Речевые уловки – слова – эмболы. Труднопроизносимые слова заменяются простыми.

Ø Навязчивые мысли о заикании – фиксированность на своем дефекте (Селиверстов, Власова). Заикание начинается с момента фиксации заикающихся на дефекте. Это критический момент в развитии заикания, т.к. возникает логофобия. 1 группа – с нулевой фиксацией. 2 группа – с умеренной фиксацией. Неприятные переживания, используются речевые уловки, нет чувства неполноценности. 3 группа – с выраженной степенью фиксации.

Ø Психологические особенности. Ощущения: ребенок замечает все свои запинки, которые отражаются мозгом в виде кинестетического слухового образа. Первые реакции на дефект не осознанные, ребенок пытается преодолеть дефект. Спустя время ощущения более осознанны. Восприятие: объединяет ощущение всех анализаторов. Сперва дети замечают запинки, далее осознают, что запинки возникают сами, не сразу поддаются коррекции. Память хранит ощущения и восприятия. Представление: речевые запинки – фактор речевого нарушения (образная память), речевые запинки – самостоятельно не преодолеваются (оперативная память). Мышление: связывает отдельные ощущения запинок (обобщенное восприятие и представление своего дефекта – неуверенность в себе, тревожность). Внимание: у заикающихся устойчивое внимание. Особенности личности: на личность влияет окружающая среда, отношение взрослых.

Классификация заикания. Алистер (1937, 1956) разделяла заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения:

1. Заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функциях органов, участвующих в речи.

2. Связанное с левшеством.

3. По подражанию

4. Сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами.

По анатомо-физиологическому принципу М.Ф. Брунс:

1. Дети с полидарным синдромом – замечается психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушение контакта с окружающими.

Читайте так же:
Синдромы деменции различного генеза

2. Дети со стридарным синдромом. Им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения.

Классификация по клиническому признаку. Кочергина: дети, у которых неуравновешенное поведение с детства, а заикание способствует усилению неуравновешенности; дети с повышенной возбудимостью, у которых до заикания отмечались неврозы. Власова: учитывается форма заикания (тоническая, клоническая), этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия. Шельтинг выделяет заикание, возникающее на фоне задержки развития моторики и речи, связанное с алалией, при повышенной неврозности (мл.школьники). лебединский изучал заикание при различных формах неврозов, у психопатов и лиц с патологическим развитием личности. Заикающихся как нозологическую группу рассматривали Асатиани, Казаков: 1 группа – резидуальные – усиления органического поражения ЦНС; 2 группа – невротические расстройства – психопатии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Заикание. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания

Заикание. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания

Заикание. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания

Физиологические и психологические механизмы заикания

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. В литературе прошлого встречаются весьма разнообразные толкования механизмов заикания.

Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка и мозга.

Значительно позднее, на рубеже XVII и XVIII вв., анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер (XIX в.) находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой.

Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс видели в заикании судорожное закрытие голосовой щели.

Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах в свою очередь находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

Главный проповедник в Гарцгероде Блюме, излагая свой взгляд на заикание, писал, что заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, так, что «речевые органы не поспевают и потому спотыкаются», или же наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

Профессор анатомии Меркель считал, что заикание происходит от несовершенства воли человека, которая ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного механизма. Были и такие авторы, которые доказывали, что заикание — это не что иное, как «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт).

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен, Р.Коэн, Г.Каменка, Г.Д.Неткачев и др.).

Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния страха и пр.

Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие разного генезиса, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

М.И.Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М.Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» . Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р.Е.Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р.М.Боскис, Е.Пишон, Б.Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению авторов, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Первые проявления заикания характеризуются по-разному обусловленной эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию «поиска» слова, грамматической формы, оборота речи.

Н.И.Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И.Ю.Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н.И.Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи.

Читайте так же:
Боли в животе при деменции

Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, М.С Лебединский, С.СЛяпидевский, А.И.Поварнин, Н.И.Жинкин, В.С.Кочергина и др.).

В.С.Кочергина в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста приходит к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом, многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И.П.Павловым и его учениками механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения или активного торможения; или подвижности нервных процессов, или путем образования «патологического условного рефлекса». На основании сделанных наблюдений автор определенно констатирует, что «заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом».

С.С.Ляпидевский, проводивший вместе с сотрудниками медико-педагогическое изучение заикающихся подростков, обнаруживал у них в большинстве случаев (92,2%) при практически здоровом физическом статусе нарушения вегетативной нервной системы по типу вегетодистонии. Результаты исследования высшей нервной деятельности заикающихся подростков объективными методами определяли картину, характерную для неврозов. Он писал о механизме заикания: «Нам представляется, . что первично процесс разыгрывается именно в коре больших полушарий, где происходит срыв нервной деятельности, что может быть связано и с влиянием острых психогенных факторов (страх, испуг, конфликтное состояние и т.д.), влияние которых в генезе логоневроза весьма значительно. Таким образом, нарушение корковой деятельности, которое, по нашему мнению, является первичным, приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеет место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидума (нарушение темпа, плавности речи), однако последние уже носят вторичный характер» .

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А.Гиляровский.

Н.П.Тяпугин, характеризуя особенности высшей нервной деятельности ребенка (в период, когда обычно возникает заикание), указывает на тот факт, что у ребенка еще нет в достаточной мере выработанных условных рефлексов тормозного порядка, а это проявляется его высокой возбудимостью и чрезмерной ее иррадиацией, с бурным эмоциональным и двигательным реагированием, не соответствующим силе раздражителя, с готовностью при состоянии сильного возбуждения к судорожному реагированию. Нервный срыв, по мнению автора, может провоцироваться у ребенка острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Стремление отечественных исследователей рассматривать заикание с позиции Павловского учения о неврозах находит своих последователей и за рубежом: в Чехословакии — М.Зееман, Ф.Досужков, Н.Досталова, А.Конделькова; в Болгарии — Д.Даскалов, А.Атанасов, Г.Ангушев, в Польше — А.Митринович-Моджеевска, в Германии — К.Беккер и др.

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектико-материалистических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. Лишь на основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи воздействуют в свою очередь усугубляюще на протекание заикания. Психологические изменения, усложняя клиническую картину заикания, нередко выступают на первый план.

К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем две фазы. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно-соматические реакции на это, прерывающие цепь условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

Таким образом, сказанное выше характеризует заикание по механизму его образования как сложное невротическое расстройство, которое в одних случаях является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся в конечном итоге речевыми спазмами. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока. В других случаях, заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности, на основе органических изменений центральной нервной системы; но это еще недостаточно изучено. Важно, что в клинической картине заикания обнаруживаются нарушения физиологического и психологического характера, которые составляют диалектическое единство.

Логопедия. Психология. Радость общения

Работа с заикающимися людьми разного возраста (взрослыми, подростками, младшими школьниками, дошкольниками) является нашим профессиональным как практическим, так и теоретическим интересом более 25 лет. В самом начале подготовительного этапа работы пациенты и их родители пишут нам письма. Далее мы цитируем некоторые из них.

Читайте так же:
Снотворные при деменции отзывы

Заиканием страдает примерно 3% взрослого и 5% детского населения. Давно ушли в прошлое взгляды, согласно которым заикание рассматривалось как просто «поломка» речи. Сами заикающиеся говорят о том, что заикается в них не только «речевой аппарат», но и вся личность в целом. Психологические исследования показывают, что заикание – это прежде всего нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося и мешающее реализации жизненных планов.

В школе семейной логопсихотерапии понимают заикание как сложное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности речи и проявляется в ситуациях значимого общения на фоне отрицательных эмоциональных состояний, что ведет к деформации личности заикающихся.

«Мне трудно знакомиться на улице с девушками. Единственное, что я могу спросить у них без запинок: «Который час?»

«Самое страшное для меня – назвать остановку в маршрутном такси. Поэтому я жду, пока выйдет кто-нибудь из пассажиров и выхожу вместе с ним: что мне, трудно, что ли, вернуться пару остановок назад?!»

«Рабочего телефона я боюсь, как огня. Особенно начала разговора. Мне приходится каждый раз собираться с силами, чтобы сделать звонок. Или вообще выходить в коридор, чтобы сослуживцы не могли услышать мои запинки».

Помимо речевых судорог (тонических, клонических, дыхательных, голосовых, артикуляционных), к проявлениям заикания относятся нарушения дыхания и вегетативных реакций, сопутствующие движения, речевые эмболы, наличие трудных звуков П, Т, К, мешающих речевому высказыванию, а также логофобический синдром (страх речи). В подростковом возрасте страх речи может доминировать.

«Во время речевых отступлений заикающимся владеет одна единственная эмоция – страх. В моем случае проявления страха выглядят так: за некоторое время до предполагаемого события я начинаю нервничать и все сильнее по мере приближения к сроку. В животе чуть выше пупка ощущается как бы тяжесть и напряжение. Во время речи тело окаменевает, особенно ноги. Дышать тяжело».

По мере увеличения стажа заикания пациенты учатся скрывать свой речевой дефект.

«В детстве от того, что я задыхался, я сильно краснел и, кажется, потел. Мне было очень жарко. Когда шел от классной доски на свое место, ноги подкашивались. Было невыносимо стыдно. Став постарше, я научился каким-то образом избегать публичных выступлений или делать это крайне лаконично».

Для запуска механизма заикания необходимо сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов.

А. Предрасполагающие причины.

Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет); возникновение заикания приходится на период формирования речевой функциональной системы, а именно на период координации дыхания, фонации, артикуляции и центральной нервной системы. Бывают случаи, но очень редко, когда заикание возникает во взрослом возрасте.

Особое состояние центральной нервной системы. Заикание – это заболевание нервной системы. Чаще всего в записях результатов электроэнцефалограмм мы видим данные, свидетельствующие о рассеянных нарушениях в подкорковых структурах, отвечающей за перераспределение тонуса мышц. Данная симптоматика является следствием осложненного течения беременности и родов.

Наследственный фактор. Нередки случаи, когда заикание возникает у близких и дальних родственников. Однако передается не само заикание, а определенная слабость центральных речевых механизмов. Генетически передаются такие особенностей высшей нервной деятельности, как повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность или ускоренный темп речи и движений. Генетическая наследственность проявляется при наличии дополнительной вредности. Также нельзя отрицать и механизм подражания заикающимся членам семьи.

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. Речевая функциональная система ранима в случае интенсивного развития речи после задержки речевого развития (в 3,5 – 4,5 года). Детей с ранним появлением развернутой фразы – а заикание появляется только с момента появления фразы — (в 1,6-1,8 года) – тоже можно отнести к группе риска. Речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на физиологических речевых повторах могут провоцировать заикание.

Функциональная ассиметрия мозга. У заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Также заикание может возникнуть при отсутствии четких латерализаций в межполушарных связях – тогда, когда ребенок пользуется одновременно и правой, и левой руками, либо при грубом переучивании с левой руки на правую. Заикание может возникнуть, когда ребенок начинает говорить сразу на нескольких языках.

Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в 3- 4 раза чаще, чем у девочек.

Б. Производящие причины.

Хронические психические травмы, которые могут быть связаны, например, с напряженным психологическим климатом в семье. Неблагополучные детско-родительские отношения в семье также можно отнести к хроническим психотравмам. Очень часто семейные истории заикающихся детей трагичны или печальны.

«Причиной заикания стали конфликты со старшим братом в связи с уходом отца из семьи»;

«Речевые запинки появились у ребенка 3-х лет в связи с отъездом матери на заработки в Москву и спонтанно прекратились по ее приезду».

Острые психические травмы.

«Заикание возникло в возрасте 5 лет после испуга при просмотре американского мультфильма. Вначале постепенно, потом наступило резкое ухудшение; «заикание возникло в 6 лет после сильного испуга собакой с потерей речи на три дня».

Заикание невротическое – заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; синоним термина «заикание функциональное», «логоневроз».

Заикание неврозоподобное – заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; чаще всего вызывается органическим поражением центральной нервной системы; синоним термина «заикание органическое».

Чаще на практике бывает смешанная форма заикания.

Система семейной групповой логопсихотерапии является одной из наиболее эффективных и перспективных в плане восстановления и формирования полноценного речевого общения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector