Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

З. Фрейд соотносил инфантильный невроз с теми психическими нарушениями, которые могут иметь место в период возникновения и преодоления эдипова комплекса. В этот период ребенок сталкивается, по его словам, «с великой задачей отхода от родителей» и только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать «членом социального целого». Однако редко кому удается решить эту задачу идеальным образом, то есть правильно в психологическом и социальном отношении. Чаще всего преодоление эдипова комплекса сопровождается внутрипсихическими конфликтами, сшибкой между сексуальными влечениями, комплексом кастрации, завистью к пенису и зарождающимся на этой стадии развития чувством вины, что ведет к инфантильному неврозу. Как полагал З. Фрейд, эдипов комплекс является ядром невроза.

С точки зрения основателя психоанализа эдипальные конфликты имеют место у ребенка в возрасте трех-пяти лет. Другие психоаналитики обратили внимание на более ранние внутрипсихические конфликты ребенка. Так, М. Кляйн (1882–1960) исходила из того, что около середины первого года «ребенок достигает ранних стадий прямого и интвертированного эдипова комплекса». На этих стадиях преодолевается ранее возникшая депрессивная тревога, но возникают новые конфликты и тревоги, поскольку эдипальные желания включают в себя зависть, соперничество и ревность. В отличие от основателя психоанализа М. Кляйн придерживалась точки зрения, в соответствии с которой уже в первые три-четыре месяца жизни младенца у него проявляется параноидно-шизоидная позиция, позднее появляется тревога психотической природы и нормой раннего развития ребенка является «завершение инфантильных неврозов где-то к сроку около середины первого года жизни».

В современной психоаналитической литературе широко распространенной является представление о том, что инфантильный невроз характерен для самых ранних стадий развития ребенка, особенно в том случае, когда в силу различного рода обстоятельств эмоциональные отношения между матерью и младенцем полностью отсутствуют или оказываются недостаточно теплыми. Вместе с тем проблема инфантильного невроза до сих пор является дискуссионной и остается объектом исследования многих психоаналитиков, что нашло свое отражение, в частности, в статьях М. Толпина «Инфантильный невроз» (1970), С. Ритво «Современный статус концепции инфантильного невроза» (1974).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ» в других словарях:

Невроз детский — – 1. невротическое состояние, вызванное острой или хронической психотравмирующей ситуацией и наблюдающееся у детей в возрасте до 10 12 лет (Ковалёв, 1979). Отличается незавершённостью, рудиментарностью невротической симптоматики, а главное,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

НЕВРОЗ — (Neurosis; Neurose) психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой, или, более формально, умеренная диссоциация личности, обусловленная активизацией комплексов.«Любая несовместимость в характере может стать причиной… … Словарь по аналитической психологии

Невроз инфантильный — – см. Невроз детский … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

невроз инфантильный — (n. infantilis) Н. у детей и подростков, проявляющийся в смягченной форме; может принять выраженный характер по мере взросления … Большой медицинский словарь

Генетический подход — Генетический подход  один из неофрейдистских теоретических взглядов на функционирование и принципы работы психики человека. Данный подход, наряду с адаптивным, был сформулирован английским психоаналитиком Эдвардом Гловером[ru] в начале 1940… … Википедия

Неврозы — (греч. neuron – нерв, –osis – суффикс, обозначающий болезнь). Термин введен W. Cullen (1776). Психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых… … Толковый словарь психиатрических терминов

ПЕРЕНОС (ТРАНСФЕР) — – в широком смысле универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга; в узком смысле – процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Два детских невроза

Правообладателям Два детских невроза, Фрейд С.

В настоящее издание вошли две работы З.Фрейда, в которых рассматриваются механизмы возникновения фобии и невроза навязчивых состояний в детском возрасте. Фрейд выделяет конституциональные и внешнесредовые факторы, предрасполагающие к развитию детских неврозов.

Читайте так же:
Как справится с психозом самостоятельно

Оглавление

Обложка книги "Два детских невроза"

Читайте еще:

5. Луиза: послушание и независимость— О, это было просто ужасно. Я… — Слезы полились сильнее. — Я думала, что, вероятно, не помогала тете Джулии столько, сколько было нужно. Помню, что просила его дать мне еще один шанс и обещала быть очень хорошей и много помогать. Я была очень испугана. По крайней мере, я знала дядю Беннета и.

У Александра Чехова детство тоже отпечаталось в памяти как «сплошное татарское иго без просвета»Угроза порки ненавистным воспитателем вызвала у гордого мальчика приступ ненависти, за которым последовал настоящий нервный срыв, в деле пришлось разбираться отцу и бабушке, но извиняться перед гувернером Николай так и не стал.

Глава 1 Человеческие обстоятельства, потребности, замещения и зависимостиКаждый из нас имеет свою уникальную безусловную ценность. Каждый из нас является существом загадочным и неповторимым, единственным во всей истории человечества, будучи в то же время создан по образу и подобию Божию. Но мы узнаем о себе лишь по тому отражению, которое видим в глазах других людей.

Владимир Лебедев. ЛИЧНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ[6]В самом деле, современный человек более или менее подготовлен к таким событиям, как транспортная авария, пожар, нападение бандитов, стихийное бедствие, эпидемия и пр., причем некоторые люди находятся в состоянии повышенной готовности к подобным событиям, например пожарники, милиционеры.

Глава 8. Систематический самоанализ случая болезненной зависимости.Эти попытки были особенно пагубны, поскольку она не только без критики уступала желаниям Питера, но и бессознательно «раздувала» свое чувство к нему. Она осознала, что чем слабее становилось ее действительное чувство к нему, тем сильнее она его разжигала, превращая его в фальшь и тем самым еще.

Человеческая природа и социальный порядокТаким образом, свободны те конкретные личности и государства, которые сами этого хотят, а также отдельные личности в любом обществе и отдельные общества в целом, в большей степени отвечающие требованиям свободы.

Глава 6. Другой пол.Вы можете заметить, что вы пересмотрели цель ваших отношений. Вы можете больше заинтересоваться дружбой, стать более ценным для общества, сделать вашу жизнь богаче и полнее, лучше сотрудничать и испытать радость любви.

Биохимия поможет наладить отношенияОдна из основных мыслей этой главы состоит в том, что нередко супруги ссорятся не потому, что им так хочется, а из-за того, что особенности функционирования мозга определенным образом влияют на личную жизнь.

Предлагаемый когнитивистами способ избавления от депрессии и перехода к оптимистическому мировосприятию основан на следующих уже известных вам простых® GO время депрессии мысли имеют устойчиво негативный характер и этот в основе своем нереальный негативизм (В) переносится на реальные — в т.ч. и позитивные в своем естестве и сути — вещи и состояния (А), заставляя нас чувствовать себя плохо (С)

Психология

Выделяй цитату —
отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Концепция невроза

В классическом психоанализе выделяют несколько типов неврозов. Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением «Ид», которое стремится к разрядке, и защитой «Эго», предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является истерическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты,, отличных от сублимации. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте играет «Супер-эго». Именно «Супер-эго» заставляет «Эго» чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Так что в формировании невротического симптома участвуют все части психического аппарата. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения. Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса. Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера. Травматический невроз вызывается потрясениями. Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику. Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко. Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы. Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.

Читайте так же:
Эриксоновский гипноз отзывы пациентов при неврозе

С точки зрения Фрейда, сущность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами «Супер-эго», бессознательный — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание «Ид». Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо — если это невозможно или недостаточно — в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз — это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которые образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего — сексуальные и агрессивные.

Однако следует отметить, что разные представители психоанализа неодинаково понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. А. Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как «комплекс неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Развитие невротических симптомов считается «бегством в болезнь», «желанием, власти», «мужским протестом». Первый и третий симптомы — это способ привлечения внимания к себе (с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый), желание же власти — второй — входит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер определял невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

К. Г. Юнг рассматривал содержание бессознательного намного шире, считая, что в него входит кроме подавленных сексуальных и агрессивных побуждений и некий ин-трапсихический материал, имеющий более глубокие, исторические, корни — врожденный опыт прошлых поколений. С точки зрения Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, существующее независимо от человека психическое содержание, «разум наших древних предков», которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов — психических структур, первичных психических образов, составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы рассматриваются как прообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг придавал архетипам значение предрасполагающих факторов, внутренних детерминант психической жизни человека, направляющих его поведение и дающих возможность реализовать определенные, общие для большинства людей модели поведения даже в таких ситуациях, с какими сам человек ранее не сталкивался, каких нет в его личном опыте.

Читайте так же:
Частые позывы к мочеиспусканию неврозы у детей

Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний, которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы (или организовано в виде комплексов), представляющие собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств, связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг также считал врожденным), эти комплексы оказывают существенное влияние на психическую деятельность человека, на его поведение. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным «Я», и являются источником невротических нарушений.

К. Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной (коренной, основной) тревоги, которую она описывает как «чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Базальная тревога — это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение незащищенности. В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги. Такие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические потребности. Первоначально Хорни выделяла 10 основных невротических потребностей, в дальнейшем описала три личностных типа на основании выраженности и преобладания тех или иных невротических потребностей и соответствующих им стратегий поведения: уступчивая личность (потребность быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера — ориентация на людей), отрешенная личность (потребность в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве — ориентация от людей) и агрессивная личность (потребность в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других — ориентация против людей). Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потребности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий поведения. Такая негибкость, невозможность направить поведение на удовлетворение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усугубляет невротические проблемы.

Как указывалось выше, Хорни выделяла две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Последняя включает удовлетворение не только физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и в удовлетворении) является источником постоянных противоречий и конфликтов. Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, то есть формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности. Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Э. Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С его точки зрения, человек характеризуется наличием двух тенденций, или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди, в принципе, могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. И эти две потребности находятся в постоянном конфликте, ибо борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и к фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсив-ной деятельности — «бегстве от свободы» как способе избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма, или три стратегии, бегства от свободы: авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.

Читайте так же:
Люди у которых прошел невроз

В целом для всех представителей психоанализа характерен взгляд на невроз как на конфликт между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут пониматься по-разному.

Начало детского психоанализа

«Моя работа с детьми и взрослыми и мой вклад в психоаналитическую теорию в целом, в конечном счете, основаны на игровой технике, созданной в результате работы с маленькими детьми».

Мелани Кляйн

Предыстория детского психоанализа Мелани Кляйн

Зигмунд Фрейд шокировал многих (и в своей профессиональной области, и вне ее), разговаривая с пациентами об их бессознательных сексуальных фантазиях, агрессивных импульсах и глубочайших внутренних конфликтах. Опираясь на теорию Фрейда, Мелани Кляйн проложила новое русло развития психоанализа, показав, что подобные терапевтические методы могут быть так же полезны и эффективны и в клинической работе с детьми. Одним из ее величайших достижений стало освещение самых ранних фаз психической жизни через исследование эмоционального мира младенцев и детей раннего возраста.

Фрейд, «Маленький Ганс»

Живописный пейзаж с лошадью, работа одного из детей — пациентов Кляйн

Живописный пейзаж с лошадью, работа одного из детей — пациентов Кляйн

В 1909 году Фрейд описал эмоциональное развитие «маленького Ганса» — пятилетнего мальчика, у которого развилась фобия лошадей. Под руководством Фрейда отец Ганса постепенно приходит к пониманию, что эта фобия — выражение бессознательных тревог маленького мальчика, проявляющихся в его словах и игре. После того, как отец подробно описывает и разъясняет сыну источник его тревог, Ганс испытывает огромное облегчение, и его фобия исчезает.

По мнению Фрейда, этот эпизод иллюстрирует его теорию о том, что дети переживают бессознательные сексуальные конфликты и тревоги, которые могут вызывать симптомы, сходные с симптомами неврозов у взрослых, и что это может происходить даже в обычной любящей семье. Хотя Фрейд не работал с Гансом напрямую, для Кляйн и ее коллег эта статья стала прообразом психоаналитической работы с детьми.

Фрейд, как и многие его современники, скептически относился к идее анализа детей раннего возраста, поскольку, с его точки зрения, от ребенка нельзя было ожидать, что он откроется кому-либо, кроме своих родителей. Мелани Кляйн была непоколебимо уверена, что пациенты-дети получают от понимания и интерпретации их бессознательных конфликтов и тревоги такую же пользу, как и взрослые. Более того, она чувствовала, что дети лучше могут установить контакт с младенческими состояниями сознания, будучи ближе к непосредственным переживаниям младенчества. Спустя 10 лет после публикации «Маленького Ганса» она уже принимала маленьких детей в анализ.

Дети — пациентыКляйн

Карандашный рисунок одного из первых маленьких пациентов Кляйн

Рисунок одного из первых маленьких пациентов Кляйн

Как и Фрейд, Кляйн основывала все свои теоретические открытия на клинической практике. Ее первые маленькие пациенты начали посещать ее берлинский дом в 1919 году. У многих из этих детей были серьезные нарушения. Шестилетняя «Эрна» страдала от навязчивой тревоги, бессонницы и паранойи; трехлетняя «Рита» была агрессивной и неуправляемой, с мучительными обсессивными ритуалами. У других наблюдались сильные ночные кошмары, недержание кала, энурез, заторможенность в обучении, а иногда и явные психотические симптомы. Отчеты об этих аналитических случаях были опубликованы в «Детском психоанализе».

Читайте так же:
Как помочь ребенку справиться с неврозом

Открытием Клейн было то, что маленькие дети выражают свои внутренние драмы не словами, лежа на кушетке, а через рисунки и (прежде всего) через игру. Она обнаружила, что «именно когда ребенок играет с маленькими игрушками, мы можем наблюдать наиболее отчетливое выражение его противоречивых эмоций». В своем кабинете она поставила низкий столик, на котором выложила «деревянные фигурки мужчин и женщин, игрушечные коляски, экипажи, машинки, поезда, зверей, кубики и домики, а также бумагу, ножницы и карандаши».

Фотография деревянных игрушек вроде тех, которые Кляйн использовала в работе со своими маленькими пациентами, включая машинки, фигурки зверей и людей

Деревянные игрушки 1920-х годов: подобные фигурки Кляйн использовала в работе со своими маленькими пациентами

Кляйн сидела рядом с ребенком, с позиции «сдержанного интереса» наблюдая, как он рисует или играет. Она вступала в творческую игру, принимая отведенные ей роли и обсуждая с ребенком его заботы. Иногда она сосредотачивалась на проблемах, связанных с реальной жизнью, но в первую очередь пыталась проникнуть в суть той глубочайшей бессознательной тревоги, которая, по ее мнению, обуславливала страдания детей. В своем подходе она бывала прямолинейна и иногда бесцеремонна, но всегда была последовательна и проявляла глубокое сочувствие к страданиям своих маленьких пациентов. Подробнее о технике Кляйн.

Современные психотерапевты, работающие с детьми, узнают многие симптомы ранних пациентов Кляйн, хотя многие из этих симптомов теперь диагностируют как психические расстройства (синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, синдром Аспергера и т. д.). Многие терапевты и сегодня используют основную технику, разработанную Кляйн, хотя клиницисты редко разговаривают с детьми так прямолинейно, как это делала она. Прочтите статью Маргарет Растин, исследующей современные подходы к клинической практике в их сравнении с первоначальным подходом Кляйн [на английском языке].

Дискуссия о противоречиях

В некоторых кругах детский анализ Кляйн был встречен очень тепло. Карл Абрахам, также оказавший значительное влияние на Кляйн, объявил, что «будущее психоанализа зависит от игрового анализа». Однако другие ее коллеги были настроены более скептически. Анна Фрейд, в начале 1920-х годов разрабатывавшая собственную модель детской психотерапии, была категорически не согласна с мнением Кляйн, что маленькие дети могут справиться с интерпретацией их агрессивных импульсов; не верила она и в формирование у ребенка отношений «переноса» с аналитиком. В аналитике Анна Фрейд видела скорее педагога, использующего психоаналитическую теорию для создания благотворных терапевтических отношений с ребенком. Она считала, что «действительно ценная работа всегда происходит именно за счет их положительного отношения к аналитику».

Машинопись с ручными исправлениями — первая страница статьи Кляйн, критикующей подход Анны Фрейд к детскому анализу (приблиз.1927)

Первая страница черновика Кляйн: статья с рукописными исправлениями и примечаниями, критикующая подход Анны Фрейд к детскому анализу (приблиз.1927)

Эти ранние разногласия по поводу теории и техники детского анализа привели к расколу в психоаналитическом сообществе и к созданию разных школ мысли и различных терапевтических подходов. До некоторой степени те же самые дискуссии и разные акценты в клинической работе с детьми по-прежнему пронизывают различные школы детской психотерапии, хотя в них есть множество общих принципов и приемов.

Пока звучали похвала и критика, Кляйн продолжала клиническую работу с детьми, постоянно пересматривая и развивая свои теории раннего эмоционального развития. Наиболее яркое описание ее метода детского анализа содержится в ее отчете об анализе 10-летнего мальчика, проведенном во время Второй мировой войны. «Истории детского анализа», опубликованной в 1961 году, через год после смерти Кляйн, суждено было изменить курс психоанализа и заложить основы будущего развития психоаналитической работы с детьми.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector